Объем со смыслом и логикой

Руководители бюро «Четвертое измерение» о том, почему архитектура без образа - безобразна, о едином для всех понятии красоты и о своих знаковых работах.

mainImg
На вопросы Архи.ру отвечают руководители бюро «Четвертое измерение» Всеволод Медведев, Олег Мединский, Михаил Канунников и Зураб Басария.
Руководители бюро «Четвертое измерение»: Михаил Канунников, Всеволод Медведев, Олег Мединский, Зураб Басария. Автор фотографии Игорь Родин

Архи.ру:
- Бюро «Четвертое измерение» возглавляют сразу четыре человека. Когда и при каких обстоятельствах началось ваше сотрудничество?

Всеволод Медведев:
 – Мы все учились в МАРХИ на одном курсе и в одной группе у Владлена Красильникова и Дмитрия Солопова. Все вместе мы делали дипломную работу – город будущего со сложным генпланом, для которого каждый разрабатывал свою часть. А по окончании института, в 1997,  Солопов пригласил нас четверых на работу в свою мастерскую в "Моспроекте-2". Мы проработали там около пяти лет и за это время успели поучаствовать в самых интересных проектах мастерской – в том числе, разрабатывали интерьеры стилобатной части Храма Христа Спасителя. Это был бесценный практический опыт с настоящей большой стройкой и авторским надзором – несмотря на то, что наши архитектурные пристрастия очень мало пересекались с каноническими образами храма. Были у нас и весьма творческие, концептуальные задачи – как, например, конкурс на проект преобразования Боровицкой площади, концепция развития Поклонной горы, серьезная градостроительная работа для Коровьего вала и так далее.

Олег Мединский:
 – Мы очень сдружились еще во время учебы в МАРХИ. У нас была очень дружная группа, почти со всеми своими однокурсниками мы до сих пор поддерживаем отношения. Во многом это произошло благодаря нашим преподавателям, которые делали упор на коллективную работу, учили нас слышать мнение другого человека. Может быть, именно поэтому мы так долго работаем вместе, избегая каких-либо конфликтов внутри мастерской. Как говорится: одна голова хорошо, а четыре еще лучше.
Эскизы. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

- Расскажите о своих первых совместных проектах?

В.М.:
 – Начинали с малого: реклама, оформление выставок, малые архитектурные формы. А что касается серьезных проектов, то они появились только после окончания института. Еще работая в «Моспроекте-2», мы стали тесно сотрудничать с компанией «Аркрон», которая вела несколько крупных проектов в Ханты-Мансийске. Специалисты этой компании занимались рабочим проектированием, на нас же лежала вся креативная часть. Вместе с ними мы спроектировали и построили крупный театральный комплекс «Югра-Классик», который остается одним из крупнейших культурных центров Ханты-Мансийска и сегодня. А прямо напротив театра по нашему проекту было построено здание кинотеатра: получилась очень точная реализация замысла. Был также проект Ледового дворца в Ханты-Мансийске и крупные градостроительные концепции. Одним словом, с самого начала мы занимались исключительно крупными городскими объектами, и времени на частные заказы практически не оставалось.
Многофункциональный театрально-концертный комплекс «Югра-классик». Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

Зураб Басария:
 – Не каждому архитектору за всю свою практику удается построить театр. Для нас это был первый самостоятельно реализованный проект. Конечно, объект с архитектурной точки зрения получился неоднозначный: у него было много «родителей». Изначально мы получили готовую композицию, изменить которую уже не могли, нам были навязаны определенные отделочные материалы, а, кроме того, нас отстранили от разработки интерьеров, из-за чего они оказались совершенно «оторваны» от внешнего облика. Тем не менее, этот проект нам очень дорог. Мы делали его в свободное от основной работы время, но это не помешало ему сразу попасть в СНИПы, а чуть позже – получить Золотой диплом фестиваля «Зодчество».

- Когда возникла мысль о создании собственного архитектурного бюро?

Михаил Канунников:
 – Уже в Моспроекте мы научились и даже привыкли решать сложнейшие задачи. На таких ответственных проектах, как, например, развитие проспекта Сахарова, мы тренировались мыслить масштабно. Первые самостоятельные работы не испугали нас сложностью поставленных там задач. Тогда же и возникла мысль о том, что у нас уже достаточно опыта и знаний, чтобы открыть собственное архитектурное бюро.

- Что означает название бюро «Четвертое измерение»?

В.М.:
- Мы долго думали над тем, как назвать бюро, пытались складывать первые буквы своих имен – как это обычно принято, но ничего из этого не вышло. Сознательно мы сразу отказались от иностранного звучания и написания названия бюро. Хотелось придумать что-то многозначное. В итоге получилось довольно поэтичное и, может быть, излишне романтическое название, которое, однако, несет в себе очень много смыслов – от понятия времени до нового измерения, которое создают четыре человека, четыре архитектора. Кроме того, четвертое измерение – это ментальное пространство, в котором рождаются и живут мысли.

