Мария Трошина: «Творческие индустрии нивелируют зазор между Россией и Западом»

Главред Проект international Мария Трошина – о креативных индустриях, новой теме следующего блока журналов, и о выступлениях представителей этого жанра из Нидерландов, которым посвящен свежий номер.

mainImg
Выступления Робина Кемме, креативного директора дизайнерского агентства Fabrique, и Мартина Пола из space&matter, архбюро, занятого в равной мере творческими реконструкциями зданий и не лишенными левого эпатажа выставочными проектами, состоятся как в Трёхгорной мануфактуре, так и в МАРШе и даже в Нижнем Новгороде. Мы задали несколько вопросов организатору этого турне.

14 октября, пятница, 16:30 – презентация Пi41 «Креативные индустрии Нидерландов» на Трёхгорке

14 октября, пятница, 19:30 – лекции Робина Кемме и Мартайна Пола в МАРШе // на английском языке

15 октября, суббота, 15:00 – лекция Робина Кемме в Гараже

15 октября, суббота, 14:00 – лекция Мартайна Пола в Арсенале, Нижний Новгород
 

Мария Трошина, главный редактор Пi

Архи.ру: 
– Креативные индустрии сейчас – страшно актуальное понятие. Судя по всему, предполагается, что они спасут наш постиндустриальный мир в период кризиса. А как бы ты определила это явление, что в нём главное?

Мария Трошина: 
– Мне кажется, главное в творческих индустриях – это их обращенность к индивидуальности, к конкретному человеку с его желаниями, мыслями. Это стало особенно очевидным после работы над номером, посвященном этой, не побоюсь сказать, отрасли в Нидерландах. Именно отрасли, так как в этой стране сейчас на всех уровнях созданы условия, благоприятствующие развитию творческих инициатив.

– Почему Пi именно сейчас взялся за серию журналов, посвященных креативным индустриям?

– За пару лет моей работы над журналом, который был задуман как дайджест, мне стало понятно, что интересно говорить и читать о трендах. О мировых трендах. Особенно нашим читателям.

Поясню. У нас существует какой-то странный перекос: где-то мы опаздываем на десять лет, если сравнивать с Европой, а где-то бежим «впереди паровоза». Мне кажется, что тема творческих индустрий как-то нивелирует этот зазор. Описывая зарубежную архитектуру в нашей стране, всё время чувствуешь, что мы на периферии, так как в технологиях и материалах мы безнадежно опаздываем, а кризис только усугубляет ситуацию. Бесспорно, что у нас есть прекрасная архитектура, но её мало, а с кризисом стало еще меньше. Мне кажется, креативные индустрии – тот момент, в котором мы схожи с зарубежными странами. При этом мы всё-таки архитектурный журнал. И архитектура становится в один ряд с творческими индустриями, обогащаясь схожими идеями и смыслами.

Я вижу нашу серию как чужой опыт, который нам может быть интересен и полезен, а не как картинку на тему «что у нас могло бы быть, но почему-то нету». Это какая-то волна, которая идёт не от профессионалов, диктующих миру, каким он должен быть. Профессионалы вынуждены быть чувствительными к запросам обычных людей. И мне кажется, что это происходит повсеместно. Такая смена парадигмы. В этом смысле мне симпатична тема Венецианской биеннале, заявленная Аравеной. Reporting from the front – это касается всех.

И да, мы живем вот так, как это показано в нашем павильоне. Архитектура – самый главный индикатор времени и места. Это то, чем они маркируются.

– По какому принципу ты выбираешь героев публикаций?

– Всегда есть свобода выбора. Номер по Нидерландам мы планировали с Бартом Голдхорном. Он, конечно, в курсе всего, что происходит у него на родине. Но потом контент менялся. Хотелось сказать больше, но журнальный формат – вещь достаточно суровая и не терпит излишеств. Именно поэтому мы пригласили наших героев в Россию, чтобы лучше понять то, что происходит «у них» и насколько это действительно резонирует «с нами».

Герои публикаций в разных рубриках, если мы говорим о персонах и бюро – попытка понять разные стороны Нидерландов. Многих из них я знаю давно, мы публиковали их проекты, и было интересно наблюдать, как они растут. Но всё же надо говорить о проектах как о главных действующих лицах. И в этом смысле мы старались взять проекты, способные показать, каким образом архитектура и дизайн, если они чувствительны к запросам людей, могут трансформировать общество.

При этом мы не на секунду не забывали, что всё это на самом деле – бизнес. Но основанный на каких-то других механизмах, чем у нас. И, что самое интересное, эти механизмы не сами собой родились. Они были выстраданы и отвоёваны. Этот момент для меня лично очень важен в отношении Нидерландов.
zooming
Сайт Рейксмузеума © Fabrique

– Среди выступающих – Робин Кемме из Fabrique, дизайн-агентства, совмещающего работу над супер-сайтами, ориентированными на мобильники и приложениями к ним же, с брендированием городов. Они придумали бренд города Агры в виде буковки А с силуэтом Тадж-Махала и размножили его повсюду в городе. Напоминает брендирование Москвы… А вот от их сайта Рейксмузея я не могла оторваться, это, прямо скажем, восхитительный сайт. А у тебя есть любимый проект Fabrique?

– В этом пристрастии мы с тобой, видимо, схожи, не зря заканчивали Отделение истории искусств МГУ. Это восторг встречи с прекрасным. Но надо сказать, что подход этого агентства подкупает тем, что они создают, простите, «продукты», которые вас делают причастным практически любому процессу, будь то искусство живописи или музыка, превращая это в увлекательную историю. Высокие искусства – это понятно, но когда ты проходишь досмотр в аэропорту без напряжения, это уже касается всех.

Что касается Агры, то я не вижу сходства с Москвой – мне кажется, они смогли уловить ритм и множественность образов города прошлого, настоящего и будущего и встроить его в ту систему, которая будет понятна и местным, и гостям города.
zooming
Бренд города Агра © Fabrique

– Честно говоря, портфолио space&matter мне понравилось меньше. Идея ограничить развитие аэропорта Хитроу, устроив по соседству кладбище членов Гринписа, которых в год умирает в среднем 300 человек, кажется какой-то чрезмерной… Хотя их архитектурные проекты неплохи, вот к примеру дизайн-код для города из домов на воде или мини-гостиницы в домиках смотрителей мостов, которые стали не нужными с развитием новых технологий – очень даже ничего. Почему позвали именно их?

– Признаться, это и есть то самое бюро, которое я наблюдаю в течение последних несколько лет. Они молоды, но у них какое-то правильное понимание пространства не только в физическом, а отчасти и в метафизическом смысле: мы все живём вместе, и важно слышать друг друга. Иногда для этого не хватает медиатора, и они готовы стать им. И становятся. Их проекты, где они становятся посредниками между людьми и физическими пространствами – это и есть настоящая современная архитектура. Делать непонятное понятным и своим – в этом я вижу путь архитектуры. Ведь мы видим прекрасное там, где мы видим своё – то, что мы можем понять и принять.
zooming
Проект SWEETS, мини-гостиницы из домиков смотрителей мостов в Амстердаме © space&matter
zooming
Проект Rest in Greenpeace © space&matter

– Голландия – страна, креативная индустрия которой известна как одна из самых развитых, то, что начали с неё, понятно. Какие страны следующие?

– Конечно всё понятно. Отец-основатель нашего журнала Барт Голдхорн – голландец (смеется). Пока будем сохранять интригу. В наше время сложно прогнозировать. Но я точно знаю, есть несколько тем из номера про Нидерланды, очень актуальных для нашей страны, и они обязательно будут освещены в следующем выпуске. Но уже в другой стране. Проблемы везде одни и те же.
 

14 Октября 2016

Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.