В качестве площадок проектирования были выбраны реальные участки в Москве и ближайшем Подмосковье: заброшенные пионерские лагеря, воспитательные колонии, нуждающиеся в реконструкции, или ныне не функционирующие школы и интернаты.
Один из руководителей группы Всеволод Медведев рассказал, что состав проекта был намеренно расширен по сравнению с базовым заданием института. Помимо чертежей, студентам впервые предложили сделать презентационный видео-ролик, в полной мере демонстрирующий особенности проекта. Но, пожалуй, самой сложной задачей было понять, почувствовать и попробовать изменить в лучшую сторону отношение общества к юным сиротам, инвалидам и правонарушителям.
Обычно по итогам защиты проектов преподаватели проводили внутренний конкурс, присуждая призовые места за лучшие концепции и награждая их авторов памятными подарками. На этот раз решено было поступить несколько иначе: были отмечены сразу пять равно достойных работ, которые мы и представляем в нашей публикации.
Полина Явна. «Гнездышко для сирот»
Школа-интернат в Москве на улице Нижние МневникиПроект «Гнездышко для сирот».
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Гнездышко для сирот».
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Гнездышко для сирот».
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Гнездышко для сирот».
Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Функциональный состав здания включает все необходимое для обеспечения комфортной жизни и успешной учебной деятельности – здесь и просторные классы и рекреации с верхним светом, и отдельное звено начальной школы, и просторная столовая, и пространство для отдыха с видом на город, и уютная жилая зона. Во внутреннем дворе создан открытый амфитеатр, предусмотрены игровые и спортивные площадки. На набережной Москвы-реки устроен причал.
Яна Остапчук. «Воспитательный центр»
«Воспитательный центр».
Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Комплекс, состоящий из нескольких связанных друг с другом корпусов, занимает достаточно большую территорию, что позволяет разместить там все необходимые функции. Каждый из корпусов имеет свое назначение. Так, самый протяженный блок, вытянувшийся вдоль улицы, отведен под учебные классы, рекреации, клубно-кружковые помещения. Третий этаж полностью занят жилыми комнатами учащихся и соединен с соседним лечебно-реабилитационным корпусом переходом. Еще один объем предназначен для занятий по начальной профессиональной подготовке и дополнительному образованию.
«Воспитательный центр».
Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Уличные фасады центра отделаны с помощью ажурной решетчатой конструкции, чей размытый рисунок напоминает полосы зебры. Именно этот сложный узор, опоясывающий комплекс, формирует его образ, который, по словам автора, должен олицетворять процесс изменений, развития и перевоспитания учеников.
Анна Тузова. «Интернат для детей-сирот»
Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе
Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе
«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
«Интернат для детей-сирот». Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
План и объем школы напоминает свободно завязанную в бантик ленту или две сцепленных руки, что, по мысли автора, должно символизировать заботу, внимание и поддержку. Фасады представляют собой кружевную мозаику, собранную с помощью жалюзийных элементов треугольной формы. В проекте предусмотрены все необходимые функции, в том числе медиатека, концертный зал и творческие мастерские. Для младших школьников организован выход во внутренний двор прямо из классов. Объемы мастерских и спортивного ядра имеют эксплуатируемую кровлю с видом на лес.
Алена Грузинова. «Школа для детей-инвалидов»
Школа и реабилитационный центр в Одинцовском районе Московской области
Школа и реабилитационный центр в Одинцовском районе Московской области
Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Школа для детей-инвалидов в Одинцовском районе Московской области. Автор: Алена Грузинова.студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Ученики школы – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому в проекте создана цикличная схема движения по всей территории школы с продуманной сетью пандусов и переходов, позволяющая детям беспрепятственно перемещаться из одной части здания в другую. Просчитаны нагрузки на определенные возрастные группы детей: они определили функциональное зонирование и планировку школы. Так, самые маленькие ученики обучаются исключительно на первом этаже, дети постарше занимают второй уровень. В зависимости от возраста детей разнится высота и протяженность пандусов, ставших в данном проекте не только способом передвижения, но и символом постепенного движения вверх, развития – образовательного и физического.
Анна Петрова. «Воспитательная колония»
Реконструкция Атлятской колонии для несовершеннолетних преступников в Челябинской области
Реконструкция Атлятской колонии для несовершеннолетних преступников в Челябинской области
Воспитательная колония в Челябинской области. Автор: Анна Петрова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Формируя строгий образ колонии, автор проекта пользуется приемом изъятия из основного тела здания отдельных объемов. На их месте появляются либо внутренние дворы, вырезанные внутри квадратного стилобата, либо террасы жилого блока, либо фрагменты эксплуатируемой кровли, превращенные в прогулочные зоны для подростков, содержащихся в условиях строгого режима и в дисциплинарном изоляторе.
По периметру участка и вдоль всех зданий располагаются галереи, которые, согласно авторскому замыслу, с одной стороны, олицетворяют путь, ведущий детей к исправлению, с другой – способствуют лучшей организованности, особенно в условиях строгого режима.