|
Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)
|
14.11.2011
|
Прозрачный гиперболоид
|
Анна Мартовицкая
|
Объект: |
Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза»
|
Адрес: |
Россия,
Санкт-Петербург.
Красногвардейский административный район, Малоохтинский пр., д. 64, лит. А
|
Архитектор:
|
Сергей Чобан
|
Мастерская:
|
Евгений Герасимов и партнеры
|
СПИЧ
|
Авторский коллектив:
|
Авторы проекта: Герасимов Евгений, Чобан Сергей
Архитекторы: «Евгений Герасимов и партнеры» (Санкт-Петербург), nps tchoban voss (Берлин):
Каверин Олег (ГАП), Олуфс Пауль (Paul Olufs) (ГАП), Апполонова Елена, Гетманская Александра, Зайцев Дмитрий, Зубова Марина, Марков Игорь, Орлов Алексей, Славянинов Андрей, Старосельцева Ольга, Кристиан Штраус, (Strauss Christian), Шумская Галина, Воронкова Мария, Хаймерманн Кристоф (Heimermann Christoph)
Конструкторы: Резниченко Маргарита (Гл.конструктор), Ильина Юлия, Егорова Елена, Пантелеева Елена, Мустафина Татьяна, Антонов Владислав, Иванова Кира, Лебедева Татьяна, Култышев Павел, Григорьев Дмитрий, Яковлева Елена
Интерьер входного холла здания Банка «Санкт-Петербург»: nps tchoban voss (Берлин). Каширина Валерия (ГАП), Гришкат Сильвия (Grischkat Silvia), Марков Игорь
Интерьеры офисной части: SPEECH Tchoban & Kuznetsov (Москва). Казуль Вячеслав (ГАП), Сенникова Екатерина, Дионисьева Мария
|
В конце сентября в Санкт-Петербурге было завершено строительство делового комплекса «Санкт-Петербург Плаза». Объект, уже получивший несколько престижных профессиональных наград, стал одной из самых заметных реализаций 2011 года.
Фото Алексея Народицкого
С градостроительной точки зрения Малоохтинский проспект, где построен деловой комплекс, – место во всех смыслах выигрышное. С одной стороны, исключительная транспортная доступность – соседство с одной из основных набережных Невы и станцией метро «Новочеркасская» обеспечивает комплексу удобный подъезд как на автотранспорте, так и на подземке. С другой, прекрасные видовые характеристики – сам комплекс просматривается со Свердловской и Синопской набережных, а из окон его офисов открывается вид на Неву, Александро-Невскую Лавру, Смольный собор, Храм Успения Пресвятой Богородицы. Следовательно, и на архитекторов возлагалась повышенная ответственность – создать не просто удобный и вместительный офисный центр класса «А», но спроектировать новую городскую доминанту, способную стать украшением набережной и органично вписаться в панорамы Невы. Исходя из масштаба и значимости этой задачи, и были выбраны генпроектировщики – бюро «Евгений Герасимов и партнеры» и «SPEECH Чобан & Кузнецов», за которыми в Петербурге давно закрепилась слава самого успешного архитектурного тандема, работающего в городе.
Деловой комплекс состоит из двух вытянутых 9-этажных прямоугольных корпусов и 22-этажной башни. Среди его ближайших соседей сегодня встречаются и промышленные объекты, и жилье, но в перспективе застройка района будет носить преимущественно офисный характер, так что «Санкт-Петербург Плаза» можно считать тем первым камнем, с которого на Малой Охте начато создание крупной общественно-деловой зоны. Главным инициатором создания «Санкт-Петербург Плазы» выступил банк «Санкт-Петербург», так что неудивительно, что в центральной башне комплекса разместилась его штаб-квартира. И «Санкт-Петербург», кстати, стал первой финансовой структурой в городе, осуществившей строительство собственного офиса «с нуля» (до этого банки предпочитали выкупать или арендовать особняки в историческом центре).
