Архсовет Москвы–35

7 октября Архитектурный совет рассмотрел и поддержал проект оперного театра-студии при Московской консерватории, но отправил на доработку офисное здание в Костомаровском переулке.

mainImg
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Оперный театр-студия в Среднем Кисловском переулке
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Общий вид © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Проект оперного театра разработан компаниями «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» и «Архструктура» в рамках большого проекта реконструкции комплекса Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. За концепцию планировки территории отвечал коллектив «Моспроекта-4». Участок авторам достался сложный – старый и тесный московский двор с частично выведенными из эксплуатации корпусами консерватории. Невысокие протяженные здания расположены строго по периметру почти квадратного двора, в центре которого приютилась еще одна двухэтажная постройка. Из-за нее из открытого дворового пространства остались лишь узкие коридоры по бокам и небольшая площадь перед центральным входом. Попасть же на территорию будущего театра можно только через тесную арку со стороны Среднего Кисловского переулка.
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Генплан © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Под нужды театра отведена часть построек этого дворика, причем большинство из них на момент начала проектирования находилось в плачевном состоянии. Один из боковых корпусов в восточной части участка, являющийся вновь выявленным памятником культурного наследия, в проекте предлагается сохранить и реставрировать. Еще в 2003 он перестал использоваться по назначению из-за обрушения конструкций, но спустя десять лет был восстановлен силами консерватории. Центральный же объем, утративший свой исторический облик, решено разобрать и возвести заново в новых материалах, но в точном соответствии с ранее существовавшей постройкой. Над ним запроектирована двухэтажная «шайба», обернутая двухслойным фасадом из матового стекла с встроенной интерактивной светодиодной подсветкой. Эта надстройка призвана компенсировать дефицит площадей, вместив учебные студии, мастерские и репетиционные залы. Той же цели служит возникшая внушительная подземная часть.

Между собой боковой и центральный корпуса связаны общим атриумом. Атриум служит и центральным входом в театр, и распределительной, буферной зоной: все главные помещения располагаются вокруг него. В атриуме, ограниченном с двух сторон уличными фасадами зданий, устроена парадная лестница, ведущая глубоко вниз. Дело в том, что театральная сцена на 500 мест спрятана в подземной части. Спускаясь по лестнице, посетители смогут попасть на нужный им уровень – балкон, бельэтаж или партер. Зал оснащен современной сценой-трансформером, легко меняющей размеры и обеспечивающей почти мгновенную смену декораций.
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Разрез © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

По словам Евгении Муринец, представленный проект полностью соответствует ГПЗУ. Особую поддержку данной работе высказали и представители Департамента культурного наследия. При этом не удалось избежать долгого и противоречивого обсуждения. Началось оно с целой серии вопросов практически от каждого члена совета. Больше всего их взволновал единственный предусмотренный на территорию въезд через арку, что не соответствует ни градостроительным, ни пожарным нормам. Сергей Кузнецов обратил внимание на то, что боковой корпус очень тесно примыкает к зданию на соседнем участке, но при этом вместо логичной в такой ситуации брандмауэрной стены появляется огромное количество окон.

Неоднозначным показалось и решение надстройки, которая внешне выглядит как сценическая коробка, но таковой не является. Сергею Кузнецову это показалось нерациональным: зачем убирать сцену под землю, а наверху делать ее муляж? Авторы объяснили, что сцена не нуждается в естественном освещении, а, поскольку речь идет не просто о театре, а о театре-студии, то имеется целый перечень помещений – репетиционные залы, учебные студии, мастерские и др. – которым естественный свет необходим. Доводы архитекторов не убедили Алексея Воронцова, уверенного, что акцентировать таким образом верхнюю часть чисто утилитарного назначения не совсем правильно. Это обманет и запутает посетителя, который при подходе к театру решит, что именно вверху находится сцена. Образ надстройки стоит решить проще и чище – убежден Воронцов.
Оперный театр-студия на 500 мест. Атриум © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Андрей Гнездилов планировку и компоновку театра назвал «экзотичной»: зал в подвале, в объеме, похожем на колосниковую коробку – репетиционные залы, которые можно было бы вместить в любой другой объем, окна выходят не на улицу, а в коридор. «При том, что работа выполнена качественно и остроумно, не оставляет ощущение, что тебя все время пытаются обмануть, – поясняет Гнездилов. – Форма убедительная, но содержание ложное. И это заставляет меня очень критически отнестись к работе».

Евгений Асс, отметивший, что по многим параметрам авторы справились со своей задачей, тем не менее, высказал недоверие к решению превратить весь центральный объем исторического ансамбля во входной вестибюль с гардеробными. Не понравилось ему и решение с надстройкой. По его мнению, она не вступает в диалог с окружением, остается «чужаком» в этом маленьком и тихом московском дворике. Пространства внутри очень тесные, но нет интеграции нового строительства в городскую ткань при чрезвычайном градостроительном уплотнении – уверен Асс. Никак не артикулирован, по его мнению, и вход во двор: как зритель сможет найти театр, как он догадается, что он спрятался внутри двора? Ведь из переулка его не видно. Сравнить представленное решение Асс смог только с театром «Практика», где тоже приходится входить через «подворотни». Здесь с Ассом не согласились его коллеги. Сергей Кузнецов напомнил, что в современном мире довольно часто объекты культуры оказываются в крайне стесненных условиях, и в этом нет вины архитектора. Алексей Воронцов добавил, что такое расположение, наоборот, создает особую романтическую атмосферу, напоминая о европейских улочках и двориках: «Театры в Вероне или в Венеции тоже не сразу найдешь, однако это не делает их менее привлекательными для посетителей,» – прокомментировал Воронцов.
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Интерьер атриума с парадной лестницей © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Поддержал проект и Сергей Чобан. По его мнению, он существует в сложных пограничных условиях. Но авторам, тем не менее, удается создать даже некое общественное пространство. Конечно, его нужно усилить за счет разнообразия функций, сделать больший акцент на зоне центрального входа: «это могло бы решить проблему его анонимности». Сносить центральное здание и строить его заново, по мнению Чобана – очень сомнительное предприятие. Куда честнее было бы построить новый и цельный театр без надстройки. Но, зная, что в охранной зоне закон позволяет действовать только в режиме регенерации, Чобан предложил представленный проект, выполненный, по его словам, чисто и аккуратно, поддержать, потому что в таких условиях это хорошее и оригинальное решение. Мысль Чобана подхватил Алексей Воронцов, предложивший в первом этаже предусмотреть общественную функцию – кафе с летней террасой или небольшой ресторан вместо технических помещений, что заметно оживило бы весь театральный комплекс.
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Главная сцена © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Основной недостаток проекта, по мнению Владимира Плоткина – «отсутствие ощущения среды». Зал на 500 мест не слишком велик и вполне сомасштабен существующему пространству двора, но качество пространства в этом проекте не отмечено. Что же касается планировочного решения, то его Плоткин посчитал весьма остроумным и, в целом, проект поддержал. В итоге, с небольшим перевесом работу решено было одобрить, рекомендовав авторам учесть замечания: более тщательно продумать и организовать пространство двора, «успокоить» верхнюю надстройку и более разнообразно спланировать первый этаж.

Административно-офисное здание в Костомаровском переулке
zooming
Административно-офисное здание в Костомаровском переулке. Первый вариант © «Группа АБВ»

Участок, выделенный под строительство офисного здания, разработанного «Группой АБВ», занимает угловое положение на пересечении Костомаровского переулка с Костомаровской набережной реки Яузы. Рядом проходит мост через реку, а на противоположном берегу, точно напротив рассматриваемого участка расположен Спасо-Андроников монастырь. При проектировании приходилось учитывать важность местоположения и многочисленные ограничения ландшафтно-визуального анализа с целью сохранения хорошего обзора монастыря со всех видовых точек. В результате, изначально простой объем, занявший вытянутый вдоль переулка прямоугольный участок, оказался многократно усечен и обрезан. Часть здания со стороны набережной пришлось понизить до 4 этажей, кроме того, сильно «обтесать» по бокам, из-за чего прямой торец превратился в острый угол, похожий на нос корабля, устремленный в сторону реки.

Основной объем здания, достигающий 34 метров в высоту, в торце со стороны реки тоже приобрел плавные, скругленные очертания. Он, словно стремясь скрыть свое присутствие, полностью стеклянный. Маленькая четырехэтажная часть заметно более материальна, и для нее предложено два варианта отделки. Первый – из темно-красного кирпича с металлическими вставками и белыми горизонтальными поясами из архбетона. Второй – из светлого натурального камня. Главный вход в здание организован со стороны переулка. На первом этаже устроен видовой ресторан.
zooming
Административно-офисное здание в Костомаровском переулке. Второй вариант © «Группа АБВ»

Предваряя обсуждение, Сергей Кузнецов пояснил, что такой небольшой объект неслучайно вынесен на рассмотрение совета. Здесь крайне важно его место в городе – знаковое и с градостроительной точки зрения, и в связи с ответственным соседством с монастырем, и ввиду общегородской задачи формирования фронта набережных. По мнению главного архитектора, представленный проект – качественный и хорошо проработанный – выглядит слишком функциональным. «Такая архитектура могла бы быть уместной в любой другой точке Москвы, но здесь она кажется слишком простой. Объем обрезали в соответствии с высотными и видовыми ограничениями, не добавив ничего своего,» – прокомментировал Кузнецов, высказав общее недоверие к подобным методам проектирования, когда архитектурный образ и силуэт здания формируются только нормами инсоляции и разрешенными высотными параметрами.

Андрей Гнездилов согласился с суждением главного архитектора, добавив, что с самого начала проектирования был знаком с проектом и с горечью наблюдал, как «традиционные способы ландшафтно-визуального анализа приводят к появлению таких угловатых, неловких объемов». В результате, по мнению Гнездилова, пытаясь не навредить монастырю, новое здание, наоборот, начинает с ним спорить. «Здесь нужно нетривиальное авторское решение, трюк,» – уверен Гнездилов. Похожего мнения придерживается и Михаил Посохин, убежденный, что в таком знаковом месте надо лучше работать над архитектурным образом.
zooming
Административно-офисное здание в Костомаровском переулке. Генплан © «Группа АБВ»

Владимир Плоткин коллег не поддержал, вспомнив, что и сам в своей практике очень часто оказывается в ситуации, когда архитектуру определяют ограничения и соседство с каким-нибудь «сакральным» объектом. Тогда и город, и заказчик требуют от архитектора сделать скромную, незаметную, как можно более контекстуальную архитектуру. Это всегда очень сложно. Именно поэтому архитектор не стал давать авторам таких смелых советов, как предыдущие выступающие. По его мнению, авторы сделали очень аккуратный объем, но угловое положение на открытом пространстве волей-неволей делает его доминирующим, здание невозможно спрятать. Поэтому авторам стоит тщательней продумать качественные решения: «возможно, высокое качество реализации вытянет весь объем». Еще Плоткин посоветовал попробовать решить здание в одном материале. «Здание достаточно маленькое, но при этом имеет двухчастную композицию, подчеркнутую использованием разных материалов. Вероятно, целиком решенное, скажем, в натуральном камне, оно выглядело бы более цельным» – порекомендовал Плоткин. Авторы, в свою очередь, показали один из первоначальных вариантов, где офисный центр сделан полностью стеклянным. Вариант членам совета понравился.

Но тут в дискуссию включился Сергей Чобан. Он, отказавшись всерьез рассматривать изрубленный ограничениями объем, обратился к совету с предложением о возможном пересмотре высотных отметок. По его убеждению, фронт набережной должен быть сознательно сформирован более крупным и важным объектом, тем более, что существующие соседние дома значительно выше и масштабнее, чем рассматриваемый. Фасад, выходящий на набережную, необходимо хорошо проработать. Сейчас же вся форма здания кажется Чобану неубедительной и должна быть пересмотрена, иначе город получит еще одну градостроительную ошибку. Сергей Кузнецов тут же адресовал вопрос представителям ландшафтно-визуального анализа, и оказалось, что возможность для пересмотра имеется, просто изначально ставилась задача сформировать понижение в сторону реки с учетом перспективной застройки территории завода «Серп и Молот».
zooming
Административно-офисное здание в Костомаровском переулке. Разрез © «Группа АБВ»

Евгений Асс добавил, что, помимо пересмотра всей объемно-пространственной композиции с учетом вновь выявившихся возможностей, стоит подумать над акцентированием угла. Кроме того, участок, с которым Асс много работал вместе со студентами МАРШа, должен рассматриваться не только с точки зрения соседства с монастырем. Объект должен быть и частью перспективной линии при взгляде с моста, и единым целым с застройкой набережной. Но делать объем «такой странной формы, чтобы историки в будущем ломали голову над тем, что же с ним могло случиться», по убеждению Асса, ни в коем случае нельзя.

Итог обсуждению подвел Сергей Кузнецов. В целом, он выразил уважение к проделанной работе и уверенность в высокой квалификации ее авторов, оказавшихся в ловушке. Им он предложил подумать над альтернативными вариантами – либо, по предложению Плоткина, слегка упростить объем и решить его в одном материале, либо, по предложению Чобана, целиком пересмотреть форму. Оба варианта будут рассмотрены в рабочем порядке.
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

08 Октября 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.