Марина Игнатушко: «Наш рейтинг – не про абсолютные достижения»

Говорим с куратором, организатором и вдохновителем Нижегородского архитектурного рейтинга – единственной российской архитектурной премии, которой удается сохранять несерьезность; ведь победившее здание съедают в виде торта.

28 Февраля 2020
mainImg
Нижегородский рейтинг существует с 1997 и вручается один раз за два года. Он пристально и всерьез отслеживает всё, происходящее в архитектуре города, с 1990-х признанного критиками как столица «нижегородской школы», и отмечает несерьезно – съедая торт в виде победившего здания. Никакого лишнего пафоса, фанфар, и крайне доброжелательная атмосфера – его характерные признаки, что, надо сказать, заставляет по-прежнему смотреть на архитектуру Нижнего как на нечто особенное, чего-то ждать от нее и как минимум с интересом следить. Помимо торта, у рейтинга есть креативные ролики проектов-участников и столь же творческие названия каждого объекта. Недавно озвучен тринадцатый рейтинг, победили два проекта: детский лагерь «Арена» и офисно-гостиничный комплекс «Краулер». Беседуем с человеком, который придумал рейтинг и с тех пор его поддерживает – архитектурным критиком и журналистом Мариной Игнатушко.

zooming

Как вы оцениваете победивший в этом году проект? Он правда лучший из рассмотренных?

А бывает абсолютная правда? В любых результатах можно усомниться, но это лишь означает, что сомнения – из другой системы координат. Наш рейтинг – не про абсолютные достижения. И этот конкурс никогда не претендовал на то, чтобы ранжировать достижения разных городов и стран – мы про Нижний Новгород. В 90-е говорили о нижегородской архитектурной школе, и рейтинг – повод собрать информацию о том, что и как складывалось потом. Напомню, традиционно рейтинг проходил в два этапа: нижегородские специалисты обсуждали длинный список, а после этого мы обращались уже со списком коротким к экспертам – за пределами города. В этом году был один общий этап – в итоге победили два объекта, набравшие наибольшую сумму баллов. Я это рассказываю для того, чтобы объяснить: в нашем рейтинге не может быть чьих-то индивидуальных предпочтений – только совокупный результат. А при голосовании в один тур закономерно нижегородские «голоса» (знание местной ситуации, отношений, понимание местного контекста) оказываются весомее. Эксперты замечают цитаты, заимствования – это факты, которые мы, конечно, фиксируем. Но, без сомнения, детский лагерь «Арена» на Горьковском море и офисно-гостиничный «Краулер» у Московского вокзала – заметные объекты, построенные нижегородскими архитекторами за последние два года.
zooming
Юношеский спортивный лагерь «Арена»
© Бюро Горшунова. «ГОРА»
zooming
Торгово-офисный центр «Краулер»
© ТМА Никишина В.В.

Были ли другие фавориты, которые тоже могли бы на ваш взгляд победить?

В начале конкурса была уверена, что главные претенденты – «Краулер» и «Дом на Свободе». Оба имеют важное градостроительное значение: первый замыкает перспективу шоссе, второй – замыкает площадь. «Краулер» от эскизов до реализации рос 11 лет. История проектирования на площади Свободы «золотого треугольника» центра – вообще исчисляется десятилетиями – в том числе и у авторов этого дома – НПО «Архстрой» – в разные годы были разные проекты на эту площадку.
zooming
Жилой комплекс с помещениями общественного назначения и автостоянкой на площади Свободы
© НПО «Архстрой»

Но любые аргументы про важность и значение больше годятся для официальных соревнований, наш рейтинг, похоже, фиксирует некие умонастроения за конкретный период, и когда в списке номинантов появляются объекты Стаса Горшунова (бюро «ГОРА»), разом картина и подсчеты меняются.
Концертный зал «Юпитер»
© Архитектурное бюро С. Горшунова

На меня произвели впечатление и работы бюро «ДА» Зои Рюриковой – дерзкие приветы из 90-х, похожие на неожиданно реализованные студенческие эскизы. По ним в анкетах велись самые жаркие сражения: страсти разгорались от кола до десяти баллов.
zooming
ЗАХАди! Гостиница «Березовая Роща»
© Архитекторы проектного бюро «ДА»
zooming
Идти на уступки. Здание без функций
© Проектное бюро ДА+Ольга Кныш

А вот по оценкам жюри оба объекта «ЗАХАди!» и «Идти на уступки» – в коротком списке. По законам жанра лидеры определяются уже после первых двух-трех десятков анкет, от количества опрошенных зависят места с 6-го по 10-е в коротком списке, и мне каждый раз безумно жалко, когда какая-нибудь симпатичная постройка не добирает голосов . В этот раз, например, так было с жилым домом «Дворовая команда» Андрея Мурунова. Возможно, повлияло качество фотографий, а я там поблизости живу, наблюдала, как рос этот дом из отдельных блоков. Он даже по цвету не кажется мрачным и громоздким в окружении хрущевок и рекламы ТЦ. Тонизирует монотонное пространство советского микрорайона панельных пятиэтажек. Правда, планировки квартир – не на пользу этому объекту…
zooming
Дворовая команда. Многоквартирный жилой дом, г. Нижний Новгород, Ленинский район, пр. Ленина, 57, корпус 3
© ГАП – Мурунов А.Ю, ГИП – Кислицын С.С, архитектор – Копылова В., конструктор – Ерохин А.Н. Генпроектировщик: ООО «Золотое Сечение»

Как оцениваете 13 рейтинг по сравнению с ближайшими предыдущими?

Первое, значительно меньше построено незаурядного. Были года, когда длинный список составляли больше 4 десятков новостроек – на этот раз их было 25. Был один рейтинг, когда невозможно было досчитать до одного победителя – сразу семь новостроек жюри оценивало одинаково высоко. А в последних конкурсах проявились долгострои – победитель 11 рейтинга – «Зеленый», в десятке лучших 13-го рейтинга – «Атлант» – первый фрагмент большого жилого комплекса, который больше десяти лет назад начинался как «Подсолнухи».
Атлант / Двойное эскимо. Первая очередь жилого комплекса по ул. Родионова
© Архитектурное бюро «5 и 5»
Административное здание с подземной автостоянкой на пересечении улиц Фрунзе – Б. Печерской
© Мастерская Пестова и Попова

В городе строят немало, но, больше всего – коммерческого жилья, многоэтажек с разной расцветкой фасадов… И второе отличие: новые объекты чаще появляются не только в историческом центре. Первый раз география поменялась несколько лет назад, когда отмеченный золотым дипломом «Зодчества» ТЦ на окраине Автозаводского района победил и в рейтинге архитектуры. На этот раз объектов в заречной части города значительно больше, и даже победители – «за рекой».

Мы помним расцвет нижегородской архитектуры, когда она стала откровением, потом так называемый «приход москвичей», когда все как-то завяло, поправьте меня если я не права… Как бы вы определили периоды развития нижегородской архитектуры?

Может быть, завял интерес к работе нижегородских архитекторов, когда они перешли на освоение современных технологий, новых масштабов и типологий проектов? Действительно, банк «Гарантия» Харитонова и Пестова, их же Налоговая на улице Фрунзе не похожи ни на что однозначно. Они про то, что, казалось в 90-е, поможет перезагрузить город: «Нижний – карман России»… С гибелью Харитонова – потерей лидера нижегородской школы, конечно, многое изменилось. И периодизация, в первую очередь, будет связана с его именем – других оснований нет, поскольку по всей стране процессы шли одинаковые, даже если фазы не всегда совпадали. Можно рассматривать внутреннюю периодизацию – с местными деталями, факторами, с учетом того, насколько долго и как созревали архитектурные проекты. И тут – свои вехи. Когда на смену банкам пришли торговые центры – уже Виктор Быков побеждал с ними несколько рейтингов подряд, и, заодно, получил золотую медаль на Международном конкурсе в Софии за ТЦ «Этажи». Кирпич и штукатурку потеснили навесные фасады – тут засиял «Денди Хамелеон» Юрия Болгова и Александра Гребенникова, проявился Алексей Каменюк – с «Гимнастом».
Школа Олимпийского резерва «Гимнаст», корпус по ул. Ванеева в Советском районе
© Офис открытой архитектуры

Вспоминая «Гимнаста» – школу олимпийского резерва, увидим, что это – единственный проект по госзаказу, победивший в рейтинге, а периоду частного заказа – почти 30 лет. В 2000-х есть свой подпериод – это касается исключительно данных рейтинга! – появление в списке номинантов объектов Стаса Горшунова. В нашем конкурсе молодые нижегородские архитекторы могут выставлять любые свои работы – эксперименты бюро Горшунова («ГОРА») на Горьковском море, два объекта в городе – ТЦ и реконструкция бывшего здания советского политпроса – выделялись в рейтингах.

Вы же с самого начала участвуете в организации рейтинга, с 1995 года, правильно? Давайте пробежимся по его истории: сразу ли готовили и разрезали торт, чья это была идея, какие ключевые истории можно вспомнить, какие проекты-победители особенно дороги?

Рейтинг придумали как новогоднюю акцию нижегородского еженедельника, в котором я писала про город и работу архитекторов. Была планерка, вспомнили московский рейтинг Ирины Коробьиной, вспомнили проект с Лениным в галерее Гельмана, посмеялись, что наш банк «Гарантия» напоминает торт, развеселились и сочинили такой конкурс.
Макдоналдс на площади Революции © Творческая мастерская Харитонова и Пестова
Фотография © Владислав Ефимов

Думали, что на один раз. Но оказалось, многое точно совпадает с духом города, желанием избыточного, желанием угощать, играть, проигрывать. Делить свой успех со всеми. Как энергия – собирается на Дятловых горах и потом растворяется в космических далях за Волгой. Нижний Новгород долгое время был городом Горьким – торт, сладости – из того же набора что и слоган времен ярмарки про карман России. Во втором рейтинге лучшим признали здание ресторана «Макдональдс» Харитонова и Пестова на площади Революции, но Харитонов был тогда в больнице – итоги подвели скромно, без торта и даже без бургера.
Банк «Гарантия», 1 очередь
© Творческая мастерская Харитонова и Пестова

Не раз была мысль сменить десерт на «настоящую» еду – но это все-таки не про еду, ассоциации воплотили только в фотографиях: здание – заливное, здание – салат… Каждый раз кто-нибудь предлагает ввести номинации – штук 5 хотя бы, но тогда рейтинг будет слишком близок к тому, что бывает везде. В комментариях в анкете Ира Маслова – она городской междисциплинарный исследователь – точно определила, что мы оцениваем объекты эмоционально: «Мы же для рейтинга выбираем «отвал башки», а не просто качественную архитектуру». Это не столько wow-эффект, «уточки», а больше оценка и удивление тому, как меняется город. В 13 рейтинге в десятку лучших вошла работа Ирины Капустиной – жилой комплекс «Три нити» рядом с музеем Горького.
zooming
Три нити. Первая очередь жилого комплекса в квартале улиц Семашко- Ковалихинская- Ульянова
© архитектор Ирина Капустина рэндер – Никита Шкилев

Закономерно, что этот кирпичный объект как эксперт конкурса оценила Наталья Сидорова из ДНК… Нижегородцы хорошо знают место, и видят, что – зачитываю комментарий из анкеты – это «респектабельно и уместно. Связующее звено встало органично между сталинским классицизмом и деревянной застройкой». Так что рейтинг – повод обсуждать то, что нового появляется в городе. У рейтинга есть постоянные партнеры: Арсенал – центр современного искусства, нижегородская компания U-kon и другие. Весной мы сделаем обзорную экскурсию по объектам рейтинга или, быть может, опять – архитектурное ориентирование по новостройкам.

Ваши любимые постройки за все время?

У меня есть несколько любимых зданий, хотя не все из них стали «тортами»: «Золотой дом» (НПО Архстрой), «Белое солнце» и «Денди Хамелеон» (Юрий Болгов, Александр Гребенников), «Дамба» бюро «5и5», «Айсберг» Виктора Быкова.
Победитель Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006–2007 гг. «Денди Хамелеон». Административно-офисное здание в Холодном переулке, Нижний Новгород
© Творческая мастерская «Арко»

Традиционный глянцевый вопрос – какие планы? Рейтинг держится и продолжается?

Каждый раз я думаю: все, этот рейтинг – последний. Но потом видишь новый дом или фотографию нового дома, архитекторы интересуются, будем ли оценивать, присылают еще работы – так втягиваешься и уже не можешь бросить. Тем более третий рейтинг подряд с нами сотрудничает лучший кондитер – Ирина Чихачева, строитель по образованию. Вместо хлебобулочных изделий с розами, в которых сами архитекторы с трудом признавали сходство со своими объектами, она делает десерты по чертежам… Конечно, главное, чтобы было, чем угощаться и угощать. Жюри отметило, что в Нижнем Новгороде по-прежнему есть живые и яркие архитекторы – через два года проверим, что построят.

28 Февраля 2020

author pht author pht

Беседовали:

Юлия Тарабарина, Марина Игнатушко
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.