Наринэ Тютчева: «Трехгорная мануфактура и подобные ей территории являются ценным ресурсом для развития города»

Руководитель бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева рассказала Архи.ру о своем кураторском спецпроекте «Трехгорка ПОТОМ» на фестивале «Зодчество»-2016.

mainImg


– Что будет показано вами в рамках фестиваля «Зодчество»-2016?

– Мы представим проект долгосрочного редевелопмента Трехгорной мануфактуры, который мы разрабатываем и реализуем на протяжении последних нескольких лет. Нами была разработана градостроительная концепция и проекты реконструкции и реставрации ключевых зданий фабрики. Материалы большой исследовательской и проектной работы, а так же большой макет и видео будущего Трехгорной мануфактуры будут выставлены в одном из залов наиболее знакового корпуса мануфактуры. Также будут представлены уникальные экспонаты музея Трехгорки, для которого в будущем предусмотрено строительство отдельного здания. Будет показан и проект будущего музея. Можно будет впервые увидеть ткани, созданные на мануфактуре в разные годы, а также архивные документы, связанные с создателями и работниками фабрики.

Кроме того, в рамках фестиваля «Зодчество» мы проводим воркшоп, тема которого – создание знаковых объектов, обозначающих входы на территорию фабрики. Реализация этих объектов должна стать первым шагом редевелопмента территории и открытия ее для города и горожан.

– Вы часто сталкиваетесь с подобными проектами? Что в них для вас главное?

– За время нашей практики мы не раз сталкивались с бывшими промышленными территориям. Первым объектом был корпус фабрики «Красная Роза» в 2001 году. Затем наше бюро на протяжении 15 лет выполнило ряд исследований и проектов разной степени проработки на множество промышленных территорий. С группой студентов-дипломников в 2008 году мы выпустили исследование и ряд проектов по «Ржавому кольцу» Москвы, в котором была представлена методика подхода к решению подобных проблем. Также мы провели большое исследование и выпустили книгу проектов по второй площадке «Зодчества»-2016 – ГЭС-1. Деятельность бюро во многом посвящена реабилитации запущенных территорий, в которые необходимо вдохнуть новую жизнь. Нашей задачей в этом случае является, с одной стороны – создание процесса успешного и эффективного использования прошлого – руины, остатки промышленной революции, структуры, утратившие свое первоначальное назначение, пройдя путь реновации, получают новое использование и общественное признание. С другой стороны, мы пытаемся определить и запустить инфраструктурные процессы, которые сделают развитие этих территорий в будущем устойчивым. Для нас важно, что бы эти площадки стали новыми генераторами активности. Территории бывших промышленных предприятий в постиндустриальном городе несут в себе уникальную историко-культурную и градостроительную ценность, и являются важным ресурсом и потенциалом для развития города.

Историческое развитие Москвы обусловило то, что в пределах старого города (в границах Камер-Коллежского вала – исторической границы города середины XIX века) сосредоточилось много промышленных предприятий. Они появились на территориях, развитие которых в свое время было затрудненно из-за особенностей природного ландшафта или неблагоприятных социальных условий. Эти факторы не позволили территориям стать престижными к моменту развития промышлености в городе. Таким образом, на сегодняшний день порядка 19% площади старого города занимают закрытые территории промышленных предприятий. Они занимают ценные земли, имеющие сегодня большой потенциал и значимость, негативно влияют на развитие прилегающих территорий, создают негативное экологическое влияние и нарушают транспортно-пешеходные связи. Но, самое главное, они влияют на экстенсивное освоение городской среды рядом с ними, приводя к выворачиванию и замещению ценной исторической застройки.

zooming
Наринэ Тютчева. Фото предоставлено АБ «Рождественка»
Проект редевелопмента Трехгорной мануфактуры. Периферия центра © АБ «Рождественка»
Проект редевелопмента Трехгорной мануфактуры. Многослойность пространственной композиции © АБ «Рождественка»
Проект редевелопмента Трехгорной мануфактуры. Сложность общественных пространств © АБ «Рождественка»



– В чем заключается эта уникальность?

В первую очередь надо отметить объемно-пространственную многослойность композиции территорий. Промышленная функция, сочетая в себе технологичность, практичность, рукотворность и логику, зачастую пренебрегая планировочными композиционными законами, в результате привела к появлению очень плотных и сложных пространственных структур, сопоставимых со структурой средневекового города. Это наглядно видно при соотнесении планов кварталов в одном масштабе. Кроме того, постоянные добавления и обновления привели к возникновению многослойного физического каркаса. И если сами по себе отдельные объекты могут быть не уникальными, комбинация этих объемов формирует удивительную по масштабу среду. Кроме того, рассматривая ценные объекты промышленной архитектуры, мы сталкиваемся не только с выдающейся эстетикой, но и с уникальными строительными технологиями. А внутренняя архитектура этих объектов дает возможность при ее типологическом переосмыслении создавать уникальные креативные пространства.

Проект редевелопмента Трехгорной мануфактуры © АБ «Рождественка»



– Что такие территории могут дать городу?

Трехгорная мануфактура и подобные ей территории являются ценным ресурсом для развития города. Прежде всего – это ресурс культурный, несущий в себе уникальную информацию. Во вторых – ресурс территориальный, позволяющий совершенствовать и развивать городскую ткань, делая ее более равномерной по степени активности. И, наконец – это ресурс творческий, поскольку эти территории предполагают исключительно креативный подход к развитию, в котором могут быть предложены и реализованы самые неожиданные решения, опирающиеся на прошлое и нацеленные в будущее.
Проект редевелопмента Трехгорной мануфактуры © АБ «Рождественка»
Проект редевелопмента Трехгорной мануфактуры. Реконструкция залов ТЭЦ-7 © АБ «Рождественка»

30 Сентября 2016

comments powered by HyperComments
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Пресса: Проект МГСУ по благоустройству Яузы получил награду...
Проект благоустройства Яузы, разработанный студентами Московского государственного строительного университета (МГСУ) и НПО "Вектор", отмечен "Золотым знаком" на международном архитектурном фестивале "Зодчество", сообщил корреспондент РИА Новости
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Евгений Богомазов: «Уже ведём переговоры»
Ещё один материал вдогонку «Зодчеству»: о перспективах реализации концепций воркшопа школы «Эволюция» и развития городского поселения Шексна, и об отношениях отношениях между главой администрации и главным архитектором района.
Входы для Трёхгорки
Публикуем результаты воркшопа, проведенного архитектурным бюро «Рождественка» совместно с «Трёхгорной мануфактурой» на фестивале Зодчество 2016 и посвящённого разработке входных групп будущего кластера.
Поле зрения
Новое здание музея «Куликово поле» на территории Тульской области – далеко не первая «волна» мемориализации места знаменитого сражения. Однако же и самая «ударная», вобравшая в себя силу всех предыдущих. Заставляющая по-новому взглянуть на то, каким вообще может быть военный музей. Рассказываем о здании, получившем «Хрустальный Дедал» 2016 года.
Успех архитектора
Видео-запись и стенограмма дискуссии «Архитектурный бизнес. Стратегии успеха», организованной Архи.ру и СМА на фестивале «Зодчество».
Эволюция на Зодчестве
Пётр Виноградов – о работе проектов «Продвижение», «Погружение», школе «Эволюция» и о выставке, запланированной для фестиваля «Зодчество».
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.