ARCHICAD: ОТКРЫВАЯ ЗАНОВО.Язык GDL: программирование для уникальных задач архитектора

mainImg
Компaния:
GRAPHISOFT
Этот экспертный материал продолжает цикл статей «ARCHICAD: открывая заново», начатый в декабре 2016 года статьей Владимира Савицкого «Создание конструкций и извлечение рабочих чертежей из модели», а затем продолженный публикациями Светланы Кравченко «ARCHICAD: открывая заново. Визуализация – новые возможности для архитектора» и Александра Анищенко «TEAMWORK: эффективная командная работа шаг за шагом». Цикл призван помочь пользователям в полной мере раскрыть весь потенциал ARCHICAD®. Мы попросили архитекторов поделиться личным опытом использования программы с применением нестандартных подходов, малоизученных функций и новых возможностей, о которых многие пользователи могут и не подозревать. Как разработчики приложения ARCHICAD мы уверены, что только глубокое знание продукта может раскрыть всю его ценность и решающим образом повлиять на результаты, скорость и качество работы проектировщика.
 
Вы тоже предпочитаете «непротоптанные дорожки»? Имеете опыт применения нестандартных подходов в работе с ARCHICAD, регулярно задействуете не самые известные возможности приложения? Будем рады пригласить к сотрудничеству новых авторов: [email protected].
 
Рассказывает Светлана Кравченко, практикующий архитектор:
zooming
Наверняка многие из вас слышали о GDL в ARCHICAD, однако как им пользоваться в работе до сих пор знают далеко не все. Учитывая невероятную полезность этой функции, а также множество вопросов после моего первого вебинара на эту тему, я решила более подробно рассказать о том, как даже поверхностное его знание может здорово помочь в повседневной работе архитектора.
zooming
Начнем с основ
 
GDL (Geometric Description Language, язык геометрического описания) – язык программирования, подобный языку BASIC, созданный для работы в среде ARCHICAD. С его помощью описываются объемные 3D-тела (такие как двери, окна, мебель) и 2D-символы в окне плана этажа. Эти объекты называются Библиотечными Элементами.
 
Для тех, кто хоть немного знаком с программированием, освоить этот язык не составит труда. Впрочем, при достаточном желании изучение GDL окажется вполне по силам и человеку, далекому от этой среды.
 
Любой архитектор изучал в свое время геометрию и начертательную геометрию, имеет отличное объемное мышление, а это уже половина успеха. Не нужно сразу пытаться написать сложные объекты, начинать стоит с основных геометрических фигур и форм; много информации можно почерпнуть, изучая скрипты других Библиотечных Элементов. Ну а самый главный источник информации – это справочное руководство GDL, которое можно открыть через меню Помощь в самом ARCHICAD.
 
Итак, для чего архитектору может пригодиться знание GDL? Например, в отличие от Grasshopper, при помощи которого можно создавать сложные структуры, GDL просто незаменим для написания различных маркеров и выносных надписей, а также при создании специальных компонентов для других Библиотечных Элементов или инструментов. Одним из моих первых применений GDL в работе было создание специального филенчатого полотна двери, которое при изменении размеров не масштабировалось во все стороны, а меняло только размеры филенки. Толщина фигурной рамки и ширина обвязки оставались неизменными. Также архитекторам очень часто хочется добавить какие-то простые функции в существующие объекты стандартных библиотек – и это основная причина, по которой начинают вникать в GDL.
 
Безусловно, знание GDL не является жизненно необходимым, и многие из этих задач можно решить стандартными инструментами. Например, можно построить филенки с обвязкой из перекрытий и сохранить как специальное полотно двери. Если у вас таких нестандартных дверей всего несколько штук, то так будет даже быстрее. Но если в вашем проекте много подобных дверей разных размеров и ширина их меняется в процессе работы, то написание специальной панели в GDL значительно ускорит и упростит работу.
 
Геометрическое описание подразумевает, что любую из возможных фигур можно написать текстом по размерам или координатам.
 
