Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.03.2021

Эффект оживления

Наталья Коряковская, Арина Стрижова
Объект:
Останкино Business Park
Адрес:
Россия, Москва. Огородный пр-д, вл. 16/1
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK
Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов
Архитекторы: Дмитрий Иконников, Александр Смирнов, Зотов Даниил, Герман Грошев, Наталья Манчунхаева
Визуализатор: Дмитрий Захаров

Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.

Останкино Business Park, рассчитанный на стартапы IT-сферы, архитекторы группы компаний UNK спроектировали по заказу ГК «Пионер» на месте группы пустующих сейчас зданий бывшего хладокомбината №9, часть которых уже снесена. Сейчас в корпусе, вытянутом вдоль Огородного проезда, в юго-западной части территории бывшего комбината, работает фабрика мороженого Baskin Robbins, которая не является, по словам представителей застройщика, правопреемником старого производства, но поддерживает тему с функциональной точки зрения. С противоположной стороны участок бизнес-парка соседствует с железной дорогой и платформой Останкино. За ж/д полотном начинается сквер и парк Дубовая роща, за ними – Останкинская телебашня и телецентр.

Останкино Business Park
Останкино Business Park
© Группа компаний UNK

Поскольку в 2016 году поблизости, на пересечении Огородного проезда и улицы Руставели, открылась станция метро «Бутырская», транспортная доступность участка отличная. Сейчас вдоль забора бывшего хладокомбината образовался достаточно оживленный пересадочный трафик: люди идут как от метро к платформе, так и в обратном направлении. Но пространство движения пешеходов пока не оформлено, и его обустройство стало одним из главных сюжетов проектирования – после реализации проекта основной путь должен будет пролегать уже не вокруг, а сквозь территорию, по диагонали от одной станции к другой.
 
«Сейчас люди ходят там через какие-то заборы и дебри, а должны ходить, по нашему замыслу, через классную модную площадь, где есть кафе, магазины, мероприятия. Это как минимум безопасно, красиво, плюс – много активностей по дороге. Мы организовали пешеходную площадь и предложили разные сценарии ее использования – каток, концерт, собрание, елка. Такое решение, городской мини-центр, можно увидеть в БЦ «Белая площадь» на Белорусской, и мы надеемся, что Останкино Business Park сыграет похожую роль в районе Бутырской».

Офисные корпуса расставлены свободно, они тяготеют к внешнему контуру, но не образуют фронта вдоль какой-либо улицы. У объемной композиции комплекса две задачи: освободить для пешеходов пространство в его центральной части и открыть проходы, даже «затянуть» людские потоки внутрь. Наземные парковки группируются ближе к наружным границам территории (самая большая – у ж/д станции) и освобождают центр, куда машинам въезд будет запрещен. Благоустройству общественного пространства в проекте уделено много внимания, планы его реализации разделены на 3 очереди, причем центральная часть и транзитные пути должны появиться на первом этапе строительства бизнес-парка.
Останкино Business Park. Схема этапности строительства © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Схема этапности строительства
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Схема пешеходного движения © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Схема пешеходного движения
© Группа компаний UNK

Пешеходное пространство внутри комплекса вытянуто параллельно Огородному проезду, с юго-востока на северо-запад, и деликатно зонировано при помощи островков зелени, газонов, мощения, геопластики. Два главных входа на территорию комплекса обращены, один – к Огородному проезду, в сторону ближайшего выхода из метро, другой на улицу Руставели к ТЦ «Зеленая арка», единственному торговому комплексу в округе. Внутри транзитные пути расположены крестообразно, позволяя свободно пересечь всю территорию в любом из основных направлений.
Останкино Business Park. Схема зонирования внутренней территории © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Схема зонирования внутренней территории
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Генплан © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Генплан
© Группа компаний UNK

В проекте освещения фонари дополнены подсветкой, встроенной в мощение – она, помимо прочего, указывает основные направления транзитного движения, люди будут идти по штриховке светящихся полосок.
Останкино Business Park. Входная группа со стороны Огородного проезда
Останкино Business Park. Входная группа со стороны Огородного проезда
© Группа компаний UNK

Пути сходятся в центре пешеходного пространства, который авторы определяют как аттрактор – место притяжения: именно здесь запланированы площадки для концертов и каток, здесь должна быть установлена скульптура – композиционный и смысловой акцент, подчеркивающий статус места как именно городской площади (ведь на площадях как правило устанавливают скульптуры, колонны или обелиски).
Останкино Business Park. Входная группа со стороны ул. Руставели
Останкино Business Park. Входная группа со стороны ул. Руставели
© Группа компаний UNK

Пространство по сторонам части транзитных путей трактовано как «зоны умеренного движения» с вкраплениями геопластики и скамейками. В зоны умеренного движения выходят летние террасы ресторанов – они рассчитаны на более чем 300 посадочных мест, что довольно много и должно работать на уютную обжитую обстановку в духе «центров европейских городов»: в историческом центре Москвы таких мест уже достаточно много, а вот периферия, начиная от ТТК и даже раньше, страдает от отсутствия такого рода локальных центров тусовочной жизни.

К западному корпусу примыкает бульвар – «тихая зона», где преобладает не мощение, как в остальных частях, а газон, прорезанный сетью дорожек с деревянным настилом. По словам авторов, толщина покрытия – 1,2 м, и искусственные холмы создадут достаточную основу для высадки деревьев среднего размера. Архитекторы предлагают два варианта геопластики: традиционный, в виде «островков» обтекаемой формы, и более энергичный по форме, в котором искусственные холмы нарезаны на объемные «полосы» в границах вертикальных стенок.
Останкино Business Park. Тихая зона. Вариант 2. «Волны» © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Тихая зона. Вариант 2. «Волны»
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park.Тихая зона. Вариант 1. «Острова» © Группа компаний UNK
Останкино Business Park.Тихая зона. Вариант 1. «Острова»
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park Вид с пешеходной аллеи © Группа компаний UNK
Останкино Business Park Вид с пешеходной аллеи
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Тихая зона. Вариант 2. «Волны» © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Тихая зона. Вариант 2. «Волны»
© Группа компаний UNK

Итак, комплекс рассчитан на создание развитого и благоустроенного городского пространства – относительно небольшого, но безопасного, рассчитанного в числе прочего на транзит и насыщенного функциями. Практически все первые этажи отданы разным видам ритейла – фитнес, два ресторана, кафе, столовые, небольшой супермаркет и другие магазины группируются по сторонам двусветных лобби. Высота первых этажей – 5,4 м, у основных офисных 3,9 м.

Существенно, что остекление первых этажей сплошное, а полы будут расположены в одном уровне с мощением пространства открытой площади – кафе, рестораны и их террасы будут связаны визуально и эмоционально. Все это должно работать в режиме 24/7, а включенность комплекса, фактически, в состав небольшого пересадочного узла должна обеспечить городской инфраструктуре посетителей и окупаемость.

Подземного паркинга в проекте нет, под корпусами предусмотрено только техподполье, а все парковки – наземные.

Пять 12-этажных корпусов бизнес-парка планируется строить тремя очередями, однако согласно планам, начало каждой следующей очереди предполагается не позднее чем через шесть месяцев после окончания предыдущей, чтобы собственникам и арендаторам не пришлось долгое время существовать по соседству со стройкой, – поясняют архитекторы.

Планировки и фасады зданий подчинены требованиям эффективности и прагматики, они позволяют как разнообразную «нарезку» лотов, так и возможность быстро добавить площади для растущих компаний.
Останкино Business Park. План 1-го этажа 1 корпуса © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План 1-го этажа 1 корпуса
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План типового этажа 1-4 корпуса (3-4 этаж) © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План типового этажа 1-4 корпуса (3-4 этаж)
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План типового этажа 1-4 корпуса. Альтернативный вариант планировки © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План типового этажа 1-4 корпуса. Альтернативный вариант планировки
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План типового этажа 1-4 корпуса. Альтернативный вариант планировки © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План типового этажа 1-4 корпуса. Альтернативный вариант планировки
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План типового этажа 5 корпус (3-4 этаж). Вариант планировки “Open Space” © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. План типового этажа 5 корпус (3-4 этаж). Вариант планировки “Open Space”
© Группа компаний UNK

Офисные помещения сгруппированы вокруг коммуникационного ядра, протяженные фасады – полностью стеклянные. Открываемые окна формируют вольный ритм, близкий к шахматному. На торцевых фасадах стекло чередуется с панелями металлических оттенкой, причем чередование – регулярное, но живописная пиксельная расцветка оживляет ритм. Стеклянные фасады оконтурены объемной рамой по принципу «телевизоров», которые «показывают» нам написанные крупно, на 4 этажа, номера корпусов. Планируется использовать стекло с коэффициентом отражения не меньше 10%, так что витражные плоскости будут, вероятно, в некоторых ракурсах отражать небо.
Останкино Business Park. Зона умеренного движения
Останкино Business Park. Зона умеренного движения
© Группа компаний UNK

Панорамные витражи фасадов – естественное решение для современных офисных зданий, которые должны освещаться естественным светом на максимально возможную глубину. Из окон будут открываться отличные виды, их уже рекламирует официальный сайт бизнес-парка. Панорамы здесь, действительно, неплохие, вид на телебашню и парк «Дубовая роща» – практически открыточный.

Дизайн лобби и общественной части интерьеров, предложенный UNK, также сдержанно-лаконичен: преобладающий белый цвет стен и потолка оттенен насыщеным винно-бордовым и нейтриальным серым. 
Останкино Business Park. Интерьеры общественных зон © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Интерьеры общественных зон
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Интерьеры общественных зон © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Интерьеры общественных зон
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Интерьеры общественных зон © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Интерьеры общественных зон
© Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Интерьеры общественных зон © Группа компаний UNK
Останкино Business Park. Интерьеры общественных зон
© Группа компаний UNK

По словам авторов проекта, он рассчитан на вероятное получение сертификата экологической архитектуры BREEAM – конечно, об этом рано говорить на стадии концепции, но ведь начинать подготовку «зеленого» комплекса надо именно с нее. Для экологической устойчивости предполагаются: энергоэффективные светильники и приборы климат-контроля, сбор «серой» воды, энергосберегающее стекло на фасадах и поглощение тепла зданий зеленью на территории.

***

Район станции метро Бутырская, названной по имени Бутырского хутора (не путать со слободой), сейчас, с появлением метро, изменяется активно. Но нельзя сказать чтобы быстро. Здесь по-прежнему производят колбасу, мороженое и сыр, а Огородный проезд в значительной степени состоит из заборов. Появился торговый центр и несколько кафе, давно работает небольшой театр. Несколько лет назад по проекту Юрия Григоряна благоустроен Гончаровский парк к западу по улице Руставели. «Постсталинские» кварталы соседствуют с промзонами и здесь пока все еще приятнее проезжать на машине, чем ходить пешком. Появление бизнес-парка «Останкинский» на пути между двумя станциями, железной дороги и метро, может сработать в такой ситуации катализатором – триггером к «перезапуску» территории, креативным и модным местом для встреч, общения и событий, с развитой функциональной программой и продуманным пространством.

Можно отметить еще две вещи. Во-первых, в наше время проекты офисных комплексов, не смешанных с преобладающим жильем, а самостоятельных – вещь достаточно редкая и заслуживает внимания. А во-вторых – как ощутимо за последние 10 лет изменился подход к развитию территорий будущего строительства: вместо заборов и охраны на КПП – городская площадь, которая стремится привлечь, а не отпугнуть горожан, пропустить сквозь себя максимальный поток посетителей. Сейчас этот подход, конечно, не нов, но внимания ему уделяют все больше.