English version

Театрально-музыкальный круг

Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.

mainImg
Мастерская:
руководитель проекта со стороны Московской области
Четвертое измерение http://www.4izmerenie.ru/
Проект:
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
Россия, Клин

Авторский коллектив:
Главный архитектор Московской области и руководитель проекта со стороны администрации: Александра Кузьмина
Руководитель бюро: Всеволод Медведев
Научный руководитель проекта: Юрий Волчок
ГАП: Олег Мединский
Архитекторы: Михаил Канунников, Елизавета Медведева, Полина Корочкова, Анна Воробьева, Яна Курилова, Мария Чельцова-Бебутова
Главный художник проекта: Максим Лытов
ГИП: Татьяна Рыльцева

5.2019 — 9.2019
Концепция театрально-музыкального и фестивального комплекса «Вселенная Чайковского», предложенная архитекторами «Четвертого измерения», победила в закрытом конкурсе, проведенном Главархитектуры Московской области в мае 2019 года. Она предполагала строительство зданий концертного комплекса, детского центра и гостиницы к западу от дома-музея Чайковского, на треугольном участке на берегу реки Сестры, через дорогу от дома-музея композитора. В конце прошедшего года проект был значительно расширен и теперь, помимо театрально-концертного зала, включает филиал академического училища при Консерватории – на другом берегу реки, за городским Сестрорецким парком, и реконструкцию здания музея Чайковского, построенного рядом с деревянным домом-музеем в 1990-е.

Надо сказать что проект и в первом, конкурсном варианте выглядел масштабно и эффектно, а после увеличения он рассматривает ощутимо большую часть города Клина и определенно может претендовать как на роль его «нового центра», так и на позицию одного из крупнейших архитектурных ансамблей страны, всецело посвященных музыке. Он так и называется: главный театрально-концертный комплекс Московской области.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Что, безусловно, отвечает обстоятельствам и значимости музея, который в последние годы проявляет нешуточную фестивальную активность, превратив Клин в культурный центр области, а может быть, и страны. Между тем подобающей импозантной площадки для важных концертов и мероприятий в городе нет – что, к слову, и стало причиной инициативы Дмитрия Бертмана, Валерия Гергиева, Юрия Башмета и Дениса Мацуева, которые два года назад написали президенту Путину письмо с просьбой создать музыкальный центр в Клину. Дмитрий Бертман продолжает поддерживать проект в процессе развития.

Итак, проект рассматривает пять участков. Самый большой из них – просторный треугольник площадью 13 га на берегу реки, напротив Сестрорецкого парка, севернее усадьбы Демьяново, от которой сохранился парк с руинами дома и небольшой церковью, исторически связанной с множеством известных имен, от вдовы Павла I императрицы Марии Федоровны до композиторов Римского-Корсакова и ученика Чайковского Танеева. На участке, выбранном для театрально-музыкального комплекса, некоторое время назад находилась больница, чьи постройки в основном утрачены; остался роддом, который вскоре планируется вывести. Здесь много старых деревьев, особенно на крутом склоне реки, а перепад высот – 20 метров. Река запружена и превращена в небольшое водохранилище с песчаными берегами и просторной, пейзажной водной поверхностью. Усадьба Демьяново образует южную границу треугольника, река западную, а северо-восточная определена улицей Спортивной, по которой в этом месте проходит трасса Ленинградского шоссе. То есть улица оживленная.

За трассой – собственно музей-заповедник, деревянный дачно-усадебный «дом Чайковского в Клину», который композитор арендовал в последние годы жизни, с небольшим парком, масштабом меньше, чем Демьяново, но лучше охраняемый и поэтому лучше сохранившийся. Реконструкция административного здания музея, вытянутого вдоль улицы Спортивной, – второй предмет проектирования. Севернее, за территорией музея, по улице Чайковского рядом со стадионом «Строитель» нашлось место для нового ФОКа, он тоже вошел в общий комплекс. Участок для одной гостиницы нашелся к юго-востоку, в глубине жилого квартала за домом престарелых, в 5 минутах ходьбы от главного концертного зала. Другая гостиница разместилась с противоположной стороны, на другом берегу реки, но рядом с трассой.

