10.08.2010

Краски танца

Сегодня в Санкт-Петербурге реализуется сразу два архитектурных проекта, связанных с именем всемирно известного балетмейстера Бориса Эйфмана. В рамках квартала «Набережная Европы» голландская UN Studio проектирует для его труппы театр, а на улице Лизы Чайкиной все готово к строительству Академии танца, проект которой разработала архитектурная мастерская «Студия 44».

информация:

Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Упомянутые проекты связаны между собой не только звездным именем. Государственное образовательное учреждение «Академия танца под руководством Бориса Эйфмана» должно разместиться в реконструированном здании бывшего кинематографа «Ассамблея» на улице Лизы Чайкиной, которое сегодня занимает репетиционная база эйфмановского театра. Понятно, что в одночасье лишиться этой базы театр не может, поэтому строительство школы будет вестись в несколько очередей. Сначала возведут учебно-жилой корпус (его Борису Эйфману к 2011 году обещала построить лично губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко), а затем, после переезда театра в новое здание (т.е. в 2014-2016 году), реконструируют существующую репетиционную базу.

Конкурс по выбору генерального проектировщика Академии танца состоялся около полутора лет назад, победила в нем архитектурная мастерская Никиты Явейна. Архитекторы полагают, что своим успехом в этом состязании они обязаны, во многом, выбранной стратегии обращения с объектами наследия. Помимо уже упомянутого здания «Ассамблеи» на участке расположен особняк Ю. К. Доберт - И. Б. Штейкмана (Б. Пушкарская ул. д. 14А) – редчайший для Санкт-Петербурга пример деревянного особняка, чудом уцелевшего посреди каменных доходных домов. Он был построен в 1896 году архитектором А. Я. Рейнбергом, и его исторические интерьеры и фасады неплохо сохранились. Некоторое время назад город выкупил особняк и передал в бессрочное пользование Академии танца. Правда, при этом и дом, и «Ассамблея» были сняты с государственной охраны – видимо, для упрощения акта дарения, – но этот факт не изменил трепетного отношения «Студии 44» к бывшим памятникам. Деревянный особняк был включен в состав учебного комплекса полностью, а у «Ассамблеи», которая  в 1958 году в ходе капитального ремонта была радикально реконструирована (с заменой всех конструкций и перекрытий), предполагается восстановить фасадную часть. Причем в последнем случае архитекторы руководствуются авторским замыслом 1911 года и реставрируют входную нишу-экседру с кессонированным полукуполом. Деревянный особняк после реставрации вместит в себя медиатеку и музей Академии, а окружающий его сад будет благоустроен и превратится в открытый прогулочный двор для учащихся.

Кроме того, в академическом квартале появится два новых корпуса. В южном, выходящем на Пушкарскую улицу, расположатся жилые помещения интерната на 135 человек и медицинский центр (всего школа рассчитана на 228 учащихся, причем, по замыслу Бориса Эйфмана, более половины из них составят одаренные сироты и дети из малообеспеченных семей). Северный корпус, стоящий ближе  к Большому проспекту, вместит хорошо оборудованный спортивный комплекс (методика обучения в Академии делает особый упор на усиленную физическую и спортивную подготовку), учебные классы, два балетных зала и административные помещения Академии. Для того чтобы подчеркнуть шарм неоклассического фасада бывшей «Ассамблеи», новые корпуса решаются предельно лаконично: белоснежные геометричные объемы тактично отодвинуты чуть вглубь квартала и словно расступаются. И если южный корпус сверху опоясан лентой панорамных окон, то северный из-за спины исторического фасада смотрит на улицу Лизы Чайкиной глухой поверхностью, дабы ничто не отвлекало взгляд от главного архитектурного акцента – входной ниши-экседры.  

Пространство между жилым и учебным корпусами превращено в остекленный атриум. В нем размещены рекреации и двенадцать балетных залов, самый большой из которых рассчитан на постановку учебных спектаклей, – эти помещения чередуются друг с другом и связаны между собой хитросплетениями лестниц и переходов. По мысли Никиты Явейна, такое внутреннее атриумно-игровое пространство восходит к архетипу школьного двора закрытого учебного заведения. Перекрытие атриума решено в виде гряды невысоких двускатных кровель: подобная «гармошка» не только позволяет наиболее оптимально организовать систему естественной вентиляции, но и создает между корпусами интересную игру света и тени.

Необходимость сделать учебные помещения Академии максимально светлыми вообще стала краеугольным камнем этого проекта. Поскольку комплекс строится на небольшой внутриквартальной территории и имеет сложную функциональную программу, архитекторы были вынуждены максимально уплотнять его планировку. Решить проблему освещения в этой ситуации можно было только с помощью прозрачных стен – их получили все рекреации и балетные залы. А для того, чтобы не превращать боковые фасады Академии в банальные остекленные поверхности, архитекторы придумали очень интересный ход. Полы в балетных залах будут отделаны сценическим линолеумом Harlequin, окрашенным в различные пастельные тона. Просвечивая сквозь полупрозрачные стены, нежные оттенки придадут Академии визуальную легкость, воздушность и шарм, что, по мнению и архитекторов, и их именитого заказчика как нельзя лучше соответствует духу танцевального искусства.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Фасад по ул.Л.Чайкиной
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Фасад по ул.Л.Чайкинойоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Татьяна Зульхарнеева
  • Михаил Канунников
  • Владимир Биндеман
  • Роман Леонидов
  • Никита Бирюков
  • Александр Скокан
  • Олег Мединский
  • Игорь Шварцман
  • Павел Андреев
  • Марк Сафронов
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Александр Бровкин
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Юрий Сафронов
  • Александр Асадов
  • Илья Уткин
  • Василий Крапивин
  • Иван Рубежанский
  • Антон Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Олег Шапиро
  • Арсений Леонович
  • Никита Токарев
  • Илья Машков
  • Юлия Тряскина
  • Рустам Керимов
  • Олег Карлсон
  • Николай Миловидов
  • Тотан Кузембаев
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Васильев
  • Даниил Лоренц
  • Антон Надточий
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Орешкин
  • Андрей Гнездилов
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Чобан
  • Наталия Зайченко
  • Никита Явейн
  • Антон Бондаренко
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Владимир Ковалёв
  • Левон Айрапетов
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Сергей Сенкевич
  • Вера Бутко
  • Анатолий Столярчук
  • Карен Сапричян
  • Зураб Басария
  • Александр Попов
  • Полина Воеводина
  • Антон Яр-Скрябин
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов
  • Наталья Сидорова
  • Константин Ходнев
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Шилова
  • Дмитрий Ликин
  • Станислав Белых

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция благоустройства территории ЖК «Крылья»
  • Жилой дом ZEPPELIN
  • Жилой квартал Lucky
  • Развитие территории бывшего Бадаевского завода
  • Дом в Зеленой роще
  • ЖК на ул. Прилукская
  • Жилой дом «Тwin House»
  • Библиотека Де Крок
  • Многофункциональный комплекс Desert City

Технологии:

13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
24.01.2019

Японский фиброцемент KMEW: устойчивый и разнообразный

400 вариантов цветов и фактур, незаметные стыки и скрытое крепление, сейсмостойкость и умение избавляться от грязи с помощью гидрофильного слоя – у этих фасадных панелей достаточно особенностей, достойных внимания.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
22.01.2019

FunderMax: решение для пластичного фасада

Гибкий и цельный объем ТРЦ «Ливерпуль» в Мексике облицован HPL-панелями Max Compact Exterior FunderMax, допускающими монтаж на криволинейной поверхности.
ООО «Декотек Инжиниринг»
10.01.2019

Открыт прием заявок на архитектурную премию Wienerberger Brick Award 2020. Регистрация проектов до 9 апреля 2019!

Wienerberger Brick Award – признанная во всем мире ежегодная премия, которая отмечает лучшие проекты и постройки, использующие кирпич и керамические материалы любых производителей.
Wienerberger (Винербергер)
другие статьи