Приключения цилиндра

Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

14 Июня 2019
mainImg
Исходной установкой для выставки «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде» стала схожесть – подмеченная еще в момент строительства итальянского дома – этих построек Джузеппе Терраньи и Ильи Голосова конца 1920-х, точнее, присутствие там и там угловой композиции с цилиндром. Однако для кураторов, Алессандро Де Маджистриса (Миланский политехнический университет) и Анны Вяземцевой (Университет Инсубрия – НИИТИАГ), главным стало вовсе не выяснение факта – было или нет заимствование североитальянским архитектором идеи московского мастера. Скорее всего, не было, но это и не существенно: гораздо важнее – и увлекательнее – очертить широкую картину связей двух стран в 1920-е и в начале 1930-х, когда международный обмен идеями и образами шел очень активно. Италия как визави России в данном случае особенно интересна, так как ее развитие, как политическое, так и художественное, шло по своему графику и со своими особенностями. Фашистский режим установился там уже в 1922, однако идея государственного искусства возникла значительно позже, и официальный стиль никогда не был таким всеобъемлющим и единообразным, как в нацистской Германии или в сталинском СССР. Если связи Берлина и Парижа с Москвой были настолько многолики и разнонаправлены, что даже знаменитые выставки дали лишь общую их панораму, то в случае с Италией ключевых контактов было меньше, и потому очертить их проще. Это поездка основоположника футуризма Филиппо Томмазо Маринетти в Москву и Петербург перед Первой мировой, участие СССР в Венецианской биеннале в 1924, экспозиция Константина Мельникова (без участия автора, которого в Италию не выпустили) в 1933 на Миланской триеннале, 13-й международный конгресс архитекторов в 1935 в Риме, куда из Москвы прибыла официальная делегация, а также книга Лазаря Ремпеля «Архитектура послевоенной Италии» того же года – первая в мире монография об архитектуре этой страны времени Муссолини, изданная за ее пределами. Между двумя войнами были поездки итальянских интеллектуалов в СССР, затем выпустивших, по подсчетам Анны Вяземцевой, порядка 150 книг о своих впечатлениях, и визиты в Италию советских архитекторов и художников. Взаимный интерес к работам друг друга был постоянно очень высок, а общее информационное поле создавали также публикации в журналах третьих стран, к примеру, немецких, и параллельное посещение итальянскими и советскими архитекторами тех или иных событий за рубежом, скажем, выставки Веркбунда в Штутгарте в 1927.
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Илья Голосов. Клуб им. Зуева в Москве
Фото © Roberto Conte
Джузеппе Терраньи. Дом «Новокомум» в Комо
Фото © Roberto Conte
Илья Голосов. Клуб им. Зуева в Москве
Фото © Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Джузеппе Терраньи. Дом «Новокомум» в Комо
Фото © Archivio Terragni

В такой ситуации понятно, почему консервативно настроенные итальянские критики обвинили Джузеппе Терраньи за его проект многоквартирного дома «Новокомум» в центре города Комо в подражании «большевистской» архитектуре – они хорошо представляли себе проекты русского авангарда. Ими двигало желание посильней ударить стилистического противника, обвинив его, по сути, в политической неблагонадежности. Однако, как показывает выставка, а также подготовленный к ней документальный фильм с участием ведущих итальянских и российских исследователей авангарда, «уличать» Терраньи в подражании Голосову оснований нет: такая композиция могла в тот момент возникнуть на рисунке немецкого или французского архитектора, в ней нет ничего, привязывающего ее исключительно к Москве (хотя Илья Голосов к проекту клуба имени Зуева шел своим собственным, совершенно индивидуальным путем). Предметом выставки стала культурная атмосфера эпохи, сделавшая возможным такие формальные переклички при очень больших отличиях между двумя авторами и двумя зданиями во всем остальном. Терраньи, молодой архитектор с хорошими связями, позволившими ему воплощать в жизнь невероятно смелые и бескомпромиссные для Италии тех времен модернистские проекты – и Голосов, опытный зодчий с собственной теоретической базой, успевший поработать «в стилях» до 1917-го, а в 1930-е плодотворно проектировавший в духе освоения наследия. Жилой дом для состоятельных людей «Новокомум» недалеко от набережной озера Комо, продолжающий такую же по назначению застройку в формах эклектики – и рабочий клуб имени участника революции 1905 года Зуева по заказу профсоюзов, новый функциональный тип для нового общества. Собственно цилиндр – в одном случае, гостиные «комфортабельных» квартир, в другом – главная лестница. Авангард итальянский, влившийся в официальное искусство (Терраньи затем так же бескомпромиссно исполнил важные государственные заказы, часть экспозиции столичной «Выставки фашистской революции» к 10-летию «Похода на Рим», и Каза-дель-Фашо в Комо, «Дом фашизма», по сути – горком партии), и авангард отечественный… Вместе с тем, в обоих случаях можно говорить о тоталитарном искусстве, обсуждать сюжет востребованности и сохранения памятников авангарда в наши дни, связи их сохранности с положительным их восприятием обществом, а также о более широком, чем государственный и национальный, контексте, в котором существуют «объекты культуры»: их привязка к конкретной географической точке или региону лишь обедняет их, а обратный подход – ничуть не лишает уникальности.
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Слева направо: дизайнер выставки Джованна Саладанна, фотограф Роберто Конте, президент Made in MAARC Эбе Джанотти, советница по культуре муниципалитета Комо, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачёва, кураторы выставки Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис
Фото © Антон Овчаров

Все эти проблемы так или иначе подняты на выставке, но, конечно, главную роль там все же играют два вынесенных в название здания. Разнообразные чертежи и архивные фотографии по «Новокомуму» были предоставлены «Архивом Терраньи», в то время как основные материалы по клубу им. Зуева поступили из Музея архитектуры им. А.В. Щусева, где выставку покажут этой осенью, еще одним источником стал РГАЛИ. Интересно, что в обоих отечественных собраниях непосредственно к выставке были обнаружены еще никогда не публиковавшиеся листы проекта Голосова, что демонстрирует парадоксальную вещь: несмотря на десятилетия живейшего интереса к русскому авангарду (и ничем не сдерживаемые после 1991 возможности для его исследования), даже такие ключевые памятники, как клуб им. Зуева, изучены далеко не исчерпывающе.

Современное состояние обоих построек представлено в фотопроекте Роберто Конте (2016–2019): на его снимках ярко видно родство их формального языка, по сути – общеевропейского.
Куратор Анна Вяземцева показывает выставку директору Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизавете Лихачёвой
Фото © Антон Овчаров
Перед открытием выставки в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров

Отдельно хотелось бы отметить участие в выставочном проекте Made In MAARC – некоммерческого объединения по сохранению и популяризации наследия абстракционизма и рационализма в Комо. Его президенту, архитектору Эбе Джанотти принадлежит идея выставки, она же выступила ее координатором, а другая участница Made In MAARC, Джованна Саладанна – дизайнером. Экспозиция разместилась в выставочном зале – бывшей церкви – Сан-Пьетро-ин-Атрио.

Напоследок хотелось бы еще раз упомянуть снятый к выставке фильм (сценарий – Анна Вяземцева, съемки – Антон Овчаров), где поднятые кураторами вопросы становятся предметом живого – хотя и «удаленного» – обсуждения ведущими российскими и итальянскими исследователями. Как планируют создатели, позже лента будет доступна для просмотра в сети.

Выставка продлится до 30 июня.
(Сан-Пьетро-ин-Атрио, Via Odescalchi, вторник-воскресенье 10:30 – 19:30).
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
  • zooming
    1 / 3
    Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
    Фото © Антон Овчаров
  • zooming
    2 / 3
    Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
    Фото © Антон Овчаров
  • zooming
    3 / 3
    Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
    Фото © Антон Овчаров


14 Июня 2019

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Цельная оболочка
На острове Хайнань, на берегу Южно-Китайского моря строится павильон-библиотека по проекту пекинского бюро MAD.
Квартальный подход
Квартал актуальная тема, и архитекторы бюро Кашириных трактуют частный дом, состоящий из нескольких объемов на небольшой территории, как квартал с внутренним двором. И даже сопоставляют свой дом – типологически загородный, – с городской застройкой в микромасштабе.
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.