24.12.2008

Пименовская туманность

Два корпуса, спроектированные мастерской Сергея Киселева в режиме регенерации рядом с церковью Пимена в Новых воротниках, восстанавливают объемы деревянных домиков, снесенных на этом месте в 1930-е гг. Поэтому их надземные корпуса отчаянно невелики, что позволяет оценить насколько окружающий район вырос в высоту за последние 80 лет. Архитектурное решение, напротив, вполне современно: стилизованные бетонные «деревья» на фасаде, стекло, трава на крышах.

информация:

открыть большое изображение

Понятие «регенерация исторической застройки» в современной Москве с ее хаотичным разновременным контекстом с каждым годом звучит все более странно. Тем не менее, именно она нередко предписывается соответствующими инстанциями при проектировании новых зданий поблизости от объектов культурного наследия или просто в исторической среде. Так случилось и с офисным проектом компании «Сергей Киселев и Партнеры» для Пименовского тупика, рядом с которым оказался храм Преподобного Пимена Великого в Новых воротниках (1697-1702).

Нет сомнения, что памятник архитектуры, 350-летие которого в этом году, чуть поторопившись, отметила Русская православная церковь (они взяли за отсчет дату образования воротниковской слободы) заслуживает уважения. Восьмерик храма восходит к рубежу XVII-XVIII веков, колокольня построена в XIX в. Один из новых приделов проектировал Константин Быковский, интерьеры в начале ХХ века разрабатывал Федор Шехтель. И не важно, что в советские годы в окрестностях появился гараж, многоподъездная жилая 12-тиэтажка, заводские корпуса, а тупик и вовсе остался без домов – одни деревья.

Собственно на их месте и проектируется новый офисный комплекс. Исчезнувший Пименовский тупик выстраивают заново, а заодно восстанавливают кусочек красной линии Краснопролетарской (бывшей Пименовской) улицы. При этом под землю закапывают автостоянку площадью с весь участок (кроме того на минус первый уровень вынесена и столовая). Возникает общий подземный «стилобат», по верху которого и пройдет улочка – наследница Пименовского тупика. А наверху пять бетонных объемов повторяют габариты домов, которые существовали на этом месте до того, как их снесли в 1930-е. Получается деревня с дорогой к храму. Точнее к храмовым воротам, что выглядит весьма символично для района, где раньше жили охранники московских ворот. Так и представляешь себе, как стоят у подъездов курящие белые воротнички, а мимо них старушка в платочке к молитве идет.

Помимо требований непростого понятия «регенерации» на архитектуру будущего комплекса повлиял и его заказчик – известная девелоперская компания Forum Properties, которая планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Клиент хотел, чтобы его будущий офис был не просто практично-качественной коробкой, но и стал бы выразительным архитектурным объектом, визитной карточкой компании (за примерами далеко ходить не надо – так стал знаковым дом-«пингвин» в офисом Капитал-Групп). Что для девелоперской компании, надо признать, вполне логично.

И все же в поставленной перед архитекторами задаче прочитывается парадокс: с одной стороны, понятие регенерации и соседство памятника предполагают максимальную «скромность» нового здания. С другой – оно должно представлять своих хозяев как людей, не чуждых искусства архитектуры. То есть быть одновременно незаметным и выразительным. Правда известно, что «СКиП», много работающий в центре Москвы, привык к подобным парадоксам. Здесь использованы: игра объемов, стекло, фактура.

Дабы превратить 5 утраченных домиков хотя бы в два, по одному с каждой стороны тупика, авторы проекта погружают свою слободку в стеклянный туман – его прозрачные «колпаки» выступают своеобразной соединительной тканью. Причем такое разделение на две части также отвечает и структуре компании-заказчика, состоящей из двух подразделений. Они позволяют создать внутри единое пространство, которое затем легко делится на коридоры и кабинеты. При этом тут нет никаких особенных многосветных пространств и других изысков – все же объем очень небольшой, а занять его собралась одна из крупных девелоперских компаний. Кстати сказать та самая, для которой «СКиП» построил ставший в последние годы знаменитым офисный центр «Эрмитаж-плаза» – он находится на противоположном конце все той же Краснопролетарской (бывшей Пименовской) улицы.

