WAF: российские проекты

В шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2018 вошли тринадцать российских проектов от семи архитектурных бюро. Мы поговорили со всеми номинантами о проектах и о том, зачем им фестиваль.

mainImg
В этом году на награды WAF претендует рекордное количество построек и проектов – 536. Больше всего финалистов – 56 – из Китая. Совсем немного отстают австралийцы и британцы. Номинантов будут оценивать в 34 категориях, разделенных на четыре части: реализованные проекты, «будущие проекты», малые проекты и ландшафт. Формат конкурса WAF предполагает персональную презентацию авторами всех проектов-финалистов перед жюри каждой категории. А победители всех категорий будут претендовать на Гран-При и титул «Лучшего здания 2018».

Тринадцать проектов от россиян в финале – тоже рекорд. В прошлом году было восемь, так что шансы на победу практически удвоились. Мы попросили представителей авторских коллективов прокомментировать свое участие в WAF 2018, а также выбор проекта для подачи на конкурс.
***
 
В «короткий список» попали сразу пять работ бюро SPEECH. Это нереализованные проекты малоэтажного жилого квартала в Сергиевом Посаде и офисного здания на 2-й Брестской в Москве, а также уже завершенные: стадион «Лужники», башня «Федерация» и павильон для выставок в Лаврушинском переулке.
 
zooming
Сергей Чобан
руководитель архитектурного бюро SPEECH
 
«WAF – один из немногих, практически единственный международный архитектурный конкурс, то есть тот, где решение принимают члены жюри-архитекторы, куда можно подать проекты и реализованные здания из России. Иногда к моменту подачи материалов этих проектов и реализаций накапливается больше, иногда меньше – в нашем случае от этого и зависит количество отобранных и поданных проектов.
Принцип отбора проектов для подачи один – подаются наиболее важные для бюро на данный момент объекты».
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
Фотография © Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Большая спортивная арена «Лужники». Реконструкция
© Илья Иванов
Экспозиционный павильон в Лаврушинском переулке. Фотография © SPEECH
Проект малоэтажного жилого комплекса в Сергиевом Посаде © SPEECH
Проект малоэтажного жилого комплекса в Сергиевом Посаде © SPEECH
Проект офисного здания на 2-й Брестской в Москве © SPEECH
Проект офисного здания на 2-й Брестской в Москве © SPEECH
***
 

 
Уже не первый год подряд в числе финалистов мастерская Никиты Явейна «Студия 44», которая в 2015 одержала победу в двух номинациях. На этот раз внимания удостоились проект музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» в Петербурге и образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи.

zooming
Никита Явейн
руководитель Архитектурного бюро «Студия 44»
 
«В этом году мы подали на конкурс два проекта: Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» и Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи. Оба проекта – сложные с градостроительной и архитектурной точки зрения комплексы, имеющие большое социальное и культурное значение.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
© Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» © Студия 44

Проект Музея хорошо известен, а образовательный центр мы только начинаем презентовать. Мы им занимаемся с 2016 года. Это очень интересная и сложная задача, включающая разработку генерального плана с сохранением существующей парковой зоны и с включением в общий ансамбль трех новых корпусов для основных направлений в образовательном процессе Центра «Наука», «Искусство» и «Спорт», каждый со своими особенностями. Расположение в парке дало нам возможность использовать павильонный характер архитектуры, немного игровой, с необычными по форме и конструкциям зданиями, вписанными в ландшафт. Плюс – у Центра есть своя символика, основанная на космической теме, которую мы также смогли обыграть.
Образовательный центр для одаренных детей Сириус" © Студия 44
Образовательный центр для одаренных детей Сириус" © Студия 44

С точки зрения презентации на фестивале, в обоих случаях перед нами стоит задача доработать демонстрационную часть. Нужно сформулировать своего рода «легенду проекта», включающую предысторию, ключевые моменты в поиске образа и объемно-пространственного решения, открытия и сложности проектного процесса, а главное – значение, которые каждый из этих проектов будет иметь для города и его жителей. Но сформулировать эту легенду недостаточно – нужно ее структурировать и оформить в виде яркого, понятного визуального ряда.

