Модернистские павильоны ВДНХ

Модернистские павильоны ансамбля ВДНХ в Москве в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры, директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой.

mainImg
Анна Броновицкая, историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма:

«Когда говорят о ВДНХ, обычно представляют себе фонтаны, главный павильон со шпилем и прочее сталинское великолепие. Но все это относится к ВСХВ, Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, а собственно ВДНХ существовала с 1959 по 1991 год. Павильоны, построенные за это время, представляют практически все варианты архитектуры советского послевоенного модернизма, за исключением массового строительства, и первые заходы в постмодернизм. Очень жаль, что при поспешном подновлении ансамбля выставки к новому открытию летом 2014 года был уничтожен самый интересный из ранних опытов освоения модернистской эстетики в СССР – алюминиевый фасад павильона «Радиоэлектроника и связь». Но оставшегося достаточно, чтобы изучать историю архитектуры 1960–1980-х годов, не покидая территории выставки. В Москве нет другой территории с такой концентрацией оригинальных зданий этого периода.

Круговая кинопанорама
Наталья Стригалева, инженер Георгий Муратов
1959
Очень скромная на вид постройка (особенно после утраты «короны» из светящихся трубок) – оболочка уникального аттракциона, кинотеатра с проекцией на 360° и памятник хрущевской попытке «догнать и перегнать Америку». Круговая кинопанорама появилась на ВДНХ в связи с американской выставкой в Сокольниках в 1959 году, которая сама по себе была беспрецедентным событием. Узнав, что американцы собираются привезти в Москву «Циркораму» – систему панорамного кино, за несколько лет до того запатентованную Уолтом Диснеем, Хрущев распорядился создать превосходящий советский аналог, что и было сделано. Советские конструкторы в кратчайший срок разработали метод съемки, сведения и проекции полнопанорамных фильмов, а архитектор Стригалева и инженер Муратов за три месяца спроектировали и построили здание для их демонстрации.
Устроено оно очень просто: в центре круглый зал с экранами, вокруг – галерея, в верхнем ярусе которой расположена проекционная, а в нижнем – фойе и административные помещения. Снаружи это выглядит как глухой барабан, оживленный только группами отверстий вентиляционных решеток, «парящий» над сплошным остеклением фойе. Ни колонн, ни лепнины, ни карниза – только модная люминесцентная вывеска с повторяющейся надписью «Круговая кинопанорама» по краю кровли. Выглядело это невероятно современно и, вместе с появившимся тогда же, к открытию ВДНХ, фасадом «Радиоэлектроники», показывало, как далеко ушла страна за короткое время после смерти Сталина.
Круговая кинопанорама. Фото © Денис Есаков
Круговая кинопанорама. Фото © Денис Есаков
Круговая кинопанорама. Фото © Денис Есаков




«Газовая промышленность» (№ 21)
Елена Анцута, Владислав Кузнецов,
1967
В 1967 году страна отмечала 50-летие революции, и к этой дате ВДНХ значительно обновили. На площади Промышленности снесли две трети павильонов и построили на их месте четыре крупных – «Товары народного потребления», «Химическая промышленность», «Электрификация» и павильон межотраслевых выставок. Последний из них демонстрировал возможности создания уникальных построек из типовых элементов, что получилось не очень убедительно. В 2015 году его снесли, на его месте планируется строительство павильона «Росатом». Грандиозный, 229 м длиной по фасаду павильон «Товары народного потребления» (№ 57, Игорь Виноградский, В. Зальцман, конструкторы Михаил Берклайд, А. Беляев, Александр Левенштейн) в том же 2015 году заменили новоделом, где разместился исторический парк «Россия – моя история»). Зато павильон «Химическая промышленность», как и его упомянутый выше более крупный собрат, демонстрирующий увлечение советских архитекторов творчеством Миса ван дер Роэ (№ 20, Борис Виленский, А. Вершинин, инженеры И. Левитис, Н. Булкин и др.) пока сохранился в неприкосновенности. Как раз за ним, в стороне от главной оси выставки, на месте павильона «Картофель и овощеводство» построили павильон «Газовая промышленность». Его облик не оставляет сомнений, что героем авторов был не Мис, а другой гений современной архитектуры – Ле Корбюзье: сильно вынесенный, изгибом напоминающий лодку козырек, конечно же, вдохновлен Капеллой в Роншане. Принцип перетекания наружных и внутренних пространств был подчеркнут керамической мозаикой с изображением газового пламени, начинавшейся на стене снаружи павильона и продолжавшейся в интерьере за стеклянной оболочкой. Увы, теперь этого увидеть нельзя: при недавней реконструкции мозаика в интерьере исчезла. При той же самой реконструкции на фасаде были прорезаны новые окна, хотя изначально изогнутая глухая поверхность служила фоном для металлического рельефа с изображением вышек газовых скважин и надписью «Газовая промышленность».
«Газовая промышленность». Фото © Денис Есаков
«Газовая промышленность». Фото © Денис Есаков



«Химическая промышленность». Фото © Денис Есаков
«Химическая промышленность». Фото © Денис Есаков




