«Открытый город»: Мечты о городе

Следующий проект воркшопа «Открытого города» создан под руководством Kleinewelt Architekten. В основу проектов положены фоны византийской и древнерусской живописи, однако их формы применены к более чем современной типологии.

mainImg
Архитектор:
Сергей Переслегин
Георгий Трофимов
Мастерская:
Kleinewelt Architekten
Девиз воркшопа: «от образа города – к городу образов», а интересен он тем, что на основе фонов византийской и древнерусской живописи архитекторы «выращивают» объекты очень современной типологии, начиная от страшно востребованного от центра вакцинации до никому, надо думать, не нужной трибуны для предвыборной агитации. И даже привязывают к конкретным участкам в городе. Получается забавно и поучительно. Большинство проектов сопровождено цитатами из авторско-кураторских обсуждений, приводим здесь эти фрагменты тоже. 

Воркшоп Kleinewelt Architekten для фестиваля Открытый Город
Кураторы: сооснователи архитектурного бюро Kleinewelt Architekten Сергей Переслегин и Георгий Трофимов, Екатерина Мурашко, Егор Легков.

 

Когда бывает москвичи гуляют 
И лозунги живые наблюдают 
То вслед за этим сразу замечают 
На небесах Небесную Москву 
Что с видами на Рим, Константинополь 
На Польшу, на Пекин, на мирозданье 
И с видом на подземную Москву 
Где огнь свирепый бьется, колыхаясь 
Сквозь трещины живые прорываясь 
И москвичи вприпрыжку, направляясь 
Словно на небо – ходят по Москвe
 
Кураторский манифест:
Давно ли вы позволяли себе мечтать? 
Мечтать – это право любого человека. Мечтать о городе – право любого архитектора. В этом году в рамках воркшопа мы решили обратиться к мечтам не современным: в фокусе нашего внимания оказались фантазии, мечты и представления о городе средневекового человека, источниками которых служит византийская живопись.

Воркшоп делится на два этапа, обозначенные как «Воссоздание» и «Интервенция». При этом завершенный первый этап является инструментом для выполнения второго этапа.

В рамках блока «Воссоздание» за каждым студентом закрепляется некий архитектурный объект (т.н. архитектурный «фантазм»), отобранный заранее куратором из произведений средневекового византийского искусства.
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
Коллеж: Kleinewelt Architekten

Как правило, такие объекты внутри произведения призваны обозначить условное пространство действия, («пространство жеста») и являются образными элементами города. Задача участника воркшопа через серию аналитических упражнений реконструировать возможную пространственную структуру и логику такого «фантазма», предположить архитектурные законы, сообразно которым возможно существование такого объекта, поменять местами Фигуру и Фон. Получившийся в результате объект реконструкции послужит участнику как бы личным учебником грамматики архитектурного языка для решения задач второго этапа воркшопа.
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
Коллеж: Kleinewelt Architekten

Во втором этапе, названном «Интервенция», участникам предлагается самостоятельно «заговорить» на этом языке. Кураторами выдаются сложившиеся фрагменты московской городской застройки с потенциально возможным участком под архитектурную интервенцию с конкретной функцией (различной для каждого участника), отвечающей реалиям настоящего времени.
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

При этом объект интервенции (некапитальное строение) в процессе переформатирования должен наследовать не только пространственной стратегии и синтаксису, выявленным в первом этапе, но, что важнее, архитектурному духу исходного объекта, источника.

Материальным результатом воркшопа станут макеты и чертежи объектов 1го и 2го этапов, а также сопутствующие промежуточные материалы, наглядно демонстрирующие процесс поиска, «рабочую кухню» архитектора.

***

 
 
01. Трибуна для предвыборной агитации

Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

ЕЛ: интересно, а что если задняя сторона передней арочной башни симметрична фасаду дальней со скатной кровлей? Разная ли у них вы­сота?

ЕЛ: какая пластика портала?

ЕЛ: <...> хочется, чтобы не­видимый нам продольный фасад отличался от развернутого к нам: если тут почти нет про­емов, может быть их намного больше на «задней» стороне? как продолжаются уступы, одинаковой ли они ширины, можно ли на них выйти, или это просто силуэт кровли, а в «подступенках есть про­емы»?; есть ли на «заднем» фасаде еще ступени, помимо тех, что видны? Классно, что автор показал одно окошечко и не больше: как это влияет на планировку?
  • zooming
    1 / 5
    Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 5
    Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 5
    Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 5
    Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 5
    Объект 01. Трибуна для предвыборной агитации. Трибуна для предвыборной агитации
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

  
  
 
02. Избирательный участок

Объект 02. Избирательный участок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

КМ: <...> идея про вывернутость пространства, про то, что мы на изображении видим один и тот же объект дваж­ды хорошая, может получиться крутая штука.
Надо определить масштаб со­оружения и функции отдельных элементов.
Что значит темный квадрат на плафоне? Это фонарь? Если так, то зачем он? О чем нам говорит обилие декора в ин­терьере по сравнению с экс­терьером? <...>.

ЕЛ: Давай уменьшим масштаб и превратим ее в понятную средневековую типологию – голубятню. Как будто ее сделали на руине, на углу стены. Их миллион разных типов, но принцип всегда один. На пирами­дальной «юбке» как раз можно сделать отверстия и жердочки.
  • zooming
    1 / 7
    Объект 02. Избирательный участок. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 7
    Объект 02. Избирательный участок. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 7
    Объект 02. Избирательный участок. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 7
    Объект 02. Избирательный участок. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 7
    Объект 02. Избирательный участок. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    6 / 7
    Объект 02. Избирательный участок
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    7 / 7
    Объект 02. Избирательный участок
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

 

  
  
  
03. Башня

Объект 03. Башня. Реконструкция
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

КМ: <...> подход и на­правление разработки вер­ные, надо продолжать. мне нравится мотив открытости нижнего уровня, который превращается в городской пассаж.

Надо подумать о контексте: почему это здание такой узкой, вытянутой формы? Что на фасадах, которые мы не видим?
Еще можно попробовать раз­вить композицию, то есть уйти от тотальной симме­трии, у автора она неоче­видна, трактовать можно.

ЕЛ: Предложу: нижний «косой» неф попробовать на фаса­де отделить небольшой лапи­дарной пластикой, как будто соотнесенной с конструкциями и внутренней структурой, по аналогии с картинкой, но без таких больших окон, это до­бавило бы иерархии элементам.
  • zooming
    1 / 5
    Объект 03. Башня. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 5
    Объект 03. Башня. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 5
    Объект 03. Башня. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 5
    Объект 03. Башня. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 5
    Объект 03. Башня. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

 

 

 
 
04. Шапито \ балаган

Объект 04. Шапито / балаган
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

ЕЛ: Очень непростой в смысле масштаба объект. Тут главное не перегнуть палку и ненаро­ком не спроектировать город. Бери меньше масштаб. <...> Нужно оставить арку на углу. Обрати внимание, что там есть лестница на входе. Так­же нужно проанализировать пластику стены, что там за «меандры»: как мы теперь по­нимаем это может быть впол­не себе кубистический взгляд на пространство снизу-сверху одновременно <...>.
  • zooming
    1 / 7
    Объект 04. Шапито \ балаган. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 7
    Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 7
    Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 7
    Объект 04. Шапито \ балаган. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 7
    Объект 04. Шапито \ балаган. Реконструкцуия
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    6 / 7
    Объект 04. Шапито \ балаган. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    7 / 7
    Объект 04. Шапито \ балаган
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

 
 
 
05. Летний кинотеатр

Объект 05. Летний кинотеатр
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

ЕЛ: Тут может получиться очень аккуратная и красивая реконструкция типологии жи­лого дома с патио. Практи­чески ничего додумывать не нужно. Отфильтруй орнаменты, я бы не стал использовать их все, в таком количестве, достаточно знака их присут­ствия <...>. Нужно определить: как встре­чаются розовое и желтое зда­ния, включать ли желтое в объект, есть ли между ними планировочная связь; на ка­ком расстоянии арка, какой она в плане формы, под каким углом расположена на участке относительно основного объема.

