Бизнес-центр BELL
© UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Если отвлечься от высоты, а рассмотреть архитектурные формы вокруг, то рядом с небоскребом Bell сейчас наблюдается полный стилистический хаос: несколько зданий сталинской эпохи, как, например, жилой дом завода «Наука» (1-я улица Ямского Поля, 24), безликие постройки брежневского времени – как дом строго напротив, по адресу 3-я улица Ямского поля, 2, корпус 12. И одна из задач, которые ставили перед собой архитекторы UNK project, – избегать экстравагантных решений, чтобы «дружить» со всем окружением и по возможности – красиво стареть, как умеет делать та же сталинская архитектура и совершенно не умеет, за редким исключением, лужковская.
Функция
Небоскреб Bell имеет высоту 220 метров, 48 наземных этажей и трехэтажную подземную парковку на 239 машин, его общая площадь – 84 790 м².Бизнес-центр BELL
© UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Девелопер MR Group планирует сделать Bell офисным центром класса Prime, что считается элитным сегментом офисов класса А.
Разница между ними заключается в степени премиальности: класс А гарантирует современное здание с высокими инженерными стандартами, удобным расположением и развитой инфраструктурой, тогда как Prime выводит эти характеристики на уровень «лучшие из лучших»: это небоскребы в центральных районах, с архитектурой от ведущих бюро, с эксклюзивным дизайном интерьеров, экологической сертификацией, панорамными видами, повышенным уровнем сервиса и арендаторами из числа глобальных компаний. Офисы Prime ориентированы на престиж и имидж.
Образ
Небоскреб Bell напоминает сильно вытянутый сфероид, усеченный с двух сторон двумя параллельными вертикальными плоскостями.Такая форма возникла как ответ на техзадание. Участок застройки невелик, с севера ограничен улицей, с юга – железной дорогой. С восточной стороны к нему примыкает 20-этажный дом, и надо было учитывать инсоляцию. Задачу усложняло наличие подземных коммуникаций, которые нельзя трогать. Идея расширяющегося кверху архитектурного объема, стоящего на небольшом плато, напрашивалась сама собой.
Екатерина Туйсина, руководитель направления фасадных решений UNK
Это пример того, как форма становится философией. Каждый этаж небоскреба Bell – это усеченный с двух сторон эллипс. Размеры эллипсов уникальны: они расширяются по разным осям, у них меняется радиус, они стремятся к форме круга, но так и не достигают ее. И в этом интрига: в статичном архитектурном теле «зашито» постоянные движение и изменчивость. Дополнительно динамику подчеркивают две вертикальные плоскости, усекающие параметрическую поверхность.
Архитекторы отталкивались от образа спортивного кубка, от идеи «славы». Скошенную верхушку небоскреба они сделали в параллель со скошенными кровлями корпусов ЖК SLAVA.
Форма вытянутого сфероида позволила максимально увеличить полезную площадь здания: если нижние этажи имеют 800 «квадратов», то с этажа двадцатого, где как раз начинаются видовые характеристики, площадь этажей доходит до 1200 квадратных метров.
Входная зона
Входную зону в бизнес-центр оформили как отдельный объем, решив не экономить ни на высоте, ни на пространстве. Внутри обошлись без несущих опор, что визуально расширило интерьер. Козырек над входом сильно вынесли вперед, чтобы защитить посетителей от дождя и снега. Первый и второй этаж центрального холла объединили, для остекления входной зоны использовали стеклопакеты шириной порядка 3 метров высотой 12 метров, что на самом деле рекорд и огромная сложность. Подобное остекление в Москве есть только в павильоне АТОМ на ВДНХ, еще одном проекте UNK.Интерьер входной зоны разработало дизайн-бюро ECUS в стиле эко-минимализма: без акцентных деталей, в бежевой гамме, с использованием камня и дерева натуральных тонов.
Первые этажи отданы под торговую галерею, магазины, кафе и ресторан. Широкая инфраструктура поможет работникам офисов решать бытовые проблемы, не выходя на улицу.
Что касается благоустройства придомовой территории, то, как сообщает пресс-релиз, архитекторы вдохновлялись идеями «биофильного» дизайна, то есть, интегрировали природные элементы в городскую и офисную среду для создания психологического комфорта.
Озеленение осуществят на нескольких уровнях: будут разбиты газоны, деревья высадят непосредственно перед входом, отдельно организована терраса с кустарниками-скульптурами и переливным фонтаном, заключенным в матовое стекло и, наконец, на крыше входного блока, то есть, на уровне четвертого этажа здания, разобьют висячие сады с горными соснами, ивами и можжевельником и устроят посреди этой зелени рабочие зоны и небольшой амфитеатр. Авторами озеленения выступила компания Derevo Park.
Инженерия
Инженерные решения башни Bell интегрированы в единую платформу BMS – Building Management System, которая объединяет вентиляцию, кондиционирование, отопление, освещение, лифты, слаботочные сервисы, безопасность, в том числе пожарную. BMS автоматически собирает данные и управляет работой всех систем. Для пользователей это означает повышенный комфорт, для собственника – снижение эксплуатационных расходов.Неформально реализовали в небоскребе и концепцию «умный офис», предусмотрев доступ по Face ID, Digital Reception, систему усиления сотовой связи, цифровые лифты.
