Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.11.2010

Магнит эспланады

Анна Мартовицкая
Объект:
Архитектурная концепция жилого комплекса на Саввинской набережной в Москве
Адрес:
Россия, Москва. ЦАО, район "Хамовники" Большой Саввинский переулок, д. 4
Архитектор:
Сергей Скуратов
Мастерская:
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Скуратов C.А. Главные архитекторы проекта: Скуратов C. А., Барклянский А.С. Архитекторы: Асадов Н.А., Безверхий С.Д., Обвинцев В.А., Чалов А.И., Гуськова Е.В., при участии Бородин В.Р. Макет: Прокофьева А.М., Смирнова М.В.

Саввинская набережная, что в районе «Хамовники», – одно из самых престижных в Москве мест, если говорить о расположении, транспортной доступности и открывающихся видах. Однако исторически она застраивалась заводами и фабриками, которые лишь в последние годы начали уступать место жилым домам. Один из таких комплексов планируется реализовать на месте прядильно-ткацкой фабрики «Гардтекс». На его проект в начале этого года был проведен закрытый архитектурный конкурс, в котором приняли участие бюро ТПО «Резерв», «Сергей Киселев и Партнеры», «Сергей Скуратов Architects» и «Богачкин и Богачкин». Наш рассказ об итогах этого состязания мы начинаем с проекта Сергея Скуратова, который сделал центром композиции жилого комплекса эффектную двухуровневую эспланаду.

Территория бывшей фабрики занимает чуть больше полутора гектаров и выходит на Саввинскую набережную. Ее застройка хаотична и многослойна: здесь сохранились и дореволюционные фабричные корпуса, и постройки довоенного времени, и унылые бетонные коробки 60-х годов, – однако при всем кажущемся многообразии яркой архитектурной доминанты здесь нет. Сергей Скуратов признается, что при первом знакомстве с участком тот произвел на него столь унылое впечатление, что архитектор понял: ему предстоит спроектировать не столько (точнее, не только) высококлассное жилье, но в первую очередь полноценную городскую среду, функционально и эстетически соответствующую своему расположению и современным потребностям города. Не менее важной задачей было перебросить своего рода мостик между двумя ближайшими соседями участка – «Японским домом» Андрея Бокова с овальным зеркальным фасадом (если смотреть на набережную с Москвы-реки, то он расположен справа от зданий «Гардтекса») и жилой башней Сергея Киселева (она, соответственно, слева). И если постройка Бокова стоит прямо на красной линии, то дом Киселева несколько отступает от набережной, делающей здесь, вслед за рекой, плавный изгиб. Для Сергея Скуратова было очень важно заполнить существующую лакуну между этими зданиями и одновременно не подавлять ни одно из них, поэтому архитектор разместил свой комплекс на одной прямой между двумя объектами, а образовавшийся «уголок» между ней и красной линией набережной отвел под создание общегородского сквера.

Важно отметить, что восточная, то есть противоположная набережной граница участка проходит вдоль Большого Саввинского переулка – тихой и узкой улочки, сохранившей очарование старой Москвы, но сегодня все более зажимаемой современными высокими домами. Он бы так и превратился постепенно в глухое, всегда затененное ущелье на карте Хамовников, если бы Скуратов не придумал визуально связать его с набережной, расположенной на целых 12 метров ниже. «Протяженный и узкий, переулок жизненно нуждается в пространственном выходе на набережную, от которой сейчас совершенно изолирован, – говорит архитектор. – Что же касается склона, который открывается со стороны набережной за счет «прокола», то его мы решили заполнить общегородскими функциями».

Композиция всего комплекса, таким образом, строится на пересечении двух прямоугольных осей – вдоль Саввинской набережной создается двухуровневая общественная зона, а перпендикулярно ей от Большого Саввинского переулка спускается пешеходная двухуровневая же эспланада. Максимальное использование рельефа позволило значительно увеличить как общественную зону, так и площадь озеленения участка, а его освобождение от машин дало возможность включить в состав комплекса самые разные инфраструктурные объекты, ориентированные на Саввинскую набережную.

«Должен признаться, что в техническом задании общественные функции хоть и были предусмотрены, но не прописывались четко, – говорит Сергей Скуратов. – Мы решили, что при столь выигрышном расположении комплекса таких функций в нем должно быть по максимуму – это включит его в активную городскую жизнь и обеспечит ему всесезонную востребованность». С легкой руки архитекторов в состав комплекса войдут фитнес-центр, супермаркет, рестораны и кафе, торговый комплекс, художественная галерея и детский сад. В частности, супермаркет размещен под основным стилобатом, находящимся на высоте 6 метров от уровня набережной, а через рекреационное пространство, которое соединит ее с пешеходным бульваром, посетители смогут попасть в фитнес-клуб, бутики, кафе и художественную галерею. Последняя расположена под детскими площадками и имеет фонари верхнего света.

Всего на участке Скуратов размещает 3 объема – башню и два вытянутых параллелепипеда, однако на красную линию из них выходит лишь один, и то торцом. Это так называемый корпус «С», в плане напоминающий букву «Г». «Он является своего рода «хранителем территории», защищая ее от северных ветров, – поясняет архитектор. – Нам было очень важно подчеркнуть его стройность и вертикальность, а также вывести его высотные параметры из ряда 7-8 этажных «лежачих» домов по фронту набережной». Блок «А», наоборот, вытянут вдоль набережной, однако отодвинут вглубь участка на целых 18 метров. С одной стороны, эта сдвижка позволила разбить дополнительный сквер, создающий защиту от шума и визуальную преграду между домом и набережной, а с другой – добавить еще один этаж и организовать на крыше здания несколько пентхаусов. Интересно, что и их авторы сместили вглубь террасы еще на 6 метров (в противном случае над крышей торчали бы четыре лестнично-лифтовых блока), однако с улицы этот сдвиг почти не читается, так как верхние этажи полностью облицованы стеклом и визуально словно растворяются в низком московском небе. Односекционная башня – блок «В» – спрятана за «спиной» блока «А» и выше его на два этажа. Эта единственная вертикальная доминанта комплекса необходима для его восприятия с дальних точек, например, со стороны Бережковской набережной. Такая композиция и наличие между корпусами широкого бульвара позволяют абсолютно все квартиры комплекса ориентировать на набережную – из самых дальних ее можно увидеть благодаря остекленным эркерам.

В создании архитектурного образа этого комплекса стекло вообще играет одну из ключевых ролей. Конечно, проектируя здания на месте бывшей фабрики, Сергей Скуратов использовал для их облицовки кирпич – материал, и просто им очень любимый, и лучше всего передающий «память места», – но подчеркнута его брутальность именно с помощью стекла. Причем стекла разного – где-то прозрачного, где-то зеркального, а где-то и вовсе неожиданно отсутствующего. Плоскости фасадов расчерчены на прямоугольники разной длины – некоторые балконы в домах остеклены, некоторые нет, и это делает их похожими на гигантские счеты с прозрачными костяшками, которые, кажется, можно перемещать в произвольном порядке. На самом деле, конечно, эта вольность обманчива, но Скуратов именно такого эффекта и добивался. «Тема истончения стекла, постепенной дематериализации кирпичного здания была нужна мне для того, чтобы комплекс органично смотрелся рядом с «Японским домом», – говорит архитектор. С другой же стороны, где соседом эспланады является башня Киселева, мы видим совсем другой фасад – уже упомянутый торец корпуса «С» решен как сдвоенная рама, чей рисунок предельно графичен и очень хорошо читается.  

Проектируя элитный жилой комплекс, Сергей Скуратов виртуозно решил сложнейшую градостроительную задачу. Благодаря его эспланаде, ориентированной на простор Москвы-реки и в дальней перспективе – мощную вертикальную доминанту Сити, набережная, сегодня являющаяся безлюдной транспортной магистралью вдоль монотонной застройки, обещает превратиться в новый центр городской активности.
ситуационный план
ситуационный план
фото макета
фото макета
фасад по набережной
фасад по набережной
фасады по переулку
фасады по переулку
эскизы
эскизы