Рассвет на Куликовом поле

Репортаж о лауреатах «Зодчества». Репутация – у Михаила Хазанова. Лучшая мастерская – ПТАМ Виссарионова.

mainImg
Церемония награждения состоялась в последний день работы XXIV международного фестиваля «Зодчество» на территории Трёхгорной мануфактуры. Из-за чрезмерно длинного списка лауреатов награждение, как и в прошлом году, провели в два этапа. Первый состоялся 17 октября, второй и наиболее торжественный – 20 октября. Несмотря на это в последний день фестиваля его герои поднимались на сцену без перерыва более трёх часов. И это объяснимо, ведь объявляли результаты десяти тематических смотров-конкурсов, свои экспозиции представили девять регионов РФ, а в двух корпусах мануфактуры было показано в общей сложности около 450 работ и больше десяти спецпроектов. В рамках деловой программы состоялось свыше 140 встреч, лекций и дискуссий, которые за семь дней фестиваля посетили более 20 тысяч гостей.

Дедал
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Тульская обл., деревня Моховое. Мастерская Сергея Гнедовского «Архитектура и культурная политика ПНКБ». С.В. Гнедовский, А.А. Любимкин, Е.С. Любимкина, И.В. Бушминский. Фотография © www.kulpole.ru
Вручение «Хрустального Дедала». Гран-при в руках у Сергея Гнедовского. Фотография © Александр Портов
Вручение «Хрустального Дедала». Гран-при в руках у Сергея Гнедовского. Фотография © Александр Портов
Вручение «Хрустального Дедала». Фотография © Александр Портов

Главным героем «Зодчества» и обладателем «Хрустального Дедала» стало бюро Сергея Гнедовского «Архитектура и культурная политика ПНКБ». Реализованный этой мастерской государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» был признан лучшей постройкой. Гнедовский признался, что это была крайне сложная работа: «Перед нами стояла задача создать метафору грандиозного события, но при этом удержаться от литературности, ненужных и лишних ассоциаций. Мы старались создать объект, который не нарушил бы великолепное пространство Куликова поля, не помешал пейзажу, открывающемуся со смотровой площадки».

Куликово поле – это главный экспонат музея, построенного в Тульской области, в устье реки Смолки. Поэтому само здание на его фоне всячески пытается замаскироваться, не выдать себя. При взгляде с Красного холма оно скрыто рельефом и выглядит как курган или зелёный холм, на вершину которого ведет белая лестница. Там устроена смотровая площадка. Внизу «холм» рассекает надвое широкая дорожка, ведущая ко входу. Площадь новой экспозиции – 2000 м², еще 300 м² отведено под временные выставки. Жюри отметило, что авторам удалось не нарушить естественный природный ландшафт заповедника и сделать новый музейный комплекс его гармоничным дополнением.
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015
Фотография © Роман Солопов
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015. Фотография © Роман Солопов
Государственный музей-заповедник «Куликово поле». Архитектор: Сергей Гнедовский. Реализация, 2015. Фотография © Роман Солопов
***

Постройки: золото
Золото среди построек получил МФК на «Полежаевской» под названием «Хорошо!». Этот четырехэтажный комплекс из стекла и металла открылся совсем недавно, в сентябре. Он построен на Хорошевском шоссе, на месте бывшей промзоны. Авторы из проектного бюро IQ с удовольствием отметили, что несколько лет назад эта работа уже получала награду – серебряный знак фестиваля в разделе «Проекты». Теперь комплекс отмечен золотом как одна из лучших реализаций.
Основатель и руководитель IQ studio Эрик Валеев. Фотография © Алла Павликова
МФК на Хорошевском шоссе. Проект, 2013 © IQ Studio

Ещё одна высшая награда досталась петербургской мастерской «Земцов, Кондиайн и партнеры». По их проекту построен крупный жилой комплекс «Смольный парк», отмеченный жюри как одна из самых сильных работ, представленных в рамках нынешнего фестиваля. Золотой знак в номинации «Реставрация и реконструкция» был присужден проектному институту «Костромапроект» за реставрацию железнодорожного вокзала в Рыбинске. Вручая награду авторам проекта, Виктор Логвинов сказал, что за всю историю «Зодчества» это первая награда, уехавшая в Рыбинск.
Виктор Логвинов вручает золотой диплом Юрию Земцову. Фотография © Алла Павликова
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
zooming
Жилой комплекс «Смольный парк» в Санкт-Петербурге © «Земцов, Кондиайн и партнеры»
Награждение представителей «Костромапроект». Фотография © Алла Павликова
Отреставрированный железнодорожный вокзал в Рыбинске © «Костромапроект»
***

Постройки: серебро
Серебряные награды получили сразу пять построек. Среди них – МФК с апартаментами «Актер Гэлакси» в Сочи и комплекс Atlantic Apartments на Можайском валу в Москве, построенные SPEECH. Сочинский комплекс с ассиметричными выступами, французскими окнами и граненой облицовкой фасадов из натурального камня включает сто тридцать шесть апартаментов.
МФК с апартаментами «Актер Гэлакси» в Сочи © Speech
zooming
Комплекс Atlantic Apartments на Можайском валу в Москве © Speech
Анна Мартовицкая получает диплом архитектурного бюро Speech. Фотография © Алла Павликова

Другие серебряные призёры – спортивный клуб «Оранж-фитнес» в Нижнекамске Ильи Сафиуллина, жилой дом, построенный в Уфе Юлией Мусиной и Александром Сафаровым, и частный загородный дом Hampton house Романа Леонидова. В номинации «Лучшая иностранная постройка» диплом СА вручили архитектору Нареку Саргсяну за правительственный комплекс в Ереване.
Хэмтон Хаус. Загородный дом. Постройка, 2016 © Архитектурное бюро Романа Леонидова
***

Татлин
В разделе «Проекты» гран-при – «Премия Владимира Татлина» – присуждена апартаментам в стиле лофт «Рассвет 3.34», спроектированному мастерской ДНК аг. Проект был отмечен как пример качественной и деликатной работы с промышленной территорией. Протяженный фасад заводского корпуса архитекторы разделили визуально на шесть частей, из-за чего он больше походит на уютную городскую улочку. Таким образом, сохранив индивидуальный характер здания, удалось создать сомасштабную человеку городскую среду.
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Александр Портов
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Александр Портов
Вручение премии «Татлин» мастерской ДНК аг. Фотография © Алла Павликова
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
«Рассвет 3.34» © ДНК аг
***

Проекты: золото и серебро
Традиционно щедрое на награды жюри фестиваля в разделе «Проекты» в этом году вручило три золотых диплома, не считая обладателей «Татлина». Один достался Максиму Любецкому за проект дома для молодых семей в Сочи, другой – архитектурному бюро «План_Б», представившему проект «Усадьба_OSTROV» в Ярославской области. «Студия 44» Никиты Явейна получила золото за проект музея науки и техники в Томске. Жюри понравилось, как авторы работают с таким традиционным материалом, как дерево. Уникально, что в этом случае дерево становится основным материалом строительства крупного общественного и культурного объекта. Никита Явейн объяснил, что, пройдя множество согласований и получив множество сертификатов, их мастерская создала прецедент, который открывает новое будущее для деревянного строительства в нашей стране. Ещё один диплом, на этот раз серебряный, Никита Явейн получил за проект жилого дома на улице Чапаева в Санкт-Петербурге.
Концепция Музея науки и техники в Томске
© Студия 44
Награждение Никиты Явейна, Студия 44. Фотография © Алла Павликова

Также серебряными дипломами были отмечены МФК с апартаментами в Москве в Береговом проезде – работа компании «Инград Проект», концепция реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса с отелем Golden Tulip в Подмосковье, разработанная бюро ArchGroup под руководством Алексея Горяинова, деловой центр «Жуков-21», спроектированный компанией «Альянс-бюро». За серийный проект индивидуальных жилых домов наградили группу молодых архитекторов из АБ «Архслон».
Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса с отелем Golden Tulip в Подмосковье © Arch Group
Награждение Алексея Горяинова, Arch Group. Фотография © Алла Павликова

Благоустройство
Отдельно в этом году отметили проекты благоустройства. Золота в этой номинации не оказалось, а вот серебро присудили институту «Ленгипрогор» за благоустройство набережной вдоль берега Сакского лечебного озера в Крыму, а также институту «Гипрокоммундотранс», разработавшему проект устройства Романовского сквера с двухуровневой подземной парковкой в Воронеже. Проектная организация НПО «Вектор» совместно с НИУ «МГСУ» получили золотой знак в номинации «Локальные проекты» за создание единого рекреационного пространства «Парк Яуза».
Награждение представителя института «Гипрокоммундотранс». Фотография © Алла Павликова

Репутация
Премию имени Сергея Киселева вручили двумя днями ранее, на церемонии награждения 17 октября. Среди всех заявленных бюро в этом году самым достойным, по мнению жюри, оказалась мастерская Михаила Хазанова и сам Михаил Давидович.
***

Градоустройство
В смотре-конкурсе «Градоустройство» в разных разделах и номинациях так или иначе были отмечены практически все экспозиции регионов. Ростов, где формируется крупнейшая линейная агломерация, и Екатеринбург, продемонстрировавший на конкретных примерах эффективность взаимодействия с населением, получили серебряные знаки. Воронеж взял и золото, и серебро. Красноярск, сохранивший от многоэтажной застройки практически весь центр города, состоящий из нескольких островов в русле Енисея, включая зелёную береговую линию; Хабаровск, показавший развитие своего города; а также Комсомольск-на-Амуре и Москва получили дипломы СА.

Золотого знака в разделе «Политика пространственного развития» удостоился стенд Якутии, охвативший крупнейшие проекты, реализованные в регионе за последние два года. Особо был отмечен представленный в экспозиции комплекс «Земля Олонхо» – как убедительная попытка создания проекта, учитывающего национальные особенности и культуру Якутии. Получая награды, представители Якутии сказали, что их главная задача – сохранять свою самобытность.

В новой номинации фестиваля «Регионы – лучшее в архитектурно-градостроительной практике» золотым знаком отметили экспозиции Екатеринбурга и Красноярска. Серебро в этом разделе досталось Москве и Московской области.
Награждение экспозиции Екатеринбурга. Фотография © Алла Павликова
Награждение стенда Воронежской области. Фотография © Александр Портов
Награждение стенда Якутии. Фотография © Алла Павликова
***

Коллективы
Лучшей проектной организацией этого года была признана мастерская ПТАМ Виссарионова. Юрий Виссарионов и Константин Савкин поднялись на сцену вместе с молодыми проектировщиками своего бюро, а Андрей Гнездилов, вручавший золотой знак и диплом, отметил, что эта награда уже давно должна была оказаться в руках одной из старейших в Москве мастерских. Серебро в этой номинации досталось, напротив, молодому коллективу из Екатеринбурга «ОСА».
Мастерская ПТАМ Виссарионова. Фотография © Алла Павликова
***

Устойчивая архитектура
Ещё один традиционный смотр-конкурс «Экоустойчивая архитектура» выбрал победителей среди 12 работ студентов вузов и авторских коллективов из Москвы, Костромы, Уфы, Воронежа и Владивостока. Высшую награду присудили Дарье Бурдиной за проект реновации жилой среды поселка Рыбокомбинат на острове Попова в Приморском крае.
Главная премия «Экоустойчивая архитектура». Фотография © Александр Портов
Главная премия «Экоустойчивая архитектура». Фотография © Александр Портов
***

Кураторы
Свои награды получили также кураторы спецпроектов, представленных на фестивале. А итог церемонии подвел Андрей Асадов, который вместе с братом Никитой вот уже который год курирует «Зодчество», успевшее за это время существенно преобразиться.
Андрей Асадов. Фотография © Алла Павликова

Андрей Асадов:
«Мы очень рады, что нам удалось превратить фестиваль в реальный инструмент развития территории, сделать его ответом и продолжением заявленной в прошлом году темы «Архитектура и новые индустрии как драйвер развития городов». Трёхгорная мануфактура стала продолжением мирового тренда по превращению промышленных зон в новые точки роста экономики. Обширная выставочная и деловая программы позволили затронуть такие темы, как реновация промзон, комфортная городская среда, социальные и культурные центры нового типа, новая жизнь архитектурного наследия и навыки, необходимые архитектору в современном мире. Следующий шаг развития фестиваля мы видим уже в формате архитектурного форума пространственного развития страны. Формат форума позволит «Зодчеству» стать активатором территорий и импульсом развития не только отдельно взятой площадки, но и других подобных пространств в масштабе всей страны».
 
Куратор Анна Медлева. Фотография © Алла Павликова
Михаил Бейлин, Даниил Никишин, кураторы экспозиции «Развязка Москвы». Фотография © Алла Павликова

24 Октября 2016

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.