Конструктивизм сегодня

Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на Новокузнецкой улице стала «визитной карточкой» молодого московского бюро Kleinewelt.

Автор текста:
Лилия Аронова

mainImg

Архитектор:

Георгий Трофимов
Николай Переслегин
Сергей Переслегин

Мастерская:

Kleinewelt Architekten

Проект:

Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая
Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, 7/11

Авторский коллектив:
Главные архитекторы проекта: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов
Ведущие архитекторы: Ксения Воробьева, Наталья Ланская
Архитекторы: Антон Баев, Оксана Новоскольцева, Арсений Афонин, Мария Зубкова, Александра Ташимова, Ольга Фомина
Главный конструктор: Пётр Иванилов, «ИВА-проект»

– 2015

Заказчики: ИСТ-Групп, O1-Properties

 
Фабрика-кухня на углу Новокузнецкой и Старого Толмачевского переулка была построена в 1932 году – этим фактом, собственно, информация о происхождении здания и исчерпывается. Даже партнерам бюро Kleinewelt с их программной скрупулезностью в исследовании истории и окружения своих объектов так и не удалось, несмотря на все изыскания, обнаружить сведений об авторе первоначального проекта. Если вдуматься, ничего удивительного в этом нет: задуманные как один из опорных пунктов грандиозной всесоюзной программы обобществления быта, фабрики-кухни строились по типовым проектам, разрабатывавшимся не архитекторами-одиночками, а крупными домостроительными комбинатами. Так что в определенном смысле можно сказать, что автором таких построек, в том числе и здания на Новокузнецкой, было, пафосно выражаясь, само Время. Именно в этом, считает один из авторов проекта Николай Переслегин, и состоит его ценность. «Это здание настолько типовое, – говорит архитектор, – что как бы и само про себя не понимает, что является прекрасным образцом конструктивизма. Вот мы и хотели ему об этом напомнить».

А заодно и городу – ведь изначально бывшую фабрику-кухню (которая успела еще побыть заводом по производству витаминов, а потом вместилищем разнокалиберных офисов), учитывая ветхость конструкции и отсутствие защищающих законодательных актов, предполагалось снести. Архитекторы же не сомневались – оно достойно реконструкции, причём реконструкции бережной, подразумевающей сохранение и внутренней структуры, и фасадов, и общей эстетики. При этом авторам проекта хотелось, чтобы их объект, оставаясь конструктивистским по духу и по букве, стал образцом качественной современной архитектуры – таким, каким мог бы выглядеть конструктивизм сегодня, если бы его возводили высокопрофессиональные строители из хороших дорогих материалов.
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Существующее положение до реконструкции (строительство – 1932 г) © Kleinewelt Architekten
zooming
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Существующее положение до реконструкции (строительство – 1932 г) © Kleinewelt Architekten

К счастью, в плане качества их амбиции удачно совпали с задачами, поставленными заказчиком, который хотел на выходе получить офисное здание высокого уровня комфортности. Однако с инженерно-конструктивной точки зрения трудно было представить себе что-то более далекое от этого идеала, чем объект будущей реконструкции. Здание мало того что за время своего существования обветшало и подверглось всяческим переделкам, так ещё и изначально было построено из рук вон плохо. Колонны не попадали одна на другую, в качестве арматуры для бетона использовался натуральный металлолом, стены возводились буквально из всего, что оказалось под рукой, под одной из колонн нашли даже белокаменную плиту с гравировкой – явно из одного из разрушенных по соседству замоскворецких храмов. Так что архитекторы, а также работавшие с ними инженеры и конструкторы чувствовали себя, по образному выражению Николая Переслегина, «нейрохирургами в операционной». Результатом стала совершенно новая конструкция, интегрированная внутрь существующего здания.

В плане постройка представляет собой букву «Г» с небольшим закругленным утолщением в основании «ножки», благодаря которому с внутренней стороны образуется небольшой двор. Фасадное решение основано на чередовании однородной белизны стен с большими оконными проемами, которые на углу Новокузнецкой и Старого Толмачевского переулка собраны в единые вертикальные блоки, обнажающие все три этажа. Проект бюро Kleinewelt предусматривал не только возвращение к первоначальной фасадной пластике, изрядно искажённой последующими хаотичными переделками, но и деликатное усиление эффекта контраста. Для этого оконные проемы обрамили тёмно-серыми гранитными слэбами, которые на 25 см выступают за плоскость стены. Такое же обрамление получили два входных портала, симметрично расположившиеся с обеих сторон угла; между ними и оконными вертикалями поместились логотипы единолично занимающей теперь здание Объединенной вагонной компании.
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 Kleinewelt Architekten. Фотография © И. Иванов
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014. Kleinewelt Architekten. Фотография © И. Иванов
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Детали фасадов © Kleinewelt Architekten

Именно этот «акцентный» угол, хорошо просматривающийся не только с Новокузнецкой, но и – через продолжение Старого Толмачевского – с Пятницкой улицы, взял на себя роль активного организатора данного фрагмента городского пространства. Происходит это за счёт не только внешней, но и – редкий случай – внутренней архитектуры здания, композиционным ядром которой стало четырехуровневое фойе с парадной лестницей. Лестницу эту уж точно собирались убрать, увеличив за её счёт офисное пространство, и архитекторам стоило немалого труда убедить заказчика этого не делать. Итог действительно впечатляет: безупречной белизны и столь же безупречных пропорций лестничные марши серпантином обвивают световой столб, исходящий из двух зенитных фонарей, а внутри него по всей высоте падает «дождь» из тонких чёрных штрихов грандиозной люстры. Отдельная и важная история – перила: если внутренние сделаны из того же белого бетона, что и вся лестница, то для внешних архитекторы выбрали стеклянное полотно, чтобы даже частично не закрывать вид на улицу. Поручни – такого же угольно-черного цвета, что и световые трубки. В холодное время года эта завораживающая графичность мощно работает на связь интерьера с городом за панорамными окнами. «Мы не можем сделать так, чтобы в Москве было больше солнца, – говорит Николай Переслегин, – но мы хотели показать, что и в пасмурном зимнем дне тоже есть своя своеобразная красота».
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Реализация, 2014. Kleinewelt Architekten. Фотография © И. Иванов
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер фойе. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten

Что касается собственно рабочих интерьеров, то здесь сделано все, чтобы создать качественное пространство для бизнеса – рациональное, лаконичное, но при этом достаточно уютное, чтобы человеку было комфортно проводить там большую часть дня. Чёрно-белая графика кабинетов и коридоров оживляется большим количеством световых сценариев, разработанных для различных рабочих моментов. Особое внимание уделено материалам – и дерево, и бетон, и металл здесь не только качественные, но и приятные тактильно; тщательно разработаны также вопросы звукоизоляции и звукопоглощения. За этот проект бюро Kleinewelt получило премию Interni Design Awards в номинации «Дизайн общественного интерьера».
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер переговорной. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер офисной части. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер офисной части. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер переговорной. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Интерьер переговорной. Реализация, 2014 © Kleinewelt Architekten

Любить и ценить историческое наследие – это, конечно, дело хорошее, считают создатели бюро Kleinewelt. Сложнее сделать так, чтобы сохранить его не на словах, а на деле: то, что можно, оставить в неприкосновенности, то, что необходимо, реконструировать, то, что безнадежно устарело, – воссоздать в реалиях нового времени. Именно эту, не побоимся этого слова, миссию они стараются воплотить на каждом отдельном «участке фронта», в каждом своем проекте. В случае со зданием на Новокузнецкой миссия, несомненно, удалась. 
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Фасады © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. План 3 этажа © Kleinewelt Architekten
Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая. Разрез © Kleinewelt Architekten


Архитектор:

Георгий Трофимов
Николай Переслегин
Сергей Переслегин

Мастерская:

Kleinewelt Architekten

Проект:

Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая
Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, 7/11

Авторский коллектив:
Главные архитекторы проекта: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов
Ведущие архитекторы: Ксения Воробьева, Наталья Ланская
Архитекторы: Антон Баев, Оксана Новоскольцева, Арсений Афонин, Мария Зубкова, Александра Ташимова, Ольга Фомина
Главный конструктор: Пётр Иванилов, «ИВА-проект»

– 2015

Заказчики: ИСТ-Групп, O1-Properties

 

09 Марта 2017

Автор текста:

Лилия Аронова

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».
Кино на плоту
Летний кинотеатр от архитектурного бюро «А4» как универсальное общественное пространство и вариация на тему паркового павильона.
Перемена мест слагаемых
Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.