Колебание исторической дистанции

На организованном Архи.ру круглом столе историки архитектуры Анна Броновицкая, Анна Вяземцева и Сергей Куликов обсудили взаимовлияние советского и итальянского авангарда, судьбу архитектуры тоталитаризма и проблемы ее изучения в прошлом и в наши дни.

mainImg


Поводом для круглого стола послужила международная конференция «Илья Голосов / Джузеппе Терраньи. Художественный авангард: Москва Комо, 1920–1940», прошедшая в Комо в конце октября этого года. Она была посвящена связям советского и итальянского искусства и архитектуры в годы между двумя мировыми войнами. Во встрече приняли участие Анна Броновицкая, директор по исследованиям Института модернизма и преподаватель Школы МАРШ, Анна Вяземцева, старший научный сотрудник НИИТИАГ и постдокторант Университета Инсубрии Комо-Варезе, и Сергей Куликов, историк архитектуры, независимый куратор, член АИС. Модератор – шеф-редактор Архи.ру Нина Фролова.

Нина Фролова: В конце октября в Комо прошла конференция о связях итальянского и советского авангарда, с упором на творчество Джузеппе Терраньи и Ильи Голосова; Сергей Куликов и Анна Вяземцева приняли в ней участие. А как возникла идея такой научной встречи?

Сергей Куликов: Идея возникла во время переписки в Facebook. В мае 2014 года в Комо состоялась конференция под названием «Наследие Терраньи», которую организовал MAARC. Я увидел в сети фотографии жилого дома «Новокомум» в Комо Джузеппе Терраньи и от нечего делать прикрепил в комментариях фотографию московского ДК имени Зуева Ильи Голосова. Потом мы стали обсуждать с Адо Франкини, президентом MAARC и профессором Миланского политехнического института – он в итоге и стал организатором конференции – тему взаимовлияний в итальянской и советской архитектуре, и пришли к мысли, что неплохо бы прояснить связи между советской архитектурой и архитектурой Италии между мировыми войнами. Изначально речь шла о выставке, позже путь к ней было решено фазировать и сперва провести конференцию. Вопрос взаимовлияний активно обсуждался еще в начале 1930-х годов в итальянской прессе в рамках большой архитектурной дискуссии между фашистскими «новаторами» и фашистскими «ретроградами»: ретрограды обвиняли новаторов во вторичности их работ, основанных на функционалистских идеях, в том числе и советских. Это была, скорее, политическая полемика, изобилующая всевозможными памфлетами, далекая от искусства. Надо сказать, что тема эта до сих пор недостаточно раскрыта, изучена, и случай Терраньи и Голосова достаточно показательный, но не единственный.


zooming
Слева – клуб имени Зуева в Москве (1927-29, Илья Голосов), справа – жилой комплекс «Новокомум» в Комо (1927-29, Джузеппе Терраньи)
zooming
Клуб имени Зуева в Москве. Архитектор Илья Голосов © Roberto Conte www.robertoconte.net
zooming
Клуб имени Зуева в Москве. Архитектор Илья Голосов © Roberto Conte www.robertoconte.net



НФ: Анна, ваши научные интересы связаны с темой конференции напрямую...

Анна Вяземцева: Именно поэтому меня и привлекли к конференции. Адо Франкини с коллегами создали Ассоциацию MADE in MAARC и задумали MAARC – Виртуальный музей абстрактного искусства в Комо. Они занимаются сохранением и популяризацией искусства авангарда и архитектуры авангарда межвоенных лет в Комо, потому что именно в Комо была очень специфическая среда, там работали многие художники и архитекторы, как тот же Джузеппе Терраньи – самый известный за пределами Италии рационалист. Другой важный момент, что абстрактное искусство рождается в Италии, как ни странно, только в 1930-е годы, и именно в Комо была достаточно значительная группа художников-абстракционистов, среди которых был Марио Радиче, который также много сотрудничал с архитекторами. В послевоенные годы это искусство было забыто; сейчас оно известно, но до сих пор недостаточно понято. Ассоциация занимается его изучением, сотрудничает с исследователями. Меня привлекли по совету Роберто Дулио, эксперта по архитектуре и искусству Италии XX века, который, как и Франкини, преподает в Политекнико и был рецензентом моей диссертации, и познакомили меня с Сергеем. Однако изначально мы думали сделать выставку, но это оказалось очень сложным по многим причинам, и потому было решено сначала сделать конференцию. На конференцию пригласили наиболее известных итальянских исследователей искусства межвоенного периода – Алессандро Де Маджистриса, Джованни Марцари и Николетту Коломбо, а также нас с Сергеем и фотографа Роберто Конте.


zooming
Клуб имени Зуева в Москве. Архитектор Илья Голосов © Roberto Conte www.robertoconte.net
zooming
Клуб имени Русакова в Москве. Архитектор Константин Мельников © Roberto Conte www.robertoconte.net
Водонапорная «Белая Башня» в Екатеринбурге. Архитектор Моисей Рейшер © Roberto Conte www.robertoconte.net
zooming
Каза-дель-Фашо (местный комитет фашистской партии) в Комо. Архитектор Джузеппе Терраньи. Фотограф August Fischer via flickr.com. Лицензия Attribution-NoDerivs 2.0 Generic (CC BY-ND 2.0)



СК: Конте в этом году отснял памятники архитектуры авангарда в разных частях бывшего СССР, в Самаре, Екатеринбурге, Волгограде, Санкт-Петербурге, и на конференции он сделал нечто вроде отчета о современном их состоянии.

АВ: На конференции итальянские исследователи первый раз встретились в таком контексте – для разговора о связи итальянского авангарда с советским. Ассоциация планирует развить эту тему до общеевропейского масштаба, в частности, проследить связь итальянского и немецкого авангарда, ведь Комо – это пограничный город между Италией и заальпийской Европой. И еще один важный момент деятельности Ассоциации, ради чего они и проводят конференции, это привлечь внимание жителей к наследию авангарда в городе. Как раз по поводу конференции сделали видеопроекцию на фасад Каза-дель-Фашо к 80-летию его постройки, главной работы Терраньи, ведь она до сих пор – административное здание, там размещена налоговая инспекция. Ее можно посетить по записи, но все же она не общедоступна как ценное произведение архитектуры.


zooming
Иллюминация в честь 80-летия Каза-дель-Фашо на его фасаде © Ebe Dzanotti
zooming
Джузеппе Терраньи. Рисунок «На русском фронте». 1942



НФ: Анна, вы участвуете в семинаре Политекнико о международных архитектурных связях.

Анна Броновицкая: Однако этот семинар посвящен послевоенному модернизму, а не 1920-м – 1930-м годам.

НФ: Получается, тема межвоенного наследия и связей между мастерами разных стран еще ждет исследования, судя по тому, что даже очевидные связи с немцами только планируют изучать в рамках конференций в Комо. Но почему так?

АВ: Период 1920–1930-х годов для Италии – это тема фашизма, и поэтому до определенного времени было сложно вообще заниматься международными отношениями Италии при Муссолини. Было принято считать, что она была закрытой страной весь период фашистского режима (1922–1943), и туда не проникали никакие зарубежные идеи. В опубликованном в конце 1980-х одновременно в СССР и Италии сборнике по истории двусторонних отношений «Италия – СССР. Дипломатические документы» просто отсутствует период с 1924 по 1946 год. За 1924 публикуется знаменитый акт об установлении дипломатических отношений, и следующий документ – это уже послевоенные годы, как будто за 22 года ничего не происходило. То же самое мы видим в итальянских исследованиях 1970-х – 1980-х годов о путешествиях итальянцев в СССР в 1920-е – 1930-е годы. Авторы этих трудов пишут, за исключением малочисленных современных исследователей, что путешествия в тот период были единичными, а я, просто используя национальный электронный каталог итальянских библиотек, нашла около 150 книг путешественников фашистского периода: это исследования о России, путевые заметки или же переводы зарубежных авторов. Некоторые из них неоднократно переиздавались, причем не два раза, а три или четыре. Видимо, основой для такой странной трактовки были идеологические директивы.

СК: Джузеппе Терраньи мечтал попасть в Россию, но попал туда лишь в 1941 году, вместе с итальянской армией, куда он пошел добровольцем, воевал под Сталинградом. Известно, что остался довольно большой массив его набросков, сделанных на фронте: он был офицером артиллерии и потому имел возможность работать как архитектор в свободное от службы время. Однако довольно сложно попасть в архив семьи, чтобы их изучить.


zooming
Иллюминация в честь 80-летия Каза-дель-Фашо на его фасаде © Ebe Dzanotti



АБ: В те годы советских путешественников в Италии было не так много, но они публиковали отчеты о своих поездках. Поэтому публикаций о современной архитектуре Италии в 20-е – 30-е годы было несколько: за ней следили довольно внимательно, несмотря на меняющееся политическое отношение.

НФ: Как мы поняли из вашей лекции в Высшей школе экономики, в межвоенные годы итальянская пресса не очень широко публиковала современную советскую архитектуру.

АВ: Советскую архитектуру начали публиковать довольно поздно, но не знаю, насколько это было продиктовано только идеологическими мотивами. До 1928 года, когда появились «Домус», «Казабелла» и «Рассенья ди Аркитеттура», в Италии практически не существовало журналов по международной архитектуре, кроме «Аркитеттура э Арти Декоративе». Остальные журналы публиковали довольно консервативные проекты, то есть не размещали даже авангардные проекты итальянских архитекторов. В 1925 году происходит перелом, возникает интерес к зарубежью: на международной выставке в Париже павильон Италии оказывается рядом с павильоном СССР по проекту Константина Мельникова, который производит большое впечатление. Тем не менее, развернутые публикации появляются лишь в 1929 году. Однако мы не можем говорить, что до 1925 года итальянцы не знали русского конструктивизма, потому что многие читали публиковавшие их проекты немецкие журналы, подписывались на них, потому что в библиотеках их не было – в отличие от СССР, где до определенного момента проводились государственные закупки иностранной литературы, но частным образом подписаться было затруднительно.

СК: Если вернуться к ключевому сюжету конференции – сходству ДК им Зуева Голосова и «Новокомума» Терраньи, то Терраньи, тогда совсем молодой архитектор, он родился в 1904 году, увидел проект Голосова и использовал его решение для своего жилого дома. Впервые проект ДК имени Зуева был показан на 1-й выставке современной архитектуры, которую устроили конструктивисты в 1927 году. Первая публикация была в журнале «Строительство Москвы», где вышел репортаж с этой выставки. После чего было много иностранных публикаций, прежде всего, немецких, которые и попали к Терраньи.

НФ: Но до какого момента эти связи поддерживались? Неужели до самого начала Второй мировой войны?

АВ: Судя по журналу «Казабелла», «Архитектура СССР» в Италию поступала, потому что в разделе «зарубежные новости» постоянно публиковали до начала 1938 года заметки из «Архитектуры СССР», критикуя неоклассицизм, и на страницах «Урбанистики» можно встретить публикации советских градостроительных проектов – возможно, не прямо из советских журналов, а перепечатанные из других зарубежных источников.

АБ: В Российском культурном центре в Милане я видела все выпуски «Архитектуры СССР» довоенного времени. Вряд ли их после войны привезли, скорее всего, они уже были на месте.

АВ: Я изучала документы из переписки итальянского посольства в Москве, и накануне завершения работы над генеральным планом реконструкции Москвы в Италию поступил запрос: прислать материалы по автодорожной сети, устройству трамвайных путей в Риме – подобную техническую литературу.

АБ: Наверняка в свою знаменитую поездку в Европу аспиранты Академии архитектуры СССР привезли в 1935 году с собой в Италию какие-то публикации.

АВ: Аспиранты тогда присоединились к советской делегации, которая поехала в Рим на XIII международный конгресс архитекторов. И делегация привезла книги: брошюру «План реконструкции Москвы» на трех языках, а также издания Академии архитектуры СССР – «Архитектура послевоенной Италии» Лазаря Ремпеля, «Аристотель Фиораванти», «Ансамбли Ренессанса» Бунина и Кругловой, перевод трактата Альберти и брошюру довольно пропагандистского характера «Беседы об архитектуре» авторства Ивана Маца.

НФ: Книга Ремпеля совершенно уникальна: издание о новейшей на тот момент архитектуре Италии.

АВ: Она уникальна в виду сложившихся обстоятельств: планировалась издание серии монографий о современной архитектуре разных стран, но успели выпустить только Италию. Ремпель пишет в воспоминаниях, что он должен был ее писать с Ханнесом Мейером и Иваном Маца, но у тех были свои дела, и он написал ее один. Насколько я понимаю, он писал ее по заметкам об итальянской архитектуре в немецких журналах: мне встречались в немецких журналах иллюстрации, которые затем были использованы в книге.

НФ: Одна цель конференции в Комо – ликвидировать вакуум в обсуждении международных культурных связей, в какой-то степени изначально идеологический, связанный с тоталитарным периодом и сложным отношением к нему в последующие десятилетия. А вторая цель, более широкое намерение создателей MAARC, к которому конференция должна привлечь внимание – превратить Каза-дель-Фашо Терраньи в музей современного искусства, в некое современное общественное пространство
И эта история выглядит очень остро: с одной стороны, замалчивание, отражающее сложность проблемы обращения с периодом фашизма даже по прошествии десятилетий, с другой – легкое превращение не менявшего по сути своей функции сооружения тоталитарного режима в художественный музей. Административное здание, сначала – местный отдел фашистской партии, потом – налоговая инспекция, вдруг откроет свои двери уже как приятное общественное пространство для экспозиции современного искусства. Это вопрос – еще об отношении к наследию.
Это особенно интересно, потому что немцы только сейчас планируют убрать кусты перед «Домом искусства» в Мюнхене, о которых любил рассуждать Рем Колхас, так как они проработали свое прошлое и теперь чувствуют, что можно использовать сооружение нацистского режима согласно его функции без всяких экивоков. А в Италии не было никакого официального, масштабного осуждения фашизма…

АВ: Стоит отметить, что Терраньи пытался в своем проекте Каза-дель-Фашо создать метафору выражения Муссолини, что фашизм – это стеклянный дом, куда каждый может войти.

НФ: При этом Каза-дель-Фашо уже давно стал символом архитектуры современного движения, не только итальянского рационализма, но и международного модернизма в целом.

АБ: Мы говорим об этом, находясь в России. У нас переживание тоталитарного прошлого состоялось в гораздо меньшей степени. Чем отличается позиция Советского Союза? Мы победили в войне, а Италия вместе с Германией – проиграли. У меня достаточно смутные представления о режиме Муссолини, я понимаю, что очень сложно сравнивать степень зла такого рода, но мне кажется, что по уровню «злодейскости» режима, муссолиниевский очень сильно не дотягивал до Гитлера и Сталина. И поэтому, наверное, в Италии этот переход к послевоенной жизни был мягче.

СК: В 1943 году Муссолини был смещен со своего поста и арестован, Италия вышла из войны. Более того, после освобождения Муссолини Гитлером половина Италии была оккупирована. Режим может и был злодейским, но итальянцам гораздо проще от него абстрагироваться.


zooming
Иллюминация в честь 80-летия Каза-дель-Фашо на его фасаде © Ebe Dzanotti
zooming
Корпоративный город компании Olivetti Ивреа. Цеха завода Olivetti. Архитекторы Луиджи Фиджини и Джино Поллини. 1933 – 1938 © Анна Броновицкая



