Под углом 8°

Новое здание на улице Красина легко и ясно организует как самого себя, так и пространство вокруг, непринуждённо играя с углами и отражениями.

mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Деловой центр на улице Красина
Россия, Москва, улица Красина д. 3 стр. 1, 3, 4, 6, 7

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, А. Бородушкин, А. Чалов, М. Хазанов, О. Колбас, К. Толкачев, А. Лимаренко
Инженеры: И.Курносенко, В.Андреев, А.Уцеров

 



2013 — 2014 / 2014 — 2016
Офисное здание на улице Красина видно из машины, едущей по внешней стороне Садового кольца напротив Патриарших: графичная решётка фасада хорошо, хотя мимолётно, читается в створе улицы. Его появлению предшествовал проведённый заказчиком закрытый конкурс и споры относительно сноса конструктивистского здания склада, построенного архитектором Николаем Тихомировым, автором путеводителя по русским усадьбам, в 1930 году для фабрики «Союз». Вопрос дважды выносили на московские комиссии и в 2013 с небольшим перевесом голосов 10 к 7 решение о сносе приняли. «Когда меня позвали участвовать в конкурсе, я сразу же отказался, поскольку знал, что на участке стоит конструктивистский дом, – рассказывает Владимир Плоткин. – Но потом мне показали список участников, где было много уважаемых коллег, и разрешение на снос, подписанное, в том числе, и градозащитниками. В конце концов мы решили поучаствовать в конкурсе, предложили проект и как-то быстро выиграли. Даже не могу сказать, что я этому рад, поскольку обвинения в разрушении здания 1930-х достались мне, хотя протоколов я и не подписывал». Тут сложно примкнуть к какой-либо позиции: с одной стороны, здание Тихомирова было сложено из шлакоблоков, к тому же это был склад, и в нём производили копирку, а это, по словам инвестора, вредное производство. Достаточно очевидно, что памятник конструктивизма не был самым ярким его представителем, хотя конструктивизм сам по себе ценен; с другой стороны, винить во всем только архитекторов, как-то – очень уж прямолинейно, что ли. К тому же это не первый конкурс на участок с конструктивистским домом: был, к примеру, конкурс для Белорусской площади, в нём участвовало много именитых архитекторов. А новое здание вписалось в контекст довольно удачно, и мы сейчас рассматриваем то, что получилось, а не предшествующий сюжет.

Участок в плане похож на силуэт тряпичного ветроуловителя: тонкая короткая ножка уходит вглубь квартала, а треугольный, заострённый на конце «флажок» вытянут вдоль улицы. Во дворе «под флажком» почти вплотную к границам стоят два жилых дома, бывших доходных начала XX века – следовательно, параметры инсоляции и требования пожарных проездов довольно жёстко определили границы пятна застройки: тоже Г-образные, с уступом на углу снаружи и небольшим утолщением в его пазухе внутри двора.
Деловой центр на улице Красина; вид с противоположной стороны улицы. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина. Генплан © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. Генплан с анализом ситуации © ТПО «Резерв»

На устроенный заказчиком конкурс архитекторы ТПО «Резерв» предложили несколько очень разных вариантов, но победил и был в итоге реализован почти без изменений самый первый, простой, строгий и ясный. Здание состоит из двух объёмов: один, восьмиэтажный и определённо главный, вытянут вдоль улицы. Сдвоенный ритм его окон превращает фасад в четырёхярусный, условно наследуя таким образом ритмику конструктивистского здания – а оно было четырёхэтажным – и в то же время перекликаясь с двухчастными окнами соседнего дома на углу Садовой-Кудринской, построенного в 1997, но интерпретирующего соседний фасад дома начала XX века.
Деловой центр на улице Красина; вид с противоположной стороны Садового кольца. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Главная тема уличного фасада – рельефный, сантиметров 30 в глубину, рисунок тонких межоконных простенков и столь же тонких горизонталей межэтажных тяг. Проёмы получаются очень вертикальными, узкими – так, что в перспективе улицы мы почти даже не видим стёкол между каменными рёбрами. Объёмный рисунок этих рёбер, с одной стороны, проявляет, а точнее – рисует, изображает глубину окон, приятную для измученных плоскими фасадами глаз наших современников и попадающую в резонанс с глубиной, принятой в соседних домах столетней давности. Но здесь – с одной стороны, толщина стены реальная и объемная, а с другой стороны все перемычки тонкокостные, стены как таковой почти нет, а есть частый штакетник с очень жёсткой, почти иофановской, да простят мне это сравнение, геометрией. Строгая штриховка каменных рёбер заставляет собраться, сконцентрироваться даже при взгляде на неё – не чета своеобычной вольности московской пластики, этот фасад несёт в себе сильнейший дисциплинирующий потенциал. Как будто расчерчивает воздух перед собой на стройные, строгие ячейки. Тем же пропорциям подчинены три других фасада: два торцевых и тыльный, но они не столь объёмны и поддерживают тот же ритм проще и графичнее, подчёркивая своё подчинённое положение.
Деловой центр на улице Красина; вид со стороны Зоологической улицы вечером. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; вид со стороны Садового кольца. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад и выезд. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; уго-восточный угол, обращенный к Садовому кольцу. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но, задав строжайший модуль, Владимир Плоткин не был бы собой, если бы не начал оживлённый разговор в его рамках. Во-первых, лента верхнего яруса выше остальных, она захватывает и пол седьмого этажа, и потолок восьмого – это рассчитано на взгляд снизу, аттик должен быть выше остальных этажей, чтобы не казаться маленьким из-за перспективного сокращения. Далее, не вся сетка фасада равномерна. Часть окон объединена по два – так возникают пятна большей проницаемости; три вертикальных проёма глухие – как будто нажаты три клавиши на фортепьяно или даже точнее – выбиты три знака на перфокарте. Глубокая, хотя и узкая прорезь над входом становится главным акцентом в лаконичном оживлении фасада.
Деловой центр на улице Красина; вид со стороны Садового кольца. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; вид со стороны Зоологической улицы. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Хотя не последним. Фасад решён в двух цветах камня: светлого, почти белого цвета слоновой кости – и тёмного, чей цвет архитекторы, по их собственному признанию, планировали как более глубокий и контрастный, чем получившийся в итоге серый. Решётка центральной части фасада тёмная, а главный угол здания, обращённый к Садовому кольцу, – светлый, от его широкой вертикали начинается лента обрамления, которая опоясывает тёмное пятно, окружает его как плоская рамка, заворачиваясь над входом в угловатый знак вопроса, похожий на элемент пиксельной графики.

Далее. Решётка главного фасада строгая, но не прямая. Улица Красина перед юго-восточным углом здания немного поворачивает к востоку: архитекторы «поймали» угол поворота – 8 градусов, и повернули под тем же углом южную часть главного фасада, отреагировав на особенность окружения, а точнее даже прорастив её в объеме здания. Разумеется, этого можно было не делать – но таковы особенности архитектуры, реагирующей на контекст: она отслеживает все возможные «ниточки» окружения, делая их предметом размышления, выращивая из них собственную пластику. Дом вполне мог быть прямым, но стал домом на повороте. Теперь даже мимолётного взгляда со стороны Садового кольца достаточно, чтобы понять: улица здесь поворачивает, а здание оформляет поворот как подобие кулис.
Деловой центр на улице Красина; вид с противоположной стороны Садового кольца. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; вид с Малой Бронной. Фотография © Алексей Народицкий, 2016

Но и поворачивает оно не то чтобы равномерно. Первые семь метров от угла выстроены вдоль оси, ведущей к Садовому, на всю высоту. Светлый камень нижнего этажа образует глухую стену – цоколь, чем-то, возможно, похожий на белокаменные цоколи московского ампира; а может быть и нет. Смотрим дальше вдоль улицы: вся верхняя часть фасада поворачивает и выстраивается уже вдоль следующей оси, а два нижних, цокольных этажа – нет, они продолжают углубляться по косой, плавно врезаясь в объём, и на срезе образуется ряд стройных пилонов – поверхность более проницаемая, поскольку между опорами стекло, и в то же время ведущая нас ко входу, предлагая свернуть вдоль строя опор левее. Так как верхние этажи уже следуют другой оси, то над головой идущего образуется плавно расширяющаяся треугольная консоль: от дождя она не может защитить, но едва уловимый эффект защищенности, принадлежности этого небольшого участка зданию или даже микро-площади перед ним – даёт. Кроме того под консолью образуется тень углубления, прорастающее затем вверх вырезом-лоджией над входом.
Деловой центр на улице Красина; вход, вид со стороны Садового кольца. Фотография © Алексей Народицкий, 2016

Ряд пилонов светлого камня, подводящий нас ко входу, имеет пару с противоположной стороны, во дворе: здесь объём скруглён и образует в нижних этажах острый нос практического назначения: он расширяет раструб для выезда машин. Данный «нос» для прохожих будет почти не заметен, но образует красивый лепесток на плане, наводит на мысли о конструктивистских прообразах, и делает эту часть здания, в целом, по-видимому, внутри очень светлого из-за обилия окон, почти прозрачной на просвет.
Деловой центр на улице Красина. План 1 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина; торцевой фасад и выезд. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; пилоны перед входом. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Но вернемся и пойдём дальше вдоль главного фасада. За узкой и высокой, как всё здесь, нишей входа начинается самое интересное: здесь вдоль тротуара устроена пешеходная галерея, которая опирается на ряд плоских металлических столбов, облицованных зелёным стеклом. Столбы широкие и узкие, их оси направлены перпендикулярно фасаду и получается, что внутри галереи мы идём за широкой завесой травянисто-зелёного – попадание в цвет хорошей газонной травы очень точное – стекла. Улица за чередой зелёных пластин почти не ощущается, хотя выйти наружу можно в любой момент. Более того. С другой стороны – стекло вестибюля, в нём отражается и стекло колонн, и даже гранитные квадратики вымостки. Из-за отражения галерея кажется шире, во всяком случае исчезает чувство стеснённости.
Деловой центр на улице Красина; галерея, взгляд в сторону Зоологиеской улицы. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; галерея, взгляд в сторону Садового кольца. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Идея уличной галереи, подобной античному портику и парижской улице Риволи, не нова – больше того, это одна из больных тем архитектуры, и не только московской, примерно с 1980-х, «после Бофилла». Однако не везде и не всем её удается сделать хорошо. Бывает, что получается темно, низковато и не везде выберешься, поскольку снаружи, бывает, устанавливают парапет. А если магазины не вселятся и витрины не зажгутся так и вообще беда. Здесь всё иначе – будучи едва построенной и без подсветки эта галерея высока, светла, прозрачна и просторна. Взгляд же с противоположной стороны, условно говоря, со стороны Зоологической улицы, позволяет оценить перспективную интригу: ряды стеклянных колонн завершаются белыми, каменными пилонами, чей ряд поворачивает влево, замыкая даль, но позволяя оценить графичный ритм множества вертикалей, похожих на натянутые струны.

Зелёная галерея – главный акцент, свежий штрих, искупающий нейтральность серого цвета и жестковатость ритма. Она как камень на перстне: может быть, может не быть, но с ним лучше. Конечно, галерея – урбанистический приём. Но вот что интересно: участок тесен и проекте почти нет дополнительного благоустройства: скамеек, фонарей, высаженных деревьев и кустов. Но вот небольшая деталь – кусочек портика вдоль улицы, даже не на всю длину фасада – закрывает тему; пилонады и галереи вполне достаточно для того, чтобы здание взаимодействовало с городом на уровне пешехода. К тому же зелёное стекло прекрасно перекликается со сквером вдоль улицы напротив и с газоном по соседству, связывает их в единый смысловой узел.
Деловой центр на улице Красина; галерея и вход. Фотография © Алексей Народицкий, 2016

Нечто похожее, и в то же время другое наблюдаем, завернув за угол. Здесь в глубину квартала уходит уже не восьми-, а трёхэтажный корпус. В отличие от главного фасада, в вертикализме, сдвоенных окнах и урбанистических штрихах котором хорошо ощутимы тенденции современности, этот длинный корпус остро напоминает о классике модернизма, прежде всего 1980-х. Здесь больше стекла, разделённого вертикалями треугольного сечения из тёмной разновидности камня, который здесь почему-то приобретает тёплый оттенок. Такие рёбра, немного похожие на зубья механизма или на лёгкие, тонкие контрфорсы – любимый приём модернизма, наводящий почему-то на мысли о здании ИНИОНа. А ведь и строй пилонады-галереи главного фасада тоже напоминает решение нижнего этажа здания Института информации. Уж не примелькался ли в новостях в период проектирования? Ммм... или авторы зашифровали в своём здании память об ИНИОНе, а ключом работает тот самый вопросительный знак на фасаде? Впрочем, приёмы – базовые, их можно встретить в разных зданиях 1980-х, и для проектов Владимира Плоткина они в целом характерны.
Деловой центр на улице Красина; вид с противоположной стороны улицы. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; стыковка 8-этажного и дворового корпусов. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; треугольные пилоны дворового фасада. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; треугольные пилоны дворового фасада. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; вид на дворовый фасад с юго-запада. Фотография © Алексей Народицкий, 2016
Деловой центр на улице Красина; дворовый фасад и трехэтажный корпус (слева). Фотография © Алексей Народицкий, 2016

Верхние этажи длинного корпуса повторяют сюжет с консолью главного фасада, но на всю длину: вынос расширяется вглубь, оставляя на мостовой длинный незаснеженный треугольник. Углы немного варьируются: угол каменных вертикалей больше, чем на главном фасаде – 15º, а угол консоли совсем маленький – 2,5º, хотя её вынос доходит до приблизительно двух метров, что почти равно выступу над главным входом. На боковом фасаде тоже возникает игра с перспективой и отражениями: при взгляде с улицы заострённые каменные вертикали сливаются в монолит, который при движении вдоль живо раскрывается, дробится на тонкие полосы. Если же идти из глубины двора, то треугольная форма консоли усиливает перспективу, а стёкла первого этажа в бесснежное время отражают траву газонов – такую же яркую, как стекло галереи; между живой травой и травянистым стеклом возникает не только цветовая, но и неожиданная зазеркальная связь, как театр теней. К тому же в стекле длинного корпуса отражаются и неряшливые, но стилистически родственные окна Биомеда. Мы как будто попадаем в пространство модернистского города – тогда как пространство вдоль улицы обладает более традиционными характеристиками.
Деловой центр на улице Красина; вид из двора на здание Биомеда зимой. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Деловой центр на улице Красина; вид из двора на здание Биомеда осенью. ТПО «Резерв», реализация, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Поначалу здание выглядит строгим и простым, но содержит множество нюансов. Игра перспектив, линий, плоскостей и отражений, все эти тонкости – определённо главная часть проекта, наделённая акварельной эфемерностью, подвижностью прочтений, предназначенная для тех, кто готов замечать и разглядывать. Может быть даже жёсткость фасадной решётки главного корпуса нужна для того, чтобы удержать все эти нюансированные сюжеты в рамках. Сетка и вереницы скосов, прозрачность, плоскостность и объём, серьёзный серый цвет и легкомысленная живая зелень взаимодействуют как «сырое и варёное», придавая архитектуре офисного здания пластический смысл, который ему с прагматической точки зрения не нужен, но с эстетической полезен.
Деловой центр на улице Красина. План 2 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План 3 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План 4 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План 8 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План кровли © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. План -1 этажа © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. Разрез © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. Разрез © ТПО «Резерв»
Деловой центр на улице Красина. Разрез © ТПО «Резерв»
Архитектор:
Владимир Плоткин
Проект:
Деловой центр на улице Красина
Россия, Москва, улица Красина д. 3 стр. 1, 3, 4, 6, 7

Авторский коллектив:
Архитекторы: В. Плоткин, А. Бородушкин, А. Чалов, М. Хазанов, О. Колбас, К. Толкачев, А. Лимаренко
Инженеры: И.Курносенко, В.Андреев, А.Уцеров

 



2013 — 2014 / 2014 — 2016

30 Ноября 2016

ТПО «Резерв»: другие проекты
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Из тени в свет
В ответ на массу ограничений и значительный для небольшого здания набор функций Музей Новодевичьего монастыря в проекте Владимира Плоткина превратился в легкое, но динамичное пластическое высказывание на тему современной интерпретации исторического контекста, а может быть, даже света и тьмы.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Семантический разлом
Клубный дом STORY, расположенный рядом с метро Автозаводская и территорией ЗИЛа, деликатно вписан в контрастное окружение, а его форма, сочетающая регулярную сетку и эффектно срежиссированный «разлом» главного фасада, как кажется, откликается на драматичную историю места, хотя и не допускает однозначных интерпретаций.
Небесная тектоника
Три башни на стилобате над склоном реки Раменки – новые доминанты на границе советского микрорайона. Их масштаб вполне современен, высота 176 м – на грани небоскреба, фасады из стекла и стали. Стройные пропорции подчеркнуты строгой белой сеткой, а объемная композиция подхватывает диагональную «сетку координат», намеченную в пространстве юго-запада Москвы архитекторами 1970-х и 1980-х.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Рациональное построение
Рассматриваем комплекс построек и интерьеры первой очереди здания, которое за последние месяцы стало очень известным – больницу в Коммунарке.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Обитаемая галактика
Компания АПЕКС возглавила работу над проектом масштабного жилого комплекса на севере Москвы, в котором современные подходы к формированию городской застройки сочетаются с продуманными планировочными решениями, узнаваемым обликом и оригинальной концепцией благоустройства.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Акупунктура городов
На петербургском Культурном форуме архитекторы поговорили о том, какую пользу международные события могут принести городам.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Белое дерево
ЖК Wine house – один из первых реализованных примеров сотрудничества Владимира Плоткина и Сергея Чобана в одном проекте: вдумчивый, графично-сдержанный диалог старого и нового в центре города: в нескольких «действиях», от XIX века до XXI.
Похожие статьи
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.