Архсовет Москвы–13

18 декабря московский Архсовет рассмотрел проекты двух гостиничных комплексов и ТРЦ с wellness-центром, но утвердил из трех лишь один.

Автор текста:
Алла Павликова

19 Декабря 2013
mainImg
Торгово-развлекательный центр с wellness-центром на Дмитровском шоссе
Проект строительства торгово-развлекательного центра с wellness-центром по адресу: Дмитровское шоссе, владение 25. Проектная организация – ЗАО «Блэнк Архитэкс», заказчик – ООО «Квази Социум».

О проекте бюро «Блэнк Архитэкс» членам совета рассказала его автор Магда Чихон. Участок проектирования располагается вдоль Дмитровского шоссе, с другой стороны к нему примыкает крупный жилой дом. Комплекс разбит на три части, между которыми устроены сквозные проходы в открытый, благоустроенный и озелененный двор со стороны Дмитровки, вдоль которой предусмотрена широкая пешеходная зона. Фасад, обращенный к шоссе, четко следует красной линии, а стена, выходящая к жилому дому, имеет сложную конфигурацию с многочисленными выступами и нишами озелененных террас. Таким образом, авторы вместо протяженного монообъема создают сомасштабное среде сооружение. Для отделки фасадов используется стекло, оксидированная сталь и декоративный кирпич. Рисунок стен имеет жесткий ритм, который лишь на одном из блоков прерывает узор из стилизованных силуэтов деревьев. Угловой, самый компактный корпус представляет собой цельный объем в легкой оболочке из вертикальных ламелей. В нем располагается главный вход в здание, перед которым предполагается создать небольшую площадь.
zooming
Проект строительства торгово-развлекательного центра с wellness-центром по адресу: Дмитровское шоссе, владение 25. Проектная организация – ЗАО «Блэнк Архитэкс», заказчик – ООО «Квази Социум».

Основное функциональное назначение центра – спорт: здесь запроектированы большой бассейн, помещения для занятий фитнесом и многофункциональные залы для футбола и баскетбола. Часть площадей (преимущественно на первом этаже) планируется отдать под торговые и развлекательные функции.

Рассмотрев проект, члены совета единодушно высказали недоумение по поводу чрезмерно высоких потолков в основных помещениях. Сергей Чобан засомневался, что подобная планировка себя окупит: «Фитнес-центр спроектирован так, как будто он рассчитан на огромный поток посетителей. Проект предполагает размещение двух эскалаторов и лифтов, ведущих в зал для занятий фитнесом, и высота этого зала более 10 метров. При этом торговые бутики, расположенные на первом этаже, ютятся на 25 м2, а часть из них вообще изолирована от общего торгового пассажа». Это же несоответствие увидел в проекте и Андрей Гнездилов, заметивший, что, к примеру, в ресторане, а уж тем более в раздевалках, совершенно необязательно поднимать потолок на такую гигантскую высоту. Сергей Кузнецов обратил внимание коллег на то, что в планировке зала, обозначенного как многофункциональный и предназначенный для подвижных игр, запроектирована стандартная сетка колонн – что в принципе невозможно: «Сейчас комплекс больше напоминает обычный торговый центр, и есть опасения, что это попытка в дальнейшем самовольно добавить дополнительные перекрытия и тем самым увеличить площадь здания. Этого мы допустить не можем. Планировку комплекса следует привести в соответствие с его функциональной программой, убрать сетку колонн, оставить один эскалатор и т.д. И если мы согласовываем проект в представленном виде, то нам нужны гарантии, что и планировочная структура будет реализована в строгом соответствии с настоящими планами». Как вариант, Кузнецов предложил авторам сократить высотность комплекса за счет понижения высоты этажей.
Проект строительства торгово-развлекательного центра с wellness-центром по адресу: Дмитровское шоссе, владение 25. Макет. Проектная организация – ЗАО «Блэнк Архитэкс», заказчик – ООО «Квази Социум».
Проект строительства торгово-развлекательного центра с wellness-центром по адресу: Дмитровское шоссе, владение 25. Макет. Проектная организация – ЗАО «Блэнк Архитэкс», заказчик – ООО «Квази Социум».

Внешний облик здания у членов совета вопросов не вызвал. Все отмечали качественно проработанную архитектуру и грамотное расположение здания в городской ткани. В планах московских властей – строительство на этом участке Дмитровки эстакады, поэтому появление между жилым домом и автомагистралью «границы» в виде фитнес-центра для жителей района – скорее благо. Большим плюсом стало тщательно продуманная концепция благоустройства прилегающих территорий. В итоге, проект решено было согласовать при условии доработки планировочной структуры.

Гостиничный комплекс в Курсовом переулке
zooming
Эскизный проект строительства гостиничного комплекса в самом центре Москвы по адресу: Курсовой переулок, владение 10/1. Проектировщик – Scott Brownrigg, заказчик – ООО «Атлант»

Гостиница, спроектированная компанией Scott Brownrigg, расположена в районе Остоженки и, согласно представленному проекту, должна вместить в себя 14 апартаментов, кафе и ресторан, а также небольшой фитнес-центр. Участок расположен на углу Курсового переулка, поэтому здание фиксирует этот угол. Основной элемент архитектурного образа – смещение каждого этажа относительно центральной оси, поэтому дом немного напоминает кубик-рубик в процессе сборки. На участках смещения устроены открытые балконы. В отделке широко используется остекление, и лишь торцевой фасад сделан глухим: он обращен в сторону соседнего участка, где предполагается строительство жилого корпуса. Как рассказали авторы проекта, их дом предназначен для временного проживания. Представленный эскизный проект был выбран на основании проведенного заказчиком закрытого конкурса.
Эскизный проект строительства гостиничного комплекса в самом центре Москвы по адресу: Курсовой переулок, владение 10/1. Проектировщик – Scott Brownrigg, заказчик – ООО «Атлант»

Участники обсуждения сразу обратили внимание на то, что, хотя площади здания и соответствуют указанным в ГПЗУ, но объем выглядит слишком крупным, занимая участок практически в распор и оставляя слишком мало места для пожарного проезда. Андрея Гнездилова возмутило то, что авторы проекта совершенно не учитывают градостроительную ситуацию. Габариты здания, по его мнению, неприемлемы для этого места: дом как будто располагается вне контекста, не учтены границы межевания и интересы собственников примыкающих участков. Западный фасад подходит вплотную к границам соседнего участка, таким образом, пресекается какая-либо возможность для его дальнейшего развития и застройки. Эвакуация жителей проектируемого дома в случае пожара будет происходить через узкий проход, проложенный с захватом территории соседей.
Эскизный проект строительства гостиничного комплекса в самом центре Москвы по адресу: Курсовой переулок, владение 10/1. Проектировщик – Scott Brownrigg, заказчик – ООО «Атлант»

Сергей Кузнецов сразу отсек намерение заказчика выдать жилой дом за здание для временного проживания: «На данном участке разрешено строительство здания с общественной функцией, но авторы представили проект жилого дома, причем даже не попытались это скрыть. Здесь даже лестница всего одна – как в жилом доме. Это прямое нарушение базовых положений». Евгений Асс поинтересовался, по каким нормам проектируется этот дом: если это жилой дом, то он абсолютно не соответствует ни нормам инсоляции, ни нормам соцкультбыта.
Эскизный проект строительства гостиничного комплекса в самом центре Москвы по адресу: Курсовой переулок, владение 10/1. Проектировщик – Scott Brownrigg, заказчик – ООО «Атлант»

Подводя итог обсуждению, Сергей Кузнецов подчеркнул, что в таком виде проект не может быть одобрен. Он посоветовал авторам корректно расположить здание на участке и определиться с его функцией.

Гостиничный комплекс на Олимпийском проспекте
Проект строительства гостиничного комплекса по адресу: Олимпийский проспект, вл. 10. Проектные организации – Bofill Arquitecure S.L., ООО «Хоумленд Архитектура», заказчик – ООО «Гаражно-строительный комплекс «Лаврский». Авторы проекта – Рикардо Бофилл, Шашков О.В.

Проект гостиничного комплекса на 150 мест был разработан мастерской Bofill Arquitecure S.L. и ООО «Хоумленд Архитектура». Участок расположен на Олимпийском проспекте, рядом с Троицкой церковью. Также к комплексу прилегает корпус банка, а позади расположен многоэтажный жилой дом 1970-х годов. Комплекс представляет собой протяженный 4-этажный объем. Его архитектурное решение, избегая контрастности, обращается к стилистике соседнего жилого дома. Отделка фасадов выполнена из натурального камня, включая травертин. Помимо гостиничных номеров, в здании имеются ресторан, небольшой бизнес-центр и торговые помещения.
zooming
Проект строительства гостиничного комплекса по адресу: Олимпийский проспект, вл. 10. Один из вариантов решения фасадов. Проектные организации – Bofill Arquitecure S.L., ООО «Хоумленд Архитектура», заказчик – ООО «Гаражно-строительный комплекс «Лаврский». Авторы проекта – Рикардо Бофилл, Шашков О.В.

Александр Кибовский отметил, что появление этого комплекса в общем не повлияет на восприятие силуэта Троицкой церкви. Другой вопрос – почему авторы решили ориентироваться на архитектуру жилого дома, а не на доминирующий стеклянный объем банка. Сергей Чобан заметил: если возникает вопрос – на что следует в первую очередь ориентироваться, необходимо изучить структуру района в целом. Застройка Олимпийского проспекта очень зерниста, здесь всегда было много особняков и других небольших зданий, поэтому появление там столь длинного и монотонного объема, по мнению Чобана, не оправданно. Правильнее было бы разбить здание на несколько частей, объединив их переходами. Сейчас получается, что комплекс абсолютно выбивается из контекста.
Проект строительства гостиничного комплекса по адресу: Олимпийский проспект, вл. 10. Макет. Проектные организации – Bofill Arquitecure S.L., ООО «Хоумленд Архитектура», заказчик – ООО «Гаражно-строительный комплекс «Лаврский». Авторы проекта – Рикардо Бофилл, Шашков О.В.

Важно отметить, что жители расположенного рядом жилого дома были категорически против строительства этой гостиницы. Однако итоги прошедших публичных слушаний были учтены на ГЗК, а затем на рассмотрении у мэра Москвы: потому были утверждены определенные габариты здания и композиция с низкой передней частью и чуть повышенным объемом, уходящим вглубь участка. Впрочем, представленный на Архсовете проект не соответствует ни утвержденным габаритам, ни одобренному композиционному решению, и по этой причине авторам было рекомендовано либо изменить габариты здания, либо пересмотреть полученное ГПЗУ.
Проект строительства гостиничного комплекса по адресу: Олимпийский проспект, вл. 10. Один из вариантов решения фасадов. Проектные организации – Bofill Arquitecure S.L., ООО «Хоумленд Архитектура», заказчик – ООО «Гаражно-строительный комплекс «Лаврский». Авторы проекта – Рикардо Бофилл, Шашков О.В.
Проект строительства гостиничного комплекса по адресу: Олимпийский проспект, вл. 10. Один из вариантов решения фасадов. Проектные организации – Bofill Arquitecure S.L., ООО «Хоумленд Архитектура», заказчик – ООО «Гаражно-строительный комплекс «Лаврский». Авторы проекта – Рикардо Бофилл, Шашков О.В.
Проект строительства гостиничного комплекса по адресу: Олимпийский проспект, вл. 10. Один из вариантов решения фасадов. Проектные организации – Bofill Arquitecure S.L., ООО «Хоумленд Архитектура», заказчик – ООО «Гаражно-строительный комплекс «Лаврский». Авторы проекта – Рикардо Бофилл, Шашков О.В.

19 Декабря 2013

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни
Музей в «холодной куртке»
Корпус Киндер Хьюстонского музея изобразительных искусств по проекту Steven Holl Architects: фасады из полупрозрачного стекла отражают 70% солнечного жара.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха