Исследование жилых пустот

В апреле проект Рубена Аракеляна «Исследование жилых пустот» был отмечен премией «Перспектива-2012». Этот проект будет показан в рамках архитектурной биеннале, которая открывается, вместе с «Арх Москвой», завтра. Мы обратились к автору проекта с просьбой подробнее рассказать о сути исследования.

mainImg
Сначала – премия смотра-конкурса «Перспектива», теперь – экспозиция для «Арх Москвы». Расскажите пожалуйста о Вашем участии там и там.

Р.Аракелян:
На самом деле, участие в «Перспективе» получилось почти спонтанным. В конце марта на форуме «Архитектура и природа», посвященного расширению Москвы, я прочел лекцию, в которой осветил ключевые моменты своего диссертационного исследования. Организаторы заинтересовались и предложили представить проект на суд жюри смотра-конкурса «Перспектива».

Что касается экспозиции для «Арх Москвы», то здесь, со слов куратора Барта Голдхоорна, моя работа очень точно попала в заявленную тему фестиваля, а именно – «идентичность». Под экспозицию отведена 20-метровая стена в холле ЦДХ, где разместится обширный визуальный ряд, а для более детального ознакомления будут подготовлены буклеты.
Проблематика исследования по-особому зазвучала в контексте расширения Москвы, которое я, к слову, не одобряю. Тем не менее, при создании новой городской среды важно подчеркнуть необходимость формирования элементов вторичной природы в совокупности с городским ландшафтом. Важно понимать, что создавать следует не столько материю – здания, сколько пространство в целом, стремительно деградирующее сегодня под спудом формальных и консьюмерических подходов к организации городской и, в частности, жилой среды.

В своем проекте Вы как раз и обращаетесь к исследованию нематериальной части пространства – к пустоте. Как возникла данная тема?

Р.А.
Вопросом исследования жилых пустот я впервые занялся в годы обучения в аспирантуре МАрхИ. Тема исследования была поддержана и одобрена моим научным руководителем А.Б. Некрасовым. Диссертация стала развитием дипломной работы, в которой я пытался экстраполировать нематериальные ценности старых армянских дворов в современном Ереване.
Большое влияние на меня оказал исследовательский курс Юрия Григоряна в институте «Стрелка», рассматривающий проблемы общественных пространств. Так постепенно оформилась тема диссертации, где объектом исследования выступает пустота.

Что Вы вкладываете в понятие «жилая пустота»?

Р.А.
Не стану вдаваться в философские дискуссии о природе пустоты. Существует материальная среда (тело), которая, в свою очередь, формирует среду нематериальную (антитело). По сути, я разъял тело и антитело, оставив в качестве самостоятельного объекта исследования только пустоту, собственно, и определяющую качество городской среды.

Рубен Аракелян
Тело / антитело

Интересно было рассмотреть пустоту с позиции пространственных характеристик, свойственных материи – размер, плотность, насыщение, габариты и т.д. Помимо этого я изучил баланс соотношения пустоты и застройки, внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование жилых пустот, а также изменения их границ в процессе эволюции.
Пространственные характеристики пустоты продиктованы совокупностью внешних и внутренних факторов. К внешним факторам отнесены политические, технологические, экономические, градостроительные процессы и множество сопутствующих «субфакторов». Внутренние факторы – это социально-психологические, визуальные и поведенческие потребности обитателей среды.

Мне был интересен баланс воздействия внутреннего и внешнего на пустоту. Сегодня формирование жилых пустот происходит преимущественно под воздействием внешних факторов. Мне же хотелось обратиться к пустотам, возникшим вследствие влияния внутренних факторов, т.е. человека. Поэтому я выбрал жилые образования «нативного», естественного происхождения. Имеется в виду не бессмысленная интерпретация ушедших форм, а раскрытие пространственных ценностей, учет которых позволит выработать новые подходы в формировании жилой среды.

Понятие качества жилых пустот. Пространственные характеристики.

Внешние и внутренние факторы.

Вы рассматриваете огромный временной отрезок – от античности до наших дней. Как изменялись жилые пустоты в процессе смены цивилизационных моделей?

