ARCHICAD: ОТКРЫВАЯ ЗАНОВО.Язык GDL: программирование для уникальных задач архитектора

mainImg
Компaния:
GRAPHISOFT
Этот экспертный материал продолжает цикл статей «ARCHICAD: открывая заново», начатый в декабре 2016 года статьей Владимира Савицкого «Создание конструкций и извлечение рабочих чертежей из модели», а затем продолженный публикациями Светланы Кравченко «ARCHICAD: открывая заново. Визуализация – новые возможности для архитектора» и Александра Анищенко «TEAMWORK: эффективная командная работа шаг за шагом». Цикл призван помочь пользователям в полной мере раскрыть весь потенциал ARCHICAD®. Мы попросили архитекторов поделиться личным опытом использования программы с применением нестандартных подходов, малоизученных функций и новых возможностей, о которых многие пользователи могут и не подозревать. Как разработчики приложения ARCHICAD мы уверены, что только глубокое знание продукта может раскрыть всю его ценность и решающим образом повлиять на результаты, скорость и качество работы проектировщика.
 
Вы тоже предпочитаете «непротоптанные дорожки»? Имеете опыт применения нестандартных подходов в работе с ARCHICAD, регулярно задействуете не самые известные возможности приложения? Будем рады пригласить к сотрудничеству новых авторов: russia@graphisoft.com.
 
Рассказывает Светлана Кравченко, практикующий архитектор:
zooming
Наверняка многие из вас слышали о GDL в ARCHICAD, однако как им пользоваться в работе до сих пор знают далеко не все. Учитывая невероятную полезность этой функции, а также множество вопросов после моего первого вебинара на эту тему, я решила более подробно рассказать о том, как даже поверхностное его знание может здорово помочь в повседневной работе архитектора.
zooming
Начнем с основ
 
GDL (Geometric Description Language, язык геометрического описания) – язык программирования, подобный языку BASIC, созданный для работы в среде ARCHICAD. С его помощью описываются объемные 3D-тела (такие как двери, окна, мебель) и 2D-символы в окне плана этажа. Эти объекты называются Библиотечными Элементами.
 
Для тех, кто хоть немного знаком с программированием, освоить этот язык не составит труда. Впрочем, при достаточном желании изучение GDL окажется вполне по силам и человеку, далекому от этой среды.
 
Любой архитектор изучал в свое время геометрию и начертательную геометрию, имеет отличное объемное мышление, а это уже половина успеха. Не нужно сразу пытаться написать сложные объекты, начинать стоит с основных геометрических фигур и форм; много информации можно почерпнуть, изучая скрипты других Библиотечных Элементов. Ну а самый главный источник информации – это справочное руководство GDL, которое можно открыть через меню Помощь в самом ARCHICAD.
 
Итак, для чего архитектору может пригодиться знание GDL? Например, в отличие от Grasshopper, при помощи которого можно создавать сложные структуры, GDL просто незаменим для написания различных маркеров и выносных надписей, а также при создании специальных компонентов для других Библиотечных Элементов или инструментов. Одним из моих первых применений GDL в работе было создание специального филенчатого полотна двери, которое при изменении размеров не масштабировалось во все стороны, а меняло только размеры филенки. Толщина фигурной рамки и ширина обвязки оставались неизменными. Также архитекторам очень часто хочется добавить какие-то простые функции в существующие объекты стандартных библиотек – и это основная причина, по которой начинают вникать в GDL.
 
Безусловно, знание GDL не является жизненно необходимым, и многие из этих задач можно решить стандартными инструментами. Например, можно построить филенки с обвязкой из перекрытий и сохранить как специальное полотно двери. Если у вас таких нестандартных дверей всего несколько штук, то так будет даже быстрее. Но если в вашем проекте много подобных дверей разных размеров и ширина их меняется в процессе работы, то написание специальной панели в GDL значительно ускорит и упростит работу.
 
Геометрическое описание подразумевает, что любую из возможных фигур можно написать текстом по размерам или координатам.
 
Для 3D-скрипта есть блок команд основных пространственных фигур, таких как:
 
- BLOCK и BRICK – параллелепипед, строящийся по трем размерам с началом в точке 0 системы координат
 BLOCK a, b, c
 BRICK a, b, c
zooming
- CYLIND – цилиндр вдоль оси Z, с высотой h и радиусом r
  CYLIND h, r
zooming
- SPHERE – сфера с центром в начале координат и радиусом r
 SPHERE r
zooming
Похожим образом описываются эллипс и конус.
 
Следующий блок фигур уже сложнее – это различные призмы. Они описываются набором координат точек. Самая простая призма определяется количеством точек (n), высотой (h) и перечислением координат всех точек по порядку.
 
PRISM n, h,
x1, y1,
xn, yn
zooming
Есть много разновидностей призмы. Следующий вид, PRISM_, позволяет указывать к координатам точек коды статусов, которые определяют видимость граней и ребер, а также позволяют создавать криволинейные призмы и призмы с отверстиями (см. в справочнике раздел Коды Статусов). Другой вид, BPRISM_, создает призму, закрученную вокруг оси Y. FPRISM_ строит призму с фаской или скруглением по верхней стороне.
zooming
Существует несколько команд, описывающих более сложные фигуры на основе полилиний: EXTRUDE, PYRAMID, REVOLVE, RULED, SWEEP, TUBE, COONS, MASS. Их описание с примерами можно найти в справочнике.
 
Для 2D-скрипта фигуры описываются другими командами: линия, круг, прямоугольник, полилиния, сплайн. Но можно прописать и команду для построения проекции из 3D-скрипта.
 
Создание 2D- или 3D-форм – это только часть функционала GDL. Если вам нужен просто стол, то проще построить его инструментами самого ARCHICAD. Объект пишется в случае, когда требуется какой-то параметризм: возможность выбора разных типов ножек для стола, количества ножек, изменение размеров стола с сохранением остальных размеров, расчет пиломатериала для его изготовления, вес и стоимость. Объект может вообще не содержать никакой геометрии, а только производить расчеты.
Для этого используются в том числе и Управляющие Предложения (Операторы Управления), такие как циклы, условные операторы, обращение к определенному месту кода (подпрограмме). С циклами и условиями лучше ознакомиться в самом начале – используются они часто. Так, во всех приведенных ниже примерах есть условные операторы.
 
ПРИМЕР №1 – поворот объекта
 
Часто у проектировщиков возникает желание сделать объект поворачивающимся. На этом простом примере и рассмотрим структуру Библиотечного Элемента, а также основные окна Редактора Объектов GDL.
 
Чтобы открыть любой объект, размещенный в пространстве проекта (если разработчик не наложил на него пароль), нужно, выделив его, нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+O. Другой способ – воспользоваться меню Файл > Библиотеки и Объекты > Открыть Объект. Если в этот момент ни один объект не был выделен, то откроется окно для выбора объекта.
 
Добавим параметры поворота, например, к жалюзийной решетке (рис. 1).
zooming
Рис. 1. Первый подопытный

zooming
Рис. 2. Окно Редактора объектов GDL
Итак, мы открыли окно Редактора объектов GDL (рис. 2).
 
Слева вверху здесь расположено окно просмотра разных видов, как в обычном окне параметров объекта; еще левее кнопки для выбора вида – план, фасад, 3D-окно и предпросмотр.
 
Ниже располагаются кнопки для открытия таблиц параметров, списков данных и скриптов. Скрипты можно открыть двумя способами: кликнуть на кнопку с названием скрипта – открыть в этом же окне, кликнуть на кнопку правее с пиктограммой окна – скрипт откроется в отдельном окне. Это может быть полезно, чтобы одновременно видеть разные скрипты (рис. 3).
zooming
Рис. 3. Одновременно открытые разные скрипты
Наверху в окне любого скрипта есть очень нужная кнопка Проверить: при ее нажатии редактор подскажет, нет ли в скрипте ошибок. Сообщение будет содержать причину ошибки и номер строки, в которой найдена ошибка.
 
В разделе «Детали» можно выбрать подтип объекта: специальное полотно двери, дверная ручка, рама навесной стены и так далее.
 
Так, специальные объекты (ручка, полотно, рама) появятся в соответствующем окне выбора этих элементов. При выборе какого-либо 2D-типа в объекте будут отсутствовать окна для трехмерной геометрии. Там же выбираются типы для разных маркеров – узла, разрезов, выносной надписи, зоны; они также появятся в соответствующих инструментах.
 
В этом разделе можно заполнить описание объекта и выбрать пароль.
 
Далее – «Параметры», где в виде таблицы представлены все данные, которые используются в этом объекте и которые можно изменять во время работы над проектом.
 
Тут нужно добавить параметры для поворотов, которые мы позже будем использовать.
zooming
Рис. 4. Добавление параметров
Нажимаем кнопку Новый, расположенную выше таблицы (рис. 4). Появится новая строка, в которой нужно заполнить столбцы.
 
Первый из этих столбцов – Переменная. Здесь мы латиницей и без пробелов пишем название переменной, которое будет использоваться в скриптах. Именовать нужно так, чтобы было несложно запомнить и при этом легко понять, за что эта переменная отвечает. В нашем случае нужно создать две переменные для значения углов поворотов по осям X и Y (вокруг оси Z объект и так можно поворачивать прямо в плане). Я решила назвать их angle_x и angle_y.
 
В следующем столбце нужно выбрать тип данных. Варианты выбора представлены в таблице 1.
zooming
Таблица 1. Типы данных
Последние два типа не используются в построении объекта, а нужны для большей наглядности и упорядоченности списка в окне параметров объекта. Нам нужен угол – в таблице это вторая пиктограмма.
 
Третий столбец – Имя. Тут можно без правил на любом языке написать, что именно мы хотим потом увидеть в окне параметров объекта.
 
И последний столбец – Значение. Сейчас тут можно оставить 0: это значение меняется в любой момент как в скрипте, так и в параметрах самого объекта. Как выглядят два новых параметра в окне Редактора объектов GDL, показано на рис. 5. С помощью стрелок в начале строки можно переместить строку в удобное место.
zooming
Рис. 5. Добавленные параметры
Затем нужно сохранить объект под новым именем, так как стандартная библиотека зашита в контейнер, и в нем нельзя перезаписывать объекты. Окно Параметров объекта будет теперь выглядеть вот так (рис. 6).
Рис. 6. Новые параметры в окне Параметров объекта
Появились два новых параметра, значение которых можно менять в любой момент. Но сейчас ничего не произойдет, так как еще не написано никаких команд с их использованием.
 
Теперь нужно открыть окно 3D-скрипта.
 
Здесь идет полное описание построения трехмерной модели на основе заданных параметров. Кроме того, в объект могут быть вложены разные макросы.
 
Перед всеми построениями нужно повернуть систему координат, в которой будет строиться объект. Тут важно понять вот какую логику: все повороты, перемещения и масштабирование происходят не так, как при работе в самом ARCHICAD. Мы не берем элемент и не поворачиваем его, а поворачиваем глобальную систему координат (после изменения она становится локальной) перед построением объекта.
 
Перемещение (команда ADD), поворот (ROT), масштабирование (MUL) – это команды преобразования системы координат. Дальше преобразования можно удалять в скрипте по одному, сразу по несколько либо удалить сразу все. В справочнике все это описано достаточно подробно и с примерами.
 
Пример перемещения системы координат в 3D-пространстве сразу по трем осям показан на рис. 7.
 
ADD a, b, c
zooming
Рис. 7. Схема перемещения системы координат
Итак, перед всеми построениями поворачиваем систему координат сначала по одной, потом по другой оси. Поворот по оси Х выполняет команда ROTX alphax, где alphax – угол поворота против часовой стрелки; вместо alphax нужно вписать заранее созданную переменную. По оси Y поворот выполняется аналогично (рис. 8).
zooming
Рис. 8. Изменение 3D-скрипта
Теперь можно задавать разные углы для поворота – и в окне просмотра, расположенном вверху слева, будут происходить изменения 3D-модели (рис. 9).
zooming
Рис. 9. При изменении углов меняется изображение в окне просмотра
Теперь можно задавать разные углы для поворота – и в окне просмотра, расположенном вверху слева, будут происходить изменения 3D-модели (рис. 9).
 
Но в 2D-виде пока ничего не происходит. В 2D-скрипте объект строится отдельными линиями и полилиниями, так отрисовка объекта в плане происходит во много раз быстрее. На одном объекте это незаметно, но если в проекте окажутся сотни таких решеток, торможение будет существенным. Можно высчитать координаты точек этих линий и простроить их так, как они выглядели бы в проекции повернутого объекта, но это не очень просто и не очень быстро. В этой решетке я предлагаю следующее решение: если углы по X или по Y не равны нулю, то объект в 2D-скрипте, то есть для плана, будет отрисовываться как проекция трехмерной модели, а иначе по-старому.
 
Проекцию модели для 2D-скрипта строит команда PROJECT2 projection_code, angle, method. Что означают projection_code, angle, method – можно прочитать в справочнике, мы же познакомимся с более важной командой из раздела операторов управления IF – THEN – ELSE – ENDIF. Это операторы условий, которые помогут выстроить предложение условия из предыдущего абзаца.
 
На рис. 10 я выделила добавленные команды в 2D-скрипте и правее красным цветом дописала «перевод».
zooming
Рис. 10. Изменение 2D-скрипта
Теперь требуется только сохранить объект и можно им пользоваться (рис. 11). Преимущество такого метода перед преобразованием в морф заключается в том, что объект остается параметрическим, его можно считать в спецификациях, в нем можно менять размеры планок, размеры рамки и всё остальное, что было в оригинальном объекте.
zooming
Рис. 11. Повернутые в пространстве новые объекты
Так подробно на этом примере мы рассмотрели основные окна и скрипты Редактора объектов GDL.
 
Если выбранный вами для поворота объект имеет параметры не в виде списка, как в этой решетке, а в виде картинок и схем, это означает, что разработчик написал также графический интерфейс. Чаще всего при этом стандартный список с параметрами скрывают, как на рис. 12: в выпадающем списке страниц параметров нет раздела «Все параметры».
zooming
Рис. 12. В этом объекте отсутствует список всех параметров в стандартном виде
В этом случае нужно зайти в скрипт параметров и найти команду, которая прячет все параметры (рис. 13).
 
В этом скрипте описываются все действия, которые влияют на параметры:
 
- обозначение вариантов или диапазонов возможных значений (VALUES);
- какие-либо расчеты, результат которых присваивается параметру (PARAMETERS);
- скрытие или блокировка параметров (HIDEPARAMETER, LOCK).
zooming
Рис. 13. Строка в скрипте параметров, которая прячет все параметры
Строку HIDEPARAMETERS ALL можно просто удалить либо, поставив в начале строки «!», сделать ее нечитаемой (по синтаксису GDL строка, начинающаяся с восклицательного знака, считается комментарием. Далее описания и переводы на скриншотах я буду писать именно после знака «!»). После этого в списке страниц параметров появится строка «Все параметры», и, выбрав ее, вы увидите стандартного вида список с параметрами, среди которых будут и новые строки для поворота.
 
ПРИМЕР №2 – текст на символе
 
Следующий пример я беру из текущего проекта. При работе с планом многоквартирного жилого здания требовалось на наружных блоках кондиционеров поставить букву «К» – причем так, чтобы она всегда располагалась вертикально. Конечно, букву можно было бы просто дописать сверху текстом или поставить выносную надпись-текст, но тогда при повороте кондиционера, возможно, пришлось бы двигать и текст.
 
Для начала я добавила четыре новых параметра (рис. 14):
zooming
Рис. 14. Добавление новых параметров в объекте Кондиционер Воздуха
1. Показывать текст: тип параметра – логическое значение, что подразумевает два возможных значения: 0 (нет) и 1 (да). Таким образом, текст можно будет включить или отключить.
 
2. Специальный текст: тип параметра – текстовый. Позволит вписывать любой текст в символ (я намерена использовать одну букву, чтобы она помещалась внутри прямоугольника блока кондиционера).
 
3. Шрифт: тип – текстовый. Обратите внимание – некоторые виды написания этой переменной позволяют выбирать в столбце значения шрифта из списка установленных на компьютере. «Fonttype» вызывает это список автоматически, если же я напишу «typefont» или просто «font», то придется писать название шрифта вручную. Этот момент я заметила случайно в каком-то из стандартных объектов.
 
4. Перо текста: тип – перо. Ну, тут всё понятно.
 
Теперь посмотрим на пиктограммы, которые я нажала в начале строк.
 
У первой строки нажата пиктограмма , что означает bold – жирный. То есть эта строка в окне параметров объекта будет жирной.
 
У трех других – пиктограмма . Она означает, что эти строки будут вложены выпадающим списком под первую строку.
 
На рис. 15 – скриншот, иллюстрирующий, как это выглядит в Параметрах Объекта.
 
Для начала я добавила четыре новых параметра (рис. 15):
Рис. 15. Окно Параметров Объекта
 
А на рис. 16 – то, что я дописала в 2D-скрипте (по традиции с переводом и комментариями).
zooming
Рис. 16. Дописанные строки в 2D-скрипте
Рис. 16. Дописанные строки в 2D-скрипте
 
На следующем скриншоте (рис. 17) я для большей ясности подкрасила разные типы слов/команд/переменных.
zooming
Рис. 17. Дописанные строки в 2D-скрипте с пояснениями
Объект готов (рис. 18).
zooming
Рис. 18. Новые объекты на плане под разными углами
А если бы я не писала строки с поворотом и масштабированием, то объект выглядел бы так, как на рис. 19.
zooming
Рис. 19. Новые объекты на плане под разными углами без строк поворота и масштабирования

 
ПРИМЕР №3 – детализация
 
Для упрощения работ над проектом можно при написании объекта добавить текстовый параметр с выбором из нескольких вариантов детализации (простой, средний, детальный). И в 3D-скрипте при построении разных мелких деталей дописать условие типа:
 
если уровень детализации = “детально”, то
(описание построения деталей)
конец условия
 
Отдельного внимания заслуживают Глобальные Переменные. В справочном руководстве они занимают 40 страниц и для удобства поиска сгруппированы по темам. В предыдущем примере я использовала некоторые данные об ориентации объекта в проекте. Тот же раздел справочного руководства содержит Глобальные Переменные для координат расположения объекта – с их помощью создаются объекты типа выноски с координатами или отметки высоты на разрезе/фасаде.
 
Очень часто используется GLOB_SCALE – масштаб чертежа (зависит от вида согласно текущему окну), при масштабе 1:100 он равен 100, при масштабе 1:20 равен 20. Применяется чаще всего для перевода размера шрифта в метры модели или наоборот. Также на этот параметр можно «повесить» варианты отображения на плане. Например, для скамейки написать в 2D-скрипте следующее:
 
IF GLOB_SCALE < 100 THEN ! если масштаб крупнее, чем 1:100,то
PROJECT2 3, 270, 2  ! строить проекцию из 3D-модели
ELSE ! иначе
ENDIF ! конец условия
Так на генплане в масштабе 1:500 скамьи отобразятся прямоугольниками, а на фрагменте с более крупным масштабом будет отрисовываться детальная проекция.
 
Подобный прием, но уже для трехмерной модели, используется в стандартных деревьях – если включить галочку Автоматический тип кроны. На определенном расстоянии от камеры тип кроны меняется с детального на простой, а с простого на эллипс. Правда, для того чтобы скрипты объекта перечитались, нужно что-то с ними сделать – например, после смены ракурса, выделив все деревья, открыть окно параметров объекта и, ничего не меняя, просто нажать ОК, или нажать и отжать галочку замены покрытий.
 
Покажу на примере аппроксимации сферы. Вот что я написала в 3D-скрипте:
 
discam_x=abs(GLOB_EYEPOS_X-SYMB_POS_X)
discam_y=abs(GLOB_EYEPOS_Y-SYMB_POS_Y)
discam_h=sqr(discam_x^2+discam_y^2)
discam_z=abs(GLOB_EYEPOS_Z-SYMB_POS_Z)
discam=sqr(discam_h^2+discam_z^2)
if discam<=20 then res=50
if discam<=30 and discam>20 then res=20
if discam<=40 and discam>30 then res=10
if discam>40 then res=5
 
resol res
sphere 1
 
В скрипте я использовала Глобальные Переменные GLOB_EYEPOS_X, GLOB_EYEPOS_Y, GLOB_EYEPOS_Z – это координаты расположения камеры (глаз) в 3D-окне проекта и SYMB_POS_X, SYMB_POS_Y, SYMB_POS_Z – это координаты расположения объекта в пространстве;
abs – модуль числа (убирает «-», если он есть);
sqr – квадратный корень;
^2 – возведение числа в квадрат.
 
В 3D-окне на разном расстоянии от камеры сфера будет строиться с разной аппроксимацией. Для наглядности я включила каркасный режим (рис. 20).
zooming
Рис. 20. Объект с разной аппроксимацией в зависимости от расстояния в 3D-окне
Через Глобальные Переменные объект может получить:
 
- данные о расположении проекта (север, широта, долгота, возвышение), установленные в –соответствующем диалоговом окне;
- текущий этаж и собственный этаж;
- тип текущего вида (например, в перемычках ГОСТ используется такое условие: если тип вида – ведомость, то строить вид перемычки в сечении с выносками позиций); в примере с решеткой можно дописать такое условие: если тип вида – ведомость, то не поворачивать систему координат, чтобы в любом случае в ведомости решеток был бы фронтальный вид;
- неполный показ конструкций (можно заставить объект не показывать какие-то части, если выбран показ только ядра).
 
В объект окна или двери можно вытащить данные о стене. Выносные надписи могут получить очень много различной информации об элементе, с которым они связаны, – например, флажок со слоями многослойной конструкции или выноску с объемом элемента. И так далее 40 страниц разных и очень полезных Глобальных Переменных.
 
ПРИМЕР №4 – маркер зоны
 
Рассмотрим, как создается собственный маркер зоны. Если создать новый объект и в разделе Детали выбрать ему подтип Паспорт Зоны, то в разделе Параметры отображаются синим цветом все специфические параметры, которые инструмент Зона передает маркеру (рис. 21).
Рис. 21. Параметры объекта подтипа Паспорт Зоны
При помощи команды TEXT2 можно написать любую из этих переменных в 2D-скрипте – так получится маркер, состоящий только из текста (рис. 22).
zooming
Рис. 22. 2D-скрипт с использованием переменных зоны
Используя общие параметры маркера зоны, можно определить текстовый стиль и высоту строки, зависящую от высоты шрифта:
 
DEFINE STYLE “ROOM” AC_TextFont_1,ROOM_LSIZE,5,0
STYLE “ROOM”
row = ROOM_LSIZE/1000*GLOB_SCALE*1.5
 
text2 0, row,ROOM_NUMBER
text2 0, 0, ROOM_NAME
text2 0, -row, ROOM_AREA
 
Можно создать новый параметр для выбора типа маркера (рис. 23), задать ему варианты в скрипте Параметров (рис. 24) и в 2D-скрипте прописать разные виды отрисовки маркера для разных типов.
zooming
Рис. 23. Добавление параметра для типа маркера
zooming
Рис. 24. Скрипт Параметров – варианты значений параметра «mt»
2D-скрипт:
 
 if mt=«маркер с номером» then
  text2 0, 0, ROOM_NUMBER
  CIRCLE2 0,0,row
 endif
 if mt=«номер и площадь» then
  text2 0, row/2, ROOM_NUMBER
  text2 0, -row/2, AREA_TEXT
 endif
 if mt=«название и площадь» then
  text2 0, row/2, ROOM_NAME
  text2 0, -row/2, AREA_TEXT
 endif
 if mt=«номер, название и площадь» then
  text2 0, row,  ROOM_NUMBER
  text2 0, 0, ROOM_NAME
  text2 0, -row, AREA_TEXT
 endif
 if mt=«только площадь» then
  text2 0, 0, AREA_TEXT
 endif
В этом скрипте в качестве площади я не использовала заранее определенную переменную площади зоны, а преобразовала площадь в текст и добавила к ней единицы измерения:
 
area = str (ROOM_AREA, 4, 2) ! преобразования числа в текст с 2 знаками после запятой
AREA_TEXT = area + « кв.м.» ! добавление к строковому значению букв “кв.м.”
 
Можно дополнить строки в маркере линиями, разделяющими некоторые строки. Чтобы найти длину строки, нужно использовать команду STW. Допишем в начале скрипта:
 
tl1=stw(ROOM_NUMBER) /1000*GLOB_SCALE
tl2=stw(ROOM_NAME) /1000*GLOB_SCALE
tl3=stw(AREA_TEXT) /1000*GLOB_SCALE
 
if mt=«номер и площадь»then tl= MAX (tl1, tl3)
if mt=«номер, название и площадь»then tl= MAX (tl1, tl2)
if mt=«название и площадь»then tl= MAX (tl2, tl3)
if mt=«только площадь»then tl= tl3
 
И в вариантах маркеров допишем линии командой LINE2 (рис. 25).
Рис. 25. 2D-скрипт
Если номер зоны состоит из нескольких цифр, для маркера можно создать параметр радиуса окружности, независимый от высоты шрифта, или же вместо окружности описать фигуру наподобие эллипса, длиной равной длине строки номера зоны, которую мы нашли ранее:
 
POLY2_ 5, 1+2+4,
-tl1 /2, row, 1,
tl1 /2, row, 1,
tl1 /2, -row, 1001,
-tl1 /2, -row, 1, -tl1 /2, row, 1001
 
Можно добавить новый параметр для типа пола (FLOOR_TYPE) и параметр, позволяющий скрывать или показывать его (ShowFloorType), а в 2D-скрипте дописать треугольник полилинией и текст с типом пола:
 
if ShowFloorType then
ADD2 0, row*3
POLY2_ 4, 1,
-row*1.4, -row*0.8, 1,
row*2.8,60,201,
row*1.4, -row*0.8, 1,
0,0,700
text2 0,0, FLOOR_TYPE
endif
 
Для типа пола желательно добавить отдельный параметр для пера, а также точки для графического редактирования расположения маркера пола. О том, как добавлять точки графического редактирования, я подробно рассказывала в своем вебинаре, а по ссылке в конце статьи можно скачать объекты и посмотреть, как это реализовано в данном конкретном случае.
 
И напоследок рассмотрим еще один очень важный подтип объекта, который открывает большие возможности, – Глобальные Параметры Библиотеки (рис. 26).
zooming
Рис. 26. Выбор подтипа объекта «Глобальные Параметры Библиотеки»
Объект с этим подтипом ничего не строит и не чертит, он определяет параметры в модельных видах. Таким образом, туда можно вынести те параметры, которые хотелось бы видеть общими у объекта, но при этом иметь возможность выставить разное значение для разных видов.
 
Покажу это на примере маркера зоны. Мне попадались проекты, в которых было несколько комплектов зон в разных слоях для разных видов. Если есть потребность в разных маркерах, то Глобальные Параметры Библиотеки – лучшее решение.
 
У меня есть маркер, в котором есть возможность ставить тип пола в треугольнике и менять тип маркировки (рис. 27). И эти два параметра вынесены в отдельный файл подтипа Глобальные Параметры Библиотеки (рис. 28).
zooming
Рис. 27. Зона со специальным маркером в окне плана
zooming
Рис. 28. Параметры объекта подтипа «Глобальные Параметры Библиотеки»
Чтобы эти параметры отобразились в диалоговом окне Параметры Модельного Вида, нужно прописать их в скрипте Интерфейса объекта (рис. 29). Не буду подробно задерживаться на специальных командах для этого скрипта, они достаточно подробно и с примерами описаны в справочнике. Скажу только, что тут мы описываем, в каком месте поля графического интерфейса будет располагаться та или иная надпись или кнопка (поле с выбором вариантов, галочка и т.д.), в Пользовательский Интерфейс можно вставлять и изображения. В стандартной библиотеке почти каждый объект имеет графический интерфейс; вы можете увидеть все возможности и посмотреть, как написаны эти скрипты. Кроме кнопки Проверить скрипт имеет еще и кнопку Просмотр. Нажав на нее, можно быстро увидеть, что получается.
zooming
Рис. 29. Скрипт интерфейса объекта подтипа «Глобальные Параметры Библиотеки»
Можно сохранить объект и посмотреть его в диалоговом окне Параметры Модельного Вида (рис. 30). Здесь мы сможем менять тип маркировки сразу для всех зон в проекте (с этим маркером), но отдельно для разных видов.
zooming
Рис. 30. Новая вкладка Глобальных Параметров в диалоговом окне Параметры Модельного Вида
Теперь в объекте маркера зоны нужно запросить у объекта значения этих двух параметров.
В Основном Скрипте (который читается объектом первым, поэтому все расчеты и определения значений, которые должны применяться в нескольких скриптах, лучше писать тут) пишу две вот такие строки:
 
success1 = LIBRARYGLOBAL ("LibraryGlobals20«, »ShowFloorType", ShowFloorType)
success2 = LIBRARYGLOBAL ("LibraryGlobals20«, »mt", mt)
 
«success» будет равен 1, если запрос выполнен успешно; в противном случае будет 0.
 
Это можно использовать для того, чтобы вместо маркера зоны написать предупреждающее сообщение о том, что в библиотеку не подгружен объект LibraryGlobals20.
 
Дальше объект работает как обычно, используя два новых значения: если тип маркировки такой-то, то писать то-то и то-то и т.д.
 
В этой статье я осветила лишь малую часть возможностей GDL. С его помощью можно создавать как совсем простые элементы для оформления, так и очень сложные объекты.
 
Например, вы занимаетесь небольшими и простыми домами из СИП-панелей. У вас есть определенный список вариантов изменений проекта:
 
- длина и ширина дома может быть от 2,4 до 24 метров с шагом 1,2 м;
- если ширина превышает 6 м, то посередине должна стоять еще одна стена;
- два варианта высоты этажа в зависимости от типоразмера панели;
- этажность – один или два этажа;
- окна могут быть в определенных местах панелей, определенного размера;
- отделка фасадов в трех вариантах;
- кровельное покрытие в трех вариантах;
- толщина стен нескольких типоразмеров
 и так далее.
 
Вы можете задать все эти параметры для объекта, дописав еще стоимость за квадратный метр панели, кровли, отделки и т.д. А в 2D- и 3D-скриптах объекта полностью выстроить и вычертить этот дом с переменными вместо статичных размеров. Чтобы пользователь не запутался в длинном списке параметров, можно написать графический интерфейс на несколько страниц с картинками и схемами. В Основном Скрипте посчитать все объемы и вывести стоимость. Еще можно в 2D-скрипте рядом с планом вывести таблицу с раскроем панелей. Написание такого объекта потребует немало времени, нужно будет составить детальное ТЗ, предусмотреть все нюансы, но зато вы получите не просто объект, а почти программу, в которой выбором параметров можно будет получить комплект эскизного проекта с расчетом материалов и стоимости для заказчика.
 
Надеюсь, этим обзором я кого-то заинтересовала возможностями GDL. Моя история началась с острого желания изменить какую-то мелочь в каком-то стандартном маркере зоны, и чем больше я вчитываюсь в справочник, тем больше раскрывается потенциал этого инструмента, на мой взгляд, очень полезного для архитектора.
 
По ссылке ниже можно скачать все объекты, которые рассматривались в качестве примеров в этой статье:
 
 
Примечание. Для написания этих объектов использовался ARCHICAD 20, поэтому в более ранних версиях они не откроются.
 
О GRAPHISOFT
Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав ARCHICAD® – первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ – первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ – первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий и BIMx® – лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.

Поставщики, технологии

GRAPHISOFT

29 Августа 2017

GRAPHISOFT: другие статьи и новости
Технологии и материалы
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
Сейчас на главной
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 23 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.