Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.04.2019

Сеанс городской терапии

Юлия Тарабарина
Объект:
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
Адрес:
Россия, Москва. Ленинский проспект, д. 6, стр. 1
Мастерская:
WOWHAUS
Авторский коллектив:
Руководители: Дмитрий Ликин, Олег Шапиро
Главный архитектор проекта: Э. Русенко
Ведущий архитектор: Татьяна Старченко
Архитекторы: Ильяс Гильманов, Дарья Дордина, Алина Малышева, Александра Плотникова
При участии: София Жукова, Янина Смагина
ГИП: Алексей Жирков
Менеджер проекта: Диана Долгополова

Новый вход в парк Горького с Ленинского проспекта, спроектированный и построенный архитекторами Wowhaus, продолжает заложенные когда-то теми же авторами тенденции раскрытия парка городу, хотя он и не чужд тонкого переосмысления его традиций.

Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы

Новый вход в парк Горького открыли в сентябре 2018 года на день города, как важный для города инфраструктурный объект. Так и есть: долгое время, идя или проезжая по Ленинскому проспекту, было сложно представить, что отсюда до парка рукой подать, – нет, следовало обойти угол метро, пройти по Садовому кольцу, только так мы попадали к одному из входов.

Немного истории
Заметим, что архитекторы Wowhaus работают с преобразованием парка Горького давно, с «капковских» времен. Они были первыми, кто заметно изменил парк, и с другой стороны, для бюро это одна из знаковых и стартовых реализаций. Также как впрочем и для Москвы: понятие парк Горького стало почти нарицательным – эмблемой урбанистических преобразований столицы. Голицынский пруд и Оливковый пляж, на котором хотели расставить яблони, но оливы оказались дешевле – 2011 год; Летний кинотеатр «Пионер» – 2011; павильоны и пергола – 2012; каток, основоположник больших московских катков нашего времени – 2011-2012 и так далее. Открывшаяся в 2013 Крымская набережная, помимо прочего, стала входом в парк с набережной, под мостом, с прямым переходом в реконструированную тогда же Воробьевскую набережную, принадлежащую ЦПКиО. Архитекторы аккуратно, хотя и под стоны тех, кто любил Луна-парк с аттракционами, внедряют новую концепцию и в том числе способствуют раскрытию территории, ее большей доступности и безбарьерности. Ведь правду сказать, к главному входу Щуко-Спасова мне лично и подойти-то как-то робко, кажется, что тут же остановит милиционер. Сияющий и чистый, в белой рубашке, а все же. Хотя возможно не все это ощущают и ходят себе преспокойненько через главный вход, тем более его тоже реконструировали, в 2015, поместив во фланкирующих колоннаду пилонах музей парка.

После 2013 года начинается перерыв в работе Wowhaus с парком Горького; заложив основы, архитекторы переключаются на другие проекты. Новый вход с Ленинского проспекта, завершенный осенью 2018 – своего рода возвращение. К истокам или старому другу, с грузом нового опыта и впечатлений.

Если же мы углубимся в историю еще чуть-чуть, то обнаружим, что: «Впервые идея создания сквозного прохода от Ленинского проспекта к Парку Горького была предложена еще в 1932 году в генплане Москвы авторства А. Щусева и А. Власова, но в планы архитекторов вмешалась война». Так что граница между Градской больницей и бывшим Мещанским училищем и богадельней Купеческого общества как была, так и оставалась закрытой.

«К проекту нового входа вернулись из-за быстрого развития парка Горького и музея «Гараж», – поясняют архитекторы.

Раскрытие «Гаража»
Действительно, новый вход проложен между зданиями института Стали и сплавов и территорией Первой градской больницы, – а ведет прямехонько на площадь Искусств перед музеем «Гараж», зданием шестидесятнического кафе «Времена года», реконструированного Ремом Колхасом. Площадь была открыта тогда же, когда и новое здание музея, в 2015 году, – но с тех пор подход к ней был как-то сбоку, и смотрела она на край парка и на забор еще не реконструированного Шестигранника Жолтовского, тоже предназначенного «Гаражу». Иными словами, не имела того центрального значения, которое необходимо для площади со столь громким названием.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
© WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Общая аксонометрия  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Общая аксонометрия
© WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта
© WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Генплан  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Генплан
© WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Взрыв-схема  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Взрыв-схема
© WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта.Разрез  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта.Разрез
© WOWHAUS

Новый вход со стороны Ленинского проспекта не только ненавязчиво оживил сам проспект и развил, усложнил городские связи, но и существенно раскрыл пространство перед «Гаражом», придал ему качества парадности и сделал более доступным. К тому же вид, который открывается из пространства нового входа – на «Гараж» и Шестигранник. Раньше, повторюсь, сам музей-то приходилось немного искать в парке, а про сооружение Жолтовского и не говорю. Теперь они акцентированы уже самим открывшимся видом, теперь им достается больше внимания и интереса. Может и реконструкция Шестигранника ускорится, а?

Гибридная структура
Качество входа в парк под мостом с Крымской набережной – естественная ненавязчивость. Идешь себе и идешь, разве вот можно присесть на скамейках, удачно спрятанных от дождя под мостом. Особенность парадного входа – классицистическая акцентность и структурность. Уж здесь нельзя не заметить, что пересек некий портал и попал в мир с иными свойствами. Это противоположные решения, и в эмоциональном отношении, и с точки зрения принципов урбанистической эстетики.

А вот новый вход объединяет два названных принципа.

Во-первых, у него есть портик. Правда, вытянутый вдоль Ленинского проспекта, вовсе не массивный, металлический и черный, как будто «выращенный вверх» из заборов двух соседних учреждений. То есть он и акцентирует вход, и в то же время сращивает два забора, берет на себя две функции и до некоторой степени мимикрирует, сливаясь с контекстом. И ритм его стройных трубок-опор сбитый, нерегулярный, как будто здесь бредет гигантская сороконожка. Но опор – два ряда, как и в пилонаде главного входа; они объединены «крышей», она ни от чего не защитит, зато состоит из зеркальных вмятин, так что кажется, что черные столбики растворяются в небе. А по ночам «пилонаду нашего времени» подсвечивают, встроенные в зеркальный верх лампочки образуют размытые столбики белого света между черных «ног».
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонидов © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонидов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид ночью на вход  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид ночью на вход
© WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид ночью на перголу  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид ночью на перголу
© WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы

Во-вторых, у нового входа, как и у старого парадного, есть ступеньки. Кто бывает в парке, тот знает, что пройдя через пилонаду Щусева/Власова, посетитель попадает сначала на площадь, и не какую-нибудь, а Ленина, после чего спускается вдоль цветников по протяженному ступо-пандусу. Новый вход Wowhaus-a тоже заканчивается со стороны парка ступеньками. Вообще говоря это предсказуемо, поскольку парк занял место ВСХВ, а выставка расположилась на полях в приречной зоне – ПЦиКО располагается в низине, поэтому с обеих сторон требуется спуск. Архитекторы Wowhaus превратили свой вариант ступенек, что тоже достаточно предсказуемо, в амфитеатр. Но непростой, а скошенный и напоминающий греческий театр после землетрясения, когда у него немного поехали камни. Зубчатые в плане скамейки вписаны в треугольники, между ними вьется зигзаг каменного пандуса, поддержанный по краям крупными ступенями. Пройтись по такому сооружению – само по себе приключение, в какой-то момент начинает кружиться голова, присядешь на скамейку даже зимой. А значит, место будет востребовано детьми, изучающими свойства измененного пространства, и взрослыми, поджидающими их в созерцании парка, это как минимум. В отличие от ступеней Главного входа, на мой вкус скорее утомительных, здешний амфитеатр-зигзаг – пространство задержки, затягивающее и провоцирующее провести в нем время. Впрочем для тех, кто спешит, спуск продублирован обычной лестницей.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов © Департамент капитального ремонта города Москвы © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов © Департамент капитального ремонта города Москвы
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»

Третий элемент, который, хотя и не без некоторой натяжки, можно сопоставить со структурой парадного входа, – смотровая площадка. Признаться, он здесь – один из ключевых и даже кажется своего рода «гвоздем», на котором держится композиция. В парадном входе смотровая площадка это собственно южная кромка Ленинской площади, с балюстрадой и видом на главную аллею, все примерно как в усадьбе Архангельское, только меньшей высоты. Здесь для смотровой площадки предусмотрена отдельная консоль-балкон, не по центру, а справа, чтобы не мешать тем, кто спешит. У балкона замечательные стеклянные ограждения, которые так редко встречаются в Москве и вовсе не загораживают вид, но дают ощущение обрыва и мечты о полете. Внизу балкон опирается на замечательного оранжевого «ежа», конструкцию из перекрещенных металлических труб: он и поддержка, и арт-объект, не зря же мы идем на площадь искусств. Было бы может быть, отлично снабдить трубы ступеньками для лазания детей – но нет, в данном случае авторы намеренно придерживаются только пространственно-пластических развлечений, никаких «аттракционов» здесь нет, возможно потому, что это всё же вход, про-ход, слишком долгие задержки нарушили бы его жанровую целостность.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»

Плетение потоков
Между тем несмотря на структурные переклички с парадным Главным входом, собственно пространство здесь решено аклассично, современно и совершенно в духе Wowhaus-a. Или даже так: три вещи, так или иначе несущие иконографически-контекстуальный смысл, служат некими реперными точками, поводами для остановок, они, каждая по-своему, преграждают путь. Все остальное внимание архитекторов сосредоточилось на потоках, продольной организации. Она состоит из нескольких дорожек-течений, по ощущением их две или три, скажем так, две с половиной. Две стартуют от двух входов под портиком с Ленинского проспекта, одна ближе к метро, другая к больнице. Та, что справа, из светлого камня, – слева из темно-зеленого. Между ними небольшой парк, трава, деревья и скамейки, между ними тоже дорожки, ходить здесь, в отличие от гигантских цветников Главного входа, можно свободно и куда хочешь. Но две основные «нити» (вспоминается пресловутая дорожка из желтого кирпича) ведут вперед. Зеленая дорожка, чей цвет возможно должен напоминать о том, что идем мы в парк, начинает плавно спускаться, перепад высот довольно большой, 12 метров вниз, если считать от проспекта.

«Светлый путь», то есть часть, выложенная розоватым камнем, никуда не спускается, а ведет нас под перголу вдоль длинной деревянной скамейки. Пергола – антипод входному портику, она подчеркивает продольное движение потока, ее крыша решетчатая, в форма волны похожа на летящий по воздуху платок, что, если вдуматься, может напомнить коварные нежности сталинского кино, – чем она тоже, хотя и по-своему, перекликается с историей парка Горького. А ведет и направляет она нас к балкону, к созерцанию панорамы. Вдоль балкона, налюбовавшись, можно спуститься по лестнице: правая и левая части здесь особенно расходятся по высоте, зеленая дорожка спустилась тем временем на 3 метра.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Пергола  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Пергола
© WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид с амфитеатра  © WOWHAUS
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Вид с амфитеатра
© WOWHAUS

Зеленый камень тропинки подчеркнут тем, что слева от него поверхность опять вложена светлым гранитом – цветовая, без рельефа, граница увлекает, заставляет внимательнее разглядывать то, что под ногами, и оживляет сюжет. Дети любят прыгать по разноцветному мощению, ходить по бордюрам и линиям. Взрослые тоже, только они не признаются, хотя это обогащает их эмоциональный опыт. Может быть и заметят, что здесь, в начале склона, произошло пересечение двух дорожек.
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий  © Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Алексей Народицкий
© Музей современного искусства «Гараж»
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов  © Департамент капитального ремонта города Москвы
Новый вход в парк Горького со стороны Ленинского проспекта. Фотография: Олег Леонов
© Департамент капитального ремонта города Москвы

Дальше зеленая тропинка переходит в зигзагообразный пандус между ступенями амфитеатра. Его острые углы заходят на лестницу, сшивая две части главного спуска. И тут тропинка исчезает. Всё, мы спустились, теперь под ногами подозрительно-гладкий наливной бетонный пол, такой же, как на площади искусств, в сторону которой мы движемся. Но еще один маленький акцент – стены транформаторной будки перед площадью получили мятую зеркальную поверхность, такую же, как под козырьком входного портика. Это – последний привет от приключения, пережитого нами при пересечении двухсот метров протяженности нового входа. Дальше начинаются иные сюжеты, связанные к освоением логики современного искусства.
***

Архитекторы Wowhaus, признанные мастера парково-урбанистической работы, стоявшие у истоков этого направления, превратившегося сейчас в мощный поток, верны себе: соединили город со своим любимым парком. Обустроили еще одну пешеходную связь, элемент проницаемости городской ткани. Помнится, в 1970-е об этом говорили герои НЭРа Гутнов и Лежава, – о том, что город должен быть таким, чтобы его можно было спокойно пройти пешком, не обходя огромные пространства, да еще несколькими маршрутами. Тогда по нему будет хорошо_гулять, не упираясь ежемоментно в заборы. Сколько лет прошло (около пятидесяти), а проекты такого рода лишь поштучно реализуются. Но и то хорошо.

Вход получился легким и тонким, ненавязчивым и современным. Можно было поставить на этом месте массивные ворота в фронтоном и аркой, лучше всего из разноцветной фанеры и подсветить так, чтобы вырви-глаз. И москвичи бы потянулись стройной вереницей к новому входу. Но проезжая по проспекту, улавливаешь изменения лишь краем глаза – что-то раскрылось, что-то белое маячит, вроде бы этого не было, все на уровне пространственных ощущений, без тяжести и обязательности. Здесь использован тот тип изменений, которые происходят исподволь, без транспарантов, радикально меняют настроение, но так, что сразу и не поймешь, почему. Как будто слегка изменилась погода. Это очень ценно, поскольку бережет человеческие эмоции, не давит на них, а работает терапевтически (помните? «все вы хирурги, нет среди вас ни одного терапевта»©, – так вот здесь все наоборот).

И в то же время, при всей невесомости проекта, его почти-неощутимости, он очень насыщен. Казалось бы чего проще, надо открыть проход, так убрали забор, построили лестницу, так нередко и делают, и все счастливы, раз у можно пройти. Но здесь еще много всего, целая сценография чувств. Нужно, конечно уметь ощутить все наслоения пространства, возможностей, графики и смыслов, заложенные в это преддверие парка и переплетенные в этакую неплотную косу. Гулять, наблюдать, вдумываться. Но можно и быстро пробежать. Так что вход для всех, пользуйтесь.