Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Девиз воркшопа: «от образа города – к городу образов», а интересен он тем, что на основе фонов византийской и древнерусской живописи архитекторы «выращивают» объекты очень современной типологии, начиная от страшно востребованного от центра вакцинации до никому, надо думать, не нужной трибуны для предвыборной агитации. И даже привязывают к конкретным участкам в городе. Получается забавно и поучительно. Большинство проектов сопровождено цитатами из авторско-кураторских обсуждений, приводим здесь эти фрагменты тоже.
Воркшоп Kleinewelt Architekten для фестиваля Открытый Город Кураторы: сооснователи архитектурного бюро Kleinewelt Architekten Сергей Переслегин и Георгий Трофимов, Екатерина Мурашко, Егор Легков.
Когда бывает москвичи гуляют И лозунги живые наблюдают То вслед за этим сразу замечают На небесах Небесную Москву Что с видами на Рим, Константинополь На Польшу, на Пекин, на мирозданье И с видом на подземную Москву Где огнь свирепый бьется, колыхаясь Сквозь трещины живые прорываясь И москвичи вприпрыжку, направляясь Словно на небо – ходят по Москвe
Кураторский манифест: Давно ли вы позволяли себе мечтать?
Мечтать – это право любого человека. Мечтать о городе – право любого архитектора. В этом году в рамках воркшопа мы решили обратиться к мечтам не современным: в фокусе нашего внимания оказались фантазии, мечты и представления о городе средневекового человека, источниками которых служит византийская живопись.
Воркшоп делится на два этапа, обозначенные как «Воссоздание» и «Интервенция». При этом завершенный первый этап является инструментом для выполнения второго этапа.
В рамках блока «Воссоздание» за каждым студентом закрепляется некий архитектурный объект (т.н. архитектурный «фантазм»), отобранный заранее куратором из произведений средневекового византийского искусства.
Как правило, такие объекты внутри произведения призваны обозначить условное пространство действия, («пространство жеста») и являются образными элементами города. Задача участника воркшопа через серию аналитических упражнений реконструировать возможную пространственную структуру и логику такого «фантазма», предположить архитектурные законы, сообразно которым возможно существование такого объекта, поменять местами Фигуру и Фон. Получившийся в результате объект реконструкции послужит участнику как бы личным учебником грамматики архитектурного языка для решения задач второго этапа воркшопа.
Во втором этапе, названном «Интервенция», участникам предлагается самостоятельно «заговорить» на этом языке. Кураторами выдаются сложившиеся фрагменты московской городской застройки с потенциально возможным участком под архитектурную интервенцию с конкретной функцией (различной для каждого участника), отвечающей реалиям настоящего времени.
При этом объект интервенции (некапитальное строение) в процессе переформатирования должен наследовать не только пространственной стратегии и синтаксису, выявленным в первом этапе, но, что важнее, архитектурному духу исходного объекта, источника.
Материальным результатом воркшопа станут макеты и чертежи объектов 1го и 2го этапов, а также сопутствующие промежуточные материалы, наглядно демонстрирующие процесс поиска, «рабочую кухню» архитектора.
***
01. Трибуна для предвыборной агитации
ЕЛ: интересно, а что если задняя сторона передней арочной башни симметрична фасаду дальней со скатной кровлей? Разная ли у них высота?
ЕЛ: какая пластика портала?
ЕЛ: <...> хочется, чтобы невидимый нам продольный фасад отличался от развернутого к нам: если тут почти нет проемов, может быть их намного больше на «задней» стороне? как продолжаются уступы, одинаковой ли они ширины, можно ли на них выйти, или это просто силуэт кровли, а в «подступенках есть проемы»?; есть ли на «заднем» фасаде еще ступени, помимо тех, что видны? Классно, что автор показал одно окошечко и не больше: как это влияет на планировку?
1 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Трибуна для предвыборной агитации
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
02. Избирательный участок
КМ: <...> идея про вывернутость пространства, про то, что мы на изображении видим один и тот же объект дважды хорошая, может получиться крутая штука. Надо определить масштаб сооружения и функции отдельных элементов. Что значит темный квадрат на плафоне? Это фонарь? Если так, то зачем он? О чем нам говорит обилие декора в интерьере по сравнению с экстерьером? <...>.
ЕЛ: Давай уменьшим масштаб и превратим ее в понятную средневековую типологию – голубятню. Как будто ее сделали на руине, на углу стены. Их миллион разных типов, но принцип всегда один. На пирамидальной «юбке» как раз можно сделать отверстия и жердочки.
1 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 7
Объект 02. Избирательный участок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
7 / 7
Объект 02. Избирательный участок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
03. Башня
КМ: <...> подход и направление разработки верные, надо продолжать. мне нравится мотив открытости нижнего уровня, который превращается в городской пассаж.
Надо подумать о контексте: почему это здание такой узкой, вытянутой формы? Что на фасадах, которые мы не видим? Еще можно попробовать развить композицию, то есть уйти от тотальной симметрии, у автора она неочевидна, трактовать можно.
ЕЛ: Предложу: нижний «косой» неф попробовать на фасаде отделить небольшой лапидарной пластикой, как будто соотнесенной с конструкциями и внутренней структурой, по аналогии с картинкой, но без таких больших окон, это добавило бы иерархии элементам.
1 / 5
Объект 03. Башня. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 03. Башня. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 03. Башня. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 03. Башня. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 03. Башня. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
04. Шапито \ балаган
ЕЛ: Очень непростой в смысле масштаба объект. Тут главное не перегнуть палку и ненароком не спроектировать город. Бери меньше масштаб. <...> Нужно оставить арку на углу. Обрати внимание, что там есть лестница на входе. Также нужно проанализировать пластику стены, что там за «меандры»: как мы теперь понимаем это может быть вполне себе кубистический взгляд на пространство снизу-сверху одновременно <...>.
1 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Реконструкцуия
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
7 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
05. Летний кинотеатр
ЕЛ: Тут может получиться очень аккуратная и красивая реконструкция типологии жилого дома с патио. Практически ничего додумывать не нужно. Отфильтруй орнаменты, я бы не стал использовать их все, в таком количестве, достаточно знака их присутствия <...>. Нужно определить: как встречаются розовое и желтое здания, включать ли желтое в объект, есть ли между ними планировочная связь; на каком расстоянии арка, какой она в плане формы, под каким углом расположена на участке относительно основного объема.
КМ: Я бы еще предложила внимательнее продумать функцию арки, что она символизирует? какую функциональную и смысловую роль играет во всей композиции? почему она обрезана, куда приходит фрагмент «архитрава»?
Можно рассмотреть объект как «блокированную» типологию, т.е. как некую группу отдельных вилл со своими двориками-патио.
1 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр. Ректонструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
06. Театрик
ЕЛ: Тут движение правильные, разработка объема разноплановая, радует, что сразу раздвинула пространство вглубь и раздвинула сами объекты ансамблево. <...> Не вытягивай все три объема, попробуй их разъединить, в том числе и габаритами, не только пространственно.
ЕЛ: Это: фронтон? Полфронтона? Скат? Шатер? Плоская кровля? Там проём?
1 / 8
Объект 06. Театрик. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 8
Объект 06. Театрик. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 8
Объект 06. Театрик. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 8
Объект 06. Театрик. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 8
Объект 06. Театрик. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 8
Объект 06. Театрик. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
7 / 8
Объект 06. Театрик
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
8 / 8
Объект 06. Театрик
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
07. Пункт вакцинации
1 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
08. Башня на площади Пречистенских ворот
ЕЛ: Принципиальная пространственная парадигма этого образа, на мой взгляд такая, Вытянутое (может быть даже незначительно изогнутое в плане) строение, нужно уйти любым образом от «сакральности», перевести это, например, в производственный тип, в верфь, какую-нибудь мастерскую и т.п.
1 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
09. Строительный городок
КМ: нужно немного сместить фокус внимания и захватить еще один фрагмент объекта, или два (с зеленой стеной). Вполне может получиться индивидуальный жилой дом, но я бы не использовала настолько прямые цитаты из существующих зданий, скорее надо разобраться как эта штука сама по себе устроена.
Попробуй поработать с пропорциями отдельных частей относительно целого (тут у тебя хорошая мысль, что есть еще 1 этаж, который мы не видим), понять что же все-таки происходит на кровле, почему нет окон (или одно всего одно?) на фасаде, обращенном к нам.
1 / 6
Объект 09. Строительный городок. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 6
Объект 09. Строительный городок. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 6
Объект 09. Строительный городок. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 6
Объект 09. Строительный городок. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 6
Объект 09. Строительный городок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 6
Объект 09. Строительный городок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
10. Горка на Пушкинской площади
КМ: Ход размышлений и идея, что здание на самом деле имеет совершенно другие пропорции нежели показано – класс. Однако, нужно внимательно проанализировать детали и вписать их в эту концепцию высотности, подумать над функцией. Просто «высокий дом» – необоснованно. <...> если вернуться к концепции дома у горы, нужно понять как они взаимодействуют. Думаю, там должен появиться мост или что-то вроде того.
1 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Реконстукция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
СПбГАСУ ДАС 2024: бакалавры
Три выпускные работы бакалавров кафедры Дизайна архитектурной среды: туристический кластер в Пермском крае, набережная в Шлиссельбурге и ревитализация Полежаевского парка.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
Архитектурная вселенная материалов IND
Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Архитектурная свобода с композитными панелями...
На примере объектов, реализованных с применением технологий SIBALUX, показываем, как современные фасады выходят в третье измерение, используя 3D кассеты из алюминиевого и стального композита.
Wowhaus: Поликарбонат – это невидимый герой городских...
Руководители проектных групп архитектурного бюро Wowhaus Валерия Лифшиц и Татьяна Старченко рассуждают о пользе поликарбоната в оформлении современных городских пространств и в экспозиционном дизайне.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.
Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Всесезонные и круглосуточные развлечения
Крытый горнолыжный склон по проекту архитекторов CLOU в Ухане соседствует с торговым центром, аттракционами и искусственным озером, подходящим для занятий водными видами спорта.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Архитектура как оборудование
Бани на горячем источнике по проекту Vector Architects к северу от Пекина задуманы как «аппарат» для использования этого ценного природного ресурса.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.