Нетривиальность этой задачи заключалась в том, что новый интерьер не должен был перечеркнуть и тем более полностью вытеснить историческое убранство. Памятник архитектуры и просто очень знаковое для отечественной культуры место необходимо было сохранить, поэтому все подлинные элементы неоготического интерьера – дубовые панели, камины, люстры (включая ту самую, которой сначала хотели украсить «Комсомольскую») – дружно перекочевали в проект его реновации, причем еще до того, как архитекторы, собственно, приступили к работе. «Решение, как со всем этим быть, пришло к нам довольно быстро, – рассказывает Дмитрий Ликин, партнер архитектурного бюро WOWHAUS. – Поскольку полноценного историко-реставрационного обследования интерьера не проводилось, любое серьезное вмешательство могло бы привести к утратам. Было решено действовать в логике арт-интервенции: наложить на старый интерьер новый слой. Он переключит внимание на себя, создав другую атмосферу, но может быть легко уделен или изменен».
Иными словами, выбор был сразу сделан в пользу легких временных конструкций – гипсокартона и МДФ, которые в случае необходимости можно демонтировать буквально за один день. Именно они создают в историческом интерьере современный «слой», интерпретируя изначально заложенную в убранство ресторана тему неоготики через орнамент и светоцветовые эффекты. «Новый образ ресторана строится на контрасте исторических деталей интерьера, выполненных из дерева, и новых материалов и технологий, с помощью которых создается созвучная сегодняшнему дню декорация», – добавляет Олег Шапиро.
Так, стены фойе, которое первым приветствует гостей ресторана, архитекторы перекрасили в серо-голубой цвет, разместив на этом фоне множество кругов со светоотражательным эффектом. Появившись здесь, круг становится темой, проходящей затем через все помещения ресторана, – это вообще один из самых любимых мотивов WOWHAUS, и, надо признать, что в интерьер он звучит более камерно и доверительно-интимно, чем в оформлении общественных пространств.
Полностью преобразилась и лестница, ведущая из фойе собственно в ресторан. Чтобы визуально облегчить эту очень массивную конструкцию, архитекторы на каждой ступени монтируют белоснежные прямоугольные рамы с подсветкой. Следуя за смещением ступеней, эти конструкции образуют эффектный перспективный портал: ведя в главные помещения ресторана, он недвусмысленно предупреждает гостей не только о кардинальной смене имиджа этого заведения, но и о самом характере произошедшей трансформации.
Чрезвычайно выразительны в этом смысле и коридоры обновленного ресторана. Под их потолками размещены короба вентиляции и кондиционирования, а ниже пущен слой светильников в виде широких цилиндров. Они не только маскируют трубы, но и визуально существенно занижают высоту потолка, придавая дополнительную интригу переходам из одного зала ресторана в другой.
Каминные залы «ЦДЛ», хоть и расположены на разных этажах, но решены по образу и подобию друг друга. В их оформлении используются многократно повторяющиеся схожие элементы: все те же круги и растительный орнамент дамаск. Причем в нижнем зале последний – еще одна «классика жанра» для неоготики – служит фоном, на который наложена перфорация в виде кругов. Интересно, что архитекторы еще и подсвечивают свои многослойные пластиковые панели голубым светом, притягивая к ним все внимание посетителей и тем самым заставляя их игнорировать исходную тяжеловесную отделку помещений. В верхнем зале эти же элементы становятся плоскими, повторяясь в рисунке обоев. Настенные светильники продолжают развивать тему круга как объединяющего лейтмотива декорации ресторана, а основное освещение обеспечивается с помощью подвесного светильника, состоящего из множества цилиндров.
Пожалуй, наиболее ярко концепция современного слоя, вольно наложенного поверх исторического, разворачивается в пространстве Дубового зала. Здесь, опять же, стояла задача отвлечь посетителей от его чересчур пафосного интерьера, и архитекторы декорируют дубовые панели легкими экранами со светящимся узором. Причем эти экраны пущены по периметру зала на уровне лиц сидящих за столиками людей, что еще больше подчеркивает независимость и условность нового «слоя». Двухслойные перфорированные фальш-стены из МДФ украшены паттерном, в гипертрофированной форме повторяющим узоры главной гордости этого зала – огромного витражного окна. Внешний слой прорезан кругами, а внутренний ромбами, и они подсвечиваются теплым желтым светом, создавая своеобразную игру геометрических форм, перекликающуюся с игрой света витражных окон.
Кроме того, в зале установлены белые разделительные экраны – перегородки с подсветкой, также выполненные из МДФ и перфорированные узором, вольно интерпретирующим язык неоготики. Для того, чтобы визуально несколько уменьшить двусветное пространство зала и создать более уютную атмосферу, архитекторы использовали для подсветки столов светильники в виде колб, подвешенных на металлическом каркасе. В центральной зоне они смонтированы на потолок, тогда как в зоне диванов закреплены на высоких спинках. Как уже говорилось, была сохранена и главная гордость «ЦДЛ» – огромная хрустальная люстра: на стене второго яруса архитекторы установили огромное панно на тему еды, своим масштабом поддерживающее габариты светильника.
Концепция обновления интерьеров знаменитого ресторана, придуманная WOWHAUS, не у всех нашла понимание: кого-то, прямо скажем, коробит сочетание «добротного» дерева и пластика, который даже не пытается прикинуться более благородным материалом. Наверно, если относиться к произошедшей трансформации серьезно, подобные претензии действительно уместны, но ключ к пониманию этого интерьера как раз в том, что его обновление не делалось «на века». «Основой для паттерна послужили «золотые щиты на лазоревом поле» – почти детская интерпретация рыцарской геральдики, – поясняет Дмитрий Ликин. – Нанесенный на декоративные панели, он заигрывает с псевдоготическим историческим интерьером, разрушая его пафос и тем самым выполняя свою основную задачу по созданию легкого и остроумного пространства».