Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные достижения»

Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.

28 Февраля 2020
mainImg
Нижегородский рейтинг существует с 1997 и вручается один раз за два года. Он пристально и всерьез отслеживает всё, происходящее в архитектуре города, с 1990-х признанного критиками как столица «нижегородской школы», и отмечает несерьезно – съедая торт в виде победившего здания. Никакого лишнего пафоса, фанфар, и крайне доброжелательная атмосфера – его характерные признаки, что, надо сказать, заставляет по-прежнему смотреть на архитектуру Нижнего как на нечто особенное, чего-то ждать от нее и как минимум с интересом следить. Помимо торта, у рейтинга есть креативные ролики проектов-участников и столь же творческие названия каждого объекта. Недавно озвучен тринадцатый рейтинг, победили два проекта: детский лагерь «Арена» и офисно-гостиничный комплекс «Краулер». Беседуем с человеком, который придумал рейтинг и с тех пор его поддерживает – архитектурным критиком и журналистом Мариной Игнатушко.

zooming

Как вы оцениваете победивший в этом году проект? Он правда лучший из рассмотренных?

А бывает абсолютная правда? В любых результатах можно усомниться, но это лишь означает, что сомнения – из другой системы координат. Наш рейтинг – не про абсолютные достижения. И этот конкурс никогда не претендовал на то, чтобы ранжировать достижения разных городов и стран – мы про Нижний Новгород. В 90-е говорили о нижегородской архитектурной школе, и рейтинг – повод собрать информацию о том, что и как складывалось потом. Напомню, традиционно рейтинг проходил в два этапа: нижегородские специалисты обсуждали длинный список, а после этого мы обращались уже со списком коротким к экспертам – за пределами города. В этом году был один общий этап – в итоге победили два объекта, набравшие наибольшую сумму баллов. Я это рассказываю для того, чтобы объяснить: в нашем рейтинге не может быть чьих-то индивидуальных предпочтений – только совокупный результат. А при голосовании в один тур закономерно нижегородские «голоса» (знание местной ситуации, отношений, понимание местного контекста) оказываются весомее. Эксперты замечают цитаты, заимствования – это факты, которые мы, конечно, фиксируем. Но, без сомнения, детский лагерь «Арена» на Горьковском море и офисно-гостиничный «Краулер» у Московского вокзала – заметные объекты, построенные нижегородскими архитекторами за последние два года.
zooming
Юношеский спортивный лагерь «Арена»
© Бюро Горшунова. «ГОРА»
zooming
Торгово-офисный центр «Краулер»
© ТМА Никишина В.В.

Были ли другие фавориты, которые тоже могли бы на ваш взгляд победить?

В начале конкурса была уверена, что главные претенденты – «Краулер» и «Дом на Свободе». Оба имеют важное градостроительное значение: первый замыкает перспективу шоссе, второй – замыкает площадь. «Краулер» от эскизов до реализации рос 11 лет. История проектирования на площади Свободы «золотого треугольника» центра – вообще исчисляется десятилетиями – в том числе и у авторов этого дома – НПО «Архстрой» – в разные годы были разные проекты на эту площадку.
zooming
Жилой комплекс с помещениями общественного назначения и автостоянкой на площади Свободы
© НПО «Архстрой»

Но любые аргументы про важность и значение больше годятся для официальных соревнований, наш рейтинг, похоже, фиксирует некие умонастроения за конкретный период, и когда в списке номинантов появляются объекты Стаса Горшунова (бюро «ГОРА»), разом картина и подсчеты меняются.
Концертный зал «Юпитер»
© Архитектурное бюро С. Горшунова

На меня произвели впечатление и работы бюро «ДА» Зои Рюриковой – дерзкие приветы из 90-х, похожие на неожиданно реализованные студенческие эскизы. По ним в анкетах велись самые жаркие сражения: страсти разгорались от кола до десяти баллов.
zooming
ЗАХАди! Гостиница «Березовая Роща»
© Архитекторы проектного бюро «ДА»
zooming
Идти на уступки. Здание без функций
© Проектное бюро ДА+Ольга Кныш

А вот по оценкам жюри оба объекта «ЗАХАди!» и «Идти на уступки» – в коротком списке. По законам жанра лидеры определяются уже после первых двух-трех десятков анкет, от количества опрошенных зависят места с 6-го по 10-е в коротком списке, и мне каждый раз безумно жалко, когда какая-нибудь симпатичная постройка не добирает голосов . В этот раз, например, так было с жилым домом «Дворовая команда» Андрея Мурунова. Возможно, повлияло качество фотографий, а я там поблизости живу, наблюдала, как рос этот дом из отдельных блоков. Он даже по цвету не кажется мрачным и громоздким в окружении хрущевок и рекламы ТЦ. Тонизирует монотонное пространство советского микрорайона панельных пятиэтажек. Правда, планировки квартир – не на пользу этому объекту…
zooming
Дворовая команда. Многоквартирный жилой дом, г. Нижний Новгород, Ленинский район, пр. Ленина, 57, корпус 3
© ГАП – Мурунов А.Ю, ГИП – Кислицын С.С, архитектор – Копылова В., конструктор – Ерохин А.Н. Генпроектировщик: ООО «Золотое Сечение»

Как оцениваете 13 рейтинг по сравнению с ближайшими предыдущими?

Первое, значительно меньше построено незаурядного. Были года, когда длинный список составляли больше 4 десятков новостроек – на этот раз их было 25. Был один рейтинг, когда невозможно было досчитать до одного победителя – сразу семь новостроек жюри оценивало одинаково высоко. А в последних конкурсах проявились долгострои – победитель 11 рейтинга – «Зеленый», в десятке лучших 13-го рейтинга – «Атлант» – первый фрагмент большого жилого комплекса, который больше десяти лет назад начинался как «Подсолнухи».
Атлант / Двойное эскимо. Первая очередь жилого комплекса по ул. Родионова
© Архитектурное бюро «5 и 5»
Административное здание с подземной автостоянкой на пересечении улиц Фрунзе – Б. Печерской
© Мастерская Пестова и Попова

В городе строят немало, но, больше всего – коммерческого жилья, многоэтажек с разной расцветкой фасадов… И второе отличие: новые объекты чаще появляются не только в историческом центре. Первый раз география поменялась несколько лет назад, когда отмеченный золотым дипломом «Зодчества» ТЦ на окраине Автозаводского района победил и в рейтинге архитектуры. На этот раз объектов в заречной части города значительно больше, и даже победители – «за рекой».

Мы помним расцвет нижегородской архитектуры, когда она стала откровением, потом так называемый «приход москвичей», когда все как-то завяло, поправьте меня если я не права… Как бы вы определили периоды развития нижегородской архитектуры?

Может быть, завял интерес к работе нижегородских архитекторов, когда они перешли на освоение современных технологий, новых масштабов и типологий проектов? Действительно, банк «Гарантия» Харитонова и Пестова, их же Налоговая на улице Фрунзе не похожи ни на что однозначно. Они про то, что, казалось в 90-е, поможет перезагрузить город: «Нижний – карман России»… С гибелью Харитонова – потерей лидера нижегородской школы, конечно, многое изменилось. И периодизация, в первую очередь, будет связана с его именем – других оснований нет, поскольку по всей стране процессы шли одинаковые, даже если фазы не всегда совпадали. Можно рассматривать внутреннюю периодизацию – с местными деталями, факторами, с учетом того, насколько долго и как созревали архитектурные проекты. И тут – свои вехи. Когда на смену банкам пришли торговые центры – уже Виктор Быков побеждал с ними несколько рейтингов подряд, и, заодно, получил золотую медаль на Международном конкурсе в Софии за ТЦ «Этажи». Кирпич и штукатурку потеснили навесные фасады – тут засиял «Денди Хамелеон» Юрия Болгова и Александра Гребенникова, проявился Алексей Каменюк – с «Гимнастом».
Школа Олимпийского резерва «Гимнаст», корпус по ул. Ванеева в Советском районе
© Офис открытой архитектуры

Вспоминая «Гимнаста» – школу олимпийского резерва, увидим, что это – единственный проект по госзаказу, победивший в рейтинге, а периоду частного заказа – почти 30 лет. В 2000-х есть свой подпериод – это касается исключительно данных рейтинга! – появление в списке номинантов объектов Стаса Горшунова. В нашем конкурсе молодые нижегородские архитекторы могут выставлять любые свои работы – эксперименты бюро Горшунова («ГОРА») на Горьковском море, два объекта в городе – ТЦ и реконструкция бывшего здания советского политпроса – выделялись в рейтингах.

Вы же с самого начала участвуете в организации рейтинга, с 1995 года, правильно? Давайте пробежимся по его истории: сразу ли готовили и разрезали торт, чья это была идея, какие ключевые истории можно вспомнить, какие проекты-победители особенно дороги?

Рейтинг придумали как новогоднюю акцию нижегородского еженедельника, в котором я писала про город и работу архитекторов. Была планерка, вспомнили московский рейтинг Ирины Коробьиной, вспомнили проект с Лениным в галерее Гельмана, посмеялись, что наш банк «Гарантия» напоминает торт, развеселились и сочинили такой конкурс.
Макдоналдс на площади Революции © Творческая мастерская Харитонова и Пестова
Фотография © Владислав Ефимов

Думали, что на один раз. Но оказалось, многое точно совпадает с духом города, желанием избыточного, желанием угощать, играть, проигрывать. Делить свой успех со всеми. Как энергия – собирается на Дятловых горах и потом растворяется в космических далях за Волгой. Нижний Новгород долгое время был городом Горьким – торт, сладости – из того же набора что и слоган времен ярмарки про карман России. Во втором рейтинге лучшим признали здание ресторана «Макдональдс» Харитонова и Пестова на площади Революции, но Харитонов был тогда в больнице – итоги подвели скромно, без торта и даже без бургера.
Банк «Гарантия», 1 очередь
© Творческая мастерская Харитонова и Пестова

Не раз была мысль сменить десерт на «настоящую» еду – но это все-таки не про еду, ассоциации воплотили только в фотографиях: здание – заливное, здание – салат… Каждый раз кто-нибудь предлагает ввести номинации – штук 5 хотя бы, но тогда рейтинг будет слишком близок к тому, что бывает везде. В комментариях в анкете Ира Маслова – она городской междисциплинарный исследователь – точно определила, что мы оцениваем объекты эмоционально: «Мы же для рейтинга выбираем «отвал башки», а не просто качественную архитектуру». Это не столько wow-эффект, «уточки», а больше оценка и удивление тому, как меняется город. В 13 рейтинге в десятку лучших вошла работа Ирины Капустиной – жилой комплекс «Три нити» рядом с музеем Горького.
zooming
Три нити. Первая очередь жилого комплекса в квартале улиц Семашко- Ковалихинская- Ульянова
© архитектор Ирина Капустина рэндер – Никита Шкилев

Закономерно, что этот кирпичный объект как эксперт конкурса оценила Наталья Сидорова из ДНК… Нижегородцы хорошо знают место, и видят, что – зачитываю комментарий из анкеты – это «респектабельно и уместно. Связующее звено встало органично между сталинским классицизмом и деревянной застройкой». Так что рейтинг – повод обсуждать то, что нового появляется в городе. У рейтинга есть постоянные партнеры: Арсенал – центр современного искусства, нижегородская компания U-kon и другие. Весной мы сделаем обзорную экскурсию по объектам рейтинга или, быть может, опять – архитектурное ориентирование по новостройкам.

Ваши любимые постройки за все время?

У меня есть несколько любимых зданий, хотя не все из них стали «тортами»: «Золотой дом» (НПО Архстрой), «Белое солнце» и «Денди Хамелеон» (Юрий Болгов, Александр Гребенников), «Дамба» бюро «5и5», «Айсберг» Виктора Быкова.
Победитель Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006–2007 гг. «Денди Хамелеон». Административно-офисное здание в Холодном переулке, Нижний Новгород
© Творческая мастерская «Арко»

Традиционный глянцевый вопрос – какие планы? Рейтинг держится и продолжается?

Каждый раз я думаю: все, этот рейтинг – последний. Но потом видишь новый дом или фотографию нового дома, архитекторы интересуются, будем ли оценивать, присылают еще работы – так втягиваешься и уже не можешь бросить. Тем более третий рейтинг подряд с нами сотрудничает лучший кондитер – Ирина Чихачева, строитель по образованию. Вместо хлебобулочных изделий с розами, в которых сами архитекторы с трудом признавали сходство со своими объектами, она делает десерты по чертежам… Конечно, главное, чтобы было, чем угощаться и угощать. Жюри отметило, что в Нижнем Новгороде по-прежнему есть живые и яркие архитекторы – через два года проверим, что построят.

28 Февраля 2020

Юлия Тарабарина Марина Игнатушко

Беседовали:

Юлия Тарабарина, Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
ADM 2006–2021
В новой книге-портфолио ADM architects, посвященной 15-летию бюро, 37 проектов, все реализованные или строящиеся. Публикуем интервью с главой бюро Андреем Романовым и сообщаем, что теперь книгу можно купить на ozon.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Сейчас на главной
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.
Неоконюшня
На территории ВДНХ появится новый конноспортивный манеж: его авторы обращаются к традиционной для типологии форме и материалам, трактуя их как современный парковый павильон.
Еще один конструктор
В Мангейме началось строительство жилого комплекса по проекту MVRDV и производителя сборных домов Traumhaus. Он должен дать будущим обитателям максимум разнообразия и кастомизации по доступной цене, что в свою очередь позволит создать там живое сообщество соседей.
Градсовет Петербурга 15.07.2021
Архитекторы предложили обновить торговый центр в петербургском Купчино, вдохновляясь снежными пиками Балканских гор. Эксперты отнеслись к идее прохладно.