МАРХИ: лучшие проекты на тему «Музей»

Представляем лучшие проекты студентов кафедры «Пром» МАРХИ, выполненных в группе под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басария.

mainImg
На этот раз студентам 6-й группы кафедры «Архитектура промышленных зданий» предложили спроектировать музей. Создать здание этого типа мечтает каждый архитектор, а в этом конкретном случае еще и не было никаких ограничений со стороны заказчика и города – полная творческая свобода. Специализацию своего музея – современное искусство, история или достижения человечества – четверокурсники определяли сами. Сами также разрабатывали задание, выявляли дополнительные требования. Даже участки для проектирования студентам на этот раз разрешено было выбрать самостоятельно, тогда как раньше преподаватели предлагали учащимся несколько конкретных площадок.

В результате, были выбраны максимально значимые для российской столицы территории, в самом ее центре – вблизи Кремля, на главных улицах города и на центральных набережных, которым в последнее время в Москве уделяется особое внимание. Как поясняет один из руководителей группы Всеволод Медведев, «к таким участкам даже страшно подступаться, но в рамках студенческого проекта это показалось возможным». Также Медведев обратил внимание на то, что перед студентами ставилась задача не просто придумать новую яркую форму для сегодняшнего дня, но и попробовать предложить новаторские подходы к проектированию музейных и общественных пространств ближайшего будущего.

В числе лучших, по мнению преподавателей МАРХИ, оказались работы, ставшие продолжением конкурсных проектов «Верхняя Москва» и «Ильинский сквер и окрестности», выполненных студентами для фестиваля СМА «ПЕРСПЕКТИВА 2015». Там конкурсантам требовалось поразмышлять о развитии общественных пространств в центре Москвы, и студенты с этой задачей успешно справились: работы получили высокую оценку жюри и были отмечены дипломами конкурса. Доработанные в соответствии с новым заданием проекты будут выставлены в Центральном доме архитектора с 10 по 16 ноября 2015 года.

Полина Корочкова. «Музей Москвы»
Музей на Моховой улице
Проект «Музей Москвы». Город Москва, Моховая улица. Автор: Полина Корочкова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проектируемый музей, по мысли автора, должен стать частью нового пешеходного маршрута «Верхняя Москва». Смелый, даже провокационный проект предлагает приспособить под музей и общественные пространства кровли зданий у стен Кремля. Основной объем музея в виде большой консоли, напоминающей своими неровными очертаниями и металлическим отливом грозовое облако, повисает над центральным читальным залом Российской государственной библиотеки. С стороны Моховой улицы вытянутый объем скруглен, а стена напротив превращена в одно большое панорамное окно. Внутри «облака» располагается большая часть галерей и выставочных залов. Также для нужд музея могут использоваться и помещения библиотеки. Для реализации такой идеи предлагается демонтировать часть существующей кровли, а на ее месте возвести атриумный купол, расширив читальный зал и объединив его с новым музеем. По мнению автора проекта, этот прием, вдохновленный опытом реконструкции здания музеев Гарвардского университета по проекту Ренцо Пьяно, позволит увеличить пространство библиотеки и осовременить его.

Также дополнительные экспозиционные и общественные площади помещаются на превращенной в эксплуатируемую кровле здания книгохранилища, постройки начала 1970-х. Помимо галерей, там появятся смотровые площадки, кафе и даже небольшие зеленые скверы. Попасть на «верхний уровень» Москвы можно будет либо через центральный вход в библиотеку, либо по специальным пешеходным мостам, лестницам и пандусам.
Проект «Музей Москвы». Город Москва, Моховая улица. Автор: Полина Корочкова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Музей Москвы». Город Москва, Моховая улица. Автор: Полина Корочкова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Полина Явна. «Универсальный музей мира»
Музей на Софийской набережной
Проект «Универсальный музей Мира». Город Москва, Софийская набережная. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Музей мира, посвященный всем странам Земного шара, запроектирован в центре города, на одной из оживленных набережных Москвы-реки. В плане музей имеет квадратную форму; своими углами он ориентирован по сторонам света. План символизирует карту мира, где каждая из стран занимает свое реальное географическое положение. Страну представляет ее столица. А столицы – это большие блестящие шары, которые как бусины плотно нанизаны на нитки этажей. Всего в здании пять уровней, и на каждом помещается по сорок шарообразных залов, объединенных между собой крытыми стеклянными галереями. Таким образом, получается около 200 помещений – примерно столько столиц сегодня и насчитывается на карте мира. Внутри каждого «шарика» осуществляется панорамная трансляция сюжетов, повествующих об истории, культуре и традициях того или иного города.

