Проведением соревнования и предварительным исследованием занималось Агентство стратегического развития «Центр» по заданию администрации Астраханского региона, координировала проект член экспертного совета Минстроя РФ по формированию комфортной городской среды и советник губернатора Астраханской области Евгения Муринец.
Евгения Муринец
Проведение конкурса потребовало больших усилий по подготовке, но мы рады, что удалось привлечь много предварительных данных: команды работали с обширным материалом, собранным представителями местных администраций и правительством области и систематизированным специалистами Агентства «Центр». Работа, прежде всего по сбору и анализу мнений жителей города, также как и по привлечению средств для первых мероприятий: по благоустройству улиц, формированию туристических маршрутов и реставрации ОКН, – продолжается и сейчас.
ТЗ требовало от участников как очень широкого видения основных направлений развития региона, так и детализации по отдельным выбранным ими участкам, включая перспективы для инвестиций, экономические модели и архитектурно-планировочные решения.
Победивший в конкурсе консорциум под руководством Института Генплана Москвы состоял из пяти компаний: одна астраханская, две столичных, две иностранных, причем одна из них – специалисты в области финансового консалтинга Knight Frank. За архитектурные решения отвечало известное московское бюро ASADOV, не впервые сотрудничающее с Институтом Генплана (в частности, они совместно работали над проектом 2 очереди набережной Марка Шагала на ЗИЛе) – и одно из самых успешных бюро Астраханской области ID architects, чей вклад определялся прежде всего очень хорошим знанием особенностей города и окружающей территории. Кроме того в консорциум вошло урбанистическое сообщество города Астрахани «Не могу». По словам авторов, такой состав оказался разносторонним и удачным, а со второй иностранной компанией, испанскими урбанистами Citythinking by EDDEA, специалисты Института Генплана собираются вскоре работать совместно над следующим конкурсным проектом, меньшего масштаба.
Впрочем, сравнить какой-то другой проект с масштабом астраханского мастер-плана сложно: подготовительная работа заняла 5 месяцев и началась в декабре 2020 года, собственно работа проектных консорциумов, участвовавших в конкурсе, меньше – 3 месяца. Итого восемь.
Опыт работы над мастер-планом Астраханской агломерации мы с коллегами считаем очень важным – благодаря как масштабу, так и высокой степени детализации материала. Целостное и многоплановое рассмотрение значительной территории, не города, а агломерации – это задача, которую можно назвать беспрецедентной для последних лет. Думаю, пример этого проекта дает основания для того, чтобы говорить о формировании нового взгляда на перспективы пространственного развития страны, современного и инновационного, отличающегося аналитичностью и одновременно смелостью подхода, акцентом на кроссдисциплинарность и связность – как территорий, так и проблематики их развития.
Мы рады победе в конкурсе, надеемся продолжить работу, поскольку она показалась нам очень интересной. Я уверена, что значительный опыт Института в сфере градпланирования, наши новейшие знания и разработки, в том числе в области анализа данных, послужили хорошей базой для создания проекта, в достаточной степени обоснованного и проработанного. Убеждена, что мастер-план консорциума под лидерством Института станет основой для сбалансированного и гармоничного развития агломерации, успешного в экономическом отношении и ответственного с точки зрения современных взглядов на экологию и устойчивое развитие.
Мы рады победе в конкурсе, надеемся продолжить работу, поскольку она показалась нам очень интересной. Я уверена, что значительный опыт Института в сфере градпланирования, наши новейшие знания и разработки, в том числе в области анализа данных, послужили хорошей базой для создания проекта, в достаточной степени обоснованного и проработанного. Убеждена, что мастер-план консорциума под лидерством Института станет основой для сбалансированного и гармоничного развития агломерации, успешного в экономическом отношении и ответственного с точки зрения современных взглядов на экологию и устойчивое развитие.