Р.А.
Я остановился на ключевых цивилизационных моделях, принятых в современной социологии, выделив доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды. В качестве территориальной привязки выбрано Армянское нагорье – 7 жилых образований. В данном случае территориальная привязка довольно условна, поскольку пустота обладает большей географической гибкостью, чем материя, и не может быть привязана к конкретному региону. При этом изменение пространственных характеристик рассматривалось с учетом общемировых политических, экономических и технологических реформаций, системы ценностей и принципов формирования характерных для того или иного периода.
В результате ретроспективного анализа был составлен временной инфографик, иллюстрирующий «мутацию» пространственных характеристик жилой среды в процессе смены основных исторических эпох (экотопология).
Так, квартал VII-VI тысячелетия до н.э. был довольно компактным (0.17 га) и имел нерегулярную структуру. Античный период рассмотрен в контексте перехода от естественного принципа формирования жилых образований, свойственного архаичным поселениям, к принципу предварительного планирования. Данный принцип основан на регулярной планировке, интегрированной в естественный рельеф местности. Как следствие – геометрически правильная форма квартала и его увеличение до 0.93 га.

В средневековый период можно наблюдать два вектора развития: интеграцию естественной и регулярной моделей формирования и возврат к естественному формированию кварталов, которые стали чуть шире, а их абрис беспорядочней. Эта особенность сохраняется вплоть до XVIII в., до начала индустриальной революции, после которой характер квартала резко меняется в сторону упорядоченности. В итоге в процессе эволюции в XX в. размер среднестатистического квартала с характерной экстенсивной градостроительной моделью развития, во многом определенной Афинской Хартией 1933 г., достигает 8,3 га против 2,1 га в середине XIX в.

Подобные изменения можно проследить и на примере эволюции дворов. Интересно, что в соотношении тела и пустоты наблюдается пространственная инверсия: в первобытных поселения тело составляло 92%, а пустота 8%, что обратно пропорционально современной типовой застройке.

При составлении диаграммы изменений были выявлены периоды пространственных флуктуаций (скачков). Для подробного анализа я выбрал раннее и среднее средневековье – относительно спокойный этап развития без резких скачков. Выявленные в ходе ретроспективного анализа нематериальные ценности, характерные для данного периода, я приложил к современному городу.

zooming
Экотопология жилых пустот

Эволюция квартала

Диаграмма изменений пространственных характеристик жилых пустот

Расположение объектов исследования на территории Армянского нагорья

Какие это ценности?

Р.А. Жилая среда в рассматриваемый период времени формировалась, в большей степени исходя из потребностей человека с учетом географического и климатического контекста. Главенствующие роли играли фактор места, потребность в социально-территориальных связях, доступность природных ресурсов, требования обороноспособности и безопасности.
Пространство в большинстве случаев строилось не от улицы к дому, как сегодня, а, наоборот, от дома к улице. Сначала появлялись жилые ячейки, затем формировалась система связей. Это определяло сложную геометрию улиц, а, следовательно – разнообразие визуальных сценариев.

То же самое можно сказать и о дворах, разительно отличающихся от сегодняшнего монодвора. К примеру, жилые дома в одном из образований армянского нагорья располагались на расстоянии 10-15 м, а это соответствует комфортной дистанции общения людей (по Эдварду Холлу).

На улицы, как правило, выходили глухие стены с малым количеством оконных проемов, что создавало более интровертное пространство.

Также этому периоду свойственна пешеходная и визуальная проницаемость. Возьмем горное средневековое образование Шатили X в. в Грузии: в виду ограниченности земельных ресурсов улицами служили террасы нижележащих домов, по которым, как по пологой лестнице, можно было пересечь все поселение. Одновременно на них развивалось террасное земледелие. Другой пример - сотообразная структура застройки, в основе которой лежала однозальная жилая ячейка с верхним световым отверстием. Данная типология позволяла, пренебрегая световой ориентацией, располагать здания практически вплотную друг к другу даже в сложных топографических условиях, а также на участках, непригодных для земледелия. При этом образовывалось абсолютно проницаемое и беспрепятственное пространство. В равнинных поселениях система дворов и пешеходных связей позволяла без преград пересекать квартал, не огибая его по периметру.
Ярко выраженные границы домовладений позволяли осуществлять контроль территории.

Каждая жилая единица имела свою зону ответственности и автономный вход.
К основополагающим ценностям я отнес также интенсивность и рациональность использования территории, архитектурно-типологическое разнообразие, модульность, идентичность, регламентацию зон ответственности, разнообразие типов функциональных элементов, адаптивность – т.е. способность жилых образований сохранять структуру застройки, невзирая на увеличение плотности в активные периоды урбанизации.