Эти демонстрационные материалы очень полезны не только для показа на WAF, мы используем их и в нашей работе в России: для показа заказчикам и на различных профессиональных мероприятиях. Так что участие в WAF дает нам возможность «убить двух зайцев»: участвовать в конкурсе и отрабатывать презентационные навыки». 
***
 
Традиционно в шорт-лист фестиваля WAF вошел и проект от бюро Wowhaus. В этом году команда номинировала экспериментальный проект реконструкции московского монорельса​, который вызвал большой интерес на Арх Москве.
 
zooming
Олег Шапиро
партнер архитектурного бюро Wowhaus
 
«Wowhaus ежегодно отправляет свои проекты на WAF, бывает даже два и более. И, кстати, все наши проекты попадали в шортлист конкурса, начиная с самого первого: это был открытый кинотеатр «Пионер» в Парке Горького, который мы презентовали в Сингапуре. Мы – практически ориентированное бюро, для нас всегда было важно показать не просто оригинальный проект, а проект с прекрасной реализацией. В этом году мы впервые участвуем с перспективной концепцией в категории Мастер-план, и, как нам кажется, она достойна воплощения.
Проект ревитализации московской монорельсовой дороги © Wowhaus
Проект ревитализации московской монорельсовой дороги © Wowhaus

Работа над ревитализацией московской монорельсовой дороги была интересна нам самим, и мы решили показать результат профессиональной аудитории. Визуально это похоже на проекты из серии «Хай-Лайн» (их уже несколько по миру): вроде – та же реновация транспортной инфраструктуры, еще и на приподнятых железнодорожных путях. Но при более детальном рассмотрении – все совершенно иначе. Монорельс – совсем недавно созданная инфраструктура, которая не смогла прижиться, но вокруг нее жизнь есть, поэтому мы используем многое из того, что там уже существовало – и инженерную систему, и инфраструктуру станций и депо, в том числе электричество, которого там хватает в избытке.

В случае, если этот проект получится реализовать, он станет объектом новой идентичности для всего города, и тогда мы сможем обращаться сразу к двум аудиториям – к местным жителям и к тем, кто будет приезжать сюда специально. Как нам кажется, мы придумали Монорельсу довольно остроумную новую функцию – такую спортивно-променадную «тропу здоровья», обыграв его линейность. Вдобавок мы его четко привязали к месту: например, в том конце, где располагается сад Тимирязевской сельскохозяйственной академии, у нас появились оранжереи с саженцами, которые можно купить. Мы там предусмотрели возможность полива и организации садов и теплиц.

Подобным же образом мы используем депо: делаем в нем новый культурный центр и предлагаем организовать тут филиал Музея транспорта. На наш взгляд, это – многомерная, многообещающая идея, интересная для реализации.
 
К презентации этого проекта на «Арх-Москве» мы создали инсталляцию под названием «Моносад» с анимационным роликом, который с удовольствием покажем и на WAF. Обычно мы отправляем презентовать проект ведущего архитектора, но поскольку это не реализация, а концепция, к тому же разработанная интернами Wowhaus, то, наверное, в Амстердам поедут сами идеологи бюро».​
***
 
Архитектурное бюро Асадова номинировало на премию одну из недавних своих реализаций – первый корпус Международного Медицинского кластера в Инновационном центре «Сколково», который будет открыт в самое ближайшее время. 
 
zooming
Андрей Асадов
руководитель Архитектурного бюро Асадова
 
«Это не первый наш опыт участия в WAF и, нужно сказать, что идея фестиваля, как одновременно профессионально ориентированного и коммерческого проекта, демонстрирует свою эффективность. Думаю, что фестивалю «Зодчество» было бы полезно перенять такой опыт.

С каждым годом популярность фестиваля WAF растет, увеличивается количество поданных проектов. В этом году, насколько я слышал, было подано больше 1300 заявок, поэтому конкуренция была достаточно высокая. В шорт-лист вошел только каждый третий проект. Мы посылали две реализации: Медкластер в Сколково и аэропорт в Перми, номинантом стал лишь Медкластер. Мне кажется, что сработали и архитектурные качества здания, и его социальная направленность. В сколковском проекте мы развиваем тему, начатую еще в Центре гематологии в Москве, – архитектура с оздоравливающим эффектом, пространство, благотворно влияющее на человека. Думаю, именно на этом мы и сфокусируем нашу презентацию. По опыту предыдущих фестивалей, важно сконцентрироваться на основной мысли, сформулировать месседж проекта и затем его максимально раскрыть. Большое значение имеет манера подачи информации. Ставка делается на артистизм презентации и самого выступающего. Это будет очередной интересный тренинг навыков презентации, очень важных для каждого профессионального архитектора».
Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус © Архитектурное бюро Асадова
Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус © Архитектурное бюро Асадова
***
 
Еще одной реализацией, всерьез претендующей на победу в своей категории, стал парк Зарядье от авторского коллектива в составе: Сергей Кузнецов, Diller Scofidio + Renfro и Heargreaves Associates & Citymakers.​
zooming
Петр Кудрявцев
руководитель бюро Citymakers
 
«С самого начала существования WAF я активно продвигал эту премию в России, так как доверял профессионализму и принципиальности команды журнала The Architectural Review и лично Полу Финчу – пожалуй, самому знающему и открытому архитектурному эксперту. Теперь наше Зарядье стало номинантом премии – что для меня особенно ценно, так как я много раз был по другую сторону баррикад – в жюри. У WAF есть свои особенности – проекты, которые выигрывают, должны соответствовать высоким социальным стандартам – за это WAF часто критикуется нашими архитекторами. Мне кажется, как раз Зарядье им полностью соответствует. Будем готовится к защите проекта в Амстердаме».
Парк Зарядье. Фотография © Илья Иванов
Парк Зарядье. Фотография © Илья Иванов
***
 
Еще два «будущих проекта» в шорт-листе – от бюро IND architects: дизайн для станции метро «Кленовый бульвар» и концепция редевелопмента водонапорной башни в Щербинке.
 
zooming
Амир Идиатулин
генеральный директор IND architects
 
«Мы впервые подали две заявки на участие в World Architectural Festival 2018 и обе прошли в финал. До этого мы несколько раз ездили на предыдущие фестивали, чтобы разобраться в специфике конкурсной процедуры и презентации проектов. По моим наблюдениям, социально ответственные и проекты, имеющие связь с городом имеют большие шансы на победу. И в наших проекты эти аспекты, как мне кажется, хорошо акцентированы. Реконструкция водонапорной башни демонстрирует способ вовлечения старых, ненужных городу, но несущих в себе память места, объектов, в современную городскую ткань и привнесение новых общественных функций в спальные районы. А станция метро – это способ персонифицировать место, создать узнаваемый символ района и города при помощи дизайна.​
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects
Еще один важный момент для WAF – продуманная презентация. Она не должна быть перенасыщенной слайдами. Нужно дать возможность членам жюри разобраться в проекте и увидеть главное. Видео-ролики всегда эффектны, но они не должны быть слишком длинными и лучше, если сам автор будет их комментировать. И нужно обязательно готовиться к ответам на вопросы членов жюри. Они – профессиональные архитекторы и обязательно зададут сложные, и даже каверзные вопросы. Не нужно пытаться отшучиваться или уходить от ответа. В конце концов, все архитекторы сталкиваются примерно с одними и теми же проблемами и российская практика не исключение. Я очень рад, что отечественные архитекторы участвуют в таких международных мероприятиях, позволяющих поднять рейтинг российской архитектурной школы в глазах зарубежных коллег».
zooming
Реконструкция водонапорной башни в Щербинке, проект-победитель конкурса
© IND architects
Реконструкция водонапорной башни в Щербинке © IND Architects
***
 
Также среди претендентов на награды фестиваля проект новой территории МГУ от BRT RUS.
 
zooming
Дина Дридзе
креативный директор, главный архитектор проектного бюро «БРТ РУС»
 
«Мы номинировали наш проект в категории «Future project. Education» и это был рискованный эксперимент. Дело в том, что наш проект уникален и для конкурса WAF, и, вообще, для России. У нас в стране крайне редко делались столь детализированные проекты развития столь значительной территории. На основе сделанного ранее в НИИПИ Генплана Москвы проекта планировки, мы разработали «Проект развития новой территории МГУ» для 90 гектаров. В нашей документации учтено и описаны все параметры, функции и характеристики будущей застройки, вплоть до каждого квартала и дома, транспортная инфраструктура, градации и профили всех улиц, зеленые зоны, общественные пространства и так далее, при сохранении композиционной целостности и единства с исторической планировкой комплекса университета на Воробьевых горах. Это грандиозная по масштабу и скрупулезности работа, для понимания которой нужна квалификация и желание разобраться. К нашей радости, организаторы конкурса WAF с вниманием подошли к нашей заявке, присылали вопросы и запрашивали дополнительные материалы. В результате, наш проект вышел в финал конкурса и перед нами стоит новая задача – как уместить все ключевые моменты в короткую презентацию, которая должна быть одновременно максимально информативна и эффектна. Конечно, у нас есть множество качественных визуализаций, но в отличие от архитектурных проектов, они всего лишь дополнение к огромному комплексу разработанной документации. Хорошо, что среди заявленных на сайте WAF членов жюри много высококлассных специалистов, которые могут оценить наш проект и предлагаемые нами решения».​
Проект развития новой территории МГУ © БРТ РУС
Проект развития новой территории МГУ © БРТ РУС
***
С полным списком объектов, сформировавших шорт-лист премии, можно ознакомиться на сайте WAF.

Поставщики, технологии

dormakaba Eurasia

13 Июля 2018

Похожие статьи
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Архитектура здоровья
Авторы первого корпуса Медицинского кластера, открывшегося в сентябре 2018 года в ИЦ «Сколково», бюро Асадова и компания Transumed нашли оригинальные решения для объектов здравоохранения, предложив новую типологию архитектуры здоровья
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.