Деловой комплекс состоит из двух вытянутых 9-этажных прямоугольных корпусов и 22-этажной башни. Среди его ближайших соседей сегодня встречаются и промышленные объекты, и жилье, но в перспективе застройка района будет носить преимущественно офисный характер, так что «Санкт-Петербург Плаза» можно считать тем первым камнем, с которого на Малой Охте начато создание крупной общественно-деловой зоны. Главным инициатором создания «Санкт-Петербург Плазы» выступил банк «Санкт-Петербург», так что неудивительно, что в центральной башне комплекса разместилась его штаб-квартира. И «Санкт-Петербург», кстати, стал первой финансовой структурой в городе, осуществившей строительство собственного офиса «с нуля» (до этого банки предпочитали выкупать или арендовать особняки в историческом центре).
Проектируя градостроительную доминанту, архитекторы тщательно учитывали и габариты существующей застройки, и принятый для Малоохтинского проспекта высотный регламент. Композиционное решение комплекса всецело продиктовано его расположением и окружением: проспект в этом месте отделяется от набережной и идет под небольшим углом к ней, так что между Невой и «Плазой» возникает ощутимый пространственный зазор, в котором, в частности, находятся два исторических 4-этажных объема. Архитекторам, таким образом, необходимо было визуально подчеркнуть расположение комплекса на «второй линии» и одновременно сделать его достаточно заметным с самой набережной и акватории реки. И если исторические корпуса построены вдоль реки, то новые офисные здания авторы располагают перпендикулярно ей. Выходящие на реку фасады фланкирующих башню объемов примерно на треть уже и при этом в два раза выше памятников архитектуры, что превращает их в своего рода фон для последних. Во многом именно с этой целью в качестве основного облицовочного материала было выбрано стекло – подчеркивая принадлежность современной архитектуре, оно визуально не вытесняет постройки прошлых эпох.
Полностью остеклена и центральная башня, представляющая собой прозрачный, овальный в плане цилиндр неправильной формы. Лицевой фасад, обращенный в сторону Невы, имеет вогнутую поверхность, а завершение здания срезано по косой. Здание заметно расширяется кверху, нависая над организованной перед ним площадью массивным «носом», благодаря чему в профиль оно напоминает гигантскую футуристическую вазу. Пресса, впрочем, быстро нашла и другие прототипы – новый банк уже окрестили «электрочайником». Однако на что бы ни был похож этот стеклянный объем, его огромным преимуществом является отсутствие острых углов и ломаных граней, вторгающихся в питерское небо, – наоборот, он словно сливается с ним, вбирая в себя окружающие пространства и виды. Интересно и то, что сложная криволинейная форма здания и гиперболическая поверхность фасада потребовала проведения специальных расчетов, при помощи которых были заданы геометрические параметры всех элементов остекления. Подобный монтаж фасада из линейных металлических профилей с изогнутыми стеклопакетами в России был реализован впервые.
Архитектурный образ комплекса в целом строится на контрасте между пластичной формой высотки, решенной полностью в стеклянной облицовке, и более «материальными» объемами офисных зданий. Фасады последних сформированы витражными остекленными элементами с каменными вставками в зоне перекрытий. Фактически поверх прозрачной оболочки наложена масштабная каменная сетка, причем на каждом из зданий рисунок разбивки свой. В одном случае структурное остекление прерывается горизонтальными каменными поясами, а часть фасада закрыта солнцезащитными конструкциями из металлических ламелей. «Мягкость» этого корпуса (расположенного слева от башни, если смотреть со стороны набережной) подчеркнута и с помощью скругленных углов, а также разбивки на три небольших объема, соединенных между собой стеклянными перемычками. На другом здании фасады разбиты на квадратные «клетки» высотой в два этажа, причем здесь чередуются в шахматном порядке сплошь остекленные квадраты и каменные с двумя рядами узких окон. И если уличный фасад полностью решен как шахматная доска, то обращенная к башне поверхность также имеет трехчастную структуру: каменные квадраты сосредоточены по бокам здания, а центр оставлен прозрачным. Инженерные надстройки на кровлях корпусов объединены декоративной стеной – экраном с отделкой металлическими панелями, – а цокольная часть зданий и облицовка ступеней наружных лестниц выполнена из естественного камня и по цвету совпадает со стенами стилобатной части комплекса, единой для всех трех объемов и вместившей в себя двухуровневый паркинг.
Несмотря на весь свой динамизм и подчеркнутую современность, композиция комплекса «Санкт-Петербург Плаза» вполне выдержана в духе петербургской градостроительной традиции, когда главный объем фланкирован зданиями меньшей этажности и все они венчают эспланаду, организованную от набережной Невы до Новочеркасского проспекта. И это заставляет надеяться, что комплекс даст импульс развитию не только новых функций Малой Охты, но и качественно новой архитектурной среды этого района.
Фото Алексея Народицкого
Фото Алексея Народицкого
Фото Алексея Народицкого