WAF: российские проекты

В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.

mainImg
В этом году на награды WAF претендует рекордное количество построек и проектов – 536. Больше всего финалистов – 56 – из Китая. Совсем немного отстают австралийцы и британцы. Номинантов будут оценивать в 34 категориях, разделенных на четыре части: реализованные проекты, «будущие проекты», малые проекты и ландшафт. Формат конкурса WAF предполагает персональную презентацию авторами всех проектов-финалистов перед жюри каждой категории. А победители всех категорий будут претендовать на Гран-При и титул «Лучшего здания 2018».

Тринадцать проектов от россиян в финале – тоже рекорд. В прошлом году было восемь, так что шансы на победу практически удвоились. Мы попросили представителей авторских коллективов прокомментировать свое участие в WAF 2018, а также выбор проекта для подачи на конкурс.
***
 
В «короткий список» попали сразу пять работ бюро SPEECH. Это нереализованные проекты малоэтажного жилого квартала в Сергиевом Посаде и офисного здания на 2-й Брестской в Москве, а также уже завершенные: стадион «Лужники», башня «Федерация» и павильон для выставок в Лаврушинском переулке.
 
zooming
Сергей Чобан
руководитель архитектурного бюро SPEECH
 
«WAF – один из немногих, практически единственный международный архитектурный конкурс, то есть тот, где решение принимают члены жюри-архитекторы, куда можно подать проекты и реализованные здания из России. Иногда к моменту подачи материалов этих проектов и реализаций накапливается больше, иногда меньше – в нашем случае от этого и зависит количество отобранных и поданных проектов.
Принцип отбора проектов для подачи один – подаются наиболее важные для бюро на данный момент объекты».
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Экспозиционный павильон в Лаврушинском переулке. Фотография © SPEECH
Проект малоэтажного жилого комплекса в Сергиевом Посаде © SPEECH
Проект малоэтажного жилого комплекса в Сергиевом Посаде © SPEECH
Проект офисного здания на 2-й Брестской в Москве © SPEECH
Проект офисного здания на 2-й Брестской в Москве © SPEECH
***
 

 
Уже не первый год подряд в числе финалистов мастерская Никиты Явейна «Студия 44», которая в 2015 одержала победу в двух номинациях. На этот раз внимания удостоились проект музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» в Петербурге и образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи.

zooming
Никита Явейн
руководитель Архитектурного бюро «Студия 44»
 
«В этом году мы подали на конкурс два проекта: Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» и Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи. Оба проекта – сложные с градостроительной и архитектурной точки зрения комплексы, имеющие большое социальное и культурное значение.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
© Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44

Проект Музея хорошо известен, а образовательный центр мы только начинаем презентовать. Мы им занимаемся с 2016 года. Это очень интересная и сложная задача, включающая разработку генерального плана с сохранением существующей парковой зоны и с включением в общий ансамбль трех новых корпусов для основных направлений в образовательном процессе Центра «Наука», «Искусство» и «Спорт», каждый со своими особенностями. Расположение в парке дало нам возможность использовать павильонный характер архитектуры, немного игровой, с необычными по форме и конструкциям зданиями, вписанными в ландшафт. Плюс – у Центра есть своя символика, основанная на космической теме, которую мы также смогли обыграть.
Образовательный центр для одаренных детей Сириус" © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей Сириус" © Студия 44

С точки зрения презентации на фестивале, в обоих случаях перед нами стоит задача доработать демонстрационную часть. Нужно сформулировать своего рода «легенду проекта», включающую предысторию, ключевые моменты в поиске образа и объемно-пространственного решения, открытия и сложности проектного процесса, а главное – значение, которые каждый из этих проектов будет иметь для города и его жителей. Но сформулировать эту легенду недостаточно – нужно ее структурировать и оформить в виде яркого, понятного визуального ряда.

Эти демонстрационные материалы очень полезны не только для показа на WAF, мы используем их и в нашей работе в России: для показа заказчикам и на различных профессиональных мероприятиях. Так что участие в WAF дает нам возможность «убить двух зайцев»: участвовать в конкурсе и отрабатывать презентационные навыки». 
***
 
Традиционно в шорт-лист фестиваля WAF вошел и проект от бюро Wowhaus. В этом году команда номинировала экспериментальный проект реконструкции московского монорельса​, который вызвал большой интерес на Арх Москве.
 
zooming
Олег Шапиро
партнер архитектурного бюро Wowhaus
 
«Wowhaus ежегодно отправляет свои проекты на WAF, бывает даже два и более. И, кстати, все наши проекты попадали в шортлист конкурса, начиная с самого первого: это был открытый кинотеатр «Пионер» в Парке Горького, который мы презентовали в Сингапуре. Мы – практически ориентированное бюро, для нас всегда было важно показать не просто оригинальный проект, а проект с прекрасной реализацией. В этом году мы впервые участвуем с перспективной концепцией в категории Мастер-план, и, как нам кажется, она достойна воплощения.
Проект ревитализации московской монорельсовой дороги © Wowhaus
Проект ревитализации московской монорельсовой дороги © Wowhaus

Работа над ревитализацией московской монорельсовой дороги была интересна нам самим, и мы решили показать результат профессиональной аудитории. Визуально это похоже на проекты из серии «Хай-Лайн» (их уже несколько по миру): вроде – та же реновация транспортной инфраструктуры, еще и на приподнятых железнодорожных путях. Но при более детальном рассмотрении – все совершенно иначе. Монорельс – совсем недавно созданная инфраструктура, которая не смогла прижиться, но вокруг нее жизнь есть, поэтому мы используем многое из того, что там уже существовало – и инженерную систему, и инфраструктуру станций и депо, в том числе электричество, которого там хватает в избытке.

В случае, если этот проект получится реализовать, он станет объектом новой идентичности для всего города, и тогда мы сможем обращаться сразу к двум аудиториям – к местным жителям и к тем, кто будет приезжать сюда специально. Как нам кажется, мы придумали Монорельсу довольно остроумную новую функцию – такую спортивно-променадную «тропу здоровья», обыграв его линейность. Вдобавок мы его четко привязали к месту: например, в том конце, где располагается сад Тимирязевской сельскохозяйственной академии, у нас появились оранжереи с саженцами, которые можно купить. Мы там предусмотрели возможность полива и организации садов и теплиц.

Подобным же образом мы используем депо: делаем в нем новый культурный центр и предлагаем организовать тут филиал Музея транспорта. На наш взгляд, это – многомерная, многообещающая идея, интересная для реализации.
 
К презентации этого проекта на «Арх-Москве» мы создали инсталляцию под названием «Моносад» с анимационным роликом, который с удовольствием покажем и на WAF. Обычно мы отправляем презентовать проект ведущего архитектора, но поскольку это не реализация, а концепция, к тому же разработанная интернами Wowhaus, то, наверное, в Амстердам поедут сами идеологи бюро».​
***
 
Архитектурное бюро Асадова номинировало на премию одну из недавних своих реализаций – первый корпус Международного Медицинского кластера в Инновационном центре «Сколково», который будет открыт в самое ближайшее время. 
 
zooming
Андрей Асадов
руководитель Архитектурного бюро Асадова
 
«Это не первый наш опыт участия в WAF и, нужно сказать, что идея фестиваля, как одновременно профессионально ориентированного и коммерческого проекта, демонстрирует свою эффективность. Думаю, что фестивалю «Зодчество» было бы полезно перенять такой опыт.

С каждым годом популярность фестиваля WAF растет, увеличивается количество поданных проектов. В этом году, насколько я слышал, было подано больше 1300 заявок, поэтому конкуренция была достаточно высокая. В шорт-лист вошел только каждый третий проект. Мы посылали две реализации: Медкластер в Сколково и аэропорт в Перми, номинантом стал лишь Медкластер. Мне кажется, что сработали и архитектурные качества здания, и его социальная направленность. В сколковском проекте мы развиваем тему, начатую еще в Центре гематологии в Москве, – архитектура с оздоравливающим эффектом, пространство, благотворно влияющее на человека. Думаю, именно на этом мы и сфокусируем нашу презентацию. По опыту предыдущих фестивалей, важно сконцентрироваться на основной мысли, сформулировать месседж проекта и затем его максимально раскрыть. Большое значение имеет манера подачи информации. Ставка делается на артистизм презентации и самого выступающего. Это будет очередной интересный тренинг навыков презентации, очень важных для каждого профессионального архитектора».
Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус © Архитектурное бюро Асадова
Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус © Архитектурное бюро Асадова
***
 
Еще одной реализацией, всерьез претендующей на победу в своей категории, стал парк Зарядье от авторского коллектива в составе: Сергей Кузнецов, Diller Scofidio + Renfro и Heargreaves Associates & Citymakers.​
zooming
Петр Кудрявцев
руководитель бюро Citymakers
 
«С самого начала существования WAF я активно продвигал эту премию в России, так как доверял профессионализму и принципиальности команды журнала The Architectural Review и лично Полу Финчу – пожалуй, самому знающему и открытому архитектурному эксперту. Теперь наше Зарядье стало номинантом премии – что для меня особенно ценно, так как я много раз был по другую сторону баррикад – в жюри. У WAF есть свои особенности – проекты, которые выигрывают, должны соответствовать высоким социальным стандартам – за это WAF часто критикуется нашими архитекторами. Мне кажется, как раз Зарядье им полностью соответствует. Будем готовится к защите проекта в Амстердаме».
Парк Зарядье. Фотография © Илья Иванов
Парк Зарядье. Фотография © Илья Иванов
***
 
Еще два «будущих проекта» в шорт-листе – от бюро IND architects: дизайн для станции метро «Кленовый бульвар» и концепция редевелопмента водонапорной башни в Щербинке.
 
zooming
Амир Идиатулин
генеральный директор IND architects
 
«Мы впервые подали две заявки на участие в World Architectural Festival 2018 и обе прошли в финал. До этого мы несколько раз ездили на предыдущие фестивали, чтобы разобраться в специфике конкурсной процедуры и презентации проектов. По моим наблюдениям, социально ответственные и проекты, имеющие связь с городом имеют большие шансы на победу. И в наших проекты эти аспекты, как мне кажется, хорошо акцентированы. Реконструкция водонапорной башни демонстрирует способ вовлечения старых, ненужных городу, но несущих в себе память места, объектов, в современную городскую ткань и привнесение новых общественных функций в спальные районы. А станция метро – это способ персонифицировать место, создать узнаваемый символ района и города при помощи дизайна.​
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects
Еще один важный момент для WAF – продуманная презентация. Она не должна быть перенасыщенной слайдами. Нужно дать возможность членам жюри разобраться в проекте и увидеть главное. Видео-ролики всегда эффектны, но они не должны быть слишком длинными и лучше, если сам автор будет их комментировать. И нужно обязательно готовиться к ответам на вопросы членов жюри. Они – профессиональные архитекторы и обязательно зададут сложные, и даже каверзные вопросы. Не нужно пытаться отшучиваться или уходить от ответа. В конце концов, все архитекторы сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами и российская практика не исключение. Я очень рад, что отечественные архитекторы участвуют в таких международных мероприятиях, позволяющих поднять рейтинг российской архитектурной школы в глазах зарубежных коллег».
zooming
Реконструкция водонапорной башни в Щербинке, проект-победитель конкурса
© IND architects
Реконструкция водонапорной башни в Щербинке © IND Architects
***
 
Также среди претендентов на награды фестиваля проект новой территории МГУ от BRT RUS.
 
zooming
Дина Дридзе
креативный директор, главный архитектор проектного бюро «БРТ РУС»
 
«Мы номинировали наш проект в категории «Future project. Education» и это был рискованный эксперимент. Дело в том, что наш проект уникален и для конкурса WAF, и, вообще, для России. У нас в стране крайне редко делались столь детализированные проекты развития столь значительной территории. На основе сделанного ранее в НИИПИ Генплана Москвы проекта планировки, мы разработали «Проект развития новой территории МГУ» для 90 гектаров. В нашей документации учтено и описаны все параметры, функции и характеристики будущей застройки, вплоть до каждого квартала и дома, транспортная инфраструктура, градации и профили всех улиц, зеленые зоны, общественные пространства и так далее, при сохранении композиционной целостности и единства с исторической планировкой комплекса университета на Воробьевых горах. Это грандиозная по масштабу и скрупулезности работа, для понимания которой нужна квалификация и желание разобраться. К нашей радости, организаторы конкурса WAF с вниманием подошли к нашей заявке, присылали вопросы и запрашивали дополнительные материалы. В результате, наш проект вышел в финал конкурса и перед нами стоит новая задача – как уместить все ключевые моменты в короткую презентацию, которая должна быть одновременно максимально информативна и эффектна. Конечно, у нас есть множество качественных визуализаций, но в отличие от архитектурных проектов, они всего лишь дополнение к огромному комплексу разработанной документации. Хорошо, что среди заявленных на сайте WAF членов жюри много высококлассных специалистов, которые могут оценить наш проект и предлагаемые нами решения».​
Проект развития новой территории МГУ © БРТ РУС
Проект развития новой территории МГУ © БРТ РУС
***
С полным списком объектов, сформировавших шорт-лист премии, можно ознакомиться на сайте WAF.

Поставщики, технологии

dormakaba Eurasia

13 Июля 2018

Похожие статьи
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Архитектура здоровья
Авторы первого корпуса Медицинского кластера, открывшегося в сентябре 2018 года в ИЦ «Сколково», бюро Асадова и компания Transumed нашли оригинальные решения для объектов здравоохранения, предложив новую типологию архитектуры здоровья
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Технологии и материалы
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
Сейчас на главной
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Массенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.