English version

Никита Бирюков: «Я буду сам бороться за свой проект»

ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ» архитектора Никиты Бирюкова планирует подать в суд на застройщиков за искажение архитектурного замысла при реализации проектов.

Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
0 Речь идет о двух объектах, строительство которых завершается в текущем году – жилищно-административном центре, расположенном по строительному адресу: Москва, ул. Малая Пироговская, вл. № 8, стр. 1, 2, 3 (застройщик – ОАО «Московская шелкокрутильная фабрика «Моснитки»), а также многофункциональном комплексе по строительному адресу: Москва, ЦАО, Смоленский пер., вл. 19–21 (застройщик – ЗАО «СК Донстрой»). Проекты обоих домов разрабатывались ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ», руководителем которого является архитектор Никита Бирюков.

Работа с обоими проектами началась до экономического кризиса 2008 года, тогда же проекты были согласованы на стадии «Проект». После того, как в компаниях-застройщиках произошла смена руководства проектов, новые руководители проектов попросили о сравнительно незначительных корректировках проектов. Однако, когда строительные работы дошли до стадии реализации фасадов объектов застройщики перестали учитывать мнение архитекторов, перекраивая проект на ходу, игнорируя замечания и записи в журналах авторского надзора.

В доме на Малой Пироговской (состоит из четырех различных частей) результатом такого произвольного вмешательства стало появление на одном из фасадов несогласованных архитекторами гигантских контррельефов с изображениями ампирных барышень и кавалеров: от античных и египетских образцов жанра они отличаются полным отсутствием пластики – контуры фигур желобками прорезаны в бетонных плитах. На том же здании по Пироговке появился фасад, прилепленный снаружи на кладку, вместо фасада, вставленного в распор структуры из кирпича, а также вместо кирпичных орнаментов кладки фасада поверх облицовки заказчиком были просто наклеены в изобилии пенопластовые детали. В период, когда по этому объекту выполнялись несогласованные архитекторами изменения, интересы застройщика представляла Алёна Дерябина, которая действовала от имени застройщика на основании доверенности, и которая, к сожалению, совершенно не прислушивалась к мнению архитекторов по данному вопросу.
Никита Бирюков. Фотография предоставлена «Группой АБВ»
Малая Пироговская, 8. Панно, не согласованные «Группой АБВ» и Москомархитектуры // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Малая Пироговская, 8. Панно, не согласованные «Группой АБВ» и Москомархитектуры // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с элементами несоответствующего качества, самовольно установленными несоответствующим образом и не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с самовольно изготовленными элементами, не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, и нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»

Фасады здания в Смоленском переулке, по словам Никиты Бирюкова, «пострадали меньше, но всё же изуродованы». Здесь «вместо белого, почти хрустального доломитового камня застройщик самовольно использовал желтовато-ржавый и бежево-коричневый отделочный камень, что сделало фасады депрессивными», – уверен автор. Дело довершили крупные, расставленные на виду фонари подсветки: предложенный архитекторами ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ» проект освещения застройщики также проигнорировали.
1 Смоленский пер., 19-21. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализованные фасады с применением самовольно замененного камня, не согласованного «Группой АБВ» и нарушающего эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
1 Смоленский пер., 19-21. Слева: фрагмент фасада по проекту «Группы АБВ». Справа: фрагмент реализованного фасада с самовольно установленным светильником, не согласованным «Группой АБВ» и нарушающим эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
zooming
1 Смоленский пер., 19-21. Слева: концепция освещения по проекту «Группы АБВ». Справа: не согласованный «Группой АБВ» проект освещения // Илл. предоставлены «Группой АБВ»

В настоящее время ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ» направила жалобы на несоблюдение проектов в Комитет Государственного строительного надзора города Москвы, а также претензии компаниям-застройщикам. Также ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ» подготовлены иски о защите нарушенных авторских прав, которые будут поданы в суд по результатам получения ответов от застройщиков на направленные им претензии.

На момент публикации данного материала не удалось получить комментарий представителей компании «Донстрой».

Мы поговорили с архитектором Никитой Бирюковым о подробностях дела.

Архи.ру:
– Российские архитекторы постоянно ворчат, говоря, что им испортили проект, но практически никогда не судятся и не борются за свои права. Во всяком случае я не могу припомнить таких случаев, мне кажется, вы первый. Как вы решились?

Никита Бирюков:
– Здесь не просто испортили дом, тут другое. Я считаю, что это за гранью. Люди перешли черту. Такого чудовищного пренебрежения к мнению архитектора я за свою жизнь ещё не встречал.

То, что получилось на Пироговке, я не могу классифицировать иначе, как пошлость. Все, кто нас знает, как архитекторов, глядя на этот дом, смеются, думают, что мы сошли с ума. Я не хочу кидать камни в сторону автора контррельефов – но таких трёхметровых панелей с журнальной графикой на фасаде данного здания попросту не может, не должно быть.

– Откуда вообще возникла идея с рельефами?

– В одном из вариантов проекта у нас было предложение с рельефами, потом от этого решения отказались и забыли. В нашем варианте мы делали барельефы, там была профессиональная, объемная пластика, мощная, сочная. Есть масса образцов архитектурной пластики, не буду даже ссылаться на классические примеры в Москве, в сталинской архитектуре – множество примеров полноценных рельефов, горельефов.

