Приключения цилиндра

Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
0 Исходной установкой для выставки «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде» стала схожесть – подмеченная еще в момент строительства итальянского дома – этих построек Джузеппе Терраньи и Ильи Голосова конца 1920-х, точнее, присутствие там и там угловой композиции с цилиндром. Однако для кураторов, Алессандро Де Маджистриса (Миланский политехнический университет) и Анны Вяземцевой (Университет Инсубрия – НИИТИАГ), главным стало вовсе не выяснение факта – было или нет заимствование североитальянским архитектором идеи московского мастера. Скорее всего, не было, но это и не существенно: гораздо важнее – и увлекательнее – очертить широкую картину связей двух стран в 1920-е и в начале 1930-х, когда международный обмен идеями и образами шел очень активно. Италия как визави России в данном случае особенно интересна, так как ее развитие, как политическое, так и художественное, шло по своему графику и со своими особенностями. Фашистский режим установился там уже в 1922, однако идея государственного искусства возникла значительно позже, и официальный стиль никогда не был таким всеобъемлющим и единообразным, как в нацистской Германии или в сталинском СССР. Если связи Берлина и Парижа с Москвой были настолько многолики и разнонаправлены, что даже знаменитые выставки дали лишь общую их панораму, то в случае с Италией ключевых контактов было меньше, и потому очертить их проще. Это поездка основоположника футуризма Филиппо Томмазо Маринетти в Москву и Петербург перед Первой мировой, участие СССР в Венецианской биеннале в 1924, экспозиция Константина Мельникова (без участия автора, которого в Италию не выпустили) в 1933 на Миланской триеннале, 13-й международный конгресс архитекторов в 1935 в Риме, куда из Москвы прибыла официальная делегация, а также книга Лазаря Ремпеля «Архитектура послевоенной Италии» того же года – первая в мире монография об архитектуре этой страны времени Муссолини, изданная за ее пределами. Между двумя войнами были поездки итальянских интеллектуалов в СССР, затем выпустивших, по подсчетам Анны Вяземцевой, порядка 150 книг о своих впечатлениях, и визиты в Италию советских архитекторов и художников. Взаимный интерес к работам друг друга был постоянно очень высок, а общее информационное поле создавали также публикации в журналах третьих стран, к примеру, немецких, и параллельное посещение итальянскими и советскими архитекторами тех или иных событий за рубежом, скажем, выставки Веркбунда в Штутгарте в 1927.
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Слева направо: дизайнер выставки Джованна Саладанна, фотограф Роберто Конте, президент Made in MAARC Эбе Джанотти, советница по культуре муниципалитета Комо, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачёва, кураторы выставки Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис
Фото © Антон Овчаров
Куратор Анна Вяземцева показывает выставку директору Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизавете Лихачёвой
Фото © Антон Овчаров

В такой ситуации понятно, почему консервативно настроенные итальянские критики обвинили Джузеппе Терраньи за его проект многоквартирного дома «Новокомум» в центре города Комо в подражании «большевистской» архитектуре – они хорошо представляли себе проекты русского авангарда. Ими двигало желание посильней ударить стилистического противника, обвинив его, по сути, в политической неблагонадежности. Однако, как показывает выставка, а также подготовленный к ней документальный фильм с участием ведущих итальянских и российских исследователей авангарда, «уличать» Терраньи в подражании Голосову оснований нет: такая композиция могла в тот момент возникнуть на рисунке немецкого или французского архитектора, в ней нет ничего, привязывающего ее исключительно к Москве (хотя Илья Голосов к проекту клуба имени Зуева шел своим собственным, совершенно индивидуальным путем). Предметом выставки стала культурная атмосфера эпохи, сделавшая возможным такие формальные переклички при очень больших отличиях между двумя авторами и двумя зданиями во всем остальном. Терраньи, молодой архитектор с хорошими связями, позволившими ему воплощать в жизнь невероятно смелые и бескомпромиссные для Италии тех времен модернистские проекты – и Голосов, опытный зодчий с собственной теоретической базой, успевший поработать «в стилях» до 1917-го, а в 1930-е плодотворно проектировавший в духе освоения наследия. Жилой дом для состоятельных людей «Новокомум» недалеко от набережной озера Комо, продолжающий такую же по назначению застройку в формах эклектики – и рабочий клуб имени участника революции 1905 года Зуева по заказу профсоюзов, новый функциональный тип для нового общества. Собственно цилиндр – в одном случае, гостиные «комфортабельных» квартир, в другом – главная лестница. Авангард итальянский, влившийся в официальное искусство (Терраньи затем так же бескомпромиссно исполнил важные государственные заказы, часть экспозиции столичной «Выставки фашистской революции» к 10-летию «Похода на Рим», и Каза-дель-Фашо в Комо, «Дом фашизма», по сути – горком партии), и авангард отечественный… Вместе с тем, в обоих случаях можно говорить о тоталитарном искусстве, обсуждать сюжет востребованности и сохранения памятников авангарда в наши дни, связи их сохранности с положительным их восприятием обществом, а также о более широком, чем государственный и национальный, контексте, в котором существуют «объекты культуры»: их привязка к конкретной географической точке или региону лишь обедняет их, а обратный подход – ничуть не лишает уникальности.
Перед открытием выставки в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров

Все эти проблемы так или иначе подняты на выставке, но, конечно, главную роль там все же играют два вынесенных в название здания. Разнообразные чертежи и архивные фотографии по «Новокомуму» были предоставлены «Архивом Терраньи», в то время как основные материалы по клубу им. Зуева поступили из Музея архитектуры им. А.В. Щусева, где выставку покажут этой осенью, еще одним источником стал РГАЛИ. Интересно, что в обоих отечественных собраниях непосредственно к выставке были обнаружены еще никогда не публиковавшиеся листы проекта Голосова, что демонстрирует парадоксальную вещь: несмотря на десятилетия живейшего интереса к русскому авангарду (и ничем не сдерживаемые после 1991 возможности для его исследования), даже такие ключевые памятники, как клуб им. Зуева, изучены далеко не исчерпывающе.

Современное состояние обоих построек представлено в фотопроекте Роберто Конте (2016–2019): на его снимках ярко видно родство их формального языка, по сути – общеевропейского.
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров

Отдельно хотелось бы отметить участие в выставочном проекте Made In MAARC – некоммерческого объединения по сохранению и популяризации наследия абстракционизма и рационализма в Комо. Его президенту, архитектору Эбе Джанотти принадлежит идея выставки, она же выступила ее координатором, а другая участница Made In MAARC, Джованна Саладанна – дизайнером. Экспозиция разместилась в выставочном зале – бывшей церкви – Сан-Пьетро-ин-Атрио.

Напоследок хотелось бы еще раз упомянуть снятый к выставке фильм (сценарий – Анна Вяземцева, съемки – Антон Овчаров), где поднятые кураторами вопросы становятся предметом живого – хотя и «удаленного» – обсуждения ведущими российскими и итальянскими исследователями. Как планируют создатели, позже лента будет доступна для просмотра в сети.

Выставка продлится до 30 июня.
(Сан-Пьетро-ин-Атрио, Via Odescalchi, вторник-воскресенье 10:30 – 19:30).
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
Фото © Антон Овчаров
  • zooming
    1 / 3
    Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
    Фото © Антон Овчаров
  • zooming
    2 / 3
    Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
    Фото © Антон Овчаров
  • zooming
    3 / 3
    Выставка в Комо «Терраньи и Голосов: Новокомум, Комо – Клуб им. Зуева, Москва. Сходства и параллели в авангарде»
    Фото © Антон Овчаров

14 Июня 2019

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
Похожие статьи
Фальконье
Во Флигеле Руине Музея архитектуры открыта выставка «стеклянных кирпичей» Густава Фальконье. Они – прародители стеклоблоков, но более сложные и красивые. Выставка показывает подлинные «кирпичи», архитектуру с ними, историю уничтожения окон Фальконье в здании Госархива, а еще она стала одной из причин возродить технологию производства.
Ручеек вернакулярности
Книга Андрея Иванова «ГюмрИ», продолжающая его «Иереван» – одновременно урбанистическое исследование вернакулярного города на конкретном примере, краеведческий очерк и поэма. Она очень обаятельна и в ней, как и в «вернакулярном» городе, место находится практически для всего. Для четкого определения границ вернакулярности вот только не нашлось места, ну да это не страшно, образ города книга создает живейший.
Радикальная ирония
Издательство АСТ выпустило первый тираж путеводителя от авторов термина «капиталистический романтизм» и телеграм-канала «Клизма романтизма». Книга выходит за рамки жанра и предлагает широкому кругу читателей понять и простить здания, которые часто называют «градостроительными ошибками». Мы почитали и составили впечатление, делимся.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Планета Шехтель
Под занавес ушедшего года в издательстве «Русский импульс» увидела свет книга «Мироздание Фёдора Шехтеля», составленная Людмилой Владимировной Сайгиной – научным сотрудником Музея архитектуры, на протяжении многих лет изучающим биографию и творчество корифея московского модерна. Иначе говоря, под обложкой 640-страничного издания представлен материал, собранный в ходе исследования, ставшего делом всей жизни. Это дорогого стоит, хотя издание подкупает демократичностью исполнения и ценой.
Судьба Иофана
В издательстве «Кучково поле. Музеон» вышла книга Владимира Седова «Архитектор Борис Иофан». Она основана на материалах архива семьи архитектора из коллекции Музея архитектурного рисунка Сергея Чобана и дает возможность познакомиться с большим объемом малоизвестных ранее материалов. Но текст книги выходит далеко за рамки комментария к архиву – по словам автора, это творческая биография. Написана она живо, местами пронзительно и оттого звучит очень актуально.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
К почти забытому юбилею
В Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка офортов архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера.
Город в потоке
Книги Института Генплана, выпущенные к 70-летию и к юбилейной выставке – самый удивительный трехтомник из всех, которые мне приходилось видеть: они совершенно разные, но собраны в одну коробку. Это, впрочем, объясняется спецификой каждого тома, разнообразием подходов к информации и сложностью самого материала: все же градостроительство наука многогранная, а здесь оно соседствует с искусством.
Архитектура взаимопонимания
В книге Феликса Новикова и Ольги Казаковой собран пласт малоизвестных построек 2 половины XX века, что позволяет выстроить новый визуальный ряд в рамках истории советской архитектуры от «классики» до постмодернизма. Но, как признают сами авторы, увы, пока не полностью.
Русско-советский Палладио. Мифы и реальность
Публикуем рецензию на книгу Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной «Иван Жолтовский. Жизнь и творчество» , а также сокращенную главу «Лиловый кардинал. И.В. Жолтовский и борьба течений в советской архитектуре», любезно предоставленную авторами и «Издательским домом Руденцовых».
Архитектура СССР: измерение общее и личное
Новая книга Феликса Новикова «Образы советской архитектуры» представляет собой подборку из 247 зданий, построенных в СССР, которые автор считает ключевыми. Коллекция сопровождается цитатами из текстов Новикова и других исследователей, а также очерками истории трех периодов советской архитектуры, написанными в жанре эссе и сочетающими объективность с воспоминаниями, личный взглядом и предположениями.
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Город сбывшейся мечты
Путеводитель Владимира Белоголовского по архитектуре Нью-Йорка последних 20 лет, изданный DOM Publishers, свидетельствует: реальный мегаполис начала XXI века ничуть не скромней фантастических проектов для него, которые так и остались на бумаге.
Черная точка
Выставка Александра Гегелло в музее архитектуры талантливо раскрывает творчество архитектора, который начал как ученик Фомина и закончил проектом мавзолея Сталина. В его работах переплетаются поиски метафизической формы, выучка неоклассика и лояльность мейнстриму.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Сквозняк из вечности
Книга Юрия Аввакумова «Бумажная архитектура. Антология», изданная Музеем современного искусства «Гараж» при поддержке фонда AVC Charity, – важный шаг на пути осмысления яркого культурного феномена. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
Возвращение НЭР
Рецензия Ольги Казаковой, директора Института модернизма и старшего научного сотрудника НИИТИАГ, на книгу «НЭР. Город будущего».
Капля и Снежинка
Книга «Капля» об архитекторе Александре Павловой (1966-2013) выпущена издательством «МГНМ» бюро «Меганом» и построена как венок воспоминаний ее друзей, близких и коллег. Кураторы проекта – Александр Бродский и Юрий Григорян.
Икона vs картина
Куратор выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича» Аркадий Ипполитов смешал произведения разных веков, а экспозиционный дизайн Сергея Чобана и Агнии Стрелиговой помогает упорядочить сложное переплетение сюжетов и даже объединяет их свечением святости.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Блеск и нищета городов
Знаменитый американский урбанист Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, даст интервью и представит свою книгу «Новый кризис городов» на МУФ-2018. Публикуем рецензию и отрывок из книги.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Приключения цилиндра
Выставка в Комо, посвященная московскому клубу им. Зуева Ильи Голосова и его современнику – жилому дому «Новокомум» Джузеппе Терраньи, помещает Россию и Италию в международный контекст авангарда 1920-х. В сентябре ее покажут в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.
Технологии и материалы
Прочность в кубе
Бюро HENN разработало и успешно реализовало первый в мире проект здания из высокопрочного углеродного бетона. Экспериментальный объект под названием CUBE стал частью кампуса Дрезденского технического университета.
Типовое, но не шаблонное
Стилистически органичный дизайн потолка московского метрополитена из комбинации типовых декоративных и технических элементов, которые уже неоднократно использовались в других дизайн проектах. Стандартизированные варианты упорядочивают пространство, при этом проектировщикам удалось достигнуть неповторимого аутентичного шарма подземки.
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
Сейчас на главной
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Под сенью платана и дерева гинкго
Архитектурные бюро Dodi Moss и SAB превратили часть корпусов заброшенной конфетной фабрики в бывшем промышленном районе Генуи в комфортный и открытый общественный центр. О прошлом места напоминают лишь изломы кровли.
На лед приглашается
Семь ледовых арен вместимостью от 500 до 14 000 человек с географией от Южно-Сахалинска до Ташкента, над которыми работал Проектный институт «АРЕНА». Рассказываем и показываем, как сложная функция соединяется с выразительным архитектурным обликом.
Шпайхеры на Преголи
В Калининграде завершилось строительство жилого комплекса «Рыбная деревня 2». Рассказываем о трансформации проекта от конкурсного эскиза до реализации.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
За общим столом
В Лондоне открывается 22-й по счету летний павильон галереи «Серпентайн». В этот раз он посвящен еде – и всем остальным ресурсам.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.