Цокольный этаж музея частично уходит под землю. Видимая же часть здания сделана полностью стеклянной, из-за чего кажется почти нематериальной, а объем музея, наполненный «пузырьками», как будто отрывается от земли. Центральное ядро здания решено в виде открытого атриума, куда выходят стеклянные галереи. Конструкции стен, обращенных в атриум, напоминают паутину. Внизу, на эксплуатируемой кровле цокольного этажа, создана зеленая площадь с местами для отдыха горожан, над головами которых на толстых тросах подвешен гигантский интерактивный куб. Его поверхности – это экраны с постоянно меняющимися изображениями.
Проект «Универсальный музей Мира». Город Москва, Софийская набережная. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Универсальный музей Мира». Город Москва, Софийская набережная. Автор: Полина Явна, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Елена Шилова. «Музей Урбоэкологии»
Музей на Раушской набережной
Проект «Музей Урбоэкологии». Город Москва, Раушская набережная. Автор: Елена Шилова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Музей расположен на берегу Москвы-реки, на Раушской набережной. Выполненный в рамках проекта «Верхняя Москва», он занимает свое место над исторически ценным зданием котельной МОГЭС–1, которое, согласно проекту, превращается в часть музея, полностью отказываясь от функции электростанции. Автор проекта видит в этом шаг на пути к решению проблемы загрязнения города.

Объем музея имеет форму длинной петляющей трубы, которая хорошо сочетается с индустриальным силуэтом котельной. Архитектурный образ символизирует движение, путь, способный в конце концов привести человека к осознанию необходимости бережного отношения к окружающей среде. Внутри этой протяженной галереи помещается вся экспозиция музея, поделенная на тематические блоки, последовательно представляющие историю сохранения природы – от самого маленького дела до заботы о планете в целом. Но главным экспонатом музея является город: остекление по всей длине объема позволяет охватить панораму исторического центра столицы практически целиком. Корпус музея, расположенный непосредственно под главным зданием МОГЭС, предназначен для размещения административного и научного отделов этого учреждения культуры.
Проект «Музей Урбоэкологии». Город Москва, Раушская набережная. Автор: Елена Шилова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Прямо под изгибающейся «трубой», на верхнем уровне устроен пешеходный маршрут, позволяющий легко попасть в выставочные галереи. Также доступ осуществляется со стороны Раушской набережной с помощью большого панорамного лифта. Организованы дополнительные благоустроенные зоны отдыха и вторая набережная с небольшим причалом.
Проект «Музей Урбоэкологии». Город Москва, Раушская набережная. Автор: Елена Шилова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Анна Тузова. «Музей человеческих возможностей»
Музей в Ильинском сквере Тверского района
Проект «Музей человеческих возможностей». Город Москва. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Свой музей автор проекта расположила в тихом московском сквере, где он выглядит скорее как монумент, причем сильно напоминающий советский символ, а именно – серп и молот. Решенный в виде двух взаимопроникающих простых геометрических тел – куба и кольца – музей представляет своим посетителям экспозиции, посвященные безграничным возможностям человека. Пространство куба занимают инсталляции о физических победах: спортивные рекорды, история Олимпийских игр, история покорения горных вершин и освоения новых территорий. Внутри кольца предлагается создать галереи о духовных и интеллектуальных достижениях человечества: научные открытия, технические изобретения, история освоения космоса, уникальные произведения искусства.