АБ: А с другой стороны, в нынешней глобальной ситуации в относительной умеренности Муссолини как раз заключается опасность. Когда я увидела видеопроекцию на фасад этого памятника – «80 лет Каза-дель-Фашо», мне стало дурно. Никто не будет говорить: давайте сделаем нового Гитлера. Только фрики говорят: давайте сделаем нового Сталина. А вот современную фигуру, близкую к Муссолини, представить значительно легче. К тому же, мне кажется, что муссолиниевский режим не был по-настоящему тоталитарным. Это поразительный случай – компания «Оливетти» построила авангардный, социально ориентированный корпоративный город Ивреа. Там не видно никаких следов зла режима, потому что контроль полностью принадлежал благонамеренному частному лицу, и никто не мешал ему реализовывать свой проект. В Советском Союзе такая степень автономии была невозможна.


zooming
Корпоративный город компании Olivetti Ивреа. Цеха завода Olivetti. Архитекторы Луиджи Фиджини и Джино Поллини. 1933 – 1938 © Анна Броновицкая
zooming
Корпоративный город компании Olivetti Ивреа. Цеха завода Olivetti. Архитекторы Луиджи Фиджини и Джино Поллини. 1933 – 1938 © Анна Броновицкая
zooming
Корпоративный город компании Olivetti Ивреа. Дом для рабочих завода Olivetti. Архитекторы Луиджи Фиджини и Джино Поллини. 1939 © Анна Броновицкая
zooming
Корпоративный город компании Olivetti Ивреа. Дом для рабочих завода Olivetti. Архитекторы Луиджи Фиджини и Джино Поллини. 1939 © Анна Броновицкая
zooming
Корпоративный город компании Olivetti Ивреа. Дом для рабочих завода Olivetti. Архитекторы Луиджи Фиджини и Джино Поллини. 1937-1938 © Анна Броновицкая
zooming
Корпоративный город компании Olivetti Ивреа. Детский сад для детей рабочих завода Olivetti. Архитекторы Луиджи Фиджини и Джино Поллини. 1939 © Анна Броновицкая
zooming
Корпоративный город компании Olivetti Ивреа. Детский сад для детей рабочих завода Olivetti. Архитекторы Луиджи Фиджини и Джино Поллини. 1939 © Анна Броновицкая
zooming
Музей римской цивилизации в районе EUR © Анна Броновицкая



НФ: У нацистов тоже была архитектурная цензура, которая касалась даже частного жилого строительства: как минимум, уличные фасады должны были выглядеть «традиционно».

АВ: Конечно, в Италии была определенная формальная цензура относительно зданий, построенных на государственные деньги, и были рекомендации относительно частного строительства, но Марчелло Пьячентини, один из ключевых архитекторов режима, построил себе прекрасную рационалистическую виллу. Джузеппе Боттаи, который отвечал за культурную политику Италии на протяжении многих десятилетий, вплоть до 1940-х годов писал о Германии, где модернизм был заменен на неоклассику, с осуждением, ведь модернизм – это искусство фашистского режима, режима современного, а итальянцы отличаются особой чувствительностью к искусству. Даже в своих военных дневниках он пишет: как же советское искусство похоже на немецкое, как это все ужасно, как это безвкусно. И когда в 1938 видный фашистский деятель Роберто Фариначчи учредил художественную «Премию Кремона», претенденты на которую должны были представлять огромные дидактические полотна, Боттаи учреждает в 1939 «Премию Бергамо» за совершенно отвлеченные темы, первым лауреатом которой стал Марио Маффаи за картину «Модели в мастерской», написанную в весьма свободной манере. Среди ее лауреатов фигурировал и Ренато Гуттузо, известный антифашист. И на протяжении всего фашистского периода развивалось модернистское искусство.

НФ: Почему же историзм, в той или иной степени ставший официальным стилем СССР и Германии, не утвердился в Италии при Муссолини?

АВ: Потому что он слишком ассоциировался с эклектикой довоенного периода, 1910-х годов. В Италии модерн не был распространен, и потому с правлением премьера Джованни Джолитти, который был политическим врагом Муссолини, ассоциировался пышный академический стиль. По контрасту с ним при Муссолини искали синтез античной, классической архитектуры с современной – потому что архитектура должна была выражать идею современности фашизма.

НФ: Но при этом ни один стиль не насаждался – или нет? Мог ли Адриано Оливетти построить фабрику и город «с колоннами», эклектичные? Я понимаю, что у него тоже были современные ценности, и архитектура это выражала. Но в принципе – была ли у него свобода построить город в исторических стилях?

АВ: Был пример, Тор Вискоза – это корпоративный город недалеко от Венеции, и заказчик, SNIA Viscosa – тоже крупное итальянское предприятие тех лет. Но это не сталинский ампир и не историзм, это красный кирпич, мраморные колонны, мраморная скульптура, довольно лаконично. Мне попались однажды в архиве указания по оформлению итальянских школ за границей: запрещался эклектический декор в стиле XIX века.

НФ: Выходит, можно было почти все, кроме совсем пышного эклектизма. Если вернуться к либеральности художественного вкуса муссолиниевского режима, то можно предположить, что это отражение его, в целом, не такой тоталитарности, как в Германии и СССР.

АВ: Я бы сказала – не либеральности, а всеядности. Поскольку и футуризм претендовал на то, чтобы быть фашистским стилем. И Маринетти порицал организацию в Германии выставки «Дегенеративное искусство», на которой были показаны как отрицательные примеры работы осуждаемых нацистским режимом художников-модернистов.

АБ: Надо еще помнить, что Муссолини пришел к власти значительно раньше, чем Гитлер и Сталин, в 1922 году, поэтому успел солидаризироваться со своими ранними соратниками. Для Сталина русский авангард – это были соратники Троцкого.

СК: Сталин пришел к власти в 1929 году, Гитлер – в 1933-м. Естественно, что эстетически они себя противопоставляли предшественникам. Муссолини же, пришедший к власти гораздо раньше, противопоставлял стиль своего правления – как более прогрессивный – belle epoque, ар нуво или либерти, как это называлось в Италии.

АВ: Через все 1930-е красной нитью проходит идея, что должен быть создан стиль фашистской архитектуры. Выражение arte fascista, фашистское искусство – это 1926 год. Но относительно официального стиля архитектуры эта тема возникает в связи с конкурсом на Дворец Литторио 1934 года.

НФ: Продолжая критиковать немецкую и советскую архитектуру как безвкусное подражание классике, итальянцы все же включились в тренд поиска официального стиля. А после Второй мировой войны они сразу обратились к свободному, оригинальному модернизму – то есть очень быстро возникла аллергия на то, что делалось в межвоенный период, и они решили от нее лечиться молчанием.

АВ: Да, архитектура режима Муссолини не исследовалась до 1980-х годов.

АБ: Но при этом большая часть зданий, построенных тогда, вполне используются. Официальный муссолиниевский стиль абсолютно узнаваем, его ни с чем не перепутаешь. Эти муниципальные службы, почтамты, отделения Пенсионного фонда ты видишь в каждом городе, они все работают. В Берлине Рейхсканцелярию снесли, хотя это было не так просто сделать. Или мюнхенский Дом искусства – лишь только сейчас собираются убирать закрывающие его фасад деревья.

АВ: В Италии был момент, когда думали, что делать с районом ЭУР – снести? Но потом решили достроить, и нашли повод: была сельскохозяйственная выставка 1953 года, именно к ней и достроили уже начатые ранее здания в том же стиле, как было задумано при Муссолини.


zooming
Музей римской цивилизации в районе EUR © Анна Броновицкая
zooming
Музей римской цивилизации в районе EUR © Анна Броновицкая



НФ: Как эти здания «живут» – в повседневной жизни, в восприятии людей?

АВ: С одной стороны, в Италии по закону о культурном наследии все постройки старше 50 лет становятся памятниками. И чтобы что-то с такой постройкой сделать, надо ее вывести из свода этих памятников. Очень ругают построенную при Муссолини улицу Виа деи Фори Империали, которая проходит через римские императорские форумы. Но ее нельзя демонтировать, потому что она уже стала памятником: ее открыли в 1932, соответственно, с 1982 она памятник истории. Но нельзя сказать, что совсем отсутствует идеологическая проблема. В адрес Ассоциации «Атриум» (ATRIUM «Architecture of Totalitarian Regimes of the 20th century in Europe's Urban Memory» Association), которая занимается ревалоризацией наследия 1930-х годов и находит средства для реставрации этих зданий, периодически звучат обвинения, что она эстетизирует эти объекты, что нужно понимать, что это наследие режима, а не просто красивая архитектура.


zooming
Музей римской цивилизации в районе EUR © Анна Броновицкая
zooming
Рельеф на фасаде Палаццо INPS в районе EUR © Анна Броновицкая



АБ: Но ее участники рассказывают именно о наследии режима. Их маршрут по тоталитарным памятникам Европы начинается в Форли – практически, родном городе Муссолини, он родился в деревушке рядом и очень заботился о его реконструкции. Конечно, в их деятельности есть некая эстетизация, но, по-моему, все точки расставлены достаточно четко.
Вообще, это похоже на то, чем занимается Мария Силина в отношении сталинского искусства. Принимаются во внимание все исторические и социальные смыслы и обстоятельства, архитектура изучается как часть всего этого. Все отношения в тоталитарном обществе – идеологические. С моей точки зрения, возможен и другой подход. Архитекторы – такие же жертвы режима, как и все остальные. Люди, за чей счет это все поставлено, уже настрадались, но нам остались эти постройки. Можно ценить их и как памятники тем, кто имел несчастье жить в это время в этом месте, и как архитектуру, состоявшуюся в таких чудовищных обстоятельствах. Мне интересно, кто из архитекторов солидаризировался с властью, а кто – нет. Про некоторых мы уже знаем по частным документам или семейным рассказам, что они власть страшно ненавидели, но при этом вполне сотрудничали. Наверное, это нормально, когда эти слои исследования идут параллельно – исследования истории, идеологии и собственно архитектуры. Неестественно осуждение этой архитектуры на том основании, что ее породил страшный режим.

НФ: Мария – первопроходец в том смысле, что она разрабатывает очень тяжелую тему конкретных обстоятельств труда художников в тоталитарном обществе. Они, действительно, жертвы. Но я сама сталкивалась с тем, что «переход на личности» вызывает неприятие: как может замечательный N быть тоталитарным мастером, за что вы его туда записываете? Хотя он успешно работал на режим, получал сталинские премии. Любители соцреализма не хотят думать, кто, как, в каких обстоятельствах создавал эти здания и эти полотна.

АВ: У нас нет традиции анализа проблемы с определенной исторической дистанции.

АБ: Эта историческая дистанция – она растягивается или сжимается? Я пробовала заниматься сталинской архитектурой сразу после университета. У меня был диплом про предреволюционную неоклассику, и я начала писать диссертацию про кинотеатры 1930-х годов, мне было интересно, как этот историзм вновь стал «работать». И тогда я столкнулась с тем, что это невозможно: в той постсоветской ситуации это была слишком горячая тема, очень много страданий было с ней связано. Я подумала, что лет через 20 все это потухнет, станет неактуальным, и тогда можно будет это наследие изучить. Но я ошибалась, потому что через 20 лет возникла ситуация с ВДНХ. Когда мы защищали этот ансамбль от редевелопмента, я говорила: посмотрите, какая интересная архитектура, хотя, конечно, построенная в людоедских интересах. А потом вдруг оказалось, что никакой исторической дистанции нет, что всем этим можно пользоваться по назначению для выражения близких изначальным идеологических смыслов, некой «имперской идеологии». Может быть, из-за того, что этот исторический период не отрефлексирован, его наследие поддается вторичному использованию, и по той же причине он не поддается беспристрастному изучению, потому что, если пишешь об этой архитектуре, то как будто солидаризируешься с ее идеями и смыслами, как будто их поддерживаешь.


zooming
Национальный музей народного искусства и традиций в районе EUR © Анна Броновицкая
zooming
Палаццо INA в районе EUR © Анна Броновицкая



НФ: Скажем, на зарубежные выставки русского авангарда 1920-х порой появляются рецензии, где автор призывает: «Не забывайте, что то был ужасный режим, что эти прекрасные, невероятные произведения – продукт того режима и людей, которые так или иначе его поддерживали». Относительно авангардистов это в достаточной степени справедливо, но все равно очень обидно за это искусство.

АБ: А каким был моральный облик римских пап, на которых работал Микеланджело, и что нам это говорит о качестве художественной продукции, создававшейся по их заказу?

НФ: Но она создавалась не только во славу пап, но и самого института католической церкви.

АБ: А затем представьте институт католической церкви в XVI веке с точки зрения немцев, которые устроили Реформацию – в том числе из-за того, какой вид эта церковь приняла в эпоху Ренессанса. Но в какой-то момент для восприятия искусства это перестает иметь значение.

НФ: Получается, что XX век пока почти не отрефлексирован, особенно если учитывать текущую политическую ситуацию во многих странах мира. То есть хронологически те события отодвигаются, но историческая дистанция, наоборот, сжимается. Я помню, когда вы, Анна, писали диплом и диссертацию, тема фашизма вызывала большое волнение у московских профессоров.





АВ: Как я понимаю, это было беспокойство по поводу того, что раз эти искусство и архитектуру исследуют, значит, они нравятся, значит, их хотят подать как некий пример. У меня, конечно, такого намерения не было. Мне хотелось разобраться, что происходило в архитектуре Италии при Муссолини, потому что в начале 2000-х годов ничего, кроме статей А.В. Иконникова, по этой теме не было. А потом я совершенно случайно нашла в библиотеке книгу Ремпеля, «Архитектура послевоенной Италии», 1935 год. И там была отмечена последняя дата выдачи: 1961 год, и брал ее скульптор Олег Комов.

НФ: То есть профессора ставили знак равенства: изучение есть реабилитация. То есть даже прикасаться к этой теме нельзя никак.

АБ: Но это относится к официально осужденному фашизму. К сталинской архитектуре можно было слышать только какое-то «Фу, как можно этим заниматься». Хотя я не думаю, что в 1960-е или 1970-е кто-то мог защитить диссертацию про 1930-е. Как и в Германии, где процесс переработки прошлого тогда только-только начинался.

АВ: Еще важный момент: у нас можно даже в профессиональной среде услышать, что Жолтовский – хороший архитектор, а Гинзбург – плохой архитектор – только потому, что он строил в русле конструктивизма. Вообще, такие попытки сравнения, как и их результат, кажутся странными.

АБ: Это связано с еще одной нашей проблемой: вся система отечественного эстетического воспитания после Сталина так и не демонтировалась.

НФ: Иными словами, после возрождения Школы изящных искусств, Эколь-де-бозар, на базе МАРХИ в 1930-х годах.

АБ: Я имею в виду не только архитекторов, но и обычную среднюю школу. До недавнего времени, а, может быть, и до сих пор, у нас учат, как в гимназии в конце XIX века: эту систему восстановили при Сталине, и она никуда не делась ни в 1960-е, ни в 1970-е годы. Хрущев сказал: «в том, что касается искусства, я сталинист». И во всех школьных учебниках воспроизводились те же самые передвижники. И, самое главное, сама методика обучения рисованию передается из поколения в поколение с теми же вкусами, с теми же представлениями: чем больше похоже на реальность, тем лучше. И в архитектуре то же: с колоннами она лучше, чем без колонн.
Но мне все же кажется, что сейчас публика гораздо более всеядна и открыта за счет горизонтального распространения культуры через соцсети: уже невозможно осуществлять такой контроль и так навязывать вкус, как при тоталитаризме. Другое дело, что вкус сам по себе особенно не разовьется. Однако достаточное количество поклонников есть у всех жанров и направлений. Если находятся желающие ходить на экскурсии по типовым микрорайонам – значит, возможно все.
 
Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.