English version

История с географией

Посетители парка Северного речного вокзала, проект которого разработали совместно архитектурные бюро Kleinewelt Architekten и Горожане / Citizenstudio, получат возможность совершить путешествие как в пространстве, так и во времени.

Автор текста:
Лилия Аронова

mainImg
Проект:
Парк пяти морей
Россия, Москва

Авторский коллектив:

KleineweltArchitekten: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов; Дарья Минеева, Мари Миндиашвили.
Citizenstudio / Горожане: Михаил Бейлин, Даниил Никишин.



2016 — 2017
Все началось с того, что Kleinewelt Architekten пригласили Citizenstudio для совместной работы над проектом. Главная идея родилась легко и быстро – стоило только партнерам встретиться за столом переговоров. Однако, как это чаще всего и бывает, за этой кажущейся легкостью стояла серьезная подготовительная работа, проведенные совместно со специалистами исторические, географические, социологические исследования. В данном случае это было особенно важно: Северный речной вокзал – место для Москвы действительно уникальное.

Здание вокзала с окружающим его парком было построено в 1930-х годах с присущим тому времени истинно имперским размахом. Его строительство было приурочено к сооружению канала имени Москвы, на открытии которого столица была впервые названа «портом пяти морей». Хотя на момент окончания строительства здания и причалов не только моря, но и вообще воды там еще не было – заполнение Химкинского водохранилища произошло позже, – здание вокзала, стилизованное под величественный трехпалубный пароход с увенчанной пятиконечной звездой «трубой», уже гордо возвышалось над будущей акваторией. Под стать ему был и обширный парк, спланированный по канонам регулярного французского сада – с парадным партером, параллельными и перпендикулярными аллеями, радиальными цветниками, многочисленными скульптурами и фонтанами. И здание вокзала, признанное одним из выдающихся образцов «сталинского ампира», и парк вокруг него охраняются государством как памятники архитектуры и садово-паркового искусства, что, впрочем, не помешало им к настоящему времени прийти в состояние упадка и нуждаться в скорейшей реставрации.

В основу реставрационных работ лег первоначальный проект ландшафтного архитектора Тимофея Шафранского, найденный в архивах. «Это первый слой реконструкции, – говорит партнер бюро Kleinewelt Architekten Сергей Переслегин. – Мы восстанавливаем фрагменты парка такими, какими они были на период своего создания, обсуждая каждый шаг с экспертами и реставраторами». Но наряду с этим реставрационным слоем архитекторы предлагают наделить парк совсем новой драматургией, которая не отрицает наследие и не перекрывает его, а дополняет, придавая всей истории неожиданный дополнительный объем.
Парк пяти морей. Ресторан «Волга» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Схема генплана парка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Концепция планировки парка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

Отправной точкой стала та самая крылатая цитата. Архитекторы обратили внимание на то, что «портом пяти морей» делает Москву система рек и каналов, благодаря которой из Химкинского водохранилища действительно можно добраться до пяти морей: Балтийского, Белого, Азовского, Черного и Каспийского. Карту этого водного пути они и решили наложить на регулярную планировку парка, создав таким образом новый прогулочный маршрут. Технически это выглядит как деревянный настил, приподнятый на 30 см над уровнем аллей, но никоим образом не нарушающий их систему. Кстати пришла на память популярная песня 70-х годов «Как провожают пароходы»: «Морские медленные воды не то что рельсы в два ряда». «Мы это так для себя сформулировали, – объясняет партнер Citizenstudio Михаил Бейлин. – Строгая регулярная планировка парка с его параллельными аллеями предназначена не для прогулки, а для пути. А морской туризм – это медленное размеренное движение, и наш маршрут дает человеку возможность прогуляться не торопясь, как на морском курорте, и открыть для себя какие-то новые перспективы, новые ландшафтные образы». Чтобы подчеркнуть свою идею, авторы проекта предлагают высадить вдоль настила многолетники в сине-золотистой гамме, которые создавали бы образ колосьев и водной растительности, – в отличие от праздничного многоцветья в духе 1930-х на клумбах регулярного парка.

Расположенные вдоль маршрута кафе и киоски, беседки и бельведеры получили имена реальных российских городов и находятся точно в местах расположения соответствующих географических объектов, а, к примеру, аркада летнего выставочного павильона точно повторяет течение северной реки Вычегды (не путать с городом Вытегра, который на карте парка тоже присутствует).
Парк пяти морей. Открытый выставочный павильон «Вычегда» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Северная аллея © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Беседка © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Киоск © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

В системе «годовых колец» будущего парка сразу за 1930-ми располагается оттепель 1950-х – время, когда была проведена его реставрация, а напротив, на противоположной стороне Ленинградского проспекта, делегаты Московского фестиваля молодежи и студентов заложили парк Дружбы. Авторы проекта «Парка пяти морей» очень хотели бы, чтобы в будущем оба ландшафтных объекта соединились между собой – для этого достаточно всего лишь расширить и снабдить пандусами подземный переход, который возьмет на себя функцию своеобразного «временного шлюза» из 1950-х в 1930-е. Следующий этап парковой архитектуры, который заслужил оммаж авторов проекта, – модернизм 1970-х, на который ориентирована, в частности, стилистика главного ресторана с видом на водохранилище. Ресторан называется «Волга» и, конечно, располагается в соответствующем месте прогулочного маршрута. Это будет полностью прозрачное здание с максимально лаконичным планом и возможностью многофункционального использования благодаря раздвижным перегородкам; учитывая то, что в охранной зоне никаких новых сооружений возводить нельзя, такая возможность парку действительно необходима.
Парк пяти морей. Ресторан «Волга» © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

Это уже практически современная архитектура; еще больше с Москвой 2010-х связан сам дух проекта, ориентированный на человеческий масштаб, характерный для нашего времени. При известной фантазии в полупрозрачных силуэтах малых архитектурных форм, населяющих парк, легко увидеть нечто футуристическое, вплоть до деталей космических кораблей, – так что временная ось проекта оказывается устремленной еще дальше в будущее.

Хотя именно эту реминисценцию авторы проекта вряд ли имели в виду. Главной отправной точкой, на которую они ориентировались при создании новых объектов, стало, что вполне естественно, само здание вокзала – «Москва» на карте рек и каналов – и немногие сохранившиеся на набережной постройки, решенные в формах фрагментов корабля. Следуя постмодернистской традиции, архитекторы использовали все те архетипы, которые составляют своеобразие главного здания, практически разобрав его на составные части: колоннада вокзальных галерей рассыпалась по парку белоснежными арками больших и малых беседок, украшающие его фасады медальоны отразились в сквозных отверстиях стен павильонов, зажили своей отдельной жизнью стилизованные палубы, мачты и трубы. Отсылку к высоким аркам центральных порталов несложно увидеть в двухэтажных бельведерах, на которые авторы «Парка пяти морей» возлагают особые функции: они призваны не только предоставить посетителям вид на воду, в остальных случаях закрытый деревьями, но и стать визуальными доминантами для зрителей «с другой стороны»: с противоположного берега водохранилища и проплывающих по нему пароходов.
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
zooming
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Кафе © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Киоск © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Кафе © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio
Парк пяти морей. Детская зона. Детский клуб © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio

Спортивное ядро парка, задуманное, но не реализованное еще в проекте 1933 года, архитекторы окружили впечатляющей белоснежной аркадой, в которой трудно узнать банальную хоккейную коробку. И, конечно, самый большой простор для воображения открыло им проектирование детского городка, где каждый объект, от горки до песочницы, будет представлять собой отдельный «корабль» с палубами, мачтами, веревочными лестницами и прочими радостями маленьких моряков. Такая детская площадка непременно привлечет в парк местных жителей, которые сейчас туда практически не заходят.

Но не только они вкупе с туристами, проходящими по аллеям перед посадкой на корабль, должны стать целевой аудиторией реконструированного парка. Авторы проекта увлечены идеей городского микротуризма, которая подразумевает появление на карте столицы достаточного количества привлекательных общественных пространств – каждое со своей атмосферой и эмоциональным наполнением, – чтобы москвичам было интересно путешествовать в рамках своего родного города. Если все получится, «Парк пяти морей» с его уникальной географией и продуманной драматургией, без сомнения, станет на этой карте одной из самых притягательных точек.
Парк пяти морей. Беседка-бельведер © Kleinewelt Architekten + Citizenstudio


Проект:
Парк пяти морей
Россия, Москва

Авторский коллектив:

KleineweltArchitekten: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов; Дарья Минеева, Мари Миндиашвили.
Citizenstudio / Горожане: Михаил Бейлин, Даниил Никишин.



2016 — 2017

17 Июля 2017

Автор текста:

Лилия Аронова
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.