Николай Шумаков: «Необходимо объединиться и заявить о себе в полный голос»

Интервью с новым президентом САР содержит призыв к региональным подразделениям.

mainImg
Результаты выборов нового президента САР огласили в последний день работы IX съезда Союза архитекторов России, 19 октября. Победил, со значительным перевесом, Николай Иванович Шумаков, главный архитектор Метрогипротранс, последние пять лет возглавлявший Союз московских архитекторов. Теперь он планирует совмещать оба президентских поста: САР и СМА. Мы встретились с Николаем Ивановичем, чтобы задать ему вопросы о перспективах развития и нераскрытых ресурсах Союза.

Архи.ру:
– Когда Вас выбрали пять лет назад президентом СМА, Вы были настроены весьма решительно и даже радикально в стремлении к обновлению московского союза. За прошедшие годы Вам, действительно, многое удалось изменить, но перемены так и не приняли кардинального характера. Сейчас в вашей программе на пост президента САР много новых предложений, но методы, которыми Вы предлагаете их реализовывать, носят скорее эволюционный характер. Вам кажется этот путь более эффективным? Или есть другие причины?

Николай Шумаков:
– Революция здесь не годится коренным образом. Я убедился в этом на собственном опыте во время пяти лет работы на посту президента Союза московских архитекторов. В архитектурном сообществе, да и в обществе в целом, очень велика инерция. Союз – имеет большую историю и славные традиции, которые многое значат для старшего поколения. И нет никаких причин ломать их. Общественная, профессиональная и культурная жизнь Союза может и должна развиваться поступательно, прирастая новыми инициативами и программами за счёт вовлечения в союзные дела молодого поколения российских архитекторов, давая им возможность реализовать свои идеи, используя имеющиеся в САР ресурсы.

– Какова в этом контексте ваша главная задача?

– Моя основная задача – реформировать организационную структуру, сделать её более эффективной, чтобы она была способна отстаивать авторитет и интересы профессионального сообщества. Сейчас существуют десятки разных союзов, ассоциаций, часть которых вполне жизнеспособна, часть – функционирует по инерции. Я убежден, что разобщённость работает против нас. По отдельности эти структуры не могут добиться тех результатов, которые необходимы для возвращения нашей профессии того статуса и той роли в обществе, которых она заслуживает. В своей программе я предложил консолидировать под эгидой Союза архитекторов России все существующие и действующие творческие и профессиональные объединения, имеющие отношение к архитектуре, градостроительству и дизайну.

И начнём мы с оптимизации структуры и системы взаимодействия трех Союзов: САР, СМА и МАСА. Наши офисы находятся на одной улице, мы проводим сходные по тематике и целевой аудитории мероприятия, привлекаем одних и тех же партнеров, невольно конкурируя друг с другом, вместо того, чтобы поддерживать друг друга. Я не предлагаю упразднять или механически сливать эти организации, но систематизировать их деятельность, объединить дублирующие друг друга программы – необходимо. Для достижения этой цели, а также для оптимизации расходных статей бюджетов, возможно, нужно будет объединить их административно-хозяйственные ресурсы, создав общий исполнительных орган, с единой бухгалтерией, пиар-отделом, дирекцией выставок и конкурсов. Но конкретная схема оптимизации структур будет определена чуть позже, после того, как мы проанализируем имеющиеся ресурсы.

– Цель слияния – исключительно хозяйственная или все-таки идеологическая?

– Все вместе. Объединённая структура сможет более эффективно лоббировать интересы архитектурного сообщества на федеральном и региональных уровнях, вести более активную информационную политику, укрепляя общественный престиж профессии, отстаивая наши интересы. Необходимо находить формы ведения диалога с властью. Путь конфронтации оборачивается лишь позиционными потерями всего цеха. С властью надо учиться общаться и добиваться тех решений, которые отвечают интересам архитектурного сообщества.

За прошедшие десятилетия архитектура выпала из обоймы культурно-значимых и интересных обществу тем. Необходимо вести разъяснительную работу, элементарный ликбез, что такое архитектура, чем занимается архитектор, какие задачи решают градостроители, ландшафтные дизайнеры, чем ценна историческая застройка и так далее.

– Какие ещё приоритеты в работе этой единой структуры вы видите?

– Ресурсы, которые освободятся за счёт объединения аппаратов, я планирую использовать для кардинального изменения системы работы с регионами. Столичные отделения Союза архитекторов России находятся в достаточно благополучном состоянии. Идёт активная профессиональная и культурная жизнь. А вот регионы нуждаются в нашей помощи. Понятно, что речь не о финансовой поддержке, тут у всех достаточно тяжёлое положение. Нужна помощь моральная и имиджевая. Они не чувствуют поддержку центра, не чувствуют своей вовлеченности в общецеховые проекты и программы. Им сложно решать административные проблемы, сложно вести диалог с местными властями. И простой визит делегации из Москвы или других регионов, лекция именитого коллеги, выставка лучших проектов зачастую становится стимулом для активизации местного архитектурного сообщества. Вот именно такое профессиональное и культурное взаимодействие с регионами я планирую развивать.

– А какова роль региональных подразделений САР в этой системе?

– Для меня крайне важно в сложившейся ситуации, чтобы сами региональные подразделения САР проявили инициативу и выступили со своими предложениями. Программа, с которой я выступил перед выборами на пост президента САР, носит принципиальный характер и будет развиваться, дополняться по мере накопления более детальной информации: как о состоянии дел внутри аппарата Союза, так и о ситуации в регионах.

Пользуясь этой возможностью, обращаюсь ко всем членам Союза архитекторов России: если у вас есть конструктивные предложения – я подчеркиваю, предложения, а не жалобы! – по тому, как можно улучшить работу вашего подразделения Союза архитекторов России или может быть у вас есть идеи каких-то мероприятий или проектов, в которых вам нужна организационная помощь центра, присылайте на моё имя ваши предложения. Мы их обязательно рассмотрим и учтём при детальной проработке стратегии развития САР на ближайшие годы.

Мы также полностью открыты для предложений и сотрудничества со всеми творческими и профессиональными объединениями.

– Какие ещё ресурсы, на ваш взгляд, пока не достаточно используются Союзом архитекторов?

– Я связываю свои надежды на обновление Союза с молодежью. Наш опыт в Союзе московских архитекторов показал, что среди молодых архитекторов есть немало талантливых и инициативных ребят, не только способных предложить интересную идею, но и собрать команду, и реализовать её. И сейчас на съезде САР мы ввели в состав правления сразу десять молодых архитекторов в возрасте около 35 лет. И я могу только поблагодарить их за желание активнее участвовать в деятельности САР. Уверен, что их энтузиазм, знания и креативность помогут нам развивать Союз и в ближайшие годы число молодых профессионалов, участвующих в нашей работе, будет только расти. 
***

Предвыборная программа Николая Шумакова: 
Опубликована в газете СА №5 (61) 2016


«Творческие люди – это соль земли, творческие союзы – неотъемлемая часть гражданского общества, часть пронизывающей и скрепляющей страну горизонтальной структуры.

Творчеству в новой России еще не нашлось места. Раньше мы были зажаты в тоталитарных тисках, а вот теперь в тисках новой идеологии, идеологии денег, для которой традиции, ценности, творчество, гуманистическая суть нашей профессии – балласт, мешающий зарабатывать. В этой непростой ситуации мы обязаны позаботиться о сохранении тех традиций и идеалов, которыми живет наше содружество уже 150 лет.

Время развала, деления и почкования проходит. Союз архитекторов России должен и обязан сегодня возглавить процесс консолидации всех архитектурных сил страны. Архитекторы, урбанисты, ландшафтники, дизайнеры, теоретики – те, кто занимается архитектурной деятельностью, – должны и обязаны объединиться под эгидой СА России на благо архитектуры с приоритетом профессиональных интересов нашего цеха. Только так мы выживем и победим. В единстве наша сила.

Сегодня Союз архитекторов России – это отнюдь не слабая организация. Союз имеет представительства на местах и региональные отделения почти в каждом субъекте Российской Федерации. Государство пока не осознаёт, какую поддержку в лице профессионалов оно может получить при реализации госпрограмм. Наша задача – вдумчиво, внимательно и терпеливо, используя все доступные средства, в том числе и прессу, вести разъяснительную работу, развивая сознание представителей власти. Не исключаю, что, когда другие формы самоорганизации вступят в силу и будут признаны государством, данную форму можно будет пересмотреть. Но это надо делать исключительно бережно и осмотрительно, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. И уж, конечно, реформы должны служить интересам демократического большинства. Вам, дорогие архитекторы! И зарабатывать союз может, несмотря на некоммерческий статус – для самосохранения. Может и должен. И тут – опять в ходу все тот же человеческий фактор. Судя по успешной деятельности СМА, такие возможности имеются. Сохраним традиции. Их недооценка чревата невосполнимыми потерями и утратами...

Укрепление статуса Союза архитекторов России и общественного престижа профессии. Для работы в этом направлении мы будем делать ставку в том числе на информационную составляющую нашей деятельности. Современная информационная модель общества диктует нам свои правила. Необходимо создать единое архитектурное информационное пространство. Необходимо медийное сопровождение архитектурных программ, фестивалей и особенно конкурсов. Общественность должна быть не только информирована, она должна быть включена в работу. Необходимо кардинально поменять пиар.

СА должен выступать инициатором в прессе, в дискуссиях, на обсуждениях, получая дополнительный авторитет у общества. Вести пиар-акции по всей России.

Необходимо изменить формат выставок и фестивалей. Проводить их на элитных площадках, с привлечением широкой общественности.

Продолжение работы по архитектурному законодательству с сохранением преемственности. Обеспечение правовой защиты интересов архитекторов. Мы ценим тот огромный вклад, который внесла команда В.Н. Логвинова в работу над законодательными инициативами. Работу должны продолжить те, кто ее начинал, с привлечением специалистов из смежных областей.

Настойчиво добиваться от власти возрождения системы творческих конкурсов, проведения конкурсов на архитектурные решения любых крупных объектов. Необходимо обратиться к мировому опыту проведения архитектурно-градостроительных конкурсов на все объекты. В этом случае задача союза – обеспечить качественность экспертной оценки. Жюри должно не менее чем на две трети состоять из архитекторов – членов союза и определяться именно союзом. Результаты передаются заказчикам: государству, девелоперам. Устранить профанацию выбора путем предварительного отбора участников конкурсов.

Выработка социально-ответственной позиции союза в диалоге с властью по защите законных прав и интересов членов СА России. Мы обязаны сделать все, чтобы установить и закрепить прочные связи с государственными органами власти России: проводить совместную работу на постоянной основе, вносить инициативы от СА России, проводить обсуждения (в том числе для решения проблем имущественного положения союза), разработать определенное соглашение между правительством РФ и СА России. Это тот фундамент союза, который нуждается в государственной поддержке.

Старшее поколение активно работает в союзе (Ю.П. Гнедовский, А.П. Кудрявцев, В.Д. Красильников и т.д.). Хотелось бы привлечь их к работе, в том числе в таких важных направлениях, как градостроительное развитие российских городов, работе над этическими нормами профессиональной деятельности. Нам есть чему поучиться у старшего поколения в новых рыночных условиях.

Активная помощь молодым архитекторам в овладении профессией (система молодежных конкурсов, семинаров, мастер-классов, фестивалей). Развитие среднего специального образования. Создание реестра необходимых специалистов. Молодежное объединение союза активно заявило о себе. Завтра – это наш авангард, который широко популяризирует нашу профессию, открывая все новые формы и направления в деятельности союза, организуя площадки для диалога и информационного обмена. В этой работе им необходима активная поддержка старшего поколения. Необходимо создание кураторства направлений деятельности союза для создания на площадках СА России плацдарма для всех молодежных инициатив. Активная жизнь союзной молодежи – наше светлое будущее.

Усилить влияние общественных архитектурных советов на процессы создания архитектурной среды путем проведения общественных экспертных обсуждений и свободных дискуссий по знаковым объектам, объектам с крупным городским и государственным бюджетом. Встать впереди, объединив уважаемые корпоративные организации и объединения градостроителей, ландшафтников, дизайнеров интерьеров и городской среды.

Объединить в единую хозяйственно-эксплуатационную службу всю недвижимость Союзов Москвы и России, упорядочить все активы. Определить рентабельность их существования и эффективность использования.

Создать и продвигать существующие структуры производителей стройматериалов, подрядчиков и девелоперов, то есть расширить клуб партнеров СМА до клуба партнеров СА России. Создать их рейтинги для продвижения на рынках городов России.

Полностью поменять пиар!!! Кардинально! Сделать сайт СА России дееспособным. Решительно поднять уровень прессы союза. Ввести пиар-акции по всей России, прежде всего обращаясь к обществу, политическим партиям и деловым кругам.

Как правило, все предвыборные обещания звучат громко, но после выборов забываются. В моем случае – гарантирую, что продолжу работу, начатую моими предшественниками, которые бескорыстно трудились и продолжают трудиться на благо союза. Я готов приложить все усилия, весь накопленный опыт, чтобы, подняв союз на должную высоту, решать коллегиально проблемы нашего профессионального цеха.

За эти годы было сделано немало. Есть результат, и мы вместе можем идти дальше
».
 

 
Николай Шумаков © САР

24 Октября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.