Никита Бирюков: «Я буду сам бороться за свой проект»

ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ» архитектора Никиты Бирюкова планирует подать в суд на застройщиков за искажение архитектурного замысла при реализации проектов.

author pht

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg

Мастерская:

Архитектурная мастерская «Группа АБВ»
Речь идет о двух объектах, строительство которых завершается в текущем году – жилищно-административном центре, расположенном по строительному адресу: Москва, ул. Малая Пироговская, вл. № 8, стр. 1, 2, 3 (застройщик – ОАО «Московская шелкокрутильная фабрика «Моснитки»), а также многофункциональном комплексе по строительному адресу: Москва, ЦАО, Смоленский пер., вл. 19–21 (застройщик – ЗАО «СК Донстрой»). Проекты обоих домов разрабатывались ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ», руководителем которого является архитектор Никита Бирюков.

Работа с обоими проектами началась до экономического кризиса 2008 года, тогда же проекты были согласованы на стадии «Проект». После того, как в компаниях-застройщиках произошла смена руководства проектов, новые руководители проектов попросили о сравнительно незначительных корректировках проектов. Однако, когда строительные работы дошли до стадии реализации фасадов объектов застройщики перестали учитывать мнение архитекторов, перекраивая проект на ходу, игнорируя замечания и записи в журналах авторского надзора.

В доме на Малой Пироговской (состоит из четырех различных частей) результатом такого произвольного вмешательства стало появление на одном из фасадов несогласованных архитекторами гигантских контррельефов с изображениями ампирных барышень и кавалеров: от античных и египетских образцов жанра они отличаются полным отсутствием пластики – контуры фигур желобками прорезаны в бетонных плитах. На том же здании по Пироговке появился фасад, прилепленный снаружи на кладку, вместо фасада, вставленного в распор структуры из кирпича, а также вместо кирпичных орнаментов кладки фасада поверх облицовки заказчиком были просто наклеены в изобилии пенопластовые детали. В период, когда по этому объекту выполнялись несогласованные архитекторами изменения, интересы застройщика представляла Алёна Дерябина, которая действовала от имени застройщика на основании доверенности, и которая, к сожалению, совершенно не прислушивалась к мнению архитекторов по данному вопросу.
Никита Бирюков. Фотография предоставлена «Группой АБВ»
Малая Пироговская, 8. Панно, не согласованные «Группой АБВ» и Москомархитектуры // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Малая Пироговская, 8. Панно, не согласованные «Группой АБВ» и Москомархитектуры // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с элементами несоответствующего качества, самовольно установленными несоответствующим образом и не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с самовольно изготовленными элементами, не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, и нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»

Фасады здания в Смоленском переулке, по словам Никиты Бирюкова, «пострадали меньше, но всё же изуродованы». Здесь «вместо белого, почти хрустального доломитового камня застройщик самовольно использовал желтовато-ржавый и бежево-коричневый отделочный камень, что сделало фасады депрессивными», – уверен автор. Дело довершили крупные, расставленные на виду фонари подсветки: предложенный архитекторами ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ» проект освещения застройщики также проигнорировали.
1 Смоленский пер., 19-21. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализованные фасады с применением самовольно замененного камня, не согласованного «Группой АБВ» и нарушающего эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
1 Смоленский пер., 19-21. Слева: фрагмент фасада по проекту «Группы АБВ». Справа: фрагмент реализованного фасада с самовольно установленным светильником, не согласованным «Группой АБВ» и нарушающим эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
zooming
1 Смоленский пер., 19-21. Слева: концепция освещения по проекту «Группы АБВ». Справа: не согласованный «Группой АБВ» проект освещения // Илл. предоставлены «Группой АБВ»

В настоящее время ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ» направила жалобы на несоблюдение проектов в Комитет Государственного строительного надзора города Москвы, а также претензии компаниям-застройщикам. Также ООО «Архитектурная мастерская «Группа АБВ» подготовлены иски о защите нарушенных авторских прав, которые будут поданы в суд по результатам получения ответов от застройщиков на направленные им претензии.

На момент публикации данного материала не удалось получить комментарий представителей компании «Донстрой».

Мы поговорили с архитектором Никитой Бирюковым о подробностях дела.

