English version

Театрально-музыкальный круг

Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.

mainImg
Мастерская:
руководитель проекта со стороны Московской области
Четвертое измерение http://www.4izmerenie.ru/
Проект:
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
Россия, Клин

Авторский коллектив:
Главный архитектор Московской области и руководитель проекта со стороны администрации: Александра Кузьмина
Руководитель бюро: Всеволод Медведев
Научный руководитель проекта: Юрий Волчок
ГАП: Олег Мединский
Архитекторы: Михаил Канунников, Елизавета Медведева, Полина Корочкова, Анна Воробьева, Яна Курилова, Мария Чельцова-Бебутова
Главный художник проекта: Максим Лытов
ГИП: Татьяна Рыльцева

5.2019 — 9.2019
Концепция театрально-музыкального и фестивального комплекса «Вселенная Чайковского», предложенная архитекторами «Четвертого измерения», победила в закрытом конкурсе, проведенном Главархитектуры Московской области в мае 2019 года. Она предполагала строительство зданий концертного комплекса, детского центра и гостиницы к западу от дома-музея Чайковского, на треугольном участке на берегу реки Сестры, через дорогу от дома-музея композитора. В конце прошедшего года проект был значительно расширен и теперь, помимо театрально-концертного зала, включает филиал академического училища при Консерватории – на другом берегу реки, за городским Сестрорецким парком, и реконструкцию здания музея Чайковского, построенного рядом с деревянным домом-музеем в 1990-е.

Надо сказать что проект и в первом, конкурсном варианте выглядел масштабно и эффектно, а после увеличения он рассматривает ощутимо большую часть города Клина и определенно может претендовать как на роль его «нового центра», так и на позицию одного из крупнейших архитектурных ансамблей страны, всецело посвященных музыке. Он так и называется: главный театрально-концертный комплекс Московской области.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Что, безусловно, отвечает обстоятельствам и значимости музея, который в последние годы проявляет нешуточную фестивальную активность, превратив Клин в культурный центр области, а может быть, и страны. Между тем подобающей импозантной площадки для важных концертов и мероприятий в городе нет – что, к слову, и стало причиной инициативы Дмитрия Бертмана, Валерия Гергиева, Юрия Башмета и Дениса Мацуева, которые два года назад написали президенту Путину письмо с просьбой создать музыкальный центр в Клину. Дмитрий Бертман продолжает поддерживать проект в процессе развития.

Итак, проект рассматривает пять участков. Самый большой из них – просторный треугольник площадью 13 га на берегу реки, напротив Сестрорецкого парка, севернее усадьбы Демьяново, от которой сохранился парк с руинами дома и небольшой церковью, исторически связанной с множеством известных имен, от вдовы Павла I императрицы Марии Федоровны до композиторов Римского-Корсакова и ученика Чайковского Танеева. На участке, выбранном для театрально-музыкального комплекса, некоторое время назад находилась больница, чьи постройки в основном утрачены; остался роддом, который вскоре планируется вывести. Здесь много старых деревьев, особенно на крутом склоне реки, а перепад высот – 20 метров. Река запружена и превращена в небольшое водохранилище с песчаными берегами и просторной, пейзажной водной поверхностью. Усадьба Демьяново образует южную границу треугольника, река западную, а северо-восточная определена улицей Спортивной, по которой в этом месте проходит трасса Ленинградского шоссе. То есть улица оживленная.

За трассой – собственно музей-заповедник, деревянный дачно-усадебный «дом Чайковского в Клину», который композитор арендовал в последние годы жизни, с небольшим парком, масштабом меньше, чем Демьяново, но лучше охраняемый и поэтому лучше сохранившийся. Реконструкция административного здания музея, вытянутого вдоль улицы Спортивной, – второй предмет проектирования. Севернее, за территорией музея, по улице Чайковского рядом со стадионом «Строитель» нашлось место для нового ФОКа, он тоже вошел в общий комплекс. Участок для одной гостиницы нашелся к юго-востоку, в глубине жилого квартала за домом престарелых, в 5 минутах ходьбы от главного концертного зала. Другая гостиница разместилась с противоположной стороны, на другом берегу реки, но рядом с трассой.

