Этот экспертный материал продолжает цикл статей «ARCHICAD: открывая заново», начатый в декабре 2016 года статьей Владимира Савицкого «Создание конструкций и извлечение рабочих чертежей из модели», а затем продолженный публикациями Светланы Кравченко «ARCHICAD: открывая заново. Визуализация – новые возможности для архитектора» и Александра Анищенко «TEAMWORK: эффективная командная работа шаг за шагом». Цикл призван помочь пользователям в полной мере раскрыть весь потенциал ARCHICAD®. Мы попросили архитекторов поделиться личным опытом использования программы с применением нестандартных подходов, малоизученных функций и новых возможностей, о которых многие пользователи могут и не подозревать. Как разработчики приложения ARCHICAD мы уверены, что только глубокое знание продукта может раскрыть всю его ценность и решающим образом повлиять на результаты, скорость и качество работы проектировщика.
Вы тоже предпочитаете «непротоптанные дорожки»? Имеете опыт применения нестандартных подходов в работе с ARCHICAD, регулярно задействуете не самые известные возможности приложения? Будем рады пригласить к сотрудничеству новых авторов: russia@graphisoft.com.
Рассказывает Светлана Кравченко, практикующий архитектор:
Наверняка многие из вас слышали о GDL в ARCHICAD, однако как им пользоваться в работе до сих пор знают далеко не все. Учитывая невероятную полезность этой функции, а также множество вопросов после моего первого вебинара на эту тему, я решила более подробно рассказать о том, как даже поверхностное его знание может здорово помочь в повседневной работе архитектора.
Начнем с основ
GDL (Geometric Description Language, язык геометрического описания) – язык программирования, подобный языку BASIC, созданный для работы в среде ARCHICAD. С его помощью описываются объемные 3D-тела (такие как двери, окна, мебель) и 2D-символы в окне плана этажа. Эти объекты называются Библиотечными Элементами.
Для тех, кто хоть немного знаком с программированием, освоить этот язык не составит труда. Впрочем, при достаточном желании изучение GDL окажется вполне по силам и человеку, далекому от этой среды.
Любой архитектор изучал в свое время геометрию и начертательную геометрию, имеет отличное объемное мышление, а это уже половина успеха. Не нужно сразу пытаться написать сложные объекты, начинать стоит с основных геометрических фигур и форм; много информации можно почерпнуть, изучая скрипты других Библиотечных Элементов. Ну а самый главный источник информации – это справочное руководство GDL, которое можно открыть через меню Помощь в самом ARCHICAD.
Итак, для чего архитектору может пригодиться знание GDL? Например, в отличие от Grasshopper, при помощи которого можно создавать сложные структуры, GDL просто незаменим для написания различных маркеров и выносных надписей, а также при создании специальных компонентов для других Библиотечных Элементов или инструментов. Одним из моих первых применений GDL в работе было создание специального филенчатого полотна двери, которое при изменении размеров не масштабировалось во все стороны, а меняло только размеры филенки. Толщина фигурной рамки и ширина обвязки оставались неизменными. Также архитекторам очень часто хочется добавить какие-то простые функции в существующие объекты стандартных библиотек – и это основная причина, по которой начинают вникать в GDL.
Безусловно, знание GDL не является жизненно необходимым, и многие из этих задач можно решить стандартными инструментами. Например, можно построить филенки с обвязкой из перекрытий и сохранить как специальное полотно двери. Если у вас таких нестандартных дверей всего несколько штук, то так будет даже быстрее. Но если в вашем проекте много подобных дверей разных размеров и ширина их меняется в процессе работы, то написание специальной панели в GDL значительно ускорит и упростит работу.
Геометрическое описание подразумевает, что любую из возможных фигур можно написать текстом по размерам или координатам.
Для 3D-скрипта есть блок команд основных пространственных фигур, таких как:
- BLOCK и BRICK – параллелепипед, строящийся по трем размерам с началом в точке 0 системы координат
BLOCK a, b, c
BRICK a, b, c
- CYLIND – цилиндр вдоль оси Z, с высотой h и радиусом r
CYLIND h, r
- SPHERE – сфера с центром в начале координат и радиусом r
SPHERE r
Похожим образом описываются эллипс и конус.
Следующий блок фигур уже сложнее – это различные призмы. Они описываются набором координат точек. Самая простая призма определяется количеством точек (n), высотой (h) и перечислением координат всех точек по порядку.
PRISM n, h,
x1, y1,
…
xn, yn
Есть много разновидностей призмы. Следующий вид, PRISM_, позволяет указывать к координатам точек коды статусов, которые определяют видимость граней и ребер, а также позволяют создавать криволинейные призмы и призмы с отверстиями (см. в справочнике раздел Коды Статусов). Другой вид, BPRISM_, создает призму, закрученную вокруг оси Y. FPRISM_ строит призму с фаской или скруглением по верхней стороне.
Существует несколько команд, описывающих более сложные фигуры на основе полилиний: EXTRUDE, PYRAMID, REVOLVE, RULED, SWEEP, TUBE, COONS, MASS. Их описание с примерами можно найти в справочнике.
Для 2D-скрипта фигуры описываются другими командами: линия, круг, прямоугольник, полилиния, сплайн. Но можно прописать и команду для построения проекции из 3D-скрипта.
Создание 2D- или 3D-форм – это только часть функционала GDL. Если вам нужен просто стол, то проще построить его инструментами самого ARCHICAD. Объект пишется в случае, когда требуется какой-то параметризм: возможность выбора разных типов ножек для стола, количества ножек, изменение размеров стола с сохранением остальных размеров, расчет пиломатериала для его изготовления, вес и стоимость. Объект может вообще не содержать никакой геометрии, а только производить расчеты.
Для этого используются в том числе и Управляющие Предложения (Операторы Управления), такие как циклы, условные операторы, обращение к определенному месту кода (подпрограмме). С циклами и условиями лучше ознакомиться в самом начале – используются они часто. Так, во всех приведенных ниже примерах есть условные операторы.
ПРИМЕР №1 – поворот объекта
Часто у проектировщиков возникает желание сделать объект поворачивающимся. На этом простом примере и рассмотрим структуру Библиотечного Элемента, а также основные окна Редактора Объектов GDL.
Чтобы открыть любой объект, размещенный в пространстве проекта (если разработчик не наложил на него пароль), нужно, выделив его, нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+O. Другой способ – воспользоваться меню Файл > Библиотеки и Объекты > Открыть Объект. Если в этот момент ни один объект не был выделен, то откроется окно для выбора объекта.
Добавим параметры поворота, например, к жалюзийной решетке (рис. 1).
Рис. 1. Первый подопытный
Рис. 2. Окно Редактора объектов GDL
Итак, мы открыли окно Редактора объектов GDL (рис. 2).
Слева вверху здесь расположено окно просмотра разных видов, как в обычном окне параметров объекта; еще левее кнопки для выбора вида – план, фасад, 3D-окно и предпросмотр.
Ниже располагаются кнопки для открытия таблиц параметров, списков данных и скриптов. Скрипты можно открыть двумя способами: кликнуть на кнопку с названием скрипта – открыть в этом же окне, кликнуть на кнопку правее с пиктограммой окна – скрипт откроется в отдельном окне. Это может быть полезно, чтобы одновременно видеть разные скрипты (рис. 3).
Рис. 3. Одновременно открытые разные скрипты
Наверху в окне любого скрипта есть очень нужная кнопка Проверить: при ее нажатии редактор подскажет, нет ли в скрипте ошибок. Сообщение будет содержать причину ошибки и номер строки, в которой найдена ошибка.
В разделе «Детали» можно выбрать подтип объекта: специальное полотно двери, дверная ручка, рама навесной стены и так далее.
Так, специальные объекты (ручка, полотно, рама) появятся в соответствующем окне выбора этих элементов. При выборе какого-либо 2D-типа в объекте будут отсутствовать окна для трехмерной геометрии. Там же выбираются типы для разных маркеров – узла, разрезов, выносной надписи, зоны; они также появятся в соответствующих инструментах.
В этом разделе можно заполнить описание объекта и выбрать пароль.
Далее – «Параметры», где в виде таблицы представлены все данные, которые используются в этом объекте и которые можно изменять во время работы над проектом.
Тут нужно добавить параметры для поворотов, которые мы позже будем использовать.
Рис. 4. Добавление параметров
Нажимаем кнопку Новый, расположенную выше таблицы (рис. 4). Появится новая строка, в которой нужно заполнить столбцы.
Первый из этих столбцов – Переменная. Здесь мы латиницей и без пробелов пишем название переменной, которое будет использоваться в скриптах. Именовать нужно так, чтобы было несложно запомнить и при этом легко понять, за что эта переменная отвечает. В нашем случае нужно создать две переменные для значения углов поворотов по осям X и Y (вокруг оси Z объект и так можно поворачивать прямо в плане). Я решила назвать их angle_x и angle_y.
В следующем столбце нужно выбрать тип данных. Варианты выбора представлены в таблице 1.
Таблица 1. Типы данных
Последние два типа не используются в построении объекта, а нужны для большей наглядности и упорядоченности списка в окне параметров объекта. Нам нужен угол – в таблице это вторая пиктограмма.
Третий столбец – Имя. Тут можно без правил на любом языке написать, что именно мы хотим потом увидеть в окне параметров объекта.
И последний столбец – Значение. Сейчас тут можно оставить 0: это значение меняется в любой момент как в скрипте, так и в параметрах самого объекта. Как выглядят два новых параметра в окне Редактора объектов GDL, показано на рис. 5. С помощью стрелок в начале строки можно переместить строку в удобное место.
Рис. 5. Добавленные параметры
Затем нужно сохранить объект под новым именем, так как стандартная библиотека зашита в контейнер, и в нем нельзя перезаписывать объекты. Окно Параметров объекта будет теперь выглядеть вот так (рис. 6).
Рис. 6. Новые параметры в окне Параметров объекта
Появились два новых параметра, значение которых можно менять в любой момент. Но сейчас ничего не произойдет, так как еще не написано никаких команд с их использованием.
Теперь нужно открыть окно 3D-скрипта.
Здесь идет полное описание построения трехмерной модели на основе заданных параметров. Кроме того, в объект могут быть вложены разные макросы.
Перед всеми построениями нужно повернуть систему координат, в которой будет строиться объект. Тут важно понять вот какую логику: все повороты, перемещения и масштабирование происходят не так, как при работе в самом ARCHICAD. Мы не берем элемент и не поворачиваем его, а поворачиваем глобальную систему координат (после изменения она становится локальной) перед построением объекта.
Перемещение (команда ADD), поворот (ROT), масштабирование (MUL) – это команды преобразования системы координат. Дальше преобразования можно удалять в скрипте по одному, сразу по несколько либо удалить сразу все. В справочнике все это описано достаточно подробно и с примерами.
Пример перемещения системы координат в 3D-пространстве сразу по трем осям показан на рис. 7.
ADD a, b, c
Рис. 7. Схема перемещения системы координат
Итак, перед всеми построениями поворачиваем систему координат сначала по одной, потом по другой оси. Поворот по оси Х выполняет команда ROTX alphax, где alphax – угол поворота против часовой стрелки; вместо alphax нужно вписать заранее созданную переменную. По оси Y поворот выполняется аналогично (рис. 8).
Рис. 8. Изменение 3D-скрипта
Теперь можно задавать разные углы для поворота – и в окне просмотра, расположенном вверху слева, будут происходить изменения 3D-модели (рис. 9).
Рис. 9. При изменении углов меняется изображение в окне просмотра
Теперь можно задавать разные углы для поворота – и в окне просмотра, расположенном вверху слева, будут происходить изменения 3D-модели (рис. 9).
Но в 2D-виде пока ничего не происходит. В 2D-скрипте объект строится отдельными линиями и полилиниями, так отрисовка объекта в плане происходит во много раз быстрее. На одном объекте это незаметно, но если в проекте окажутся сотни таких решеток, торможение будет существенным. Можно высчитать координаты точек этих линий и простроить их так, как они выглядели бы в проекции повернутого объекта, но это не очень просто и не очень быстро. В этой решетке я предлагаю следующее решение: если углы по X или по Y не равны нулю, то объект в 2D-скрипте, то есть для плана, будет отрисовываться как проекция трехмерной модели, а иначе по-старому.
Проекцию модели для 2D-скрипта строит команда PROJECT2 projection_code, angle, method. Что означают projection_code, angle, method – можно прочитать в справочнике, мы же познакомимся с более важной командой из раздела операторов управления IF – THEN – ELSE – ENDIF. Это операторы условий, которые помогут выстроить предложение условия из предыдущего абзаца.
На рис. 10 я выделила добавленные команды в 2D-скрипте и правее красным цветом дописала «перевод».
Рис. 10. Изменение 2D-скрипта
Теперь требуется только сохранить объект и можно им пользоваться (рис. 11). Преимущество такого метода перед преобразованием в морф заключается в том, что объект остается параметрическим, его можно считать в спецификациях, в нем можно менять размеры планок, размеры рамки и всё остальное, что было в оригинальном объекте.
Рис. 11. Повернутые в пространстве новые объекты
Так подробно на этом примере мы рассмотрели основные окна и скрипты Редактора объектов GDL.
Если выбранный вами для поворота объект имеет параметры не в виде списка, как в этой решетке, а в виде картинок и схем, это означает, что разработчик написал также графический интерфейс. Чаще всего при этом стандартный список с параметрами скрывают, как на рис. 12: в выпадающем списке страниц параметров нет раздела «Все параметры».
Рис. 12. В этом объекте отсутствует список всех параметров в стандартном виде
В этом случае нужно зайти в скрипт параметров и найти команду, которая прячет все параметры (рис. 13).
В этом скрипте описываются все действия, которые влияют на параметры:
- обозначение вариантов или диапазонов возможных значений (VALUES);
- какие-либо расчеты, результат которых присваивается параметру (PARAMETERS);
- скрытие или блокировка параметров (HIDEPARAMETER, LOCK).
Рис. 13. Строка в скрипте параметров, которая прячет все параметры
Строку HIDEPARAMETERS ALL можно просто удалить либо, поставив в начале строки «!», сделать ее нечитаемой (по синтаксису GDL строка, начинающаяся с восклицательного знака, считается комментарием. Далее описания и переводы на скриншотах я буду писать именно после знака «!»). После этого в списке страниц параметров появится строка «Все параметры», и, выбрав ее, вы увидите стандартного вида список с параметрами, среди которых будут и новые строки для поворота.
ПРИМЕР №2 – текст на символе
Следующий пример я беру из текущего проекта. При работе с планом многоквартирного жилого здания требовалось на наружных блоках кондиционеров поставить букву «К» – причем так, чтобы она всегда располагалась вертикально. Конечно, букву можно было бы просто дописать сверху текстом или поставить выносную надпись-текст, но тогда при повороте кондиционера, возможно, пришлось бы двигать и текст.
Для начала я добавила четыре новых параметра (рис. 14):
Рис. 14. Добавление новых параметров в объекте Кондиционер Воздуха
1. Показывать текст: тип параметра – логическое значение, что подразумевает два возможных значения: 0 (нет) и 1 (да). Таким образом, текст можно будет включить или отключить.
2. Специальный текст: тип параметра – текстовый. Позволит вписывать любой текст в символ (я намерена использовать одну букву, чтобы она помещалась внутри прямоугольника блока кондиционера).
3. Шрифт: тип – текстовый. Обратите внимание – некоторые виды написания этой переменной позволяют выбирать в столбце значения шрифта из списка установленных на компьютере. «Fonttype» вызывает это список автоматически, если же я напишу «typefont» или просто «font», то придется писать название шрифта вручную. Этот момент я заметила случайно в каком-то из стандартных объектов.
4. Перо текста: тип – перо. Ну, тут всё понятно.
Теперь посмотрим на пиктограммы, которые я нажала в начале строк.
У первой строки нажата пиктограмма , что означает bold – жирный. То есть эта строка в окне параметров объекта будет жирной.
У трех других – пиктограмма . Она означает, что эти строки будут вложены выпадающим списком под первую строку.
На рис. 15 – скриншот, иллюстрирующий, как это выглядит в Параметрах Объекта.
Для начала я добавила четыре новых параметра (рис. 15):
Рис. 15. Окно Параметров Объекта
А на рис. 16 – то, что я дописала в 2D-скрипте (по традиции с переводом и комментариями).
Рис. 16. Дописанные строки в 2D-скрипте
Рис. 16. Дописанные строки в 2D-скрипте
На следующем скриншоте (рис. 17) я для большей ясности подкрасила разные типы слов/команд/переменных.
Рис. 17. Дописанные строки в 2D-скрипте с пояснениями
Объект готов (рис. 18).
Рис. 18. Новые объекты на плане под разными углами
А если бы я не писала строки с поворотом и масштабированием, то объект выглядел бы так, как на рис. 19.
Рис. 19. Новые объекты на плане под разными углами без строк поворота и масштабирования
ПРИМЕР №3 – детализация
Для упрощения работ над проектом можно при написании объекта добавить текстовый параметр с выбором из нескольких вариантов детализации (простой, средний, детальный). И в 3D-скрипте при построении разных мелких деталей дописать условие типа:
если уровень детализации = “детально”, то
(описание построения деталей)
конец условия
Отдельного внимания заслуживают Глобальные Переменные. В справочном руководстве они занимают 40 страниц и для удобства поиска сгруппированы по темам. В предыдущем примере я использовала некоторые данные об ориентации объекта в проекте. Тот же раздел справочного руководства содержит Глобальные Переменные для координат расположения объекта – с их помощью создаются объекты типа выноски с координатами или отметки высоты на разрезе/фасаде.
Очень часто используется GLOB_SCALE – масштаб чертежа (зависит от вида согласно текущему окну), при масштабе 1:100 он равен 100, при масштабе 1:20 равен 20. Применяется чаще всего для перевода размера шрифта в метры модели или наоборот. Также на этот параметр можно «повесить» варианты отображения на плане. Например, для скамейки написать в 2D-скрипте следующее:
IF GLOB_SCALE < 100 THEN
! если масштаб крупнее, чем 1:100,то
PROJECT2 3, 270, 2
! строить проекцию из 3D-модели
ELSE
! иначе
ENDIF
! конец условия
Так на генплане в масштабе 1:500 скамьи отобразятся прямоугольниками, а на фрагменте с более крупным масштабом будет отрисовываться детальная проекция.
Подобный прием, но уже для трехмерной модели, используется в стандартных деревьях – если включить галочку Автоматический тип кроны. На определенном расстоянии от камеры тип кроны меняется с детального на простой, а с простого на эллипс. Правда, для того чтобы скрипты объекта перечитались, нужно что-то с ними сделать – например, после смены ракурса, выделив все деревья, открыть окно параметров объекта и, ничего не меняя, просто нажать ОК, или нажать и отжать галочку замены покрытий.
Покажу на примере аппроксимации сферы. Вот что я написала в 3D-скрипте:
discam_x=abs(GLOB_EYEPOS_X-SYMB_POS_X)
discam_y=abs(GLOB_EYEPOS_Y-SYMB_POS_Y)
discam_h=sqr(discam_x^2+discam_y^2)
discam_z=abs(GLOB_EYEPOS_Z-SYMB_POS_Z)
discam=sqr(discam_h^2+discam_z^2)
if discam<=20 then res=50
if discam<=30 and discam>20 then res=20
if discam<=40 and discam>30 then res=10
if discam>40 then res=5
resol res
sphere 1
В скрипте я использовала Глобальные Переменные GLOB_EYEPOS_X, GLOB_EYEPOS_Y, GLOB_EYEPOS_Z – это координаты расположения камеры (глаз) в 3D-окне проекта и SYMB_POS_X, SYMB_POS_Y, SYMB_POS_Z – это координаты расположения объекта в пространстве;
abs – модуль числа (убирает «-», если он есть);
sqr – квадратный корень;
^2 – возведение числа в квадрат.
В 3D-окне на разном расстоянии от камеры сфера будет строиться с разной аппроксимацией. Для наглядности я включила каркасный режим (рис. 20).
Рис. 20. Объект с разной аппроксимацией в зависимости от расстояния в 3D-окне
Через Глобальные Переменные объект может получить:
- данные о расположении проекта (север, широта, долгота, возвышение), установленные в –соответствующем диалоговом окне;
- текущий этаж и собственный этаж;
- тип текущего вида (например, в перемычках ГОСТ используется такое условие: если тип вида – ведомость, то строить вид перемычки в сечении с выносками позиций); в примере с решеткой можно дописать такое условие: если тип вида – ведомость, то не поворачивать систему координат, чтобы в любом случае в ведомости решеток был бы фронтальный вид;
- неполный показ конструкций (можно заставить объект не показывать какие-то части, если выбран показ только ядра).
В объект окна или двери можно вытащить данные о стене. Выносные надписи могут получить очень много различной информации об элементе, с которым они связаны, – например, флажок со слоями многослойной конструкции или выноску с объемом элемента. И так далее 40 страниц разных и очень полезных Глобальных Переменных.
ПРИМЕР №4 – маркер зоны
Рассмотрим, как создается собственный маркер зоны. Если создать новый объект и в разделе Детали выбрать ему подтип Паспорт Зоны, то в разделе Параметры отображаются синим цветом все специфические параметры, которые инструмент Зона передает маркеру (рис. 21).
Рис. 21. Параметры объекта подтипа Паспорт Зоны
При помощи команды TEXT2 можно написать любую из этих переменных в 2D-скрипте – так получится маркер, состоящий только из текста (рис. 22).
Рис. 22. 2D-скрипт с использованием переменных зоны
Используя общие параметры маркера зоны, можно определить текстовый стиль и высоту строки, зависящую от высоты шрифта:
DEFINE STYLE “ROOM” AC_TextFont_1,ROOM_LSIZE,5,0
STYLE “ROOM”
row = ROOM_LSIZE/1000*GLOB_SCALE*1.5
text2 0, row,ROOM_NUMBER
text2 0, 0, ROOM_NAME
text2 0, -row,ROOM_AREA
Можно создать новый параметр для выбора типа маркера (рис. 23), задать ему варианты в скрипте Параметров (рис. 24) и в 2D-скрипте прописать разные виды отрисовки маркера для разных типов.
Рис. 23. Добавление параметра для типа маркера
Рис. 24. Скрипт Параметров – варианты значений параметра «mt»
2D-скрипт:
if mt=«маркер с номером» then
text2 0, 0, ROOM_NUMBER
CIRCLE2 0,0,row
endif
if mt=«номер и площадь» then
text2 0, row/2, ROOM_NUMBER
text2 0, -row/2, AREA_TEXT
endif
if mt=«название и площадь» then
text2 0, row/2, ROOM_NAME
text2 0, -row/2, AREA_TEXT
endif
if mt=«номер, название и площадь» then
text2 0, row, ROOM_NUMBER
text2 0, 0,ROOM_NAME
text2 0, -row, AREA_TEXT
endif
if mt=«только площадь» then
text2 0, 0,AREA_TEXT
endif
В этом скрипте в качестве площади я не использовала заранее определенную переменную площади зоны, а преобразовала площадь в текст и добавила к ней единицы измерения:
area = str (ROOM_AREA, 4, 2) ! преобразования числа в текст с 2 знаками после запятой
AREA_TEXT = area + « кв.м.»! добавление к строковому значению букв “кв.м.”
Можно дополнить строки в маркере линиями, разделяющими некоторые строки. Чтобы найти длину строки, нужно использовать команду STW. Допишем в начале скрипта:
tl1=stw(ROOM_NUMBER) /1000*GLOB_SCALE
tl2=stw(ROOM_NAME) /1000*GLOB_SCALE
tl3=stw(AREA_TEXT) /1000*GLOB_SCALE
if mt=«номер и площадь»then tl= MAX (tl1, tl3)
if mt=«номер, название и площадь»then tl= MAX (tl1, tl2)
if mt=«название и площадь»then tl= MAX (tl2, tl3)
if mt=«только площадь»then tl= tl3
И в вариантах маркеров допишем линии командой LINE2 (рис. 25).
Рис. 25. 2D-скрипт
Если номер зоны состоит из нескольких цифр, для маркера можно создать параметр радиуса окружности, независимый от высоты шрифта, или же вместо окружности описать фигуру наподобие эллипса, длиной равной длине строки номера зоны, которую мы нашли ранее:
POLY2_ 5, 1+2+4,
-tl1 /2, row, 1,
tl1 /2, row, 1,
tl1 /2, -row, 1001,
-tl1 /2, -row, 1, -tl1 /2, row, 1001
Можно добавить новый параметр для типа пола (FLOOR_TYPE) и параметр, позволяющий скрывать или показывать его (ShowFloorType), а в 2D-скрипте дописать треугольник полилинией и текст с типом пола:
if ShowFloorType then
ADD2 0, row*3
POLY2_ 4, 1,
-row*1.4, -row*0.8, 1,
row*2.8,60,201,
row*1.4, -row*0.8, 1,
0,0,700
text2 0,0, FLOOR_TYPE
endif
Для типа пола желательно добавить отдельный параметр для пера, а также точки для графического редактирования расположения маркера пола. О том, как добавлять точки графического редактирования, я подробно рассказывала в своем вебинаре, а по ссылке в конце статьи можно скачать объекты и посмотреть, как это реализовано в данном конкретном случае.
И напоследок рассмотрим еще один очень важный подтип объекта, который открывает большие возможности, – Глобальные Параметры Библиотеки (рис. 26).
Рис. 26. Выбор подтипа объекта «Глобальные Параметры Библиотеки»
Объект с этим подтипом ничего не строит и не чертит, он определяет параметры в модельных видах. Таким образом, туда можно вынести те параметры, которые хотелось бы видеть общими у объекта, но при этом иметь возможность выставить разное значение для разных видов.
Покажу это на примере маркера зоны. Мне попадались проекты, в которых было несколько комплектов зон в разных слоях для разных видов. Если есть потребность в разных маркерах, то Глобальные Параметры Библиотеки – лучшее решение.
У меня есть маркер, в котором есть возможность ставить тип пола в треугольнике и менять тип маркировки (рис. 27). И эти два параметра вынесены в отдельный файл подтипа Глобальные Параметры Библиотеки (рис. 28).
Рис. 27. Зона со специальным маркером в окне плана
Рис. 28. Параметры объекта подтипа «Глобальные Параметры Библиотеки»
Чтобы эти параметры отобразились в диалоговом окне Параметры Модельного Вида, нужно прописать их в скрипте Интерфейса объекта (рис. 29). Не буду подробно задерживаться на специальных командах для этого скрипта, они достаточно подробно и с примерами описаны в справочнике. Скажу только, что тут мы описываем, в каком месте поля графического интерфейса будет располагаться та или иная надпись или кнопка (поле с выбором вариантов, галочка и т.д.), в Пользовательский Интерфейс можно вставлять и изображения. В стандартной библиотеке почти каждый объект имеет графический интерфейс; вы можете увидеть все возможности и посмотреть, как написаны эти скрипты. Кроме кнопки Проверить скрипт имеет еще и кнопку Просмотр. Нажав на нее, можно быстро увидеть, что получается.
Рис. 29. Скрипт интерфейса объекта подтипа «Глобальные Параметры Библиотеки»
Можно сохранить объект и посмотреть его в диалоговом окне Параметры Модельного Вида (рис. 30). Здесь мы сможем менять тип маркировки сразу для всех зон в проекте (с этим маркером), но отдельно для разных видов.
Рис. 30. Новая вкладка Глобальных Параметров в диалоговом окне Параметры Модельного Вида
Теперь в объекте маркера зоны нужно запросить у объекта значения этих двух параметров.
В Основном Скрипте (который читается объектом первым, поэтому все расчеты и определения значений, которые должны применяться в нескольких скриптах, лучше писать тут) пишу две вот такие строки:
«success» будет равен 1, если запрос выполнен успешно; в противном случае будет 0.
Это можно использовать для того, чтобы вместо маркера зоны написать предупреждающее сообщение о том, что в библиотеку не подгружен объект LibraryGlobals20.
Дальше объект работает как обычно, используя два новых значения: если тип маркировки такой-то, то писать то-то и то-то и т.д.
В этой статье я осветила лишь малую часть возможностей GDL. С его помощью можно создавать как совсем простые элементы для оформления, так и очень сложные объекты.
Например, вы занимаетесь небольшими и простыми домами из СИП-панелей. У вас есть определенный список вариантов изменений проекта:
- длина и ширина дома может быть от 2,4 до 24 метров с шагом 1,2 м;
- если ширина превышает 6 м, то посередине должна стоять еще одна стена;
- два варианта высоты этажа в зависимости от типоразмера панели;
- этажность – один или два этажа;
- окна могут быть в определенных местах панелей, определенного размера;
- отделка фасадов в трех вариантах;
- кровельное покрытие в трех вариантах;
- толщина стен нескольких типоразмеров
и так далее.
Вы можете задать все эти параметры для объекта, дописав еще стоимость за квадратный метр панели, кровли, отделки и т.д. А в 2D- и 3D-скриптах объекта полностью выстроить и вычертить этот дом с переменными вместо статичных размеров. Чтобы пользователь не запутался в длинном списке параметров, можно написать графический интерфейс на несколько страниц с картинками и схемами. В Основном Скрипте посчитать все объемы и вывести стоимость. Еще можно в 2D-скрипте рядом с планом вывести таблицу с раскроем панелей. Написание такого объекта потребует немало времени, нужно будет составить детальное ТЗ, предусмотреть все нюансы, но зато вы получите не просто объект, а почти программу, в которой выбором параметров можно будет получить комплект эскизного проекта с расчетом материалов и стоимости для заказчика.
Надеюсь, этим обзором я кого-то заинтересовала возможностями GDL. Моя история началась с острого желания изменить какую-то мелочь в каком-то стандартном маркере зоны, и чем больше я вчитываюсь в справочник, тем больше раскрывается потенциал этого инструмента, на мой взгляд, очень полезного для архитектора.
По ссылке ниже можно скачать все объекты, которые рассматривались в качестве примеров в этой статье:
Примечание.Для написания этих объектов использовался ARCHICAD 20, поэтому в более ранних версиях они не откроются.
О GRAPHISOFT
Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав ARCHICAD® – первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ – первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ – первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий и BIMx® – лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.
Сделано в ARCHICAD: концертный зал «Зарядье»
Владимир Плоткин и Александр Пономарев – о программном обеспечении, использованном на разных стадиях проектирования и моделирования знаменитого концертного зала.
От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Трансформация точечным методом
В шанхайском районе Уэст-Банд готов культурно-развлекательный комплекс GATE M Dream Center: территорию бывшей цементной фабрики перепрофилировали по замыслу бюро MVRDV.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
Коллективное творчество
Представлен проект культурного и административного центра для муниципалитета Эмсделта, разработанный бюро Benthem Crouwel и Snøhetta.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.