Движение вверх. Как будет расти московский скайлайн

Вспоминаем основные тезисы дискуссии между архитекторами и девелоперами о будущем высотного строительства на прошедшей АРХ-Москве. Дискуссия была организована Kleinewelt Architekten.

Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

30 Октября 2020
mainImg
Высотное строительство как правило вызывает биполярные эмоции – кому-то очень нравится, а кому-то совсем нет. Но здесь как со стилем жизни вообще – зависит от личного вкуса и выбора. Эксперты дискуссии «Силуэт города. Какой может быть высотная Москва через сто лет?», организованной Kleinewelt Architekten, конечно, не разбирали тему в терминах плохо или хорошо, а скорее развеивали мифы и рисовали картинки будущей Москвы.
Высотность = индивидуальность 
Наверное, самый распространённый миф относительно высоток в городе – взгляд на них как на способ выгадать – девелопер таким образом выжимает из небольшого участка, «воткнув» на него узкое стометровое здание, максимум квадратных метров. На самом деле, по сравнению со среднеэтажной застройкой, строить высотки – дорого, и с каждым этажом после определенной отметки, стоимость возрастает. Из этого можно сделать как минимум два вывода: первый – что высотки не бывают класса «эконом». А второй – что они строятся не с целью сэкономить, а под конкретного потребителя и конкретные градостроительные условия.
Дискуссия «Силуэт города. Какой может быть высотная Москва через сто лет?».
Арх Москва 2020
Фотография © Андрей Заплатин. Предоставлено: Москомархитектура

Дороговизна строительства, прежде всего, связана со сложной технологией – в строительстве высоток нужен опыт и специальный допуск. Это только кажется, что проектировать высотку – просто: нарисовал этаж, а дальше делай копипаст еще на сорок этажей. Партнер Kleinewelt Architekten Георгий Трофимов напомнил, что каждый верхний этаж, как правило, имеет разный конструктив. К тому же сложна и дорога сама инженерная начинка. Сделать, например, в эконом-классе встроенную в напольное покрытие вентиляцию – как это делает в своих небоскребах Capital Group – невозможно. Себестоимость велика, да еще и привязана к курсу валют, поскольку «начинка» в основном импортная, заметила Оксана Дивеева, директор по продажам компании.
Дискуссия «Силуэт города. Какой может быть высотная Москва через сто лет?».
Арх Москва 2020
Фотография © Андрей Заплатин. Предоставлено: Москомархитектура

Второе, что нужно сказать относительно стоимости – это принадлежность высоток к сегменту дорогого жилья. Известно, что чем выше квартира в высотке – тем дороже, потому что именно на высоте возрастает и инженерная сложность, а параллельно раскрываются потрясающие виды. Высотки строятся под потребителя, который готов вложиться, а потому рассчитывает на индивидуальный качественный проект.

Несмотря на известную типизацию самого устройства небоскребов, завязанную на технологии, здание выше ста метров – это всегда городская скульптура, что-то очень индивидуальное. По словам Оксаны Дивеевой, это всегда огромная ответственность для архитектора, особенно если строить высотку вне группы Москва-Сити, поскольку она кардинально меняет городской скайлайн. Ограничения в формообразовании высотных объектов понятны: у небоскрёбов технологически весьма небольшой набор выразительных средств, главным из которых является силуэт. И, тем не менее, каждую высотку требуется сделать по-своему выдающейся. Типовых небоскрёбов точно не бывает и не будет – строить что-то типа П44Т [серия типовых домов, разработана МНИИТЭП, применялась с 1997 по 2016 год; отличается краснокирпичной облицовкой и цокольным этажом из цемента, изображающего руст, – прим. ред.] выше двадцати этажей – это нереально и себе в убыток, заверил генеральный директор компании «Главстрой» Андрей Васильев.
Высотный образ жизни
Второй миф относительно высоток заключается в том, что это своего рода «недожилье», в основном апартаменты, съемные, арендные квартиры для холостяков или офисных сотрудников, но уж точно не для семейной жизни. Потому что и окна в них не открываются, и дворовой территории зачастую нет.
Москва Сити, вид с запада, 2020
Фотография: Архи.ру

