Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение

Концепция Музея науки и техники в Томске

информация:

Никита Явейн

Никита Явейн /

Nikita Yavein / Россия
Студия 44

Студия 44 /

Studio 44 / Россия
авторский коллектив
Архитекторы: Н. И. Явейн, А. П. Яр-Скрябин
При участии: А. И. Амелькович, А. В. Веткина, И. В. Кожина, А. А. Кутилиной, А. А. Патрикеева, Р. О. Покровского, К. О. Счастливцевой

партнеры, заказчики, смежники
Заказчик: Томский государственный архитектурно-строительный университет

Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение

Архи.ру об этом объекте:

11.11.2016

Елена Петухова. WAF 2016: обратный отсчёт

Представляем краткую аннотацию фестиваля и комментарии участников нынешнего и прошлых WAF: о том, чем он интересен и важен.

Осталось пять дней до начала очередного Всемирного архитектурного фестиваля WAF 2016. В Берлине соберутся ведущие архитекторы мира для того, чтобы лично представить членам жюри свои проекты и постройки. По итогам презентаций планируется выбрать побе...   читать дальше

другие тексты Архи.ру:

Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение

описание:

Создание в Томске нового просветительского центра – Музея науки и техники – становится прекрасным поводом для самоидентификации города путем обращения к местным градостроительным, культурным и архитектурным традициям, их переосмысления и развития.

В начале Томска была крепость. И, как заведено на Руси, она являлась не только оборонительным сооружением, но также жилым, богослужебным и производственным. Крепость несла в себе символику Святого града и ковчегоспасения. В архитектурном решении Музея на берегу Томи авторы стремились синтезировать многозначный образ, напоминающий одновременно и о крепостной стене, и о ковчеге, и о стругах, с которых в 1604 году высадились на берег у впадения Ушайки в Томь сибирские первопроходцы.

Протяженный объем длиной 184 м и шириной 27 м поставлен параллельно береговой линии и защитной дамбе. Над двухэтажным основанием с двускатной кровлей возвышаются в панораме Томи пять мощных «башен» архетипической формы: шестерик, четверик, барабан (круг), крест и восьмерик. Внутри башен расположены тематические блоки Музея. Еще одна – самая высокая и самая тонкая доминанта – представляет собой «смотровую башню» с тремя уровнями обзорных площадок. Если башни Томской крепости (угловые, воротные, городовые, колокольные) имели шатровое венчание, то башни Музея завершают ажурные «короны» различного геометрического рисунка, за которыми скрывается либо плоская эксплуатируемая кровля, либо своего рода «обратный шатер», установленный вершиной вниз с целью сбора и использования атмосферных осадков.

Еще один традиционный элемент здания – галереи вдоль протяженных фасадов на высоте второго этажа (основной экспозиционный уровень) с лестницами, ведущими в галереи с уровня земли. В русском зодчестве XVI-XVII веков такие галереи, окружавшие церковь, трапезную или дворец на уровне подклета, называли гульбищами. В отличие от исторических прототипов, гульбища Музея – не открытые. Однако, в точном соответствии со своими предтечами, они играют роль главных общественных пространств здания, мест для встреч, общения, социализации, отдыха и любования окрестными видами. Гульбище соединено с открытыми публичными пространствами перед главным фасадом двумя пандусами, которые ассоциируются как с трапами, так и со взвозами в избы.

Говоря об открытости комплекса внешнему миру, его притягательности для публики и игровом характере сооружения, нельзя не упомянуть еще об одном источнике формообразования. Речь идет об архитектуре триумфальных арок, выставочных и ярмарочных павильонов, всего того, что по своей природе просто обязано привлекать взгляды, пробуждая интерес и желание войти вовнутрь. Так, в числе архитектурных прообразов Музея – деревянная триумфальная арка и павильон, возведенные в Томске в 1891 году к приезду наследника цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, а также павильоны Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве. Опыт русского деревянного зодчества конца XIX века помножен в нашем проекте на инновации русского авангарда и конструктивизма 1920-х годов.

В деревянной застройке Томска часто встречаются двухэтажные дома, поражающие своей масштабностью, парадностью, дворцовым строем всего облика. Различные вариации этих домов основаны на сочетании нижней каменной базы (цокольной части) и основной деревянной части. Здание Музея также имеет кирпичную отделку нижнего уровня. Это кладка, выполненная особым образом, – с интервалами между блоками кирпичей.

Дерево – один из самых фактурных и декоративных материалов, идет ли речь о традиционном накладном декоре или о выразительной тектонике деревянного каркаса. Музей будет построен в Заисточье (Татарской слободе), районе, который славится самобытным, по-восточному щедрым декором элементов, особенно наличников. В проекте архитекторы пытаются доказать, что лаконичный геометрический рисунок деревянного каркаса с разнообразными вариациями решеток по своей орнаментальности и силе художественного воздействия может поспорить с живописным узорочьем резного декора.

Бытует мнение, что деревянная архитектура недолговечна, что это архитектура «со сроком годности». На взгляд авторов проекта, это не так. Современные средства и надлежащий уход (к слову, недорогой и несложный) многократно умножают срок службы деревянных зданий. Что же касается морального старения, то дереву оно практически не грозит. Этот материал был востребован и популярен всегда, а в наши дни и вовсе стал излюбленным материалом эко-тека. Линия развития деревянной архитектуры на Руси непрерывна; она не есть нечто раз и навсегда застывшее и уже неоднократно доказала свою способность видоизменяться в духе времени, сохраняя при этом свои непревзойденные экологические качества, особую душевность и высокую технологичность.

Наружная подсветка здания

Для подсветки фасадов предлагается использовать светильники следующих типов:

  • Ленточные светильники – для акцентирования карнизов и фронтонов.
  • Приборы с регулировкой силы света – для обрамления витражей узкими световыми полосами.
  • Прожекторы с заливающей оптикой и с широким лучом – для омывающего освещения стен.
  • Прожекторы с узким лучом – для прицельного выделения архитектурных деталей без рассеивания света в окружающее пространство.
Приборы устанавливаются в приямках, в плоскости тротуаров, на фасадах, на соседних домах. Более подробные сведения о подсветке – после разработки светотехнического раздела проекта специализированной организацией.

Конструктивные решения

Конструктивная схема сооружения представляет собой смешанную систему:
  • подземная часть сооружения (отм. – 3.000 м.) фундаменты, стены, колонны, перекрытия выполняется из монолитного железобетона;
  • первый надземный этаж (отм. 0.000 м) выполняется из монолитных железобетонных колонн и несущих монолитных и кирпичных стен;
  • второй, третий этажи (отм. +4.500 м и отм. +8.000 м) и все башни выполнены из деревянно-клееных конструкций по стоечно-ригельной системе. Все деревянно-клееные конструкции доводятся до необходимого предела огнестойкости.
Кровля – из металлического оцинкованного фальцованного листа по сплошному деревянному настилу. Наружные стены первого этажа частично решены с применением облицовочного лицевого кирпича по системе «вентилируемый фасад» (на участках несущих кирпичных и ж/б стен), частично по системе «сэндвич» с использованием деревянных реечных элементов в качестве лицевого наружного слоя.

«Зеленые решения»

В комплексе мероприятий по внедрению «экологических» проектных решений предусматривается:

А. Организация системы водопонижения
 – инженерной подготовкой территории, обеспечивающая защиту от негативного воздействия возможного подтопления как на период строительства, так и на период эксплуатации. Предусмотрена дренажная сеть, которая выполняет функции организации и отвода дренажных вод в локальные очистные сооружения (ЛОС) и далее городские сети ливневой канализации;
Б. Организация системы сбора ливневых атмосферных осадков
 – с кровель башен для целей вторичного использования (полив зеленых насаждений и территории)
В. Организация системы учета расходов ресурсов
 – для каждой из функциональных зон/блоков
Г. Минимизация светового загрязнения от ночного освещения
-применением осветительных приборов с точно определенным и соответствующим параметрам проекта светораспределением.
Д. Минимизация водопотребления
 – установкой на вводе в здание водомера с импульсным выходом в обвязке

Данный комплекс инженерных решений позволит осуществить сертификацию объекта по международной системе «зеленой сертификации» (BREEAM)

архитектурно-планировочные решения:

Функционально-планировочная организация здания

Сооружение представляет собой двухэтажный объем 184х27 м, в который «врезаны» шесть «башен» (пять «тематических» и одна обзорная). В состав сооружения входят следующие блоки:

  • Блок входной зоны с вестибюльной группой и служебными помещениями.
  • Блок постоянной экспозиции и лабораторного комплекса.
  • Блок культурно-образовательной и досуговой зоны с конференц-залом, 3D-кинотеатром и научным театром.
  • Блок общественного питания.
  • Блок фондохранилища и мастерских.
  • Блок административно-хозяйственных и технических помещений.
  • Авто- и велопарковки.
Зона временных выставок расположена южнее входной группы, а зона постоянной экспозиции – севернее. В подземном этаже (отм. – 3.000 м, под башней «крест») расположены открытые фондохранилища Музея.

В первом этаже (отм. 0.000 м) расположены (с юга на север):
  • Зрительские ярусы научного театра.
  • Входная зона с вестибюльной группой (вестибюль, фойе, билетные кассы, гардероб, магазин, детские игровые комнаты, санузлы для посетителей) со входом на центрально расположенную обзорную башню.
  • Подсобные помещения (пост охраны, служба безопасности, санузлы для персонала).
  • Зрительский амфитеатр тематической зоны «Я и мой мир».
  • Зрительский амфитеатр тематической зоны «Начала наук».
  • Помещения лабораторий и мастерских (с отдельным служебным входом).
  • Зрительный зал 3D-кинотеатра.
Помимо основной входной зоны в первом этаже организованы автономные входы в научный театр и 3D-кинотеатр (по торцам здания), а также для частых посетителей (через магазин и далее – прямо в свою тематическую зону).

Во втором этаже (отм. +4.500 м) расположены (с юга на север):
  • Зал временных выставок.
  • Кафе.
  • Вводный зал постоянной экспозиции.
  • Экспозиционные пространства тематических зон «Я и мой мир», Начала наук», «Энергия Сибири», «Технологии управления». 
Тематические зоны могут быть как объединены в единое пространство со сквозным проходом, так и отделены друг от друга с помощью трансформируемых перегородок. Интегральной частью перетекающих пространств являются и крытые галереи-гульбища вдоль восточного и западного фасадов здания.

В третьем этаже (отм. +8.000 м) предусмотрены офисы администрации и технические блоки. 

решения генерального плана:

Градостроительное и ландшафтно-планировочное решение 

Участок строительства площадью 3,5 га находится в пойме реки Томи, на 2,0 м ниже верхней бровки существующей защитной дамбы обвалования. По дамбе проходит ЛЭП, нормативный отступ от которой объектов капитального строительства составляет 20 м (в случае прокладки линии электропередач подземным способом данный отступ может быть сокращен).

Здание расположено таким образом, чтобы не нанести вреда существующим ценным деревьям. Элемент благоустройства – круглая пешеходная дорожка близ южного торца здания – бережно опоясывает хвойную рощицу. Зеленый ландшафт между зданием и Мавлюкеевским озером также максимально сохраняется и получает удобную систему пешеходных связей.

Пространство между обращенным к реке главным фасадом здания и проходящей по верху дамбы дорогой трехуровневое: нижний, ближайший к зданию уровень (отм. 0.000) отдан под открытый паркинг; на широкой берме метром выше (отм. +1.000) предлагается обустроить площадки для размещения уличных экспонатов музея; наконец, на отм. +2.000 м задумана прогулочная эспланада с рядами деревьев и кустарников, газонами, цветниками, скамьями, фонарями и другими элементами благоустройства.

Уровни связаны целой системой лестниц, самая торжественная из них расположена в створе главного входа в Музей и может быть украшена декоративной скульптурой и музейными экспонатами. По другую сторону автодороги предусмотрен широкий трехмаршевый спуск к воде с двумя бермами. Еще один спуск ведет на территорию вновь создаваемого пляжа.

Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение

события:

  • 28.07.2014 28.07.2014 21.10.2014
  • Томск
  • конкурс

Музей науки и техники в Томске

Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Разрез. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Разрез. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Фасады. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Фасады. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
План. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
План. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Планы этажей. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Планы этажей. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Планы этажей. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Планы этажей. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Ситуационный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Ситуационный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Генеральный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Генеральный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение
Генеральный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44
Генеральный план. Концепция Музея науки и техники в Томске © Студия 44 открыть большое изображение

Никита Явейн,

другие постройки:
  • Жилой комплекс на ул. Типанова, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс с реставрацией и приспособлением для современного использования объекта культурного наследия «Электростанция тепловая (ТЭЦ)», Псков
  • Концепция развития «Квартала XXI века» в Иркутске, Иркутск
  • Проект редевелопмента кинотеатра «Варшава», Москва
  • Спортивно-оздоровительный комплекс школы дзюдо, Санкт-Петербург
  • Жилой комплекс «Амазонка», Кронштадт
  • Казахская Национальная Академия Хореографии, Астана
  • Комплексная общественно-жилая застройка на Васильевском острове, «Студия 44», Санкт-Петербург
  • Лечебно-реабилитационный комплекс ФГУ «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова», Санкт-Петербург

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Олег Мединский
  • Антон Надточий
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Гнездилов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Андрей Романов
  • Александр Асадов
  • Юлий Борисов
  • Илья Уткин
  • Сергей Чобан
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Иванов
  • Никита Токарев
  • Михаил Канунников
  • Дмитрий Васильев
  • Петр Фонфара
  • Павел Андреев
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Константин Ходнев
  • Николай Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Александр Попов
  • Карен Сапричян
  • Олег Карлсон
  • Екатерина Грень
  • Владимир Биндеман
  • Шимон Матковски
  • Александр Скокан
  • Сергей  Орешкин
  • Александр Бровкин
  • Лукаш Качмарчик
  • Анатолий Столярчук
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Явейн
  • Илья Машков
  • Владимир Ковалёв
  • Юлия Тряскина
  • Магда Кмита
  • Алексей Гинзбург
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Кузнецов
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Асадов
  • Георгий Трофимов
  • Евгений Герасимов
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов
  • Олег Шапиро
  • Зураб Басария
  • Магда Чихонь
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Труханов
  • Вера Бутко
  • Даниил Лоренц
  • Тотан Кузембаев
  • Арсений Леонович
  • Сергей Скуратов
  • Игорь Шварцман
  • Всеволод Медведев
  • Полина Воеводина
  • Сергей Переслегин

Проект из каталога (случайный выбор)

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция пешеходного моста в Московском зоопарк
  • Благоустройство набережной в квартале «Ривер Парк»
  • Проект «Физкультура»
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной
  • ЖК «Царская столица»
  • Детский хоспис «Дом с маяком»
  • Жилой комплекс «Александровский»
  • Проект реконструкции Тульской набережной
  • Дилерский центр для Mercedes-Benz и Audi на территории ЗИЛ

Новости российской архитектуры:

Взгляд вглубь
17.10.2017

Взгляд вглубь

Владимир Плоткин, Антон Надточий, Вера Бутко, Никита Явейн, Илья Мукосей, Наталья Воинова, Андрей Асадов, Никита Асадов, Сергей Скуратов, Николай Шумаков, Евгений Герасимов, Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Тимур Башкаев, Тотан Кузембаев, Сергей Чобан, Наталья Сидорова, Даниил Лоренц, Константин Ходнев, Юлий Борисов
Приметы 2017
16.10.2017

Приметы 2017

Дэвид Аджайе, Андрей Асадов, Владимир Биндеман, Валерий Лукомский, Рустам Керимов, Александр Асадов, Алексей Каменюк, Борис Бернаскони, Георгий Трофимов, Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Валерия Преображенская, Левон Айрапетов, Андрей Романов, Екатерина Кузнецова, Сергей Гнедовский, Антон Цыбисов, Александр Гривко, Никита Явейн, Аскар Рамазанов, Антон Надточий, Вера Бутко, Антон Барклянский, Юлий Борисов, Владислав Поляков, Дмитрий Ликин, Олег Шапиро

Технологии:

13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
03.10.2017

Низкие потолки: как слабые стороны помещения можно превратить в преимущество?

Что делать с низким потолком? Компания Paper Design®, предлагает рассмотреть варианты решений оформления низких потолков.
Paper Design®
27.09.2017

Алгоритм идеального монтажа

Контроль, высокая квалификация сотрудников и выверенная технология гарантируют неизменно высокое качество монтажа кровель из керамической черепицы от компании «Красные Крыши».
Компания «Красные крыши»
другие статьи