Архи.ру:
Какое решение, на ваш взгляд, ключевое, самое главное в проекте музея «Коллекция»?
Сергей Чобан на презентации здания музея, 2.10.2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Сергей Чобан:
Я бы сказал, что удобное выставочное пространство. Это настоящая машина для выставок, в хорошем смысле слова машина. Прежде всего – с точки зрения организации пространства: каждый зал может быть разделен на четыре автономные части, что позволяет реализовывать и очень небольшие выставки и, наоборот, огромные. Большая, 5 с лишним метров, высота позволяет выставить любое современное искусство. Также детально продуманы зоны загрузки, боксы для хранения выставочного оборудования и прочие потребности музея. Есть специальный огромный подъемник для произведений искусства.
Второе – продуманная навигация. Честно говоря, я сам очень не люблю путаную навигацию в музейных пространствах, а это, увы, встречается нередко, не только в России, но и во всем мире: когда для того, чтобы найти что-то, ради чего ты пришел в музей, надо пройти 21 зал – и вот ты нашел, дошел, но ты так устал, что тебе больше ничего уже не надо… Есть много выдающихся музеев, где все именно так и происходит. Лучше всего, на мой взгляд, устроена флорентийская галерея Уффици, где в зал ты всегда входишь с галереи – и, благодаря этому, ориентируешься в здании очень легко. Мне хотелось хотя бы немного, на некую нановеличину приблизиться к этому идеалу. В «Коллекции» нам удалось сделать так, чтобы, попадая в музей, посетители сразу понимали, куда они могут дальше направиться – как в пределах первого этажа, так и в масштабе всего здания.
Музей «Коллекция»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена АБ СПИЧ
И, наконец, входное пространство этого музея придумано и функционирует как крытое продолжение бульвара – здесь расположены общественные пространства. Они включают в себя конференц-залы, библиотеку, магазин, детские пространства, а значит, сюда могут прийти семьи и провести время не торопясь, с интересом. И этим музей, опять же, похож на лоджии в итальянских городах. Отсюда и работы уличных художников, граффитистов, как ключевой элемент оформления интерьера главного атриума – развития городского пространства бульвара.
Как вы выбирали художников?
В пространство атриума обращены эскалаторы, которые связывают между собой галереи всех этажей. Это по определению довольно крупные и заметные элементы, инженерное оборудование, если угодно. Соответственно, сразу встал вопрос о том, как их выделить, чтобы сделать неотъемлемой частью музейного пространства. У нас были разные варианты решения этой задачи, но в итоге идея пригласить граффитистов показалась наиболее удачной. В том числе, потому что именно уличное искусство в современной Москве играет ключевую роль в формировании облика все большего числа общественных пространств. В качестве авторов работ, созданных в атриуме «Коллекции», мы пригласили ведущих представителей жанра стрит арта. Кого-то я знал лично, кого-то мне посоветовали Лиза Савина и кураторская команда фестиваля «Нет стен» под руководством Сабины Чагиной.
У вас все стены и перемычки-опоры в музее сделаны из стареющей «неостановленной» меди. Почему именно медь?
Я считаю, что тема материальности приобретает в современной архитектуре, в отсутствие сколько-нибудь выраженного ордера и декора, огромное значение. Именно от выбора материала сегодня зависит, как будет вести себя здание во времени, как оно будет стареть. При этом материальность имеет два одинаково важных параметра: первый – это качество поверхности материала, второй – его физический размер. Понятно, что благороднее всего стареет камень, но мне не хотелось его использовать, поскольку натуральный камень для меня – это прежде всего толщина, а не та тонкая оболочка, которую мы сейчас надеваем на здания, размещая под ней разнообразные утеплители. Идею черного металла мы тоже отвергли: он мог бы красиво и естественно стареть, но пачкал бы платья и костюмы посетителей. Медь оказалась наилучшим вариантом.
Музей «Коллекция»
Фотография © Андрей Белимов-Гущин / предоставлена АБ СПИЧ
Важно и то, что она не просто зримо меняется с течением времени, но и позволяет реализовать архитектуру, которая сохраняет следы своих создателей, вот эти отпечатки пальцев, рук, грязь, случайности изготовления материала. Когда я увидел статую Рамзеса в Абу-Симбеле, я поразился, насколько все надписи последних сотен лет, разнообразные «Вася был здесь XIX века» стали частью его субстанции. И фактически сделали эту субстанцию неотъемлемой частью течения времени. Для такой институции как музей, мне кажется, это очень органично!
Сергей Чобан на презентации здания музея, 2.10.2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Заказчики соглашались со всеми вашими решениями?
Андрей Молчанов – выдающийся заказчик в смысле понимания и сотворчества. Настоящий подвижник в области архитектуры. Реализовать весь этот район ЗИЛАРТ с огромным множеством архитекторов – мне кажется, никому такое не удавалось, кроме него. Музей – важнейший объект этого района, и личность, мнение Андрея, его огромная искренняя любовь к искусству, коллекционированию, как и роль Елизаветы Молчановой, были ключевыми.
Было ли ТЗ, какие-то пожелания?
С точки зрения выставочных пространств техзадание, конечно, было, это совершенно естественно, и мы дали на него максимально развернутый ответ. А с точки зрения архитектуры – я предлагал какие-то идеи, мы все обсуждали и в итоге пришли к решению, которое мы представляем вам.
Желаю музею счастливого плавания, и огромное спасибо Елизавете и Андрею Молчановым за то, что они доверили мне эту работу. Это гигантская честь и очень важный для меня и моей команды жизненный этап.




