В школе МАРШ в начале июля стартует интенсивный курс «Building Information Modelling в профессии архитектора», благодаря которому проектировщики могут достаточно быстро овладеть базовыми навыками для работы в системе, завоевывающей все большую популярность в России.
BIM – Building Information Modeling или Building Information Model – переводится как «Информационное моделирование здания» или «Информационная модель здания». По сути BIM – это виртуальная модель сооружения, в которой каждая деталь связана с базой данных и имеет подробное описание своих характеристик (материал, размеры, технология монтажа, долговечность, стоимость, и т.д.). Изменение одного параметра на одном из чертежей или в спецификации автоматически ведет к изменению этого параметра во всех других проекциях и документах. А экономит массу времени на внесение поправок в проектную документацию и позволяет избежать ошибок при «ручном» переносе информации.
Первым понятие «Building Description System» (Система описания здания) ввел в конце 70-х годов прошлого века профессор Технологического института Джорджии Чарльз Истман (Charles M. Eastman). А термин «Вuilding information modeling» первым применил архитектор и идейный вдохновитель Autodesk Фил Бернштейн (Phill Bernstein). Разработкой программного обеспечения для создания BIM занялись несколько компаний: Graphisoft, Autodesk, Bentley Systems и другие. Сегодня существует несколько программ для создания информационных моделей зданий, но у всех есть какие-то недостатки, а основной их них – низкая производительность при работе с большими моделями.
Тем не менее, в США, Европе и Азии BIM активно внедряется на государственном уровне. В США это уже обязательное требование при получении госзаказа. А с нынешнего года так будет и в Великобритании, Дании, Нидерландах, Норвегии и Финляндии. В Италии, Франции, Южной Корее, Сингапуре и Гонконге информационное моделирование также поддерживается на высшем уровне – специальными госпрограммами или крупными государственными заказчиками.
Подхватила эстафету передовых технологий и Россия. Переход на BIM-проектирование – процесс долгий, требующий серьезных вложений в инфраструктуру архитектурной мастерской и на подготовку квалифицированных специалистов. Но он необратим и неотвратим. Об этом свидетельствует государственная программа по инновационному развитию строительной отрасли России, начатая в марте 2014 года. В конце 2014 года Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ РФ, издал приказ №926/пр «Об утверждении плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства». Согласно плану Минстрой России подготовит перечень нормативных правовых и технических актов и образовательных стандартов, подлежащих изменению и разработке, и проведет переобучение своих специалистов и экспертов органов экспертизы.
«Мосгосэкспертиза» уже подготовилась к приему проектной документации в BIM. Более того, прошел экспертизу первый проект, выполненный в BIM. Это был проект поликлиники на 550 мест в микрорайоне Новые Ватутинки, разработанный одним из лидеров информационного моделирования – компанией «Градпроект». Экспертиза заняла на четыре дня меньше, чем обычно. BIM-технологий планируется применять при выполнении госзаказа на уникальных, особо сложных объектах, а также на тиражируемых, где требуется вносить небольшие изменения в типовой проект. По мнению чиновников, обязательное выполнение госзаказа в BIM будет стимулировать проектировщиков к более активному переходу на современные технологии.
Многие из числа наиболее успешных проектных компаний уже внедрили BIM-технологии и работают в них. Мы собрали мнения руководителей архитектурных мастерских и специалистов по BIM о том, какие преимущества они получили, почему именно сейчас эти технологии особенно актуальны в России и насколько они важны для молодых архитекторов.
***
Андрей Дермейко, руководитель отдела «Проектное бюро APEX»:
«BIM – это инструмент, позволяющий нам получать качественный продукт за счет высокого уровня автоматизации процессов и использования единой проектной среды. Разные специалисты работают в одной среде, в одной модели и взаимоувязка проектных решений при этом происходит в кратчайшие сроки, максимально полно и точно. При таком взаимодействии многие спорные решения прорабатываются еще на начальной стадии, с самых ранних стадий составляются спецификации, подсчитываются и контролируются объемы. Плюс при правильной организации процесса, мы получаем сокращение сроков проектирования за счет высокой скорости обмена информацией.
Несмотря на это многие компании, позиционирующие себя как BIM-проектировщики, тратят массу средств, но получают некачественный продукт. Отвечая требованиям времени, они разрабатывают BIM-модели, но в обратной последовательности: модель по чертежам, а не чертежи по модели. Это происходит по разным причинам: боязнь перемен, неизвестности, затрат, боязнь нарушить комфорт проектировщиков, привыкших работать на бумаге, на плоскости. Недостаточно сделать BIM-модель – нужно построить ее правильно и последовательно, чтобы заработали все взаимосвязи между элементами здания.
Пару лет назад ко мне обратились с просьбой «поднять» BIM-модель небольшого административного здания по готовому проекту стадии Р. Проект разрабатывало опытное бюро, и казалось бы, проблем быть не должно, однако выяснилось, что документация содержит массу ошибок: окна на планах и на фасадах расположены в разных местах, проекции лестниц не совпадают. Правильный путь – это разработка информационной модели и получение чертежей по ней, а не наоборот.
Есть у BIM-технологии и обратная сторона: проектировщику приходится «перерабатывать», поскольку уже на стадии «Концепция» он должен сделать в объеме примерно то же, что будет на стадии «Проект». А заказчикам задержка с разработкой концепции и высокие трудозатраты на этой стадии бывают непонятны. Хотя в этом случае уже на ранних стадиях разработки проекта заказчик сможет получать ТЭПы, причем эти ТЭПы будут динамически изменяемыми: меняется планировка – меняются ТЭПы. Контроль стоимости можно производить уже на ранних этапах: если заказчик видит, что проект «выбивается» из сметы, он может принять решение об изменении техзадания, и затраты на корректировку проекта в этот момент будут минимальными. Так что максимальную выгоду от использования BIM-технологии получает девелопер, заказчик. Но для такого эффективного взаимодействия проектировщиков и заказчиков нам нужны Госстандарты – нормы, которые регулировали бы отношения участников проекта с информацией, с моделью, друг с другом. А пока у нас нет таких норм, общих «правил игры» и каждый раз приходится договариваться о правилах взаимодействия с новым заказчиком.
Спрос на специалистов, владеющих навыками работы в BIM, очень высок. Мы упорно ищем людей, обладающих такими знаниями, но очень сложно найти сотрудников, которые будут знать профессию, иностранный язык, программный инструментарий и обладающих такими личными качествами, как ответственность, аккуратность и опыт. Поэтому кто-то приходит к нам со знанием нужных нам программ и технологий, но кого-то мы принимаем на работу и без них. Главное, чтобы у сотрудника было желание учиться и развиваться – компания APEX делает упор на обучение. Выхода нет – или искать идеального кандидата на рынке труда, или воспитывать в своем коллективе».
***
Юлий Борисов, главный архитектор бюро UNK project: «UNK project использует в своей работе BIM-технологию с 2011 года. При ее изучении мы увидели, что продукт соответствует мировой практике, а поскольку у нас много зарубежных партнеров, мы и перешли на нее. Тогда это было не так очевидно, но сейчас стало ясно, что взяли правильный старт.
В то же время к выбору программного инструмента надо подходить очень вдумчиво. BIM – это высокотехнологичный инструмент. Он дорогой и требует квалифицированных кадров. Но стоит отметить, что требуется не всем. Многим бюро и вовсе не стоит переходить на нее. Использование BIM оправдано в том случае, если перед компанией стоят задачи по строительству уникальных зданий со сложной геометрией или многокомпонентных, сложных систем. Если же требуется проектировать небольшие объекты, типовое жилье и интерьеры, то, на мой взгляд, преимущества информационной модели выявлены не будут. Если надо окопать небольшой огородик, то для этого хватит и лопаты. Для 15-20 соток можно купить культиватор. Но если у вас поля, то придется приобрести дорогой комбайн. BIM-технологии и являются таким дорогим комбайном. Часто мои коллеги интересуются, доволен ли я BIM? Отвечаю: «Да, доволен». Но важно учитывать, что при переходе на данное ПО, может образоваться очень большой провал по производительности: пока сотрудники учатся, бюро полгода работает медленнее. Часть архитекторов может уволиться, так как не удается переучиться. Это серьезный стресс для компании (да еще и с учетом кризиса) и надо трезво оценивать риски и принимать решения. Ведь потребуется еще мощная IT-инфраструктура и высококвалифицированные BIM-менеджеры. Кроме того, преимущества этой технологии раскрываются, когда ее применяют все: проектировщики, субподрядчики, подрядчики и служба эксплуатации.
Но то, что рано или поздно все проектирование пойдет в BIM – это точно. И, как педагог МАРХИ, я своим студентам говорю: «Учитесь работать в BIM! Без этого вы будете как без азбуки». По окончании института у выпускников профессиональной компетенции еще не будет. Вот тут-то им этот инструмент точно понадобится. Иначе они будут неконкурентноспособны. Стоит отметить, что BIM-менеджеров сейчас не хватает не только в России, но и в Европе. На ближайшие пять лет это будет очень востребованная профессия».
***
Дарья Парамонова, главный архитектор Strelka Architecture:
«Мы сейчас как раз в процессе создания архитектурного бюро Strelka Architecture. И мы сразу решили, что в проектной работе будем использовать BIM-технологии. Дело в том, что мы ведем совместный проект с международными проектными бюро, в частности с французским архитектурным бюро Jean-Paul Viguier et Associés, разрабатывающим архитектурную концепцию медицинского центра, который будет построен в России. Французы работают в Revit Architecture. Мы получим от них BIM-модель, и по ней мы будем делать проектно-рабочую документацию. Инженерные решения разрабатывает компания Werner Sobek Moskwa, которая тоже применяет BIM-технологии.
BIM позволяет работать со всем миром. Но пока есть недостаток инфраструктуры – совместная работа над одной моделью ограничивается скоростью интернета и мощностью сервера и передачи данных.
Мы понимаем, что на то, чтобы перевести на эту технологию всех сотрудников нужно время, и мы не сможем это сделать уже завтра. Нужна методология перехода к этому процессу. Мы консультировались с Юлием Борисовым – его бюро UNK project для перехода на BIM потребовался год. У нас есть специально приглашенная для этого BIM-архитектор – Ольга Дадукова. Она разработала методику и план обучения, которое будет вестись в формате регулярных занятий. Это позволит нам постепенно интегрировать BIM-технологию в проектный процесс. Но надо понимать, что она сложная – особенно с точки зрения обучения и использования. Когда мы учились в архитектурном институте, то все пользовались очень сложной, почти математической программой 3D-Max. А потом появилась намного более простой SketchUp и все освоили эту элементарную программу. Полагаю, что в обозримом будущем должна появиться альтернатива, сильный конкурент Revit’у – программа, устроенная совсем по-другому.
Работа архитектора становится более технологичной, на первый взгляд может даже показаться роботизированной. И люди старой закалки могут чувствовать эмоциональную холодность, которая входит в профессию. Но так бывает всегда, когда рабочий инструмент еще новый. Любое современное здание неотделимо от суперсовременной технологии, которая становится частью архитектуры. И мы уже не представляем здания без высоких технологий, которые стали частью эстетики. И машины, которые мы для этого используем, могут довести эти технологии до эстетического совершенства. И если мы сможем управлять этим процессом, то мы выиграем. Технологическое проникновение неизбежно и мы должны сознательно к этому относиться и освоить технологии так хорошо, чтобы быть на 100% ведущим, а не ведомым».
***
Александр Осипов, генеральный директор «Академия BIM»:
«В ЗАО «ГОРПРОЕКТ» внедрение BIM-технологий началось года четыре назад, поскольку многие объекты, над которыми работает компания, просто невозможно спроектировать без моделей в 3D и BIM-технологий. Примером может служить Лахта-центр – знаковый объект, над которым сейчас работает Горпроект. Применение BIM в работе над ним было требованием заказчиков. И если кто-то из проектировщиков и субпроектировщиков этой технологией не владел, но хотел принять участие в работе, то они были вынуждены спешно осваивать и обучаться создавать проект в BIM.
Главное преимущество BIM-технологии – это прозрачность. В ней не может быть приписок, ошибочно указанных размеров и величин, так как спецификации составляются точно по проекту. Тогда как в случае ручного подсчета сказывается человеческий фактор и ошибки неизбежны. Другое преимущество в том, что мы еще на стадии проекта видим все ошибки и нестыковки при пересечении конструкций, инженерных коммуникаций и архитектурных элементов между собой. «Коллизии» (нестыковки), исправленные в офисе, займут всего полчаса – час времени. А на стройке эта работа потребует гораздо больших временных и материальных затрат и приведет к убыткам.
Существенный недостаток применения цифровой модели – это сложности и большие затраты времени при проектировании деталей: элементов вентилируемого фасада, мембранных изделий, гидроизоляции, зоны примыкания кровли. Кровлю сложного здания можно смоделировать всего за 10 минут, а ее примыкания раскладывать целый день.
Дело в том, что в программу заложен зарубежный опыт работы проектировщиков, строителей и производителей материалов. А в США и Европе большая часть проектной работы отдана производителю работ. Там проектировщик закладывает основную концепцию и не погружается в детали, потому что их досконально знает производитель работ. А у нас чертежи с высокой детализацией (так чтобы вопросов у рабочих, бригадиров и прорабов не было) приходится готовить еще и потому, что при строительстве будет задействована неквалифицированная рабочая сила. Поэтому, когда мы говорим о крупных этапах проекта, то проектирование происходит действительно быстро. Но если нужно прорабатывать детали, то трудоемкость увеличивается.
Академия BIM была создана для того чтобы не только поддерживать Горпроект в области BIM-технологии, но и работать на внешний рынок с другими проектировщиками, девелоперами, производителями оборудования, строителями, со службой эксплуатации в качестве BIM-экспертов. Самое сложное сегодня – это договориться о едином подходе. Если мы посмотрим, как различные компании пользуются BIM-технологиями, мы заметим разные методы их применения. А страдать от этого будет опять заказчик, который не соберет все в единую систему и получит разрозненную BIM-модель своего объекта, что делать при этом он не знает. Мы помогаем говорить на одном языке всем заинтересованным лицам: проектному сообществу, заказчикам объектов проектирования, производителям оборудования и изделий, а также строителям и эксплуатации.
Если говорить о коммерческих заказчиках, то они давно поняли выгоду информационной модели – возможности учитывать затраты в модели, уменьшать себестоимость и увеличивать прибыль. Им нужен BIM-проект и это уже не обсуждается. Да и московские власти и Минстрой считают, что BIM станет инструментом, который позволит больше проектировать с наименьшими затратами.
В итоге хочу сказать, что BIM-технология приходит на смену CAD-технологии, рано или поздно строительное сообщество перейдет на BIM. Хочется призвать всех участников строительной отрасли не ждать до последнего, а сейчас заниматься внедрением BIM у себя, т.к. в противном случае можно остаться за бортом».
«Разработанная нами для МАРШ программа интенсива показывает образ и способ мышления специалиста новой формации и предлагает набор «цифровых» навыков, которыми он должен обладать. В практических заданиях курса рассматриваются реальные ситуации применения цифровых инструментов в проектировании, а центральной темой становится информационное моделирование сооружений – BIM (Building Information Modeling).
Директивы «сверху», очевидное желание частного инвестора оптимизировать процессы проектирования и строительства и, конечно же, активность производителей ПО привели к тому, что сегодня тема BIM широко обсуждается в профессиональных кругах проектировщиков, строителей, девелоперов, контролирующих организаций.
Трехмерная модель или комплекс моделей здания, насыщенные информацией, призваны решать широкий круг задач жизненного цикла здания: от проектирования до строительства, эксплуатации и даже утилизации. Однако, как многие понимают, недостаточно просто купить и освоить соответствующую программу.
На практике BIM-проектирование – процесс трудоемкий и, во многом, негибкий. Помимо консультаций специалистов по внедрению, прохождения обучения и создания пилотных проектов нельзя забывать о важнейшем элементе и проектирования, и собственно BIM-технологии взаимодействии. Информационное моделирование здания построено на взаимодействии участников проектирования и без него лишено смысла. Как оказалось, взаимодействию специалистов разных дисциплин – архитекторов, инженеров, конструкторов – тоже надо учиться, чтобы понимать логику каждого, участвующего в построении модели: что, когда и в каком объеме требуется от коллег для эффективной совместной работы. Это знание поможет подготовить детализацию модели на нужном уровне, соответствующую конкретной задаче и определенному этапу работы над проектом. А это поможет избежать излишних трудозатрат и потери времени.
Ряд ключевых технологий (например, использование геоинформационных систем, алгоритмическое моделирование или применение игровых движков для интерактивной визуализации) оказываются за пределами BIM, но нужны в работе над моделью. Архитектор должен быть знаком с основами этих инструментов, понимать, когда и зачем они ему могут понадобиться и как их эффективно применять.
Курс интенсива «Building Information Modelling в профессии архитектора» в МАРШ заостряет внимание на характерных проблемах и задачах в работе с BIM, возникающих при взаимодействии специалистов, и учит использовать для их решения самые разные программные инструменты и цифровые технологии. Это поможет сделать проектную идею максимально прозрачной и понятной для клиента.
Мы уверены, что наши слушатели по окончании интенсива смогут легче осваивать новые инструменты и компьютерные технологии. Им будет проще знакомиться с широким кругом возможностей программного обеспечения и самостоятельно выбирать инструмент проектирования для конкретной задачи».
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Уилкинсон и Макаслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 2
Проект планировки Ялты с культурно-рекреационным комплексом на холме Дарсан Ивана Леонидова: реконструкция основных сооружений на основе чертежей и эскизов архитектора.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ. Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 1
Проект планировки Южного берега Крыма мастерской НКТП №3 под руководством Моисея Гинзбурга: рассмотрение и атрибуция сохранившихся материалов.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)»
продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Илья Лежава: в рамках контекста
О значении городского контекста в студенческих конкурсных проектах, выполненных под руководством И. Г. Лежавы в 1970-е годы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
BIM не за горами
В школе МАРШ в начале июля стартует интенсивный курс «Building Information Modelling в профессии архитектора», благодаря которому проектировщики могут достаточно быстро овладеть базовыми навыками для работы в системе, завоевывающей все большую популярность в России.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Весь в белом: особенности производства и применения...
Светлый кирпич – перспективный и востребованный продукт. Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным об особенностях производства белого кирпича и потенциале российского рынка.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Между строк и кирпичей: детский сад в проекте «Первый...
Кирпичный детский сад от архитекторов Брусники и LEVS architecten представляет альтернативу разноцветным зданиям-кубикам: основным художественным приемом стали активная пластика и качественный материал.
Архитектурная вселенная материалов IND
Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Архитектурная свобода с композитными панелями...
На примере объектов, реализованных с применением технологий SIBALUX, показываем, как современные фасады выходят в третье измерение, используя 3D кассеты из алюминиевого и стального композита.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Школа двойного назначения
Комплекс школы по проекту бюро Амелии Тавеллы в коммуне Лумио на острове Корсика включает культурный центр для местных жителей.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Дерзость и чувствительность
Основатели бюро SANAA – Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава – стали лауреатами Золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA).
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.