07.10.2007

Музыка сфер в отдельно взятом доме

Жилой дом «Премьер» на Воробьевых горах, задуманный пять лет назад и завершенный только сейчас, может похвастаться цельным и почти математически точным архитектурным решением, тонкой игрой форм на грани то ли атомной физики, то ли высокой философии

информация:

Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»открыть большое изображение

Это очень хорошо расположенный дом. Он разместился в парково-академической зоне города, на границе зеленого массива Воробьевых гор, он стоит над прудом Дворца пионеров и отражается в нем.

Здание состоит из двух жилых домов-пластин одинаковой высоты и пропорций, поставленных параллельно на некотором расстоянии друг от друга и соединенных в нижней части трехъэтажным общественным стилобатом, в котором расположен вход в оба дома. Все вместе, если посмотреть на план, похоже на букву «Н», вписанную в идеальный квадрат – две стороны образованы высокими пластинами, посередине – «перекладина» большого холла, обремененного офисами.

Здесь возникает любопытная типологическая коллизия. Обычно – и даже нередко – стеклянный «предбанник» помещается перед многоэтажным домом, или же, в том случае, если это, например, магазин – тянется вдоль него, но все же как правило выступает вперед. А тут все наоборот: застекленный вход «спрятан» между двумя домами, убран в глубину композиции. Которая в результате оказывается, во-первых, на первый взгляд парадоксальной, а во-вторых, очень характерной для архитектуры Владимира Плоткина.

У ансамбля нет центра, точнее он нарочито и в буквальном смысле проседает, проваливается – с 19-ти этажей до трех. С другой стороны можно сказать, что центр, наоборот, есть, но раздваивается на два похожих дома, которые «отталкиваются» друг от друга так, как по законам физики отталкиваются одинаково заряженные частицы, оказываясь в итоге на противоположных концах квадрата. Но разлетаются они не совсем – между домами-«частицами» существует зримая связь – тот самый стеклянный трехэтажный стилобат, который хочется сравнить с молекулярными связями, в том виде, в каком их рисуют в учебниках.

Итак, центра в том месте, где мы его привыкли искать, нет – и в то же время симметрия, геометрия и закономерности – очень жесткие – наличествуют, просто они берутся не из классических схем, а как будто бы из законов физики или математики. Заметим, что дом стоит между двумя главными центрами московской учености, Университетом и Академией наук – уж не от них он зарядился физико-математическими эманациями? В то же время сталинской высотке МГУ дом противоположен, и именно благодаря раздвоенной неклассической композиции.

Отточенная игра двоичных сопоставлений продолжается и на фасадах, где два цвета – кирпичный красный и ослепительно-белый, принимают на себя роли представителей двух основных видов архитектурной материи – основы и декорации. Кирпичные поверхности прорезаны глубокими лоджиями, они более материальны и могут позволит себе светотень и некоторую степень массивности – в рамках строгой геометрии целого. Белый цвет, как ему и полагается, чист и эфемерен, он сочетается со стеклом и сосредотачивается большими пятнами на внешних фасадах, «обнимая» один угол и заходя на один торец каждого дома.

В целом получается, что два одинаковых дома поставлены зеркально относительно общего центра. Вместе с отражением всего здания в воде эта зеркальность фасадов складывается в одну общую геометрическую игру – как будто бы где-то над входным вестибюлем – над перекладиной буквы «Н» поставлено невидимое зеркало, и одна половина дома – это отражение первой, вот только неясно, какая «настоящая». Зато этот сюжет хорошо объясняет квадратную симметричность ансамбля, который, будучи на самом деле простым московским элитным домом, в некоторой – художественной – своей части предстает разновидностью отвлеченных схоластических штудий, усложненным продолжением «квадратного» и «круглого» домов Владимира Плоткина девяностых. Но не стоит думать, что архитектор вернулся к прежним поискам – на самом деле закончен-то дом сейчас, а спроектирован пять лет назад, в 2002 году, поэтому его можно считать логичным продолжением «тех» размышлений, окончательно воплотившимся только сейчас.

Как всегда бывает, в процессе воплощения эстетствующая схоластика срастается с нашей реальностью, частью намеренно, частью – уступая и что-то утрачивая. Зеркальность, например, имеет вполне прагматическое обоснование – за обращенными внутрь кирпичными стенами спрятаны различные коммуникации и технические помещения, здесь нет квартир, потому что пластины стоят слишком близко и мог бы возникнуть эффект, емко называемый «окно в окно».
Кроме того, чтобы не испортить пейзаж, пластины ориентированы торцами к склону Воробьевых гор. А чтобы удачнее показать окружащие красоты всем входящим-выходящим из здания, архитектор превратил расположенную между домами «перекладину» холла в большое панорамное окно. Это могли быть две строго продуманных, как ведута ренессанса, ландшафтные картины, одна на с видом пруд, другая на Москва-реку, огражденные перспективной рамкой зданий. Все это даже построили. А потом сразу же переделали интерьер холла, полностью загородив все виды – не пропадать же квадратным метрам. В наше время эстетское любование окрестностями «просто так», без видимой пользы да еще и в общественном пространстве – роскошь почти недоступная. Что поделаешь, период накопления.

Этот дом, однако, тем и хорош, что даже лишившись какой-то части первоначального замысла он упрямо «держит марку», не утрачивает своих абстрактных ценностей и «математической» красоты линий.

Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»открыть большое изображение
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»
Жилой дом «Премьер» © ТПО «Резерв»открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Екатерина Кузнецова
  • Арсений Леонович
  • Никита Бирюков
  • Владимир Биндеман
  • Михаил Канунников
  • Олег Карлсон
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Петр Фонфара
  • Владимир Плоткин
  • Иван Кожин
  • Александр Попов
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Роман Леонидов
  • Сергей Чобан
  • Наталия Шилова
  • Никита Токарев
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Асадов
  • Магда Чихонь
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Кузнецов
  • Антон Лукомский
  • Игорь Шварцман
  • Илья Уткин
  • Антон Надточий
  • Николай Переслегин
  • Никита Явейн
  • Сергей Труханов
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Александр Скокан
  • Лукаш Качмарчик
  • Олег Шапиро
  • Антон Яр-Скрябин
  • Николай Миловидов
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Ликин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Магда Кмита
  • Валерия Преображенская
  • Алексей Иванов
  • Карен Сапричян
  • Вера Бутко
  • Илья Машков
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей  Орешкин
  • Александр Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Даниил Лоренц
  • Екатерина Грень
  • Александр Бровкин
  • Шимон Матковски

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи