19.09.2018
книги, монографии, диссертации:
Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель. Москва, 2021
В этом путеводителе нет ни Эрмитажа, ни Петергофа авторы приглашают вас в Ленинград. Но Петербург в этой книге тоже есть, потому что именно он определил характер ленинградского модернизма. Модернизм был здесь не отторжением традиции, а рефлексией по ее поводу. Это модернизм традиционализма не воинственный , но диалогичный чем и интересен. В эпоху космоса и джаза ленинградские зодчие продолжали мыслить ансамблями, а не отдельными объектами, что тогда казалось архаикой, но именно такой средовой подход сегодня оказывается наиболее современным. Вслед за книгами о Москве и Алма-Ате это третий справочник-путеводитель по архитектуре советского модернизма. Об авторах Анна Броновицкая историк архитектуры, куратор. В 1992 году окончила отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в 2004 году получила степень кандидата искусствоведения. В 1992 2016 году преподавала в Московском архитектурном институте, с 2016-го в Московской архитектурной школе МАРШ. В 2004 2014 работала редактором архитектурных журналов Проект Россия и Проект International . С 2015 года ведет публичные лекции по архитектуре XX века в Музее Гараж . Автор книг и многочисленных статей по советской архитектуре в российской и зарубежной прессе, в том числе путеводителя Москва: архитектура советского модернизма. 1955 1991 (в соавторстве с Николаем Малининым; 2016). Живет и работает в Москве. Николай Малинин историк архитектуры, куратор. В 1992 году окончил факультет журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Куратор премии АРХИWOOD, главный редактор сайта Другая Москва . Среди его выставочных проектов Das Andere Moskau (Новая ратуша, Берлин, 2003), Новое деревянное (Музей архитектуры, Москва, 2009), Уилл Прайс. Параллели (Музей архитектуры, Москва, 2011), Современное временное (в рамках выставки Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана , Центр современной культуры Гараж , Москва, 2012), Книгострой (Центральный дом художника, Москва, 2012). Автор книг Архитектура Москвы. 1989 2009 (2009), Новое деревянное (2010), Метрополь: московская легенда (2015), Москва: архитектура советского модернизма. 1955 1991 (в соавторстве с Анной Броновицкой; 2016), Современное деревянное (2017). Живет и работает в Москве. Юрий Пальмин художник, фотограф архитектуры. В 1986 году окончил отделение прикладной лингвистики филологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Профессиональную карьеру фотографа начал в 1989 году. Сотрудничает с современными архитекторами и профессиональной прессой в России и за рубежом, автор иллюстраций к книгам о современной и исторической русской архитектуре, участвует в художественных проектах совместно с художниками Алёной Кирцовой, Александром Бродским, Владиславом Ефимовым, Сергеем Леонтьевым. Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, соучредитель Института модернизма (Москва, 2014). Работы находятся в собраниях Музея архитектуры, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Москва и частных собраниях. Живет и работает в Москве.Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925-1991 годов. 2022 Мягкая обложка, Количество страниц: 314, Формат книги: 135 x 245 мм, Количество иллюстраций: 314, Язык издания: русский
Эта книга посвящена монументальной мозаике Москвы 1925 1991 годов. Если в иных городах СССР мозаика получила распространение только в эпоху модернизма, в 1960-е, то столичные здания оформлялись и мозаиками в стилистике ар-деко, и соцреалистическими картинами . Так, вся история советского искусства получила отражение в красочных панно на станциях метро и фасадах дворцов культуры, военных музеев, больниц, школ и панельных домов. Сегодня многие памятники исчезают на глазах, разрушаются или демонтируются, большинство не имеет охранного статуса, а их авторы остаются неизвестными. В четырех разделах книги – Ар-деко , Соцреализм , Модернизм и Постмодернизм – рассказывается о 140 объектах; дополнительно приводится перечень 322 выявленных мозаик. Произведения Александра Дейнеки, Павла Корина, Бориса Чернышева, Евгения Аблина, Юрия Королева, Леонида Полищука, известные широкой публике, соседствуют с мозаиками художников, имена которых ранее оставались за пределами истории искусства и архитектуры. Идея книги принадлежит английскому фотографу Джеймсу Хиллу, на протяжении трех лет разыскивавшему и снимавшему памятники советского монументального искусства, которые пока не получили должного внимания в России и в постсоветский период считались всего лишь инструментом агитации.статьи:
26.05.2017
Послевоенный модернизм на Западе и в СССР. Анна Броновицкая в Школе наследия // Youtube.com, 26.05.2017
Лекция "Послевоенный модернизм на Западе и в СССР: специфика и пути сохранения" состоялась в рамках просветительского проекта "Школа наследия" 10 мая 2017 года.25.04.2017
Ле Корбюзье (Швейцария — Франция, 1887–1965) // Youtube.com, 19.04.2017
Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». Ле Корбюзье (настоящее имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) родился в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887 года. Будучи многосторонне одаренным, реализовал себя в качестве архитектора, градостроителя, дизайнера, художника и писателя, оставив глубокий след в истории архитектуры не только Европы, но и таких стран, как СССР, Индия, Япония, Бразилия и многие другие. Творчество Ле Корбюзье слишком обширно, чтобы его можно было рассмотреть в одной лекции. В фокусе внимания в этот раз были не столько хрестоматийные произведения, сколько менее известные или недостаточно понятые проекты и теории мастера, а также обстоятельства и люди, книги и путешествия, повлиявшие на его формирование и эволюцию. Отдельный сюжет — политические авантюры Ле Корбюзье: надежды, которые он связывал с СССР, правительством Виши и ООН.25.04.2017
Эрих Мендельсон (Германия, 1887–1953) // Youtube.com, 19.04.2017
Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». «Эрих Мендельсон (Германия, 1887–1953)». Эрих Мендельсон, известный в России прежде всего как автор проекта ленинградской фабрики «Красное знамя» (1925–1927), один из ярчайших представителей экспрессионизма в архитектуре, — в новой лекции Анны Броновицкой.17.04.2017
Фрэнк Ллойд Райт (США, 1867–1959) // Youtube.com, 17.04.2017
Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж» в рамках цикла «Архитекторы XX века. Часть 1». Райт происходил из семьи проповедников-нонконформистов и обладал необыкновенной способностью убеждать заказчиков в своей правоте. Так появились великолепные и совершенно непрактичные «Дом над водопадом» (1934–1937) и Музей Гуггенхайма (1959), но так же распространился и открытый план в жилой и офисной архитектуре. Создатель концепции «органической архитектуры», Райт пропагандировал близость к природе и на протяжении всей жизни занимался схемами пригородного расселения, но при этом с увлечением проектировал высокие башни. Среди его последних проектов — грандиозный генплан Большого Багдада (1957–1958) и небоскреб «Иллинойс» высотой в милю (1957), а когда Райт умер, на его столе остались наброски экономичного дома из бетонных блоков заводского изготовления. За почти 70-летнюю карьеру Райт создал более 1000 проектов и реализовал 532 из них. Его неизменно называют величайшим из американских архитекторов.23.12.2016
Колебание исторической дистанции
На организованном Архи.ру круглом столе историки архитектуры Анна Броновицкая, Анна Вяземцева и Сергей Куликов обсудили взаимовлияние советского и итальянского авангарда, судьбу архитектуры тоталитаризма и проблемы ее изучения в прошлом и в наши дни.15.09.2016
Модернистские павильоны ВДНХ
Модернистские павильоны ансамбля ВДНХ в Москве в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры, директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой.09.08.2016
ИНИОН: идеальная библиотека и цитадель «лириков»-гуманитариев
В связи с идущим сейчас конкурсом на проект восстановления здания ИНИОН публикуем главу о нем из книги Анны Броновицкой и Николая Малинина «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», которую выпустит Музей «Гараж» в октябре 2016.30.05.2016
15-я архитектурная биеннале в Венеции: где проходит линия фронта? // artguide.ru, 30.05.2016
28 мая 2016 года открылась для публики 15-я Международная архитектурная биеннале в Венеции. Куратор из Чили, лауреат Притцкеровской премии нынешнего года Алехандро Аравена выбрал ее темой «Репортаж с линии фронта». О том, что предъявлено посетителям важнейшего в мире архитектурного смотра, рассказывает Анна Броновицкая.28.01.2016
Лекция за 5 минут: о Новом Арбате, Останкинской башне и американском влиянии на советскую архитектуру // Theory&Practice, 28.01.2016
14 января в рамках цикла «Архитектура ХХ века» в Музее современного искусства «Гараж» состоялась лекция директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой о противостоянии СССР и США в области архитектуры. Новый этап послевоенной конфронтации сверхдержав нашел отражение в проектах советского и американского павильонов на Всемирной выставке 1958 года, Американской выставки в «Сокольниках» в 1959-м и новых павильонов ВДНХ. Строительство Останкинской башни и Нового Арбата показывает, как быстро советские архитекторы смогли создать свою версию архитектуры модернизма. T&P публикуют основные тезисы лекции.18.01.2016
Сталинская архитектура в фотографиях Наума Грановского // Афиша, 15.01.2016
24 января закрывается отличная выставка в Центре братьев Люмьер — «Большой стиль Наума Грановского», одного из лучших фотографов советской архитектуры. «Афиша» рассмотрела его работы вместе с куратором Анной Броновицкой, директором по исследованиям Института модернизма.05.08.2015
Всемирная выставка как смешение прошлого и будущего
Рассказ о миланской Экспо-2015: от невоплощенных благих намерений до лучших павильонов – экспериментов с экспозицией и зрителями.14.05.2015
В защиту павильона-«рюмки» в аэропорту «Шереметьево»
Посадочный павильон «Шереметьево», маленький памятник модернизма и символ истории аэропорта, оказался под угрозой сноса.20.01.2015
Мы так не договаривались
Архитектор и историк Феликс Новиков против понятия «послевоенный» советский модернизм. И ответ Анны Броновицкой.25.12.2014
Три статьи о модернизме
Рецензия на статьи Ольги Казаковой (НИИТИАГ), раскрывающие малоизвестные аспекты истории советской архитектуры рубежа 1950–1960-х годов.03.09.2014
Идите и смотрите
Анна Броновицкая – о выставке «Взгляни в глаза войны», пространство которой спроектировали Евгений и Кирилл Ассы и Надежда Корбут.18.04.2014
От ВСХВ к ВДНХ: трансформация выставочного ансамбля в Останкино в конце 1950-х – 1960-х гг.
В связи с начавшимся сегодня поспешным демонтажем фасадов павильонов ВДНХ, относящихся к периоду модернизма, публикуем статью Анны Броновицкой об их истории.21.08.2013
Звезды не располагают // Газета.ru, 21.08.2013
План реконструкции Пушкинского музея, от участия в котором теперь отказывается Норман Фостер, предполагает нарушение охранных зон и снесение исторических памятников. Подходящее время для таких проектов уже ушло, игнорировать правила и нормы сейчас гораздо сложнее, поэтому есть шанс, что план будет пересмотрен.13.02.2012
Письмо мэру Москвы о недопустимости сноса стадиона «Динамо» // DOCOMOMO-Россия, 13.02.2012
Мэру Москвы С.С. Собянину росийской секции Международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства Современного движения (Do.Co.Mo.Mo Россия)24.11.2011
Прогулка в зоне риска // Архнадзор, 24.11.2011
Фоторепортаж с ВВЦ: большинство построек ВСХВ-ВДНХ не имеют охранного статуса и находятся под угрозой в случае обещанного инвестиционного «возрождения».23.11.2011
ВВЦ: наследие в опасности! // Архнадзор, 22.11.2011
Ландшафтные достопримечательности на территории Выставочного центра могут превратиться в очередную "зону развлечений"21.11.2011
ВВЦ: перспективы чего-то такого // archnadzor_ru (блог «Архнадзора»), 21.11.2011
Репортаж с пресс-конференции о перспективах возрождения Всероссийского выставочного центра15.09.2009
Александр Купцов, Москва // Проект Россия № 53
15.09.2009
Анастасия Чернышова, Казань-Москва // Проект Россия № 53
15.09.2009
Елена Дешинова, Санкт-Петербург // Проект Россия № 53
15.09.2009
Книга об архитекторе Вегмане // Проект Россия № 52
15.09.2009
Наталия Сухова, Москва // Проект Россия № 53
15.09.2009
Николай Переслегин, Москва // Проект Россия № 53
15.09.2009
Открытый город: советский эксперимент // Проект Россия № 53
15.06.2009
"Шоколад". Проект развития территории фабрики "Красный Октябрь", 2005 // Проект Россия № 52
15.06.2009
Foster&Partners (Великобритания). Участок В - 44607 кв. м // Проект Россия № 52
15.06.2009
Willen Associates Architekten (Германия). Участок H // Проект Россия № 52
15.06.2009
Жан Нувель (Франция). Участок С // Проект Россия № 52
15.06.2009
Жан-Мишель Вильмотт (Франция). Участок А - 30905 кв. м // Проект Россия № 52
15.06.2009
Капиталистическая утопия // Проект Россия № 52
15.06.2009
Моспроект-2 им. М.В.Посохина, Мастерская №8. Участки G и E, пешеходная платформа // Проект Россия № 52
15.06.2009
Проект Меганом. Участок I - 7175 кв. м // Проект Россия № 52
15.06.2009
Ян Штормер (Германия). Участок F - 2910 кв. м // Проект Россия № 52
29.05.2009
Архиважное дело. Что посмотреть на выставке "Арх-Москва": рекомендации эксперта // Российская газета, 28.05.2009
В столичном Центральном доме художника открылась выставка "Арх-Москва", своего рода ежегодный архитектурный фестиваль-смотр. "РГ" попросила редактора архитектурного журнала "Проект "Россия" Анну Броновицкую рассказать, что стоит увидеть на нынешней выставке.15.12.2008
Архитектура на плоскости: искусство графической подачи // Проект Россия №50
15.12.2008
Дом под Тарусой // Проект Россия №50
15.12.2008
Михаил Филиппов. Многофункциональный комплекс "Набережная Европы" в Петербурге // Проект Россия №50
15.12.2008
Неделя авангарда // Проект Россия №50
15.12.2008
Проект биргартена в Краснодарском крае // Проект Россия №50
25.06.2008
XYZ в Музее архитектуры // Проект Россия №48
25.06.2008
В Москве открылась биеннале // Проект Россия №48
30.03.2008
Гостиницы: Особенности жанра // Проект Россия №47 стр. 76-83
30.03.2008
Комплекс зданий Детского театра эстрады на Спартаковской улице в Москве // Проект Россия №47 стр. 60-62
27.12.2007
НИИ периода строительства коммунизма // Проект Россия №4(46) 2007, 01.12.2007
Институт Гидропроект, Волоколамское ш., Москва (Моспроект-1. Г.Яковлев, Н.Джеванширова, инж. В.Ханджи. 1960-1967); Ливер-хауз (SOM, 1952-1952); Институт проблем управления (ИПУ), Профсоюзная ул., Москва (ГИПРОНИИ. Д.Метаньев, Е.Фомина, 1961-1968); Центральный эктономино-математический институт(ЦЭМИ), Профсоюзная ул., Москва (Л.Павлов, И.Ядров, Г.Колычева, инж. Е.Гармсен и.др., 1970-1977); Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Я.Белопольский, Е.Вулых, Л.Мисожников, 1964-1967); здание президиума Академии наук СССР (Ю.Платонов, С.Захаров, А.Батырева, А.Звездин, инж. А.Левенштейн)Избранные авторы:
Пресса:
Блоги:
20.09.2023 / 11.09.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко
Сурский сквер в Волгограде
29.08.2023 / 29.08.2023,
Сноб.ру
Сноб.ру
Григорий Ревзин: К вопросу о специфике русского чувства формы
06.07.2023 / 02.07.2023,
Блог архитектора Александра Антоненко
Блог архитектора Александра Антоненко