- Расскажите о первых шагах вашего бюро.

В.М.:
 – После грандиозных объектов, над которыми мы работали в Моспроекте-2, в своей самостоятельной практике нам пришлось спуститься на землю, потому что первым нашим заказом стал частный загородный дом, потянувший за собой целую серию подобных проектов. Заказ пришел от очень состоятельного человека, попросившего нас спроектировать огромный дом в стиле Френка Ллойда Райта площадью более 2 тысяч кв.м. на участке в Барвихе. Это был первый и довольно непростой опыт работы с частным заказчиком, который, тем не менее, позволил без искажений реализовать наш архитектурный проект.

М.К.:
 – С частным заказом работать оказалось сложнее. Когда проект разрабатывается для города или государства, архитектор, как правило, очень мало напрямую соприкасается с заказчиком. Частный заказчик находится в постоянном контакте с архитектором, на любом, даже самом неподходящем этапе работы он может попросить внести изменения в проект. В работе с частным заказчиком архитектор должен быть одновременно и управленцем, и строителем, и психологом, и врачом, и экономистом, и технологом.

В общей сложности, этим объектом мы занимались около пяти лет. Параллельно стали возникать подобные же заказы, причем все дома располагались по соседству, и, строя один дом, можно было наблюдать из его окна уже возведенные здания – весь маленький мир, созданный твоими руками, мир, продуманный до малейшей детали.
Загородный жилой дом “R”. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

- В тот момент, когда вы начинали сотрудничать, у вас уже были какие-то общие архитектурные пристрастия?

О.М.:
 – Несмотря на то, что мы столько лет работаем вместе, у каждого из нас свой вкус и свое видение архитектуры. Какой бы работой мы ни занимались, у нас всегда идет некий внутренний конкурс, когда каждый из нас предлагает свой вариант решения той или иной задачи. Разработав несколько альтернативных версий, мы либо выбираем лучшую сами, либо предоставляем право выбора заказчику.

З.Б.:
 – Существует мнение, что правильное решение может быть только одно. Мы с этим мнением не вполне согласны. Практика последних московских конкурсов показывает, что уровень работ финалистов одинаково высок, из них очень сложно выбрать единственно правильный вариант. Чаще победа одному из финалистов присуждается по очень субъективным причинам. Точно так же и у нас: мы предлагаем заказчику несколько разных, но одинаково качественных проектов, любой из которых можно реализовать. Важно, что победивший в результате вариант, кому бы из нас четверых он ни принадлежал, тут же становится общим, все вместе мы тщательно прорабатываем его, обсуждаем и критикуем без какой-либо профессиональной ревности.

В.М.:
 – Нам все предрекали скорую ссору и распад компании из-за того, что у нее сразу четыре руководителя, наделенные одинаковыми полномочиями. Но секрет нашего успеха – уважительное отношение к деятельности коллег, умение вести диалог друг с другом и не обижаться на честную критику – пусть даже жесткую.

- И, тем не менее, расскажите о ваших индивидуальных предпочтениях. Какая архитектура вам близка?

В.М.:
 – Мне нравится современная архитектура – Заха Хадид, Жан Нувель, Норман Фостер, Asymptote, UN studio...

М.К.:
 – А для меня в архитектуре, как и в музыке, важно качество исполнения, а не стиль и принадлежность к той или иной эпохе.

В.М.:
 – Не могу с этим согласиться. Не может одному и тому же человеку искренне нравится и Заха Хадид, и Роберт Стерн. Мне не близок джаз, как бы качественно он не звучал. Точно так же я не воспринимаю постмодернизм, даже очень профессионально выполненный.

О.М.:
 – А мне не близка архитектура минимализма. Минимализм я бы сравнил с танцем со связанными за спиной руками. Наверное, такой танец был бы интересен для мастеров, которые уже все видели и все умеют, но зачем так ограничивать себя с самого начала? Архитектура должна быть остроумной. Архитектура – это язык, набор элементов. Здесь показателен опыт Бьярке Ингельса. Когда он рассказывает, как создает архитектуру, складывается впечатление, что сделать это сможет каждый. Но это заблуждение, поскольку за этим набором элементов и архитектурных средств скрывается личность и потрясающий талант архитектора. Архитектура – это образ, архитектура без образа – безобразна.