Скажем, в частности, что проект представлен двумя презентациями: в одной из них 300 страниц, в другой, сокращенной – 100, множество схем, подразделов, цифр и предложений, часть из которых неизбежно узнаваема в контексте современной урбанистической повестки: благоустройство, озеленение, набережные, велосипедная и пешеходная инфраструктура, развитие общественной инфраструктуры и повышение качества жизни в городе.
Но мы попробуем сосредоточиться на специфике подходов.
От экономики к пространству
По словам одного из авторов, сотрудника Института Генплана Григория Мустафина, приоритет экономики это особенность крупных проектов пространственного развития в целом: чем больше рассматриваемая территория, тем менее принципиальными оказываются архитектурные и даже градостроительные аргументы. Больший вес приобретают социально-экономические.Приоритеты, предложенные в проекте, вероятно, можно определить как сочетание разумной экономии, основанной на хорошей информированности и расчетах – авторы называют это «эрудированными решениями», с экологическими инновациями. Одна из составных частей правильного расчета – развитие существующих «задатков», направлений, уже успешных в регионе. Теплая Астрахань хороша для сельского хозяйства – авторы предлагают инновации в сельскохозяйственном производстве, в частности, основанные на опыте Испании и подсказанные участником консорциума, Citythinking by EDDEA. Астрахань уже сейчас один из лидеров альтернативной энергетики по стране, к примеру год назад она вошла в топ-5, – консорциум предлагает размещение на одном из участков города профильных исследовательских институтов, чья работа должна приумножить этот успех.
Астрахань расположена на пути «с севера на юг» к странам Каспийского региона – на одной из территорий развития, в общественно-деловом кластере проект предусматривает такие «романтичные», по словам авторов, политические образования как «Консул всех Каспийских государств» и «Совет глав районов агломерации» – институции, призванные сделать город центром взаимодействия стран, регионов и территориальных образований.
Предлагают и развитие туризма: благоустройство, появление новой пристани, реставрация и обновление исторического центра должны сделать более актуальным культурное направление в пандан уже развитому рыболовному; в Москве уже заинтересовались возможными турами. Одна из основ туризма – формирование местной идентичности и бренда, основанного на очень простых и ясных посылках с символом – цветком лотоса.
Но, вероятно, одно из самых продуктивных предложений, которые мастер-план способен сделать для экономического развития – улучшение связности территорий. Скажем прямо – проблемы такого рода актуальны для многих российских территорий, однако если взглянуть на дельту Волги с ее фантастическим множеством речек, становится хорошо понятно, о чем речь.
Специалисты Института Генлана разработали аналитическую модель (в основе – алгоритмы оценки доступности территории плюс работа собственных программистов), позволяющую оценить результаты любых новых мероприятий по развитию транспортного каркаса, к примеру, строительства моста или отрезка дороги: система сразу показывает, как изменится транспортная доступность для всех поселений и позволяет выбрать оптимальные действия, экономичные и продуктивные. В результате таких мер намечено несколько, и для дельты, и для Астрахани.
Повторюсь, проект делает специальный акцент на правильном расчете внедрений, выборе не самых дорогих действий с максимальным эффектом на основе анализа информации, связанной со спецификой конкретных мест – эта работа, и анализ, и предложения, наглядны на картах-схемах. В частности, на «тепловой схеме» авторы показывают, что разнообразие функций сосредоточено в центре города; затем находят в периферийных районах «точки роста» и рассчитывают, какие функции надо добавить, чтобы периферийные районы города были более функционально самодостаточны.