Впрочем, стекло здесь не просто функционально. Его (наконец-то!) используют не для того, чтобы спрятать здание, а – как самоценный художественный элемент. Оно действительно выглядит живой субстанцией. Стеклянный объем поджимается справа, там, где соседний дом меняет высоту с 2-х на 4 этажа, заползает поверх бетонных блоков и ломается со стороны 12-тиэтажного дома, как раз там, где подъездная дорожка загибается за угол. Как будто бы мимо проехала машина и всколыхнула это «облако».

Образ «деревеньки в тумане» появился не сразу. Проектом занялись еще в 2003 году и сначала рисовали дома повыше, но со скошенными крышами, однако такому решению воспротивились специалисты ландшафтно-визуального анализа. Еще была идея сделать фасады медными или бронзовыми: «Тогда получился бы именно памятник бывшей застройке», – поясняет главный архитектор проекта Владимир Лабутин. За время работы в мастерской накопилось множество эскизов с фасадами практически во всех материалах. Но деревянный, который отвечал бы концепции регенерации, не пропустили пожарные, с объемной керамикой тоже не сложилось, зато внимание заказчика привлек бетонный вариант.

Материал хороший и современный, но в чистом виде как будто очень уж брутальный для соседства с классицистической колокольней. Поэтому было решено артистически переосмыслить фактуру. В существовавших на тот момент эскизах присутствовала идея с принтами деревьев на стекле – ее и перенесли на новый материал, найдя фирму-партнера,  занимающуюся художественным бетоном.

Такого в Москве еще не было, фактически в этом проекте столичная архитектура получает еще один новый прием работы с известным, но недооцененным материалом. Как известно, фактуру бетона осваивали архитектуры брутализма 1970-х – но там сохраняли шероховатости, пузыри, следы опалубки. Тогда внимание было сосредоточено на, скажем так, естественных, «суровых» особенностях материала – в попытке сообщить фасаду оттенок рукотворности в противовес механизации штампованного производства. Здесь – другое, бетонная поверхность не будет нарочито недообработанной – напротив, ее превращают в скульптуру-узор в полном соответствии с актуальной во всем мире тенденцией к использованию орнаментальных фасадов.

В результате «деревня» приобретает сходство с бетонным лесом из выступающих межоконных простенков, текстурированных по специальной технологии. Это как будто бы воспоминание одновременно о домиках и о деревьях, заменивших постройки, когда их снесли. Наслоение реминисценций. Выходит – понятие «регенерации» применено в проекте одновременно для домов и для деревьев, хотя в итоге получается уже нечто третье. На фоне розовых брежневских домов – неожиданно небольшое, по-современному орнаментированное, с травой на плоских крышах.
Впрочем, что именно привидится той самой старушке в окружении современных каменных джунглей, сказать сложно.

В наше время это становится уже навязчивой оговоркой, но – кризис, кризис… Сейчас никто не знает, когда реализуется проект и реализуется ли. Впрочем, это можно сказать про большинство архитектурных работ, начатых раньше прошедшей осени. Увы.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Арсений Леонович
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Лукомский
  • Олег Шапиро
  • Зураб Басария
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Александра Кузьмина
  • Петр Фонфара
  • Павел Андреев
  • Вера Бутко
  • Екатерина Грень
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Васильев
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Николай Миловидов
  • Юлия Тряскина
  • Александр Скокан
  • Полина Воеводина
  • Никита Токарев
  • Антон Надточий
  • Иван Кожин
  • Шимон Матковски
  • Сергей Переслегин
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова
  • Илья Машков
  • Наталия Шилова
  • Андрей Романов
  • Владимир Биндеман
  • Всеволод Медведев
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан
  • Евгений Герасимов
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Карлсон
  • Андрей Гнездилов
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Явейн
  • Георгий Трофимов
  • Илья Уткин
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Никита Бирюков
  • Станислав Белых
  • Роман Леонидов
  • Юлий Борисов
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Олег Мединский
  • Алексей Иванов
  • Андрей Асадов
  • Николай Переслегин
  • Анатолий Столярчук
  • Валерий Лукомский
  • Антон Яр-Скрябин
  • Константин Ходнев
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Попов
  • Сергей Скуратов
  • Магда Чихонь
  • Магда Кмита

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»
  • Жилой дом на улице Красного курсанта
  • Реставрация дома Сытина
  • Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»

Технологии:

05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
01.12.2017

Для самых красивых домов! Компания «Кирилл» представила свой новый сайт

Лицевой крипич – крупным планом, 1000 самых интересных построек и проектов, новый сервис «Готовые решения – оптимальная цена» в режиме он-лайн и многое другое.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи