English version

Блестящий экс-корт

Известные всем любителям большого тенниса корты на Краснопресненской набережной бюро Сергея Скуратова прячет внутри живописного парка и «наращивает» пластинами жилых небоскребов.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК Capital towers
Россия, Москва, Краснопресненская набережная, вл. 14, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской, авторского коллектива, автор проекта – Сергей Скуратов;
ГАП проекта, автор проекта – Иван Ильин;
авторы проекта, архитекторы: Дмитрий Холодов, Игорь Дошлыгин, Ярослав Акимов, Семен Морозов;
при участии: Наталья Алексеева, Николай Гай, Иван Матвеев, Елена Помигуева, Дарья Терехина; при участии на АК: Антон Котляров, Игорь Голубев.
Конструктор – Михаил Кельман.
Инженер – Александр Колубков.


2016 — 2017 / 2018
Место между территорией «Экспоцентра», ММДЦ «Москва-Сити», Краснопресненской набережной и парком «Красная Пресня» и впрямь в своем роде культовое: Сергей Скуратов рассказывает, что туда по выходным приходили с ракетками многие его друзья. К счастью, владельцы участка не планировали отказываться от этой функции и попросили архитектора спроектировать здесь современный теннисный центр и… высотный комплекс с элитным жильем.

Расчет девелопера Capital Group был логичным: площадка сама по себе «центровая», а расположенному по соседству комплексу «Москва-сити» полноценного жилья явно не хватало. На первой презентации архитекторы представили 20 вариантов будущего небоскреба – результат исследований, что в принципе можно построить в этом месте с точки зрения формообразования. «Нам хотелось максимально дистанцировать здание от «Москва-Сити», – вспоминает Сергей Скуратов. – Во-первых, мы собирались построить его в абсолютно другой стилистике. Во-вторых, хотелось ориентировать его больше на парк и набережную. И в-третьих, проверив видовые точки и условия инсоляции, мы определили некий угол по отношению к деловому центру, под которым поставили это здание. Получилось, что угол очень похож на тот, под которым Третье транспортное кольцо пересекает Москву-реку. Там в центре получается такой большой и почти равносторонний треугольник».
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
Визуальный анализ © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Схема видовых перспектив. ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Среди вариантов, продуцируемых на тот момент при высотном ограничении в 200 метров, были и «рамы», и «лестницы», и «ежи». А тот, что Скуратов предлагал как основной, представлял собой пластину с супертехнологичными фасадами – рельефными, «зыбкими», со сложной системой внутренних связей. Все это многообразие заказчика одновременно и напугало, и впечатлило. Напугало – потому что возникало ощущение, что ничто из этого никогда не согласовать и не построить. Впечатлило – глубиной подхода, масштабом мышления, бурей креатива.
Варианты и поиск темы. ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Эскизы © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Варианты и поиск темы. ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Варианты и поиск темы. ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Варианты. Силуэтная схема
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Поиски формы продолжились, и вместо одной пластины появилось три – еще более изящных и тонких от того, что их высоту удалось «вытянуть» с 200 до 267 метров: итоговая «толщина» корпусов – 21 метр, что для небоскреба очень немного.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

«Суперстройные» башни – вообще модный тренд: сейчас такими застраивают Манхеттен. Противоестественная «худоба» – их главная фишка: ты будто постоянно бросаешь вызов природе, живя в здании, которое, кажется, вот-вот рухнет. Это как балансировать на краю пропасти – удовольствие для богатых и сильных мира сего. Один из таких небоскребов по заказу Five Points Development проектирует в Нью-Йорке бюро «Меганом».

Впрочем, надо отметить, что в варианте Скуратова «стройность» – не экстремальная и даже комфортная. Башни, установленные на «зеленый» подиум, связывающий воедино общественные пространства комплекса, ориентированы на парк и узкими, торцевыми фасадами выходят точно на воду. Они не спорят между собой и не заслоняют друг друга. Их взаимное расположение можно было бы счесть простым, если бы не выверенные расстояния с точки зрения композиции, видов, инсоляции. «Первая башня стоит на оси первой линии «Москва-сити», вторая – на оси той улицы, которая разделяет первую линию и “Афимолл”, а дальняя башня – по оси “Афимолла”», – объясняет Сергей.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Композиционные оси «Москва Сити»
© Сергей Скуратов ARCHITECTS

Размещение корпусов отчасти определило и направление динамики фасадов: как это всегда бывает у Скуратова, материи, которыми он оперирует, – гораздо тоньше и глубже, чем кажутся. Вверх и вперед к воде поверхности из высокотехнологичного стекла (прямо в них интегрированы клапаны приточной вентиляции, солнце- и теплозащита) постепенно «истончаются» и растворяются. Реалистичности эффекта способствует использование особого осветленного стекла («Мои небоскребы будут самыми светлыми из всего окружения!» – утверждает архитектор). А при движении вглубь участка – напротив, фасады становятся более материальными благодаря все четче проступающим и заявляющим о себе алюминиевым ламелям, которые как раз закрывают собой вентиляционные решетки.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Ламели © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Ламели © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Ламели © Сергей Скуратов ARCHITECTS

В пластике фасадных объемов есть еще одна особенность – М-образные «выемки» с тех торцов, которые обращены к реке. И если консольный «вырез» в ближайшей к воде башне сделан специально, чтобы не перекрыть вид на «Москва-сити» тем, кто прогуливается по набережной, то для «выемок» функционального резона нет. Сам Скуратов размышляет об образе «сжатого» фасада, который принимает на себя давление пустоты пространства Москва-реки. Кому-то привидятся аллюзии на кремлевскую стену, намек на «московскость» этих объектов – и они тоже окажутся недалеки от истины.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Достаточно очевидно, что проект развивался от вариативного и насыщенного – к тонкому и, вероятно, единственно возможному лаконичному решению, через отсечение лишнего. Ближайший контекст башен составляет группа небоскребов Москва-Сити, так что здесь нельзя было ошибиться – Сергей Скуратов рассказывает, что некоторое время он даже сомневался в том, нужны ли в этом месте небоскребы вообще... Но так или иначе, соседство леса башен предъявляет к выросшему поблизости «дереву» немалые требования: нужно поддержать планку, быть не хуже, а желательно – лучше всех. Поэтому выбрано светлое стекло, сталь, современные материалы и в то же время – легкая, простая форма.

Впрочем, назвать башни «простыми» никак нельзя – как любое 200-метровое сооружение, они крайне сложны в инженерном отношении, из-за высоты и тонкого силуэта, необходимости бороться с парусностью – этими проблемами в бюро занимается Михаил Кельман. Кроме того разработана уникальная для России система вентиляции и обогрева: она использует тонкие щели, расположенные в квартирах перед фасадами и допускает индивидуальные настройки для каждой квартиры, – эту систему разработал Александр Колубков.

Сложность задачи также была обусловлена и смешанной функцией: помимо того, что башни стоят на пятиярусной подземной парковке, а стилобат вмещает двухъярусное общественное пространство с ритейлом, собственно башни совмещают жилье и офисы. Одна из них, стоящая дальше других от реки – полностью жилая, в другой офисы занимают нижнюю часть, в третьей верхнюю – все они снабжены отдельными входами, лобби и лифтами, в том числе скоростными.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Схема распределения функций небоскребов © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Вторую, не менее важную составляющую genius loci проекта определяют соседство парка и воспоминание о старых кортах, которым в составе комплекса наследует, как мы помним, полуподземная теннисная часть с развитым пространственным сюжетом. Кортам отведена восточная часть территории – треугольник рядом с границей краснопресненского парка, отделенной от башен безымянным проездом; здесь нельзя было строить, но разместить спортивную инфраструктуру с зеленой кровлей – можно. Один из кортов – открытый – занимает лужайку со стороны входного прозрачного павильона. Через него открывается доступ в большой общественный центр с фитнес-клубом, бассейном, супермаркетом, кафе, рестораном и пятиуровневой подземной автостоянкой. Приподнимая поверхность участка на высоту чуть больше 4 метров, зеленая кровля павильона становится «трамплином» для организации здесь амфитеатра с живописным видом на набережную.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 2 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. План цокольного этажа на отметке 0,000 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Схема конструкции 1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Подземные теннисные корты. Разрезы © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Схема конструкции 3,4 © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Основная же часть кортов спрятаны под землей – 7 спортивных залов отделены друг от друга звуконепроницаемыми стеклянными перегородками и скомпонованы вокруг центрального пространства, зияющего в зеленой «крыше» треугольным вырезом. Через него просматривается почти все внутреннее пространство кортов. А из них, в свою очередь, видны холм и зелень. В теплое время года верхние витражи перегородок можно открыть, впустив внутрь не только свет, но и воздух. Таких кортов с заглублением под землю почти на 16 метров до Скуратова, кажется, никто не делал.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 9 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 6 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 9 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Подземные теннисные корты. Перспектива 7 © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Кроме амфитеатра и «теннисного окна» уютный зеленый «двор» на крыше павильона дополнит искусственный пруд и детская площадка. Здесь же на наклонных консолях «подвесят» объем еще одного видового ресторана.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Но главной архитектурной доминантой (не считая «растворившихся» где-то в вышине башен) станет пешеходный мост, переброшенный через дорогу между набережной и Красногвардейским проездом и соединяющий жилые корпуса со смотровой площадкой над парком. Этот «мост в никуда» на самом деле приведет прямиком в эпицентр культурной жизни: в перспективе его планируется дополнительно остеклить, утеплить и в итоге превратить в просторную арт-галерею (недаром ширина моста 4 метра, а длина – более 100).
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / проект
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Строительство комплекса уже началось и закончится по плану в 2020 году. Гораздо раньше на участке появится спроектированный бюро Скуратова офис продаж. Это будет мини-версия одной из башен – шестиэтажный стеклянный объем. Внутри представят шесть же вариантов стилистики и отделки для интерьеров, которые разработает Антонио Читтерио. Он берет на себя все квартиры и пентхаусы, а вот высоченные 20-метровые вестибюли Скуратов и итальянец будут делать вместе. Интересно посмотреть, как стильную простоту первого оттенит нарочитая буржуазность второго.
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Интерьер © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Интерьер © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Интерьер © Сергей Скуратов ARCHITECTS

Впрочем, «на виду» окажутся прежде всего сами высотные корпуса – и в этом, по словам Сергея, состоит главный вызов при строительстве небоскреба: здание просматривается со всех сторон, и все твои ошибки и промахи оказываются общественным достоянием. Это гиперответственность перед городом, и, как в любом масштабном проекте, вряд ли удастся обойтись без проблем.

Но Скуратов, как известно, не из пугливых. Он принимает подачу.
 
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Технические помещения
© Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. 3 этаж на отметке 6,750 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. 2 этаж на отметке 0,000 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. 1 этаж на отметке -7,200 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -1 этаж на отметке -12,600 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -2 этаж на отметке -16,500 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -3 этаж на отметке -20,400 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -4 этаж на отметке -24,300 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. -5 этаж на отметке -28,200 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «А». 58 этаж (офисный) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «А», 4-16 этаж © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «Б». 4-16 этаж © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «Б». 60 этаж (пентхаус) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «В». 15-16 этаж (офис) © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Блок «В». 18-23 этаж © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Развертка по проектируемому проезду © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Развертка по набережной © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Разрез 1-1 © Сергей Скуратов ARCHITECTS
ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной. Ситуационный план © Сергей Скуратов ARCHITECTS
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК Capital towers
Россия, Москва, Краснопресненская набережная, вл. 14, стр. 1

Авторский коллектив:
Руководитель мастерской, авторского коллектива, автор проекта – Сергей Скуратов;
ГАП проекта, автор проекта – Иван Ильин;
авторы проекта, архитекторы: Дмитрий Холодов, Игорь Дошлыгин, Ярослав Акимов, Семен Морозов;
при участии: Наталья Алексеева, Николай Гай, Иван Матвеев, Елена Помигуева, Дарья Терехина; при участии на АК: Антон Котляров, Игорь Голубев.
Конструктор – Михаил Кельман.
Инженер – Александр Колубков.


2016 — 2017 / 2018

09 Октября 2017

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.