И, наконец, образовательный комплекс, филиал Консерватории – вторая самая важная часть ансамбля, – получил участок за Сестрорецким парком, южнее пешеходного моста, рядом с кварталом реновируемых пятиэтажек. От главного зала до него – где-то десять минут пешком, и это самый дальний из пешеходных переходов между разными частями, сгруппированными вокруг центрального ядра, продуманными для каждого направления и увязанными в своего рода сеть.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Сеть пешеходных связей выглядит развитием и производной от одной из ключевых идей еще конкурсного проекта, сохраненной и здесь: подземного перехода под Ленинградским шоссе, предложенного для улучшения связи между старым музеем и новым концертным залом. Его выход оформлен как гигантский золотистый раструб трубы-геликона, – её еще иногда в мультфильмах рисуют с вылетающими нотами, обозначающими звук – здесь вместо нот из раструба выходят люди.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Получается красиво и парадно, как будто путь к дому Чайковского оформлен триумфальной аркой, чествующей композитора и в то же время напоминающей ртутный, переливчатый вариант арки Ладовского на Красных воротах. В духе современности, помешанной на цифре и фантастике, здесь можно увидеть и арку гиперперехода: между новым и старым, между XIX и XXI веком. Функционально портал-раструб должен сменить примитивный переход, который существует над шоссе сейчас, – но важнее, конечно, что он становится иконическим ключом замысла: «подземная» труба-скульптура недвусмысленно указывает на сферу музыки, предлагая почти буквально пройти сквозь звук, пусть воображаемый, – и, с другой стороны, задает пластический лейтмотив арки, связанной с ландшафтом и объемом, полуоткрытой и в то же время распахнутой, – мотив, который проходит сквозь весь проект и с его развитием только усиливается.

Вход в переход со стороны музея вторит основной идее: лестницы в открытых отверстиях ведут вниз, в принципе как обычно, но их стены золотисто-медные, они подчеркивают, что мы входим в то самое пространство «подземной трубы».
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Собственно главный комплекс, ядро проекта, здание, к которому мы подъезжаем по Ленинградке или выходим со стороны музея из «трубы», – представляет собой гигантское кольцо, по внешнему контуру совершенно циркульное, диаметр – 150 метров. Кольцо объединяет два зала: самый большой театрально-концертный – «Онегин», на 950 мест, с хореографическим залом на его крыше – и малый филармонический зал «Щелкунчик» на 640 мест. Между залами запланированы театральные техпомещения, репетиционные, музей, ресторан. Оба зала выступают из ленты кольца во двор по принципу «перстня наоборот», ресторан также выступает, но слегка, – так что двор становится трехлепестковым.
  • zooming
    1 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План подземной части
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План в уровне 1 этажа
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    4 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План в уровне 2 этажа
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    5 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План в уровне 3 этажа
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    6 / 6
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Театрально-концертный комплекс. План кровли и хореографического зала
    © АБ «Четвертое измерение»

Между выступами, в лепестках кольцо здания раскрыто наружу тремя арками с музыкальными названиями: prima, secunda и tertia, они смотрят соответственно на угол «трубы»-перехода, на ближайший спуск в реке, где авторы предлагают устроить амфитеатр, и третья арка поменьше прочих выходит к парку на треугольном мысу.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Все арки решены плавно и напоминают слегка приоткрытый снизу занавес, но не буквальное его изображение, поскольку никакие «складки» на движение не реагируют и оно остается широкой гибкой прорезью в теле здания. Скорее их можно сравнить с откликом на волны звука из трубы – представим себе, что музыка от старого дома Чайковского прорезала здание наподобие лазера, оставив оплавленные золотые поверхности, материю чистого искусства. Издали проемы напоминают мосты в готических усадьбах, например, в Царицыне.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Их отличие от традиционных арок – отсутствие классических «пят»: крепление у основания нарисовано подчеркнуто легко, что работает на эффект легкости линии в противовес опиранию на импосты. Плавно приподнятая линия, надо сказать, стала символом проекта и его живо улавливает благоустройство, превращая склон реки в подобие своего рода карстового образования.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Отчасти форма лучковых арок навеяна современным профилем реки, где крутые клоны сейчас осыпаются глинистыми срезами. Линия набережной фиксирует и усиливает эту форму, превращая из случайного природного образования в тему, созвучную лейтмотиву целого.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Надо сказать что и «геликон» подземного перехода, визуально отличный, по смыслу схож с той же темой выныривания из-под земли, свободного оперирования подземным пространством и рельефом.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

