Чего на Ходынке до недавнего времени было не очень много, так это офисных зданий. Сейчас пробел активно заполняется, здесь проектируют и строят целую вереницу бизнес-центров. Три из них – в портфолио компании Stone, они должны появиться на территории бывшей взлетно-посадочной полосы, вытянувшейся между парком и ТРЦ. Ближе к метро «ЦСКА», начинается строительство Stone Ходынка 1, спроектированного Parsec architects.
А в западной части взлетной полосы строятся бизнес-центры Stone Ходынка 3 и 2. Оба спроектированы Kleinewelt Architekten и составляют, в сущности, целостный ансамбль офисных зданий, но Stone Ходынка 3 занимает приблизительно четверть территории, а Stone Ходынка 2 – протяженный участок покрупнее, длиной порядка 230 м и шириной, как и вся бывшая взлетная полоса, 90 метров. Сейчас речь именно о нем.
STONE Ходынка 3 (слева) и STONE Ходынка 2
© Kleinewelt Architekten
Надо сказать, что архитекторы Kleinewelt хорошо знакомы с территорией: еще в 2016 году они работали над проектом парка «Ходынское поле» по концепции Land Milano Srl. И хотя реализован был другой проект, понимание места, в том числе – внимание к соседству парка – осталось.
Откликом на парк, во-первых, стали скругления углов всех трех офисных объемов. Планы построены по принципу подобия, элегантно и эффективно: ядро, вокруг него – две сетки колонн, внутренняя и внешняя; одна угловая колонна поставлена под углом 45°, поддерживая циркульное построение.
Оно, по словам архитекторов, интерпретирует тему дуги, которая, в свою очередь, играет главную главную роль в планировочном построении центрального зеленого пространства Ходынки.
Несложно заметить, что мотив дуги, теоретически исходящий из контекста и истории места, в конечном счете дает нам не ту стилистику, к которой восходит план Ходынки, сделанный градостроителями в 2000-е годы, – а совершенно иную, вполне актуальную и современную: три объема обтекаемы, состоят из стекла, в том числе моллированного, в сетке вертикальных металлических ребер, то и другое плавно блестит и вместе они выглядят как лаконичные дизайнерские объекты в духе освеженного XXI веком стрим-лайна.
STONE Ходынка 2
© Kleinewelt Architekten
Заметим также, что у самого высокого – 100-метрового – объема имеется светящаяся «голова».
Четыре верхних яруса обрамлены крестообразными пилонами, расставленными реже, чем ребра в основной части фасадов – благодаря чему внутреннее свечение лучше должно быть заметно издали. К тому же сверху и снизу «голова» отчерчена широкими полосами металла и визуально «левитирует» на ленте стеклянного уступа.
STONE Ходынка 2
© Kleinewelt Architekten
Здесь надо сказать, что трактовка верхней части здания как светящейся «головы» нередко встречается в работах Kleinewelt – вспомнить хотя бы ЖК MOD. Не они ли ввели эту моду в Москве? Как бы то ни было, они причастны к ее развитию. Другой прием – работа со зданием как с предметом разной степени матово-молочной прозрачности и свечения, в том числе за счет рефлексов на металлических ребрах – также характерен и для современного этапа увлечения модернизмом, и для Kleinewelt. Такие здания в проектной графике нередко изображают в вечернее время или в сумерках, они как светящиеся шкатулки из какого-нибудь полированного оникса.
Но главное, что в составе офисного комплекса соседствуют два определяющих морфотипа: вертикаль и горизонталь. И оба мотивированы как контекстом, так и контрастом.
Вертикали: башни
Типология башни с внутренним коммуникационным ядром и стеклянными фасадами, как уже неоднократно было доказано – это своего рода эталон современных офисов. Она дает максимальный световой фронт, оптимальную глубину и идеально приспособлена для любого типа планировки, начиная, разумеется, с эффективного open space. В данном случае, по словам авторов, планировки соответствуют концепции healthy building: глубина помещений не больше 10 метров, высота потолков от 3,65 метров, предусмотрено естественное проветривание.Три башни различаются высотой: 23 / 11 / 19 этажей, и еще немного пропорциями планов. Невысокий объем расположен посередине, но не центрирован, а тяготеет к 19-этажному соседу. Планы «малых» объемов сильнее вытянуты в меридиональном направлении, металл фасадов здесь строгий черный, а не серебристый.
