Важно отметить, что восточная, то есть противоположная набережной граница участка проходит вдоль Большого Саввинского переулка – тихой и узкой улочки, сохранившей очарование старой Москвы, но сегодня все более зажимаемой современными высокими домами. Он бы так и превратился постепенно в глухое, всегда затененное ущелье на карте Хамовников, если бы Скуратов не придумал визуально связать его с набережной, расположенной на целых 12 метров ниже. «Протяженный и узкий, переулок жизненно нуждается в пространственном выходе на набережную, от которой сейчас совершенно изолирован, – говорит архитектор. – Что же касается склона, который открывается со стороны набережной за счет «прокола», то его мы решили заполнить общегородскими функциями».
Композиция всего комплекса, таким образом, строится на пересечении двух прямоугольных осей – вдоль Саввинской набережной создается двухуровневая общественная зона, а перпендикулярно ей от Большого Саввинского переулка спускается пешеходная двухуровневая же эспланада. Максимальное использование рельефа позволило значительно увеличить как общественную зону, так и площадь озеленения участка, а его освобождение от машин дало возможность включить в состав комплекса самые разные инфраструктурные объекты, ориентированные на Саввинскую набережную.
«Должен признаться, что в техническом задании общественные функции хоть и были предусмотрены, но не прописывались четко, – говорит Сергей Скуратов. – Мы решили, что при столь выигрышном расположении комплекса таких функций в нем должно быть по максимуму – это включит его в активную городскую жизнь и обеспечит ему всесезонную востребованность». С легкой руки архитекторов в состав комплекса войдут фитнес-центр, супермаркет, рестораны и кафе, торговый комплекс, художественная галерея и детский сад. В частности, супермаркет размещен под основным стилобатом, находящимся на высоте 6 метров от уровня набережной, а через рекреационное пространство, которое соединит ее с пешеходным бульваром, посетители смогут попасть в фитнес-клуб, бутики, кафе и художественную галерею. Последняя расположена под детскими площадками и имеет фонари верхнего света.
Всего на участке Скуратов размещает 3 объема – башню и два вытянутых параллелепипеда, однако на красную линию из них выходит лишь один, и то торцом. Это так называемый корпус «С», в плане напоминающий букву «Г». «Он является своего рода «хранителем территории», защищая ее от северных ветров, – поясняет архитектор. – Нам было очень важно подчеркнуть его стройность и вертикальность, а также вывести его высотные параметры из ряда 7-8 этажных «лежачих» домов по фронту набережной». Блок «А», наоборот, вытянут вдоль набережной, однако отодвинут вглубь участка на целых 18 метров. С одной стороны, эта сдвижка позволила разбить дополнительный сквер, создающий защиту от шума и визуальную преграду между домом и набережной, а с другой – добавить еще один этаж и организовать на крыше здания несколько пентхаусов. Интересно, что и их авторы сместили вглубь террасы еще на 6 метров (в противном случае над крышей торчали бы четыре лестнично-лифтовых блока), однако с улицы этот сдвиг почти не читается, так как верхние этажи полностью облицованы стеклом и визуально словно растворяются в низком московском небе. Односекционная башня – блок «В» – спрятана за «спиной» блока «А» и выше его на два этажа. Эта единственная вертикальная доминанта комплекса необходима для его восприятия с дальних точек, например, со стороны Бережковской набережной. Такая композиция и наличие между корпусами широкого бульвара позволяют абсолютно все квартиры комплекса ориентировать на набережную – из самых дальних ее можно увидеть благодаря остекленным эркерам.
В создании архитектурного образа этого комплекса стекло вообще играет одну из ключевых ролей. Конечно, проектируя здания на месте бывшей фабрики, Сергей Скуратов использовал для их облицовки кирпич – материал, и просто им очень любимый, и лучше всего передающий «память места», – но подчеркнута его брутальность именно с помощью стекла. Причем стекла разного – где-то прозрачного, где-то зеркального, а где-то и вовсе неожиданно отсутствующего. Плоскости фасадов расчерчены на прямоугольники разной длины – некоторые балконы в домах остеклены, некоторые нет, и это делает их похожими на гигантские счеты с прозрачными костяшками, которые, кажется, можно перемещать в произвольном порядке. На самом деле, конечно, эта вольность обманчива, но Скуратов именно такого эффекта и добивался. «Тема истончения стекла, постепенной дематериализации кирпичного здания была нужна мне для того, чтобы комплекс органично смотрелся рядом с «Японским домом», – говорит архитектор. С другой же стороны, где соседом эспланады является башня Киселева, мы видим совсем другой фасад – уже упомянутый торец корпуса «С» решен как сдвоенная рама, чей рисунок предельно графичен и очень хорошо читается.
Проектируя элитный жилой комплекс, Сергей Скуратов виртуозно решил сложнейшую градостроительную задачу. Благодаря его эспланаде, ориентированной на простор Москвы-реки и в дальней перспективе – мощную вертикальную доминанту Сити, набережная, сегодня являющаяся безлюдной транспортной магистралью вдоль монотонной застройки, обещает превратиться в новый центр городской активности.
ситуационный план
фото макета
фасад по набережной
фасады по переулку
эскизы