На срезе арки золотые, что даст солнечные отблески даже в дождливые дни. Более того, предполагается, что и под ними можно будет давать мини-концерты. Это уютный, теплый и радостный образ: люди, слушающие музыку под золотистым сводом перед струями дождя. Поверхность, однако, будет не зеркальной, а матовой, – поясняют авторы проекта, – чтобы блики в солнечную погоду не стали избыточными.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Первая арка Prima, между тем, в результате развития конкурсного проекта стала застекленной и превратилась в общий вестибюль обоих залов, что позволяет им функционировать совершенно автономно. Образность, впрочем, не поменялась, архитекторы трактовали стекло как легкую мембрану, непринужденно удерживающую цилиндры дверей-вертушек.
  • zooming
    1 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Вестибюль внутри
    © АБ «Четвертое измерение»

Внешняя поверхность здания, напротив, состоит из бликов. Поверхность внешних стен «хрустального» кольца задумана стеклянной, составлена из множества зеркальных желобков, похожих на крупные каннелюры и парадоксально отражающих все вокруг во множестве экседр-полусводов. Авторы ассоциируют арочки, соединяющие углубления вверху, с музыкальным камертоном, хотя переливающиеся вертикали могут напомнить и трубки органа.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

В итоговом варианте тщательно прорирована верхняя аттиковая часть трубок-«камертонов». Поверхность разделяется, рисунок переворачивается вверх ногами, превращаясь в парапет эксплуатируемой кровли и раздвигается зигзагом, обнажая подобие золотистого каркаса. На ум приходит сравнение с музыкальной шкатулкой – устройством для нашего времени стим-панковским. Всё здание в целом в этом свете может показаться «городком в табакерке», масштабным механизмом, производящим музыку. В сущности так и есть, следовательно, фасады неплохо отражают суть, хотя сами по себе механизмом, конечно, не являются. Зато верх берет на себя роль фриза-карниза, придавая зданию, помимо техничной образности, неожиданно классичную регулярность. Ведь что-то от фуста античной колонны в нем тоже угадывается, хотя «колонной» стало все огромное кольцо, которое в итоге напоминает циклопическую сполию, попавшую в контекст современного город как мраморная колонна в массив средневековой кладки.
cic =

Всеволод Медведев:

Нашей целью было найти чистую, построенную на одном приеме, по-своему эстетскую форму, ясно привязанную к театрально-музыкальной функции здания, – поясняет Всеволод Медведев. – Компактную, в некотором роде – классичную, поскольку, как мы знаем, центр рассчитан на исполнение именно классической музыки. Образ должен быть реализуемым, не слишком сложносочиненным, – напротив, легко считываемым как зрелищное, театральное здание.

cic =

Олег Мединский:

Сказочно красивое место, волшебная музыка Чайковского. Театр, Фестивали, Искусство, История, задают высочайшую планку ожиданий. Результат обязан соответствовать. Формальность неуместна. Приступив к проектированию, мы сразу попали в мир тонких материй, можно сказать, нематериального контекста.

Эта нематериальность воплотилась в идее Места. Места Искусства, Места Силы – в театре это сцена. В роли Сцены у нас поляна/форум/площадь-сад, скрытая в Волшебном лесу. Эту Сцену защищают/ограждают проницаемые занавесы. Первый занавес – сам Волшебный лес и берега реки – попадая в лес мы чувствуем, что находимся в ином пространстве: масштаб, движение (или безмятежность) звуки, запахи... Этот занавес уже есть, он построен Природой. Второй занавес это Кольцо, в которое мы спрятали все внушительные объемы необходимых помещений, снаружи оно зыбкое и почти невидимое, отражает лес, продолжает его. Изнутри кольцо формирует площадь-сцену. Сквозь этот занавес, через золотые арки, мы попадаем уже на площадь – главную фестивальную площадку под открытым небом. В свою очередь, с этой площадки виден Волшебный занавес художника Лытова – мерцающая пелена, отделяющая фойе от пространств зрительных залов, в каждом из которых, конечно, есть свой занавес. Получается такая многоступенчатая пространственно-метафизическая матрешка из смыслов, ощущений и пространств. Занавесов, охраняющих Место от повседневной реальности.

Важнейшая часть проекта – двор с общественным пространством, образованный внутри кольца между объемами залов. Его площадь порядка 6000 м2, он окружен ступеньками амфитеатров и в нем планируется давать концерты на открытом воздухе, что так важно для фестивальной повестки. Архитекторы трактуют двор как «важнейшую культурную городскую площадь», «включенную в систему общественных пространств Клина». Поэтому стены внутри двора облицованы нейтральными по виду, но эффективно работающими со звуком композитными акустическими панелями.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Площадь планируется вымостить плитами натурального дерева – в равной степени для улучшения акустики и ради приятной, природной и теплой, фактуры. В центральной части, вероятно, удастся сохранить существующие взрослые деревья и, для оживления обстановки, время от времени менять на площади арт-инсталляции.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Стекло фойе главной сцены, выступающей в пространство площади, тоже – моллированный акустический триплекс со специальным слоем и креплением. Оно превращается в огромную объемную, плавно изогнутую «витрину», за которой, особенно при внутренней подсветке, будут отлично видны гибкие тяги балконов, образующие в пространстве фойе скульптурный танец перетекающих друг в друга форм, похожих на овеществленные потоки музыки, внешне напоминающие пласты тумана, стелющегося вечером по берегам реки. Словом, это характерный для современных театральных фойе подход к интерьеру как к «скульптуре за стеклом», яркой и притягательной; такой интерьер работает как изнутри-наружу, обогащая пространство двора, так и снаружи-внутрь, поскольку стекло фойе кажется неосязаемой преградой, почти не разделяющей интерьер и его окружение.
  • zooming
    1 / 4
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 4
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 4
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    4 / 4
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»

За стеклом, среди светлых потоков балконных ограждений, поблескивает и «волшебный занавес», придуманный художником Максимом Лытовым, – изогнутая стена, обнимающая зрительный зал и формирующая пространство его преддверия, включая зоны выставок, гардероб и винтовую лестницу за ним, ведущую в сувенирный магазин на втором ярусе. Занавес, по образной формулировке авторов, скрывает «тайну музыкально-театрального искусства». Стена совершенно очевидно напоминает драгоценную ткань, то ли парчу, то ли золотистую балетную кисею, что-то из эскизов Бенуа: немного примятая форма с червонным оттенком и явственным поблескиванием обещает театральную сказку. Она могла бы быть покрыта золотой мозаикой – предполагает глава глава бюро «Четвертое измерение» Всеволод Медведев.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Главный зал внутри – с тремя ярусами балконов, что позволило спланировать его интерьер достаточно компактным и достичь лучшей видимости и слышимости для большинства зрителей, – решен сдержанно, светлые балконы лишь слегка изгибаются на темном фоне стен, чья цель поглощать свет, помогая зрителям сосредоточиться на сцене.
  • zooming
    1 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»

Надо сказать, что зал – именно театральный и рассчитан не только на филармоническую музыку, но и на полноценные режиссерские постановки. Поэтому сцена снабжена внушительными карманами и запасом высоты вверху и внизу – для механики. Минимальная высота полноценной театральной коробки – 27 метров, поэтому, стремясь вписаться в высотные ограничения, – а рядом две охранные зоны, музея и усадьбы, – авторы углубили подвальную часть в землю, до -6,5 м, а под главной сценой до -8,5 м, предусмотрев на этом подземном уровне подъезд для грузовиков с техникой и декорациями. Партер обоих залов трансформируемый, предполагается возможность полностью прятать кресла и выравнивать пол до одного уровня со сценой, как, к примеру, в «Зарядье», – ради приемов современного театра, ценящего возможность «выйти за рамки» подмостков, традиционно отведенных для представления.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Разрез
© АБ «Четвертое измерение»

В целом задачу предложить ясный и легко читаемый образ, построенный на современном прочтении латентной классики, можно считать выполненной. Кольцо главного театрально-концертного комплекса восходит к классической ротонде, хиту усадебной архитектуры, безупречной форме храма идеального города, – при взгляде с реки оно маячит как дворец и может даже напомнить о Павловске. Но не в меньшей степени о некоем инопланетном артефакте – современность задана обобщением, блеском материала, и совершенно очевидна. Не возникает даже пресловутого напряжения между классикой и ее модернизированной трактовкой: это масштабный, остро-новый образ, встроенный в ландшафт, но зрелищный и эффектный, рассчитанный на то, чтобы служить точкой притяжения и собрать всё вокруг себя.

Здания школы, гостиниц и ФОКа, теперь распределенных по территории города, пока находятся в стадии проектирования, зато проект реконструкции близлежащего корпуса администрации уже доступен. Его существующее здание построено в 1990-е годы в характерном для своего времени сдержанно-постмодернистском духе, со штукатурными стенами, маленькими окошками в широких вяло декорированных рамках под тяжеловесным фронтоном.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского», современное состояние
Фотография предоставлена АБ «Четвертое измерение»

Архитекторы «Четвертого измерения», сохраняя конструкции здания, радикально перекомпоновывают фасад. Он получает декорацию в духе промышленной архитектуры конца XIX века: окон, а значит и света внутри становится больше; они приобретают арочные очертания и дробный декор «кирпичного стиля» с консолями и колонками. Историзм здания становится более ощутимым. Но главное: уличный фасад забирают в стеклянный кожух, перед ним образуется теплый вестибюль, подобный фойе театра. Причем новый историзирующий фасад за стеклом прекрасно виден, как музейный экспонат на витрине.
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
© АБ «Четвертое измерение»

Каменный фронтон исчезает полностью, на уровне крыши существующего здания возникает дополнительное пространство, необходимое музею, прикрытое новой металлической кровлей – в центре она изгибается, образуя акцент – воспоминание о фронтоне, контур которого в то же время близок плавной полуарке, символу проекта.

Таким образом в обновляемом корпусе администрации подчеркнута – через тему витрины – музейная функция, в то же время он оказывается образно связан с основным театрально-концертным комплексом, выглядит свежо и современно несмотря на «вмененность» темы историзма, заимствованной от прежнего здания и усиленной новым фасадом.
  • zooming
    1 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Реконструкция здания администрации музея-заповедника, планы
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 3
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского».Реконструкция здания администрации музея-заповедника, планы
    © АБ «Четвертое измерение»
***
В заключение – небольшая ремарка, сродни тому как после фильма иногда показывают фрагменты технических съемок, демонстрируя зрителю процесс его создания. Первоначально идея рождалась из объединения функций в два кольца, и логика авторского размышления выглядела так:
  • zooming
    1 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    2 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    3 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    4 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    5 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    6 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
  • zooming
    7 / 7
    Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского». Формообразование конкурсного проекта, 06-09.2019
    © АБ «Четвертое измерение»
Мастерская:
руководитель проекта со стороны Московской области
Четвертое измерение http://www.4izmerenie.ru/
Проект:
Главный театрально-концертный комплекс Московской области «Вселенная Чайковского»
Россия, Клин

Авторский коллектив:
Главный архитектор Московской области и руководитель проекта со стороны администрации: Александра Кузьмина
Руководитель бюро: Всеволод Медведев
Научный руководитель проекта: Юрий Волчок
ГАП: Олег Мединский
Архитекторы: Михаил Канунников, Елизавета Медведева, Полина Корочкова, Анна Воробьева, Яна Курилова, Мария Чельцова-Бебутова
Главный художник проекта: Максим Лытов
ГИП: Татьяна Рыльцева

5.2019 — 9.2019

21 Января 2020

Четвертое измерение: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Всеволод Медведев. «МАРХИ готовит архитекторов, а...
Всеволод Медведев, партнер архитектурного бюро «Четвертое измерение» и преподаватель МАРХИ, сравнил российское и западное архитектурное образование в перспективе вызовов XXI века. О плюсах и минусах, бедах и достижениях архитектурной школы.
Дом для идеального заказчика
Проектируя P-house на Дмитровском шоссе, архитекторы «Четвертого измерения» включили в малый жанр темы большой архитектуры. Заказчик-строитель предоставил авторам Всеволоду Медведеву и Михаилу Канунникову полную свободу и реализовал их замысел в максимальном качестве.
Зеркала и ёлки
Новый офисный центр планируется построить на месте бывшего завода по производству антибиотиков, сохранив несколько существующих зданий, а главное – ели, посаженные более полувека назад.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Культ личности
Руководители группы дипломников МАРХИ Всеволод Медведев, Михаил Канунников и Зураб Басария – о принципах обучения, проблемах архитектурного образования и о том, как вырастить из студента творческую личность.
Успеть как можно больше
Выпускники бакалавриата Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басарии вспоминают о трех годах учебы и строят планы на будущее.
Сердце Тулы
Мост, похожий на скелет древней рыбы, арт-объект в виде гигантского сердца и никаких самоваров и пряников – конкурсный проект благоустройства исторического центра Тулы от «Четвертого измерения».
В ритме круиза
Ещё один проект, выполненный для конкурса Radisson Blue Moscow Riverside: архитекторы бюро «Четвертое измерение» интерпретировали форму логотипа компании, объединив её с южным, курортным колоритом.
Перспектива реализации
История о том, как студенческая курсовая работа понравилась преподавателям, и для нее нашли заказчика. Проект жилого дома может быть реализован в одном из районов Новой Москвы.
Ромбический блиц
Конкурсный проект жилого квартала на месте Анненгофской рощи от бюро «Четвертое измерение»: пример соединения эффектных футуристических башен с гуманным решением городской среды и равномерным распределением функций.
Связь времен / дополнено
Возвращаем снятую с публикации статью о проекте жилого комплекса на Песчаной улице с необходимым опровержением и другими комментариями.
Объем со смыслом и логикой
Руководители бюро «Четвертое измерение» о том, почему архитектура без образа - безобразна, о едином для всех понятии красоты и о своих знаковых работах.
Новое измерение Тургеневской площади
Мастерская «Четвертое измерение» разработала концепцию реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот, которая, как надеются ее авторы, даст импульс для проведения архитектурного конкурса.
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Похожие статьи
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Хрупкая материя
В интерьере небольшого ресторана M.Rest от студии дизайна интерьеров BE-Interno, расположенного на берегу Балтийского моря в Калининградской области, воплощены самые характерные черты меланхоличной природы этого края, и сам он идеально подходит для неторопливого времяпрепровождения с видом на закат.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Уступы, арки и кирпич
По проекту PRSPKT.Architects в Уфе достроен жилой комплекс «Зорге Премьер», честно демонстрирующий роскошь, присущую заявленному стилю ар-деко: фасады полностью облицованы кирпичом, просторные лобби украшает барельефы и многоярусные люстры, вместо остекленных лоджий – гедонистические балкончики. В стройной башне-доминанте располагается по одной квартире на этаже.
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.