Такая тенденция действительно существовала. Но сегодняшний рынок предлагает пересмотреть формат, развернув его в сторону полноценного семейного образа жизни. Так, например, Capital Group уже предлагает высотки для комфортного проживания семей и даже запускает рекламу про детей, которые растут на высоте птичьего полета над городом. У них теперь и окна открываются, и все необходимые для полноценной жизни сервисы тоже есть. Это и террасы на кровлях, и дворы, и workspace, и парки с детскими садиками. В проектах MR Group, например, в каждом комплексе предусмотрены «лаунжи», общественные гостиные и community spaces – для общения мам с детьми, всё для того чтобы человек, не покидая своего периметра, мог получить максимум удобств, рассказал директор по продукту компании Вадим Иванов.
Московский скайлайн
У московского скайлайна есть несколько вариантов будущего. Первый – путь Нью-Йорка или Лондона, городов с высокоплотной и разновысотной застройкой. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов называет этот путь самым разумным и перспективным – вводить подобное градирование территории и соответствующие нормативы по высотности: «Строить высотки нужно там, где есть предпосылки для высокоплотной застройки – то есть позволяет транспортная ситуация, стоимость недвижимости и стоимость земли. Город не гомогенная среда и не может быть равновысоким. При этом важно, чтобы качество пространств было одинаково высоким повсеместно».
Сергей Кузнецов. Дискуссия «Силуэт города. Какой может быть высотная Москва через сто лет?».
Арх Москва 2020
Фотография © Андрей Заплатин. Предоставлено: Москомархитектура

Сергей Кузнецов привел пример Манхэттена – где есть и небоскребы, и довольно плотный фронт вдоль Центрального парка, а есть низкоэтажные районы – вроде Челси и Сохо. «Это хороший пример градостроительства, разумный и взвешенный, где высотность реагирует на те предпосылки, которые есть…», – отметил Кузнецов. В то же время и Лондон не назовешь городом с низкой градостроительной культурой или небрежным отношением к наследию, продолжил главный архитектор, хотя в центре города историческая застройка соседствует с современными небоскребами.
Башня “Bank of America” в окружении небоскребов в манхэттенском районе Мидтаун
photo © Jock Pottle/Esto for Cook+Fox Architects

А в целом, по словам Сергея Кузнецова, Москва больше всего похожа на Токио, и по численности населения, и по принципам градостроительной политики, которая помогла городу преодолеть экологический и транспортный кризис 1980-х годов именно благодаря такому дисперсному полицентричному подходу.

Сценарий номер два для Москвы – пример Гонконга – скорее антиутопия. Город, где средняя этажность – практически сплошь одни небоскребы, выглядит на нашей почве пугающим и мало кому нравится. Впрочем, главный архитектор считает, что он и невозможен. Гонконг растет вверх по причине острой нехватки земли, что для Москвы просто неактуально.
Башня Китайского банка в Гонконге
Фотография: Brian Sterling via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 2.0

Наконец, третий вариант «высотной» эволюции – ее отсутствие или полный мораторий. Многие города Европы оградили себя от небоскребов и даже не пытаются строить свои Сити и Дефансы. Правда, Москва такой уже не будет. Несмотря на покрытый охранными зонами центр, столица – все равно не маленький итальянский город, в котором невозможно высотное строительство в принципе. В ее характере всегда скрывалась тяга к колокольням и башням, – уверен партнер Kleinewelt Architekten Сергей Переслегин. И если Петербург с его плоским ландшафтом уверенно вытеснил единственную высотку, задумавшую спорить со шпилем Петропавловской крепости, на периферию, – то Москва этого делать не будет.
Сергей Переслегин, Евгений Семенов. Дискуссия «Силуэт города. Какой может быть высотная Москва через сто лет?». Арх Москва 2020
Фотография © Андрей Заплатин. Предоставлено: Москомархитектура

Во-первых, потому что она полицентрична – новый высотный центр начался в Сити. Но теперь высотки начали прорастать и на периферии, вокруг МЦД и МЦК и возможно, в будущем сформируют даже целое высотное кольцо. Предпосылки к этому есть. Сейчас, например, в столице, по информации «РБК Недвижимость» строится около пятидесяти небоскребов высотностью выше ста метров.

Во-вторых, у Москвы исторически есть рельеф, она не плоская, как блюдце, и всегда любила доминанты. Это заложено в ее морфологии, как и пестрота, разнохарактерность застройки. Москве идет высотное строительство, уверен партнер Kleinewelt Architekten Николай Переслегин. В эпоху авангарда историческая тенденция к московскому «движению вверх» воплотилась в проектах Наркомтяжпрома и горизонтальных небоскрёбах Лисицкого, а позднее реализовалась в семи сталинских высотках.
А.Н. Душкин. Высотка на площади Красных ворот, 1947-1953
Фотография: Архи.ру, 2020

Наконец, градостроительная политика до сих пор не воспрещала, а наоборот, поощряла высотное строительство. Мы не знаем, что будет через сто лет, но пока что предпосылок к тому, чтобы заморозить скайлайн, нет вовсе.

Сергей Кузнецов говорит, что остановить развитие города, в том числе и по вертикали, нельзя в принципе и советует обратиться к теме городской антропологии – то есть увидеть общее в развитии города и живых существ. «Москва меняется прямо сейчас – где-то заливается очередной этаж какой-нибудь высотки. Экономика стройки, сделок с недвижимостью – это большой сегмент экономики целого города. Напрямую или косвенно профицируют с этого миллионы людей, и от успеха этой индустрии ежедневно зависит качество их жизни», – напомнил главный архитектор.

***

Мы начали с того, что высотки – амбивалентная тема, и ничто не предвещает, что все вокруг внезапно полюбят небоскрёбы. И тем не менее их рост происходит в естественном ключе развития целого города. Общественное напряжение по этому поводу тоже продолжится, – уверен Сергей Кузнецов, – а потому сами застройщики, по словам главного архитектора, должны активнее включаться в процесс продвижения и публичной защиты своих высотных проектов. Пока что эту функцию выполняет сама Москомархитектура: «Это неспортивный подход. Впредь мы будем обращать на это внимание и смотреть, кто как отрабатывал ситуации, кто готов общаться с жителями, приглашать хороших архитекторов, делать проект публичным, выставлять его на конкурс, в общем формировать по нему позитивное настроение», – пообещал главный архитектор.

Никто из участников дискуссии так и не назвал конкретного будущего московского скайлайна, что и понятно. Современный мир ежедневно сталкивается со все новыми вызовами, реагировать на которые приходится в том числе и с градостроительной точки зрения. Впрочем, очень вероятен сценарий диверсификации – то есть наличия в городе разного. Города, как живые организмы, имеют способность приспосабливаться к любым условиям, что подтверждают примеры таких патриархов, как Рим или Иерусалим. И всегда, наверное, найдутся те, кто, как, Евгений Семёнов, вице-президент – руководитель инвестиционно-коммерческого блока компании «ИНТЕКО», предпочитают жить пониже, чтобы видеть из окна зелень, и те, кто хотел бы парить над городом, выглядывая из окна, как из иллюминатора вертолета. 

30 Октября 2020

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Постсоветская традиционная архитектура. Генезис
Начинаю публиковать книгу «Неоклассическая архитектура России конца ХХ – начала XXI века». Более тридцати постсоветских лет в России существует новая классическая архитектура, стилистически и мировоззренчески оформленная, хотя и не являющаяся движением. Хотя традиционная архитектура исчезла после Второй мировой войны из образования, в последние десятилетия она актуализирована вызовами XXI века, к которым относятся: кризис города и экологии; отношения человека и техники как сверхсилы, не обладающей сверхразумом; растворение профессии архитектора в смежных специальностях. Введение посвящено генезису современной ситуации в ХХ веке.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Архитектурная лаборатория
Архитектурное бюро «А.Лен» разработало и запатентовало программу «Идеальные квартиры», которая позволяет строить дома без плохих планировок. Рассказываем, как программа появилась, что из себя представляет, кому и чем она полезна.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Технологии и материалы
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Сейчас на главной
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
Поговорим о дереве: грани реставрации и современности
Гран-при, второй раз за историю премии АрхиWOOD, дали за реставрацию. Среди общественных пространств победили два фанерных скейт-парка – с их гибкой формой сложно спорить другим сооружениям; победитель номинации интерьеры – музей расстрельного полигона в Коммунарке. Вашему вниманию рассказ о проектах-победителях и репортаж с церемонии награждения.
СГТУ им. Юрия Гагарина: бакалавры 2021
Семь выпускных работ бакалавров Саратовского государственного технического университета и участников Клуба Молодых Архитекторов: крематорий, экополис, завод по переработке мусора, развитие прибрежных и лунных территорий.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Градостроительные опыты
Этим летом Институт Генплана Москвы при поддержке Москомархитектуры провел стажировку-воркшоп для студентов и молодых архитекторов в новом расширенном формате. Задачей было предложить свежий взгляд на несколько территорий города, рассматриваемых сейчас специалистами института. Дипломами наградили четыре проекта, гран-при получил «самый запоминающийся».
Выставки больших надежд
В Strelka Press выпущено русскоязычное издание книги Ника Монтфорта «Будущее. Принципы и практики созидания». Публикуем отрывок о Всемирных выставках в Нью-Йорке 1939/40 и 1964 годов, где экспозиция General Motors «Футурама» представляла эффектную картину ближайшего будущего.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
От импрессионизма до фотореализма
В галерее Catacomba в Малом Власьевском переулке до 29 сентября открыта выставка рисунков студентов МАРХИ. Преподаватели отбирали неформальные креативные работы разных направлений. Публикуем несколько рисунков с выставки.
Контекст и детали
Финалистов премии Стерлинга-2021, британского «здания года», объединяет внимание к деталям и контексту – как и претендентов на награды RIBA за лучшие жилье и малый проект начинающего архитектора. Публикуем все три «коротких списка».
От ЗИМа до -изма
В Самаре 13 сентября торжественно, в сопровождении перформанса, спонсированного Сбербанком, была презентована общественности реставрация здания фабрики-кухни, нового филиала Третьяковской галереи. Вашему вниманию – репортаж о промежуточных, но уже вполне значительных, результатах реставрации памятника авангарда.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.