Проектируя градостроительную доминанту, архитекторы тщательно учитывали и габариты существующей застройки, и принятый для Малоохтинского проспекта высотный регламент. Композиционное решение комплекса всецело продиктовано его расположением и окружением: проспект в этом месте отделяется от набережной и идет под небольшим углом к ней, так что между Невой и «Плазой» возникает ощутимый пространственный зазор, в котором, в частности, находятся два исторических 4-этажных объема. Архитекторам, таким образом, необходимо было визуально подчеркнуть расположение комплекса на «второй линии» и одновременно сделать его достаточно заметным с самой набережной и акватории реки. И если исторические корпуса построены вдоль реки, то новые офисные здания авторы располагают перпендикулярно ей. Выходящие на реку фасады фланкирующих башню объемов примерно на треть уже и при этом в два раза выше памятников архитектуры, что превращает их в своего рода фон для последних. Во многом именно с этой целью в качестве основного облицовочного материала было выбрано стекло – подчеркивая принадлежность современной архитектуре, оно визуально не вытесняет постройки прошлых эпох.
Полностью остеклена и центральная башня, представляющая собой прозрачный, овальный в плане цилиндр неправильной формы. Лицевой фасад, обращенный в сторону Невы, имеет вогнутую поверхность, а завершение здания срезано по косой. Здание заметно расширяется кверху, нависая над организованной перед ним площадью массивным «носом», благодаря чему в профиль оно напоминает гигантскую футуристическую вазу. Пресса, впрочем, быстро нашла и другие прототипы – новый банк уже окрестили «электрочайником». Однако на что бы ни был похож этот стеклянный объем, его огромным преимуществом является отсутствие острых углов и ломаных граней, вторгающихся в питерское небо, – наоборот, он словно сливается с ним, вбирая в себя окружающие пространства и виды. Интересно и то, что сложная криволинейная форма здания и гиперболическая поверхность фасада потребовала проведения специальных расчетов, при помощи которых были заданы геометрические параметры всех элементов остекления. Подобный монтаж фасада из линейных металлических профилей с изогнутыми стеклопакетами в России был реализован впервые.
Архитектурный образ комплекса в целом строится на контрасте между пластичной формой высотки, решенной полностью в стеклянной облицовке, и более «материальными» объемами офисных зданий. Фасады последних сформированы витражными остекленными элементами с каменными вставками в зоне перекрытий. Фактически поверх прозрачной оболочки наложена масштабная каменная сетка, причем на каждом из зданий рисунок разбивки свой. В одном случае структурное остекление прерывается горизонтальными каменными поясами, а часть фасада закрыта солнцезащитными конструкциями из металлических ламелей. «Мягкость» этого корпуса (расположенного слева от башни, если смотреть со стороны набережной) подчеркнута и с помощью скругленных углов, а также разбивки на три небольших объема, соединенных между собой стеклянными перемычками. На другом здании фасады разбиты на квадратные «клетки» высотой в два этажа, причем здесь чередуются в шахматном порядке сплошь остекленные квадраты и каменные с двумя рядами узких окон. И если уличный фасад полностью решен как шахматная доска, то обращенная к башне поверхность также имеет трехчастную структуру: каменные квадраты сосредоточены по бокам здания, а центр оставлен прозрачным. Инженерные надстройки на кровлях корпусов объединены декоративной стеной – экраном с отделкой металлическими панелями, – а цокольная часть зданий и облицовка ступеней наружных лестниц выполнена из естественного камня и по цвету совпадает со стенами стилобатной части комплекса, единой для всех трех объемов и вместившей в себя двухуровневый паркинг.
Несмотря на весь свой динамизм и подчеркнутую современность, композиция комплекса «Санкт-Петербург Плаза» вполне выдержана в духе петербургской градостроительной традиции, когда главный объем фланкирован зданиями меньшей этажности и все они венчают эспланаду, организованную от набережной Невы до Новочеркасского проспекта. И это заставляет надеяться, что комплекс даст импульс развитию не только новых функций Малой Охты, но и качественно новой архитектурной среды этого района.
Фото Алексея Народицкого
Фото Алексея Народицкого
|
|