И, наконец, образовательный комплекс, филиал Консерватории – вторая самая важная часть ансамбля, – получил участок за Сестрорецким парком, южнее пешеходного моста, рядом с кварталом реновируемых пятиэтажек. От главного зала до него – где-то десять минут пешком, и это самый дальний из пешеходных переходов между разными частями, сгруппированными вокруг центрального ядра, продуманными для каждого направления и увязанными в своего рода сеть.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Сеть пешеходных связей выглядит развитием и производной от одной из ключевых идей еще конкурсного проекта, сохраненной и здесь: подземного перехода под Ленинградским шоссе, предложенного для улучшения связи между старым музеем и новым концертным залом. Его выход оформлен как гигантский золотистый раструб трубы-геликона, – её еще иногда в мультфильмах рисуют с вылетающими нотами, обозначающими звук – здесь вместо нот из раструба выходят люди.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Получается красиво и парадно, как будто путь к дому Чайковского оформлен триумфальной аркой, чествующей композитора и в то же время напоминающей ртутный, переливчатый вариант арки Ладовского на Красных воротах. В духе современности, помешанной на цифре и фантастике, здесь можно увидеть и арку гиперперехода: между новым и старым, между XIX и XXI веком. Функционально портал-раструб должен сменить примитивный переход, который существует над шоссе сейчас, – но важнее, конечно, что он становится иконическим ключом замысла: «подземная» труба-скульптура недвусмысленно указывает на сферу музыки, предлагая почти буквально пройти сквозь звук, пусть воображаемый, – и, с другой стороны, задает пластический лейтмотив арки, связанной с ландшафтом и объемом, полуоткрытой и в то же время распахнутой, – мотив, который проходит сквозь весь проект и с его развитием только усиливается.

Вход в переход со стороны музея вторит основной идее: лестницы в открытых отверстиях ведут вниз, в принципе как обычно, но их стены золотисто-медные, они подчеркивают, что мы входим в то самое пространство «подземной трубы».
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Собственно главный комплекс, ядро проекта, здание, к которому мы подъезжаем по Ленинградке или выходим со стороны музея из «трубы», – представляет собой гигантское кольцо, по внешнему контуру совершенно циркульное, диаметр – 150 метров. Кольцо объединяет два зала: самый большой театрально-концертный – «Онегин», на 950 мест, с хореографическим залом на его крыше – и малый филармонический зал «Щелкунчик» на 640 мест. Между залами запланированы театральные техпомещения, репетиционные, музей, ресторан. Оба зала выступают из ленты кольца во двор по принципу «перстня наоборот», ресторан также выступает, но слегка, – так что двор становится трехлепестковым.
  • zooming
    1 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План подземной части
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План в уровне 1 этажа
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    4 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План в уровне 2 этажа
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    5 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План в уровне 3 этажа
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    6 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План кровли и хореографического зала
    © АБ «Четвертое измерение»

Между выступами, в лепестках кольцо здания раскрыто наружу тремя арками с музыкальными названиями: prima, secunda и tertia, они смотрят соответственно на угол «трубы»-перехода, на ближайший спуск в реке, где авторы предлагают устроить амфитеатр, и третья арка поменьше прочих выходит к парку на треугольном мысу.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Все арки решены плавно и напоминают слегка приоткрытый снизу занавес, но не буквальное его изображение, поскольку никакие «складки» на движение не реагируют и оно остается широкой гибкой прорезью в теле здания. Скорее их можно сравнить с откликом на волны звука из трубы – представим себе, что музыка от старого дома Чайковского прорезала здание наподобие лазера, оставив оплавленные золотые поверхности, материю чистого искусства. Издали проемы напоминают мосты в готических усадьбах, например, в Царицыне.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Их отличие от традиционных арок – отсутствие классических «пят»: крепление у основания нарисовано подчеркнуто легко, что работает на эффект легкости линии в противовес опиранию на импосты. Плавно приподнятая линия, надо сказать, стала символом проекта и его живо улавливает благоустройство, превращая склон реки в подобие своего рода карстового образования.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Отчасти форма лучковых арок навеяна современным профилем реки, где крутые клоны сейчас осыпаются глинистыми срезами. Линия набережной фиксирует и усиливает эту форму, превращая из случайного природного образования в тему, созвучную лейтмотиву целого.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Надо сказать что и «геликон» подземного перехода, визуально отличный, по смыслу схож с той же темой выныривания из-под земли, свободного оперирования подземным пространством и рельефом.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

На срезе арки золотые, что даст солнечные отблески даже в дождливые дни. Более того, предполагается, что и под ними можно будет давать мини-концерты. Это уютный, теплый и радостный образ: люди, слушающие музыку под золотистым сводом перед струями дождя. Поверхность, однако, будет не зеркальной, а матовой, – поясняют авторы проекта, – чтобы блики в солнечную погоду не стали избыточными.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Первая арка Prima, между тем, в результате развития конкурсного проекта стала застекленной и превратилась в общий вестибюль обоих залов, что позволяет им функционировать совершенно автономно. Образность, впрочем, не поменялась, архитекторы трактовали стекло как легкую мембрану, непринужденно удерживающую цилиндры дверей-вертушек.
  • zooming
    1 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Вестибюль внутри
    © АБ «Четвертое измерение»

Внешняя поверхность здания, напротив, состоит из бликов. Поверхность внешних стен «хрустального» кольца задумана стеклянной, составлена из множества зеркальных желобков, похожих на крупные каннелюры и парадоксально отражающих все вокруг во множестве экседр-полусводов. Авторы ассоциируют арочки, соединяющие углубления вверху, с музыкальным камертоном, хотя переливающиеся вертикали могут напомнить и трубки органа.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

В итоговом варианте тщательно прорирована верхняя аттиковая часть трубок-«камертонов». Поверхность разделяется, рисунок переворачивается вверх ногами, превращаясь в парапет эксплуатируемой кровли и раздвигается зигзагом, обнажая подобие золотистого каркаса. На ум приходит сравнение с музыкальной шкатулкой – устройством для нашего времени стим-панковским. Всё здание в целом в этом свете может показаться «городком в табакерке», масштабным механизмом, производящим музыку. В сущности так и есть, следовательно, фасады неплохо отражают суть, хотя сами по себе механизмом, конечно, не являются. Зато верх берет на себя роль фриза-карниза, придавая зданию, помимо техничной образности, неожиданно классичную регулярность. Ведь что-то от фуста античной колонны в нем тоже угадывается, хотя «колонной» стало все огромное кольцо, которое в итоге напоминает циклопическую сполию, попавшую в контекст современного город как мраморная колонна в массив средневековой кладки.
cic =

Всеволод Медведев:

Нашей целью было найти чистую, построенную на одном приеме, по-своему эстетскую форму, ясно привязанную к театрально-музыкальной функции здания, – поясняет Всеволод Медведев. – Компактную, в некотором роде – классичную, поскольку, как мы знаем, центр рассчитан на исполнение именно классической музыки. Образ должен быть реализуемым, не слишком сложносочиненным, – напротив, легко считываемым как зрелищное, театральное здание.

cic =

Олег Мединский:

Сказочно красивое место, волшебная музыка Чайковского. Театр, Фестивали, Искусство, История, задают высочайшую планку ожиданий. Результат обязан соответствовать. Формальность неуместна. Приступив к проектированию, мы сразу попали в мир тонких материй, можно сказать, нематериального контекста.

Эта нематериальность воплотилась в идее Места. Места Искусства, Места Силы – в театре это сцена. В роли Сцены у нас поляна/форум/площадь-сад, скрытая в Волшебном лесу. Эту Сцену защищают/ограждают проницаемые занавесы. Первый занавес – сам Волшебный лес и берега реки – попадая в лес мы чувствуем, что находимся в ином пространстве: масштаб, движение (или безмятежность) звуки, запахи... Этот занавес уже есть, он построен Природой. Второй занавес это Кольцо, в которое мы спрятали все внушительные объемы необходимых помещений, снаружи оно зыбкое и почти невидимое, отражает лес, продолжает его. Изнутри кольцо формирует площадь-сцену. Сквозь этот занавес, через золотые арки, мы попадаем уже на площадь – главную фестивальную площадку под открытым небом. В свою очередь, с этой площадки виден Волшебный занавес художника Лытова – мерцающая пелена, отделяющая фойе от пространств зрительных залов, в каждом из которых, конечно, есть свой занавес. Получается такая многоступенчатая пространственно-метафизическая матрешка из смыслов, ощущений и пространств. Занавесов, охраняющих Место от повседневной реальности.

Важнейшая часть проекта – двор с общественным пространством, образованный внутри кольца между объемами залов. Его площадь порядка 6000 м2, он окружен ступеньками амфитеатров и в нем планируется давать концерты на открытом воздухе, что так важно для фестивальной повестки. Архитекторы трактуют двор как «важнейшую культурную городскую площадь», «включенную в систему общественных пространств Клина». Поэтому стены внутри двора облицованы нейтральными по виду, но эффективно работающими со звуком композитными акустическими панелями.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Площадь планируется вымостить плитами натурального дерева – в равной степени для улучшения акустики и ради приятной, природной и теплой, фактуры. В центральной части, вероятно, удастся сохранить существующие взрослые деревья и, для оживления обстановки, время от времени менять на площади арт-инсталляции.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Стекло фойе главной сцены, выступающей в пространство площади, тоже – моллированный акустический триплекс со специальным слоем и креплением. Оно превращается в огромную объемную, плавно изогнутую «витрину», за которой, особенно при внутренней подсветке, будут отлично видны гибкие тяги балконов, образующие в пространстве фойе скульптурный танец перетекающих друг в друга форм, похожих на овеществленные потоки музыки, внешне напоминающие пласты тумана, стелющегося вечером по берегам реки. Словом, это характерный для современных театральных фойе подход к интерьеру как к «скульптуре за стеклом», яркой и притягательной; такой интерьер работает как изнутри-наружу, обогащая пространство двора, так и снаружи-внутрь, поскольку стекло фойе кажется неосязаемой преградой, почти не разделяющей интерьер и его окружение.
  • zooming
    1 / 4
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 4
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 4
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    4 / 4
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»

За стеклом, среди светлых потоков балконных ограждений, поблескивает и «волшебный занавес», придуманный художником Максимом Лытовым, – изогнутая стена, обнимающая зрительный зал и формирующая пространство его преддверия, включая зоны выставок, гардероб и винтовую лестницу за ним, ведущую в сувенирный магазин на втором ярусе. Занавес, по образной формулировке авторов, скрывает «тайну музыкально-театрального искусства». Стена совершенно очевидно напоминает драгоценную ткань, то ли парчу, то ли золотистую балетную кисею, что-то из эскизов Бенуа: немного примятая форма с червонным оттенком и явственным поблескиванием обещает театральную сказку. Она могла бы быть покрыта золотой мозаикой – предполагает глава глава бюро «Четвертое измерение» Всеволод Медведев.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Главный зал внутри – с тремя ярусами балконов, что позволило спланировать его интерьер достаточно компактным и достичь лучшей видимости и слышимости для большинства зрителей, – решен сдержанно, светлые балконы лишь слегка изгибаются на темном фоне стен, чья цель поглощать свет, помогая зрителям сосредоточиться на сцене.
  • zooming
    1 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»

Надо сказать, что зал – именно театральный и рассчитан не только на филармоническую музыку, но и на полноценные режиссерские постановки. Поэтому сцена снабжена внушительными карманами и запасом высоты вверху и внизу – для механики. Минимальная высота полноценной театральной коробки – 27 метров, поэтому, стремясь вписаться в высотные ограничения, – а рядом две охранные зоны, музея и усадьбы, – авторы углубили подвальную часть в землю, до -6,5 м, а под главной сценой до -8,5 м, предусмотрев на этом подземном уровне подъезд для грузовиков с техникой и декорациями. Партер обоих залов трансформируемый, предполагается возможность полностью прятать кресла и выравнивать пол до одного уровня со сценой, как, к примеру, в «Зарядье», – ради приемов современного театра, ценящего возможность «выйти за рамки» подмостков, традиционно отведенных для представления.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Разрез
© АБ «Четвертое измерение»

В целом задачу предложить ясный и легко читаемый образ, построенный на современном прочтении латентной классики, можно считать выполненной. Кольцо главного театрально-концертного комплекса восходит к классической ротонде, хиту усадебной архитектуры, безупречной форме храма идеального города, – при взгляде с реки оно маячит как дворец и может даже напомнить о Павловске. Но не в меньшей степени о некоем инопланетном артефакте – современность задана обобщением, блеском материала, и совершенно очевидна. Не возникает даже пресловутого напряжения между классикой и ее модернизированной трактовкой: это масштабный, остро-новый образ, встроенный в ландшафт, но зрелищный и эффектный, рассчитанный на то, чтобы служить точкой притяжения и собрать всё вокруг себя.

Здания школы, гостиниц и ФОКа, теперь распределенных по территории города, пока находятся в стадии проектирования, зато проект реконструкции близлежащего корпуса администрации уже доступен. Его существующее здание построено в 1990-е годы в характерном для своего времени сдержанно-постмодернистском духе, со штукатурными стенами, маленькими окошками в широких вяло декорированных рамках под тяжеловесным фронтоном.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского», современное состояние
Фотография предоставлена АБ «Четвертое измерение»

Архитекторы «Четвертого измерения», сохраняя конструкции здания, радикально перекомпоновывают фасад. Он получает декорацию в духе промышленной архитектуры конца XIX века: окон, а значит и света внутри становится больше; они приобретают арочные очертания и дробный декор «кирпичного стиля» с консолями и колонками. Историзм здания становится более ощутимым. Но главное: уличный фасад забирают в стеклянный кожух, перед ним образуется теплый вестибюль, подобный фойе театра. Причем новый историзирующий фасад за стеклом прекрасно виден, как музейный экспонат на витрине.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Каменный фронтон исчезает полностью, на уровне крыши существующего здания возникает дополнительное пространство, необходимое музею, прикрытое новой металлической кровлей – в центре она изгибается, образуя акцент – воспоминание о фронтоне, контур которого в то же время близок плавной полуарке, символу проекта.

Таким образом в обновляемом корпусе администрации подчеркнута – через тему витрины – музейная функция, в то же время он оказывается образно связан с основным театрально-концертным комплексом, выглядит свежо и современно несмотря на «вмененность» темы историзма, заимствованной от прежнего здания и усиленной новым фасадом.
  • zooming
    1 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Реконструкция здания администрации музея-заповедника, планы
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского».Реконструкция здания администрации музея-заповедника, планы
    © АБ «Четвертое измерение»
***
В заключение – небольшая ремарка, сродни тому как после фильма иногда показывают фрагменты технических съемок, демонстрируя зрителю процесс его создания. Первоначально идея рождалась из объединения функций в два кольца, и логика авторского размышления выглядела так:
  • zooming
    1 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    4 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    5 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    6 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    7 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
Мастерская:
руководитель проекта со стороны Московской области
Четвертое измерение http://www.4izmerenie.ru/
Проект:
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
Россия, Клин

Авторский коллектив:
Главный архитектор Московской области и руководитель проекта со стороны администрации: Александра Кузьмина
Руководитель бюро: Всеволод Медведев
Научный руководитель проекта: Юрий Волчок
ГАП: Олег Мединский
Архитекторы: Михаил Канунников, Елизавета Медведева, Полина Корочкова, Анна Воробьева, Яна Курилова, Мария Чельцова-Бебутова
Главный художник проекта: Максим Лытов
ГИП: Татьяна Рыльцева

5.2019 — 9.2019

21 Января 2020

Четвертое измерение: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Всеволод Медведев. «МАРХИ готовит архитекторов, а...
Всеволод Медведев, партнер архитектурного бюро «Четвертое измерение» и преподаватель МАРХИ, сравнил российское и западное архитектурное образование в перспективе вызовов XXI века. О плюсах и минусах, бедах и достижениях архитектурной школы.
Дом для идеального заказчика
Проектируя P-house на Дмитровском шоссе, архитекторы «Четвертого измерения» включили в малый жанр темы большой архитектуры. Заказчик-строитель предоставил авторам Всеволоду Медведеву и Михаилу Канунникову полную свободу и реализовал их замысел в максимальном качестве.
Зеркала и ёлки
Новый офисный центр планируется построить на месте бывшего завода по производству антибиотиков, сохранив несколько существующих зданий, а главное – ели, посаженные более полувека назад.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Культ личности
Руководители группы дипломников МАРХИ Всеволод Медведев, Михаил Канунников и Зураб Басария – о принципах обучения, проблемах архитектурного образования и о том, как вырастить из студента творческую личность.
Успеть как можно больше
Выпускники бакалавриата Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басарии вспоминают о трех годах учебы и строят планы на будущее.
Сердце Тулы
Мост, похожий на скелет древней рыбы, арт-объект в виде гигантского сердца и никаких самоваров и пряников – конкурсный проект благоустройства исторического центра Тулы от «Четвертого измерения».
В ритме круиза
Ещё один проект, выполненный для конкурса Radisson Blue Moscow Riverside: архитекторы бюро «Четвертое измерение» интерпретировали форму логотипа компании, объединив её с южным, курортным колоритом.
Перспектива реализации
История о том, как студенческая курсовая работа понравилась преподавателям, и для нее нашли заказчика. Проект жилого дома может быть реализован в одном из районов Новой Москвы.
Ромбический блиц
Конкурсный проект жилого квартала на месте Анненгофской рощи от бюро «Четвертое измерение»: пример соединения эффектных футуристических башен с гуманным решением городской среды и равномерным распределением функций.
Связь времен / дополнено
Возвращаем снятую с публикации статью о проекте жилого комплекса на Песчаной улице с необходимым опровержением и другими комментариями.
Объем со смыслом и логикой
Руководители бюро «Четвертое измерение» о том, почему архитектура без образа - безобразна, о едином для всех понятии красоты и о своих знаковых работах.
Новое измерение Тургеневской площади
Мастерская «Четвертое измерение» разработала концепцию реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот, которая, как надеются ее авторы, даст импульс для проведения архитектурного конкурса.
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.