Мы были категорически против контррельефов, ничего подобного мы не подписывали как авторы. Мы отказались в этом участвовать, однако наше мнение было проигнорировано застройщиком.
Малая Пироговская, 8. Панно, не согласованные «Группой АБВ» и Москомархитектуры // Илл. предоставлены «Группой АБВ»

– Какова ваша цель в суде?

– Прежде всего мы хотим, чтобы фасады разобрали и переделали согласно проекту. Мы передали заказчику все рабочие чертежи фасадов, у нас есть качественные рендеры, мы можем поставить их в суде рядом с фотографиями построенных домов, можно будет сравнить, все увидят, насколько они различаются. Кроме того, мы конечно, хотим заявить во всеуслышание: то, что построено – это не наши дома, не наша архитектура. Отстоять свои права; никто из архитекторов этим не занимается, я хорошо понимаю – почему. Все боятся потерять работу.

– Вы ожидаете давления со стороны застройщиков?

– Безусловно, будут давить, всё непросто. Они сейчас чувствуют себя абсолютно безнаказанными.

– Рассчитываете ли вы на поддержку профессионального сообщества? Коллеги вас поддержали? Помнится, на «Арх Москве» весной говорили об авторских правах архитекторов…

– Я пытался говорить с коллегами, у многих бюро есть похожие проблемы с застройщиками, но всё закончилось только разговорами. Строго говоря, никакого сообщества нет. Есть личные интересы. Поскольку я не рафинированный архитектор, а борец, я всю жизнь борюсь, то я – не очень характерный для этого общества человек, мало с кем общаюсь, живу довольно уединенно. Публичная жизнь мне не интересна. Чем мне нравятся англосаксы – те да, выстраиваются свиньей и идут отстаивать свои права. А русские архитекторы по отдельности все замечательные люди, но сообщества нет и думаю долго не будет. Поэтому я перестал думать о поддержке, я буду бороться сам. Клиент перешел черту, и я не могу не реагировать. 
zooming
Объект, реализуемый компанией «ДОНСТРОЙ». Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с самовольно изготовленными элементами, не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, и нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Объект, реализуемый компанией «ДОНСТРОЙ». Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с элементами несоответствующего качества, самовольно установленными несоответствующим образом и не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Объект, реализуемый компанией «ДОНСТРОЙ». Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с элементами несоответствующего качества, самовольно установленными несоответствующим образом и не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Объект, реализуемый компанией «ДОНСТРОЙ». Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с самовольно изготовленными элементами, не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, и нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

21 Сентября 2015

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Технологии и материалы
5 лайфхаков типового проекта загородного дома
Руководитель отдела R&D компании Good Wood Елена Дубовенко рассказывает, как архитектору избежать ошибок и создать успешный типовой продукт на примере каменного барнхауса площадью 176 кв. м для семьи из четырех человек.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Сейчас на главной
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.
Рыбий мост
Пешеходный и велосипедный мост в пригороде Сиднея по проекту Sam Crawford Architects вдохновлен местной фауной и традициями аборигенов.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Здесь будет город-сад
Институт Генплана работает над проектом-исследованием территории площадью больше тысячи га в районе Вороново. Результат сравним с идеальным городом, причем идеи «города-сада» и компактной урбанизированной, но малоэтажной застройки с красными линиями, улицами, площадями пешеходной доступностью функций он совмещает в равных пропорциях.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
«Отшлифованный образ»
Завод по переработке овса по проекту бюро IDOM стоит среди живописного пейзажа Наварры и потому получил «отполированный» облик, не нарушающий окружение.
Избушка волонтера
Микродом, придуманный бюро Архдвор для людей, готовых совмещать путешествия с участием в восстановлении заброшенных деревень и памятников архитектуры. Первые Izbushk′и установлены в деревне Астошово и уже принимают гостей.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Зеленые углы
Офисная башня NION во Франкфурте по проекту UNStudio станет одним из самых экологичных зданий Германии.
Алексей Курков: «Суть навигации – в диалоге с пространством...
Одна из специализаций бюро «Народный архитектор» – навигационные системы в общественных пространствах. Алексей Курков рассказал о том, почему это направление – серьезная архитектурная задача, решение которой позволяет не только сделать место понятным и комфортным, но и сохранить его память или добавить новую ценность.
Культура каменной кладки
Словацкое бюро BEEF Architekti попробовало переосмыслить типологию классической средиземноморской виллы, основываясь на исторических строительных технологиях и традиционных материалах.
Пятидворье
Для микропарка в исторической части города Кукмор архитекторы Citizenstudio выбрали масштаб двора и создали систему камерных пространств с разными функциями и настроением, которые возвращают месту центральную роль в городе.
Пресса: 20 главных зданий России XXI века
За последние 20 лет города России радикально изменились, хотя иногда и казалось, что это не так. У нас появились школы, офисы и парки мирового уровня. «Афиша Daily» выбрала 20 главных архитектурных объектов, построенных в России в XXI веке.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.