Первоочередное
Другую сторону расчетов можно отнести, скажем так, к планированию развития проекта во времени. Авторы идут от общего к частному: предлагают ключевые стратегии, затем разделяют их на составные задачи и – что важно – выбирают в этом списке действия, доступные сейчас, не очень сложные и дорогие, но заметные, позволяющие «запустить» перемены – и советуют администрации начать с них. Цель – избежать длительного планирования без начала конкретных позитивных изменений, дать проекту живой и быстрый старт.Мнение жителей
Один из ключевых моментов проекта – сбор общественного мнения. Необходимость опросов жителей была оговорена в ТЗ и участникам предоставили предварительно собранные – в течение предшествующих 5 месяцев, силами представителей администрации и Агентства «Центр» – данные общественного мнения.Однако консорциум Института Генплана уделил изучению местности и мнения жителей особенное внимание, разделив задачу на несколько слоев. С одной стороны, авторы привлекли в консорциум сообщество местных активистов «Не могу!», руководимое Антоном Авериным. С другой стороны, помимо анализа предоставленных данных, запустили собственный сбор мнений, распространив электронную анкету через администрации поселений и районов. Провели очный семинар с жителями, посвященный развитию исторического центра – участников разделили на три группы, каждая работала автономно, те позиции, в которых они сошлись, были признаны ключевыми.
Получили «облако тегов», на котором наглядно видны основные запросы: парки, общественный транспорт, деревья на улицах – Астрахань город жаркий, и недостаток деревьев в центре остро чувствуется. Среди рекомендаций более общего плана для будущих проектов – галереи и крытые пространства, также позволяющие спасаться от жары.
Результатом работы с жителями стала, в числе прочего, схема вело- и пешеходных маршрутов центра города – одна из тех мер, которую можно реализовать быстро, на первом этапе. Другая идея из разряда небольших, но первоочередных – предложение посадить деревья вокруг Лебединого озера к югу от Кремля. Заметим, что задачи делятся на несколько приоритетов, что позволяет разделять реализацию на этапы.
Участки в городе
Выбор участков детального рассмотрения – тех, для которых мастер-план предполагает привлечение инвестиций и новое строительство – был во многом отдан на усмотрение участников конкурса, которые, впрочем, основывались на приоритетах, озвученных администрацией при знакомстве с городом.Какие-то территории оказались самоочевидными целями, в частности, исторический центр и бывший порт. В других случаях авторы делали выбор – к примеру, между двумя площадками для межвузовского кампуса выбрали удаленную от центра, но более просторную.
Центральная часть города рассмотрена целиком. Районов к югу и востоку от Кремля касается в основном развитие улиц и скверов, вело- и пешеходной инфраструктуры, посадка деревьев и реставрация исторических зданий. Реставрация объектов культурного наследия – отдельная тема; в общей сложности их в городе порядка шестисот, из них четыреста – многоквартирные дома. Мастер-план предлагает различные пути финансирования реставрации зданий со статусом ОКН – что существенно, не только за счет жителей, а с привлечением разнообразных средств, как бюджетных, так и частных компаний.
«Коса», территория, намытая Волгой в послепетровское время, застроенная в XIX веке, за последние годы стала центром вечерней жизни с ресторанами и клубами. Здесь в сохранной части предусмотрено благоустройство улиц и набережной, а также новая речная пристань для рейсовых речных и туристических кораблей. Южнее, где больше утрат – новое строительство средней высотности, совмещающее натуральные материалы, кирпич и камень, со стеклянными фасадами, призванными отражать историческое окружение.
Одной из самых сложных оказалась территория бывшего речного порта к северу от Кремля – она уже находится в собственности девелопера и на ней, в приречной части на месте порта еще до начала разработки мастер-плана планировалась высотная застройка до 26 этажей. Опросив жителей и специалистов по охране наследия, также как и представителей девелоперов, авторы пришли к неутешительному выводу: одни не готовы понижать высотность, другие не рады вариантам застройки выше 3 этажей.
Между тем консорциум предложил компромиссный вариант – 8–16 этажей на территории порта и деликатное заполнение лакун района, удаленного от реки на 1-2 квартала. Авторы проанализировали морфотипы: масштаб, материалы и ритмику исторической застройки и предложили варианты зданий современной, но контекстуально обоснованной архитектуры. Согласно замыслу, изложенному в победившем проекте мастер-плана, инвесторы строительства жилого комплекса у реки могли бы профинансировать реставрацию отдельных зданий и благоустройство улиц соседнего района, расположенных между речным портом и театром Оперы и балета, и в значительной степени сохранивших историческую среду – именно там предполагаются вкрапления малого масштаба.
Никита Асадов, АБ ASADOV
Проект – очень масштабный, насколько мне известно, это первый мастер-план целой агломерации. Масштаб не только в территориальном охвате, – помимо архитектурного слоя проект включает пул разноплановых задач, касающихся экономического, социального, инфраструктурного развития. Мы рассматриваем конкурс как первую итерацию – начало диалога с жителями Астрахани, в результате которого будут выработаны согласованные решения, привлекательные как для жителей, так и для инвестиционного климата региона.
Более того, заметим, что Институт Генплана продолжает работу с этой сложной территорией уже после завершения конкурса – авторы сделали эскиз, в котором высотность еще несколько понижается, сохраняя ту же плотность. В конце августа – провели в Астрахани с участниками молодежного проектного форума «Селиас-2021» воркшоп, посвященный поиску решений для территории бывшего порта.
Григорий Мустафин, главный архитектор проекта Института Генплана Москвы
«Мы считаем, что нельзя «выключаться» из задачи даже после того, как она формально выполнена. Важно сохранять взаимодействие. Продолжаем наблюдать за развитием наших проектов, разрабатывать какие-то темы и идеи. Поддерживаем общение с администрацией, консультируем, иногда что-то дорабатываем исходя из новых данных, готовим материалы, организуем воркшопы. Берем на себя роль стратегического партнера».
Межвузовский кампус расположился на севере города, там, где места для него достаточно. Его особенность – широкий зеленый бульвар, разделяющий-объединяющий два ряда невысоких корпусов легкой современной архитектуры.
Общественно-деловой кластер расположен вокруг озера на юге города, – как мы помним, у новой трассы. Близость аэродрома предопределила небольшую высотность застройки.
Подобные предложения – предварительные эскизные проекты, позволяющие составить общее представление о характерных особенностях застройки, высотности, планировке, объемах, функции, сделаны для нескольких других районов города, в частности, улицы Латышева на севере города, где намечена наукоемкая специализация, связанная с солнечной энергетикой, и для нескольких жилых районов, в том числе в составе агломерации.
***
Проект интересен как масштабом задачи и территории в целом, так и разносторонностью подходов, совмещает широкий обобщенный взгляд, сформулированный на уровне слогана, с очень точечными, конкретизированными реальными сюжетами – изучая его, мы как будто время от времени меняем оптику с крупной на среднюю и мелкую, приближаемся или отдаляемся. Тенистое дерево соседствует со схемами улучшения связности территории, курсом на полицентричность и идеями развития инновационной экологичной экономики. Заметим, что это достаточно сложная задача – слаженно работать в столь различных слоях, удерживая в рамках одного проекта большое и малое, профессиональное и профанное, – но для разработки стратегии пространственного развития такие навыки, надо думать, совершенно необходимы.Заметим также, что характерная особенность проекта состоит в нацеленности на анализ и расчет, умный и обоснованный, «эрудированный», выбор вариантов и приоритетов. Эта вот склонность к построению динамичных схем, пожалуй, поражает больше всего, поскольку демонстрирует нам современный подход к работе с большим объемом конкретного материала «в действии», когда авторы могут сразу оценивать последствия предлагаемых изменений. Говоря о мастер-плане, Григорий Мустафин представляет его как прежде всего аналитический инструмент – "репозиторий информации, быстро и качественно собранной воедино" – не проект и не закон, а справочник, инструмент, к которому можно обращаться для принятия решений. Хорошо, когда такой инструмент построен на гибком динамичном анализе.