Речь идет о здании о адресу: Москва, ул. Песчаная, дом 10. Дом построен, согласно сведениям, опубликованным в wikimapia, в 1949 году. Там же говорится, что в доме «жили сотрудники Курчатовского института и физики-ядерщики».
Ниже следует редакционное опровержение:
Редакция не располагает доказательствами того, что сведения о нескольких пожарах, перенесенных данным домом, о его ужасном состоянии и определении под снос соответствуют действительности. На этом основании, а также опираясь на утверждения, приведенные в адресованном редакции письме депутата Дарьи Новожилкиной редакция опровергает эти сведения.
Между тем в распоряжении редакции имеется текст АРИ (акта разрешенного использования, датированного 15.05.2008 и продленного 27.09.2009, с адресом ул. Песчаная, вл. 10), где, в числе прочего, говорится: «На участке расположены рекомендованные к сносу 4-этажный жилой дом и 45 металлических гаражей, рекомендованные к выводу». Беглое изучение истории участка показало, что разрешение на строительство здесь было выдано правительством Москвы и подписано в 2004 году Юрием Лужковым, но отозвано руководством города в 2012. Работа над публикуемым проектом велась в то время, когда разрешения были актуальны; проект дорабатывался по просьбе заказчика и позднее.
Несмотря на то, что разрешения на строительство были отозваны, мы признаем право архитекторов – авторов проекта на обнародование своего произведения и ниже приводим первоначальный текст с описанием творческого замысла. Опровергнутая фраза приведена вычеркнутой.
***
Москва, «Сокол», Песчаная улица. Мастерская «Четвертое измерение» на участке площадью чуть больше полутора гектаров, проектирует жилой комплекс: три башни обтекаемой формы – три крупных объема, в плане похожих на гладко обтесанные водой камни, как будто случайно выброшенные на берег волной. С одной стороны – строгий ритм сталинских кварталов, с другой – отнюдь не обтекаемые башни образца восьмидесятых. Вот с ансамблем из трех таких башен и перекликается своей трехчастной композицией проектируемый комплекс.
Авторы сознательно отказались продолжать квартальную, замкнутую линию сталинской застройки: избегая появления глухих стен и делая ставку на сохранение максимальной открытости пространств с видами на соседний парк. И башни-камни буквально вырастают посреди примыкающего к парку зеленого массива, впуская воздух во двор комплекса и ничего не заслоняя собой – даже стоящий чуть в отдалении храм Всех Святых патриаршего подворья. Но соседство с храмом накладывает строгие ограничения, в том числе и по высоте. И, несмотря на то, что здесь, рядом, уже построены тридцатиэтажные здания, а ГПЗУ допускало двадцать два, архитекторы решили остановиться на тринадцати этажах. И предложили вместо двух высоких корпусов три, соразмерных окружению – сложный абрис участка давал возможность расположить здания так, чтобы они не затеняли друг друга. При этом удалось сохранить довольно просторное дворовое пространство, свободное от машин, насыщенное зеленью, детскими игровыми площадками и прогулочными зонами. А в западной части – на внутридворовой возвышенности – двухэтажный детский сад на 55 мест, нарисованный в той же стилистике, что и жилые башни – еще один крошечный атолл в море городской жизни.
Но это все будет потом, а сейчас на участке есть жилой дом, некогда бывший школой. Дом перенес несколько пожаров, находится в ужасном состоянии, и теперь, ввиду своей ветхости определен под снос. Как рассказал один из авторов проекта Всеволод Медведев, – учитывая обстоятельства, заказчик обязался переселить всех жильцов этого дома-школы в один из корпусов нового комплекса, построив его задолго до сноса их полуразрушенного жилища.
Помимо сложного окружения и положения на участке, с которыми непременно нужно было считаться, здесь есть еще непростые грунты: площадку пересекает подземная река. Но заказчик предоставил архитекторам практически полную свободу, доверившись их профессиональному опыту и вкусу.
В результате долгого поиска решения из большого числа сложных эскизов вырисовалась простая и легко читаемая концепция. Главная мысль проекта – отсутствие углов. Петляя между корпусами, человек не встречает никаких визуальных преград. Его взгляд словно бы закручивается по спирали, следуя за гладкими плавными линиями фасадов.
Все три объема решены по-разному, однако в них четко прослеживается плавный переход от достаточно тяжеловесной отделки одного из корпусов, выполненной из натурального камня, к почти полностью стеклянным, невесомым фасадам V-образной в плане башни, отнесенной вглубь участка. Первый, каменный, корпус, расположенный ближе других к фронту сталинских домов, перенимает некоторые их черты, не копируя образец и не мимикрируя в него. Его архитектура ощутимо тяготеет к классике. Здесь и ясно выраженный ритм окон, и горизонтальные ленты карнизов, и характерное колористическое решение, и, конечно, каменная отделка, формирующая монументальный и строгий образ.
Другой, «переходный», блок отличается более смелым, современным характером. Горизонтальный ритм его карнизов то и дело сбивается включениями вертикальных ламелей или частой нарезкой крупных квадратных окон. Его фасады кажутся более открытыми и разнообразными. Третий и самый радикальный объем решен в стекле и металле. Эта башня словно бы отказывается оглядываться на окружение, демонстрируя легкость, проницаемость, максимальную открытость, а главное – принадлежность к архитектуре XXI века. Единственный реверанс в сторону соседей – все те же карнизы, плотно опоясывающие здание по периметру широкими стальными лентами.
Объединяющим элементом становятся одинаково решенные для всех трех башен пентхаусы, чем-то напоминающие головные уборы выпускников европейских университетов. А внизу, на уровне человеческих глаз, авторы четко обозначают общность стилистики корпусов: вдоль всех первых этажей тянутся большие стеклянные витрины и открытые галереи под навесами, позволяющие передвигаться по двору, не опасаясь промокнуть под дождем. К проекту прилагаются обаятельные, как сейчас принято, детали благоустройства: лента подсветки над тротуаром, вымостка «елочкой» со штрихами встроенных в нее ламп, кресла-качалки, чей обтекаемый силуэт напоминает планы домов.
Рассказывая о проекте, Всеволод Медведев сетовал на то, что комплекс получился излишне сдержанным и несколько архаичным. Однако благодаря такому подходу новая архитектура, вырастающая в ряду плотной московской застройки, не разрушает ее целостность, а, напротив, пытается сохранить постепенно ускользающую связь времен.