Практичность в теплых тонах

Неподалеку от Красной Пресни готовится к открытию новый офисный центр MARR Plaza. Это здание добавляет к пролетарской эстетике старого промышленного района немецкой респектабельности и прагматизма. А фасад при желании можно рассматривать как постиндустриальный манифест: керамические панели рифмуются с кирпичом фабричных цехов, а полированное тонированное стекло – с дорогими иномарками «белых воротничков».

Автор текста:
Анна Гараненко

06 Октября 2011
mainImg
Архитектор:
Никита Бирюков
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Проект:
Бизнес-центр «Marr Plaza»
Россия, Москва, ул. С. Макеева, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской – Бирюков Н.Ю.,
главный инженер мастерской – Маркова Л.И.,
главный инженер проекта – Саватеев И.В.,
главный архитектор проекта – Темников Д.Г.,
архитекторы – Алешина О.В., Морозова О.А., Железнов П.В., Семенов А.Р., Потешина А.Л., Лях З.В.

– 2008

Заказчик – ООО «Инженерный центр»
MARR Plaza расположен в 10 минутах ходьбы от метро «Улица 1905 года» – это еще не откровенные промзоны Магистральных улиц, но уже и не центр города. Некоторая промежуточность (не в смысле «неприкаянность» – скорее, золотая середина) расположения позиционирует новостройку не только в пространстве, но и во времени. С верхних этажей девятиэтажного офиса открывается вид на небоскребы «Москва-Сити» – это если не опускать глаза. Если опустить, то можно обнаружить заброшенную автобазу, парковку, несколько догнивающих бараков и старую котельную. В этом контрастном социально-экономическом пейзаже MARR Plaza занимает здоровую нишу среднего класса – устойчивого, основательного, уверенного в себе, не склонного к крайностям. Впрочем, не он один – офисные центры вытесняют из района прежнюю застройку, постепенно меняя характер городской среды: превращают ее из руинированно-промышленной в строгую деловую.

Надо признать, что MARR Plaza преобразует окружающую среду весьма интенсивно. Прямоугольный объем гармонично продолжает ряд кирпичных сталинских домов, выстроившихся здесь вдоль Звенигородского шоссе. Только при ближайшем рассмотрении выясняется, что это не один объем, а два – второй, задний, чуть выше и слегка смещен по отношению к параллелепипеду, выходящему на улицу Макеева. Как поясняют авторы проекта, решение родилось из необходимости обеспечить инсоляцию соседнего жилого дома. Прием получил продолжение на фасаде: окна каждого этажа сдвинуты на полшага, в результате чего на фасаде образуется терракотовое переплетение в виде «елочки». Грозившая монотонностью обширная плоскость фасада получила таким образом ритм и рельеф – и стала напоминать дорогую ткань ручной выделки, что-то вроде твида. Сходства с тканью добавляет дружелюбный, теплый рыжий цвет керамики, которая обильно использована в отделке. Полосатая фактура панелей, разделяющих окна, будучи подсвечена вечером, выглядит как частокол свечей, отчего теплеет, кажется, во всей округе.

Фасады задней части чуть менее нарядны: здесь сплошные стеклянные полосы чередуются с керамическими. Традиционный для офисных зданий горизонтальный ритм оживляют массивные алюминиевые жалюзи. Они не только защищают от солнца (этой части здания достается больше всего света), но и добавляют фасаду глубины, поскольку работают как стереопластины, заставляя картинку меняться в зависимости от точки зрения и угла падения света.

Стоит обратить внимание на то, что фасады были изготовлены как модульные, или элементные – то есть панели (стекло, керамика, эмалит) монтировались в заводских условиях, что позволило максимально быстро собрать их без дополнительной обработки. Здание вообще демонстрирует приверженность к инновациям: например, это единственное офисное здание в Москве с шагом несущих колонн 8 на 12 метров – идеальный вариант для расстановки офисной мебели.  Интерьеры максимально функциональны – центральное ядро с лифтами и свободная планировка (авторы трактуют его как здание-машину, где четкая логичная схема внутреннего пространства позволяет получить максимальный результат от процесса). Двухсветный входной холл отделан, как и фасад, керамическими панелями, а также мрамором и добавляющим тепла  
деревом.   

Офисный центр, строительство которого началось в 2008 году, в самый разгар кризиса – был благополучно сдан в долгосрочную (на срок от 10 лет) аренду крупным международным компаниям. За что и получил премию Commercial Real Estate Awards Moscow 2011 (CRE) в номинации «Бизнес-центр класса A», а также был признан лучшим архитектурным проектом года в области коммерческой недвижимости.
Бизнес-центр «Marr Plaza». Фрагмент. Реализация, 2008 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Бизнес-центр «Marr Plaza». Проект, 3D. Реализация, 2008 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Бизнес-центр «Marr Plaza». Проект, 3D. Реализация, 2008 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Бизнес-центр «Marr Plaza». Главный фасад. Реализация, 2008 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Бизнес-центр «Marr Plaza». Вид ночью. Реализация, 2008 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Бизнес-центр «Marr Plaza». Вид с ул. Сергея Макеева. Реализация, 2008 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Бизнес-центр «Marr Plaza». План 8 этажа. Реализация, 2008 © Архитектурная мастерская «Группа АБВ»


Поставщики, технологии

Hunter Douglas
Архитектор:
Никита Бирюков
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Проект:
Бизнес-центр «Marr Plaza»
Россия, Москва, ул. С. Макеева, вл. 13

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской – Бирюков Н.Ю.,
главный инженер мастерской – Маркова Л.И.,
главный инженер проекта – Саватеев И.В.,
главный архитектор проекта – Темников Д.Г.,
архитекторы – Алешина О.В., Морозова О.А., Железнов П.В., Семенов А.Р., Потешина А.Л., Лях З.В.

– 2008

Заказчик – ООО «Инженерный центр»

06 Октября 2011

Автор текста:

Анна Гараненко
Технологии и материалы
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.