10.08.2010

Краски танца

Сегодня в Санкт-Петербурге реализуется сразу два архитектурных проекта, связанных с именем всемирно известного балетмейстера Бориса Эйфмана. В рамках квартала «Набережная Европы» голландская UN Studio проектирует для его труппы театр, а на улице Лизы Чайкиной все готово к строительству Академии танца, проект которой разработала архитектурная мастерская «Студия 44».

информация:

Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Упомянутые проекты связаны между собой не только звездным именем. Государственное образовательное учреждение «Академия танца под руководством Бориса Эйфмана» должно разместиться в реконструированном здании бывшего кинематографа «Ассамблея» на улице Лизы Чайкиной, которое сегодня занимает репетиционная база эйфмановского театра. Понятно, что в одночасье лишиться этой базы театр не может, поэтому строительство школы будет вестись в несколько очередей. Сначала возведут учебно-жилой корпус (его Борису Эйфману к 2011 году обещала построить лично губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко), а затем, после переезда театра в новое здание (т.е. в 2014-2016 году), реконструируют существующую репетиционную базу.

Конкурс по выбору генерального проектировщика Академии танца состоялся около полутора лет назад, победила в нем архитектурная мастерская Никиты Явейна. Архитекторы полагают, что своим успехом в этом состязании они обязаны, во многом, выбранной стратегии обращения с объектами наследия. Помимо уже упомянутого здания «Ассамблеи» на участке расположен особняк Ю. К. Доберт - И. Б. Штейкмана (Б. Пушкарская ул. д. 14А) – редчайший для Санкт-Петербурга пример деревянного особняка, чудом уцелевшего посреди каменных доходных домов. Он был построен в 1896 году архитектором А. Я. Рейнбергом, и его исторические интерьеры и фасады неплохо сохранились. Некоторое время назад город выкупил особняк и передал в бессрочное пользование Академии танца. Правда, при этом и дом, и «Ассамблея» были сняты с государственной охраны – видимо, для упрощения акта дарения, – но этот факт не изменил трепетного отношения «Студии 44» к бывшим памятникам. Деревянный особняк был включен в состав учебного комплекса полностью, а у «Ассамблеи», которая  в 1958 году в ходе капитального ремонта была радикально реконструирована (с заменой всех конструкций и перекрытий), предполагается восстановить фасадную часть. Причем в последнем случае архитекторы руководствуются авторским замыслом 1911 года и реставрируют входную нишу-экседру с кессонированным полукуполом. Деревянный особняк после реставрации вместит в себя медиатеку и музей Академии, а окружающий его сад будет благоустроен и превратится в открытый прогулочный двор для учащихся.

Кроме того, в академическом квартале появится два новых корпуса. В южном, выходящем на Пушкарскую улицу, расположатся жилые помещения интерната на 135 человек и медицинский центр (всего школа рассчитана на 228 учащихся, причем, по замыслу Бориса Эйфмана, более половины из них составят одаренные сироты и дети из малообеспеченных семей). Северный корпус, стоящий ближе  к Большому проспекту, вместит хорошо оборудованный спортивный комплекс (методика обучения в Академии делает особый упор на усиленную физическую и спортивную подготовку), учебные классы, два балетных зала и административные помещения Академии. Для того чтобы подчеркнуть шарм неоклассического фасада бывшей «Ассамблеи», новые корпуса решаются предельно лаконично: белоснежные геометричные объемы тактично отодвинуты чуть вглубь квартала и словно расступаются. И если южный корпус сверху опоясан лентой панорамных окон, то северный из-за спины исторического фасада смотрит на улицу Лизы Чайкиной глухой поверхностью, дабы ничто не отвлекало взгляд от главного архитектурного акцента – входной ниши-экседры.  

Пространство между жилым и учебным корпусами превращено в остекленный атриум. В нем размещены рекреации и двенадцать балетных залов, самый большой из которых рассчитан на постановку учебных спектаклей, – эти помещения чередуются друг с другом и связаны между собой хитросплетениями лестниц и переходов. По мысли Никиты Явейна, такое внутреннее атриумно-игровое пространство восходит к архетипу школьного двора закрытого учебного заведения. Перекрытие атриума решено в виде гряды невысоких двускатных кровель: подобная «гармошка» не только позволяет наиболее оптимально организовать систему естественной вентиляции, но и создает между корпусами интересную игру света и тени.

Необходимость сделать учебные помещения Академии максимально светлыми вообще стала краеугольным камнем этого проекта. Поскольку комплекс строится на небольшой внутриквартальной территории и имеет сложную функциональную программу, архитекторы были вынуждены максимально уплотнять его планировку. Решить проблему освещения в этой ситуации можно было только с помощью прозрачных стен – их получили все рекреации и балетные залы. А для того, чтобы не превращать боковые фасады Академии в банальные остекленные поверхности, архитекторы придумали очень интересный ход. Полы в балетных залах будут отделаны сценическим линолеумом Harlequin, окрашенным в различные пастельные тона. Просвечивая сквозь полупрозрачные стены, нежные оттенки придадут Академии визуальную легкость, воздушность и шарм, что, по мнению и архитекторов, и их именитого заказчика как нельзя лучше соответствует духу танцевального искусства.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Фасад по ул.Л.Чайкиной
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана. Фасад по ул.Л.Чайкинойоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфманаоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Игорь Шварцман
  • Никита Явейн
  • Сергей Кузнецов
  • Александра Кузьмина
  • Павел Андреев
  • Олег Карлсон
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Скокан
  • Сергей Труханов
  • Андрей Романов
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Константин Ходнев
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Яр-Скрябин
  • Тотан Кузембаев
  • Даниил Лоренц
  • Илья Машков
  • Карен Сапричян
  • Андрей Асадов
  • Магда Чихонь
  • Владимир Ковалёв
  • Лукаш Качмарчик
  • Магда Кмита
  • Алексей Иванов
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Грень
  • Петр Фонфара
  • Роман Леонидов
  • Александр Попов
  • Александр Бровкин
  • Алексей Гинзбург
  • Вера Бутко
  • Арсений Леонович
  • Никита Токарев
  • Андрей Гнездилов
  • Георгий Трофимов
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Переслегин
  • Владимир Биндеман
  • Полина Воеводина
  • Валерия Преображенская
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Зураб Басария
  • Шимон Матковски
  • Сергей Чобан
  • Сергей  Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Николай Переслегин
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Ликин
  • Николай Миловидов
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Михаил Канунников
  • Станислав Белых
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий
  • Иван Кожин
  • Олег Шапиро

Постройки и проекты (новые записи):

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги
  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи