Дискуссия о Дворце пионеров

Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.

mainImg
Встреча не была, как сразу подчеркнул Сергей Кузнецов, ни заседанием архсовета, ни градкомиссией – главный архитектор города, по чьей инициативе состоялось собрание, назвал его «коллегиальным обсуждением». Причиной стало открытое письмо Феликса Новикова, автора Дворца Пионеров на Ленинских горах, в котором он решительно возразил против предложения Kleinewelt Architekten по реконструкции 8 и 11 корпусов Дворца, напомнил о существовании проекта, разработанного ранее им самим совместно с Ильей Заливухиным, и потребовал «проведения открытого заседания Архитектурного совета Москвы и общественного обсуждения в Союзе архитекторов». Состоявшееся заседание стало ответом Сергея Кузнецова на это требование.
Обсуждение проектов реставрации и нового строительства на территории Дворца Пионеров на Воробьевых горах, 03.2020
Фотография: Архи.ру

На заседании Феликс Новиков рассказал о своем проекте расширения Дворца Пионеров. Сейчас мы публикуем этот проект с авторскими иллюстрациями и с авторским описанием. Ниже вы найдете небольшой репортаж о заседании и ответ Феликса Новикова его критикам, на заседании не прозвучавший. Итак, слово авторам проекта:

Концепция комплексного обновления московского Дворца Пионеров
Авторы проектного предложения:
Автор московского Дворца Пионеров, Народный архитектор СССР, лауреат Госпремий СССР и РСФСР, доктор архитектуры, профессор Ф.А. Новиков
Архитектор И.В. Заливухин, Jauza. Architecture & Urban planning
17.03.2020

Генеральный план Дворца пионеров. Вариант 1960 года и продольный разрез территории, демонстрирующий трехчастный каскад рельефа
Предоставлено Ф.А. Новиковым

«Известно, что открывшийся 1 июня 1962 года Дворец пионеров был, хотя и главной, но только 1 очередью строительства комплекса. Несколько позже ему был передан 25-метровый плавательный бассейн в соседнем квартале. В последующие 57 лет ничего кроме ремонтов здесь не делалось. Внизу представлен продольный 3-частный каскад рельефа участка.
Фотография с дрона. 2018 г.
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Фото с дрона 2018 г. показывает нам главное здание, 8 и 11 корпуса, стадион, площадь парадов, входную аллею и парк за Дворцом, прилегающий к нему. Но остальная территория осталась неосвоенной, комплекс не получил четкой функциональной структуры и, как следствие, его композиция осталась незавершенной. В 2009 году Виктор Егерев и Владимир Кубасов совместно с Ильей Заливухиным сделали проектное предложение, расположив новое здание на месте 8 корпуса и показали его Лужкову. Юрий Михайлович предпочел построить объекты 2 очереди, но вскоре был отрешен от должности. Егерев, Кубасов и я продолжили работу с Заливухиным. Егерев на генплане рисовал два здания по сторонам длинной оси стадиона, Кубасов – объект равный по объему Дворцу – вместо стадиона. Мы с Ильей в 2012 году выполнили «Концепцию комплексного обновления Дворца», последние коррективы в которую внесли в конце января текущего года. Кубасов сейчас занят другим объектом и участия в нашем проекте не планирует.

Принятое в прошлом году решение о реставрации Дворца восстановит изначальную планировку здания, вернет ему прежний облик и, вместе с тем, ставит вопрос о функциональном и композиционном завершении комплекса.

Наша концепция обновления Дворца, помимо реставрации главного здания включает в себя четыре объекта, два из которых №№ 8 и 11 предлагается решительно перестроить, а два других – №№ 9 и 10 – возвести вновь. Ее мотивация связана с полтора раза большей нагрузкой на существующие объекты, необходимостью больших площадей для групповых и массовых занятий детей, а также с развитием ее содержательной части. Рассмотрим эти объекты. последовательно. В настоящее время 8-й корпус это группа из 4-х разностильных зданий, построенных в разные годы, стоящих на 5 метров ниже входной аллеи и площади парадов – и не составляющих сколько-нибудь осмысленную композицию. Они лишены какой-либо «Дворцовости» и не имеют ни стилевой, ни композиционной связи с главным зданием. В настоящее время они считаются выявленными объектами культурного значения. Мы обратились в Мосгорнаследие с заявлением об отказе этим зданиям в таком статусе. В ответе, направленном Заливухину и подписанном зам. руководителя департамента Кондрашевым сказано: – цитата – «...рассмотрение вопроса о включении либо отказе во включении объектов в реестр планируется в 2020 году». О соответствии этих зданий требованиям, предъявляемым к объектам культурного значения, вы можете судить сами.

Здесь спортзал, построенный по проекту Аркадия Половникова. Он был в нашей команде и ему поручили эту работу. Мы предлагаем его снос потому, что считаем должным обеспечить функциональную четкость комплекса. Зал должен быть там, где находится стадион, в обновленном спортивном центре. К нему мы вернемся позже.
Спортзал. Главный фасад
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Спортзал. Дворовый фасад
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Второе здание – панельная встройка между залом и школой, сделана в 80-е годы.
Панельная встройка между спортзалом и школой
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Третье – школа 1935 года с послевоенной пристройкой.
Главный фасад школы
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Второй фасад школы с пристройкой
Предоставлено Ф.А. Новиковым

А теперь зададимся вопросом: за чем дети приходят во Дворец? Мой ответ – за мечтой о своем будущем. И приходят в школьное здание. Но ведь они ходят в школу 5-6 раз в неделю, 9 месяцев в году, в течение 11 лет. Какая здесь мечта? Есть и другой вопрос. Ее построил Леонид Павлов. Как к этому отнестись? Об этом чуть позже, а пока посмотрим проект команды Переслегина.
Корпус 8. Дворец пионеров на Воробьевых горах. Проект реставрации
© Kleinewelt Architekten
Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах, проект реставрации
© Kleinewelt Architekten

Они сохраняют спортзал, школу и пристройку, не имеющую отношения к Павлову, сносят встройку и предлагают заменить ее новой. При этом, декларируя уважение к автору, на две трети замуровали главный фасад школы и тыльный фасад спортзала, что с объектами культурного значения делать не позволяется.

Я – ученик Леонида Николаевича на 4 курсе 1948 года – прежде чем представить наше предложение, должен обосновать снос этой школы. В Москве есть школа № 464, построенная в том же году и по тому же проекту. Посмотрим на нее.
Школа Л. Павлова (школа № 464 на ул. Талалихина). Вид с торца
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Школа Л. Павлова (школа № 464 на ул. Талалихина). Вид главного фасада
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Ее адрес ул.Талалихина, д. 20, стр. 1. Здание во всем подлинно. С родной скатной кровлей. Его и надо сохранить. Замечу, что кроме школ Леонид Павлов построил в Москве еще 26 объектов. Часть из них достигла 40-летнего возраста. Ни один не имеет охранного статуса.

Теперь посмотрим обновленный корпус № 8.

Функционально мы представляем себе новое здание как Центр Научно-Технического Творчества. Оно ограничено в размерах периметром существующих строений и высотой, стоящего визави здания концертного зала. Основные исходные положения проектирования нового корпуса таковы. Мы считаем, что он должен быть созвучен главному зданию Дворца – быть таким, как если бы был построен вместе с ним в 1962 году. Его следует включить в композицию комплекса. Это обеспечивает ориентацию здания на диагональную ось – продолжение оси существующей аллеи, ограничивающей площадь парадов и ведущей к концертному залу, а также диагональная структура самого 8 корпуса.
Генплан входной аллеи и площади парадов
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Вид комплеса с проспекта Вернадского
Предоставлено Ф.А. Новиковым

В новой редакции корпуса возникает мост, соединяющий его второй – входной этаж с уровнем входной аллеи и площади парадов. Одной из главных тем всей композиции Дворца является ступенчатость силуэта – возвышается коробка сцены концертного зала, торцы трех клубных корпусов и аудитория. В корпусе № 8 эту тему поддерживает центральный фонарь.

Покажем 8 корпус с Воробьевского шоссе и ул. Фотиевой.
Вид с Воробьевского шоссе (ул. Косыгина)
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Вид с ул. Фотиевой
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Композиционным центром здесь является трехсветный атриум 2-го этажа, размером 24 х 24 метра с зенитным освещением. Помещения общественных мероприятий в главном здании имеют ширину 12.0 метров. Новый зал будет лучшим местом для проведения новогодних елок и других массовых действий. По периметру зала расположены рекреации и классы групповых занятий. В 1 этаже аудитория на 400 мест, а в светлом цокольном разместятся хозяйственные службы, для которых в проекте Переслегина есть здание, стоящее рядом с 8 корпусом. Оно лишнее в парке Дворца – также как и соседняя автошкола. И то и другое поместится в новом 8 корпусе.
План 2 этажа
Предоставлено Ф.А. Новиковым
План 1 этажа
Предоставлено Ф.А. Новиковым

