Николай Шумаков: «Необходимо объединиться и заявить о себе в полный голос»

Интервью с новым президентом САР содержит призыв к региональным подразделениям.

mainImg
Результаты выборов нового президента САР огласили в последний день работы IX съезда Союза архитекторов России, 19 октября. Победил, со значительным перевесом, Николай Иванович Шумаков, главный архитектор Метрогипротранс, последние пять лет возглавлявший Союз московских архитекторов. Теперь он планирует совмещать оба президентских поста: САР и СМА. Мы встретились с Николаем Ивановичем, чтобы задать ему вопросы о перспективах развития и нераскрытых ресурсах Союза.

Архи.ру:
– Когда Вас выбрали пять лет назад президентом СМА, Вы были настроены весьма решительно и даже радикально в стремлении к обновлению московского союза. За прошедшие годы Вам, действительно, многое удалось изменить, но перемены так и не приняли кардинального характера. Сейчас в вашей программе на пост президента САР много новых предложений, но методы, которыми Вы предлагаете их реализовывать, носят скорее эволюционный характер. Вам кажется этот путь более эффективным? Или есть другие причины?

Николай Шумаков:
– Революция здесь не годится коренным образом. Я убедился в этом на собственном опыте во время пяти лет работы на посту президента Союза московских архитекторов. В архитектурном сообществе, да и в обществе в целом, очень велика инерция. Союз – имеет большую историю и славные традиции, которые многое значат для старшего поколения. И нет никаких причин ломать их. Общественная, профессиональная и культурная жизнь Союза может и должна развиваться поступательно, прирастая новыми инициативами и программами за счёт вовлечения в союзные дела молодого поколения российских архитекторов, давая им возможность реализовать свои идеи, используя имеющиеся в САР ресурсы.

– Какова в этом контексте ваша главная задача?

– Моя основная задача – реформировать организационную структуру, сделать её более эффективной, чтобы она была способна отстаивать авторитет и интересы профессионального сообщества. Сейчас существуют десятки разных союзов, ассоциаций, часть которых вполне жизнеспособна, часть – функционирует по инерции. Я убежден, что разобщённость работает против нас. По отдельности эти структуры не могут добиться тех результатов, которые необходимы для возвращения нашей профессии того статуса и той роли в обществе, которых она заслуживает. В своей программе я предложил консолидировать под эгидой Союза архитекторов России все существующие и действующие творческие и профессиональные объединения, имеющие отношение к архитектуре, градостроительству и дизайну.

И начнём мы с оптимизации структуры и системы взаимодействия трех Союзов: САР, СМА и МАСА. Наши офисы находятся на одной улице, мы проводим сходные по тематике и целевой аудитории мероприятия, привлекаем одних и тех же партнеров, невольно конкурируя друг с другом, вместо того, чтобы поддерживать друг друга. Я не предлагаю упразднять или механически сливать эти организации, но систематизировать их деятельность, объединить дублирующие друг друга программы – необходимо. Для достижения этой цели, а также для оптимизации расходных статей бюджетов, возможно, нужно будет объединить их административно-хозяйственные ресурсы, создав общий исполнительных орган, с единой бухгалтерией, пиар-отделом, дирекцией выставок и конкурсов. Но конкретная схема оптимизации структур будет определена чуть позже, после того, как мы проанализируем имеющиеся ресурсы.

– Цель слияния – исключительно хозяйственная или все-таки идеологическая?

– Все вместе. Объединённая структура сможет более эффективно лоббировать интересы архитектурного сообщества на федеральном и региональных уровнях, вести более активную информационную политику, укрепляя общественный престиж профессии, отстаивая наши интересы. Необходимо находить формы ведения диалога с властью. Путь конфронтации оборачивается лишь позиционными потерями всего цеха. С властью надо учиться общаться и добиваться тех решений, которые отвечают интересам архитектурного сообщества.

За прошедшие десятилетия архитектура выпала из обоймы культурно-значимых и интересных обществу тем. Необходимо вести разъяснительную работу, элементарный ликбез, что такое архитектура, чем занимается архитектор, какие задачи решают градостроители, ландшафтные дизайнеры, чем ценна историческая застройка и так далее.

– Какие ещё приоритеты в работе этой единой структуры вы видите?

– Ресурсы, которые освободятся за счёт объединения аппаратов, я планирую использовать для кардинального изменения системы работы с регионами. Столичные отделения Союза архитекторов России находятся в достаточно благополучном состоянии. Идёт активная профессиональная и культурная жизнь. А вот регионы нуждаются в нашей помощи. Понятно, что речь не о финансовой поддержке, тут у всех достаточно тяжёлое положение. Нужна помощь моральная и имиджевая. Они не чувствуют поддержку центра, не чувствуют своей вовлеченности в общецеховые проекты и программы. Им сложно решать административные проблемы, сложно вести диалог с местными властями. И простой визит делегации из Москвы или других регионов, лекция именитого коллеги, выставка лучших проектов зачастую становится стимулом для активизации местного архитектурного сообщества. Вот именно такое профессиональное и культурное взаимодействие с регионами я планирую развивать.

– А какова роль региональных подразделений САР в этой системе?

– Для меня крайне важно в сложившейся ситуации, чтобы сами региональные подразделения САР проявили инициативу и выступили со своими предложениями. Программа, с которой я выступил перед выборами на пост президента САР, носит принципиальный характер и будет развиваться, дополняться по мере накопления более детальной информации: как о состоянии дел внутри аппарата Союза, так и о ситуации в регионах.

Пользуясь этой возможностью, обращаюсь ко всем членам Союза архитекторов России: если у вас есть конструктивные предложения – я подчеркиваю, предложения, а не жалобы! – по тому, как можно улучшить работу вашего подразделения Союза архитекторов России или может быть у вас есть идеи каких-то мероприятий или проектов, в которых вам нужна организационная помощь центра, присылайте на моё имя ваши предложения. Мы их обязательно рассмотрим и учтём при детальной проработке стратегии развития САР на ближайшие годы.

Мы также полностью открыты для предложений и сотрудничества со всеми творческими и профессиональными объединениями.

– Какие ещё ресурсы, на ваш взгляд, пока не достаточно используются Союзом архитекторов?

– Я связываю свои надежды на обновление Союза с молодежью. Наш опыт в Союзе московских архитекторов показал, что среди молодых архитекторов есть немало талантливых и инициативных ребят, не только способных предложить интересную идею, но и собрать команду, и реализовать её. И сейчас на съезде САР мы ввели в состав правления сразу десять молодых архитекторов в возрасте около 35 лет. И я могу только поблагодарить их за желание активнее участвовать в деятельности САР. Уверен, что их энтузиазм, знания и креативность помогут нам развивать Союз и в ближайшие годы число молодых профессионалов, участвующих в нашей работе, будет только расти. 
***

Предвыборная программа Николая Шумакова: 
Опубликована в газете СА №5 (61) 2016


«Творческие люди – это соль земли, творческие союзы – неотъемлемая часть гражданского общества, часть пронизывающей и скрепляющей страну горизонтальной структуры.

Творчеству в новой России еще не нашлось места. Раньше мы были зажаты в тоталитарных тисках, а вот теперь в тисках новой идеологии, идеологии денег, для которой традиции, ценности, творчество, гуманистическая суть нашей профессии – балласт, мешающий зарабатывать. В этой непростой ситуации мы обязаны позаботиться о сохранении тех традиций и идеалов, которыми живет наше содружество уже 150 лет.

Время развала, деления и почкования проходит. Союз архитекторов России должен и обязан сегодня возглавить процесс консолидации всех архитектурных сил страны. Архитекторы, урбанисты, ландшафтники, дизайнеры, теоретики – те, кто занимается архитектурной деятельностью, – должны и обязаны объединиться под эгидой СА России на благо архитектуры с приоритетом профессиональных интересов нашего цеха. Только так мы выживем и победим. В единстве наша сила.

Сегодня Союз архитекторов России – это отнюдь не слабая организация. Союз имеет представительства на местах и региональные отделения почти в каждом субъекте Российской Федерации. Государство пока не осознаёт, какую поддержку в лице профессионалов оно может получить при реализации госпрограмм. Наша задача – вдумчиво, внимательно и терпеливо, используя все доступные средства, в том числе и прессу, вести разъяснительную работу, развивая сознание представителей власти. Не исключаю, что, когда другие формы самоорганизации вступят в силу и будут признаны государством, данную форму можно будет пересмотреть. Но это надо делать исключительно бережно и осмотрительно, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. И уж, конечно, реформы должны служить интересам демократического большинства. Вам, дорогие архитекторы! И зарабатывать союз может, несмотря на некоммерческий статус – для самосохранения. Может и должен. И тут – опять в ходу все тот же человеческий фактор. Судя по успешной деятельности СМА, такие возможности имеются. Сохраним традиции. Их недооценка чревата невосполнимыми потерями и утратами...

Укрепление статуса Союза архитекторов России и общественного престижа профессии. Для работы в этом направлении мы будем делать ставку в том числе на информационную составляющую нашей деятельности. Современная информационная модель общества диктует нам свои правила. Необходимо создать единое архитектурное информационное пространство. Необходимо медийное сопровождение архитектурных программ, фестивалей и особенно конкурсов. Общественность должна быть не только информирована, она должна быть включена в работу. Необходимо кардинально поменять пиар.

СА должен выступать инициатором в прессе, в дискуссиях, на обсуждениях, получая дополнительный авторитет у общества. Вести пиар-акции по всей России.

Необходимо изменить формат выставок и фестивалей. Проводить их на элитных площадках, с привлечением широкой общественности.

Продолжение работы по архитектурному законодательству с сохранением преемственности. Обеспечение правовой защиты интересов архитекторов. Мы ценим тот огромный вклад, который внесла команда В.Н. Логвинова в работу над законодательными инициативами. Работу должны продолжить те, кто ее начинал, с привлечением специалистов из смежных областей.

Настойчиво добиваться от власти возрождения системы творческих конкурсов, проведения конкурсов на архитектурные решения любых крупных объектов. Необходимо обратиться к мировому опыту проведения архитектурно-градостроительных конкурсов на все объекты. В этом случае задача союза – обеспечить качественность экспертной оценки. Жюри должно не менее чем на две трети состоять из архитекторов – членов союза и определяться именно союзом. Результаты передаются заказчикам: государству, девелоперам. Устранить профанацию выбора путем предварительного отбора участников конкурсов.

Выработка социально-ответственной позиции союза в диалоге с властью по защите законных прав и интересов членов СА России. Мы обязаны сделать все, чтобы установить и закрепить прочные связи с государственными органами власти России: проводить совместную работу на постоянной основе, вносить инициативы от СА России, проводить обсуждения (в том числе для решения проблем имущественного положения союза), разработать определенное соглашение между правительством РФ и СА России. Это тот фундамент союза, который нуждается в государственной поддержке.

Старшее поколение активно работает в союзе (Ю.П. Гнедовский, А.П. Кудрявцев, В.Д. Красильников и т.д.). Хотелось бы привлечь их к работе, в том числе в таких важных направлениях, как градостроительное развитие российских городов, работе над этическими нормами профессиональной деятельности. Нам есть чему поучиться у старшего поколения в новых рыночных условиях.

Активная помощь молодым архитекторам в овладении профессией (система молодежных конкурсов, семинаров, мастер-классов, фестивалей). Развитие среднего специального образования. Создание реестра необходимых специалистов. Молодежное объединение союза активно заявило о себе. Завтра – это наш авангард, который широко популяризирует нашу профессию, открывая все новые формы и направления в деятельности союза, организуя площадки для диалога и информационного обмена. В этой работе им необходима активная поддержка старшего поколения. Необходимо создание кураторства направлений деятельности союза для создания на площадках СА России плацдарма для всех молодежных инициатив. Активная жизнь союзной молодежи – наше светлое будущее.

Усилить влияние общественных архитектурных советов на процессы создания архитектурной среды путем проведения общественных экспертных обсуждений и свободных дискуссий по знаковым объектам, объектам с крупным городским и государственным бюджетом. Встать впереди, объединив уважаемые корпоративные организации и объединения градостроителей, ландшафтников, дизайнеров интерьеров и городской среды.

Объединить в единую хозяйственно-эксплуатационную службу всю недвижимость Союзов Москвы и России, упорядочить все активы. Определить рентабельность их существования и эффективность использования.

Создать и продвигать существующие структуры производителей стройматериалов, подрядчиков и девелоперов, то есть расширить клуб партнеров СМА до клуба партнеров СА России. Создать их рейтинги для продвижения на рынках городов России.

Полностью поменять пиар!!! Кардинально! Сделать сайт СА России дееспособным. Решительно поднять уровень прессы союза. Ввести пиар-акции по всей России, прежде всего обращаясь к обществу, политическим партиям и деловым кругам.

Как правило, все предвыборные обещания звучат громко, но после выборов забываются. В моем случае – гарантирую, что продолжу работу, начатую моими предшественниками, которые бескорыстно трудились и продолжают трудиться на благо союза. Я готов приложить все усилия, весь накопленный опыт, чтобы, подняв союз на должную высоту, решать коллегиально проблемы нашего профессионального цеха.

За эти годы было сделано немало. Есть результат, и мы вместе можем идти дальше
».
 

 
Николай Шумаков © САР

24 Октября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Следующий уровень
Руководители нового высшего учебного заведения – Центрального университета – поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.