STONE Ходынка 2. План 5 этажа на отметке +21.150
© Kleinewelt Architekten
Стометровая башня не только отступает сильнее к западу и отличается тональностью оттенка, она еще и расширяется ярусами кверху, к «голове». Здесь – самые просторные лоты площадью от 360 до 1570 м2.
Очевидно, мы имеем здесь дело с единством в разнообразии. Но помимо внутреннего ритма и узнаваемой эргономичной формы a-la айфон, уподобляющей здания бизнес-центра главному бизнес-предмету современности, – здесь можно увидеть контекстуальные, градостроительные переклички. Прежде всего – с расположенной по соседству стеклянной, тоже офисной, башней-«кубком» «ВЭБ Арены» Буша и Бокова; и, конечно же, с домами-трубами расположенного напротив по диагонали ЖК «Гранд-парк»; не такие круглые, угловатые башни-столбики ЖК «Прайм-парк» тоже маячат, с противоположной стороны, «на горизонте». Словом, офисные вертикали Stone Ходынка 2 находят место в своем ритмическом соседстве.
Горизонталь: парящий стилобат
Второй определяющий драматургию проекта морфотип можно было бы сравнить с «горизонтальным небоскребом». Два яруса со стеклянными, подчеркнуто ортогональными, что особенно ощущается по контрасту со скруглениями офисных башен, фасадами, – опоясывают комплекс на уровне 3 и 4 этажей.STONE Ходынка 2
© Kleinewelt Architekten
Они совмещают навесные застекленные переходы с «муфтами»-расширениями офисных пространств. Существенно, что между высокой западной и средней башней, расстояние между которыми больше, устроен дополнительный спуск-подъем, соединяющий переход с уровнем земли: своего рода «лестничная башня» в духе авангарда-конструктивизма. Собственно переходы устроены двояко: в южной части они двухъярусные, в северной двусветные. Иными словами, это – приподнятые над землей атриумы.
В объединенном пространстве 3 и 4 ярусов предусмотрены кафе, магазины, конференц-зал, спа-центр и фитнес-студия, а также библиотека и места для отдыха. Кровли переходов и выступов 4 этажа – эксплуатируемые, здесь, в частности, запланирована терраса ресторана, который должен разместиться на 5 этаже. Комплекс приобретает более сложную пластику и структуру, а резиденты – вариативность ежедневных маршрутов и пространственных впечатлений.
С другой стороны, и в контексте городского окружения горизонталей не меньше, чем вертикалей: Ходынка большая и просторная, сам парк – горизонталь, что уж говорить о распластанном торговом центре. Так что Stone Ходынка 2 «абсорбирует» главный контраст, проявленный в пространстве бывшего аэродрома весьма ярко.
Тем не менее основной эффект, которого удалось добиться, приподняв традиционный стилобат на высоту двух этажей – проницаемость территории офисного комплекса. Она решена прямо в духе «домов на ножках» авангарда – увы, этот прием в современной архитектуре Москвы используется не так часто, как мог бы и как хотелось бы.
Проницаемость позволяет «запустить» парк под переходы и под консоли бизнес-центра, превратить здание из «стены», которой оно могло бы стать, – в часть городского благоустроенного пространства. Защищенного, к тому же, от дождя. И тем самым привлечь посетителей, как из соседних домов, так и со стадионов и из ТРЦ, в кафе и рестораны нижних ярусов Stone Ходынка 2.
Дизайн интерьера двухсветного лобби с восьмиметровыми потолками разрабатывает лондонская студия Kemelin Partners.
Завершить строительство Stone Ходынка 2 планируют к 2028 году.