В горизонтальном строении фасадов выделяется подиум, на уровне аллеи и площади, входной этаж отмечен ритмом импостов, а венчающие здание два этажа подобны фасаду главного корпуса Дворца. При этом при взгляде с площади парадов здание выглядит соразмерным концертному залу. Общая площадь корпуса 12 500 м2.
Диагональный фасад
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Диагональный фасад – вид с площади
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Диагональный разрез
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Корпус № 11 и стадион проектировал по нашему заданию «Спортпроект» – автор арх. Роберт Упмал. Некий подрядчик взялся за его реконструкцию и, развалив здание, бросил стройку. Здание было узким, оно станет шире.
Руины 11-го корпуса
Предоставлено Ф.А. Новиковым

В проекте Переслегина стеклянные фасады. Раньше здесь была и должна быть стена. В центре плана находится кафе. Остальное расчленено на мелкие и узкие, длинные помещения.
Дворец пионеров на Воробьевых горах. Концепция развития территории
© Kleinewelt Architekten
Формообразование корпус 11. Дворец пионеров на Воробьевых горах. Проект реставрации
© Kleinewelt Architekten

В нашем проекте с более широким корпусом на переднем фронте надземного этажа устроены вестибюли, тренерские, другие службы. Они связанны галереей, служащей также и для зрительских мест. В подземном этаже раздевалки и душевые. Пространство двухсветного спортивного зала с зенитным освещением, длинной 138 м и шириной 18 м, компенсирует утрату зала, сносимого в 8 корпусе. Здесь будут подвижные перегородки, позволяющие разделять его на несколько залов нужного размера в разных вариантах для различных спортивных занятий. В разрезе виден прием освещения. Площадь здания 4 000 м2.
Альтернативный вариант. Планы этажей
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Разрезы и деталь зенитного освещения
Предоставлено Ф.А. Новиковым

А теперь о проекте кафе. В проекте Переслегина оно смотрит на дворы прилегающих зданий. Как тут не сказать «Не лучше ли кума на себя оборотиться? Мы предлагаем построить кафе с другой стороны пруда с видом на комплекс Дворца. Оно включено в проект с № 9 с площадью 500 м2. Теперь посмотрим на вид комплекса с дрона с включенными в него 8 и 11 корпусами и кафе у пруда и покажем панораму парка и Дворца с его террасы, ориентированной на продольную ось всей композиции комплекса.
Фото с дрона с 8-м и 11-м корпусами и кафе
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Видим пруд, набережную весь трехчастный каскад рельефа, стену 11 корпуса, трибуны стадиона, пионерский знак между лестницами. Выше купол планетария и флагшток. Всю эту панораму венчает московский университет, стоящий на той же оси.
Панорамный вид с террасы кафе
Предоставлено Ф.А. Новиковым

И, наконец, поговорим о корпусе под № 10. Еще в 2010 году я задумался о том, как можно застроить участок вдоль Воробьевского шессе, где были объекты 2-й очереди. На этой земле за 57 лет вырос парк, который следует благоустроить. Здесь были бассейн и спортзалы. Но первый уже есть, а второе есть в нашем проекте. «Свято место» осталось пусто.
Фото с дрона с 8-м и 11-м корпусами и кафе
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Я вспомнил проект «горизонтальных небоскребов» Лисицкого. Сделал эскиз. Однако что строить – не знал. А идея была рядом. Я живу в городе Рочестер, штат Нью-Йорк. Здесь в 2006 году открылся детский музей. Они пошли по миру отсюда, из США. Теперь есть во многих странах и в России тоже. Например, музей игрушек в Сергиевом Посаде. Но музей в Рочестере назван «National Museum of Play», Национальный музей игры, а это совсем другое. Его главная задача – более ранняя профессиональная ориентация детей. Это прежде ребенок спал с соской во рту, а теперь с соской во рту он давит пальчиком на скрин своего смартфона. Музей игры вовлекает детей в профессионально ориентированные игры. В том числе обучающие программированию.

Сначала они играют в профессию – могут вообразить себя кем угодно – врачом, строителем, ученым, космонавтом и им предоставят все необходимое для такой игры. Этот, образно говоря, «Дворец октябрят», поможет детям определиться в профессии, а потом они придут во Дворец пионеров познавать ее азы. Мы предлагаем построить здесь такой музей, как первую игротеку в стране. Вряд ли для этого найдется лучшее место.
Фото с дрона с корпусом № 10
Предоставлено Ф.А. Новиковым

С учетом особенности участка мы изобразили здание в виде горизонтального двухэтажного объема (нижний служебный, верхний игровые залы) с зеркальным дном, отражающим вид парка и поднятого над ним выше роста существующих деревьев (там есть пустоты, на которые можно опереться). И включили объект в нашу концепцию обновления дворца с № 10. Высота здания оправдана изменением среды, присутствием башни гостиницы «Корстон» и трех 20-этажных жилых башен за прудом. При этом кровли 7 и 8 корпусов равны по высоте, также как и кровли коробки сцены 7 и фонаря 8 корпуса. Они выше площади парадов на 15 м. Сама площадь выше нижнего плато на те же 15 м. Значит высота – горизонт кровли музея – 30 м. И еще одно: Длина здания Дворца 230 м, музея по кровле 200 м. Между этими линейными зданиями, как «шарнир» всей композиции стоит ромб 8 корпуса.

Она представлена изображением с новыми 8 и 11 корпусами, с кафе и музеем игры. Его площадь 6 000 м2. Здесь первый эскиз на эту тему – место и приём композиции. Таким нам видится завершенный комплекс – функционально и композиционно. Дворец строился три с половиной года. Завершить реставрацию предлагается в 2023 году. Этот срок реален и для всей нашей программы. В последующие 57 лет во Дворец придут сотни тысяч детей, внуков и правнуков нынешних москвичей и найдут здесь мечту о своем будущем!»
zooming

Ф.А. Новиков

***

Репортаж: обсуждение 5 марта 2020 в Большом зале Москомархитектуры
Обсуждение проектов реставрации и нового строительства на территории Дворца Пионеров на Воробьевых горах, 03.2020
Фотография: Архи.ру

Представляя свою концепцию реставрации Дворца пионеров и развития его территории, Николай и Сергей Переслегины подчеркнули – им, как авторам концепции, нравится 8 корпус и они хотели бы его сохранить, а школа – пусть типовая, но отличается от школы на улице Талалихина в деталях. Кроме того, Николай Переслегин подчеркнул, что Kleinewelt Architekten, разработав концепцию реставрации Дворца и развития его территории, больше в работе не участвует, поскольку передал всю инициативу заказчику концепции, компании Росреставрация.
Обсуждение проектов реставрации и нового строительства на территории Дворца Пионеров на Воробьевых горах, 03.2020
Фотография: Архи.ру

О наблюдательном совете
Упомянув, что после работы над концепцией Kleinewelt Architekten передали всю работу Росреставрации, Николай Переслегин призвал создать «совет, который наблюдал бы за процессом». Поскольку «мы еще не знаем, кто будет реализовывать и как», – необходимо открытое, прозрачное и профессиональное наблюдение за процессом реставрации Дворца. В совет, по словам Переслегина, могли бы войти архитекторы, «Архнадзор» и представители профильных депатраментов.

Возражения на проект Феликса Новикова и Ильи Заливухина
Вся территория парка 40-летия ВЛКСМ, на которой расположен дворец, имеет охранный статус как памятник ландшафтного искусства. А значит ничего нового строить на этой территории нельзя, даже если часть корпусов, которые значатся сейчас как выявленные памятники, не будут утверждены в охранном статусе. Эту позицию озвучил присутствовавший на встрече глава Москомнаследия Алексей Емельянов, начав с того, что отмена проекта масштабного строительства на территории Дворца в 2009 году была связана не с отставкой мэра Юрия Лужкова, а именно с охранным статусом территории. Кроме того, по словам Емельянова, как только началось обсуждение будущего строительства, в адрес департамента стали поступать письма от жителей Гагаринского района с требованиями всякие обсуждения такого строительства прекратить. Протесты жителей против «любого строительства на этой территории» начались еще в 2012 году, подчекнул глава ведомства охраны памятников. «Хотя, – как заметил Алексей Емельянов, – в части размещения детей» такое строительство многое бы решило. Глава Москомнаследия завершил свое выступление уверением в том, что если появятся идеи, как расширить площади Дворца не нарушая законодательства – то есть без нового строительства, как поработать с 8 и 11 корпусами, «мы с удовольствием прислушаемся; но таково законодательство, любое строительство на территории запрещено».
Обсуждение проектов реставрации и нового строительства на территории Дворца Пионеров на Воробьевых горах, 03.2020
Фотография: Архи.ру

Сергей Кузнецов зачитал письменное заявление главы Научно-методического совета Москомнаследия Андрея Баталова, в котором говорилось, что Дворец Пионеров – одно из немногих произведений модернизма, получивших охранный статус, и что статус парка позволил зданию Дворца, в период, «связанный со сменой общественной формации, а именно исчезновения пионерской организации», сохраниться и сохранить пространственную структуру своего ансамбля, «однако это предполагает и отчуждение от авторского желания преобразовать свое произведение. Это своеобразная плата за его сохранение <...> лишить памятник статуса выявленного можно, но строить на территории памятника нельзя <...> смысл в том, что произведение живет своей жизнью».

Представителей ДКН поддержал и Рустам Рахматуллин из «Архнадзора», подчеркнув, что закон об охране памятников следует строго соблюдать и оговорившись, что даже вставка, предложенная в проекте Kleinewelt, не вполне соответствует законодательству.

По словам Евгения Асса, рассматриваемый случай – «беспрецедентный в нашей практике, в силу удаленности автора на огромное расстояние, и проекта – на значительное время». «Мне очень нравится проект, который предложил Феликс Аронович, – подчеркнул Евгений Асс, – никто, кроме Феликса Ароновича, не чувствует этот проект лучше». Евгений Асс даже назвал проект, предложенный Феликсом Новиковым, «естественным продолжением той работы, которая была начата [в первой, построенной очереди, – прим. ред.]», и подчернкул, что хорошо понимает чувства автора проекта, также как и настойчивость, с которой тот продвигает свою идею. Однако: «закон, озвученный хранителями», не позволяет нового строительства, и с этим необходимо смириться, – завершил свое выступление Евгений Асс.
 
Петр Кудрявцев, «как социолог, консультировавший соседние проекты», указал на активность сообщества жителей района, назвав его «одним из самых мощных, сравнимых только с Патриаршими прудами [где сейчас идет борьба против надстройки домика на пруду, – прим. ред.]. Здесь «любое профессиональное движение превратится в общественное», – предостерег Петр Кудрявцев.

Прозвучало, что если создать прецедент нарушения закона об охране памятников, это откроет «Ящик Пандоры», то есть повсеместно начнутся попытки таких исключений. 

Резюмируя разговор, Сергей Кузнецов подчеркнул: «речь не только о том, что мы заложники бумажки» [охранного статуса], но «мнение местного сообщества таково, что лучше вообще не трогать». Кроме того: «ситуация небывалая для нас», мы общаемся с «автором памятника», но – в ней «много смыслов», и «надо держаться ситуации, которая существует». Сергей Кузнецов поддержал идею контроля за реализацией и качеством исполнения, но строго повторил, что мы не можем выходить за рамки законодательства.

Словом, пионеров оставили без дополнительных метров, и директор Дворца Елена Мельвиль только и сказала, что «спасибо за мечту». И что если 3000 детей будет негде заниматься, будет очень жаль.
репортаж: Ю.Т.
 
***

Резюме Феликса Новикова
«Профессионального разговора не получилось. Никто, кроме Евгения Асса, не сказал ни слова о композиционных осях, о композиции, стилистике и координации архитектуры существующих и предлагаемых объектов, никого это не интересовало. Я услышал только два тезиса, отрицающих наше предложение.

Первый – нельзя строить ничего нового. Таков закон. Но если с самого начала было известно, что комплекс функционально и композиционно не завершен, что будет, условно говоря, 2 очередь, если 35% территории не было освоено (мы к ней не прикасались), как можно было это запрещать? Если запрет исключает развитие, дети не получат комфортных условий для клубных занятий и массовых действий (в нашем варианте комплекса в нем в четыре раза больше дополнительных площадей, чем по проекту Переслегина), значит этот закон противоречит интересам детей и его должно отменить. И никто меня в этом не переубедит.

Второй тезис – возражают жители Гагаринского района. Их испугались. Но позвольте мне выступить перед ними и они будут на моей стороне. Разве трудно обьяснить любящим родителям, что в случае реализации проекта во Дворце не будет тесно? (Многие бывшие свободные пространства заняты теперь классами и реставрация не сможет их открыть). Что комплекс получит новые функции и предоставит детям больше разнообразных занятий? И в этом я по-прежнему убежден в своей правоте.

Я полагаю, что в случае реализации нашей концепции обновления Дворца и окружающего его парка, Москва получит комплекс, второй после Зарядья по значимости и успеху. И это будет добрый дар нынешним и будущим поколения детей столицы России».

18 Марта 2020

Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.