English version

Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»

Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.

mainImg
Архи.ру:
АМ Алексея Ильина основана, по моим ощущениям, не так давно – около 2020 года, правильно? – но уже достаточно известна по участию в конкурсах и крупным проектам. Чем вы занимаетесь прямо сейчас, на каком направлении специализируетесь, на высотном московском строительстве?
zooming

 
Алексей Ильин:
Мы предпочитаем не ограничивать себя какой-либо специализацией – наоборот, берем принципиально разные задачи, объекты разного масштаба и функции. Я, к примеру, с большим интересом работал над собственным домом, который вошел в недавно вышедшую в издательстве TATLIN книгу «Дом архитектора».
Частный жилой дом
Фотография: предоставлена А. Ильиным

Тем не менее – да, мы следуем за актуальными тенденциями московского архитектурного рынка и прямо сейчас у нас в работе несколько высотных проектов. Сейчас строится несколько крупных комплексов: ЖК Voice Towers, Нагатино iLand. В Amber City уже 8 этажей первой очереди выведены в бетоне.
  • zooming
    ЖК Amber City
    © Архитектурная мастерская Алексея Ильина
  • zooming
    ЖК Amber City
    © Архитектурная мастерская Алексея Ильина

Для одного из кварталов ЖК Shagal мы предложили достаточно разнообразные фасады, реагирующие на соседство воды. Все это – в процессе реализации. Почти готов офис в Переведеновском переулке Rail.a. Еще 5 крупных проектов мы пока не имеем права показывать.

Какая самая большая высотная отметка среди ваших проектов?

Сейчас – 360 метров.

Я помню, вы участвовали в московском конкурсе «Фасады реновации», и победили в одном из разделов, а потом та же пластическая идея – башни со скругленным, цилиндрическим верхом – появилась у вас в проекте ЖК Voice. Все хочу спросить, что там, в верхней части, расположено?

Под этим «сводом» – объемное двойное пространство, там помещается как квартира-пентхаус с террасой, так и техэтаж. В этом проекте мы не имели возможности экспериментировать с разновысотной композицией, еще действовали высотные ограничения. Поэтому дома одной высоты, но различаются по цвету и поставлены под прямым углом друг к другу; это позволяет полуцилиндрической форме завершений «заиграть» более интенсивно. Кроме того, так каждая башня получает нетривиальные торцы.
  • zooming
    ЖК Voice Towers
    © Highlight Architecture & АМ Алексея Ильина
  • zooming
    ЖК Voice Towers
    © Highlight Architecture & АМ Алексея Ильина

Какими принципами вы руководствуетесь при работе с такого рода высокоплотными комплексами сейчас, проектируя для Москвы?

Сумма этих принципов достаточно известна. Безусловно, мы стремимся к многофункциональности общественных пространств на уровне пешехода, созданию комфортного пространства как снаружи, так и внутри. В это понятие входит и разнообразная, как при ближайшем рассмотрении, так и при взгляде издали, современная архитектура: форма, фактура, силуэт. Сейчас плотность может быть распределена по высоте, мы имеем возможность варьировать высоту от средней до максимальной этажности, работая с объемами на разных уровнях, формировать своего рода «слои» ощущения города – близкий, средний, дальний. Это дает значительное пространство для маневра.

Говоря о современной архитектуре, что вы имеете в виду? Стекло, металл?

Стекло и металл – в том числе, в крупномасштабном современном строительстве без них не обойтись – но не столько и не только. Сейчас каждый автор находит собственные варианты в широком спектре актуальной «азбуки». Мне нравятся современные материалы, гибкие линии, работа с объемом, цветом, крупной динамичной формой – но не менее важными я считаю и детали, моделировки, мелкие нюансы, в том числе ощущаемые на уровне пешехода.

К примеру, на миниатюрной территории, которая окружает офисное здание Rail.a, мы предложили встроить в мощение «рельсы» – как металлические, так и «световые»: полосы подсветки. То и другое откликается на соседство железной дороги.

Расскажите об этом проекте. Он почти готов?

Да, стройка уже в серьезной стадии, здание наполовину облицевали, думаю, в этом году его должны завершить. Мы сейчас пристально наблюдаем за процессом завершения.

Там с трех сторон фальцевый фасад обтекаемой формы, как скорлупа или ракушка – в духе стримлайна или аэрострима. А четвертый фасад, обращенный к железнодорожным путям, решен как своего рода витрина, обращенная к поездам. Должен сказать, это эффектное зрелище, я и сам был бы не против работать в таком офисе. Rail.a занимается проектированием мостов и дорог, так что тема транспорта для них – близкая.
  • zooming
    Rail.A. Офисный центр в Переведеновском переулке
    © АМ Алексея Ильина
  • zooming
    Rail.A. Офисный центр в Переведеновском переулке
    © АМ Алексея Ильина

Слушаю вас и понимаю, что вы, вероятно, с большой серьезностью относитесь к качеству воплощения проекта. Всегда ли удается оставить за собой авторский надзор?

Нам пока что удается, это важная стадия. К тому же это совсем недорого, надзор, конечно, не имеет экономической целесообразности, но очень важен для нас.

С какими стадиями проектной документации вы работаете в бюро? Концепция, П, РД?

Мы всегда обязательно работаем со стадией П, то есть проект, без этого ничего не получится. На РД мы приглашаем проверенных коллег.

У нас есть постоянные партнеры, «Проект 2018», эта компания организована не архитектором, и у нас нет творческих трений и пересечений; у них есть ГИПы, инженеры, большой штат конструкторов, и у нас с ними хороший контакт, мы вместе быстро можем найти хорошее решение. Очень удобно со многих точек зрения – и им, и нам. Все большие проекты мы делаем совместно.

Если нам браться еще и за рабочку, это автоматически ведет к увеличению компании до ста человек, а я бы этого не хотел.

Сколько сотрудников у вас сейчас?

Тридцать – тридцать пять. У нас очень маленькая текучка и молодой состав. Есть студенты. Одна девушка поехала вот в Милан экзамены сдавать… Есть главный архитектор мастерской, Игорь Симороз, он курирует все проекты. Есть несколько ГАПов.

Вы говорили о разнообразии. Какие еще проекты его составляют?

Вот сложный проект – Парк покорителей Космоса в Саратовской области, мы его сделали совместно с бюро «Красный квадрат». Он должен быть реализован, но это госзаказ, с ним непросто и небыстро. Гигантский развлекательный комплекс с множеством павильонов. Мы постарались избежать крикливости «Диснейленда», но сделать эффектные, интересные вещи, например, использовали печать на металле.
  • zooming
    Парк покорителей космоса им. Ю.А. Гагарина
    © АМ Алексея Ильина
  • zooming
    Парк покорителей космоса им. Ю.А. Гагарина. Павильон «Восток-1». Дневной вид
    © АМ Алексея Ильина

Или вот проект для Минвод. Он в дело не пошел, но зато выиграл Серебряный знак на прошлогоднем «Зодчестве». Мы специально сделали деревянный макет для выставки – в общем, было неожиданно и приятно.

В чем фишка этого проекта? В изогнутой форме?

Не только. Здания обходят ценные деревья на участке, это и определяет форму. Пространство на уровне земли – общественное, то есть тут везде можно было бы пройти и выйти на видовую площадку, а панорама там феерическая: площадка расположена на склоне, высоко. Ядром программы комплекса был многофункциональный концертный зал. Такого зала в Кисловодске пока нет, так что когда приезжают знаменитости, выступать им негде.

Кроме того, мы предложили протянуть туда трубы с минеральной водой – знаете, специалисты считают, что пользы от бутилированной минеральной воды в бутылке не намного больше, чем от самой простой воды. Поэтому мы предусмотрели «минералопровод». Увы, проект пока не развивается.
  • zooming
    Гостиничный комплекс с апартаментами, концертным залом и спа, проект, 2022
    © АМ Алексея Ильина
  • zooming
    Гостиничный комплекс с апартаментами, концертным залом и спа, проект, 2022
    © АМ Алексея Ильина

Участвуете ли вы в конкурсах?

Тут сложная история. Вообще-то я конкурсы очень люблю. Еще во время учебы мы с Александром Цимайло восхищались Бродским и Уткиным, их офортами, и сами отрабатывали штриховую графику рапидографом, отправляли работы и на японские конкурсы – но там не выиграли. А вот в Чикаго выиграли и даже получили премию – $7000. Тут же потратили ее на поездку в Европу, многое удалось тогда посмотреть: Барселону, Париж, разные локации. Диплом потом тоже делали вместе – 10 планшетов с плотной штриховкой; нам тогда помогал Николай Ляшенко. Он только-только вернулся из Германии, и мы вместе сделали такой макет, каких в то время, в 1996 году, еще не бывало – с деревьями, с людьми, проволочками какими-то...

Впрочем, не все конкурсы и не всегда радуют. К примеру, мы участвовали в закрытом конкурсе на кварталы со стороны набережной в Тушино, от Asterus. Сделали разноформатные дома – от таунхаусов до башен, ступенчатые, с террасами, с крупными сквозными отверстиями, и еще, «на закуску», круглый дом «Колизей». Очень старались. Но даже не вышли в финал. Потом пробовали разузнать, почему – нам сказали, что получилось слишком сложно.
  • zooming
    Конкурс на прибрежные кварталы района ALIA
    © АМ Алексея Ильина
  • zooming
    Конкурс на прибрежные кварталы района ALIA
    © АМ Алексея Ильина

Или недавний конкурс на ТПУ «Фили». Поговорив с заказчиками, мы получили уверенность в том, что требуется смелое здание прямо над дорогой. Мы такое и спроектировали – здание-рамку, и если ехать по трассе проспекта Багратиона, то в определенном ракурсе Москва-Сити оказывалась бы внутри этой рамки.
  • zooming
    Многофункциональный комплекс ТПУ Фили. Конкурсный проект
    © АМ Алексея Ильина
  • zooming
    Многофункциональный комплекс ТПУ Фили. Конкурсный проект
    © АМ Алексея Ильина




Просчитали вместе с нашими партнерами-конструкторами реалистичность предложения, в том числе строительство над трассой без ее остановки на длительный период: можно было бы остановить движение на 2 часа, подвезти ферму, краном ее поднять. Еще придумали «улитку» – рампу съезда с эстакады. Интересный был проект, 2 см документации в толщину. И, главное – совершенно реализуемый. Победа нам не досталась, тоже не исключено, что из-за смелости предложения. Участвовали в конкурсе Garage Screen 2022 года.
  • zooming
    Конкурсный проект Garage Screen 2022
    © АМ Алексея Ильина
  • zooming
    Конкурсный проект Garage Screen 2022
    © АМ Алексея Ильина



И все же, как автор, немало участвовавший в конкурсах – поделитесь лайфхаками?

Думаю, что их три. Первое, и я это понял достаточно давно: если в голову сразу приходит красивая идея – о ней надо забыть. Она придет еще 90% участников. Второе: подача должна быть классной. Жюри рассматривает сотни проектов, вы и сами знаете – это много. Подача должна зацепить в первую очередь. Третье правило – крутая идея. Конечно, она нужна. Но она идет третьим пунктом, потому что если у тебя хорошая идея и ты не смог ее грамотно представить, то все бессмысленно.

Преподаете ли вы?

Сейчас нет. Я преподавал полтора года в МАРШе – это дало колоссальный опыт, но и стало для меня очень большой нагрузкой. Надо сказать, я ответственно подошел к задаче... Хотя у нас было всего 12, кажется, человек в группе. Двое из них поработали в бюро, потом один уехал в Петербург, другой – в Швейцарию.

Преподавание – хорошая тема. Когда ты начинаешь объяснять то, что самому кажется совершенно очевидным, какие-то вещи становятся сформулированными. В этом главная польза. Но преподавание требует большого напряжения, вовлеченности, участия во всех процессах. Может быть, я приду к нему несколько позже.
Вы известны как рисующий архитектор. Что вы рисуете и как?

Я рисую всегда только с натуры. Рисовать с фотографии мне неинтересно.

То есть как импрессионисты, о которых Дега говорил, что они готовы умоститься над обрывом и писать, не обращая внимания ни на что?

Ну, я как Марке, знаете, есть картина: он сидит на пляже в костюме, бабочке, шляпе и пишет, а вокруг жарко, бегают дети и все такое. Хотя я не люблю, когда вокруг много людей – это мешает.

А темы? Вы рисуете архитектуру?

Не обязательно архитектуру – все, что рисуется. Хотя я бы так сказал: мне интереснее города, чем, скажем, природные пейзажи. Но в Москве не получается – в Москве работа, поэтому я рисую в основном во время поездок. Вот съездил к дочери в Амстердам, она там учится – заодно и порисовал. Теперь она по обмену едет в Лондон – тоже съезжу. Старшая дочь уже профессиональный художник, очень любит работать маслом, у нее было несколько выставок. Сейчас учу младшую дочь, ей 6 лет.

Ваша техника – черный контур в сочетании с акварелью?

Мне вообще близка смешанная техника. Для контуров я использую китайскую кисть – это сродни фломастеру, внутри флакончик, он заряжается чернилами. Она может дать и очень тонкую, и толстую линию. Дальше – акварель, дорабатываю поверх мягким цветным карандашом, обычно у меня их несколько. Люблю гризайль.

У вас были выставки как у художника?

Немного. Я участвовал в «Архиграфике», однажды даже получил там первый приз. Потом была выставка в галерее моего друга на «Красном Октябре», там у меня была серия маяков. В какой-то момент увлекся маяками; и должен сказать, что добраться до маяка – а самые интересные находятся, в основном, в Дании и Норвегии – довольно сложная задача с точки зрения логистики. В Исландии так и вообще было почти невозможно писать, хотя что-то мне удалось сделать и там.
  • zooming
    Гран-Плас, Брюссель. Бумага, акварель, черный уголь, пастель, китайская кисть. 2019
    © Алексей Ильин
  • zooming
    Маяк на острове Хийумаа. Эстония, 2016.
    © Алексей Ильин

На торцах ЖК «Филатов луг» размещены ваши увеличенные акварели. Вы часто рисуете для зданий?

Специально вообще никогда. В случае с «Филатовым лугом» нужно было что-то делать с этим домом – он по форме, как видите, достаточно простой. Мы решили сделать муралы. Чужие работы было использовать сложно, поскольку требовалось разбираться с авторскими правами, и мы выбрали из своих. Там фрагменты видов Амстердама и Копенгагена; надо сказать, Копенгаген – это вообще мой любимый город... Все было прорисовано в Автокаде. Мы нашли возможность напечатать на керамограните – и, должен сказать, фантастически хорошо вышло с цветопередачей, не ожидал, что так получится.
  • zooming
    ЖК «Филатов луг»
    Фотография: предоставлена СПИЧ
  • zooming
    ЖК «Филатов луг»
    Фотография: предоставлена СПИЧ

Вообще-то я не уверен, что нужно такие вещи делать на домах, но так сложилось...

Почему не уверены? Существует же большая традиция муралов и монументального искусства, хотя бы в модернизме...

Да, но, во-первых, это нужно делать специально. А тут сложилась такая ситуация – нужно было оживить торцы домов; я и сам удивился, что получилось неплохо.

Других подобных опытов у вас не было?

Была одна интересная история, которая, впрочем, не воплотилась. Мы участвовали в конкурсе на станцию метро «Остров мечты». Первое место досталось TOTEMENT/PAPER, мы оказались на втором. Но потом что-то там не задалось, позвали нас, потом и от нашего проекта отказались – из-за черного цвета. Окончательный вариант делал Мосинжпроект.

Но я не об этом. Работая над проектом, мы изучали место, сходили в «Остров мечты». К зданию многие относятся с обоснованным скептицизмом, но как парк аттракционов он считается лучшим в Москве. Так вот, там есть коридоры, моллы, ведущие к основному залу – и они оформлены как узнаваемые города: Москва, Париж... И мы в своем проекте сделали реминисценцию: поместили на станции мои рисунки Амстердама, Антверпена – сделали «акварельный город».
  • zooming
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Архитектурная мастерская Алексея Ильина
  • zooming
    Конкурсная дизайн-концепция станции метро «Остров мечты»
    Архитектурная мастерская Алексея Ильина

Да, был и такой опыт.

Но все это – отдельные случаи, результат стечения обстоятельств. Специально эскизов для своих зданий я не делаю и не стремлюсь к этому. В процессе проектирования рисую, да, и много. Прорисовываю проекты до деталей, использую рисование для размышления.

А для архитектурной подачи?

Знаете, сейчас рисованная подача – это роскошь. Которая требует сил и времени. Как и макет. Все заменили видео и картинки. Заказчик хочет видеть фотореалистичный рендер. Иногда, когда срочно надо сделать вариант, я могу что-то нарисовать по болванке – но это случается редко, уже не помню, когда в последний раз было.

Как вы начинали? Вижу в вашем портфолио несколько очень известных зданий. Что вам дал опыт работы в крупных бюро?

Опыт очень много дал, конечно.

Я начал работать около 1993 года, на третьем курсе института. Большая часть работавших в то время архитектурных бюро занималась преимущественно частными интерьерами и домами. Было только три частные компании, которые активно участвовали в городском строительстве: СКиП, ТПО «Резерв» и «Группа АБВ» – компания Павла Андреева, Никиты Бирюкова и Алексея Воронцова. Они и стали моими, без преувеличения, «отцами» в архитектурной профессии: учили, рассказывали, что и как устроено. Никита Бирюков всегда меня поддерживал и ценил. Мы сидели в мастерской безвылазно, чертили еще вручную, без компьютеров – но именно работа в АБВ позволила мне сразу включиться в городское проектирование.

Одной из удач я считаю работу, в самом начале 2000-х, над зданием БЦ «Дукат», который строился как офис компании Heinz, американцами для американцев – они тогда были здесь очень активны. Стадию дизайн-девелопмента сделала компания SOM. Мы занимались адаптацией, ездили в Америку – даже вместе с конструкторами. В то время в Москве современных офисов не было или почти не было, и мы многому научились.
  • zooming
    БЦ «Дукат»
    Фотография © Алексей Ильин
  • zooming
    БЦ «Дукат»
    Фотография © Алексей Ильин

Мы, наше поколение, выросшее в СССР, в то время были очень мотивированными: быстрее, выше, сильнее... Все очень стремились к успеху. Это был какой-то бум. Сейчас все немного спокойнее, что ли. Постоянное движение вперед, к новым достижениям нам казалось совершенно естественным.

Потом так вышло, что у меня появился немецкий партнер – Сергей Чобан, и мы открыли бюро «Ильин Чобан». Вместе с Сергеем Кузнецовым спроектировали ФОК La Saluta на Таганке – к слову сказать, это первый в Москве дом с гнутой объемной керамикой.
  • zooming
    Физкультурно-образовательный комплекс на улице Солженицына
    © SPEECH
  • zooming
    Физкультурно-образовательный комплекс на улице Солженицына
    © SPEECH

Потом вы сотрудничали со СПИЧ и стали руководить мастерской №1?

