English version

Рисование жизни

Выставка художественных работ трёх сотрудников бюро «Группа АБВ» демонстрирует практически все, что интересно рисовать молодым архитекторам. Говорим с куратором и участниками.

mainImg
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» http://www.abv-group.ru/
На выставке «Архитекторы рисуют жизнь», открывшейся в камерном, но уютном и оборудованном, как арт-галерея, шоу-руме МФК Match Point собраны живописные и графические работы трёх молодых проектировщиков из «Группы АБВ» – Арсена Орехова, Елены Садковской и Галины Шашкиной. Инициаторами выставки выступили девелоперы проекта, компания «Волей Гранд». Куратор – Екатерина Шалина, известная работой над международным конкурсом архитектурного рисунка «АрхиГрафика». В эту экспозицию вошли не столько рабочие эскизы, сколько портреты, пейзажи, натюрморты, а также множество скетчей на бытовые и романтические темы, привлекательных для широкого зрителя, и серьёзные, почти академические штудии. Авторы рисуют повсюду и постоянно, а теперь предлагают взглянуть на мир их глазами.
Елена Садковская, Арсен Орехов, Галина Шашкина на открытии выставки «Архитекторы рисуют жизнь» // «Правила Общения», 2016
Екатерина Шалина (куратор), Елена Садковская, Галина Шашкина на открытие выставки «Архитекторы рисуют жизнь» // «Правила Общения», 2016

Екатерина Шалина, 
куратор выставки:
«До недавнего времени архитекторы редко публично демонстрировали свои рисунки, чаще – знакомым и друзьям. Обычно это очень личная, интимная история. А сейчас, с развитием социальных сетей, появлением конкурса «АрхиГрафика», а в Москве, в частности – с поддержкой на уровне архитектурного руководства города, прослеживается масштабная тенденция продвижения архитектурного рисунка. И это хорошо: ручная работа является самой творческой составляющей этой профессии, и ее надо показывать. Отображенный в рисунках процесс созревания замыслов, то, что происходит в голове у архитектора – это же самое интересное! Возвращается другое отношение к профессии – архитектор-художник, а не просто какой-то анонимный, технический специалист, который создаёт чертежи.

Самое ценное в рисунке архитектора – это отпечаток его личности. А когда архитектор, как показывает эта выставка, рисует жизнь, он проявляется еще отчетливее. Этот слепок авторской индивидуальности обязательно виден потом и в построенных зданиях, вновь убеждая в том, что архитектура – в первую очередь искусство, а уже потом бизнес, политика и все остальное. Поэтому мы искренне благодарим девелоперов, которые решили предоставить свой шоу-рум для выставки архитекторов, проявив, таким образом, внимание к их творчеству, к артистической стороне их личностей. Таким образом они не только знакомят потенциальных покупателей квартир с теми, кто проектирует дома, но и показывают, насколько это талантливые люди.

Графика, представленная в экспозиции, – своего рода дневники. Здесь много листов из компактных блокнотов, в которых обычно зарисовывают мысли и повседневные наблюдения. Галина Шашкина, например, называет этот процесс «рисовалотерапией». Это, действительно, сродни релакс-перезагрузке, когда человек отвлекается от работы и погружается в свободный, не связанный ни с какими ТЗ творческий процесс. Такие работы можно увидеть и у Елены Садковской. А у Арсена – классические пленэрные рисунки, созданные во время студенческой летней практики. Варьируя техники, он подчеркивает разные характеры зданий. Он может изображать суровые, шероховатые стены средневековой постройки углем, а изыски классицистического декора детально прорисовывает тонкими линиями, по контрасту обобщая соседнее грубоватое здание темным пятном. То есть, ещё будучи студентом, человек пытался понять в архитектуре ее природу и образность, и это важно.

Зрители видят пейзаж и видят рисунок к архитектурному проекту авторства одного человека. И часто задают вопрос – какая между ними связь? Зачем архитектору куда-то ездить, выходить на пленэры, зарисовывать исторические памятники, если проектирует он потом нечто на них совершенно непохожее? Ответ простой – сначала он изучает пропорции, пространственные и масштабные взаимоотношения, связь целого и деталей, впитывает глазом и рукой их гармонию, а потом хорошо и красиво нарисует что-то свое, ультрасовременное. К счастью, в российских архитектурных школах, в отличие от многих западных, эта практика сохраняется и развивается».

 
***
 
На выставке представлены архитектурные натурные пейзажи Арсена Орехова, которые он создавал на студенческой практике в Выборге. Арсен считает, что, как в рисунке основа – сама натура, так и в проектах самое важное – контекст.
Открытие выставки «Архитекторы рисуют жизнь» // «Правила Общения», 2016

Арсен Орехов,
архитектор «Группы АБВ»:

«Рисование помогает в работе, если учесть, что в каком-то смысле рисунок это восприятие мира вокруг, способ анализировать, пропускать через себя окружение и изображать на бумаге. Помогает и потому, что это продолжение руки, продолжение твоих мыслей. Помогает найти образ, в первую очередь сформулировать то, что в голове, перевести это во что-то более реальное.

Идея выставки – показать, что у архитекторов кроме чертежей есть ещё и другая сторона, когда они рисуют, занимаются творчеством, делают эскизы, скетчи. Безусловно, можно рисовать и в чертежных программах, но когда появляется какая-то мысль, её проще и быстрее выразить и поймать на бумаге. В архитектуре более конкретные задачи, а, значит, и более конкретный подход. Рисование это хобби, это помощь в работе, это образ мысли».
Архитектурные зарисовки из Выборга © Арсен Орехов
Архитектурные зарисовки из Выборга © Арсен Орехов
Архитектурные зарисовки из Выборга © Арсен Орехов
Архитектурные зарисовки из Выборга © Арсен Орехов
Архитектурные зарисовки из Выборга © Арсен Орехов
Архитектурные зарисовки из Выборга © Арсен Орехов
***
 
Другой взгляд на рисование предлагает Галина Шашкина. Её яркие скетчи с пейзажными видами, архитектурой, интерьерами и людьми рассказывают словно бы о каждой минуте жизни. Рисунки Галины – это академическая школа и профессиональная подготовка, превратившиеся в современный, яркий и лёгкий стиль. А зарисовки маргинальных и контрастных мест в путешествиях помогают Галине лучше почувствовать собственные архитектурные идеи.
zooming
Архитектурные скетчи. Автор: Галина Шашкина. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
zooming
Архитектурные скетчи. Автор: Галина Шашкина. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
zooming
Архитектурные скетчи. Автор: Галина Шашкина. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»

Галина Шашкина, 
архитектор «Группы АБВ»:

«Современный мир редко позволяет рисовать, а особенно думать руками. Вся работа производится на компьютере. Но само чувство пропорций, масштаба больше идёт через руку. Поймать пропорции можно только интуитивно. Это и есть всем известный академический принцип – от общего к частному. В архитектуре сначала рождается идея, концепция, задумка, а потом уже идет проработка, вплоть до стадии авторского надзора. Вопрос техники – вопрос удобства: кто-то может на компьютере. А академическая школа подразумевает умение мыслить руками.

Отчасти идея выставки – наши амбиции, потому что жалко рисовать «в стол». Всё-таки эти амбиции стимулируют, позволяют творить дальше, развиваться в ключе ручной подачи.

Рисование головы на экзамене в вузе помогает, так или иначе, соприкоснуться с чувством пропорций, перспективой. У тебя есть пропорции лица, ты запоминаешь соотношения и как это уходит в перспективу. Уже неплохо! И когда тоном набираешь тени, в зависимости от освещения, ты чувствуешь ещё и объем.

Я рисую, чтобы не забыть академическую школу. Если рисовать с четырёх лет, в той или иной степени, начиная со школы искусств, продолжая в художественной школе, в школе при Академии художеств, и потом в самой Академии, не хочется бросать, есть желание сохранить это хотя бы в качестве хобби. Сейчас есть компьютеры, можно думать на них, но ты всё равно продолжаешь делать так, как привычнее. В итоге современные технологии и ручная графика являются одной из форм созидательного мышления. Рисование – одна из составляющих мыслительного процесса, неважно, какая это сфера. Это творчество, это самовыражение».
Андреевский собор Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Автор: Галина Шашкина. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Исакиевский собор в Санкт-Петербурге. Автор: Галина Шашкина. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Траункирхен (Верхняя Австрия). Автор: Галина Шашкина. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Фрагмент Исакиевского собора в Санкт-Петербурге. Автор: Галина Шашкина. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Harley Davidson (road glide). Автор: Галина Шашкина. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
***
 
Более камерная и личная графика у Елены Садковской. Её абстрактные, с элементами наива, зарисовки рассказывают о восприятии жизни, о работе и отдыхе, о том, каким можно увидеть окружающий мир, если взять в руки карандаш и краски. Елене близок стиль книжных иллюстраций, среди её рисунков можно встретить быстрые наброски пером живых, эмоциональных портретов. Своё ощущение присутствия жизни Елена переносит и на архитектуру – проектируя, она всегда представляет будущий образ жизни в том или ином здании. Кроме того, некоторое время Елена занималась рисованием с детьми.
Зарисовки. Автор: Елена Садковская. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Зарисовки. Автор: Елена Садковская. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Зарисовки. Автор: Елена Садковская. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»

Елена Садковская,
архитектор «Группы АБВ»:

«Цель процесса рисования – поймать образ. На компьютере это сделать сложнее: начинаешь углубляться в детали, иногда теряя целостность. А какой-то общий образ проще создать от руки. Когда рисуешь голову на экзамене, если ты до этого нарисовал 15 раз Сократа в 3/4, ты просто повторяешь заученное. И это не значит, что ты сможешь нарисовать что-то ещё. Но тебя учат рисовать в процессе, как показывает практика. Но в результате таких тренировок приобретается чувство пропорции, гармонии, перспективы, объема, той же целостности, что важно для архитектора.

Бывают трудности, когда меня просят что-то нарисовать посторонние люди. Вроде бы они заранее ознакомлены с моими работами, но в итоге ожидают чего-то другого, наверное, более академичного».
Зарисовки. Автор: Елена Садковская. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Зарисовки. Автор: Елена Садковская. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Зарисовки. Автор: Елена Садковская. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
Зарисовки. Автор: Елена Садковская. Выставка «Архитекторы рисуют жизнь». Шоу-рум МФК Match Point. Фотография предоставлена коммуникационным агентством «Правила Общения»
***
Сам МФК, спроектированный архитектурной мастерской «Группа АБВ», ещё не достроен, но реализация активно идёт с осени 2015 года; окончание запланировано на конец 2019. Он находится в крайне престижном на сегодняшний день районе Москвы рядом с Кутузовским проспектом, хотя и несколько стеснен близостью железнодорожных путей. Частью комплекса апартаментов станет волейбольная арена «Динамо» на 3 500 зрителей. Проект удостоен множества наград, а интерьер офиса продаж Match Point, разработанный UNK project, получил в этом году премию Interia Awards.
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» http://www.abv-group.ru/

17 Января 2017

Похожие статьи
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Пресса: Архитекторы рисуют жизнь
Выставка живописи и графики архитекторов «Группы AБВ» – Арсена Орехова, Елены Садковской и Галины Шашкиной – в шоу-руме МФК Match Point.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 20 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.