Кольцо и куб расположены не параллельно земле, а под заметным углом. Из-за такого объемно-пространственного решения вместо лестниц и пандусов было предложено установить подъемник, доставляющий посетителей на верхний этаж, где располагается кафе с панорамным видом на окружающую историческую застройку. Музей предполагается наполнить большим количеством интерактивных и компьютеризированных экспонатов. Одна из приподнятых наклонных граней куба послужит для размещения светлого и просторного амфитеатра.
Проект «Музей человеческих возможностей». Город Москва. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Музей человеческих возможностей». Город Москва. Автор: Анна Тузова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Яна Остапчук. «Музей времени»
Музей на Лубянской площади
Проект «Музей времени». Город Москва, Лубянская площадь. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
На месте существующего сквера на Лубянской площади предлагается возвести здание, которое петляющей лентой тянется от центра сквера до Политехнического музея, образуя с ним единый музейный комплекс. Свое начало оно берет на уровне минус первого этажа, выходит на поверхность в виде эффектного протяженного объема, составленного из многочисленных выступающих и западающих кубов. Приближаясь к центру площади, музей постепенно закручивается по спирали и снова уходит под землю. Такое решение, по замыслу автора, символизирует бесконечное течение времени и его многогранность. Внутри «спирали» устроено небольшое тихое общественное пространство ниже уровня земли. На кровле музея в хаотическом порядке разместились прямоугольные зеленые лужайки, где могут отдохнуть горожане. Ступенчатая поверхность кровли позволяет сделать разнообразной прогулку по всей ее длине.

Внутри музея помещаются четыре основные экспозиции, посвященные прошлому, настоящему, будущему и вечности. Прошлое и настоящее представлено самыми значимыми творениями человечества. О будущем рассказывают концепции и прогнозы, а вечность подразумевает вопросы сотворения мира, экспозиции, повествующие о мировых религиях и Вселенной. Передвижение посетителей между выставочными зонами осуществляется с помощью специальных вагончиков. При желании можно в любой момент сойти и более детально ознакомиться с понравившимися экспонатами.
Проект «Музей времени». Город Москва, Лубянская площадь. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Музей времени». Город Москва, Лубянская площадь. Автор: Яна Остапчук, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Ольга Кузнецова. «Универсальный музейный центр»
Музей в Большом Спасоголенищевском переулке
Проект «Универсальный музейный центр». Город Москва, Большой Спасоголенищевский переулок. Автор: Ольга Кузнецова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Универсальный музей, способный вместить любую, даже самую необычную экспозицию предлагается расположить в одном из живописных исторических переулков Москвы. Сейчас на этом месте находится небольшая городская площадь, пришедшая в запустение несмотря на то, что рядом находятся памятники - усадьба Тургеневых-Боткиных, Московская хоральная синагога и несколько интересных построек советского модернизма. В такое окружение автор проекта предложила встроить подчеркнуто современное здание со сложными поворотами, консолями, перепадами высот и резко очерченными углами. Форма музея выстроена таким образом, чтобы поддержать красную линию застройки и одновременно облагородить существующую площадь. В плане здание напоминает цифру семь, две грани которой выходят в переулок, а между ними формируется треугольное общественное пространство. Учитывая весьма сложный рельеф участка, и сама площадь, и пространства вдоль здания превращены в разноуровневые зеленые террасы со скамейками и газоном.
Проект «Универсальный музейный центр». Город Москва, Большой Спасоголенищевский переулок. Автор: Ольга Кузнецова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Интерьер музея представляет собой систему перетекающих друг в друга залов и галерей. Вход в музей осуществляется с первого полуподземного этажа. Осмотр экспозиции выстраивается по заданному маршруту, в продолжение которого можно полюбоваться видами Москвы сквозь панорамное остекление. Под зданием создан проход, соединяющий его с усадьбой. Помимо выставочных помещений, в музее есть большое кафе и несколько открытых смотровых площадок.
Проект «Универсальный музейный центр». Город Москва, Большой Спасоголенищевский переулок. Автор: Ольга Кузнецова, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Полина Москаленко. «Археологический музей»
Португалия, Монтемор-у-Нову
Проект «Археологический музей». Португалия, город Монтемор-у-Нову. Автор: Полина Москаленко, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
В отличие от других студентов, работавших со знаковыми местами Москвы, автор этого проекта в качестве участка проектирования выбрала территорию старинного замка Монтемор-у-Нову в Португалии, расположенного между одноименным городом и рекой Альмансор. За основу было принято задание конкурса идей на проект археологического музея, который предлагалось запроектировать непосредственно у стен средневекового замка с его высокими башнями, крепостными стенами протяженностью более 2 км и величественными въездными воротами. Очевидно, что в таком насыщенном архитектурном и природном окружении – замок стоит на живописном зеленом холме высотой почти 300 м – очень важным было уважительно отнестись к истории и подчеркнуть особенности места. Именно поэтому форма музея очень лаконична. В плане это квадрат, прорезанный таким же квадратным открытым атриумом. По словам автора проекта, центральный атриум решен как одна из башен замка. Внутри него устроено просторное фойе с необычной лестницей, похожей на большую скульптуру. Лестница приводит посетителей сначала в зал истории, затем – к основной экспозиции музея, а оттуда – в галереи временных выставок.
Проект «Археологический музей». Португалия, город Монтемор-у-Нову. Автор: Полина Москаленко, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»
Проект «Археологический музей». Португалия, город Монтемор-у-Нову. Автор: Полина Москаленко, студент 6 группы 4 курса кафедры «ПРОМ»

Вся архитектура музея подчинена общей идее – не навредить окружению, не привлекать излишнее внимание. Врезанный в тело горы и частично уходящий под землю объем музея буквально сливается с природным ландшафтом. Отделка фасадов напоминает обветренные скалы, а каменные поверхности роднят новый объем с замком. Кровля музея эксплуатируемая, на ней организована большая смотровая площадка, с которой открывается вид на окрестности.

19 Марта 2015

В горах Сванетии
Шесть дипломных проектов ярославских студентов, посвященных возрождению альпинистских лагерей в Грузии.
Лаконизм и уместность
Шквал курсов и публикаций, посвященных качеству подачи портфолио архитектора, приносит плоды. Публикуем несколько позитивных примеров портфолио третьекурсников МАРХИ с комментариями авторов.
МАРХИ-2019: 11 лучших рисунков
Как изображать современную архитектуру? Ответ постарались найти участники конкурса рисунка, прошедшего в МАРХИ. Представляем результаты творческих поисков.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Студентам от студентов
Подведены итоги конкурса на лучшую зону отдыха для московских вузов. Победили выпускницы МАРХИ с проектом для Московского авиационного технологического института. Представляем работы, занявшие призовые места.
Полное погружение
Публикуем проекты студентов магистратуры МАРШ, разработанные в рамках студий «Ремонт ландшафта» и «Из Москвы в Никола-Ленивец».
Наша Вологда
Проекты студентов МАРХИ и ВоГУ – участников воркшопа, посвященного благоустройству общественных пространств в Вологде.
Приморский контекст
Обзор студенческих проектов для Владивостокской агломерации за 2003-2016 годы, объединённых темой экологии. Каждая работа – результат скрупулёзного исследования климатических особенностей разрабатываемой территории.
МАРХИ: Золотая медаль 2016
Представляем проекты победительницы и четырех номинантов ежегодного конкурса для выпускников Московского архитектурного института.
Новое измерение
Лучшие дипломные проекты бакалавров МАРХИ группы под руководством Всеволода Медведева, Михаила Канунникова, Зураба Басария.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.
Наедине с лесом
Архитектор Станислав Зыков спроектировал для небольшого лесного участка, свободного от деревьев, башню с бассейном на крыше: плавая в нем, можно рассматривать верхушки елей. Все наружные стены дома стеклянные и даже водосток находится внутри, чтобы гости могли лучше слышать шум дождя.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.