Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные достижения»

Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.

mainImg
Нижегородский рейтинг существует с 1997 и вручается один раз за два года. Он пристально и всерьез отслеживает всё, происходящее в архитектуре города, с 1990-х признанного критиками как столица «нижегородской школы», и отмечает несерьезно – съедая торт в виде победившего здания. Никакого лишнего пафоса, фанфар, и крайне доброжелательная атмосфера – его характерные признаки, что, надо сказать, заставляет по-прежнему смотреть на архитектуру Нижнего как на нечто особенное, чего-то ждать от нее и как минимум с интересом следить. Помимо торта, у рейтинга есть креативные ролики проектов-участников и столь же творческие названия каждого объекта. Недавно озвучен тринадцатый рейтинг, победили два проекта: детский лагерь «Арена» и офисно-гостиничный комплекс «Краулер». Беседуем с человеком, который придумал рейтинг и с тех пор его поддерживает – архитектурным критиком и журналистом Мариной Игнатушко.

zooming

Как вы оцениваете победивший в этом году проект? Он правда лучший из рассмотренных?

А бывает абсолютная правда? В любых результатах можно усомниться, но это лишь означает, что сомнения – из другой системы координат. Наш рейтинг – не про абсолютные достижения. И этот конкурс никогда не претендовал на то, чтобы ранжировать достижения разных городов и стран – мы про Нижний Новгород. В 90-е говорили о нижегородской архитектурной школе, и рейтинг – повод собрать информацию о том, что и как складывалось потом. Напомню, традиционно рейтинг проходил в два этапа: нижегородские специалисты обсуждали длинный список, а после этого мы обращались уже со списком коротким к экспертам – за пределами города. В этом году был один общий этап – в итоге победили два объекта, набравшие наибольшую сумму баллов. Я это рассказываю для того, чтобы объяснить: в нашем рейтинге не может быть чьих-то индивидуальных предпочтений – только совокупный результат. А при голосовании в один тур закономерно нижегородские «голоса» (знание местной ситуации, отношений, понимание местного контекста) оказываются весомее. Эксперты замечают цитаты, заимствования – это факты, которые мы, конечно, фиксируем. Но, без сомнения, детский лагерь «Арена» на Горьковском море и офисно-гостиничный «Краулер» у Московского вокзала – заметные объекты, построенные нижегородскими архитекторами за последние два года.
zooming
Юношеский спортивный лагерь «Арена»
© Бюро Горшунова. «ГОРА»
zooming
Торгово-офисный центр «Краулер»
© ТМА Никишина В.В.

Были ли другие фавориты, которые тоже могли бы на ваш взгляд победить?

В начале конкурса была уверена, что главные претенденты – «Краулер» и «Дом на Свободе». Оба имеют важное градостроительное значение: первый замыкает перспективу шоссе, второй – замыкает площадь. «Краулер» от эскизов до реализации рос 11 лет. История проектирования на площади Свободы «золотого треугольника» центра – вообще исчисляется десятилетиями – в том числе и у авторов этого дома – НПО «Архстрой» – в разные годы были разные проекты на эту площадку.
zooming
Жилой комплекс с помещениями общественного назначения и автостоянкой на площади Свободы
© НПО «Архстрой»

Но любые аргументы про важность и значение больше годятся для официальных соревнований, наш рейтинг, похоже, фиксирует некие умонастроения за конкретный период, и когда в списке номинантов появляются объекты Стаса Горшунова (бюро «ГОРА»), разом картина и подсчеты меняются.
Концертный зал «Юпитер»
© Архитектурное бюро С. Горшунова

На меня произвели впечатление и работы бюро «ДА» Зои Рюриковой – дерзкие приветы из 90-х, похожие на неожиданно реализованные студенческие эскизы. По ним в анкетах велись самые жаркие сражения: страсти разгорались от кола до десяти баллов.
zooming
ЗАХАди! Гостиница «Березовая Роща»
© Архитекторы проектного бюро «ДА»
zooming
Идти на уступки. Здание без функций
© Проектное бюро ДА+Ольга Кныш

А вот по оценкам жюри оба объекта «ЗАХАди!» и «Идти на уступки» – в коротком списке. По законам жанра лидеры определяются уже после первых двух-трех десятков анкет, от количества опрошенных зависят места с 6-го по 10-е в коротком списке, и мне каждый раз безумно жалко, когда какая-нибудь симпатичная постройка не добирает голосов . В этот раз, например, так было с жилым домом «Дворовая команда» Андрея Мурунова. Возможно, повлияло качество фотографий, а я там поблизости живу, наблюдала, как рос этот дом из отдельных блоков. Он даже по цвету не кажется мрачным и громоздким в окружении хрущевок и рекламы ТЦ. Тонизирует монотонное пространство советского микрорайона панельных пятиэтажек. Правда, планировки квартир – не на пользу этому объекту…
zooming
Дворовая команда. Многоквартирный жилой дом, г. Нижний Новгород, Ленинский район, пр. Ленина, 57, корпус 3
© ГАП – Мурунов А.Ю, ГИП – Кислицын С.С, архитектор – Копылова В., конструктор – Ерохин А.Н. Генпроектировщик: ООО «Золотое Сечение»

Как оцениваете 13 рейтинг по сравнению с ближайшими предыдущими?

Первое, значительно меньше построено незаурядного. Были года, когда длинный список составляли больше 4 десятков новостроек – на этот раз их было 25. Был один рейтинг, когда невозможно было досчитать до одного победителя – сразу семь новостроек жюри оценивало одинаково высоко. А в последних конкурсах проявились долгострои – победитель 11 рейтинга – «Зеленый», в десятке лучших 13-го рейтинга – «Атлант» – первый фрагмент большого жилого комплекса, который больше десяти лет назад начинался как «Подсолнухи».
Атлант / Двойное эскимо. Первая очередь жилого комплекса по ул. Родионова
© Архитектурное бюро «5 и 5»
Административное здание с подземной автостоянкой на пересечении улиц Фрунзе – Б. Печерской
© Мастерская Пестова и Попова

В городе строят немало, но, больше всего – коммерческого жилья, многоэтажек с разной расцветкой фасадов… И второе отличие: новые объекты чаще появляются не только в историческом центре. Первый раз география поменялась несколько лет назад, когда отмеченный золотым дипломом «Зодчества» ТЦ на окраине Автозаводского района победил и в рейтинге архитектуры. На этот раз объектов в заречной части города значительно больше, и даже победители – «за рекой».

Мы помним расцвет нижегородской архитектуры, когда она стала откровением, потом так называемый «приход москвичей», когда все как-то завяло, поправьте меня если я не права… Как бы вы определили периоды развития нижегородской архитектуры?

Может быть, завял интерес к работе нижегородских архитекторов, когда они перешли на освоение современных технологий, новых масштабов и типологий проектов? Действительно, банк «Гарантия» Харитонова и Пестова, их же Налоговая на улице Фрунзе не похожи ни на что однозначно. Они про то, что, казалось в 90-е, поможет перезагрузить город: «Нижний – карман России»… С гибелью Харитонова – потерей лидера нижегородской школы, конечно, многое изменилось. И периодизация, в первую очередь, будет связана с его именем – других оснований нет, поскольку по всей стране процессы шли одинаковые, даже если фазы не всегда совпадали. Можно рассматривать внутреннюю периодизацию – с местными деталями, факторами, с учетом того, насколько долго и как созревали архитектурные проекты. И тут – свои вехи. Когда на смену банкам пришли торговые центры – уже Виктор Быков побеждал с ними несколько рейтингов подряд, и, заодно, получил золотую медаль на Международном конкурсе в Софии за ТЦ «Этажи». Кирпич и штукатурку потеснили навесные фасады – тут засиял «Денди Хамелеон» Юрия Болгова и Александра Гребенникова, проявился Алексей Каменюк – с «Гимнастом».
Школа Олимпийского резерва «Гимнаст», корпус по ул. Ванеева в Советском районе
© Офис открытой архитектуры

Вспоминая «Гимнаста» – школу олимпийского резерва, увидим, что это – единственный проект по госзаказу, победивший в рейтинге, а периоду частного заказа – почти 30 лет. В 2000-х есть свой подпериод – это касается исключительно данных рейтинга! – появление в списке номинантов объектов Стаса Горшунова. В нашем конкурсе молодые нижегородские архитекторы могут выставлять любые свои работы – эксперименты бюро Горшунова («ГОРА») на Горьковском море, два объекта в городе – ТЦ и реконструкция бывшего здания советского политпроса – выделялись в рейтингах.

Вы же с самого начала участвуете в организации рейтинга, с 1995 года, правильно? Давайте пробежимся по его истории: сразу ли готовили и разрезали торт, чья это была идея, какие ключевые истории можно вспомнить, какие проекты-победители особенно дороги?

Рейтинг придумали как новогоднюю акцию нижегородского еженедельника, в котором я писала про город и работу архитекторов. Была планерка, вспомнили московский рейтинг Ирины Коробьиной, вспомнили проект с Лениным в галерее Гельмана, посмеялись, что наш банк «Гарантия» напоминает торт, развеселились и сочинили такой конкурс.
Макдоналдс на площади Революции © Творческая мастерская Харитонова и Пестова
Фотография © Владислав Ефимов

Думали, что на один раз. Но оказалось, многое точно совпадает с духом города, желанием избыточного, желанием угощать, играть, проигрывать. Делить свой успех со всеми. Как энергия – собирается на Дятловых горах и потом растворяется в космических далях за Волгой. Нижний Новгород долгое время был городом Горьким – торт, сладости – из того же набора что и слоган времен ярмарки про карман России. Во втором рейтинге лучшим признали здание ресторана «Макдональдс» Харитонова и Пестова на площади Революции, но Харитонов был тогда в больнице – итоги подвели скромно, без торта и даже без бургера.
Банк «Гарантия», 1 очередь
© Творческая мастерская Харитонова и Пестова

Не раз была мысль сменить десерт на «настоящую» еду – но это все-таки не про еду, ассоциации воплотили только в фотографиях: здание – заливное, здание – салат… Каждый раз кто-нибудь предлагает ввести номинации – штук 5 хотя бы, но тогда рейтинг будет слишком близок к тому, что бывает везде. В комментариях в анкете Ира Маслова – она городской междисциплинарный исследователь – точно определила, что мы оцениваем объекты эмоционально: «Мы же для рейтинга выбираем «отвал башки», а не просто качественную архитектуру». Это не столько wow-эффект, «уточки», а больше оценка и удивление тому, как меняется город. В 13 рейтинге в десятку лучших вошла работа Ирины Капустиной – жилой комплекс «Три нити» рядом с музеем Горького.
zooming
Три нити. Первая очередь жилого комплекса в квартале улиц Семашко- Ковалихинская- Ульянова
© архитектор Ирина Капустина рэндер – Никита Шкилев

Закономерно, что этот кирпичный объект как эксперт конкурса оценила Наталья Сидорова из ДНК… Нижегородцы хорошо знают место, и видят, что – зачитываю комментарий из анкеты – это «респектабельно и уместно. Связующее звено встало органично между сталинским классицизмом и деревянной застройкой». Так что рейтинг – повод обсуждать то, что нового появляется в городе. У рейтинга есть постоянные партнеры: Арсенал – центр современного искусства, нижегородская компания U-kon и другие. Весной мы сделаем обзорную экскурсию по объектам рейтинга или, быть может, опять – архитектурное ориентирование по новостройкам.

Ваши любимые постройки за все время?

У меня есть несколько любимых зданий, хотя не все из них стали «тортами»: «Золотой дом» (НПО Архстрой), «Белое солнце» и «Денди Хамелеон» (Юрий Болгов, Александр Гребенников), «Дамба» бюро «5и5», «Айсберг» Виктора Быкова.

Традиционный глянцевый вопрос – какие планы? Рейтинг держится и продолжается?

Каждый раз я думаю: все, этот рейтинг – последний. Но потом видишь новый дом или фотографию нового дома, архитекторы интересуются, будем ли оценивать, присылают еще работы – так втягиваешься и уже не можешь бросить. Тем более третий рейтинг подряд с нами сотрудничает лучший кондитер – Ирина Чихачева, строитель по образованию. Вместо хлебобулочных изделий с розами, в которых сами архитекторы с трудом признавали сходство со своими объектами, она делает десерты по чертежам… Конечно, главное, чтобы было, чем угощаться и угощать. Жюри отметило, что в Нижнем Новгороде по-прежнему есть живые и яркие архитекторы – через два года проверим, что построят.

28 Февраля 2020

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.