По направлению к воде

Представляем проект жилого квартала «Ривер-парк» на берегу Нагатинского затона от архитектурного бюро «Остоженка».

Автор текста:
Лилия Аронова

25 Января 2016
mainImg

Архитектор:

Кирилл Гладкий
Раис Баишев
Александр Скокан

Мастерская:

АБ Остоженка

Проект:

ЖК «Ривер парк» в районе Нагатинского затона
Россия, Москва, ул. Речников, вл. 7; Корабельная ул., 15

Авторский коллектив:

авторы: А. Скокан, Р. Баишев, Г. Чертанов, С. Помелов, К.Гладкий, Д. Кодичев, Е. Алексеенко, А. Старостин, М. Елизарова, Д. Воронкова; при участии: А. Аникеев, А. Бутусов, А. Федорова



2017 – 2018

Девелопер: AEON Corporation
Застройщик: ООО «Речников Инвест»
Случилось так, что территорию на берегу Нагатинского затона архитектурному бюро «Остоженка» пришлось осваивать дважды. Первый раз – как оказалось, несколько преждевременно, зато второй – в самый правильный момент: сразу после конкурса на развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, в эпоху безоговорочной победы квартальной застройки над точечной. Можно с большой долей вероятности предположить, что именно с учётом этих обстоятельств участок, плюс ко всему прочему подпадающий под программу реновации промышленных территорий, при втором «подходе» получил более пристальное внимание и более солидное финансирование. В связи с этим, собственно, архитекторам и предложили «убрать со стола» первоначальный, вполне уже сформировавшийся проект жилого комплекса, предполагавший типовую застройку, и подготовить для того же участка совершенно новое объемно-пространственное решение. Не самая простая ситуация, особенно если учесть, что строительство первой очереди типовых домов уже началось, – но легкой жизни архитекторам, да ещё и в Москве, никто никогда не обещал.

До недавнего времени на территории между Нагатинским затоном и параллельной ему улицей Речников располагались корпуса крупного промышленного предприятия – Московского судоремонтного и судостроительного завода. Затем производство решено было перевести в более подходящее для этого место, но восьмидесятилетняя «кораблестроительная» история, кажется, навсегда закрепилась и в большинстве местных топонимов, и в памяти жителей города. Александр Скокан и его команда рассматривали этот факт как один из элементов контекста, в который им предстояло вписать свой проект. Ещё один действующий фактор – собственно микрорайон Нагатино, частью которого должен стать будущий жилой комплекс. Как считает главный архитектор проекта Раис Баишев, район этот «очень недооценен: добротная советская застройка с очень гуманными плотностью и этажностью, с озелененной территорией, которую с известной долей идеализма можно сравнить с европейскими или прибалтийскими жилыми районами». Вот эту негромко существующую, очень спокойную и комфортную атмосферу архитекторы хотели бы привнести и в свой проект – в новом, само собой, качестве, как архитектурном, так и идеологическом.

Ну а главной контекстуальной доминантой стало, разумеется, непосредственное соседство будущего квартала с водой. Вся вторая очередь Ривер-парка ориентирована на затон. Добиться этого было не так просто – план её квартала представляет собой правильный прямоугольник, почти квадрат, организованный вокруг большого двора, внутри которого запланировано строительство школы и детского сада. Своеобразным хороводом двор окружают семь жилых блоков – то есть композиция предполагает скорее центростремительную направленность, чем центробежную. Тем не менее игнорировать такой мощный магнит, как река, было совершенно немыслимо как с градостроительной, так и с коммерческой точки зрения. Если взглянуть на предварительные макеты, видно, что изначально архитекторы представляли себе шесть из семи блоков (седьмой, замыкающий двор сбоку, отличается и по расположению, и по архитектуре) практически идентичными, но затем – по здравом размышлении и согласившись с аргументами заказчика – внесли в проект изменения, и теперь первый ряд домов по объемно-планировочному решению отличается от заднего, при сохранении общей типологии. Вдобавок к очевидным риэлторским преимуществам такое решение добавило к образу квартала новую эмоцию: задние блоки словно выглядывают из-за спин передних, встав на цыпочки и вытянувшись изо всех сил, чтобы тоже полюбоваться престижным видом, которым так вальяжно наслаждаются обитатели первой линии. Возвращаясь от лирики к практике, заметим, что достижение этого результата было похоже на решение сложной математической задачи: учитывая повышенную коммерческую привлекательность первого ряда, продажный объем этих блоков удалось сделать больше, чем задних, хотя те и выше.
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. Макет © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. Макет © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона © АБ Остоженка

Каждый из блоков выглядит как раскрытое к реке полузамкнутое пространство с приподнятым над уровнем набережной двором, под которым запланирован гараж. Типологически это нечто среднее между отдельным зданием – поскольку все его части стоят на едином стилобате – и мини-кварталом, состоящим из трех не повторяющих друг друга объемов, окружающих внутренний двор. Комфортное безопасное пространство – разница высот между двором и проезжей частью делает въезд транспорта (кроме, при необходимости, спецтехники) физически невозможным – окружено по внутреннему периметру галереей, углубленной внутрь зданий. Таким образом невеликая в принципе площадь двора расширяется, прирастая уютными небольшими закоулками, где можно укрыться от дождя или просто посидеть – подышать речным воздухом. Сюда выходят вторые этажи двусветных вестибюлей, на уровне земли сообщающихся с улицей. Ориентация на затон подчеркнута благодаря террасированию: проектированию террас, в том числе открытых, было уделено особое внимание, поскольку элемент это для наших погодных условий достаточно опасный, а провоцировать архитектурный вандализм в форме разнокалиберного остекления и прочей самодеятельности не хотелось. Добавим, что в первой линии домов нет ни одной квартиры без вида на затон. В результате всё вместе – набережная, террасированные объемы первой линии, внутренний двор с детскими учреждениями, замыкающий композицию ряд более высоких блоков – складывается в стройную композицию с ярко выраженным вектором тяготения к воде.
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. План галереи © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. Северная развёртка © АБ Остоженка

Все кафе, магазинчики и прочие ритейлы в проекте выведены во внешние помещения первого ряда зданий, обращенные к затону. «Мы хотели, – говорит Раис Баишев, – чтобы набережная взяла на себя притягательную функцию, чтобы она была живой и функционально богатой». В этом стремлении с архитекторами оказались солидарны и инвестор, и Москомархитектуры, рассматривающий эту зону в рамках единого стандарта благоустройства московских набережных. Конечно, строго говоря, Нагатинский затон – это не Москва-река, но, кстати, в АБ «Остоженка» все многочисленные «реки и речушки», впадающие в главную водную артерию столицы, программно рассматривают как неотъемлемую часть водной системы; эта концепция была положена в основу проекта, с которым бюро участвовало в конкурсе на развитие прибрежных территорий, таким образом существенно расширив конкурсное задание.

А Нагатинский затон, в отличие от множества забытых богом и градостроителями малых рек, не нужно ни выпускать из подземных труб, ни разыскивать среди заболоченных топей: вот он, буквально за углом, глубокий, живописный и даже судоходный. Сам бог велел благоустроить его берега на радость людям – и лучше, конечно, на конкурсной основе. Между прочим, набережная Ривер-парка стала первым в Москве проектом благоустройства прибрежной территории, на который был объявлен отдельный архитектурный конкурс, стартовавший в феврале 2015. А летом были объявлены имена победителей. Первое место заняло не нуждающееся в представлении бюро WOWhaus с проектом цепочки разнообразных площадок с маяком в качестве композиционной кульминации. Генеральный проектировщик будущим сотрудничеством очень доволен: ещё со времен работы над генпланом Остоженки Александр Скокан и его коллеги стремятся к тому, чтобы территория осваивалась «не одной рукой», ведь чем больше разнообразного креатива, тем лучше результат. В частности, они искренне радуются нестандартным проектам детского сада и школы, в основу которых легли работы участников конкурса «Новый облик детских садов», показанные два года назад на Винзаводе. А благоустройством территории жилого комплекса будет заниматься команда T+T architects, чья концепция набережной Нагатинского затона заняла в конкурсе второе место. Их задача – увязать в проекте множество разноформатных факторов, как очевидных, таких как связь собственно жилого квартала авторства «Остоженки» с концепцией набережной от WOWhaus, так и пока только прогнозируемых.

Поскольку на данный момент построена лишь первая очередь, три 19-этажных корпуса с внутренним двором, решение этой территории должно стать чем-то вроде пилотного проекта, который стилистически определит благоустройство всего будущего квартала – и большого внутреннего пространства с детским садом и школой, и приподнятых двориков отдельных блоков, и планируемых в будущем офисных и торговых пространств. Все это «лоскутное одеяло» нужно обыграть функционально и не скучно, а главное – в русле общей композиции жилого района, заданной генеральным проектировщиком. Если все пойдет по плану, элементы этой композиции, иногда разнородные и достаточно четко зонированные, составят в результате единую, целостную и гармоничную городскую среду – понятие, особенно дорогое для Александра Скокана и архитекторов бюро «Остоженка».
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. План подвала © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. План 1 этажа © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. План типового этажа © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. План антрисоли © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. Разрез © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. Разрез © АБ Остоженка
Жилой комплекс в районе Нагатинского затона. Разрез © АБ Остоженка


Архитектор:

Кирилл Гладкий
Раис Баишев
Александр Скокан

Мастерская:

АБ Остоженка

Проект:

ЖК «Ривер парк» в районе Нагатинского затона
Россия, Москва, ул. Речников, вл. 7; Корабельная ул., 15

Авторский коллектив:

авторы: А. Скокан, Р. Баишев, Г. Чертанов, С. Помелов, К.Гладкий, Д. Кодичев, Е. Алексеенко, А. Старостин, М. Елизарова, Д. Воронкова; при участии: А. Аникеев, А. Бутусов, А. Федорова



2017 – 2018

Девелопер: AEON Corporation
Застройщик: ООО «Речников Инвест»

25 Января 2016

Автор текста:

Лилия Аронова

Технологии и материалы

Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.

Сейчас на главной

Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Норману Фостеру – 85
Мастеру архитектурного хай-тека, любителю лыжных марафонов, а с недавних пор еще и звезде Instagram, британцу Норману Фостеру исполнилось сегодня 85 лет.
Маскировка модерниста
Общественный центр на площади Волкова в Ярославле: из-за деревьев его почти не видно, он хорошо спрятан на виду, но не отступает от принципа строгой современной архитектуры с ноткой ностальгии по «классическому» модернизму.
Умер Константин Малиновский
В Петербурге 27 мая скончался исследователь творчества Трезини, Кваренги, Расстрелли, культуры и искусства Петербурга XVIII века Константин Малиновский. Сергей Чобан – в память о Константине Малиновском.
Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.