В здании несколько технических этажей: третий, двадцать четвертый и двадцать пятый, а также сорок восьмой. На них размещается противопожарное оборудование, насосные станции, системы вентиляции и прочее. Архитекторы постарались оставить пространство не только для нынешней эксплуатации, но для технического переоборудования дома в будущем. Высота черновых потолков в Bell больше четырех метров.
Лифты и паркинг
Архитекторы UNK project особо гордятся использованием лифтов Double Deck. Расположенные друг над другом двухэтажные кабины движутся синхронно и позволяют одновременно обслуживать четные и нечетные этажи, что значительно сокращает время ожидания. Несмотря на ограниченную площадь, выделенную под лифтовые зоны, уровень сервиса соответствует стандарту Prime.Для UNK project это уже второй опыт применения подобных лифтов – впервые они были использованы в здании Национального космического центра. Дополнительно система лифтов распределена по высотности: часть кабин работает как экспресс, быстро доставляя пассажиров на тридцатые и выше этажи.
Бизнес-центр BELL
© UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
С учетом современных требований спроектирован и трехуровневый подземный паркинг. Он оборудован зарядными станциями для электромобилей, системами быстрого въезда и выезда, а расположение опорных столбов под углом обеспечивает эффективное использование пространства и позволяет разместить большее количество автомобилей.
Фасады: ламели
Образ здания построен на контрасте гладких и плоских фасадов-овалов и отделанных ламелями криволинейных фасадных частей. Идущие от земли до крыши ламели решают сразу несколько задач: они «материализуют» здание, предотвращая эффект его полного зеркального растворения в пространстве, перекликаются с вертикальными ребрами соседнего комплекса SLAVA, создают динамику фасада за счет игры света и тени, максимально эффектно презентуют сложную геометрию дома, делая его визуально стройнее, а в вечернее время служат основой для архитектурной подсветки.Бизнес-центр BELL
© UNK / предоставлено пресс-службой Москомархитектуры
Ширина ламелей – 110 мм, они крепятся на кронштейны таким образом, что зазор между ними и фасадом составляет 600 мм. Архитекторы предложили сделать их из нержавеющей стали с фактурной поверхностью. И, если стеклянные фасады отражают только то, что находится напротив них, то ламели ловят свет отовсюду, например, могут отражать лучи заходящего солнца, благодаря чему внешний вид здания будет меняться каждую минуту.
Нержавеющая сталь – материал выразительный, добавляющий объекту статусности, но дорогой. Архитекторы надеются, что эта их идея не станет жертвой бюджетных оптимизаций.
Фасады: остекление
Если кто и заслужил кубок за проект, то это подразделение по фасадным решениям архитектурной компании UNK. Одно дело – придумать архитектурную форму, другое – понять, как ее воплотить.Рассчитать форму стеклопакетов стандартными программами типа Revit было невозможно, инженеры UNK использовали Rhinoceros с применением Grasshopper и с их помощью сделали параметрическое моделирование. Все кривые, которые образуют поверхность небоскреба, были заданы математически. Поверхность разбили на модули и нашли такие комбинации, которые бы облегчили производство стекла. У UNK было четырех основных направления оптимизации. Кривизны удалось достичь за счет рам особой конструкции, все решали допуски от 2 до 20 миллиметров. Благодаря рамам удалось собрать эллипсоидную форму из совершенно плоских, то есть, не гнутых и (почти) прямоугольных стеклянных элементов.
Это редкий для России и мира опыт сложного параметрического моделирования, который позволил сэкономить сотни миллионов рублей и был высоко оценен девелопером.
Юлий Борисов, руководитель UNK
Заказчик, увидев результат, проникся большим уважением к нашей команде. Не только к архитекторам, – нас все знают как архитекторов и генпроектировщиков, – но именно к нашим инженерам – специалистам в области фасадов.
Конструкция и крепеж фасадных узлов прошли проверку в лаборатории МЧС, где подтвердили их высокие эксплуатационные характеристики. В России в области высотного строительства такая превентивная проверка была сделана впервые.
Подразделение по фасадным решениям UNK придумало и схему монтажа стеклопакетов на фасаде. По проекту часть здания нависает над железнодорожными путями, там невозможно поставить леса. Инженеры UNK предложили специальную самоподъемную оснастку, сводящую риски при монтаже к нулю.
Если подытожить, небоскреб Bell – элегантная, лаконичная и чрезвычайно сложная с инженерной точки зрения архитектура. Появление башни, вероятно, вызовет традиционное недовольство жителей района, чувствительных к высотному строительству в центре Москвы. Но стоит помнить, что квартал, ограниченный Ленинградским проспектом, улицей Правды, Нижней Масловкой и 1-й Тверской-Ямской, еще недавно был промзоной, а сегодня здесь реализуются десятки новых проектов. Bell станет одним из них – одним из символов нового города.