Совершенно верно. Отчасти я и создал там систему мастерских. Моя мастерская функционировала как отдельная единица, я сотрудничал с компанией как проектный партнер.

Вы работали с «Лотосом», «Новатек-2», музеем «Коллекция» на ЗИЛАрте. Какой из проектов ваш любимый?

Музей «Коллекция», на мой взгляд, хорошо получился в реализации. Впрочем, это уже не моя заслуга, а коллег, которые занимались рабочим проектированием и довели проект до воплощения. С «Новатеком-2», должен сказать, мне повезло: я оказался первым, кого заказчик выслушал, кому удалось показать варианты. Был выбран самый интересный, на мой взгляд, вариант.
  • zooming
    Новое здание штаб-квартиры компании «Новатэк», АБ СПИЧ
    Фотография © Дмитрий Чебаненко /предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Музей «Коллекция» на ЗИЛАрте, АБ СПИЧ
    Фотография © Алексей Ильин / АМ Алексея Ильина

Я очень ценю и опыт реализаций, и профессиональное общение с Сергеем Чобаном. 

Почему все же решили создать собственное бюро? И в какой момент это произошло?

Почему? Думаю, потому, что я перелистнул для себя эту страницу. Надо было двигаться дальше. Произошло – во время пандемии, где-то в 2020 году. Странное было время, все сидели по домам, моя семья была за городом, и я вечерами читал для них «Героя нашего времени». И в то же время период пандемии оказался турбулентным. В это время многое произошло. Но и у меня и раньше были самостоятельные проекты.

Например?

Например, проект 2018 года – дом «Аалто». Его строила финская компания YIT, они тогда привезли из Финляндии качественные материалы, металл хорошей толщины без искривлений.
  • zooming
    ЖК Аалто
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АМ Алексея Ильина
  • zooming
    ЖК Аалто
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АМ Алексея Ильина

Давайте вернемся к самому началу вашей карьеры. У вас две «ипостаси», художник и архитектор. С чего же все началось? С семьи? С художественной школы?

Семья у меня не архитектурная, родители инженеры. В художественную школу меня «запихнули»; не могу сказать, что мне нравилось, не могу сказать, что был хорош, особенно поначалу. Постепенно втянулся. Но главное – мой преподаватель, Виталий Всеволодович Верниковский – довольно известный художник, у него была своя манера, он рисовал деревянной щепкой – был по образованию архитектором. Его ученики давали уроки для поступления в МАРХИ прямо там же, в школе. Я присмотрелся и решил, что это хорошая специальность: она дает некое творческое видение и в то же время не лишена некоторого контакта с реальностью, здоровой приземленности. Причем я как-то сразу понял, что хочу совместить эти вещи, но в то же время понял, что хочу быть именно архитектором, не проектировщиком.

Как вы различаете тех и других?

Я бы сказал так: проектировщики смотрят на вещи довольно утилитарно. Я же смотрю с интересом, всегда. Мне интересно каждый раз что-то придумывать, какое-то новое решение – будь то маленькая деталь фасада или огромный градостроительный комплекс.

Итак, с восьмого класса я стал готовиться, пошел на курсы, сам записался. Никакой протекции у меня не было, никаких «лап». Сдал – на проходной балл, голову и композицию на 8 и 9, кажется, а в черчении, хотя любил и умел чертить, сделал две проекционные ошибки – получил 4. Еле прошел, иными словами. А потом увидел, что половина моих сокурсников вообще не очень умеет рисовать... Так-то. Тогда я понял: мне страшно повезло, что я вообще поступил.

Не разочаровались в выборе?

Вообще нет. Так сложилось, что я, собственно, никогда не планировал быть никем другим. Пока работа приносит удовольствие.
Амстердам. 2016, Акварель. 60 х 45
© Алексей Ильин

03 Декабря 2025

Похожие статьи
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Технологии и материалы
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Сейчас на главной
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.