Архи.ру:
– Российские архитекторы постоянно ворчат, говоря, что им испортили проект, но практически никогда не судятся и не борются за свои права. Во всяком случае я не могу припомнить таких случаев, мне кажется, вы первый. Как вы решились?

Никита Бирюков:
– Здесь не просто испортили дом, тут другое. Я считаю, что это за гранью. Люди перешли черту. Такого чудовищного пренебрежения к мнению архитектора я за свою жизнь ещё не встречал.

То, что получилось на Пироговке, я не могу классифицировать иначе, как пошлость. Все, кто нас знает, как архитекторов, глядя на этот дом, смеются, думают, что мы сошли с ума. Я не хочу кидать камни в сторону автора контррельефов – но таких трёхметровых панелей с журнальной графикой на фасаде данного здания попросту не может, не должно быть.

– Откуда вообще возникла идея с рельефами?

– В одном из вариантов проекта у нас было предложение с рельефами, потом от этого решения отказались и забыли. В нашем варианте мы делали барельефы, там была профессиональная, объемная пластика, мощная, сочная. Есть масса образцов архитектурной пластики, не буду даже ссылаться на классические примеры в Москве, в сталинской архитектуре – множество примеров полноценных рельефов, горельефов.

Мы были категорически против контррельефов, ничего подобного мы не подписывали как авторы. Мы отказались в этом участвовать, однако наше мнение было проигнорировано застройщиком.
Малая Пироговская, 8. Панно, не согласованные «Группой АБВ» и Москомархитектуры // Илл. предоставлены «Группой АБВ»

– Какова ваша цель в суде?

– Прежде всего мы хотим, чтобы фасады разобрали и переделали согласно проекту. Мы передали заказчику все рабочие чертежи фасадов, у нас есть качественные рендеры, мы можем поставить их в суде рядом с фотографиями построенных домов, можно будет сравнить, все увидят, насколько они различаются. Кроме того, мы конечно, хотим заявить во всеуслышание: то, что построено – это не наши дома, не наша архитектура. Отстоять свои права; никто из архитекторов этим не занимается, я хорошо понимаю – почему. Все боятся потерять работу.

– Вы ожидаете давления со стороны застройщиков?

– Безусловно, будут давить, всё непросто. Они сейчас чувствуют себя абсолютно безнаказанными.

– Рассчитываете ли вы на поддержку профессионального сообщества? Коллеги вас поддержали? Помнится, на «Арх Москве» весной говорили об авторских правах архитекторов…

– Я пытался говорить с коллегами, у многих бюро есть похожие проблемы с застройщиками, но всё закончилось только разговорами. Строго говоря, никакого сообщества нет. Есть личные интересы. Поскольку я не рафинированный архитектор, а борец, я всю жизнь борюсь, то я – не очень характерный для этого общества человек, мало с кем общаюсь, живу довольно уединенно. Публичная жизнь мне не интересна. Чем мне нравятся англосаксы – те да, выстраиваются свиньей и идут отстаивать свои права. А русские архитекторы по отдельности все замечательные люди, но сообщества нет и думаю долго не будет. Поэтому я перестал думать о поддержке, я буду бороться сам. Клиент перешел черту, и я не могу не реагировать. 
zooming
Объект, реализуемый компанией «ДОНСТРОЙ». Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с самовольно изготовленными элементами, не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, и нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Объект, реализуемый компанией «ДОНСТРОЙ». Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с элементами несоответствующего качества, самовольно установленными несоответствующим образом и не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Объект, реализуемый компанией «ДОНСТРОЙ». Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с элементами несоответствующего качества, самовольно установленными несоответствующим образом и не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»
Объект, реализуемый компанией «ДОНСТРОЙ». Малая Пироговская, 8. Слева: фасад по проекту «Группы АБВ», согласованный Москомархитектуры. Справа: реализуемый фасад с самовольно изготовленными элементами, не согласованными «Группой АБВ» и Москомархитектуры, и нарушающими эстетику комплекса // Илл. предоставлены «Группой АБВ»


Мастерская:

Архитектурная мастерская «Группа АБВ»

21 Сентября 2015

author pht

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.