З.Б.:
 – Современная архитектура приводит меня в состояние внутреннего трепета, это то, что я действительно люблю. Немного вещей осталось на свете, которым можно так искренне радоваться в 45 лет. Когда я вижу старую Италию или Вену, я не могу не признать, насколько потрясающая там архитектура. Однако она другая, я понимаю и чувствую эту архитектуру, но проектировать подобное не могу и не хочу. Современная архитектура мне близка по-настоящему, я хочу быть к ней причастен. И дело здесь не только в форме и материалах. Лицо сегодняшней архитектуры – это отражение нового века, новых человеческих запросов, новых технологий. К примеру, сегодня стал очень важен социальный фактор, когда архитектор в своих проектах должен в первую очередь учитывать интересы горожан. В советской архитектуре этого практически не было.
Авторский плафон освещения в интерьере загородного жилого дома. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

- Какими принципами и критериями вы руководствуетесь, создавая архитектурный проект?

В.М.:
 – Каждая задача уникальна и требует уникального решения. У нас не бывает одинаковых сценариев. Польза, прочность, красота – это идеальные критерии настоящей архитектуры, но объектов, где все это сочетается, в мире очень мало. Сегодня, к сожалению, большинство архитекторов отрицают понятие «красота», полагая, что у каждого она своя. Я с этим категорически не согласен, есть друзья и на вкус, и на цвет. Так, едва ли найдется человек, который, выйдя к собору Святого Петра в Риме, скажет, что он безобразен. Создав свой шедевр, картину «Черный квадрат», Малевич породил опасный эффект не вполне правильного восприятия искусства: далеко не все, что максимально просто, является искусством. Лично для меня важен визуальный эффект, поэтому я сначала придумываю форму и уже ей подчиняю функцию. Функцию всегда можно подчинить образу и эмоции, но не наоборот.
Офисное здание Останкинского пивоваренного завода. Фрагмент фасада. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

М.К.:
 – Соглашусь, что ключевое слово здесь – эмоция. Помимо бурного wow-эффекта, это может быть эмоция радости, покоя, погружения в среду – все зависит от поставленных задач.

З.Б.:
 – Для меня недопустима механистичность проектирования. Архитектура должна рождать чувства, производить впечатление. Не утратили для меня значимости и такие понятия, как ансамблевость, силуэт, точки восприятия. Но в первую очередь важна последовательность решения задач: ни один из этапов проектирования не должен быть упущен. Не может быть создана прекрасная внешняя форма с чудовищным наполнением.
Торгово-досуговый центр «Парк 13». Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

М.К.:
 – Здорово, когда после первого впечатления у человека остается приятное послевкусие, которое дает смысл и логика, наполняющие объем изнутри. Недавно в Белграде я увидел оперный театр. Здание представляет собой современный стеклянный короб с интересно обыгранным входом. Но, подойдя ближе, я понял, что внутри него сохранено старое здание, на котором даже остались афиши начала XX века. Это решение дает удивительную многослойность и переплетение эпох: вы входите в современное здание, а видите старинный фасад, встроенный в новые интерьеры. Меня этот проект по-хорошему поразил, потому что для меня архитектура должна быть не только эффектной, в ней должна быть мысль. Рационализм и красота не должны противопоставляться, но обязаны взаимодействовать.
Жилой район в инновационном центре Сколково. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

- Какие проекты из своей практики вы бы выделили как наиболее показательные?

В.М.:
 – Понятно, что все объекты нам по-своему дороги. Но есть те, в которые было вложено очень много сил, энергии, творческих мыслей. Например, в 2005 мы спроектировали большой и очень сложный, по-настоящему многофункциональный комплекс, включающий два офисных здания, парковку, рестораны, гостиницу, спортивный центр с бассейнами и даже тир. Нам практически был дан карт-бланш в создании сложнейшей структуры. Мы сделали несколько вариантов, и заказчику понравился проект с многослойной геометрией и остротой линий.
Деловой комплекс металлургической компании в Москве. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»


З.Б.:
 – Здесь сложно выделить что-то конкретное, поскольку у нас нет и не было ни одного проходного проекта. Каждый раз мы приступаем к работе с новой идей, с новым запалом и творческим энтузиазмом. Нам важен сам процесс проектирования, может, поэтому у нас так много «инициативных» проектов, выполненных на общественных началах. Помимо предложений по спасению Шуховской башни и реконструкции Тургеневской площади, о которых мы уже рассказывали на Архи.ру, мы разрабатывали проект сохранения и реставрации кинотеатра «Родина» в Орле, который предполагалось снести, а на его месте построить торговый центр. Мы же решили спасти «Родину» и предложили превратить ее в кинотеатр фестивального типа. Торговый комплекс было решено спрятать в «зеленый холм», рассредоточенный вдоль всей площади.  

