Конструктивизм сегодня

Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на Новокузнецкой улице стала «визитной карточкой» молодого московского бюро Kleinewelt.

Автор текста:
Лилия Аронова

mainImg
Проект:
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая
Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, 7/11

Авторский коллектив:
Главные архитекторы проекта: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов
Ведущие архитекторы: Ксения Воробьева, Наталья Ланская
Архитекторы: Антон Баев, Оксана Новоскольцева, Арсений Афонин, Мария Зубкова, Александра Ташимова, Ольга Фомина
Главный конструктор: Пётр Иванилов, «ИВА-проект»

2014 — 2015

Заказчики: ИСТ-Групп, O1-Properties

 
Фабрика-кухня на углу Новокузнецкой и Старого Толмачевского переулка была построена в 1932 году – этим фактом, собственно, информация о происхождении здания и исчерпывается. Даже партнерам бюро Kleinewelt с их программной скрупулезностью в исследовании истории и окружения своих объектов так и не удалось, несмотря на все изыскания, обнаружить сведений об авторе первоначального проекта. Если вдуматься, ничего удивительного в этом нет: задуманные как один из опорных пунктов грандиозной всесоюзной программы обобществления быта, фабрики-кухни строились по типовым проектам, разрабатывавшимся не архитекторами-одиночками, а крупными домостроительными комбинатами. Так что в определенном смысле можно сказать, что автором таких построек, в том числе и здания на Новокузнецкой, было, пафосно выражаясь, само Время. Именно в этом, считает один из авторов проекта Николай Переслегин, и состоит его ценность. «Это здание настолько типовое, – говорит архитектор, – что как бы и само про себя не понимает, что является прекрасным образцом конструктивизма. Вот мы и хотели ему об этом напомнить».

А заодно и городу – ведь изначально бывшую фабрику-кухню (которая успела еще побыть заводом по производству витаминов, а потом вместилищем разнокалиберных офисов), учитывая ветхость конструкции и отсутствие защищающих законодательных актов, предполагалось снести. Архитекторы же не сомневались – оно достойно реконструкции, причём реконструкции бережной, подразумевающей сохранение и внутренней структуры, и фасадов, и общей эстетики. При этом авторам проекта хотелось, чтобы их объект, оставаясь конструктивистским по духу и по букве, стал образцом качественной современной архитектуры – таким, каким мог бы выглядеть конструктивизм сегодня, если бы его возводили высокопрофессиональные строители из хороших дорогих материалов.
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Существующее положение до реконструкции (строительство – 1932 г) © Kleinewelt Architekten
zooming
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Существующее положение до реконструкции (строительство – 1932 г) © Kleinewelt Architekten

К счастью, в плане качества их амбиции удачно совпали с задачами, поставленными заказчиком, который хотел на выходе получить офисное здание высокого уровня комфортности. Однако с инженерно-конструктивной точки зрения трудно было представить себе что-то более далекое от этого идеала, чем объект будущей реконструкции. Здание мало того что за время своего существования обветшало и подверглось всяческим переделкам, так ещё и изначально было построено из рук вон плохо. Колонны не попадали одна на другую, в качестве арматуры для бетона использовался натуральный металлолом, стены возводились буквально из всего, что оказалось под рукой, под одной из колонн нашли даже белокаменную плиту с гравировкой – явно из одного из разрушенных по соседству замоскворецких храмов. Так что архитекторы, а также работавшие с ними инженеры и конструкторы чувствовали себя, по образному выражению Николая Переслегина, «нейрохирургами в операционной». Результатом стала совершенно новая конструкция, интегрированная внутрь существующего здания.

В плане постройка представляет собой букву «Г» с небольшим закругленным утолщением в основании «ножки», благодаря которому с внутренней стороны образуется небольшой двор. Фасадное решение основано на чередовании однородной белизны стен с большими оконными проемами, которые на углу Новокузнецкой и Старого Толмачевского переулка собраны в единые вертикальные блоки, обнажающие все три этажа. Проект бюро Kleinewelt предусматривал не только возвращение к первоначальной фасадной пластике, изрядно искажённой последующими хаотичными переделками, но и деликатное усиление эффекта контраста. Для этого оконные проемы обрамили тёмно-серыми гранитными слэбами, которые на 25 см выступают за плоскость стены. Такое же обрамление получили два входных портала, симметрично расположившиеся с обеих сторон угла; между ними и оконными вертикалями поместились логотипы единолично занимающей теперь здание Объединенной вагонной компании.
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 Kleinewelt Architekten. Фотография © И. Иванов
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014. Kleinewelt Architekten. Фотография © И. Иванов
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Детали фасадов © Kleinewelt Architekten

Именно этот «акцентный» угол, хорошо просматривающийся не только с Новокузнецкой, но и – через продолжение Старого Толмачевского – с Пятницкой улицы, взял на себя роль активного организатора данного фрагмента городского пространства. Происходит это за счёт не только внешней, но и – редкий случай – внутренней архитектуры здания, композиционным ядром которой стало четырехуровневое фойе с парадной лестницей. Лестницу эту уж точно собирались убрать, увеличив за её счёт офисное пространство, и архитекторам стоило немалого труда убедить заказчика этого не делать. Итог действительно впечатляет: безупречной белизны и столь же безупречных пропорций лестничные марши серпантином обвивают световой столб, исходящий из двух зенитных фонарей, а внутри него по всей высоте падает «дождь» из тонких чёрных штрихов грандиозной люстры. Отдельная и важная история – перила: если внутренние сделаны из того же белого бетона, что и вся лестница, то для внешних архитекторы выбрали стеклянное полотно, чтобы даже частично не закрывать вид на улицу. Поручни – такого же угольно-черного цвета, что и световые трубки. В холодное время года эта завораживающая графичность мощно работает на связь интерьера с городом за панорамными окнами. «Мы не можем сделать так, чтобы в Москве было больше солнца, – говорит Николай Переслегин, – но мы хотели показать, что и в пасмурном зимнем дне тоже есть своя своеобразная красота».
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014. Kleinewelt Architekten. Фотография © И. Иванов
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten

Что касается собственно рабочих интерьеров, то здесь сделано все, чтобы создать качественное пространство для бизнеса – рациональное, лаконичное, но при этом достаточно уютное, чтобы человеку было комфортно проводить там большую часть дня. Чёрно-белая графика кабинетов и коридоров оживляется большим количеством световых сценариев, разработанных для различных рабочих моментов. Особое внимание уделено материалам – и дерево, и бетон, и металл здесь не только качественные, но и приятные тактильно; тщательно разработаны также вопросы звукоизоляции и звукопоглощения. За этот проект бюро Kleinewelt получило премию Interni Design Awards в номинации «Дизайн общественного интерьера».
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер переговорной. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер офисной части. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер офисной части. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер переговорной. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер переговорной. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten

Любить и ценить историческое наследие – это, конечно, дело хорошее, считают создатели бюро Kleinewelt. Сложнее сделать так, чтобы сохранить его не на словах, а на деле: то, что можно, оставить в неприкосновенности, то, что необходимо, реконструировать, то, что безнадежно устарело, – воссоздать в реалиях нового времени. Именно эту, не побоимся этого слова, миссию они стараются воплотить на каждом отдельном «участке фронта», в каждом своем проекте. В случае со зданием на Новокузнецкой миссия, несомненно, удалась. 
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Фасады © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. План 3 этажа © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Разрез © Kleinewelt Architekten
Проект:
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая
Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, 7/11

Авторский коллектив:
Главные архитекторы проекта: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов
Ведущие архитекторы: Ксения Воробьева, Наталья Ланская
Архитекторы: Антон Баев, Оксана Новоскольцева, Арсений Афонин, Мария Зубкова, Александра Ташимова, Ольга Фомина
Главный конструктор: Пётр Иванилов, «ИВА-проект»

2014 — 2015

Заказчики: ИСТ-Групп, O1-Properties

 

09 Марта 2017

Автор текста:

Лилия Аронова
Kleinewelt Architekten: другие проекты
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Правила виноделов
Строгая, легкая, насыщенная светом, тенью, воздухом, зеленью и впечатлениями винодельня Гай-Кодзор в Краснодарском крае – одно из событий прошедшего года.
Про любовь
Победителем конкурса на реновацию комплекса зданий Первой образцовой типографии стало бюро Kleinewelt Architekten с проектом, претендующим на прорыв к новой ступени материального и эмоционального комфорта.
Kleinewelt Architekten: «Слово «идеальный» – это инструмент...
На фестивале «Зодчество» будут представлены промежуточные результаты проекта-исследования «Идеальный город». В преддверии выставки мы поговорили с партнером бюро Kleinewelt Architekten Сергеем Переслегиным и преподавателем школы МАРШ Александром Острогорским о проекте «Идеальный город», а также о том, возможно ли сделать всех людей счастливыми с помощью архитектуры.
Место лучших автомобилей
Проект реконструкции модельного цеха ЗИЛа под дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi уникален даже для легендарного комплекса. Цех планируется восстановить с использованием элементов разобранного здания 1930-х. Он станет частью «ворот ЗИЛа», заметных на Третьем кольце. И к тому же – единственный из всех, в какой-то степени сохранит «автомобильную» функцию.
История с географией
Посетители парка Северного речного вокзала, проект которого разработали совместно архитектурные бюро Kleinewelt Architekten и Горожане / Citizenstudio, получат возможность совершить путешествие как в пространстве, так и во времени.
Уникальное общее
Представляем видеозапись круглого стола, проведенного Archi.ru на АРХ МОСКВА NEXT! В разговоре о новых форматах общественных пространств и методиках их создания приняли участие представители ведущих архитектурных бюро Москвы.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Ходынка Kleinewelt
Реализацию проекта, созданного бюро Kleinewelt Аrchitekten на основе концепции Land Milano Srl., планируется начать летом текущего года.
Похожие статьи
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.