МАРХИ: лучшие проекты на тему «Музей»

Представляем лучшие проекты студентов кафедры «Пром» МАРХИ, выполненных в группе под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басария.

mainImg
На этот раз студентам 6-й группы кафедры «Архитектура промышленных зданий» предложили спроектировать музей. Создать здание этого типа мечтает каждый архитектор, а в этом конкретном случае еще и не было никаких ограничений со стороны заказчика и города – полная творческая свобода. Специализацию своего музея – современное искусство, история или достижения человечества – четверокурсники определяли сами. Сами также разрабатывали задание, выявляли дополнительные требования. Даже участки для проектирования студентам на этот раз разрешено было выбрать самостоятельно, тогда как раньше преподаватели предлагали учащимся несколько конкретных площадок.

В результате, были выбраны максимально значимые для российской столицы территории, в самом ее центре – вблизи Кремля, на главных улицах города и на центральных набережных, которым в последнее время в Москве уделяется особое внимание. Как поясняет один из руководителей группы Всеволод Медведев, «к таким участкам даже страшно подступаться, но в рамках студенческого проекта это показалось возможным». Также Медведев обратил внимание на то, что перед студентами ставилась задача не просто придумать новую яркую форму для сегодняшнего дня, но и попробовать предложить новаторские подходы к проектированию музейных и общественных пространств ближайшего будущего.

В числе лучших, по мнению преподавателей МАРХИ, оказались работы, ставшие продолжением конкурсных проектов «Верхняя Москва» и «Ильинский сквер и окрестности», выполненных студентами для фестиваля СМА «ПЕРСПЕКТИВА 2015». Там конкурсантам требовалось поразмышлять о развитии общественных пространств в центре Москвы, и студенты с этой задачей успешно справились: работы получили высокую оценку жюри и были отмечены дипломами конкурса. Доработанные в соответствии с новым заданием проекты будут выставлены в Центральном доме архитектора с 10 по 16 ноября 2015 года.

Полина Корочкова. «Музей Москвы»
Музей на Моховой улице
Проект «Музей Москвы». Город Москва, Моховая улица. Автор: Полина Корочкова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проектируемый музей, по мысли автора, должен стать частью нового пешеходного маршрута «Верхняя Москва». Смелый, даже провокационный проект предлагает приспособить под музей и общественные пространства кровли зданий у стен Кремля. Основной объем музея в виде большой консоли, напоминающей своими неровными очертаниями и металлическим отливом грозовое облако, повисает над центральным читальным залом Российской государственной библиотеки. С стороны Моховой улицы вытянутый объем скруглен, а стена напротив превращена в одно большое панорамное окно. Внутри «облака» располагается большая часть галерей и выставочных залов. Также для нужд музея могут использоваться и помещения библиотеки. Для реализации такой идеи предлагается демонтировать часть существующей кровли, а на ее месте возвести атриумный купол, расширив читальный зал и объединив его с новым музеем. По мнению автора проекта, этот прием, вдохновленный опытом реконструкции здания музеев Гарвардского университета по проекту Ренцо Пьяно, позволит увеличить пространство библиотеки и осовременить его.

Также дополнительные экспозиционные и общественные площади помещаются на превращенной в эксплуатируемую кровле здания книгохранилища, постройки начала 1970-х. Помимо галерей, там появятся смотровые площадки, кафе и даже небольшие зеленые скверы. Попасть на «верхний уровень» Москвы можно будет либо через центральный вход в библиотеку, либо по специальным пешеходным мостам, лестницам и пандусам.
Проект «Музей Москвы». Город Москва, Моховая улица. Автор: Полина Корочкова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Музей Москвы». Город Москва, Моховая улица. Автор: Полина Корочкова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Полина Явна. «Универсальный музей мира»
Музей на Софийской набережной
Проект «Универсальный музей Мира». Город Москва, Софийская набережная. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Музей мира, посвященный всем странам Земного шара, запроектирован в центре города, на одной из оживленных набережных Москвы-реки. В плане музей имеет квадратную форму; своими углами он ориентирован по сторонам света. План символизирует карту мира, где каждая из стран занимает свое реальное географическое положение. Страну представляет ее столица. А столицы – это большие блестящие шары, которые как бусины плотно нанизаны на нитки этажей. Всего в здании пять уровней, и на каждом помещается по сорок шарообразных залов, объединенных между собой крытыми стеклянными галереями. Таким образом, получается около 200 помещений – примерно столько столиц сегодня и насчитывается на карте мира. Внутри каждого «шарика» осуществляется панорамная трансляция сюжетов, повествующих об истории, культуре и традициях того или иного города.

Цокольный этаж музея частично уходит под землю. Видимая же часть здания сделана полностью стеклянной, из-за чего кажется почти нематериальной, а объем музея, наполненный «пузырьками», как будто отрывается от земли. Центральное ядро здания решено в виде открытого атриума, куда выходят стеклянные галереи. Конструкции стен, обращенных в атриум, напоминают паутину. Внизу, на эксплуатируемой кровле цокольного этажа, создана зеленая площадь с местами для отдыха горожан, над головами которых на толстых тросах подвешен гигантский интерактивный куб. Его поверхности – это экраны с постоянно меняющимися изображениями.
Проект «Универсальный музей Мира». Город Москва, Софийская набережная. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Универсальный музей Мира». Город Москва, Софийская набережная. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Елена Шилова. «Музей Урбоэкологии»
Музей на Раушской набережной
Проект «Музей Урбоэкологии». Город Москва, Раушская набережная. Автор: Елена Шилова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Музей расположен на берегу Москвы-реки, на Раушской набережной. Выполненный в рамках проекта «Верхняя Москва», он занимает свое место над исторически ценным зданием котельной МОГЭС–1, которое, согласно проекту, превращается в часть музея, полностью отказываясь от функции электростанции. Автор проекта видит в этом шаг на пути к решению проблемы загрязнения города.

Объем музея имеет форму длинной петляющей трубы, которая хорошо сочетается с индустриальным силуэтом котельной. Архитектурный образ символизирует движение, путь, способный в конце концов привести человека к осознанию необходимости бережного отношения к окружающей среде. Внутри этой протяженной галереи помещается вся экспозиция музея, поделенная на тематические блоки, последовательно представляющие историю сохранения природы – от самого маленького дела до заботы о планете в целом. Но главным экспонатом музея является город: остекление по всей длине объема позволяет охватить панораму исторического центра столицы практически целиком. Корпус музея, расположенный непосредственно под главным зданием МОГЭС, предназначен для размещения административного и научного отделов этого учреждения культуры.
Проект «Музей Урбоэкологии». Город Москва, Раушская набережная. Автор: Елена Шилова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Прямо под изгибающейся «трубой», на верхнем уровне устроен пешеходный маршрут, позволяющий легко попасть в выставочные галереи. Также доступ осуществляется со стороны Раушской набережной с помощью большого панорамного лифта. Организованы дополнительные благоустроенные зоны отдыха и вторая набережная с небольшим причалом.
Проект «Музей Урбоэкологии». Город Москва, Раушская набережная. Автор: Елена Шилова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Анна Тузова. «Музей человеческих возможностей»
Музей в Ильинском сквере Тверского района
Проект «Музей человеческих возможностей». Город Москва. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Свой музей автор проекта расположила в тихом московском сквере, где он выглядит скорее как монумент, причем сильно напоминающий советский символ, а именно – серп и молот. Решенный в виде двух взаимопроникающих простых геометрических тел – куба и кольца – музей представляет своим посетителям экспозиции, посвященные безграничным возможностям человека. Пространство куба занимают инсталляции о физических победах: спортивные рекорды, история Олимпийских игр, история покорения горных вершин и освоения новых территорий. Внутри кольца предлагается создать галереи о духовных и интеллектуальных достижениях человечества: научные открытия, технические изобретения, история освоения космоса, уникальные произведения искусства.

Кольцо и куб расположены не параллельно земле, а под заметным углом. Из-за такого объемно-пространственного решения вместо лестниц и пандусов было предложено установить подъемник, доставляющий посетителей на верхний этаж, где располагается кафе с панорамным видом на окружающую историческую застройку. Музей предполагается наполнить большим количеством интерактивных и компьютеризированных экспонатов. Одна из приподнятых наклонных граней куба послужит для размещения светлого и просторного амфитеатра.
Проект «Музей человеческих возможностей». Город Москва. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Музей человеческих возможностей». Город Москва. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Яна Остапчук. «Музей времени»
Музей на Лубянской площади
Проект «Музей времени». Город Москва, Лубянская площадь. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
На месте существующего сквера на Лубянской площади предлагается возвести здание, которое петляющей лентой тянется от центра сквера до Политехнического музея, образуя с ним единый музейный комплекс. Свое начало оно берет на уровне минус первого этажа, выходит на поверхность в виде эффектного протяженного объема, составленного из многочисленных выступающих и западающих кубов. Приближаясь к центру площади, музей постепенно закручивается по спирали и снова уходит под землю. Такое решение, по замыслу автора, символизирует бесконечное течение времени и его многогранность. Внутри «спирали» устроено небольшое тихое общественное пространство ниже уровня земли. На кровле музея в хаотическом порядке разместились прямоугольные зеленые лужайки, где могут отдохнуть горожане. Ступенчатая поверхность кровли позволяет сделать разнообразной прогулку по всей ее длине.

Внутри музея помещаются четыре основные экспозиции, посвященные прошлому, настоящему, будущему и вечности. Прошлое и настоящее представлено самыми значимыми творениями человечества. О будущем рассказывают концепции и прогнозы, а вечность подразумевает вопросы сотворения мира, экспозиции, повествующие о мировых религиях и Вселенной. Передвижение посетителей между выставочными зонами осуществляется с помощью специальных вагончиков. При желании можно в любой момент сойти и более детально ознакомиться с понравившимися экспонатами.
Проект «Музей времени». Город Москва, Лубянская площадь. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Музей времени». Город Москва, Лубянская площадь. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Ольга Кузнецова. «Универсальный музейный центр»
Музей в Большом Спасоголенищевском переулке
Проект «Универсальный музейный центр». Город Москва, Большой Спасоголенищевский переулок. Автор: Ольга Кузнецова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Универсальный музей, способный вместить любую, даже самую необычную экспозицию предлагается расположить в одном из живописных исторических переулков Москвы. Сейчас на этом месте находится небольшая городская площадь, пришедшая в запустение несмотря на то, что рядом находятся памятники - усадьба Тургеневых-Боткиных, Московская хоральная синагога и несколько интересных построек советского модернизма. В такое окружение автор проекта предложила встроить подчеркнуто современное здание со сложными поворотами, консолями, перепадами высот и резко очерченными углами. Форма музея выстроена таким образом, чтобы поддержать красную линию застройки и одновременно облагородить существующую площадь. В плане здание напоминает цифру семь, две грани которой выходят в переулок, а между ними формируется треугольное общественное пространство. Учитывая весьма сложный рельеф участка, и сама площадь, и пространства вдоль здания превращены в разноуровневые зеленые террасы со скамейками и газоном.
Проект «Универсальный музейный центр». Город Москва, Большой Спасоголенищевский переулок. Автор: Ольга Кузнецова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Интерьер музея представляет собой систему перетекающих друг в друга залов и галерей. Вход в музей осуществляется с первого полуподземного этажа. Осмотр экспозиции выстраивается по заданному маршруту, в продолжение которого можно полюбоваться видами Москвы сквозь панорамное остекление. Под зданием создан проход, соединяющий его с усадьбой. Помимо выставочных помещений, в музее есть большое кафе и несколько открытых смотровых площадок.
Проект «Универсальный музейный центр». Город Москва, Большой Спасоголенищевский переулок. Автор: Ольга Кузнецова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Полина Москаленко. «Археологический музей»
Португалия, Монтемор-у-Нову
Проект «Археологический музей». Португалия, город Монтемор-у-Нову. Автор: Полина Москаленко, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
В отличие от других студентов, работавших со знаковыми местами Москвы, автор этого проекта в качестве участка проектирования выбрала территорию старинного замка Монтемор-у-Нову в Португалии, расположенного между одноименным городом и рекой Альмансор. За основу было принято задание конкурса идей на проект археологического музея, который предлагалось запроектировать непосредственно у стен средневекового замка с его высокими башнями, крепостными стенами протяженностью более 2 км и величественными въездными воротами. Очевидно, что в таком насыщенном архитектурном и природном окружении – замок стоит на живописном зеленом холме высотой почти 300 м – очень важным было уважительно отнестись к истории и подчеркнуть особенности места. Именно поэтому форма музея очень лаконична. В плане это квадрат, прорезанный таким же квадратным открытым атриумом. По словам автора проекта, центральный атриум решен как одна из башен замка. Внутри него устроено просторное фойе с необычной лестницей, похожей на большую скульптуру. Лестница приводит посетителей сначала в зал истории, затем – к основной экспозиции музея, а оттуда – в галереи временных выставок.
Проект «Археологический музей». Португалия, город Монтемор-у-Нову. Автор: Полина Москаленко, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Археологический музей». Португалия, город Монтемор-у-Нову. Автор: Полина Москаленко, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Вся архитектура музея подчинена общей идее – не навредить окружению, не привлекать излишнее внимание. Врезанный в тело горы и частично уходящий под землю объем музея буквально сливается с природным ландшафтом. Отделка фасадов напоминает обветренные скалы, а каменные поверхности роднят новый объем с замком. Кровля музея эксплуатируемая, на ней организована большая смотровая площадка, с которой открывается вид на окрестности.

19 Марта 2015

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Сейчас на главной
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больница в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Деревянный пролет
Компания «Норвекс НЛК» и проектная группа «Поле дизайн» построили пешеходный мост через судоходный канал в коттеджном поселке Ленинградской области. Мост выполнен из гнутой древесины и не имеет опор в воде, благодаря чему органично вписывается в ландшафт береговой линии.
АрхиWOOD-16: со вкусом к жизни
В этом году премия получила рекордное количество заявок: одних только загородных домов в длинном списке было 44. Однако вновь обошлось без яркого гран-при, было учреждено лишь два специальных приза в небольших номинациях. Отмеченные наградами проекты – все до одного, от усадьбы до вышки сотовой связи – говорят о желании отдыха, эскапизма и радости: уехать от большого города, смотреть на воду и деревья, сделать что-то руками и никуда не торопиться.
True-ля-ля в квадрате
Сетевые рестораны обычно – не самая креативная типология. Но ESENINS design studio опровергает эту точку зрения интерьером уже четвертого кафе сети True Cost, в котором архитекторы вновь находят оригинальное прочтение ее дизайн-кода.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников НИУ ВШЭ.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.