«Птицеводство» (№ 37)
Владимир Богданов, В. Магидов, М. Леонтьев
1968
Владимир Богданов много работал на МИД, строил советские посольства за рубежом. Возможно, поэтому, павильон отличается стильностью и качеством строительства, какие на территории СССР трудно было встретить за пределами Прибалтики. Вытянутое вдоль берега пруда здание разбито на чуть смещенные друг относительно друга объемы, чтобы не подавлять масштабом. Дополнительную дробность, не вызывающую при этом ощущения беспокойства или пестроты, создает совмещение фактур: светлый кирпич и темный кабанчик цоколя соседствуют со стеклом, светлым бетоном, мореным деревом и темным металлом, из которого сделаны рубленые буквы вывески. Скульптура петуха, установленная на высоком столбе перед входом, еще больше усиливает прибалтийские ассоциации. Промышленное птицеводство – довольно страшная вещь. От осознания этого посетителей отвлекали футуристическая экспозиция вводного зала со стендами, выполненными в виде гигантских яиц, и устройство крыла с натурной экспозицией. Вольеры и клетки с птицами были отгорожены блокирующим запахи стеклом, а по другую сторону через такое же панорамное остекления открывался красивый пейзаж с прудом.
«Птицеводство». Фото © Денис Есаков
«Птицеводство». Фото © Денис Есаков
«Птицеводство». Фото © Денис Есаков
«Птицеводство». Фото © Денис Есаков



«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры» (№ 22)
Б.С. Виленский, Акопов, В.И. Жук, Пумпянская, инженеры И. Левитес, А.М. Бройда, Горячева
1968–1971
Это последняя постройка вхутемасовца Бориса Виленского, скончавшегося в 1970 году. В 1959 году он одним из первых включился в возвращение в СССР современной архитектуры, возглавив команду, построившую в Сокольниках несколько изящных кафе-стекляшек, а потом проектировал вместе с Игорем Виноградским выставочные павильоны в Сокольниках и на ВДНХ, варьируя одну тему – стеклянного параллелепипеда. Здесь, возможно, благодаря участию молодых коллег, решение более сложное. Стеклянный параллелепипед тоже есть, но расчерчен нарядной клеткой и отодвинут назад, а фасад изогнут волной и покрыт рельефной облицовкой из ракушечника. Помимо традиционно открытых, перетекающих пространств экспозиционной части, в павильоне был дегустационный зал, отделанный, как подобает ресторану того времени: кирпичный пол, деревянный потолок и стены, покрытые туфом со вставками из керамики и металлического литья.
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков



«Цветоводство и озеленение» (№ 29)
Игорь Виноградский, Владимир Никитин, Г.В. Астафьев, Н. Богданова, Л. Мариновский, А. Рыдаев, инженер Михаил Берклайд и др., скульптор Юрий Александров
1969–1971
Наверное, самый интересный и сложно организованный из модернистских павильонов ВДНХ. На сей раз отправной точкой для авторов стали работы Луиса Кана. Проектировался павильон вместе с ландшафтным участком, куда выдвинуты бассейны для демонстрации водных растений – увы, давно не функционирующие. Снаружи он выглядит как группа составленных вместе каменных кубов, над которыми поднимаются косо срезанные пирамиды световых колодцев. Внутри – очень редкий случай в советской практике – мы обнаруживаем открытые бетонные конструкции, притом удивительной красоты. У павильона счастливая судьба, он до сих пор сохранил свое назначение. Конечно, хаос современных стендов сбивает ощущение пространства, но задрав голову и посмотрев поверх перегородок, еще можно оценить качество архитектуры. Один уголок – кафе с зимним садом – сохранился практически в таком виде, каким был в 1970-х годах. Еще одна радость этого павильона – выпукло-вогнутый, ажурный рельеф «Флора» скульптора Юрия Александрова в заглублении фасада перед входом.
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков



«Семена» (№ 7)
Зоя Арзамасова, инженер Д. Земцов
1974–1979
Павильон, стоящий на открытом участке у изгиба Кольцевой аллеи, сразу привлекает внимание динамичной формой, меняющейся в зависимости от ракурса. При подходе от Южного входа мы видим два пересекающихся треугольника, а от перпендикулярной аллеи открывается плоскость фасада с асимметрично расположенной прямоугольной башней. Только походив вокруг и зайдя внутрь, понимаешь, что параллелепипед основного объема прорезан двумя вертикально поставленными треугольными пластинами, витражи которых впускают в интерьер дневной свет. А еще архитектор не стала бороться с понижением рельефа на участке, а открыла в сторону «ямы» цокольный этаж, сохранив, таким образом, растущие на участке деревья. Внутри до сих пор торгуют семенами, сохранились фрагменты первоначальной экспозиции и даже аутентичные таблички с мужским и женским силуэтом на дверях туалета.
«Семена». Фото © Денис Есаков
«Семена». Фото © Денис Есаков
«Семена». Фото © Денис Есаков



Пристройка к павильону «Овцеводство» (№ 2)
В.Е. Попова
1974
Один из павильонов идиллического животноводческого городка ВСХВ 1954 года был переквалифицирован в «Воспроизводство сельскохозяйственных животных». Под этой формулировкой подразумевалось искусственное осеменение, и для столь прогрессивной темы прежняя архитектура, стилизованная под монастырский корпус XVII века, не очень подходила. К счастью, павильон А7 Колесниченко и Г. Савинова не снесли, а просто дали ему новый вход с пересеченной консолью круглой угловой башней.
Пристройка к павильону «Овцеводство». Фото © Денис Есаков
Пристройка к павильону «Овцеводство». Фото © Денис Есаков

15 Сентября 2016

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.