Для 3D-скрипта есть блок команд основных пространственных фигур, таких как:
 
- BLOCK и BRICK – параллелепипед, строящийся по трем размерам с началом в точке 0 системы координат
 BLOCK a, b, c
 BRICK a, b, c
zooming
- CYLIND – цилиндр вдоль оси Z, с высотой h и радиусом r
  CYLIND h, r
zooming
- SPHERE – сфера с центром в начале координат и радиусом r
 SPHERE r
zooming
Похожим образом описываются эллипс и конус.
 
Следующий блок фигур уже сложнее – это различные призмы. Они описываются набором координат точек. Самая простая призма определяется количеством точек (n), высотой (h) и перечислением координат всех точек по порядку.
 
PRISM n, h,
x1, y1,
xn, yn
zooming
Есть много разновидностей призмы. Следующий вид, PRISM_, позволяет указывать к координатам точек коды статусов, которые определяют видимость граней и ребер, а также позволяют создавать криволинейные призмы и призмы с отверстиями (см. в справочнике раздел Коды Статусов). Другой вид, BPRISM_, создает призму, закрученную вокруг оси Y. FPRISM_ строит призму с фаской или скруглением по верхней стороне.
zooming
Существует несколько команд, описывающих более сложные фигуры на основе полилиний: EXTRUDE, PYRAMID, REVOLVE, RULED, SWEEP, TUBE, COONS, MASS. Их описание с примерами можно найти в справочнике.
 
Для 2D-скрипта фигуры описываются другими командами: линия, круг, прямоугольник, полилиния, сплайн. Но можно прописать и команду для построения проекции из 3D-скрипта.
 
Создание 2D- или 3D-форм – это только часть функционала GDL. Если вам нужен просто стол, то проще построить его инструментами самого ARCHICAD. Объект пишется в случае, когда требуется какой-то параметризм: возможность выбора разных типов ножек для стола, количества ножек, изменение размеров стола с сохранением остальных размеров, расчет пиломатериала для его изготовления, вес и стоимость. Объект может вообще не содержать никакой геометрии, а только производить расчеты.
Для этого используются в том числе и Управляющие Предложения (Операторы Управления), такие как циклы, условные операторы, обращение к определенному месту кода (подпрограмме). С циклами и условиями лучше ознакомиться в самом начале – используются они часто. Так, во всех приведенных ниже примерах есть условные операторы.
 
ПРИМЕР №1 – поворот объекта
 
Часто у проектировщиков возникает желание сделать объект поворачивающимся. На этом простом примере и рассмотрим структуру Библиотечного Элемента, а также основные окна Редактора Объектов GDL.
 
Чтобы открыть любой объект, размещенный в пространстве проекта (если разработчик не наложил на него пароль), нужно, выделив его, нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+O. Другой способ – воспользоваться меню Файл > Библиотеки и Объекты > Открыть Объект. Если в этот момент ни один объект не был выделен, то откроется окно для выбора объекта.
 
Добавим параметры поворота, например, к жалюзийной решетке (рис. 1).
zooming
Рис. 1. Первый подопытный

zooming
Рис. 2. Окно Редактора объектов GDL
Итак, мы открыли окно Редактора объектов GDL (рис. 2).
 
Слева вверху здесь расположено окно просмотра разных видов, как в обычном окне параметров объекта; еще левее кнопки для выбора вида – план, фасад, 3D-окно и предпросмотр.
 
Ниже располагаются кнопки для открытия таблиц параметров, списков данных и скриптов. Скрипты можно открыть двумя способами: кликнуть на кнопку с названием скрипта – открыть в этом же окне, кликнуть на кнопку правее с пиктограммой окна – скрипт откроется в отдельном окне. Это может быть полезно, чтобы одновременно видеть разные скрипты (рис. 3).
zooming
Рис. 3. Одновременно открытые разные скрипты
Наверху в окне любого скрипта есть очень нужная кнопка Проверить: при ее нажатии редактор подскажет, нет ли в скрипте ошибок. Сообщение будет содержать причину ошибки и номер строки, в которой найдена ошибка.
 
В разделе «Детали» можно выбрать подтип объекта: специальное полотно двери, дверная ручка, рама навесной стены и так далее.
 
Так, специальные объекты (ручка, полотно, рама) появятся в соответствующем окне выбора этих элементов. При выборе какого-либо 2D-типа в объекте будут отсутствовать окна для трехмерной геометрии. Там же выбираются типы для разных маркеров – узла, разрезов, выносной надписи, зоны; они также появятся в соответствующих инструментах.
 
В этом разделе можно заполнить описание объекта и выбрать пароль.
 
Далее – «Параметры», где в виде таблицы представлены все данные, которые используются в этом объекте и которые можно изменять во время работы над проектом.
 
Тут нужно добавить параметры для поворотов, которые мы позже будем использовать.
zooming
Рис. 4. Добавление параметров
Нажимаем кнопку Новый, расположенную выше таблицы (рис. 4). Появится новая строка, в которой нужно заполнить столбцы.
 
Первый из этих столбцов – Переменная. Здесь мы латиницей и без пробелов пишем название переменной, которое будет использоваться в скриптах. Именовать нужно так, чтобы было несложно запомнить и при этом легко понять, за что эта переменная отвечает. В нашем случае нужно создать две переменные для значения углов поворотов по осям X и Y (вокруг оси Z объект и так можно поворачивать прямо в плане). Я решила назвать их angle_x и angle_y.
 
В следующем столбце нужно выбрать тип данных. Варианты выбора представлены в таблице 1.
zooming
Таблица 1. Типы данных
Последние два типа не используются в построении объекта, а нужны для большей наглядности и упорядоченности списка в окне параметров объекта. Нам нужен угол – в таблице это вторая пиктограмма.
 
Третий столбец – Имя. Тут можно без правил на любом языке написать, что именно мы хотим потом увидеть в окне параметров объекта.
 
И последний столбец – Значение. Сейчас тут можно оставить 0: это значение меняется в любой момент как в скрипте, так и в параметрах самого объекта. Как выглядят два новых параметра в окне Редактора объектов GDL, показано на рис. 5. С помощью стрелок в начале строки можно переместить строку в удобное место.
zooming
Рис. 5. Добавленные параметры
Затем нужно сохранить объект под новым именем, так как стандартная библиотека зашита в контейнер, и в нем нельзя перезаписывать объекты. Окно Параметров объекта будет теперь выглядеть вот так (рис. 6).
Рис. 6. Новые параметры в окне Параметров объекта
Появились два новых параметра, значение которых можно менять в любой момент. Но сейчас ничего не произойдет, так как еще не написано никаких команд с их использованием.
 
Теперь нужно открыть окно 3D-скрипта.
 
Здесь идет полное описание построения трехмерной модели на основе заданных параметров. Кроме того, в объект могут быть вложены разные макросы.
 
Перед всеми построениями нужно повернуть систему координат, в которой будет строиться объект. Тут важно понять вот какую логику: все повороты, перемещения и масштабирование происходят не так, как при работе в самом ARCHICAD. Мы не берем элемент и не поворачиваем его, а поворачиваем глобальную систему координат (после изменения она становится локальной) перед построением объекта.
 
Перемещение (команда ADD), поворот (ROT), масштабирование (MUL) – это команды преобразования системы координат. Дальше преобразования можно удалять в скрипте по одному, сразу по несколько либо удалить сразу все. В справочнике все это описано достаточно подробно и с примерами.
 
Пример перемещения системы координат в 3D-пространстве сразу по трем осям показан на рис. 7.
 
ADD a, b, c
zooming
Рис. 7. Схема перемещения системы координат
Итак, перед всеми построениями поворачиваем систему координат сначала по одной, потом по другой оси. Поворот по оси Х выполняет команда ROTX alphax, где alphax – угол поворота против часовой стрелки; вместо alphax нужно вписать заранее созданную переменную. По оси Y поворот выполняется аналогично (рис. 8).
zooming
Рис. 8. Изменение 3D-скрипта
Теперь можно задавать разные углы для поворота – и в окне просмотра, расположенном вверху слева, будут происходить изменения 3D-модели (рис. 9).
zooming
Рис. 9. При изменении углов меняется изображение в окне просмотра
Теперь можно задавать разные углы для поворота – и в окне просмотра, расположенном вверху слева, будут происходить изменения 3D-модели (рис. 9).
 
Но в 2D-виде пока ничего не происходит. В 2D-скрипте объект строится отдельными линиями и полилиниями, так отрисовка объекта в плане происходит во много раз быстрее. На одном объекте это незаметно, но если в проекте окажутся сотни таких решеток, торможение будет существенным. Можно высчитать координаты точек этих линий и простроить их так, как они выглядели бы в проекции повернутого объекта, но это не очень просто и не очень быстро. В этой решетке я предлагаю следующее решение: если углы по X или по Y не равны нулю, то объект в 2D-скрипте, то есть для плана, будет отрисовываться как проекция трехмерной модели, а иначе по-старому.
 
Проекцию модели для 2D-скрипта строит команда PROJECT2 projection_code, angle, method. Что означают projection_code, angle, method – можно прочитать в справочнике, мы же познакомимся с более важной командой из раздела операторов управления IF – THEN – ELSE – ENDIF. Это операторы условий, которые помогут выстроить предложение условия из предыдущего абзаца.
 
На рис. 10 я выделила добавленные команды в 2D-скрипте и правее красным цветом дописала «перевод».
zooming
Рис. 10. Изменение 2D-скрипта
Теперь требуется только сохранить объект и можно им пользоваться (рис. 11). Преимущество такого метода перед преобразованием в морф заключается в том, что объект остается параметрическим, его можно считать в спецификациях, в нем можно менять размеры планок, размеры рамки и всё остальное, что было в оригинальном объекте.
zooming
Рис. 11. Повернутые в пространстве новые объекты
Так подробно на этом примере мы рассмотрели основные окна и скрипты Редактора объектов GDL.
 
Если выбранный вами для поворота объект имеет параметры не в виде списка, как в этой решетке, а в виде картинок и схем, это означает, что разработчик написал также графический интерфейс. Чаще всего при этом стандартный список с параметрами скрывают, как на рис. 12: в выпадающем списке страниц параметров нет раздела «Все параметры».
zooming
Рис. 12. В этом объекте отсутствует список всех параметров в стандартном виде
В этом случае нужно зайти в скрипт параметров и найти команду, которая прячет все параметры (рис. 13).
 
В этом скрипте описываются все действия, которые влияют на параметры:
 
- обозначение вариантов или диапазонов возможных значений (VALUES);
- какие-либо расчеты, результат которых присваивается параметру (PARAMETERS);
- скрытие или блокировка параметров (HIDEPARAMETER, LOCK).
zooming
Рис. 13. Строка в скрипте параметров, которая прячет все параметры
Строку HIDEPARAMETERS ALL можно просто удалить либо, поставив в начале строки «!», сделать ее нечитаемой (по синтаксису GDL строка, начинающаяся с восклицательного знака, считается комментарием. Далее описания и переводы на скриншотах я буду писать именно после знака «!»). После этого в списке страниц параметров появится строка «Все параметры», и, выбрав ее, вы увидите стандартного вида список с параметрами, среди которых будут и новые строки для поворота.
 
ПРИМЕР №2 – текст на символе
 
Следующий пример я беру из текущего проекта. При работе с планом многоквартирного жилого здания требовалось на наружных блоках кондиционеров поставить букву «К» – причем так, чтобы она всегда располагалась вертикально. Конечно, букву можно было бы просто дописать сверху текстом или поставить выносную надпись-текст, но тогда при повороте кондиционера, возможно, пришлось бы двигать и текст.
 
Для начала я добавила четыре новых параметра (рис. 14):
zooming
Рис. 14. Добавление новых параметров в объекте Кондиционер Воздуха
1. Показывать текст: тип параметра – логическое значение, что подразумевает два возможных значения: 0 (нет) и 1 (да). Таким образом, текст можно будет включить или отключить.
 
2. Специальный текст: тип параметра – текстовый. Позволит вписывать любой текст в символ (я намерена использовать одну букву, чтобы она помещалась внутри прямоугольника блока кондиционера).
 
3. Шрифт: тип – текстовый. Обратите внимание – некоторые виды написания этой переменной позволяют выбирать в столбце значения шрифта из списка установленных на компьютере. «Fonttype» вызывает это список автоматически, если же я напишу «typefont» или просто «font», то придется писать название шрифта вручную. Этот момент я заметила случайно в каком-то из стандартных объектов.
 
4. Перо текста: тип – перо. Ну, тут всё понятно.
 
Теперь посмотрим на пиктограммы, которые я нажала в начале строк.
 
У первой строки нажата пиктограмма , что означает bold – жирный. То есть эта строка в окне параметров объекта будет жирной.
 
У трех других – пиктограмма . Она означает, что эти строки будут вложены выпадающим списком под первую строку.
 
На рис. 15 – скриншот, иллюстрирующий, как это выглядит в Параметрах Объекта.
 
Для начала я добавила четыре новых параметра (рис. 15):
Рис. 15. Окно Параметров Объекта
 
А на рис. 16 – то, что я дописала в 2D-скрипте (по традиции с переводом и комментариями).
zooming
Рис. 16. Дописанные строки в 2D-скрипте
Рис. 16. Дописанные строки в 2D-скрипте
 
На следующем скриншоте (рис. 17) я для большей ясности подкрасила разные типы слов/команд/переменных.
zooming
Рис. 17. Дописанные строки в 2D-скрипте с пояснениями
Объект готов (рис. 18).
zooming
Рис. 18. Новые объекты на плане под разными углами
А если бы я не писала строки с поворотом и масштабированием, то объект выглядел бы так, как на рис. 19.
zooming
Рис. 19. Новые объекты на плане под разными углами без строк поворота и масштабирования

 
ПРИМЕР №3 – детализация
 
Для упрощения работ над проектом можно при написании объекта добавить текстовый параметр с выбором из нескольких вариантов детализации (простой, средний, детальный). И в 3D-скрипте при построении разных мелких деталей дописать условие типа:
 
если уровень детализации = “детально”, то
(описание построения деталей)
конец условия
 
Отдельного внимания заслуживают Глобальные Переменные. В справочном руководстве они занимают 40 страниц и для удобства поиска сгруппированы по темам. В предыдущем примере я использовала некоторые данные об ориентации объекта в проекте. Тот же раздел справочного руководства содержит Глобальные Переменные для координат расположения объекта – с их помощью создаются объекты типа выноски с координатами или отметки высоты на разрезе/фасаде.
 
Очень часто используется GLOB_SCALE – масштаб чертежа (зависит от вида согласно текущему окну), при масштабе 1:100 он равен 100, при масштабе 1:20 равен 20. Применяется чаще всего для перевода размера шрифта в метры модели или наоборот. Также на этот параметр можно «повесить» варианты отображения на плане. Например, для скамейки написать в 2D-скрипте следующее:
 
IF GLOB_SCALE < 100 THEN ! если масштаб крупнее, чем 1:100,то
PROJECT2 3, 270, 2  ! строить проекцию из 3D-модели
ELSE ! иначе
ENDIF ! конец условия
Так на генплане в масштабе 1:500 скамьи отобразятся прямоугольниками, а на фрагменте с более крупным масштабом будет отрисовываться детальная проекция.
 
Подобный прием, но уже для трехмерной модели, используется в стандартных деревьях – если включить галочку Автоматический тип кроны. На определенном расстоянии от камеры тип кроны меняется с детального на простой, а с простого на эллипс. Правда, для того чтобы скрипты объекта перечитались, нужно что-то с ними сделать – например, после смены ракурса, выделив все деревья, открыть окно параметров объекта и, ничего не меняя, просто нажать ОК, или нажать и отжать галочку замены покрытий.
 
Покажу на примере аппроксимации сферы. Вот что я написала в 3D-скрипте:
 
discam_x=abs(GLOB_EYEPOS_X-SYMB_POS_X)
discam_y=abs(GLOB_EYEPOS_Y-SYMB_POS_Y)
discam_h=sqr(discam_x^2+discam_y^2)
discam_z=abs(GLOB_EYEPOS_Z-SYMB_POS_Z)
discam=sqr(discam_h^2+discam_z^2)
if discam<=20 then res=50
if discam<=30 and discam>20 then res=20
if discam<=40 and discam>30 then res=10
if discam>40 then res=5
 
resol res
sphere 1
 
В скрипте я использовала Глобальные Переменные GLOB_EYEPOS_X, GLOB_EYEPOS_Y, GLOB_EYEPOS_Z – это координаты расположения камеры (глаз) в 3D-окне проекта и SYMB_POS_X, SYMB_POS_Y, SYMB_POS_Z – это координаты расположения объекта в пространстве;
abs – модуль числа (убирает «-», если он есть);
sqr – квадратный корень;
^2 – возведение числа в квадрат.
 
В 3D-окне на разном расстоянии от камеры сфера будет строиться с разной аппроксимацией. Для наглядности я включила каркасный режим (рис. 20).
zooming
Рис. 20. Объект с разной аппроксимацией в зависимости от расстояния в 3D-окне
Через Глобальные Переменные объект может получить:
 
- данные о расположении проекта (север, широта, долгота, возвышение), установленные в –соответствующем диалоговом окне;
- текущий этаж и собственный этаж;
- тип текущего вида (например, в перемычках ГОСТ используется такое условие: если тип вида – ведомость, то строить вид перемычки в сечении с выносками позиций); в примере с решеткой можно дописать такое условие: если тип вида – ведомость, то не поворачивать систему координат, чтобы в любом случае в ведомости решеток был бы фронтальный вид;
- неполный показ конструкций (можно заставить объект не показывать какие-то части, если выбран показ только ядра).
 
В объект окна или двери можно вытащить данные о стене. Выносные надписи могут получить очень много различной информации об элементе, с которым они связаны, – например, флажок со слоями многослойной конструкции или выноску с объемом элемента. И так далее 40 страниц разных и очень полезных Глобальных Переменных.
 
ПРИМЕР №4 – маркер зоны
 
Рассмотрим, как создается собственный маркер зоны. Если создать новый объект и в разделе Детали выбрать ему подтип Паспорт Зоны, то в разделе Параметры отображаются синим цветом все специфические параметры, которые инструмент Зона передает маркеру (рис. 21).
Рис. 21. Параметры объекта подтипа Паспорт Зоны
При помощи команды TEXT2 можно написать любую из этих переменных в 2D-скрипте – так получится маркер, состоящий только из текста (рис. 22).
zooming
Рис. 22. 2D-скрипт с использованием переменных зоны
Используя общие параметры маркера зоны, можно определить текстовый стиль и высоту строки, зависящую от высоты шрифта:
 
DEFINE STYLE “ROOM” AC_TextFont_1,ROOM_LSIZE,5,0
STYLE “ROOM”
row = ROOM_LSIZE/1000*GLOB_SCALE*1.5
 
text2 0, row,ROOM_NUMBER
text2 0, 0, ROOM_NAME
text2 0, -row, ROOM_AREA
 
Можно создать новый параметр для выбора типа маркера (рис. 23), задать ему варианты в скрипте Параметров (рис. 24) и в 2D-скрипте прописать разные виды отрисовки маркера для разных типов.
zooming
Рис. 23. Добавление параметра для типа маркера
zooming
Рис. 24. Скрипт Параметров – варианты значений параметра «mt»
2D-скрипт:
 
 if mt=«маркер с номером» then
  text2 0, 0, ROOM_NUMBER
  CIRCLE2 0,0,row
 endif
 if mt=«номер и площадь» then
  text2 0, row/2, ROOM_NUMBER
  text2 0, -row/2, AREA_TEXT
 endif
 if mt=«название и площадь» then
  text2 0, row/2, ROOM_NAME
  text2 0, -row/2, AREA_TEXT
 endif
 if mt=«номер, название и площадь» then
  text2 0, row,  ROOM_NUMBER
  text2 0, 0, ROOM_NAME
  text2 0, -row, AREA_TEXT
 endif
 if mt=«только площадь» then
  text2 0, 0, AREA_TEXT
 endif
В этом скрипте в качестве площади я не использовала заранее определенную переменную площади зоны, а преобразовала площадь в текст и добавила к ней единицы измерения:
 
area = str (ROOM_AREA, 4, 2) ! преобразования числа в текст с 2 знаками после запятой
AREA_TEXT = area + « кв.м.» ! добавление к строковому значению букв “кв.м.”
 
Можно дополнить строки в маркере линиями, разделяющими некоторые строки. Чтобы найти длину строки, нужно использовать команду STW. Допишем в начале скрипта:
 
tl1=stw(ROOM_NUMBER) /1000*GLOB_SCALE
tl2=stw(ROOM_NAME) /1000*GLOB_SCALE
tl3=stw(AREA_TEXT) /1000*GLOB_SCALE
 
if mt=«номер и площадь»then tl= MAX (tl1, tl3)
if mt=«номер, название и площадь»then tl= MAX (tl1, tl2)
if mt=«название и площадь»then tl= MAX (tl2, tl3)
if mt=«только площадь»then tl= tl3
 
И в вариантах маркеров допишем линии командой LINE2 (рис. 25).
Рис. 25. 2D-скрипт
Если номер зоны состоит из нескольких цифр, для маркера можно создать параметр радиуса окружности, независимый от высоты шрифта, или же вместо окружности описать фигуру наподобие эллипса, длиной равной длине строки номера зоны, которую мы нашли ранее:
 
POLY2_ 5, 1+2+4,
-tl1 /2, row, 1,
tl1 /2, row, 1,
tl1 /2, -row, 1001,
-tl1 /2, -row, 1, -tl1 /2, row, 1001
 
Можно добавить новый параметр для типа пола (FLOOR_TYPE) и параметр, позволяющий скрывать или показывать его (ShowFloorType), а в 2D-скрипте дописать треугольник полилинией и текст с типом пола:
 
if ShowFloorType then
ADD2 0, row*3
POLY2_ 4, 1,
-row*1.4, -row*0.8, 1,
row*2.8,60,201,
row*1.4, -row*0.8, 1,
0,0,700
text2 0,0, FLOOR_TYPE
endif
 
Для типа пола желательно добавить отдельный параметр для пера, а также точки для графического редактирования расположения маркера пола. О том, как добавлять точки графического редактирования, я подробно рассказывала в своем вебинаре, а по ссылке в конце статьи можно скачать объекты и посмотреть, как это реализовано в данном конкретном случае.
 
И напоследок рассмотрим еще один очень важный подтип объекта, который открывает большие возможности, – Глобальные Параметры Библиотеки (рис. 26).
zooming
Рис. 26. Выбор подтипа объекта «Глобальные Параметры Библиотеки»
Объект с этим подтипом ничего не строит и не чертит, он определяет параметры в модельных видах. Таким образом, туда можно вынести те параметры, которые хотелось бы видеть общими у объекта, но при этом иметь возможность выставить разное значение для разных видов.
 
Покажу это на примере маркера зоны. Мне попадались проекты, в которых было несколько комплектов зон в разных слоях для разных видов. Если есть потребность в разных маркерах, то Глобальные Параметры Библиотеки – лучшее решение.
 
У меня есть маркер, в котором есть возможность ставить тип пола в треугольнике и менять тип маркировки (рис. 27). И эти два параметра вынесены в отдельный файл подтипа Глобальные Параметры Библиотеки (рис. 28).
zooming
Рис. 27. Зона со специальным маркером в окне плана
zooming
Рис. 28. Параметры объекта подтипа «Глобальные Параметры Библиотеки»
Чтобы эти параметры отобразились в диалоговом окне Параметры Модельного Вида, нужно прописать их в скрипте Интерфейса объекта (рис. 29). Не буду подробно задерживаться на специальных командах для этого скрипта, они достаточно подробно и с примерами описаны в справочнике. Скажу только, что тут мы описываем, в каком месте поля графического интерфейса будет располагаться та или иная надпись или кнопка (поле с выбором вариантов, галочка и т.д.), в Пользовательский Интерфейс можно вставлять и изображения. В стандартной библиотеке почти каждый объект имеет графический интерфейс; вы можете увидеть все возможности и посмотреть, как написаны эти скрипты. Кроме кнопки Проверить скрипт имеет еще и кнопку Просмотр. Нажав на нее, можно быстро увидеть, что получается.
zooming
Рис. 29. Скрипт интерфейса объекта подтипа «Глобальные Параметры Библиотеки»
Можно сохранить объект и посмотреть его в диалоговом окне Параметры Модельного Вида (рис. 30). Здесь мы сможем менять тип маркировки сразу для всех зон в проекте (с этим маркером), но отдельно для разных видов.
zooming
Рис. 30. Новая вкладка Глобальных Параметров в диалоговом окне Параметры Модельного Вида
Теперь в объекте маркера зоны нужно запросить у объекта значения этих двух параметров.
В Основном Скрипте (который читается объектом первым, поэтому все расчеты и определения значений, которые должны применяться в нескольких скриптах, лучше писать тут) пишу две вот такие строки:
 
success1 = LIBRARYGLOBAL ("LibraryGlobals20«, »ShowFloorType", ShowFloorType)
success2 = LIBRARYGLOBAL ("LibraryGlobals20«, »mt", mt)
 
«success» будет равен 1, если запрос выполнен успешно; в противном случае будет 0.
 
Это можно использовать для того, чтобы вместо маркера зоны написать предупреждающее сообщение о том, что в библиотеку не подгружен объект LibraryGlobals20.
 
Дальше объект работает как обычно, используя два новых значения: если тип маркировки такой-то, то писать то-то и то-то и т.д.
 
В этой статье я осветила лишь малую часть возможностей GDL. С его помощью можно создавать как совсем простые элементы для оформления, так и очень сложные объекты.
 
Например, вы занимаетесь небольшими и простыми домами из СИП-панелей. У вас есть определенный список вариантов изменений проекта:
 
- длина и ширина дома может быть от 2,4 до 24 метров с шагом 1,2 м;
- если ширина превышает 6 м, то посередине должна стоять еще одна стена;
- два варианта высоты этажа в зависимости от типоразмера панели;
- этажность – один или два этажа;
- окна могут быть в определенных местах панелей, определенного размера;
- отделка фасадов в трех вариантах;
- кровельное покрытие в трех вариантах;
- толщина стен нескольких типоразмеров
 и так далее.
 
Вы можете задать все эти параметры для объекта, дописав еще стоимость за квадратный метр панели, кровли, отделки и т.д. А в 2D- и 3D-скриптах объекта полностью выстроить и вычертить этот дом с переменными вместо статичных размеров. Чтобы пользователь не запутался в длинном списке параметров, можно написать графический интерфейс на несколько страниц с картинками и схемами. В Основном Скрипте посчитать все объемы и вывести стоимость. Еще можно в 2D-скрипте рядом с планом вывести таблицу с раскроем панелей. Написание такого объекта потребует немало времени, нужно будет составить детальное ТЗ, предусмотреть все нюансы, но зато вы получите не просто объект, а почти программу, в которой выбором параметров можно будет получить комплект эскизного проекта с расчетом материалов и стоимости для заказчика.
 
Надеюсь, этим обзором я кого-то заинтересовала возможностями GDL. Моя история началась с острого желания изменить какую-то мелочь в каком-то стандартном маркере зоны, и чем больше я вчитываюсь в справочник, тем больше раскрывается потенциал этого инструмента, на мой взгляд, очень полезного для архитектора.
 
По ссылке ниже можно скачать все объекты, которые рассматривались в качестве примеров в этой статье:
 
 
Примечание. Для написания этих объектов использовался ARCHICAD 20, поэтому в более ранних версиях они не откроются.
 
О GRAPHISOFT
Компания GRAPHISOFT® в 1984 году совершила BIM революцию, разработав ARCHICAD® – первое в индустрии САПР BIM-решение для архитекторов. GRAPHISOFT продолжает лидировать на рынке архитектурного программного обеспечения, создавая такие инновационные продукты, как BIMcloud™ – первое в мире решение, направленное на организацию совместного BIM-проектирования в режиме реального времени, EcoDesigner™ – первое в мире полностью интегрированное приложение, предназначенное для энергетического моделирования и оценки энергоэффективности зданий и BIMx® – лидирующее мобильное приложение для демонстрации и презентации BIM-моделей. С 2007 года компания GRAPHISOFT входит в состав концерна Nemetschek Group.

Поставщики, технологии

GRAPHISOFT

29 Августа 2017

GRAPHISOFT: другие статьи и новости
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.