English version

Зеркала и ёлки

Новый офисный центр планируется построить на месте бывшего завода по производству антибиотиков, сохранив несколько существующих зданий, а главное – ели, посаженные более полувека назад.

mainImg
Проект:
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк»
Россия, Москва, ул. Нагатинская, 3а

2017
Территория бывшего завода по производству антибиотиков располагается на Нагатинской улице в семи минутах ходьбы от метро и 350 метрах по прямой от набережной Москвы-реки. Напротив, через реку – ЗИЛ. Территория выгодная, сейчас она активно развивается, но пока бывший завод, точнее государственный научный центр по антибиотикам (ГНЦА) с двух сторон окружен промзонами: к западу от него, со стороны метро расположился фармацевтический завод «Феррейн», к востоку – швейная фабрика.

Основные здания центра построены в 1953 году, тогда же посажены ели. Производство антибиотиков долгое время было крупнейшим в стране, в 1990-е, когда здания перешли в руки частных собственников, его закрыли; сейчас часть зданий сдают в аренду, другая часть пришла в упадок и пустует. Тем не менее центральный корпус и два флигеля, между которыми разбит еловый сквер, сохранились неплохо. До сих пор легко читается симметричная композиция с внутренним двором, обращенным к Нагатинской улице.
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение
Существующее положение. Здание завода антибиотиков. Предоставлено: Четвертое измерение
Встройка. Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение

Идея преобразовать старый завод под современный офисно-торговый центр у владельцев участка возникла в связи с активностью на соседних территориях. Главный импульс дали ЗИЛ и программа развития прибрежных территорий Москвы-реки. Вдоль северо-западной и северо-восточной границ рассматриваемого участка должны появиться новые улицы, что сразу сделает территорию бывшего ГНЦА открытой и проницаемой. На месте соседнего «Феррейна» планируются жилые кварталы. Роль общественного центра этой, пока еще несуществующей, жилой среде возложена на МФК «Ёлки-парк» – именно такое рабочее название предложили проектировщики будущего комплекса.

Один из авторов концепции – архитектор и педагог Оскар Мамлеев. Его предложение стало альтернативой существовавшему ранее проекту, который предполагал снос всех зданий и вырубку деревьев. Мамлеев сумел убедить инвесторов в необходимости сохранить не только ели, представляющие природную и историческую ценность, но и центральное здание с флигелями – они хоть и не имеют охранного статуса, но играют важную градостроительную роль в ансамбле Нагатинской улицы. Новые коммерческие площади Оскар Мамлеев предложил расположить в глубине участка за центральным зданием, сохранив существующую среднюю высотность застройки. Идея вдохновила заказчика, и для дальнейшего проектирования пригласили архитектурное бюро «Четвертое измерение».
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение

Проект разделен на три важных составляющих: реставрация, реконструкция и новое строительство, – рассказывает один из руководителей бюро Всеволод Медведев. Особенно бережно проектировщики подошли к центральному административному корпусу. Его, несмотря на отсутствие обильного декора, можно отнести к наследию сталинской архитектуры: уравновешенная композиция, пропорции окон, впечатляющие интерьеры с двусветным вестибюлем, колоннами с капителями и широкой парадной лестницей убеждают в том, что здание необходимо сохранить как памятник городской среды 1950-х – подчеркивает архитектор. О научной реставрации в данном случае речи не идет, но восстановление фасадов и ремонт внутренних помещений с приспособлением под новое использование предусматриваются.
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение

Четырехэтажные корпуса, фланкирующие двор, по словам Всеволода Медведева, сохранились значительно хуже центрального, а потому потребовали большего вмешательства. В одном из них решено разместить небольшую гостиницу, в другом – офисы. Оба корпуса в результате реконструкции станут выше на один этаж. Кирпичная кладка фасадов сохранится. Ее архитекторы предлагают покрасить в темно-серый цвет, надев поверх «рубашку» из текстильной композитной промышленной ткани. Полупрозрачная оболочка вечерами будет мягко подсвечиваться изнутри, акцентируя открытые галереи по периметру корпусов.
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение

Территорию парадного двора с растущими там елями предлагается превратить в городское общественное пространство. Вместо высокого забора вдоль Нагатинской улицы появятся небольшие прозрачные павильоны с магазинами, кафе, зонами отдыха и открытыми террасами. Отсюда в благоустроенный сквер сможет попасть любой желающий. Такое решение было особенно важным, учитывая большой поток пешеходов в сторону метро.
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение

В глубине участка, за главным корпусом, на месте определенных под снос заводских построек запланировано новое строительство. Прямоугольное в плане здание решено в виде широкого монообъёма, плотно примыкающего к реставрируемому центральному корпусу. «Мы сознательно решили современную часть столь лаконично, – объясняет Всеволод Медведев. – В своём проекте мы стремились подчеркнуть достоинства исторического здания. Новая застройка, не превышающая семи этажей, должна была стать для него лишь фоном. Поэтому мы взяли самую простую прямоугольную форму, разрезали ее вдоль и поперек атриумами и раздвинули как пазл».
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение

Получилось четыре компактных автономных блока, связанных в уровне первых четырех этажей. Один из атриумов продольно разрезает объем, наполняя внутренние помещения естественным светом и акцентируя главный вход в новый корпус со стороны западного фасада. Центральный атриум пересекает объем с севера на юг, поддерживая направление движения со стороны сквера и исторического здания в новый офисный центр. Связь старого и нового объемов авторы проекта обеспечили с помощью моста-пандуса. Он берет свое начало в сквере, врезается в исторический корпус в уровне второго этажа, проходит его насквозь, проникая в атриум нового здания, раскрывающийся на реку и ЗИЛ, и позволяет покинуть комплекс через северный вход.

Как отмечает Всеволод Медведев, мост не только объединяет комплекс, он также поддерживает важную градостроительную ось. «Мост, появившийся из-за перепада рельефа и необходимости связать историческую и новую части, а также сделать комплекс проницаемым, повторяет направление оси, выходящей на один из бульваров территории ЗИЛ и ее главную высотную доминанту – башню Хани Рашида, – говорит Медведев. – Из атриума нового корпуса будет хорошо видно всю панораму застройки на противоположном берегу реки».

Стремясь сосредоточить всё внимание на исторической части, архитекторы и для фасадов нового корпуса предложили качественное, но сдержанное решение. Для облицовки используется структурное остекление. Западный и северный фасады, обращенные к реке и проектируемым улицам, выглядят чуть более выразительно благодаря моллированному стеклу, создающему мягкие отражения. По всему периметру фасады расчерчены вертикальными желобками-«каннелюрами», из-за чего отражения, преломляясь и искажаясь, получаются очень подвижными, меняют образ здания в зависимости от погоды и освещения.

Очевидно, что главным достоинством «Ёлки-парка», помимо деликатного отношения к истории места, можно назвать его открытость. Все здания легко пройти насквозь или обойти по периметру под навесом уличных галерей. Первые, полностью прозрачные этажи-витрины отданы горожанам под размещение магазинов, кафе, фитнес-центра и бассейна. Вся территория комплекса свободна от машин. Подземный паркинг, способный вместить и сотрудников, и гостей комплекса, предполагается обустроить под новым зданием, не затрагивая территорию сквера и существующих корпусов. Бонус для будущих сотрудников офисов – зеленые террасы и внутренние дворики на эксплуатируемой кровле нового корпуса в уровне четвертого и шестого этажа.

«Елки-парк» – идеальный ответ на вопрос: какой может быть контекстуальная архитектура в том случае, если ближайшее окружение еще не известно, даже не спроектировано: она нейтральна до мимикрии, бликует – не отражает, а растворяет в себе нерешенное пока окружение. Если оно будет хорошим, так она не будет мешать, а если плохим, то и отражать не стоит... На неизвестность реагирует неопределенностью. Зато по отношению ко всему, что известно и ценно, она тверда: сохраняет все, что можно, и здания, и елки; закрепляет лучи зрения, обращенные к известным панорамам, работает над связностью и проницаемостью в противовес закрытости промышленного прошлого. Проект нацелен в будущее, более того, он как будто бы уже идет туда, совмещая известное и неопределенным. 
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк» © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». План -2 этажа © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». -1 этаж © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». План 1 этажа © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». План 2 этажа © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». План 3 этажа © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». План 4 этажа © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». План 5 этажа © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». План 6 этажа © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». План 7 этажа © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». Опорный план © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». Генеральный план © Четвертое измерение
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк». Генеральный план с учетом перспективного развития УДС © Четвертое измерение
Проект:
Многофункциональный комплекс «Ёлки-парк»
Россия, Москва, ул. Нагатинская, 3а

2017

07 Сентября 2017

Четвертое измерение: другие проекты
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Всеволод Медведев. «МАРХИ готовит архитекторов, а...
Всеволод Медведев, партнер архитектурного бюро «Четвертое измерение» и преподаватель МАРХИ, сравнил российское и западное архитектурное образование в перспективе вызовов XXI века. О плюсах и минусах, бедах и достижениях архитектурной школы.
Дом для идеального заказчика
Проектируя P-house на Дмитровском шоссе, архитекторы «Четвертого измерения» включили в малый жанр темы большой архитектуры. Заказчик-строитель предоставил авторам Всеволоду Медведеву и Михаилу Канунникову полную свободу и реализовал их замысел в максимальном качестве.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Культ личности
Руководители группы дипломников МАРХИ Всеволод Медведев, Михаил Канунников и Зураб Басария – о принципах обучения, проблемах архитектурного образования и о том, как вырастить из студента творческую личность.
Успеть как можно больше
Выпускники бакалавриата Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басарии вспоминают о трех годах учебы и строят планы на будущее.
Сердце Тулы
Мост, похожий на скелет древней рыбы, арт-объект в виде гигантского сердца и никаких самоваров и пряников – конкурсный проект благоустройства исторического центра Тулы от «Четвертого измерения».
В ритме круиза
Ещё один проект, выполненный для конкурса Radisson Blue Moscow Riverside: архитекторы бюро «Четвертое измерение» интерпретировали форму логотипа компании, объединив её с южным, курортным колоритом.
Перспектива реализации
История о том, как студенческая курсовая работа понравилась преподавателям, и для нее нашли заказчика. Проект жилого дома может быть реализован в одном из районов Новой Москвы.
Ромбический блиц
Конкурсный проект жилого квартала на месте Анненгофской рощи от бюро «Четвертое измерение»: пример соединения эффектных футуристических башен с гуманным решением городской среды и равномерным распределением функций.
Связь времен / дополнено
Возвращаем снятую с публикации статью о проекте жилого комплекса на Песчаной улице с необходимым опровержением и другими комментариями.
Объем со смыслом и логикой
Руководители бюро «Четвертое измерение» о том, почему архитектура без образа - безобразна, о едином для всех понятии красоты и о своих знаковых работах.
Новое измерение Тургеневской площади
Мастерская «Четвертое измерение» разработала концепцию реконструкции Тургеневской площади и площади Мясницких ворот, которая, как надеются ее авторы, даст импульс для проведения архитектурного конкурса.
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.