English version

Блестящий экс-корт

Известные всем любителям большого тенниса корты на Краснопресненской набережной бюро Сергея Скуратова прячет внутри живописного парка и «наращивает» пластинами жилых небоскребов.

Юлия Шишалова

Автор текста:
Юлия Шишалова

09 Октября 2017
mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК Capital towers
Россия, Москва, Краснопресненская набережная, вл. 14, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской, авторского коллектива, автор проекта – Сергей Скуратов;
ГАП проекта, автор проекта – Иван Ильин;
авторы проекта, архитекторы: Дмитрий Холодов, Игорь Дошлыгин, Ярослав Акимов, Семен Морозов;
при участии: Наталья Алексеева, Николай Гай, Иван Матвеев, Елена Помигуева, Дарья Терехина; при участии на АК: Антон Котляров, Игорь Голубев.
Конструктор – Михаил Кельман.
Инженер – Александр Колубков.


2016 — 2017 / 2018
0 Место между территорией «Экспоцентра», ММДЦ «Москва-Сити», Краснопресненской набережной и парком «Красная Пресня» и впрямь в своем роде культовое: Сергей Скуратов рассказывает, что туда по выходным приходили с ракетками многие его друзья. К счастью, владельцы участка не планировали отказываться от этой функции и попросили архитектора спроектировать здесь современный теннисный центр и… высотный комплекс с элитным жильем.

Расчет девелопера Capital Group был логичным: площадка сама по себе «центровая», а расположенному по соседству комплексу «Москва-сити» полноценного жилья явно не хватало. На первой презентации архитекторы представили 20 вариантов будущего небоскреба – результат исследований, что в принципе можно построить в этом месте с точки зрения формообразования. «Нам хотелось максимально дистанцировать здание от «Москва-Сити», – вспоминает Сергей Скуратов. – Во-первых, мы собирались построить его в абсолютно другой стилистике. Во-вторых, хотелось ориентировать его больше на парк и набережную. И в-третьих, проверив видовые точки и условия инсоляции, мы определили некий угол по отношению к деловому центру, под которым поставили это здание. Получилось, что угол очень похож на тот, под которым Третье транспортное кольцо пересекает Москву-реку. Там в центре получается такой большой и почти равносторонний треугольник».
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
Визуальный анализ © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Схема видовых перспектив. ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Среди вариантов, продуцируемых на тот момент при высотном ограничении в 200 метров, были и «рамы», и «лестницы», и «ежи». А тот, что Скуратов предлагал как основной, представлял собой пластину с супертехнологичными фасадами – рельефными, «зыбкими», со сложной системой внутренних связей. Все это многообразие заказчика одновременно и напугало, и впечатлило. Напугало – потому что возникало ощущение, что ничто из этого никогда не согласовать и не построить. Впечатлило – глубиной подхода, масштабом мышления, бурей креатива.
Варианты и поиск темы. ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Эскизы © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Варианты и поиск темы. ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Варианты и поиск темы. ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Варианты. Силуэтная схема
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поиски формы продолжились, и вместо одной пластины появилось три – еще более изящных и тонких от того, что их высоту удалось «вытянуть» с 200 до 267 метров: итоговая «толщина» корпусов – 21 метр, что для небоскреба очень немного.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Суперстройные» башни – вообще модный тренд: сейчас такими застраивают Манхеттен. Противоестественная «худоба» – их главная фишка: ты будто постоянно бросаешь вызов природе, живя в здании, которое, кажется, вот-вот рухнет. Это как балансировать на краю пропасти – удовольствие для богатых и сильных мира сего. Один из таких небоскребов по заказу Five Points Development проектирует в Нью-Йорке бюро «Меганом».

Впрочем, надо отметить, что в варианте Скуратова «стройность» – не экстремальная и даже комфортная. Башни, установленные на «зеленый» подиум, связывающий воедино общественные пространства комплекса, ориентированы на парк и узкими, торцевыми фасадами выходят точно на воду. Они не спорят между собой и не заслоняют друг друга. Их взаимное расположение можно было бы счесть простым, если бы не выверенные расстояния с точки зрения композиции, видов, инсоляции. «Первая башня стоит на оси первой линии «Москва-сити», вторая – на оси той улицы, которая разделяет первую линию и “Афимолл”, а дальняя башня – по оси “Афимолла”», – объясняет Сергей.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Композиционные оси «Москва Сити»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Размещение корпусов отчасти определило и направление динамики фасадов: как это всегда бывает у Скуратова, материи, которыми он оперирует, – гораздо тоньше и глубже, чем кажутся. Вверх и вперед к воде поверхности из высокотехнологичного стекла (прямо в них интегрированы клапаны приточной вентиляции, солнце- и теплозащита) постепенно «истончаются» и растворяются. Реалистичности эффекта способствует использование особого осветленного стекла («Мои небоскребы будут самыми светлыми из всего окружения!» – утверждает архитектор). А при движении вглубь участка – напротив, фасады становятся более материальными благодаря все четче проступающим и заявляющим о себе алюминиевым ламелям, которые как раз закрывают собой вентиляционные решетки.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Ламели © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Ламели © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Ламели © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В пластике фасадных объемов есть еще одна особенность – М-образные «выемки» с тех торцов, которые обращены к реке. И если консольный «вырез» в ближайшей к воде башне сделан специально, чтобы не перекрыть вид на «Москва-сити» тем, кто прогуливается по набережной, то для «выемок» функционального резона нет. Сам Скуратов размышляет об образе «сжатого» фасада, который принимает на себя давление пустоты пространства Москва-реки. Кому-то привидятся аллюзии на кремлевскую стену, намек на «московскость» этих объектов – и они тоже окажутся недалеки от истины.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Достаточно очевидно, что проект развивался от вариативного и насыщенного – к тонкому и, вероятно, единственно возможному лаконичному решению, через отсечение лишнего. Ближайший контекст башен составляет группа небоскребов Москва-Сити, так что здесь нельзя было ошибиться – Сергей Скуратов рассказывает, что некоторое время он даже сомневался в том, нужны ли в этом месте небоскребы вообще... Но так или иначе, соседство леса башен предъявляет к выросшему поблизости «дереву» немалые требования: нужно поддержать планку, быть не хуже, а желательно – лучше всех. Поэтому выбрано светлое стекло, сталь, современные материалы и в то же время – легкая, простая форма.

Впрочем, назвать башни «простыми» никак нельзя – как любое 200-метровое сооружение, они крайне сложны в инженерном отношении, из-за высоты и тонкого силуэта, необходимости бороться с парусностью – этими проблемами в бюро занимается Михаил Кельман. Кроме того разработана уникальная для России система вентиляции и обогрева: она использует тонкие щели, расположенные в квартирах перед фасадами и допускает индивидуальные настройки для каждой квартиры, – эту систему разработал Александр Колубков.

Сложность задачи также была обусловлена и смешанной функцией: помимо того, что башни стоят на пятиярусной подземной парковке, а стилобат вмещает двухъярусное общественное пространство с ритейлом, собственно башни совмещают жилье и офисы. Одна из них, стоящая дальше других от реки – полностью жилая, в другой офисы занимают нижнюю часть, в третьей верхнюю – все они снабжены отдельными входами, лобби и лифтами, в том числе скоростными.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Схема распределения функций небоскребов © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Вторую, не менее важную составляющую genius loci проекта определяют соседство парка и воспоминание о старых кортах, которым в составе комплекса наследует, как мы помним, полуподземная теннисная часть с развитым пространственным сюжетом. Кортам отведена восточная часть территории – треугольник рядом с границей краснопресненского парка, отделенной от башен безымянным проездом; здесь нельзя было строить, но разместить спортивную инфраструктуру с зеленой кровлей – можно. Один из кортов – открытый – занимает лужайку со стороны входного прозрачного павильона. Через него открывается доступ в большой общественный центр с фитнес-клубом, бассейном, супермаркетом, кафе, рестораном и пятиуровневой подземной автостоянкой. Приподнимая поверхность участка на высоту чуть больше 4 метров, зеленая кровля павильона становится «трамплином» для организации здесь амфитеатра с живописным видом на набережную.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. План цокольного этажа на отметке 0,000 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Схема конструкции 1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Подземные теннисные корты. Разрезы © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Схема конструкции 3,4 © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Основная же часть кортов спрятаны под землей – 7 спортивных залов отделены друг от друга звуконепроницаемыми стеклянными перегородками и скомпонованы вокруг центрального пространства, зияющего в зеленой «крыше» треугольным вырезом. Через него просматривается почти все внутреннее пространство кортов. А из них, в свою очередь, видны холм и зелень. В теплое время года верхние витражи перегородок можно открыть, впустив внутрь не только свет, но и воздух. Таких кортов с заглублением под землю почти на 16 метров до Скуратова, кажется, никто не делал.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 9 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 6 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 9 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 7 © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Кроме амфитеатра и «теннисного окна» уютный зеленый «двор» на крыше павильона дополнит искусственный пруд и детская площадка. Здесь же на наклонных консолях «подвесят» объем еще одного видового ресторана.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но главной архитектурной доминантой (не считая «растворившихся» где-то в вышине башен) станет пешеходный мост, переброшенный через дорогу между набережной и Красногвардейским проездом и соединяющий жилые корпуса со смотровой площадкой над парком. Этот «мост в никуда» на самом деле приведет прямиком в эпицентр культурной жизни: в перспективе его планируется дополнительно остеклить, утеплить и в итоге превратить в просторную арт-галерею (недаром ширина моста 4 метра, а длина – более 100).
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / проект
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Строительство комплекса уже началось и закончится по плану в 2020 году. Гораздо раньше на участке появится спроектированный бюро Скуратова офис продаж. Это будет мини-версия одной из башен – шестиэтажный стеклянный объем. Внутри представят шесть же вариантов стилистики и отделки для интерьеров, которые разработает Антонио Читтерио. Он берет на себя все квартиры и пентхаусы, а вот высоченные 20-метровые вестибюли Скуратов и итальянец будут делать вместе. Интересно посмотреть, как стильную простоту первого оттенит нарочитая буржуазность второго.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Интерьер © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Интерьер © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Интерьер © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Впрочем, «на виду» окажутся прежде всего сами высотные корпуса – и в этом, по словам Сергея, состоит главный вызов при строительстве небоскреба: здание просматривается со всех сторон, и все твои ошибки и промахи оказываются общественным достоянием. Это гиперответственность перед городом, и, как в любом масштабном проекте, вряд ли удастся обойтись без проблем.

Но Скуратов, как известно, не из пугливых. Он принимает подачу.
 
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Технические помещения
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. 3 этаж на отметке 6,750 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. 2 этаж на отметке 0,000 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. 1 этаж на отметке -7,200 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -1 этаж на отметке -12,600 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -2 этаж на отметке -16,500 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -3 этаж на отметке -20,400 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -4 этаж на отметке -24,300 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -5 этаж на отметке -28,200 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «А». 58 этаж (офисный) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «А», 4-16 этаж © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «Б». 4-16 этаж © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «Б». 60 этаж (пентхаус) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «В». 15-16 этаж (офис) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «В». 18-23 этаж © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Развертка по проектируемому проезду © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Развертка по набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Разрез 1-1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК Capital towers
Россия, Москва, Краснопресненская набережная, вл. 14, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской, авторского коллектива, автор проекта – Сергей Скуратов;
ГАП проекта, автор проекта – Иван Ильин;
авторы проекта, архитекторы: Дмитрий Холодов, Игорь Дошлыгин, Ярослав Акимов, Семен Морозов;
при участии: Наталья Алексеева, Николай Гай, Иван Матвеев, Елена Помигуева, Дарья Терехина; при участии на АК: Антон Котляров, Игорь Голубев.
Конструктор – Михаил Кельман.
Инженер – Александр Колубков.


2016 — 2017 / 2018

09 Октября 2017

Юлия Шишалова

Автор текста:

Юлия Шишалова
Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Похожие статьи
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.
Дом для дизайна
Новый интерьер и экспозиция Музея прикладных искусств в Брно созданы силами лучших чешских дизайнеров, причем только из местных материалов.
Дом с головокружением
Студия ELASTICOFarm реконструировала для молодого шеф-повара дом 1970-х годов в пригороде Турина Камбьяно. Свой проект архитекторы назвали «Дыра с домом вокруг».
Фонтанная площадь в Пущино
Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде
Черное и красное
Kazakov Grand Loft не спроста так называется: отвечая на пожелания заказчика и отталкиваясь от исторической промышленной архитектуры ближайшего окружения, Валерий Каняшин и архитекторы АБ «Остоженка» предложили новый вариант современного дома в духе «лофта». Только кирпич здесь темно-серый, а металл медно-красный, и фасады романтических «крепостных» башен раскрываются к верхним ярусам внушительными стеклами больших окон. Но самое привлекательное – множество открытых террас на разных уровнях.
Соединение несовместимого
Проект Института черной металлургии в Ахене, разработанный бюро HENN, включает два разных типа конструкции: для семинарских аудиторий и для лабораторий и мастерских по работе с металлом.
Архитектон. Магистрали
Представляем работы участников паблик-арт проекта петербургского фестиваля Архитектон, который пройдет в середине сентября в «Манеже».
Ледяное гостеприимство
Бюро «Мезонпроект» выиграло всероссийский архитектурно-градостроительный конкурс на проектирование гостиницы и водного центра отдыха в Иркутске. В качестве визуального образа архитекторы выбрали торосы байкальского льда.
Мастерство контрапункта
В скульптуре Греции периода классики впервые был освоен контрапункт: умение расположить человеческое тело так, как будто оно вот-вот сделает шаг, заключить в нем намек на энергию будущего движения, скрытую динамику. Для архитектуры, особенно в XX веке и сейчас, это тоже одна из главных задач, а архитекторы АБ ATRIUM работают над ее решением упорно, последовательно и всегда немного по-разному. Вот и новый ЖК «Рихард» – хороший пример такого поиска, основанного на осмыслении контрастов городского окружения, переплавленного в подобие живого существа.
Лучшее применение тюрьмы
Французское бюро A+Architecture реконструировало историческую тюрьму в старинном городке Безье. Вместо камер возникли небольшие, но комфортные номера, сохранившие тем не менее необычную атмосферу.
Утилитарная поэтика
База технических служб пражского района Лисолае по проекту Progres architekti воплощает представление своих авторов об «ответственном» общественном сооружении.
Ностальгический модернизм
История виллы «Гуна», спроектированной Майнхардом фон Герканом для юрмальских прибрежных дюн и сосен, трогает своей сентиментальностью, а ее архитектурное решение демонстрирует поразительную приверженность идеалам модернизма.
Компактная программа
В комплексе One Silk Street по проекту Mecanoo в Манчестере учтены не только актуальные требования рынка недвижимости, но и местные архитектурные традиции.
Принцип невмешательства
Бюро Bennetts Associates реконструировало корпус фабрики фейерверков на территории бывшего Королевского арсенала в лондонском районе Вулидж. Проект удостоен сразу трех наград Королевского института британских архитекторов (RIBA).
На горах
Распределенный IT-кампус Нижнего Новгорода в проекте «Студии 44» построен на уравновешенных контрастах. Он то летит, то колышется, то возвышается скалой. Для каждой задачи найдена своя форма и логика, для гостиниц – квадратный модуль, для учебных корпусов – «летящий». Модернистские прообразы, в частности аббатство Ля Туретт, соседствуют с сюжетными отсылками к античному форуму и стое, башне средневекового университета – так же как и с контекстуальными перекличками, встраивающими здания будущего кампуса в ландшафт городских холмов с их доминантами, высоких склонов, речной панорамы, кварталов городского центра и ННГУ.
Кирпич и бирюза
Офисное здание в Тегеране по проекту Hooba Design напоминает цветом и материалом о традициях иранского зодчества.
Технологии и материалы
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре: город в городе
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре от компании «ИНСИТИ» стал первым опытом проектирования и строительства отдельного микрорайона с развитой инфраструктурой – социальной и транспортной, не только для столицы Кубани, но и для всего юга России.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Сейчас на главной
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Семь видений
Студия дизайна Елены Крыловой, которая работала над пространствами Mriya Resort&spa, оформила интерьеры пятизвездочного отеля, расположенного в границах старых кварталов Еревана. Национальный колорит авторы объединяют с современными технологиями: в атриуме, например, проходят цирковые и театральные представления.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.
Море, дюны, кортен
Мария Яско спроектировала для комплекса Nordic Spa, одной из самых популярных туристических локаций Калининградской области, винную гостиную. Новый объект развивает стилистику, заданную предыдущими авторами, а также привносит новые веяния: прежде всего, монооболочку из кортеновской стали.
Кофе в консерватории
Команда архитекторов переосмыслила кафе в Екатеринбурге с двадцатилетней историей, которое работает в одном из самых старых зданий города. Сводчатые залы дополнила винтажная мебель, мозаичное панно из колотой плитки, а также более продуманные посадочные места.
Дом для дизайна
Новый интерьер и экспозиция Музея прикладных искусств в Брно созданы силами лучших чешских дизайнеров, причем только из местных материалов.
Дом с головокружением
Студия ELASTICOFarm реконструировала для молодого шеф-повара дом 1970-х годов в пригороде Турина Камбьяно. Свой проект архитекторы назвали «Дыра с домом вокруг».
Фонтанная площадь в Пущино
Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде