Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные достижения»

Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.

mainImg
Нижегородский рейтинг существует с 1997 и вручается один раз за два года. Он пристально и всерьез отслеживает всё, происходящее в архитектуре города, с 1990-х признанного критиками как столица «нижегородской школы», и отмечает несерьезно – съедая торт в виде победившего здания. Никакого лишнего пафоса, фанфар, и крайне доброжелательная атмосфера – его характерные признаки, что, надо сказать, заставляет по-прежнему смотреть на архитектуру Нижнего как на нечто особенное, чего-то ждать от нее и как минимум с интересом следить. Помимо торта, у рейтинга есть креативные ролики проектов-участников и столь же творческие названия каждого объекта. Недавно озвучен тринадцатый рейтинг, победили два проекта: детский лагерь «Арена» и офисно-гостиничный комплекс «Краулер». Беседуем с человеком, который придумал рейтинг и с тех пор его поддерживает – архитектурным критиком и журналистом Мариной Игнатушко.

zooming

Как вы оцениваете победивший в этом году проект? Он правда лучший из рассмотренных?

А бывает абсолютная правда? В любых результатах можно усомниться, но это лишь означает, что сомнения – из другой системы координат. Наш рейтинг – не про абсолютные достижения. И этот конкурс никогда не претендовал на то, чтобы ранжировать достижения разных городов и стран – мы про Нижний Новгород. В 90-е говорили о нижегородской архитектурной школе, и рейтинг – повод собрать информацию о том, что и как складывалось потом. Напомню, традиционно рейтинг проходил в два этапа: нижегородские специалисты обсуждали длинный список, а после этого мы обращались уже со списком коротким к экспертам – за пределами города. В этом году был один общий этап – в итоге победили два объекта, набравшие наибольшую сумму баллов. Я это рассказываю для того, чтобы объяснить: в нашем рейтинге не может быть чьих-то индивидуальных предпочтений – только совокупный результат. А при голосовании в один тур закономерно нижегородские «голоса» (знание местной ситуации, отношений, понимание местного контекста) оказываются весомее. Эксперты замечают цитаты, заимствования – это факты, которые мы, конечно, фиксируем. Но, без сомнения, детский лагерь «Арена» на Горьковском море и офисно-гостиничный «Краулер» у Московского вокзала – заметные объекты, построенные нижегородскими архитекторами за последние два года.
zooming
Юношеский спортивный лагерь «Арена»
© Бюро Горшунова. «ГОРА»
zooming
Торгово-офисный центр «Краулер»
© ТМА Никишина В.В.

Были ли другие фавориты, которые тоже могли бы на ваш взгляд победить?

В начале конкурса была уверена, что главные претенденты – «Краулер» и «Дом на Свободе». Оба имеют важное градостроительное значение: первый замыкает перспективу шоссе, второй – замыкает площадь. «Краулер» от эскизов до реализации рос 11 лет. История проектирования на площади Свободы «золотого треугольника» центра – вообще исчисляется десятилетиями – в том числе и у авторов этого дома – НПО «Архстрой» – в разные годы были разные проекты на эту площадку.
zooming
Жилой комплекс с помещениями общественного назначения и автостоянкой на площади Свободы
© НПО «Архстрой»

Но любые аргументы про важность и значение больше годятся для официальных соревнований, наш рейтинг, похоже, фиксирует некие умонастроения за конкретный период, и когда в списке номинантов появляются объекты Стаса Горшунова (бюро «ГОРА»), разом картина и подсчеты меняются.
Концертный зал «Юпитер»
© Архитектурное бюро С. Горшунова

На меня произвели впечатление и работы бюро «ДА» Зои Рюриковой – дерзкие приветы из 90-х, похожие на неожиданно реализованные студенческие эскизы. По ним в анкетах велись самые жаркие сражения: страсти разгорались от кола до десяти баллов.
zooming
ЗАХАди! Гостиница «Березовая Роща»
© Архитекторы проектного бюро «ДА»
zooming
Идти на уступки. Здание без функций
© Проектное бюро ДА+Ольга Кныш