М.К.:
 – Еще один важный для нас проект – градостроительная концепция развития старого города Видное. Эта часть города строилась после войны по единому генеральному плану. Но сейчас ее постепенно обступает многоэтажная жилая застройка, многие старые здания уже уничтожены или находятся под угрозой сноса. Проект спасения города инициировал один из его влиятельных жителей. По его просьбе мы провели исследования, подготовили ряд предложений, затем собранных в книге. Эта работа послужила поводом для рассмотрения этого вопроса на городском уровне, и мэром города был объявлен конкурс, который выиграло наше бюро. Стратегия развития города уже принята, и есть надежда, что этот проект станет пилотным для многих старых подмосковных городов, находящихся под угрозой потери исторического облика.
Реновация исторической части города Видное. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

О.М.:
 – Совместно с Союзом Художников мы участвуем в программе «Городской вернисаж». Ее идея – в том, чтобы в окраинных районах Москвы появились культурные очаги в виде небольших выставочных павильонов и «медийных башен», на которых вместо рекламы транслировались бы интерактивные художественные выставки и репродукции произведений искусства.
Программа “Городской вернисаж”. Башня искусства. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

М.К.:
 – Недавно был реализован проект, где мне удалось воплотить в жизнь давно возникшую идею жилого дома, состоящего из нескольких объемов, объединенных террасами. Каждый объем – это отдельная функция. Дом решен большими пространствами. В облицовке использованы песчаник, дерево, стекло и натуральный камень. Этот проект мы сделали от начала и до конца, даже мебель в нем авторская.
Загородный жилой дом “S”. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

В.М.:
 – Одним из самых важных проектов для нас остается театр в Ханты-Мансийске, хоть он и не является показательным. Надо сказать, что у нас был еще один шанс построить театр. Мы участвовали в закрытом конкурсе на проект театра в Сургуте и выиграли его. Это был действительно показательный для нас проект со сложными конструкциями висящего малого зала, которые брался просчитать только Нодар Канчели. Обидно, что выиграв конкурс, мы так и не смогли реализовать проект, не договорившись с заказчиком о цене. Мы были готовы работать практически бесплатно ради самой возможности построить такое здание, но выходило так, что денег инвестора нам не хватало даже на то, чтобы оплатить работу подрядчиков и смежников. В итоге театр в Сургуте ни по нашему, ни по какому-либо другому проекту так и не был построен.
Театрально-концертный комплекс «Сургут-холл». Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

- Сегодня право на проектирование большинства знаковых объектов в Москве архитекторы получают по результатам конкурсов. Планируете ли вы в них участвовать?

В.М.:
 – Конечно, и мы уже активно участвуем в конкурсах. Недавно для конкурса «Экоберег» мы предложили концепцию реновации набережной Тараса Шевченко. Генератором идеи был Зураб Басария. Он придумал сложную трехуровневую структуру с верхней и нижней набережными и отдельным спуском к воде. Жюри, состоящее из первых лиц союзов архитекторов разных стран, высоко оценило эту идею, и, совершенно неожиданно для нас, она заняла первое место.
Реновация набережной Тараса Шевченко. Экоберег 2014. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

Еще одним интересным опытом стал проект реконструкции недостроенной екатеринбургской телебашни. Ее мы предложили дематериализовать, сделав полностью зеркальной. Наверху, словно повисший в воздухе, застыл бы объем городского музея со смотровой площадкой. К сожалению, в этом конкурсе так и не был определен победитель, а идея реконструкции башни осталась только идеей. Что касается наших планов, то нам, безусловно, интересны все городские инициативы. Сейчас мы участвуем в конкурсе на проект реконструкции кондитерско-булочного комбината «Простор» в Черемушках. Здесь нам особенно интересна промышленная специфика, поскольку мы преподаем на кафедре прома в МАРХИ и даже хотим привлечь к проектированию наших студентов.
Реконструкция комплекса производственных зданий в Москве. Фрагмент фасада. Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

- Поделитесь вашими планами на будущее: в каком направлении будет развиваться бюро в дальнейшем?
Жилой комплекс «Песчаная 10». Архитектурное бюро «Четвертое измерение»

В.М.:
  – Одной из интересных задач является объединение усилий художников и архитекторов в конкретных работах. Нам кажется важным и необходимым вернуть это утраченное взаимодействие между творческими профессиями. Причем, как на уровне профессионалов творческих союзов Москвы, так и на уровне студентов МАрхИ и Строгановки. Преподавательская деятельность – значительная часть нашей жизни, которая не дает нам расслабиться, а заставляет находиться в постоянном профессиональном поиске и в курсе самых передовых тенденций.

Мы готовы строить самые современные и инновационные объекты – есть и опыт, и идеи, и желание работать. Долгие годы мы в большой степени оставались заложниками финансовой стороны дела, требований заказчика и т.п. Сегодня мы занимаем более жесткую позицию, проектируя только то, что нам по-настоящему близко.

03 Июля 2014

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.