Разнообразие визуальных сценариев

Пешеходная и визуальная проницаемость

Регламентация зон ответственности

zooming
Фрактальные свойства планировочной структуры

zooming
Интенсивность и рациональность использования территории

Разнообразие типов функциональных элементов

Архитектурно-типологическое разнообразие

А нужно ли принимать средневековую систему ценностей в наши дни? Изменилось время, общество, город…

Р.А.
Думаю, в них есть скрытый потенциал, который, по моему субъективному мнению, недостаточно изучен и неправильно интерпретирован. Опираясь на традиционные ценности, я разработал ряд планировочных принципов, которые вполне применимы в современном городе и объективно способны повысить качество жилой среды.
Квартал сегодня строится преимущественно по периметру, внутри него остается огромная и никому конкретно не принадлежащая дворовая территория. Такое построение обедняет визуальные сценарии, сводит на нет идентичность места, увеличивает дистанции перемещения. Разработанный мной принцип полицентричности позволяет отойти от общего двора и приблизиться к средневековой планировочной структуре с множеством уютных микродвориков. При этом плотность застройки сохраняется, а этажность снижается до сомасштабной человеку. Таким образом, принцип предлагает альтернативу устоявшейся моноцентричной структуре жилой застройки в виде взаимосвязанных жилых пространств разного размера и конфигурации в пределах того же участка.

Принцип полицентричности. Сопоставление моноцентричной и полицентричной моделей на структурном уровне

Принцип дискретности предполагает разбивку одного монообъема (стандартного многоэтажного дома) на несколько жилых единиц. В результате опять же снижается этажность, повышается интенсивность использования территории, появляется естественная и композиционно уравновешенная силуэтная линия застройки, возникают удобные для человека сценарии передвижения, отчетливо выступает на поверхность идентичность зданий, а также в разы увеличивается вариативность градостроительных схем – от периметральных и равномерных до диффузных образований.

Принцип дискретного расположения жилых единиц. Сопоставление эффективности использования территории при монолитной и дискретной структуре застройки. Преимущества и недостатки.

Принцип дискретного расположения жилых единиц. Комбинации дискретного распределения.

Следующий принцип – регламентация зон ответственности. В качестве примера я рассмотрел квартал XIX в. в центре Еревана по улице Таманяна. Этот район имел свою уникальную городскую среду, где у каждого домовладения была своя зона ответственности. В советское время центральные кварталы претерпели серьезные изменения, обросли новыми, чужеродными объектами.

В случае реконструкции можно было бы вернуть исторические границы, избавившись от временных наслоений. С этой целью внутри квартальной застройки запроектировано некое полуприватное пространство – пешеходный маршрут.
Для целостности города в зону ответственности частных собственников предлагается включать не только двор, но и прилегающие тротуары, как это было до экономических реформ 1918 г. Таким образом, за счет частных инвестиций при соблюдении общего градостроительного кода улучшается качество общественного пространства.

Принц регулирования границ ответственности

Принцип модульности подразумевает формирование пространственно-планировочной структуры застройки на основе вариативной комбинаторики и тиражирования заданных жилых единиц в пределах участка застройки.

zooming
Принцип модульности. Типологии и комбинации.

Согласно с принципом архипелагов высокоплотная многоэтажная застройка перераспределяется, органично сочетая в себе типологии города и деревни. Другими словами, в одном жилом кластере одновременно присутствуют и городское образование, и парковое, и загородное.

Принцип архипелагов высокоплотных жилых образований

И, наконец, принцип монолитно-пористого построения. Здесь застройка равномерно распределяется по горизонтали, заполняя всю площадь существующего квартала. Формируются вертикальные озелененные дворы – своего рода искусственный рельеф. Для обеспечения проницаемости объем застройки приподнимается на колоннах на 5-10 м над уровнем земли.

Принцип монолитно-пористого построения. Методика.

Принцип монолитно-пористого построения


Как Вы сами оцениваете практическую значимость данного исследования?

Р.А.
Я надеялся привлечь внимание градостроителей, архитекторов, социологов и других специалистов, причастных к формированию нематериальной среды. Мне представляется, что она куда важнее материи, ведь объем зачастую зависит от вкусовых пристрастий архитектора. Меняется время, город, потребности людей, появляются новые технологии, но целостность городского пространства должна оставаться неизменной.

22 Мая 2012

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Обладатели Гран-при «Перспективы-2012»: крупным планом
В апреле Михаил Бейлин и Даниил Никишин стали обладателями Гран-при смотра-конкурса «Перспектива». Публикуем обзор работ, представленных в портфолио творческой группы «Горожане/Citizenstudio», получивших столь высокую оценку жюри.
Большая Москва как Вавилонская башня
17 апреля в ЦДА, помимо выборов президента СМА, состоялась церемония награждения лауреатов смотра-конкурса молодых архитекторов Москвы «Перспектива-2012». Гран-при получил проект, иронически пародирующий рост Москвы в виде Вавилонской башни. Две других награды «Перспективы»: за исследование жилых пустот и за проделывание дыр в стенах станции метро.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.