Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.
Девиз воркшопа: «от образа города – к городу образов», а интересен он тем, что на основе фонов византийской и древнерусской живописи архитекторы «выращивают» объекты очень современной типологии, начиная от страшно востребованного от центра вакцинации до никому, надо думать, не нужной трибуны для предвыборной агитации. И даже привязывают к конкретным участкам в городе. Получается забавно и поучительно. Большинство проектов сопровождено цитатами из авторско-кураторских обсуждений, приводим здесь эти фрагменты тоже.
Воркшоп Kleinewelt Architekten для фестиваля Открытый Город Кураторы: сооснователи архитектурного бюро Kleinewelt Architekten Сергей Переслегин и Георгий Трофимов, Екатерина Мурашко, Егор Легков.
Когда бывает москвичи гуляют И лозунги живые наблюдают То вслед за этим сразу замечают На небесах Небесную Москву Что с видами на Рим, Константинополь На Польшу, на Пекин, на мирозданье И с видом на подземную Москву Где огнь свирепый бьется, колыхаясь Сквозь трещины живые прорываясь И москвичи вприпрыжку, направляясь Словно на небо – ходят по Москвe
Кураторский манифест: Давно ли вы позволяли себе мечтать?
Мечтать – это право любого человека. Мечтать о городе – право любого архитектора. В этом году в рамках воркшопа мы решили обратиться к мечтам не современным: в фокусе нашего внимания оказались фантазии, мечты и представления о городе средневекового человека, источниками которых служит византийская живопись.
Воркшоп делится на два этапа, обозначенные как «Воссоздание» и «Интервенция». При этом завершенный первый этап является инструментом для выполнения второго этапа.
В рамках блока «Воссоздание» за каждым студентом закрепляется некий архитектурный объект (т.н. архитектурный «фантазм»), отобранный заранее куратором из произведений средневекового византийского искусства.
Как правило, такие объекты внутри произведения призваны обозначить условное пространство действия, («пространство жеста») и являются образными элементами города. Задача участника воркшопа через серию аналитических упражнений реконструировать возможную пространственную структуру и логику такого «фантазма», предположить архитектурные законы, сообразно которым возможно существование такого объекта, поменять местами Фигуру и Фон. Получившийся в результате объект реконструкции послужит участнику как бы личным учебником грамматики архитектурного языка для решения задач второго этапа воркшопа.
Во втором этапе, названном «Интервенция», участникам предлагается самостоятельно «заговорить» на этом языке. Кураторами выдаются сложившиеся фрагменты московской городской застройки с потенциально возможным участком под архитектурную интервенцию с конкретной функцией (различной для каждого участника), отвечающей реалиям настоящего времени.
При этом объект интервенции (некапитальное строение) в процессе переформатирования должен наследовать не только пространственной стратегии и синтаксису, выявленным в первом этапе, но, что важнее, архитектурному духу исходного объекта, источника.
Материальным результатом воркшопа станут макеты и чертежи объектов 1го и 2го этапов, а также сопутствующие промежуточные материалы, наглядно демонстрирующие процесс поиска, «рабочую кухню» архитектора.
***
01. Трибуна для предвыборной агитации
ЕЛ: интересно, а что если задняя сторона передней арочной башни симметрична фасаду дальней со скатной кровлей? Разная ли у них высота?
ЕЛ: какая пластика портала?
ЕЛ: <...> хочется, чтобы невидимый нам продольный фасад отличался от развернутого к нам: если тут почти нет проемов, может быть их намного больше на «задней» стороне? как продолжаются уступы, одинаковой ли они ширины, можно ли на них выйти, или это просто силуэт кровли, а в «подступенках есть проемы»?; есть ли на «заднем» фасаде еще ступени, помимо тех, что видны? Классно, что автор показал одно окошечко и не больше: как это влияет на планировку?
1 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Трибуна для предвыборной агитации
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
02. Избирательный участок
КМ: <...> идея про вывернутость пространства, про то, что мы на изображении видим один и тот же объект дважды хорошая, может получиться крутая штука. Надо определить масштаб сооружения и функции отдельных элементов. Что значит темный квадрат на плафоне? Это фонарь? Если так, то зачем он? О чем нам говорит обилие декора в интерьере по сравнению с экстерьером? <...>.
ЕЛ: Давай уменьшим масштаб и превратим ее в понятную средневековую типологию – голубятню. Как будто ее сделали на руине, на углу стены. Их миллион разных типов, но принцип всегда один. На пирамидальной «юбке» как раз можно сделать отверстия и жердочки.
1 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 7
Объект 02. Избирательный участок. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 7
Объект 02. Избирательный участок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
7 / 7
Объект 02. Избирательный участок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
03. Башня
КМ: <...> подход и направление разработки верные, надо продолжать. мне нравится мотив открытости нижнего уровня, который превращается в городской пассаж.
Надо подумать о контексте: почему это здание такой узкой, вытянутой формы? Что на фасадах, которые мы не видим? Еще можно попробовать развить композицию, то есть уйти от тотальной симметрии, у автора она неочевидна, трактовать можно.
ЕЛ: Предложу: нижний «косой» неф попробовать на фасаде отделить небольшой лапидарной пластикой, как будто соотнесенной с конструкциями и внутренней структурой, по аналогии с картинкой, но без таких больших окон, это добавило бы иерархии элементам.
1 / 5
Объект 03. Башня. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 03. Башня. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 03. Башня. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 03. Башня. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 03. Башня. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
04. Шапито \ балаган
ЕЛ: Очень непростой в смысле масштаба объект. Тут главное не перегнуть палку и ненароком не спроектировать город. Бери меньше масштаб. <...> Нужно оставить арку на углу. Обрати внимание, что там есть лестница на входе. Также нужно проанализировать пластику стены, что там за «меандры»: как мы теперь понимаем это может быть вполне себе кубистический взгляд на пространство снизу-сверху одновременно <...>.
1 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Реконструкцуия
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
7 / 7
Объект 04. Шапито \ балаган
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
05. Летний кинотеатр
ЕЛ: Тут может получиться очень аккуратная и красивая реконструкция типологии жилого дома с патио. Практически ничего додумывать не нужно. Отфильтруй орнаменты, я бы не стал использовать их все, в таком количестве, достаточно знака их присутствия <...>. Нужно определить: как встречаются розовое и желтое здания, включать ли желтое в объект, есть ли между ними планировочная связь; на каком расстоянии арка, какой она в плане формы, под каким углом расположена на участке относительно основного объема.
КМ: Я бы еще предложила внимательнее продумать функцию арки, что она символизирует? какую функциональную и смысловую роль играет во всей композиции? почему она обрезана, куда приходит фрагмент «архитрава»?
Можно рассмотреть объект как «блокированную» типологию, т.е. как некую группу отдельных вилл со своими двориками-патио.
1 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр. Ректонструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 6
Объект 05. Летний кинотеатр
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
06. Театрик
ЕЛ: Тут движение правильные, разработка объема разноплановая, радует, что сразу раздвинула пространство вглубь и раздвинула сами объекты ансамблево. <...> Не вытягивай все три объема, попробуй их разъединить, в том числе и габаритами, не только пространственно.
ЕЛ: Это: фронтон? Полфронтона? Скат? Шатер? Плоская кровля? Там проём?
1 / 8
Объект 06. Театрик. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 8
Объект 06. Театрик. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 8
Объект 06. Театрик. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 8
Объект 06. Театрик. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 8
Объект 06. Театрик. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 8
Объект 06. Театрик. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
7 / 8
Объект 06. Театрик
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
8 / 8
Объект 06. Театрик
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
07. Пункт вакцинации
1 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 07. Пункт вакцинации. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
08. Башня на площади Пречистенских ворот
ЕЛ: Принципиальная пространственная парадигма этого образа, на мой взгляд такая, Вытянутое (может быть даже незначительно изогнутое в плане) строение, нужно уйти любым образом от «сакральности», перевести это, например, в производственный тип, в верфь, какую-нибудь мастерскую и т.п.
1 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
09. Строительный городок
КМ: нужно немного сместить фокус внимания и захватить еще один фрагмент объекта, или два (с зеленой стеной). Вполне может получиться индивидуальный жилой дом, но я бы не использовала настолько прямые цитаты из существующих зданий, скорее надо разобраться как эта штука сама по себе устроена.
Попробуй поработать с пропорциями отдельных частей относительно целого (тут у тебя хорошая мысль, что есть еще 1 этаж, который мы не видим), понять что же все-таки происходит на кровле, почему нет окон (или одно всего одно?) на фасаде, обращенном к нам.
1 / 6
Объект 09. Строительный городок. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 6
Объект 09. Строительный городок. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 6
Объект 09. Строительный городок. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 6
Объект 09. Строительный городок. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 6
Объект 09. Строительный городок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
6 / 6
Объект 09. Строительный городок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
10. Горка на Пушкинской площади
КМ: Ход размышлений и идея, что здание на самом деле имеет совершенно другие пропорции нежели показано – класс. Однако, нужно внимательно проанализировать детали и вписать их в эту концепцию высотности, подумать над функцией. Просто «высокий дом» – необоснованно. <...> если вернуться к концепции дома у горы, нужно понять как они взаимодействуют. Думаю, там должен появиться мост или что-то вроде того.
1 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Источник
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
2 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Поиск
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
3 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Реконстукция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
4 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
5 / 5
Объект 10. Горка на Пушкинской площади
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Что дети сделали с городом
В Нальчике появилась мозаика на люках, ЗИН с 11 причинами любить город и новая экотропа: все это результат второго архитектурного фестиваля «Детская платформа».
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Институт дизайна и урбанистики ИТМО: магистры 2022
Две работы, выполненые по направлениям «Градостроительство» и «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» и отмеченные государственной экзаменационной комиссией как выдающиеся.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии художеств имени Репина 2022
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Между светильником и трековой системой – модульная...
Российский бренд светодиодного оборудования Arlight представляет модульную систему APRIORI, универсальный конструктор, каждый элемент которого призван воплотить уникальную дизайнерскую задумку.
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Вторично использованная инфраструктура
Архитекторы CRA-Carlo Ratti Associati представили проект превращения нефтехранилища в порту Триеста в «зеленый» во всех смыслах энергетический парк.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Хабаровск — город, загадочный тем, что он очень хорош. По всему это должен быть понятный большой (больше 600 тыс. населения) город советской индустриализации <...>.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Высокоэффективный Париж
Три жилых корпуса в парижской Олимпийской деревне по проекту бюро Brenac & Gonzalez & Associés задуманы как образец ресурсоэффективности.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Средиземноморская идентичность
Архитектор Амелия Тавелла выиграла конкурс на проект реконструкции термального центра на юге Франции, у самого берега Средиземного моря.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.