Дискуссия о Дворце пионеров

Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.

Феликс Новиков

Автор текста:
Феликс Новиков

mainImg
0 Встреча не была, как сразу подчеркнул Сергей Кузнецов, ни заседанием архсовета, ни градкомиссией – главный архитектор города, по чьей инициативе состоялось собрание, назвал его «коллегиальным обсуждением». Причиной стало открытое письмо Феликса Новикова, автора Дворца Пионеров на Ленинских горах, в котором он решительно возразил против предложения Kleinewelt Architekten по реконструкции 8 и 11 корпусов Дворца, напомнил о существовании проекта, разработанного ранее им самим совместно с Ильей Заливухиным, и потребовал «проведения открытого заседания Архитектурного совета Москвы и общественного обсуждения в Союзе архитекторов». Состоявшееся заседание стало ответом Сергея Кузнецова на это требование.
Обсуждение проектов реставрации и нового строительства на территории Дворца Пионеров на Воробьевых горах, 03.2020
Фотография: Архи.ру

На заседании Феликс Новиков рассказал о своем проекте расширения Дворца Пионеров. Сейчас мы публикуем этот проект с авторскими иллюстрациями и с авторским описанием. Ниже вы найдете небольшой репортаж о заседании и ответ Феликса Новикова его критикам, на заседании не прозвучавший. Итак, слово авторам проекта:

Концепция комплексного обновления московского Дворца Пионеров
Авторы проектного предложения:
Автор московского Дворца Пионеров, Народный архитектор СССР, лауреат Госпремий СССР и РСФСР, доктор архитектуры, профессор Ф.А. Новиков
Архитектор И.В. Заливухин, Jauza. Architecture & Urban planning
17.03.2020

Генеральный план Дворца пионеров. Вариант 1960 года и продольный разрез территории, демонстрирующий трехчастный каскад рельефа
Предоставлено Ф.А. Новиковым

«Известно, что открывшийся 1 июня 1962 года Дворец пионеров был, хотя и главной, но только 1 очередью строительства комплекса. Несколько позже ему был передан 25-метровый плавательный бассейн в соседнем квартале. В последующие 57 лет ничего кроме ремонтов здесь не делалось. Внизу представлен продольный 3-частный каскад рельефа участка.
Фотография с дрона. 2018 г.
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Фото с дрона 2018 г. показывает нам главное здание, 8 и 11 корпуса, стадион, площадь парадов, входную аллею и парк за Дворцом, прилегающий к нему. Но остальная территория осталась неосвоенной, комплекс не получил четкой функциональной структуры и, как следствие, его композиция осталась незавершенной. В 2009 году Виктор Егерев и Владимир Кубасов совместно с Ильей Заливухиным сделали проектное предложение, расположив новое здание на месте 8 корпуса и показали его Лужкову. Юрий Михайлович предпочел построить объекты 2 очереди, но вскоре был отрешен от должности. Егерев, Кубасов и я продолжили работу с Заливухиным. Егерев на генплане рисовал два здания по сторонам длинной оси стадиона, Кубасов – объект равный по объему Дворцу – вместо стадиона. Мы с Ильей в 2012 году выполнили «Концепцию комплексного обновления Дворца», последние коррективы в которую внесли в конце января текущего года. Кубасов сейчас занят другим объектом и участия в нашем проекте не планирует.

Принятое в прошлом году решение о реставрации Дворца восстановит изначальную планировку здания, вернет ему прежний облик и, вместе с тем, ставит вопрос о функциональном и композиционном завершении комплекса.

Наша концепция обновления Дворца, помимо реставрации главного здания включает в себя четыре объекта, два из которых №№ 8 и 11 предлагается решительно перестроить, а два других – №№ 9 и 10 – возвести вновь. Ее мотивация связана с полтора раза большей нагрузкой на существующие объекты, необходимостью больших площадей для групповых и массовых занятий детей, а также с развитием ее содержательной части. Рассмотрим эти объекты. последовательно. В настоящее время 8-й корпус это группа из 4-х разностильных зданий, построенных в разные годы, стоящих на 5 метров ниже входной аллеи и площади парадов – и не составляющих сколько-нибудь осмысленную композицию. Они лишены какой-либо «Дворцовости» и не имеют ни стилевой, ни композиционной связи с главным зданием. В настоящее время они считаются выявленными объектами культурного значения. Мы обратились в Мосгорнаследие с заявлением об отказе этим зданиям в таком статусе. В ответе, направленном Заливухину и подписанном зам. руководителя департамента Кондрашевым сказано: – цитата – «...рассмотрение вопроса о включении либо отказе во включении объектов в реестр планируется в 2020 году». О соответствии этих зданий требованиям, предъявляемым к объектам культурного значения, вы можете судить сами.

Здесь спортзал, построенный по проекту Аркадия Половникова. Он был в нашей команде и ему поручили эту работу. Мы предлагаем его снос потому, что считаем должным обеспечить функциональную четкость комплекса. Зал должен быть там, где находится стадион, в обновленном спортивном центре. К нему мы вернемся позже.
Спортзал. Главный фасад
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Спортзал. Дворовый фасад
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Второе здание – панельная встройка между залом и школой, сделана в 80-е годы.
Панельная встройка между спортзалом и школой
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Третье – школа 1935 года с послевоенной пристройкой.
Главный фасад школы
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Второй фасад школы с пристройкой
Предоставлено Ф.А. Новиковым

А теперь зададимся вопросом: за чем дети приходят во Дворец? Мой ответ – за мечтой о своем будущем. И приходят в школьное здание. Но ведь они ходят в школу 5-6 раз в неделю, 9 месяцев в году, в течение 11 лет. Какая здесь мечта? Есть и другой вопрос. Ее построил Леонид Павлов. Как к этому отнестись? Об этом чуть позже, а пока посмотрим проект команды Переслегина.
Корпус 8. Дворец пионеров на Воробьевых горах. Проект реставрации
© Kleinewelt Architekten
Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах, проект реставрации
© Kleinewelt Architekten

Они сохраняют спортзал, школу и пристройку, не имеющую отношения к Павлову, сносят встройку и предлагают заменить ее новой. При этом, декларируя уважение к автору, на две трети замуровали главный фасад школы и тыльный фасад спортзала, что с объектами культурного значения делать не позволяется.

Я – ученик Леонида Николаевича на 4 курсе 1948 года – прежде чем представить наше предложение, должен обосновать снос этой школы. В Москве есть школа № 464, построенная в том же году и по тому же проекту. Посмотрим на нее.
Школа Л. Павлова (школа № 464 на ул. Талалихина). Вид с торца
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Школа Л. Павлова (школа № 464 на ул. Талалихина). Вид главного фасада
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Ее адрес ул.Талалихина, д. 20, стр. 1. Здание во всем подлинно. С родной скатной кровлей. Его и надо сохранить. Замечу, что кроме школ Леонид Павлов построил в Москве еще 26 объектов. Часть из них достигла 40-летнего возраста. Ни один не имеет охранного статуса.

Теперь посмотрим обновленный корпус № 8.

Функционально мы представляем себе новое здание как Центр Научно-Технического Творчества. Оно ограничено в размерах периметром существующих строений и высотой, стоящего визави здания концертного зала. Основные исходные положения проектирования нового корпуса таковы. Мы считаем, что он должен быть созвучен главному зданию Дворца – быть таким, как если бы был построен вместе с ним в 1962 году. Его следует включить в композицию комплекса. Это обеспечивает ориентацию здания на диагональную ось – продолжение оси существующей аллеи, ограничивающей площадь парадов и ведущей к концертному залу, а также диагональная структура самого 8 корпуса.
Генплан входной аллеи и площади парадов
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Вид комплеса с проспекта Вернадского
Предоставлено Ф.А. Новиковым

В новой редакции корпуса возникает мост, соединяющий его второй – входной этаж с уровнем входной аллеи и площади парадов. Одной из главных тем всей композиции Дворца является ступенчатость силуэта – возвышается коробка сцены концертного зала, торцы трех клубных корпусов и аудитория. В корпусе № 8 эту тему поддерживает центральный фонарь.

Покажем 8 корпус с Воробьевского шоссе и ул. Фотиевой.
Вид с Воробьевского шоссе (ул. Косыгина)
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Вид с ул. Фотиевой
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Композиционным центром здесь является трехсветный атриум 2-го этажа, размером 24 х 24 метра с зенитным освещением. Помещения общественных мероприятий в главном здании имеют ширину 12.0 метров. Новый зал будет лучшим местом для проведения новогодних елок и других массовых действий. По периметру зала расположены рекреации и классы групповых занятий. В 1 этаже аудитория на 400 мест, а в светлом цокольном разместятся хозяйственные службы, для которых в проекте Переслегина есть здание, стоящее рядом с 8 корпусом. Оно лишнее в парке Дворца – также как и соседняя автошкола. И то и другое поместится в новом 8 корпусе.
План 2 этажа
Предоставлено Ф.А. Новиковым
План 1 этажа
Предоставлено Ф.А. Новиковым

В горизонтальном строении фасадов выделяется подиум, на уровне аллеи и площади, входной этаж отмечен ритмом импостов, а венчающие здание два этажа подобны фасаду главного корпуса Дворца. При этом при взгляде с площади парадов здание выглядит соразмерным концертному залу. Общая площадь корпуса 12 500 м2.
Диагональный фасад
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Диагональный фасад – вид с площади
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Диагональный разрез
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Корпус № 11 и стадион проектировал по нашему заданию «Спортпроект» – автор арх. Роберт Упмал. Некий подрядчик взялся за его реконструкцию и, развалив здание, бросил стройку. Здание было узким, оно станет шире.
Руины 11-го корпуса
Предоставлено Ф.А. Новиковым

В проекте Переслегина стеклянные фасады. Раньше здесь была и должна быть стена. В центре плана находится кафе. Остальное расчленено на мелкие и узкие, длинные помещения.
Дворец пионеров на Воробьевых горах. Концепция развития территории
© Kleinewelt Architekten
Формообразование корпус 11. Дворец пионеров на Воробьевых горах. Проект реставрации
© Kleinewelt Architekten

В нашем проекте с более широким корпусом на переднем фронте надземного этажа устроены вестибюли, тренерские, другие службы. Они связанны галереей, служащей также и для зрительских мест. В подземном этаже раздевалки и душевые. Пространство двухсветного спортивного зала с зенитным освещением, длинной 138 м и шириной 18 м, компенсирует утрату зала, сносимого в 8 корпусе. Здесь будут подвижные перегородки, позволяющие разделять его на несколько залов нужного размера в разных вариантах для различных спортивных занятий. В разрезе виден прием освещения. Площадь здания 4 000 м2.
Альтернативный вариант. Планы этажей
Предоставлено Ф.А. Новиковым
Разрезы и деталь зенитного освещения
Предоставлено Ф.А. Новиковым

А теперь о проекте кафе. В проекте Переслегина оно смотрит на дворы прилегающих зданий. Как тут не сказать «Не лучше ли кума на себя оборотиться? Мы предлагаем построить кафе с другой стороны пруда с видом на комплекс Дворца. Оно включено в проект с № 9 с площадью 500 м2. Теперь посмотрим на вид комплекса с дрона с включенными в него 8 и 11 корпусами и кафе у пруда и покажем панораму парка и Дворца с его террасы, ориентированной на продольную ось всей композиции комплекса.
Фото с дрона с 8-м и 11-м корпусами и кафе
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Видим пруд, набережную весь трехчастный каскад рельефа, стену 11 корпуса, трибуны стадиона, пионерский знак между лестницами. Выше купол планетария и флагшток. Всю эту панораму венчает московский университет, стоящий на той же оси.
Панорамный вид с террасы кафе
Предоставлено Ф.А. Новиковым

И, наконец, поговорим о корпусе под № 10. Еще в 2010 году я задумался о том, как можно застроить участок вдоль Воробьевского шессе, где были объекты 2-й очереди. На этой земле за 57 лет вырос парк, который следует благоустроить. Здесь были бассейн и спортзалы. Но первый уже есть, а второе есть в нашем проекте. «Свято место» осталось пусто.
Фото с дрона с 8-м и 11-м корпусами и кафе
Предоставлено Ф.А. Новиковым

Я вспомнил проект «горизонтальных небоскребов» Лисицкого. Сделал эскиз. Однако что строить – не знал. А идея была рядом. Я живу в городе Рочестер, штат Нью-Йорк. Здесь в 2006 году открылся детский музей. Они пошли по миру отсюда, из США. Теперь есть во многих странах и в России тоже. Например, музей игрушек в Сергиевом Посаде. Но музей в Рочестере назван «National Museum of Play», Национальный музей игры, а это совсем другое. Его главная задача – более ранняя профессиональная ориентация детей. Это прежде ребенок спал с соской во рту, а теперь с соской во рту он давит пальчиком на скрин своего смартфона. Музей игры вовлекает детей в профессионально ориентированные игры. В том числе обучающие программированию.

Сначала они играют в профессию – могут вообразить себя кем угодно – врачом, строителем, ученым, космонавтом и им предоставят все необходимое для такой игры. Этот, образно говоря, «Дворец октябрят», поможет детям определиться в профессии, а потом они придут во Дворец пионеров познавать ее азы. Мы предлагаем построить здесь такой музей, как первую игротеку в стране. Вряд ли для этого найдется лучшее место.
Фото с дрона с корпусом № 10
Предоставлено Ф.А. Новиковым

С учетом особенности участка мы изобразили здание в виде горизонтального двухэтажного объема (нижний служебный, верхний игровые залы) с зеркальным дном, отражающим вид парка и поднятого над ним выше роста существующих деревьев (там есть пустоты, на которые можно опереться). И включили объект в нашу концепцию обновления дворца с № 10. Высота здания оправдана изменением среды, присутствием башни гостиницы «Корстон» и трех 20-этажных жилых башен за прудом. При этом кровли 7 и 8 корпусов равны по высоте, также как и кровли коробки сцены 7 и фонаря 8 корпуса. Они выше площади парадов на 15 м. Сама площадь выше нижнего плато на те же 15 м. Значит высота – горизонт кровли музея – 30 м. И еще одно: Длина здания Дворца 230 м, музея по кровле 200 м. Между этими линейными зданиями, как «шарнир» всей композиции стоит ромб 8 корпуса.

Она представлена изображением с новыми 8 и 11 корпусами, с кафе и музеем игры. Его площадь 6 000 м2. Здесь первый эскиз на эту тему – место и приём композиции. Таким нам видится завершенный комплекс – функционально и композиционно. Дворец строился три с половиной года. Завершить реставрацию предлагается в 2023 году. Этот срок реален и для всей нашей программы. В последующие 57 лет во Дворец придут сотни тысяч детей, внуков и правнуков нынешних москвичей и найдут здесь мечту о своем будущем!»
zooming

Ф.А. Новиков

***

Репортаж: обсуждение 5 марта 2020 в Большом зале Москомархитектуры
Обсуждение проектов реставрации и нового строительства на территории Дворца Пионеров на Воробьевых горах, 03.2020
Фотография: Архи.ру

Представляя свою концепцию реставрации Дворца пионеров и развития его территории, Николай и Сергей Переслегины подчеркнули – им, как авторам концепции, нравится 8 корпус и они хотели бы его сохранить, а школа – пусть типовая, но отличается от школы на улице Талалихина в деталях. Кроме того, Николай Переслегин подчеркнул, что Kleinewelt Architekten, разработав концепцию реставрации Дворца и развития его территории, больше в работе не участвует, поскольку передал всю инициативу заказчику концепции, компании Росреставрация.
Обсуждение проектов реставрации и нового строительства на территории Дворца Пионеров на Воробьевых горах, 03.2020
Фотография: Архи.ру

О наблюдательном совете
Упомянув, что после работы над концепцией Kleinewelt Architekten передали всю работу Росреставрации, Николай Переслегин призвал создать «совет, который наблюдал бы за процессом». Поскольку «мы еще не знаем, кто будет реализовывать и как», – необходимо открытое, прозрачное и профессиональное наблюдение за процессом реставрации Дворца. В совет, по словам Переслегина, могли бы войти архитекторы, «Архнадзор» и представители профильных депатраментов.

Возражения на проект Феликса Новикова и Ильи Заливухина
Вся территория парка 40-летия ВЛКСМ, на которой расположен дворец, имеет охранный статус как памятник ландшафтного искусства. А значит ничего нового строить на этой территории нельзя, даже если часть корпусов, которые значатся сейчас как выявленные памятники, не будут утверждены в охранном статусе. Эту позицию озвучил присутствовавший на встрече глава Москомнаследия Алексей Емельянов, начав с того, что отмена проекта масштабного строительства на территории Дворца в 2009 году была связана не с отставкой мэра Юрия Лужкова, а именно с охранным статусом территории. Кроме того, по словам Емельянова, как только началось обсуждение будущего строительства, в адрес департамента стали поступать письма от жителей Гагаринского района с требованиями всякие обсуждения такого строительства прекратить. Протесты жителей против «любого строительства на этой территории» начались еще в 2012 году, подчекнул глава ведомства охраны памятников. «Хотя, – как заметил Алексей Емельянов, – в части размещения детей» такое строительство многое бы решило. Глава Москомнаследия завершил свое выступление уверением в том, что если появятся идеи, как расширить площади Дворца не нарушая законодательства – то есть без нового строительства, как поработать с 8 и 11 корпусами, «мы с удовольствием прислушаемся; но таково законодательство, любое строительство на территории запрещено».
Обсуждение проектов реставрации и нового строительства на территории Дворца Пионеров на Воробьевых горах, 03.2020
Фотография: Архи.ру

Сергей Кузнецов зачитал письменное заявление главы Научно-методического совета Москомнаследия Андрея Баталова, в котором говорилось, что Дворец Пионеров – одно из немногих произведений модернизма, получивших охранный статус, и что статус парка позволил зданию Дворца, в период, «связанный со сменой общественной формации, а именно исчезновения пионерской организации», сохраниться и сохранить пространственную структуру своего ансамбля, «однако это предполагает и отчуждение от авторского желания преобразовать свое произведение. Это своеобразная плата за его сохранение <...> лишить памятник статуса выявленного можно, но строить на территории памятника нельзя <...> смысл в том, что произведение живет своей жизнью».

Представителей ДКН поддержал и Рустам Рахматуллин из «Архнадзора», подчеркнув, что закон об охране памятников следует строго соблюдать и оговорившись, что даже вставка, предложенная в проекте Kleinewelt, не вполне соответствует законодательству.

По словам Евгения Асса, рассматриваемый случай – «беспрецедентный в нашей практике, в силу удаленности автора на огромное расстояние, и проекта – на значительное время». «Мне очень нравится проект, который предложил Феликс Аронович, – подчеркнул Евгений Асс, – никто, кроме Феликса Ароновича, не чувствует этот проект лучше». Евгений Асс даже назвал проект, предложенный Феликсом Новиковым, «естественным продолжением той работы, которая была начата [в первой, построенной очереди, – прим. ред.]», и подчернкул, что хорошо понимает чувства автора проекта, также как и настойчивость, с которой тот продвигает свою идею. Однако: «закон, озвученный хранителями», не позволяет нового строительства, и с этим необходимо смириться, – завершил свое выступление Евгений Асс.
 
Петр Кудрявцев, «как социолог, консультировавший соседние проекты», указал на активность сообщества жителей района, назвав его «одним из самых мощных, сравнимых только с Патриаршими прудами [где сейчас идет борьба против надстройки домика на пруду, – прим. ред.]. Здесь «любое профессиональное движение превратится в общественное», – предостерег Петр Кудрявцев.

Прозвучало, что если создать прецедент нарушения закона об охране памятников, это откроет «Ящик Пандоры», то есть повсеместно начнутся попытки таких исключений. 

Резюмируя разговор, Сергей Кузнецов подчеркнул: «речь не только о том, что мы заложники бумажки» [охранного статуса], но «мнение местного сообщества таково, что лучше вообще не трогать». Кроме того: «ситуация небывалая для нас», мы общаемся с «автором памятника», но – в ней «много смыслов», и «надо держаться ситуации, которая существует». Сергей Кузнецов поддержал идею контроля за реализацией и качеством исполнения, но строго повторил, что мы не можем выходить за рамки законодательства.

Словом, пионеров оставили без дополнительных метров, и директор Дворца Елена Мельвиль только и сказала, что «спасибо за мечту». И что если 3000 детей будет негде заниматься, будет очень жаль.
репортаж: Ю.Т.
 
***

Резюме Феликса Новикова
«Профессионального разговора не получилось. Никто, кроме Евгения Асса, не сказал ни слова о композиционных осях, о композиции, стилистике и координации архитектуры существующих и предлагаемых объектов, никого это не интересовало. Я услышал только два тезиса, отрицающих наше предложение.

Первый – нельзя строить ничего нового. Таков закон. Но если с самого начала было известно, что комплекс функционально и композиционно не завершен, что будет, условно говоря, 2 очередь, если 35% территории не было освоено (мы к ней не прикасались), как можно было это запрещать? Если запрет исключает развитие, дети не получат комфортных условий для клубных занятий и массовых действий (в нашем варианте комплекса в нем в четыре раза больше дополнительных площадей, чем по проекту Переслегина), значит этот закон противоречит интересам детей и его должно отменить. И никто меня в этом не переубедит.

Второй тезис – возражают жители Гагаринского района. Их испугались. Но позвольте мне выступить перед ними и они будут на моей стороне. Разве трудно обьяснить любящим родителям, что в случае реализации проекта во Дворце не будет тесно? (Многие бывшие свободные пространства заняты теперь классами и реставрация не сможет их открыть). Что комплекс получит новые функции и предоставит детям больше разнообразных занятий? И в этом я по-прежнему убежден в своей правоте.

Я полагаю, что в случае реализации нашей концепции обновления Дворца и окружающего его парка, Москва получит комплекс, второй после Зарядья по значимости и успеху. И это будет добрый дар нынешним и будущим поколения детей столицы России».

18 Марта 2020

Феликс Новиков

Автор текста:

Феликс Новиков
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Клуб SURF BROTHERS. Масштаб света и цвета
При создании концепции освещения в первую очередь нужно задаться некой идеей, которая будет проходить через весь проект. Для Surf Brothers смело можно сформулировать девиз «Море света и цвета».
Преодолевая стены
Дом Skarnu apartamentai строился в самом сердце Старой Риги. Реализовать ключевые для архитектурного образа решения – наклонную и рельефную кладку – удалось с помощью системы BAUT.
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Сейчас на главной
Островок тишины
На курорте Циньхуандао открылся еще один музей – теперь по проекту Wutopia Lab. Он служит «островком тишины» на оживленном морском побережье.
Паркинг – ворота
Пекинское бюро MAD спроектировало «перехватывающий» гараж на 1500 машин для инновационного района Милана. Строительство начнется в этом сентябре.
Голова героя
В центре Тираны началось строительство жилой башни в форме бюста национального героя Албании Скандерберга. Авторы проекта – MVRDV.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Безудержный оптимизм
MVRDV совместно с индийским бюро StudioPOD превратили заброшенные пространства под одной из эстакад перенаселенного мегаполиса Мумбаи в завлекательную зеленую площадку для всех жителей района.
Аспекты счастья
Архстояние 2022 с девизом «Счастье есть?» получилось как всегда веселым фестивалем, но самые заметные объекты какие-то иронические, критичные и грустные, – зато все остальные, окружающие их, сосредоточились на том, чтобы наделить посетителей простой человеческой радостью. Выступили Тотан Кузембаев, Александр Бродский и другие.
Алюминий и бронза
KAAN Architecten спроектировали две башни в комплексе De Zalmhaven в гавани Роттердама: они дополняют расположенное там же самое высокое здание Нидерландов.
Рамы для города
UNStudio победили в конкурсе на проект жилого комплекса в центре города Яссы на северо-востоке Румынии.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Уникальность — норма жизни
Жилой дом UNIC в Париже, построенный по проекту пекинского бюро MAD, предлагает действительно уникальный, качественно иной уровень взаимодействия между человеком, архитектурным объемом, природой и городом.
Градсовет Петербурга 27.07.2022
Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.
Учеба и жизнь
Представлены финалисты Премии Стерлинга-2022 – главной архитектурной награды Великобритании.
Блеск металла
В Чэнду завершен ансамбль Спортивного парка Дунъаньху по проекту gmp: в 2023 там пройдет 31-я Всемирная летняя универсиада.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Пещера горного короля
Офис в особняке Глазовского переулка соединяет серьезность горнодобывающей компании и креативный настрой команды: камень, дубовые столы и кожаные кресла соседствуют с невесомыми светильниками, зеленью и стеллажами для коллекций.
Химия цвета
Отель, построенный по проекту Григория Дайнова рядом с Ареной-2000 на въезде в Ярославль из Москвы, строился так долго, что истории замысла сейчас приблизительно 15 лет. По словам архитектора, именно эта работа позволила основать собственное бюро. Но здание не выглядит устаревшим, вероятно, потому что сочетает простоту объемов с яркими тщательно просчитанными «прослойками» цветного света.
Эхо будущих поколений
Новый корпус «Эхо», только что открывшийся на территории кампуса Делфтского технического университета, генерирует дополнительную энергию как в буквальном, так и в переносном смысле — и электрическую, и творческую
Ешь, танцуй, слушай
Пиццерия с кабинками для прослушивания музыки с винила, акустическим потолком, краской-шубой и мебелью из шпона корня тиса.
Ковчег из космоса
Рассказываем о втором проекте, победившем в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Проект архитектора Айвара Саттарова вдохновлен образом ковчега Нуха.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.