28.01.2015

Русская подлодка как музей Гуггенхайма в Хельсинки

Архитектурное бюро «Четвертое измерение» предложило создать музей Гуггенхайма в Хельсинки внутри русской подводной лодки.

информация:

Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение

Проект музея на базе подводной лодки в архитектурном бюро «Четвертое измерение» делали сразу для двух конкурсов. Первый был объявлен фондом Соломона Гуггенхайма и предлагал архитекторам всего мира придумать образ нового музея, который фонд планирует построить в Хельсинки как новый легко узнаваемый и идентифицируемый символ города. Второй, совсем неожиданный и не вполне архитектурный, – международный конкурс “The Submarine”, организованный командой “matterbetter”, нацеливал участников на приспособление и предложение новой функции для русской атомной подлодки класса «Тайфун» – самой большой атомной подлодки из построенных когда-либо. В 2013 году правительство РФ объявило, что две такие подлодки будут списаны ввиду высокой стоимости их обслуживания и устаревшего оборудования. Одну из субмарин организаторы конкурса планируют трансформировать в какой-либо мирный объект.

Состязания проводились практически одновременно, и архитекторы решили объединить две задачи, предложив использовать подводную лодку для создания музея современного искусства.

Конкурс фонда Гуггенхайма стал, наверное, самым громким и популярным в прошедшем году, он привлек 1715 работ из 77 стран. Согласно заданию музей должен быть построен недалеко от исторического центра города, но уже вне зоны его влияния. Вокруг – однородная и маловыразительная застройка: выделенный под строительство участок на набережной соседствует с портовыми пакгаузами и грузовым терминалом. Через дорогу – большой городской парк. Недалеко кафедральный и Успенский соборы: их силуэты отчетливо доминируют в северных панорамах порта. На первом плане на набережной и должен появиться музей, по мнению авторов, взяв на себя роль яркого запоминающегося архитектурно-художественного акцента и сформировав новый визуальный центр притяжения. Из ситуации также очевидно напрашивается связь набережной с парком, их симбиоз логично расширит зеленую рекреационную зону и свяжет парк с оживленной гаванью.

Объединение сложнейшего сооружения, созданного на острие самых передовых достижений науки и техники, с идеей просвещения и с современным искусством в сумме дает исключительный арт-объект. Авторы считают, что внушительный во всех отношениях объем подводной лодки способен стать основной частью музея и одновременно его экспонатом. Философия хрестоматийного музейного пространства как «здания футляра» трансформируется, пространство раскрывается как внутрь, так и наружу, подлодка одним своим присутствием обогащает смысловое содержание и одновременно становится ярким, запоминающимся акцентом в морском фасаде города.

По мнению авторов, такой арт-объект способен гарантированно привлечь внимание горожан и туристов. Один из авторов проекта – Всеволод Медведев – рассказывает: «Уже существуют музеи Гуггенхайма в Нью-Йорке и в Бильбао. Нам показалось неправильным и почти невозможным конкурировать с уже созданными шедеврами мировой архитектуры в смысле формообразования. Мы решили пойти по другому пути, попробовав поразить жителей Хельсинки не с чисто архитектурной точки зрения, а прежде всего с эмоциональной: музей в виде подводной лодки – это и необычно, и привлекательно».
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение

Изучив предложенный для проектирования участок, архитекторы обнаружили, что длина лодки точно соответствует габаритам отведенной площадки, а расположение будущего музея на самом берегу гавани позволяет свободно переместить лодку в нужное место своим ходом. В результате возник образ стремительно подплывшего к набережной судна, от приближения которого на берег поднялась крутая волна – точнее, изящно изогнутая глыба стеклянного «льда», уместного в северном климате (хотя залив и не замерзает). Внутри «волны» архитекторы разместили все основные помещения музея: выставочные пространства, хранилище, конгресс-холл, кафе, магазины. Собственно лодка находится снаружи, за завесой «умного» стекла, которая изменяет свою прозрачность согласно определенной программе.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение

Попадая в музей через центральный вход, посетители оказываются в большом атриуме внутри «волны». Отсюда, сквозь стеклянный фасад, открывается панорама города, а гораздо ближе, вплотную, непосредственно за завесой «волны», висит тело лодки, иллюзорно размытое, находящееся в своей стихии, в гуще воды.

Все экспозиционные пространства музея выстроены так, чтобы посетитель перемещался между лодкой и просторными анфиладами «волны», из-за чего маршрут становится разнообразным и совершенно непредсказуемым: тесные и замкнутые помещения подлодки сменяются просторными, ярко освещенными залами, а затем вновь, скользя по синусоиде, входят в корабельные отсеки. Лодка неразрывно связана с объемом здания сложной системой пандусов и пешеходных мостов, пронзающих атриум и перекидывающихся с одной палубы на другую. Три палубы трансформируются в три экспозиционных этажа. В результате внутри лодки поместилось 2 400 м2 выставочных площадей, то есть около 20% от необходимой по заданию площади музея.

Субмарина приподнята от земли на опорах, это дает возможность напрямую связать внутреннее пространство музея с благоустроенной набережной, выход на которую осуществлен из вестибюля – зоны кафе и сувенирных лавок.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение

Одна из важнейших задач, которая стояла перед архитекторами, – изменить восприятие лодки как военного объекта. Решение оказалось простым и эффектным: корпус лодки в проекте расписали северным нейтральным национальным орнаментом, полностью избавившись от угрюмого агрессивного черного цвета. Одевшись в оттенки синего, лодка растеряла агрессивность и стала похожа не на военную субмарину, а на сказочный летучий корабль-аттракцион. Но на этом авторы не остановились: согласно замыслу, вся поверхность корабля должна была стать огромным интерактивным медиа-экраном со всевозможными световыми эффектами и постоянной сменой световых сцен.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение

Одна из самых важных и жизнеутверждающих мыслей, которую авторы хотели отразить в проекте, – это то обстоятельство, что грозное и совершенное смертельное оружие, представляющее собой на какой-то момент вершину развития человеческой инженерной мысли, направленной на уничтожение, становится в итоге объектом просвещения, культуры и искусства, становится памятником и внушающим образом, иллюстрирующим истинную направленность прогресса как процесса созидания и познания мира.

Конечно, надежды на то, что такой проект музея будет замечен среди почти двух тысяч других работ, было мало. Финалистов конкурса назвали в ноябре, и «Четвертого измерения» среди них не было. Зато во втором конкурсе, где речь шла именно о подводной лодке, проект вошел в пятерку лучших, подтвердив тем самым и оригинальность идеи, и высокое качество исполнения.
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»
Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Конкурсный проект © Мастерская «Четвертое измерение»открыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Чобан
  • Наталия Шилова
  • Полина Воеводина
  • Юрий Сафронов
  • Василий Крапивин
  • Илья Машков
  • Александр Попов
  • Станислав Белых
  • Олег Мединский
  • Даниил Лоренц
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Павел Андреев
  • Олег Карлсон
  • Сергей Орешкин
  • Сергей Кузнецов
  • Левон Айрапетов
  • Никита Явейн
  • Игорь Шварцман
  • Антон Яр-Скрябин
  • Михаил Канунников
  • Владимир Биндеман
  • Антон Бондаренко
  • Карен Сапричян
  • Иван Кожин
  • Зураб Басария
  • Константин Ходнев
  • Евгений Герасимов
  • Илья Уткин
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Грень
  • Алексей Гинзбург
  • Вера Бутко
  • Юлия Тряскина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александра Кузьмина
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Ковалёв
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Ликин
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Труханов
  • Андрей Романов
  • Наталия Зайченко
  • Александр Асадов
  • Олег Шапиро
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Скуратов
  • Александр Бровкин
  • Валерия Преображенская
  • Всеволод Медведев
  • Никита Бирюков
  • Антон Барклянский
  • Николай Миловидов
  • Антон Надточий
  • Марк Сафронов
  • Дмитрий Васильев
  • Юлий Борисов
  • Андрей Гнездилов
  • Рустам Керимов
  • Андрей Асадов
  • Сергей Сенкевич
  • Анатолий Столярчук

Постройки и проекты (новые записи):

  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016
  • Сценография «Волшебной флейты» в театре «Геликон-опера»
  • Коворкинг «Телескоп» во Фрязино
  • Штаб-квартира фармацевтической компании
  • Рекреационный комплекс «Геленджик-Марина»на Тонком мысе в городе-курорте Геленджик
  • Эскизный проект курортного комплекса в Геленджике
  • Гостиница на Ленинградском шоссе
  • Многофункциональный комплекс «Технопарк   «Холодильник»

Технологии:

15.11.2018

HI-MACS® в концертном зале «Зарядье»

Бесшовный, изготавливаемый по индивидуальному проекту, негорючий искусственный камень HI-MACS® использован для самых ярких решений в фойе концертного зала. И еще его можно подсвечивать изнутри.
LG Hausys
09.11.2018

Солнечные блики

Фиброцементные панели EQUITONE [pictura] – яркий акцент в комплексе апартаментов «Ландыши» в московском Тропарево.
EQUITONE
07.11.2018

Инновационные решения ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб»: воплощение в BIM-моделях

За первый квартал 2018 года компания «ПЕНОПЛЭКС СПб» вошла в ТОП 10 наиболее популярных BIM библиотек производителей.
ПЕНОПЛЭКС
07.11.2018

Цинковая башня

Жилая башня, построенная по проекту бюро Zecc Architecten в Утрехте, благодаря своей форме и облицовке цинковыми панелями RHEINZINK одновременно отдает дань фабричному прошлому территории и являет собой пример остросовременной архитектуры.
RHEINZINK
другие статьи