КМ: Я бы еще предложила вни­мательнее продумать функцию арки, что она символизирует? какую функциональную и смыс­ловую роль играет во всей композиции? почему она обре­зана, куда приходит фрагмент «архитрава»?

Можно рассмотреть объект как «блокированную» типологию, т.е. как некую группу от­дельных вилл со своими дво­риками-патио.
  • zooming
    1 / 6
    Объект 05. Летний кинотеатр. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 6
    Объект 05. Летний кинотеатр. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 6
    Объект 05. Летний кинотеатр. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 6
    Объект 05. Летний кинотеатр. Ректонструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 6
    Объект 05. Летний кинотеатр
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    6 / 6
    Объект 05. Летний кинотеатр
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

 

  
  
 
06. Театрик

Объект 06. Театрик
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

ЕЛ: Тут движение правильные, разработка объема разно­плановая, радует, что сразу раздвинула пространство вглубь и раздвинула сами объекты ансамблево. <...>
Не вытягивай все три объе­ма, попробуй их разъединить, в том числе и габаритами, не только пространственно.

ЕЛ: Это: фронтон? Полфрон­тона? Скат? Шатер? Плоская кровля? Там проём?
  • zooming
    1 / 8
    Объект 06. Театрик. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 8
    Объект 06. Театрик. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 8
    Объект 06. Театрик. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 8
    Объект 06. Театрик. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 8
    Объект 06. Театрик. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    6 / 8
    Объект 06. Театрик. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    7 / 8
    Объект 06. Театрик
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    8 / 8
    Объект 06. Театрик
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

  
 
  
07. Пункт вакцинации

  • zooming
    1 / 5
    Объект 07. Пункт вакцинации
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 5
    Объект 07. Пункт вакцинации
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 5
    Объект 07. Пункт вакцинации. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 5
    Объект 07. Пункт вакцинации. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 5
    Объект 07. Пункт вакцинации. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

  
  
  
08. Башня на площади Пречистенских ворот

Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

ЕЛ: Принципиальная пространственная парадигма этого образа, на мой взгляд такая, Вытянутое (может быть даже незначительно изогнутое в плане) строение, нужно уйти любым образом от «сакральности», перевести это, на­пример, в производственный тип, в верфь, какую-нибудь мастерскую и т.п.
  • zooming
    1 / 5
    Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 5
    Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 5
    Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 5
    Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 5
    Объект 08. Башня на площади Пречистенских ворот
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

  
  
  
09. Строительный городок

Объект 09. Строительный городок
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

КМ: нужно немного сместить фокус внимания и захватить еще один фрагмент объекта, или два (с зеленой стеной). Вполне может получиться ин­дивидуальный жилой дом, но я бы не использовала настолько прямые цитаты из существую­щих зданий, скорее надо ра­зобраться как эта штука сама по себе устроена.

Попробуй поработать с про­порциями отдельных частей относительно целого (тут у тебя хорошая мысль, что есть еще 1 этаж, который мы не видим), понять что же все-таки происходит на кров­ле, почему нет окон (или одно всего одно?) на фасаде, обращенном к нам.
  • zooming
    1 / 6
    Объект 09. Строительный городок. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 6
    Объект 09. Строительный городок. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 6
    Объект 09. Строительный городок. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 6
    Объект 09. Строительный городок. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 6
    Объект 09. Строительный городок
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    6 / 6
    Объект 09. Строительный городок
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

  
 
 
10. Горка на Пушкинской площади

Объект 10. Горка на Пушкинской площади
«Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

КМ: Ход размышлений и идея, что здание на самом деле имеет совершенно другие пропорции нежели показано – класс. Однако, нужно внимательно проанализировать детали и вписать их в эту концепцию высотности, подумать над функцией. Просто «высокий дом» – необоснованно. <...> если вернуться к концепции дома у горы, нужно понять как они взаимодействуют. Думаю, там должен появиться мост или что-то вроде того.
  • zooming
    1 / 5
    Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Источник
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    2 / 5
    Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Поиск
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    3 / 5
    Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Реконстукция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    4 / 5
    Объект 10. Горка на Пушкинской площади. Реконструкция
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten
  • zooming
    5 / 5
    Объект 10. Горка на Пушкинской площади
    «Открытый город» 2021, воркшоп Мечты о городе, руководители Kleinewelt Architekten

 

Архитектор:
Сергей Переслегин
Георгий Трофимов
Мастерская:
Kleinewelt Architekten

03 Декабря 2021

Похожие статьи
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
НГАСУ (Сибстрин) 2024: бакалавриат «Архитектура»
Серию выпускных работ бакалавров одного из крупнейших вузов, расположенных за Уралом, объединяет выбор необычных типологий. В рамках средового подхода выпускники искали не только запоминающийся архитектурный облик, но и оптимальный функционально-планировочный сценарий для курорта, общественного центра с синагогой, центра гражданских беспилотников, арктического научно-исследовательского центра и музея, интегрированного в водоочистные сооружения.
СПбГАСУ 2024: иностранцы
Лучшие выпускные работы студентов из других стран, закончивших кафедру Архитектурного проектирования СПбГАСУ: конференц-центр в Марокко, фермерский рынок в Мозамбике и Музей армянской архитектуры.
Площадь–набережная–сквер
Так распределились места среди команд летней студенческий практики Института Генплана. Все они работали над реальными площадками для города Пятигорска. Авторы изучили местность, организовали очный хакатон и провели значительные исследования.
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Итоги конкурса ИЗО студентов МАРХИ
Каждый год мы публикуем работы студентов МАРХИ, победившие в конкурсе «За исключительные успехи в изобразительных дисциплинах». Конкурс проводится с 2022 года. В этом году продолжаем традицию и знакомим с работами, получившими «золото», «серебро» и «бронзу».
РАНХиГС 2024: архитектура виртуальной среды
Студия sintez.space представляет дипломные работы, выполненные на Кафедре дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС под руководством Андрея Киселева и Сергея Шестопалова. Работы посвящены трансформация городской среды под влиянием развития технологий дополненной, виртуальной и смешанной реальностей.
СПбГАСУ 2024: Архитектурное и градостроительное наследие...
Серия работ бакалавров, выпускавшихся по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» в этом году, посвящена Калининградской области. Студенты предложили как масштабные градостроительные концепции, так и конкретные решения для отдельно взятых объектов.
МАРШ: Переосмысление времени
Показываем избранные проекты магистратуры под руководством Евгения Асса и Анвара Гарипова. Три работы. Тема магистрам 2024 года – «Переосмысление времени» – досталась самая самая заковыристая, но и свободная в то же время. Итак: отель на краю земли, реставрация в духе консерации, и физико-косметический подход к теме.
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Планета людей
Пятиэтажный коворкинг-хаб в Бишкеке привлекает резидентов комфортными рабочими местами, а также ярким дизайном: интерьерами занималось сразу несколько бюро, развивая темы воды, леса, земли и неба. За архитектурную концепцию и первый этаж отвечали Tsarik Architecture.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Осмысление острова
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева в 2024 году. Две из них посвящены включению комплекса крематория и колумбария в пейзаж Канонерского острова, а третья – океанариуму как якорному объекту западной оконечности Безымянного полуострова.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Сейфы и дюны
Один из минских офисов Alfa Bank располагается в здании бизнес-центра на берегу водохранилища Дрозды. Работая с интерьером, бюро ZROBIM architects откликнулось на пейзаж за окном и соединило айдентику банковского учреждения с природными мотивами.