27.02.2019

Воля к разнообразию

ЖК «Европа Сити» оживил как минимум три вещи: бывшую промышленную территорию на окраине Петроградской стороны, классические приемы построения городской застройки и устоявшиеся представления о панельной архитектуре.

информация:

  • архитектор:

    Сергей Чобан

    Sergei Tchoban
  • проекты:
    Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков / Евгений Герасимов, Сергей Чобан / Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH
    где:
    Россия. Санкт-Петербург, Петроградский район, пр.Медиков,10
    авторский коллектив:
    Авторский коллектив: архитекторы – Е.Л. Герасимов (рук. авторского коллектива), С.Э. Чобан (рук. авторского коллектива), В.Ф. Хиврич (главный архитектор проекта), О.В. Головко (рук. группы), А.А. Штепа, А.О. Ершова, А.А. Кузнецов, А.А. Гетманская, А.Е. Вагнер, Е.В. Басай;
    конструкторы – М.Я. Резниченко (главный конструктор), Т.С. Харинская (рук. группы), М.П. Илиодорова, Т.Е. Смирнова, К.А. Власова, М.И. Кирпикова, С.П. Ненашев, Н.В. Богданова, М.А. Кокшарова, А.В. Кузнецов, Е.В. Егорова, В.Ю. Антонов, А.С. Денисов;
    генплан – Е.Н. Кузнецова, А.С. Титова, И.А. Харинская

    Tchoban Voss Architekten
    Архитекторы – П. Земсков, Ф. Шольц

    SPEECH
    Архитекторы – В.В. Казуль (главный архитектор проекта), А. Кабанов, Е. Паули, Л. Картавченко, С. Попов

    Разработка интерьеров – А. Перлич (главный архитектор проекта), Ю. Лаврова, М. Гришанов, Е. Плужник, Т. Любимова, В. Горелова, О. Никитина

    Авторы фасадов внутриквартальных корпусов, победители конкурса молодых архитекторов – Е. Кицелев, Р. Пак, В. Пешков, К. Подвязкин, О. Ткачук, Я. Цебрук, И. Филимонова, И. Филимонов;
    инженерные разделы – ООО “Проектсервис” – СПБ ПТИ, А.В. Таборский (главный инженер проекта)
    заказчики, смежники:
    заказчик: ОАО “Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга»”

Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков
Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков
Фотография © Андрей Белимов-Гущин. Проект © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss

Аптекарский остров, еще лет двадцать назад заполненный промзонами и зданиями старых НИИ, преображается упорно и уверенно: территорию за рекой Карповкой, ценную соседством Вяземского, Лопухинского и Ботанического сада, застраивают как офисными, так и жилыми комплексами – в последние годы все больше жилыми, и самый, пожалуй, крупный из них – ЖК «Европа Сити» на территории бывшего завода «Электрик» на проспекте Медиков. Его площадь – чуть менее 7 гектаров, порядка 550 м он тянется вдоль красной линии проспекта и улицы Академика Павлова, и в глубине двора нашлось место для десяти 13-этажных башен. Общая площадь – порядка 180 тысяч м2, 1645 квартир бизнес-класса, застройщик – компания ЛСР, которая начала заниматься этим проектом раньше, чем известным московским ЗилАрт-ом.

О проекте ЖК «Европа Сити» мы рассказывали в 2014 году. Напомним, его суть не столько в масштабе, достаточно большом, хотя и меньше «Царской столицы», но – в экспериментальности. Здания, во-первых, панельные: 137 серию петербургского ДСК «Блок» доработали специально для комплекса, панельный конструктив установлен на монолитном цоколе. Во-вторых, Евгений Герасимов и Сергей Чобан, полностью скрыв панельный конструктив за облицовкой, решили ее максимально разнообразно: решения секций почти не повторяются, но выстраиваются под общий карниз. Тема «разных рук» продолжена во дворе, здесь реализованы пять проектов молодых архитекторов, победивших в конкурсе. До некоторой степени архитекторы доказали этим, что панельная основа конструкции может быть не врагом, а другом – гибким инструментом в руках архитектора, если уметь с ней правильно работать (и, конечно же, обладать достаточным авторитетом и влиянием для реализации своих решений).
Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков
Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков
Фотография © Андрей Белимов-Гущин. Проект © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss

Кроме того ЖК – едва ли не крупнейший в Петербурге комплекс, декорированный керамикой.

«Архитектурная тема комплекса отражена прежде всего в материале облицовки фасада: это глянцевые керамические пустотные панели, – рассказывают авторы проекта. – Мы хотели добиться максимального разнообразия, поэтому для оформления каждой отдельной секции используются не только уникальные в рамках комплекса оттенки, но и профили: фасонные элементы, профиль с рельефом и так далее, которые практически не повторяются. В декоре применены самые разнообразные приемы: вертикальный и горизонтальный руст, квадратный багет и так далее. В результате глазурованная керамика переливается, подобно майолике. Кстати, дизайн входных групп каждой секции отражает решение её фасада».

Итак, секции, похожие на составленные в ряд отдельные дома, спроектированные поочередно мастерскими Евгения Герасимова и Сергея Чобана, решены по-питерски, а говоря точнее – согласно тем принципам европейского исторического города, которые были повсеместно приняты, пожалуй, начиная с XV-XVI веков и служили общим правилом до 20-х годов XX века, внедривших моду на свободный, в меньшей степени подчиненный линии улицы, тип планировки. Сейчас вольные модернистские композиции, склонные противопоставлять себя линиям улиц, все менее популярны, особенно в районах с историческим «бэкграундом»: актуальна квартальная планировка.

Но заметим, что «Европа Сити» в конечном счете стал не вполне квартальным, как задумывалось первоначально и как, к примеру, решен его ближайший сосед напротив, ЖК Skandi Klubb, – нет, дома образуют вдоль улиц линию с тремя разрывами; лишь в южной части вереница секций заворачивает в сторону двора. Дом огораживает от улицы двор, который получился довольно просторным – два гектара – и незатесненным: типология башни хороша тем, что занимает в пространстве минимум места. Между башнями возник полупешеходный бульвар со спортивными и детскими площадками, а также парой проездов и рядов наземных парковок по сторонам.

«Наш комплекс навеян кварталом Альдо Росси в Берлине», – уточняют архитекторы. Действительно, это сравнение многое проясняет. Квартал на Шютценштрассе – достаточно известный пример архитектуры постмодернизма, построен в середине 1990-х годов и помимо многоцветной «нарезки» фасадов, имитирующих застройку ряда разных владений, отличается вкраплением в его состав копии палаццо Фарнезе и небольшого сохраненного исторического здания. Заметим, что в целом проект Альдо Росси повторяет типологию послевоенной модернистской застройки в исторических центрах европейских городов: фасады сравнительно простые, но разные на каждом небольшом участке, – однако подчеркивает, развивает и усиливает ее особенности цветом и контрастным подходом к каждому фрагменту. В сущности, квартал на Шютценштрассе – своего рода инсценировка мелкопарцеллированного города, декларация возможности имитировать его структуру даже в рамках одного экономического сюжета.

Альдо Росси. Квартал на улице Шютценштрассе:


Сравнение с кварталом Альдо Росси хорошо объясняет типологию многоликого квартала, внедренного в российскую практику Сергеем Чобаном. Между тем в ЖК «Европа-Сити» отсутствуют вкрапления прямых копий. Они замещены контурными, очень обобщенными намеками на разные исторические темы, что указывает на некоторую – хотя и неполную – степень отстраненности авторов от постмодернистского прототипа. К тому же здесь совершенно отсутствует ушедшая в прошлое и неактуальная в наше время архитектурная ирония и гипертрофированная театральность, еще живая на Шютценштрассе – петербургский ЖК вполне серьезен, и приемы Альдо Росси использует для решения градостроительных и типологических задач, не выходя за грань и не вдаваясь в крайности откровенного самовыражения. Хотя если приглядеться к нему внимательнее, ряд внедренных в ткань его архитектуры тем достаточно очевиден.

Итак, комплекс, конечно, не столько огораживает двор, сколько презентует себя городу. Если ехать по Кантемировскому мосту с Выборгской стороны, то угловой диагональный корпус №5 заметен издалека.

Решение этого ключевого фасада комплекса совмещает две группы приемов – одна из них выраженно-классическая: в Петербурге нередко встречаются такие широко срезанные углы, в ампирной архитектуре они предполагают портик, в историзме – акцентный ритм пилястр и оконных обрамлений. Диагональная секция, действительно, разделена четырьмя «ризалитами»; простенки двух нижних этажей издали напоминают портик – а, к слову, под кафе, магазины, фитнес, детский сад и прочий ритейл здесь отданы целых два нижних этажа со стороны улиц.

Кроме того, эта узловая часть похожа на шарнир, поскольку основной широкий ризалит, выступающий над первым этажом, «насажен» на оранжево-коричневое основание, которое в местах соединения с соседними корпусами изгибается – эти угловые части похожи на крепостные башни как цветом, так и благодаря узким вертикалям сдвоенных окон. По словам архитекторов, именно в той части они оглядывались на Альдо Росси.
Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков
Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков
Фотография © Андрей Белимов-Гущин. Проект © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss

Третья ассоциация лежит в плоскости увлечения современной архитектуры паттернами, основанными на укрупненной трактовке узнаваемого декоративного мотива: пересечения широких полос закреплены крупными цветными точками, часть полос дробно-полосата, клетки похожи на шотландский плед, что обеспечивает ассоциации уютные и теплые, и в то же время привлекает взгляд даже автомобилиста, проезжающего здесь на скорости.
Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков
Многоквартирный жилой комплекс «Европа Сити» на проспекте Медиков
Фотография © Андрей Белимов-Гущин. Проект © Евгений Герасимов и партнеры, SPEECH, nps tchoban voss

«Текстильная» тема на этом не заканчивается, она и дальше помогает авторам решать крупную форму – так, корпус №3 после первого разрыва-проезда по проспекту Медиков, который «держит» достаточно ответственный угол, оформлен переплетением коричневых полос благородно-ржавого «кортенового» цвета. В данном случае ленты не фигурально, а «по-настоящему» переплетаются, накладываются друг на друга, полосатая рельефная разгранка делает их фактурными. Кажется, стеклянный объем заключен в крупную железную сетку, способную – на это указывают «хвосты» вверху – при желании расти дальше вверх.

Второй главный вид комплекса – на западный угол по проспекту. Этот угол зафиксирован корпусом №1-2, глядя на который можно подумать, что он развивает тему европейских полосатых жалюзи. Рельефно-полосатые диагональные простенки закреплены намертво и призваны прежде всего обеспечить глубокую пластику фасада. Но ощущение открытости солнцу и вероятной подвижности простенков остается; кроме того юго-западный угол полностью, по-конструктивистки остеклен и выстроен без угловой опоры ради лучшего освещения и раскрытия городской панорамы.

«Тектоника фасада этого корпуса задана на уровне железобетона, – рассказывают архитекторы. – Этажи попарно западают и выступают – это сделано за счет сборных железобетонных конструкций, которые и обеспечивают пластику: на профиле угла видно, насколько сложен здесь рисунок и развит карниз: через каждые два этажа меняется положение. Горизонтальные пояса, пронизывающие фасад наподобие стрел – тоже железобетон. Такая тектоника в бетоне уникальна для панельного строительства; она и определяет новаторство и экспериментальность этого жилого комплекса. Керамическая облицовка призвана ее усилить и подчеркнуть».

К тому же заметим, что угловой западный корпус решен в палевом цвете керамики, похожей на светлый камень, что тоже развивает тему «запада» в широком смысле – или городского центра. Известно, что в центре города чаще встретятся дорогие фасады из светлого известняка, а для окраин и промышленной архитектуры привычны красный кирпич и коричневый цвет ржавого железа. Авторы ЖК миксуют на фасадах две темы, превращая их с своего рода смысловую растяжку от западного угла к восточному: первый ближе к центру города, второй к промышленной Выборгской стороне.

Еще две секции: западная в четвертом корпусе и восточная во втором – берут на себя роль своего рода пропилей, встроенных в яркий и пестрый строй «домов». В них светло-бежевая и оранжево-коричневая темы переплетаются, одна образует визуальный каркас, другая фон. Здесь же возникает ясно читаемое сходство со структурой фасада доходного дома, заметное в нескольких других секциях – архитекторы передают привычный образ исторического Петербурга контурно, но узнаваемо.

Заметим, что остальные, «фоновые» корпуса чаще выбирают для себя воздушные синий и зеленый оттенки и более современные пиксельные темы. В них, с улицы и со двора, появляются то контур доходного дома эклектики или модерна с характерными эркерами (к примеру дом с плиткой, похожей на майолику малахитовых тонов, – «привет» запоминающемуся зданию библиотеки Института экспериментальной медицины, которое притаилось за жилыми секциями). То созвучная современным поискам, скажем, архитекторов MVRDV игра крупных асимметричных пятен на расчерченном ровными точками окон «теле» здания. Такое соседство легко можно себе представить в европейском городе, ЖК служит урбанистической декорацией, в которые эти черты воплощены, обобщены и усилены в стремлении оформить «городской спекталь».

В то же время все фасады складываются в набор крупных и ярких паттернов – архитекторы это чувствуют и подчеркивают.

Десять 13-этажных башен во дворе на 4 этажа выше внешнего фронта, что позволило набрать необходимые по ТЗ квадратные метры полезной площади. Каждый из пяти вариантов, победивших в конкурсе молодых архитекторов, реализовали по два раза; родственные башни встали попарно.

Башни получились более лаконичными, менее рельефными, – по условиям конкурса можно было использовать рельеф, но воспользовались возможностью не все, поясняют архитекторы, – в них преобладают панели тонких горизонтальных пропорций и отсутствует интерпретация мотивов классического Петербурга. Что впрочем легко объяснимо тем, что они не взаимодействуют напрямую с городом, будучи «спрятаны» от него во дворе.

Башни ориентированы не столько на город, сколько на пространство бульвара. «Графичное решение благоустройства подчеркивает структуру квартала и архитектуру фасадных решений, – рассказывают авторы. – Линии тротуаров образуют сетку, в ячейках которых – десять башен и пространства дворов между ними. Дворы по форме напоминают фишки домино: каждый поделен на два квадрата, внутри которых площадки для спорта и отдыха. Одна из половин всегда более зеленая, а в другой озеленение встроено в структуру мощения. Прием инверсии позволяет разделить функциональные зоны. Так организуется постепенный переход от масштаба квартала к масштабу человека. Ось квартала выделена под променад с круговой велосипедной дорожкой».
 
Архитектура «Европы-Сити» совмещает несколько принципов очевидно декларативных: комплекс адаптирует панельную конструкцию, делая ее неощутимой; тщательно проводит прием «многих рук», причем «руки» как собственные, так и привлеченные конкурсом; интерпретирует «разнофасадность», не забывая о классическом петербургском контексте, впрочем, делает это довольно театрально-преувеличенно. Это один из проектов-прокламаций, вариант подмосковного «Микрогорода» на питерской почве. Но если подумать, помимо явных указаний на классические пилястры и эркеры эклектики и модерна в его архитектуре есть еще один очень петербургский прием: сочетание единой воли главных архитекторов, последовательно проводящих в жизнь определенные идеи, касающиеся как многоголосия, так и единообразия. Вот это очень по-петровски.

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Николай Миловидов
  • Василий Крапивин
  • Рустам Керимов
  • Андрей Асадов
  • Иван Кожин
  • Антон Лукомский
  • Никита Токарев
  • Олег Шапиро
  • Александр Скокан
  • Станислав Белых
  • Наталия Порошкина
  • Илья Уткин
  • Екатерина Кузнецова
  • Полина Воеводина
  • Евгений Герасимов
  • Илья Машков
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Олег Мединский
  • Вероника Дубовик
  • Левон Айрапетов
  • Кристина Павлова
  • Наталия Зайченко
  • Валерий Лукомский
  • Тотан Кузембаев
  • Роман Леонидов
  • Владимир Плоткин
  • Дмитрий Реутт
  • Дмитрий Ликин
  • Евгений Подгорнов
  • Юрий Сафронов
  • Никита Явейн
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлия Тряскина
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Бровкин
  • Катерина Грень
  • Сергей Чобан
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Надточий
  • Вера Бутко
  • Арсений Леонович
  • Игорь Шварцман
  • Павел Андреев
  • Александр Попов
  • Марк Сафронов
  • Зураб Басария
  • Александр Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Труханов
  • Олег Карлсон
  • Юлий Борисов
  • Константин Ходнев
  • Иван Рубежанский
  • Карен Сапричян
  • Михаил Канунников
  • Наталья Сидорова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Порошкин
  • Наталия Шилова

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

17.07.2019

Mriya Resort: спроектировано Фостером

Mriya Resort – новый отель, спроектированный и построенный бюро Нормана Фостера в 2010-2014, успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
03.07.2019

Дом для КНАУФ

Новый офис КНАУФ не только объединил под одной крышей подразделения компании, занимающиеся маркетингом и сбытом в России, но и стал местом, где материалы и технологии демонстрируются в действии.
КНАУФ (KNAUF)
другие статьи