А вот по оценкам жюри оба объекта «ЗАХАди!» и «Идти на уступки» – в коротком списке. По законам жанра лидеры определяются уже после первых двух-трех десятков анкет, от количества опрошенных зависят места с 6-го по 10-е в коротком списке, и мне каждый раз безумно жалко, когда какая-нибудь симпатичная постройка не добирает голосов . В этот раз, например, так было с жилым домом «Дворовая команда» Андрея Мурунова. Возможно, повлияло качество фотографий, а я там поблизости живу, наблюдала, как рос этот дом из отдельных блоков. Он даже по цвету не кажется мрачным и громоздким в окружении хрущевок и рекламы ТЦ. Тонизирует монотонное пространство советского микрорайона панельных пятиэтажек. Правда, планировки квартир – не на пользу этому объекту…
zooming
Дворовая команда. Многоквартирный жилой дом, г. Нижний Новгород, Ленинский район, пр. Ленина, 57, корпус 3
© ГАП – Мурунов А.Ю, ГИП – Кислицын С.С, архитектор – Копылова В., конструктор – Ерохин А.Н. Генпроектировщик: ООО «Золотое Сечение»

Как оцениваете 13 рейтинг по сравнению с ближайшими предыдущими?

Первое, значительно меньше построено незаурядного. Были года, когда длинный список составляли больше 4 десятков новостроек – на этот раз их было 25. Был один рейтинг, когда невозможно было досчитать до одного победителя – сразу семь новостроек жюри оценивало одинаково высоко. А в последних конкурсах проявились долгострои – победитель 11 рейтинга – «Зеленый», в десятке лучших 13-го рейтинга – «Атлант» – первый фрагмент большого жилого комплекса, который больше десяти лет назад начинался как «Подсолнухи».
Атлант / Двойное эскимо. Первая очередь жилого комплекса по ул. Родионова
© Архитектурное бюро «5 и 5»
Административное здание с подземной автостоянкой на пересечении улиц Фрунзе – Б. Печерской
© Мастерская Пестова и Попова

В городе строят немало, но, больше всего – коммерческого жилья, многоэтажек с разной расцветкой фасадов… И второе отличие: новые объекты чаще появляются не только в историческом центре. Первый раз география поменялась несколько лет назад, когда отмеченный золотым дипломом «Зодчества» ТЦ на окраине Автозаводского района победил и в рейтинге архитектуры. На этот раз объектов в заречной части города значительно больше, и даже победители – «за рекой».

Мы помним расцвет нижегородской архитектуры, когда она стала откровением, потом так называемый «приход москвичей», когда все как-то завяло, поправьте меня если я не права… Как бы вы определили периоды развития нижегородской архитектуры?

Может быть, завял интерес к работе нижегородских архитекторов, когда они перешли на освоение современных технологий, новых масштабов и типологий проектов? Действительно, банк «Гарантия» Харитонова и Пестова, их же Налоговая на улице Фрунзе не похожи ни на что однозначно. Они про то, что, казалось в 90-е, поможет перезагрузить город: «Нижний – карман России»… С гибелью Харитонова – потерей лидера нижегородской школы, конечно, многое изменилось. И периодизация, в первую очередь, будет связана с его именем – других оснований нет, поскольку по всей стране процессы шли одинаковые, даже если фазы не всегда совпадали. Можно рассматривать внутреннюю периодизацию – с местными деталями, факторами, с учетом того, насколько долго и как созревали архитектурные проекты. И тут – свои вехи. Когда на смену банкам пришли торговые центры – уже Виктор Быков побеждал с ними несколько рейтингов подряд, и, заодно, получил золотую медаль на Международном конкурсе в Софии за ТЦ «Этажи». Кирпич и штукатурку потеснили навесные фасады – тут засиял «Денди Хамелеон» Юрия Болгова и Александра Гребенникова, проявился Алексей Каменюк – с «Гимнастом».
Школа Олимпийского резерва «Гимнаст», корпус по ул. Ванеева в Советском районе
© Офис открытой архитектуры

Вспоминая «Гимнаста» – школу олимпийского резерва, увидим, что это – единственный проект по госзаказу, победивший в рейтинге, а периоду частного заказа – почти 30 лет. В 2000-х есть свой подпериод – это касается исключительно данных рейтинга! – появление в списке номинантов объектов Стаса Горшунова. В нашем конкурсе молодые нижегородские архитекторы могут выставлять любые свои работы – эксперименты бюро Горшунова («ГОРА») на Горьковском море, два объекта в городе – ТЦ и реконструкция бывшего здания советского политпроса – выделялись в рейтингах.

Вы же с самого начала участвуете в организации рейтинга, с 1995 года, правильно? Давайте пробежимся по его истории: сразу ли готовили и разрезали торт, чья это была идея, какие ключевые истории можно вспомнить, какие проекты-победители особенно дороги?

Рейтинг придумали как новогоднюю акцию нижегородского еженедельника, в котором я писала про город и работу архитекторов. Была планерка, вспомнили московский рейтинг Ирины Коробьиной, вспомнили проект с Лениным в галерее Гельмана, посмеялись, что наш банк «Гарантия» напоминает торт, развеселились и сочинили такой конкурс.
Макдоналдс на площади Революции © Творческая мастерская Харитонова и Пестова
Фотография © Владислав Ефимов

Думали, что на один раз. Но оказалось, многое точно совпадает с духом города, желанием избыточного, желанием угощать, играть, проигрывать. Делить свой успех со всеми. Как энергия – собирается на Дятловых горах и потом растворяется в космических далях за Волгой. Нижний Новгород долгое время был городом Горьким – торт, сладости – из того же набора что и слоган времен ярмарки про карман России. Во втором рейтинге лучшим признали здание ресторана «Макдональдс» Харитонова и Пестова на площади Революции, но Харитонов был тогда в больнице – итоги подвели скромно, без торта и даже без бургера.
Банк «Гарантия», 1 очередь
© Творческая мастерская Харитонова и Пестова

Не раз была мысль сменить десерт на «настоящую» еду – но это все-таки не про еду, ассоциации воплотили только в фотографиях: здание – заливное, здание – салат… Каждый раз кто-нибудь предлагает ввести номинации – штук 5 хотя бы, но тогда рейтинг будет слишком близок к тому, что бывает везде. В комментариях в анкете Ира Маслова – она городской междисциплинарный исследователь – точно определила, что мы оцениваем объекты эмоционально: «Мы же для рейтинга выбираем «отвал башки», а не просто качественную архитектуру». Это не столько wow-эффект, «уточки», а больше оценка и удивление тому, как меняется город. В 13 рейтинге в десятку лучших вошла работа Ирины Капустиной – жилой комплекс «Три нити» рядом с музеем Горького.
zooming
Три нити. Первая очередь жилого комплекса в квартале улиц Семашко- Ковалихинская- Ульянова
© архитектор Ирина Капустина рэндер – Никита Шкилев

Закономерно, что этот кирпичный объект как эксперт конкурса оценила Наталья Сидорова из ДНК… Нижегородцы хорошо знают место, и видят, что – зачитываю комментарий из анкеты – это «респектабельно и уместно. Связующее звено встало органично между сталинским классицизмом и деревянной застройкой». Так что рейтинг – повод обсуждать то, что нового появляется в городе. У рейтинга есть постоянные партнеры: Арсенал – центр современного искусства, нижегородская компания U-kon и другие. Весной мы сделаем обзорную экскурсию по объектам рейтинга или, быть может, опять – архитектурное ориентирование по новостройкам.

Ваши любимые постройки за все время?

У меня есть несколько любимых зданий, хотя не все из них стали «тортами»: «Золотой дом» (НПО Архстрой), «Белое солнце» и «Денди Хамелеон» (Юрий Болгов, Александр Гребенников), «Дамба» бюро «5и5», «Айсберг» Виктора Быкова.

Традиционный глянцевый вопрос – какие планы? Рейтинг держится и продолжается?

Каждый раз я думаю: все, этот рейтинг – последний. Но потом видишь новый дом или фотографию нового дома, архитекторы интересуются, будем ли оценивать, присылают еще работы – так втягиваешься и уже не можешь бросить. Тем более третий рейтинг подряд с нами сотрудничает лучший кондитер – Ирина Чихачева, строитель по образованию. Вместо хлебобулочных изделий с розами, в которых сами архитекторы с трудом признавали сходство со своими объектами, она делает десерты по чертежам… Конечно, главное, чтобы было, чем угощаться и угощать. Жюри отметило, что в Нижнем Новгороде по-прежнему есть живые и яркие архитекторы – через два года проверим, что построят.

28 Февраля 2020

Похожие статьи
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.